Плюсы развития внутреннего рынка страны. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Рынок ценных бумаг и фондовый

Интеграционные процессы имеют положительные и отрицательные последствия для стран-участниц этих процессов.

При их рассмотрении необходимо учитывать, что все больше возрастает та часть национального производства, которая направляется на продажу за пределы страны, т.е. на экспорт. По мере роста благосостояния стран увеличивается и внутреннее потребление, покрываемое за счет ввезенных иностранных товаров. Набирающие силу внешние факторы экономического развития (воздействие экспортных и импортных операций) все в большей мере станут влиять на развитие внутренних рынков национальных хозяйств.

Выигрывают прежде всего конкурентоспособные национальные отрасли и предприятия стран, участвующих в процессах интеграции.

Для продукции таких отраслей открываются новые рынки сбыта, и у отрасли появляется возможность наращивать производство и добиваться дополнительной прибыли в основном за счет снижения издержек и увеличения объема производства.

Одновременно открывается возможность покончить с монопольным положением национальных фирм и предприятий за счет прихода на национальный рынок иностранных производителей - конкурентов. Это способствует росту конкурентных тенденций, национальный рынок вынужден реагировать на ситуацию на других рынках.

Практически в каждой экономике в той или иной мере присутствуют дефициты национальных факторов производства, таких, как рабочая сила, капиталы, инвестиционные товары и т.д. Интеграция помогает решить эти проблемы за счет перемещения этих факторов производства из других стран, чему более не препятствуют национальные государственные границы.

Вместе с этим облегчается проблема привлечения международного капитала. Чем глубже страна вовлечена в интеграционный процесс, тем больше у нее появляется шансов привлечь мировые потоки капиталов и ускорить свое развитие с помощью ресурсов, привлеченных из вне.

Все перечисленное выше делает национальные рынки более динамичными, поскольку в целом динамично развивающийся мировой рынок вынуждает национальные рынки совершать осознанные действия, направленные на их вхождение в состав мирового рынка на полноправных основаниях.

Положительные моменты интеграционных международных потоков соседствуют и с неизбежными потерями. Одна из главных потерь может быть связана с резким давлением конкурентной среды и необходимостью быстрой перегруппировки ресурсов. Этот процесс, как правило, сопровождается банкротством неэффективных производителей (и это, в целом, хорошо) и часто массовой безработицей (а это плохо, так как обостряется социальная напряженность). В то же время появление новых вакансий обычно не способно компенсировать количество потерянных рабочих мест.

В связи с тем, что государству приходится брать на себя целый ряд обязательств, преследующих выполнение определенных международных стандартов (экология, среда жизнеобитания и т.д.), может вырасти уровень налогообложения.

Если интеграционный процесс достигает широких масштабов, то в странах могут происходить изменения в приемах ведения бизнеса, исчезают многие бытовые устоявшиеся традиции, что вызывает определенный дискомфорт у некоторых слоев населения, особенно у тех, кто потерял стабильный доход в результате этих изменений. Поэтому почти идеальным вариантом является интеграционное объединение стран с близким уровнем экономического и социального развития. Не случайно, например, Евросоюз ставит для желающих войти в него стран условия по достижению определенной планки уровня экономического развития.

Второй серьезной потерей может выступать агрессивное "наступление" иностранного капитала, который стремится занять наиболее доходные ниши бизнеса, оставляя местным производителям рынки среднего и малого предпринимательства.

Поскольку в условиях глобализации национальный рынок становится местом приложения действий международных информационных и финансовых потоков, т.е. превращается в интегральную часть мировой рыночной структуры и через него проходят международные глобальные сети, ослабляются противовесы натиску на национальные рынки со стороны успешного иностранного бизнеса.

Снятие границ, со своей стороны, ведет к оттоку ресурсов, в том числе и человеческих в более успешно и интенсивно развивающиеся регионы. Опасность этого заключена в том, что страна резко теряет возможность модернизации реального сектора, падает ее "интеллектуальный КПД", а значит, и способность быть равноправным членом интеграционного объединения.

Импортная зависимость - еще одна угроза национальному рынку. В этом случае происходит оттеснение отечественных производителей с ведущих позиций национального рынка, что практически ставит страну в зависимость от импортных товарных поставок, теряется экономическая безопасность страны.

Серьезную проблему для страны может создать ее зависимость от движения международного спекулятивного финансового капитала, поскольку практически завершилась глобализация финансовых рынков, и возможность быстрых притоков и внезапных оттоков "горячих" денег приводит к потрясениям на рынке капиталов.

Смягчить отрицательные факторы интеграционных процессов можно целым рядом действий, предпринятых на государственном уровне. К ним следует отнести:

ориентацию экономического роста на инновационные процессы;

встраивание национального рынка страны в глобальную сеть ТНК как одну из составляющих процесса интернационализации производства;

нахождение адекватных рынков сбыта, т.е. рынков, где отечественный экспорт мог бы найти спрос;

диверсификация национального производства, т.е. одновременное развитие многих, не связанных между собой технологических видов производства и другой предпринимательской деятельности, расширение ассортимента производимых товаров и услуг;

продуманная политика привлечения иностранных инвестиций в качестве инструмента диверсификации экономики;

защита от спекулятивного финансового капитала путем ограничений по счету движения капиталов, или ограничения притока такого капитала в страну.

Мы уже упоминали о том, что международная торговля - древнейший вид экономической деятельности.

После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить основные причины существования международной торговли. Символически они показаны на рис. 15-1, и далее мы обсудим каждую из них более подробно.

Рис. 15-1. Экономические основы международной торговли

Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой - хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.

Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.

Импорт - покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах .

Экспорт - продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики .

Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.

Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.

На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества : страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем ее торговые партнеры.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ресурсов Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Поэтому развитие международной торговли имеет столь важное значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами , так и международными организациями.

Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.

Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.

Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Рикардо (1772-1823). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа - принципа относительного преимущества.

Принцип относительното преимущества - каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цена выбора у нее относительно ниже, чем в других странах.

Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.

В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношения цен на внутренних и зарубежных рынках , поскольку это соотношение при прочих равных условиях соответствует различиям в относительной эффективности производства товаров.

Представим себе, что цены 1 т цемента и 1 кв. м стекла в России составят по 5 тыс. р. На Украине 1 т цемента будет стоить 20 тыс. гривен, а стекла - 40 тыс. гривен. Если теперь российский предприниматель экспортирует на Украину 1 м2 стекла, то на выручку (40 тыс. гривен) он сможет купить 2 т цемента, тогда как в России - только одну.

Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. р. - в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, которое было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, т.е. 5 тыс. р. (10 - 5), составит прибыль нашего экономически грамотного предпринимателя.

Хотя этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой предприниматель рассуждает очень просто: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.

Так строят свою коммерческую практику огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются в своей деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:

  1. наиболее рационально использовать имеющиеся у нее ресурсы;
  2. добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

Процесс такой специализации создает основы не только для развития мирового рынка, но и для международного разделения и кооперации труда, т. е. организации совместной деятельности фирм различных стран при создании определенных видов конечных благ. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере.

Житель США , покупая у американской компании «Дженерал моторс» произведенный ею автомобиль «Понтиак», на самом деле совершает международную сделку . Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом: 3 тыс. долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоемкие сборочные операции; 1850 долл. - Японии за купленные у нее моторы, ведущие мосты, электронные устройства; 700 долл. получает Германия за конструирование этой машины; 450 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Сингапура и Гонконга за изготовление мелких деталей; 250 долл. уходят на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта автомобилей; 50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных. Итого примерно 6 тыс. долл. достается гражданам других стран.

На долю граждан США - управляющих и акционеров «Дженерал моторс», адвокатов и банкиров, обслуживающих фирму, других участников производства этого «американского» автомобиля - приходится лишь 4 тыс. долл.

Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.

И все же развитие международной торговли всегда было сопряжено с конфликтами и противодействием. Чтобы понять их причины, познакомимся с письмом, сочиненным более 100 лет назад французским экономистом Фредериком Бастиа (1801 - 1850) для своей книги «Экономические софизмы». Высмеивая аргументы противников свободной международной торговли, Бастиа «от имени борцов за неприкосновенность внутреннего рынка» писал:

ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ

Мы подвергаемся ожесточенной конкуренции со стороны заграничного соперника, который обладает настолько превосходящими устройствами для производства света, что может наводнить наш национальный рынок, предлагая свой товар по сниженным ценам. Этим соперником является не что иное, как солнце. Мы обращаемся с петицией - провести закон , предписывающий закрыть все окна, отверстия и щели, сквозь которые солнечный свет обычно проникает в наши жилища, нанося этим ущерб прибыльному производству, которым мы были в состоянии одарить страну.

Фабриканты свечей и подсвечников

Безусловно, бороться с солнечным светом никому в голову не приходит. Но аналогичные призывы хорошо знакомы правительствам во всем мире. Бизнесмены часто прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь на национальный рынок зарубежным конкурентам. Под давлением таких требований правительства многих стран более или менее активно проводят политику протекционизма (от лат. protectio - буквально «прикрытие»).

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой является защита отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода ограничений на импорт.

Ситуация проникновения на внутренний рынок товаров зарубежных производителей - постоянный источник экономических и политических трений во многих странах мира. Правительству надо так рассчитать свою экономическую политику, чтобы страна в целом выиграла, а не проиграла от появления на ее рынках импортных товаров. Рассмотрим плюсы и минусы появления на внутреннем рынке дешевых импортных товаров (табл. 15-1).

Анализируя эту таблицу, мы видим классический пример противоречий между экономическими интересами разных групп граждан страны.

Под давлением отраслевых лобби российское правительство вынуждено принимать меры по защите отечественных производителей от полного и быстрого краха. Для этого применяется ряд мер государственного регулирования импорта. Наиболее распространенным и гибким инструментом такого рода являются таможенные пошлины - налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

Таблица 15-1

Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей
Плюсы Минусы
  1. Граждане смогут купить больше товаров
  2. Возрастут доходы торговых фирм, и государство сможет получить с них большую сумму налогов
  3. Возрастет сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров
  4. Рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах
  1. Сократятся продажи отечественных товаров
  2. Упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит от них меньшую сумму налогов
  3. Начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастет безработица , что приведет к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице
  4. Безработные и владельцы отечественных фирм будут протестовать против политики нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти
  5. Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую независимость

Уплатив пошлину, владелец импортируемого товара вынужден повысить на него цену, чтобы избежать убытков и получить прибыль. В результате иностранный товар становится дороже и теряет часть того относительного превосходства, которое обеспечивает ему конкурентоспособность.

Введение таких пошлин означает и то, что покупатели начинают платить новый - особый - налог в поддержку определенной отрасли отечественной промышленности. Ее товары становятся конкурентоспособными без всяких усилий: не надо ни снижать затраты, ни улучшать качество, ни совершенствовать послепродажное обслуживание. Сбыт будет обеспечен автоматически - за счет «пошлинных гирь» на ногах конкурентов из-за рубежа.

Но есть и еще один важный аспект, на который надо обратить внимание.

Дело в том, что если иностранные фирмы меньше выручают от продажи своих товаров на нашем внутреннем рынке, то у них оказывается меньше денег и для того, чтобы покупать наши товары для импорта в свои страны.

Иными словами, введение таможенных пошлин, расширяя рынок для одних отраслей отечественной промышленности, одновременно сужает его для других. Именно это имеется в виду, когда экономисты говорят: «Если мы озаботимся нашим импортом, то наш экспорт позаботится о себе сам».

Протекционизм - столь давняя политика, что экономическая наука успела досконально изучить все его плюсы и минусы. Вывод во всех случаях оказывается один и тот же: даже если есть веские причины поддержать ту или иную отрасль отечественной экономики в борьбе с иностранными конкурентами, то лучше делать это не с помощью регулирования импорта. Куда эффективнее просто давать целевые субсидии отечественным фирмам этих отраслей.

Для защиты внутреннего рынка и национальных производителей правительства пользуются такими инструментами протекционизма, как импортные квоты и лицензии.

Импортная квота представляет собой устанавливаемую правительством предельную величину ввоза в страну за год определенных товаров из конкретной страны-производителя.

Внешнеторговая лицензия по природе близка к квоте и представляет собой выдаваемое государством разрешение на ввоз в страну или вывоз из нее определенного вида товаров.

Надо сказать, что импортные квоты - самый грубый метод защиты рынка, и правительства других стран обычно реагируют на такую политику отдельной страны очень резко, вводя аналогичные квоты на ввоз ее товаров.

Долгий опыт «торговых войн » научил наиболее развитые страны тому, что в таких «войнах» проигрывают обе стороны и лучше не допускать начала «боевых действий». Все это в сочетании с пониманием огромного значения международной торговли для обеспечения устойчивого экономического роста заставило многие страны в XX в. пойти на отказ от протекционизма и приступить к поиску новых методов организации мирового рынка.

В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (называемое чаще по первым буквам английского написания ГАТТ - General Agreement on Trade and Tariffs). В основу ГАТТ легли три принципа, рожденные многовековой историей международной торговли:

  1. все страны - участницы ГАТТ будут применять по отношению друг к другу одинаковые меры регулирования экспорта и импорта, не допуская дискриминации одной или нескольких стран по сравнению с другими;
  2. все страны будут стремиться к снижению таможенных пошлин, чтобы открыть путь для более полного и точного использования своего относительного превосходства и рационального международного разделения труда;
  3. страны - участницы ГАТТ откажутся от самой грубой формы зашиты своих рынков - импортных квот.

Сегодня это Соглашение подписали уже более 100 стран. О его результативности можно судить по снижению таможенных пошлин в странах - членах ГАТТ. Так, за 80-е гг. средний импортный тариф на сырье в промышленно развитых странах снизился с 2,5 до 1,6%, а на промышленную продукцию - с 10,5 до 6,4%. Успех ГАТТ привел к созданию на его основе Всемирной торговой организации (ВТО), куда Россия сейчас пытается вступить, проводя долгие и трудные переговоры.

Причина такого стремления проста: соблюдая принципы цивилизованной торговли по отношению друг к другу, страны - члены ГАТТ/ВТО ведут себя по отношению к странам, которые в этом Соглашении не участвуют, совершенно иным образом. И Россия ощущает это на себе очень болезненно. Она сегодня аутсайдер на мировом рынке, и ограничительные пошлины на российские товары под предлогом антидемпинговых процедур устанавливают и США, и Европейский союз , и Мексика, и Бразилия, и Индия, и Польша.

Демпинг - продажа товара по цене ниже издержек производства или существенно ниже той, что сложилась на данном рынке.

В итоге из-за таких барьеров для своих экспортных товаров Россия ежегодно теряет порядка 2,5-3 млрд долл. выручки от продаж. Вести переговоры по каждому случаю установления непомерно высоких пошлин на российские товары практически невозможно. Спасение может принести только вступление в ВТО, хотя оно и потребует соответствующего отказа от пошлинной защиты внутреннего рынка.

Переговоры о присоединении России к ВТО идут с 1995 г., и все эти годы в нашей стране продолжается жаркая дискуссия сторонников и противников этого шага. Сторонники присоединения обращают внимание своих оппонентов на то, что членами ВТО уже стали 146 стран, т. е. почти вся планета. Недавно приняли Непал и Камбоджу и в ближайшие годы число сфан - членов ВТО будет увеличиваться. И потому любая страна, желающая принять равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Нет особого смысла уклоняться от этого России, поскольку экспорт играет огромную роль в экономике нашей страны.

Вступив в ВТО, Россия:

  • получит лучшие в сравнении с существующими и недискриминационные условия для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • сможет воспользоваться международными механизмами разрешения торговых споров;
  • обеспечит более благоприятный климат для иностранных инвестиций ;
  • расширит возможности для российских фирм вести дела в странах - членах ВТО;
  • создаст условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • сможет участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшит свою репутацию в мире как полноправного участника международной торговли.

Но у такого шага есть и серьезные противники, поскольку вступление России в ВТО приведет к резкому обострению конкурентной борьбы отечественных производителей с фирмами экономически более развитых стран Запада и Востока. Между тем Россия - северная страна, и работа в этом климате требует больших затрат не только на отопление, освещение, но и на создание и поддержание тех мощностей, которые обеспечивают стране и ее предприятиям конкурентоспособность на рынке. В результате у отечественных фирм издержки зачастую оказываются выше и в условиях открытой - после вступления в ВТО - экономики такие фирмы могут быстро разориться, а их работники - лишиться работы.

Сейчас Правительство России ведет сложные переговоры о том, на каких условиях может состояться присоединение России к ВТО, т. е. пытается добиться наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и необходимых для этого уступок (в виде снижения тарифов на импорт товаров и открытия внутренних рынков).

Следует помнить, что противоречия между национальными и иностранными производителями в мировой экономике будут всегда, пока существуют национальные интересы отдельных стран. Весь вопрос в организации механизма устранения или сглаживания противоречий. Международные торговые организации всего лишь способ (весьма далекий от идеала) согласования интересов.

Развитие международной торговли в XX в. действительно превратило ее в решающий фактор экономического роста для большинства стран мира. По расчетам экономистов, полная реализация всех задач либерализации мировой торговли, предусмотренных при создании ВТО, может привести к увеличению ежедневного дохода каждого гражданина развитых стран мира на 40 центов США, или на 146 долл. в год. Понимание этого заставило многие страны пойти на шаги, которые еще в начале XX в. казались просто немыслимыми.

Речь идет о полном открытии странами своих национальных рынков в рамках торговых союзов, или, как их чаще называют, международных зон свободной торговли.

Наиболее известная зона свободной торговли - это уже упоминавшийся выше Европейский союз (ЕС), созданный под именем Европейского экономического сообщества в 1958 г. и включающий сегодня подавляющее большинство стран Западной Европы.

Предметом торговли на внутреннем рынке могут выступать продукты питания, природные ресурсы, ценные бумаги и объекты. В сфере трудоустройства выделяют внутренний рынок труда.

Исходя из этих факторов, существует несколько определений для внутреннего рынка:

  • Это весь товарооборот и его особенности в рамках федеральной экономики.
  • Это рынок, со своей экономической системой между производителями, продавцами и покупателями, функционирующий в пределах одного государства.
  • Это экономические и административные процессы, регулирующие отношения между субъектами внутри торгового пространства.
Внутренний рынок способствует формированию рыночных тарифов и координирует все торгово-денежные операции в государстве.

Сегменты внутреннего рынка

Прогресс в сфере производства и товарно-денежного оборота способствует образованию и расширению внутренних рынков. Специализация и характер деятельности определили сегментацию внутренних рынков одной страны. Так, розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства.

Рынок ценных бумаг и фондовый

Это организованная среда, в которой происходят сделки на бирже, продаются и покупаются капиталы и активы, выпускаются и пускаются в оборот ценные бумаги.

Говоря о внутреннем рынке, опять же понимается территориально ограниченное пространство, например, внутри страны.

Рынок труда

Он действует на основе перемещения кадров по вертикали (карьерный рост) или горизонтали (смена рабочей компании на другую, но с сохранением прежней должности). Рынок рабочей силы, можно отнести и к сегменту «Ресурсы страны». Трудовые взаимоотношения и спрос на работников напрямую влияют на состояние экономики государства.

Рынок недвижимости

Данный сектор помогает устанавливать рыночные цены на жилые и нежилые объекты. С его помощью формируется успешное администрирование пространства.

На торгах недвижимостью происходят уступки прав собственности на имущество.

Валютный рынок

Состояние этого сектора, а именно валютная стабильность или скачки курсов моментально сказываются на размерах импорта- и экспорта- замещения. В случае падения внутренней валюты закупка импорта значительно снижается, а потребление отечественных продуктов увеличивается.

В состав валютного рынка входят различные биржи, финансовые учреждения и электронные кассы.

Кредитный рынок

Регулирование всех кредитных взаимоотношений между банками, МФО и их клиентами. В качестве заемщиков могут выступать как физические, так и юридические лица. Предметом этого внутреннего рынка являются деньги.

Инвестиционный рынок

Главная его задача — привлечение инвестиций с помощью верного распределения финансов и капиталов.

Рынок товаров и услуг

Он регулирует отношения производителей, продавцов и потребителей материальных товаров и нематериальных услуг. Сюда относят: ресторанный бизнес, деятельность нотариальных контор и т. д..

ВВЕДЕНИЕ

Имеет место одно понятие, которое характеризует политику многих стран в сфере внутренней рыночной политики - это протекционизм. Протекционизмом называют политику государства, когда оно защищает своего национального производителя путём установления более высоких расценок на ввоз товара. Также протекционистская политика может осуществляться за счёт действий государства, направленных на установление более низких цен на национальные продукты, нежели импортную продукцию, завезенную из-за границы и других стран.

Россия является ярким примером страны, которая активно ведёт борьбу и постоянно защищает свой рынок, поддерживая отечественных производителей. Российская власть пытается сделать всё, чтобы установить промышленность и производство на высоком уровне, которое могло бы обеспечивать все нужды населения в товарах и услугах.

Но если говорить о сегодняшней ситуации, то Россия вследствие санкций Евросоюза получила огромные убытки около 5-6%, которые приводят к упадку экономики. Для Евросоюза даже миллиарды евро являются мелочью по сравнению с данной возможностью уничтожить российскую мощную промышленность. В первую очередь упадок российских сил может привести к убыткам не целому Евросоюзу, а отдельным предприятиям, которые сотрудничали с ним.

В связи с этим, особую важность приобретает задача создания диверсифицированной экономики, решение которой становится возможным в рамках инвестиционно-технологического типа развития национальной экономики.

Целью данной работы является исследование развития внутреннего рынка в стране.

1.Импортозамещение продукции как основа развития внутреннего рынка страны

Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становится особенно актуальным импортозамещение.

Импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов.

В свою очередь, оба варианта импортозамещения могут осуществляться на базе преимущественно рыночных механизмов или же посредством административного вмешательства различных политических структур. В первом случае успешное импортозамещение - это справедливый результат конкурентной борьбы. Отечественный производитель таким образом доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик. Возможен, однако, вариант, при котором данный процесс будет осуществляться в силу административных запретов на ведение деятельности, наложенных в отношении иностранцев.

В 2014 г. возникли судьбоносные для России вызовы, потребовавшие мобилизации потенциальных возможностей ее экономики.

Назовем некоторые из этих вызовов. Вдвое снизилась мировая цена на нефть. Далее можно ожидать соответствующего удешевления газа, поскольку методика ценообразования на природный газ зависит от цены на нефть. Между тем сегодняшнее благополучие страны в решающей мере связано с экспортной выручкой от продажи нефти (около 280 млрд. долл. в год) и природного газа (свыше 60 млрд. долл.) . За счет доходов от экспорта нефти и газа Россия оплачивает импорт машин и оборудования, лекарств, продовольствия и др. Поэтому, если не прибегать к расходованию валютных резервов, следствием снижения экспортной выручки неизбежно становится необходимость замены импорта продукцией отечественного производства, даже с некоторой допустимой потерей качества, но выигрышем в цене.

Понижение кредитных рейтингов в сочетании с санкциями закрывает доступ к дешевому зарубежному капиталу, способствует вывозу российского капитала. В 2014 г. отток капитала составил около 150 млрд. долл. . Следствием этого является свертывание инновационной деятельности, производственного строительства, источников быстрого подъема экономики.

Негативные экономические вызовы 2014 г. для России (если «вынести за скобки» санкции) стали результатом снижения темпов экономического роста, начавшегося в 2013 г., под влиянием падения роста цен на нефть, в сочетании с неблагоприятными последствиями недоинвестирования 2009 г. вследствие мирового кризиса. В 2015 г. и в ближайшей перспективе темпы экономического роста по-прежнему в решающей мере будут зависеть от цен на нефть.

Как отмечено выше, Россия ежегодно выручала от экспорта нефти и нефтепродуктов около 280 млрд. долл. При снижении цены вдвое выручка составит 140 млрд. долл. При существующем валютном курсе рубля потери от двукратного снижения мировых цен на нефть приблизятся к 9 трлн. руб. Это примерно соответствует золотовалютным резервам страны от продажи сырья в предшествующие годы. Полученная оценка потерь предельно завышена. По оценкам Минэкономики, обвал на рынке нефти обойдется федеральному бюджету в 2,35 трлн. руб. .

В апреле 2014 года была разработана Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, разработанная Минпромторгом при участии Министерства энергетики РФ. В докладе о стратегии для РСПП химический комплекс представляется как «локомотив мировой экономики и драйвер экономического развития». Определение дано на основе множества статистических сопоставлений и трендов.

В России темпы роста химпрома в 2012 году составили всего 1,3 %, а в 2013-м - уже 4,5 %, заметно превысив индекс промышленного производства в целом по стране, значение которого составило 100,3 %.

Импорт продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в РФ в январе 2015 года упал на 41,9 % - до 1,474 миллиарда долларов по сравнению с январем прошлого года.

Прежде всего, обвалился импорт мяса и субпродуктов - на 75,6 %. Ввоз свинины упал на 91 %, говядины - на 66,4 %, птицы - на 33,1 %.

Импорт рыбы в январе снизился на 58,2 %, молочных продуктов - на 78,4 %, овощей - на 40,6 %, алкогольных и безалкогольных напитков - на 48,9%.

Вырос только импорт табака - на 26,3 %.

В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства. В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными.

На данном этапе импортозамещения все, что конкурентоспособно иностранным аналогам, при прочих равных будет получать приоритет. Это открывает перед предпринимателями огромные возможности, стимулирует конкуренцию между ними. Конечно, некоторые экономисты утверждают, что протекционизм редко приводит к росту конкурентоспособности и качества товаров. Обычно - наоборот.

При этом в России немало примеров успешного импортозамещения. Достаточно вспомнить ту же Калужскую область, где создан автомобильный кластер и размещены сборочные производства Volkswagen, Volvo и Peugeot-Citroen. А также производства компонентов для других заводов и автомобилей. Samsung недавно открыл в области производство телевизоров и стиральных машин. Сборочные цеха ведущих мировых автопроизводителей есть и в других регионах страны.

Процесс импортозамещения в России имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, за счет дешевизны некоторых природных ресурсов. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК. При этом при необходимости, как считают многие аналитики, можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо, как считают многие аналитики, сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. Таким образом, импортозамещение в России, вероятно, будет происходить в рамках обоих сценариев, в зависимости от конкретной отрасли.

Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Конечно, в этой сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного Союза могут осуществляться в Россию свободно - никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве - в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, в том, насколько эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике.

Касательно промышленности необходимость в альтернативе продукции зарубежных поставщиков у российских потребителей возникла главным образом в силу падения курса рубля. Импортные товары стали дороже. Во многих сегментах промышленности это предопределило также и повышение цен на производимую продукцию внутри страны. Импортируя, скажем, станки или какие-то радиоэлектронные детали, российский производитель столкнулся со значительно выросшими издержками, компенсировать которые во многих случаях стало возможно одним способом - повышая цены для внутренних потребителей.

Вместе с тем импортозамещение в промышленности, если говорить о российском сценарии, может носить далеко не только вынужденный характер. Падение рубля сыграло, по мнению многих экспертов, в определенной степени положительную роль для экономики. Дело в том, что по факту обесценивания российской национальной валюты многие производственные издержки, а также зарплата в долларовом выражении, равно как, впрочем, соотносительно с большинством других крупнейших мировых валют, снизились очень существенно. В российскую промышленность, как результат, стало выгодно инвестировать.

Если посмотреть на отчеты Минфина за 2014 год, касающиеся трендов в экономике, то можно увидеть, что в РФ ощутимо выросло промышленное производство - примерно на 1,4%. В то время как ВВП, согласно предварительным подсчетам, в 2014 году вырос примерно на 0,6%. Также некоторые эксперты отмечают: даже в ряде совсем нехарактерных, казалось бы, для нашего национального производства сегментах происходит импортозамещение. Список товаров, которые активно производятся в России, формируют, в частности, предметы бытовой техники, электроника, в то время как большинство обывателей привыкли, что выпускается она в Азии. Хотя есть и версия, что подобные цифры вызваны ситуационным всплеском спроса на ту или иную продукцию. И потому нужно подождать, чтобы удостовериться в фундаментальности данного тренда.

Импортозамещение в промышленности России, таким образом, выражается в двух аспектах. Во-первых, это желание потребителей иметь доступ к более дешевой продукции. Во-вторых, это привлекательность российской экономики с точки зрения производственных издержек.

В числе в наибольшей мерезависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта, по подсчетам некоторых аналитиков, - порядка 90%. В тяжелом машиностроении ненамного меньше - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - цифры в некоторых ее сегментах также доходят до 90%. В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.

Касательно производства, нужна масштабная программа импортозамещения, в значительной мере поддерживаемая государством. Работа в этом направлении в целом ведется. Если она будет успешно реализована компетентными ведомствами, то в течение ближайших лет вполне возможно, как считают некоторые аналитики, снизить показатели зависимости каждой из отраслей промышленности примерно на 30%, а может быть, и больше.

Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие IT-продукты из РФ хорошо известны за рубежом. И потому наша IT-школа вполне конкурентна. Вместе с тем, как подсчитали некоторые аналитики, зависимость российской сферы информационных технологий от западных решений весьма значительна. Порядка 70% софта, используемого пользователями, как частными, так и на уровне корпораций, поставляется иностранными разработчиками. И это при том, что в очень многих сегментах ПО есть российская альтернатива, которая, как полагают многие эксперты, ничем не уступает зарубежным образцам по функционалу и качеству.

Одним из ключевых аргументов в пользу того, чтобы использовать отечественные IT-решения, аналитики называют необходимость в обеспечении безопасности задействования ПО в большинстве сегментов бизнеса. Работа многих предприятий связана с передачей секретных данных. Многие из руководителей российских фирм склонны испытывать сомнения по поводу использования зарубежного ПО в таких случаях. Также работа многих фирм связана с необходимостью поддержания исключительно бесперебойной работы серверных систем, обеспечить которую подчас могут только те поставщики, которые расположены непосредственно в РФ.

Соответствующая программа импортозамещения в России, имеет все ресурсы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах IT-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.

Таким образом, импортозамещение - это процесс, который может касаться любой отрасли. Экономическая ситуация в России требует скорейшего импортозамещения во многих сегментах национального хозяйства, однако осуществить ее на практике не всегда легко.

2.Проблемы импортозамещения

Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики.

Прежде всего это весьма ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских бизнесов к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих компаний из РФ, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 15%, и получить займ предприятие, вероятнее всего, сможет при процентах, которые будут не меньше этого значения. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.

Каким может быть возможное решение проблемы с доступностью кредитов? Некоторые эксперты считают, что многие российские бизнесы могли бы освоиться на рынке проектного финансирования или же, например, в сфере венчурных инвестиций, тем самым получая доступ к кредитам на более выгодной основе или же к капиталу на условии уступок по долям во владении компанией.

Такая перспектива, конечно, устроит не все бизнесы, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из стана ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие бизнесы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок.

Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров. Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного гражданства для людей, имеющих значительные связи с Россией - родственные, языковые, культурные.

Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению - обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.

Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у правительства РФ не очень много. Есть совершенно радикальный - выйти из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего производителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 году Россия, как отмечают некоторые аналитики, может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при всём этом не нарушить действующие нормы ВТО.

Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в освоении космоса. При этом при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом правительство России подходит в вопросу импортозамещения в достаточной мере серьезно.

В частности, в августе 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура - Фонд промышленности. Ключевая задача, которую данное учреждение будет выполнять, - как раз предоставление бизнесам необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 года Правительством был разработан новый закон «О промышленной политике в РФ». Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства.

Заключение

Импортозамещение представляет собой особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, которая направлена на защиту внутреннего производителя и должна обеспечить население страны всеми необходимыми товарами народного потребления, сельскохозяйственным сырьем и продовольственными товарами путем замещения импортируемых товаров товарами национального производства.

Введенные экономические санкции против Российской Федерации со стороны западных стран, вынуждают страну ставить по новому вопросы об импортозамещении, а так же необходимости исследования социальных и экономических последствий этих мер, преимущества рисков, возможностей угроз для экономики региона.

Применение санкции в отношении России со стороны многих западных стран это реальный шанс для отечественных аграриев в плане того, что в первую очередь они могут завоевать отечественный рынок. Зарубежная продукция, которая заполняет прилавки российских магазинов, далеко не лучшего качества.

Большую часть продукции, которую ввозят из других стран, отечественные аграрии способны производить самостоятельно. Исключением могут быть экзотические фрукты и ягоды, орехи, некоторые виды морской рыбы. То есть достичь максимального уровня импортозамещения при сложившихся природно-климатических условий наша страна в состоянии.

С учетом последних изменений на мировом рынке приоритетом развития российского сельского хозяйства, становится обеспечение продовольственной безопасности при одновременном активном импортозамещении.

Изменение геополитической обстановки выявило, что следует обеспечить доступность продовольствия за счет внутреннего производства. Ориентация на импортозамещение и связанную с ним модернизацию должна заменить сырьевую направленность экономики РФ.

Таким образом, импортозамещение выгодно как государству, так и потребителям. Для государства это развитие предпринимательской деятельности и самой экономики в целом, строительство заводов, птицефабрик и других зданий, а так же снижение безработицы в стране, а для потребителей это качественные продукты питания, без каких - либо добавок и вреда здоровью.

Список использованной литературы

2.Баевская С. С., Сотина А. И. Импортозамещение как реальное средство для промышленного роста [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 246-248.

3.Березинская О., Ведев А. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения //Вопросы экономики. 2015. - № 1.- С. 23 - 29.

4.Елецкий Н. Д., Столбовская А. Г. Импортозамещение в России: не проблема, а задача // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 406-408.

5.Мамикоян М. Сильные компании увеличивают производство даже без субсидий // Бизнес России. 2014. - № 12 - С.16 - 22.

6.Сафиуллин А. Умное регулирование в экономике, основанной на знаниях // Проблемы теории и практики управления. 2015. - № 5. - С. 135-142.

7.Содружество независимых государств в 2015 году. Стат. ежегодник. М., 2015.

8.Фальцман В. Импортозамещение в ТЭК и ОПК//Вопросы экономики. 2015. - № 1. - С. 12 - 18.

9.Фальцман В.К. Конкурентоспособность России на рынках большой Европы и мира. Колл. монография Института Европы РАН. - М.: Весь мир, 2014.- 123с.

10.Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России / Ф.С.Федоляк - М.: НИЦ Инфра-М.-2014.-320 с.

11.Филатов В. И. Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста российской экономики // Вестник Института экономики РАН. - 2015. - № 2. - С. 76-86.

12.Яловенко Я. В. Импортозамещение как фактор обеспечения устойчивого развития национальной экономики // Экономика и эффективность организации производства. 2015. - № 22. - С. 35-37.

13.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.gks.ru.

14.Портал РБК Инновации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://i.rbc.ru.

15.Портал информационного агентства Regnum [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regnum.ru.

Единый внутренний рынок Европейского союза (далее ЕС) – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Концепции «внутренний рынок», «единый рынок» и «общий» рынок зачастую используются как синонимы, и все же незначительно, но эти понятия имеют смысловые нюансы. Общий рынок – это этап международной экономической интеграции, который предполагает не только отмену внутренних импортно-экспортных пошлин, но и создание всех условий для свободного перемещения товаров, работ и услуг, а также капитала и трудовых ресурсов. Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Это отражено в позиции Суда ЕС в решении от 5 мая 1982 г. по делу 15/81 Гастон Шуль (Gaston Schul Douane Expediteur BV ν Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen): общий рынок направлен на устранение всех барьеров в торговле внутри сообщества с нацеленностью на слияние национальных рынков в единый рынок; при этом преимущества такого рынка должны быть доступны не только для бизнес-игроков, но и для частных лиц. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Далее может последовать стадия превращения объединенных национальных рынков во внутренний рынок, что предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка. Рассмотрим, каким образом данные стадии проходили в рамках ЕС.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 г. Ст. 2 Договора о Европейском экономическом сообществе устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т. е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза. Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободного движения факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики.

В целом к 1 января 1970 года основы общего рынка были заложены. Общие правила, остающиеся неизменными и сейчас, таковы.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т. е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

В 1985 году Президент Еврокомиссии Жак Делор высказался о необходимости достигнуть к 1992 году стадии единого рынка. Концепция единого рынка была заложена в Едином европейском акте 1986 г. (ЕЕА). Значение формулировки ЕЕА заключалось в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами-членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.

В Договоре о ЕС (Маастрихтском договоре 1992 г.) были внесены значительные изменения в раздел «Общая торговая политика», в частности были отменены статьи, определяющие порядок и этапы формирования общей торговой политики. Маастрихтский договор значительно ограничил правомочия государств-членов вводить защитные торговые меры: с 1993 г. такие меры могли приниматься государствами самостоятельно только при наличии предварительного разрешения Комиссии. Концепция единого рынка стала реально функционировать с 1 января 1993 г. и сегодня является составной частью экономического и валютного союза государств-членов.

Лиссабонский договор 2007 г. не обращается к категориям «единый рынок», «общий рынок», в нем фигурирует термин «внутренний рынок». Тем не менее основные характеристики внутреннего рынка остаются те же, что и для общего рынка: это «пространство без внутренних границ, в котором осуществляется свобода движения товаров, лиц, услуг, капитала» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС). Если, по мнению Комиссии в целях равномерного развития внутреннего рынка, в отношении каких-либо позиций и предусматриваются изъятия, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка.

В настоящее время в Договоре о функционировании ЕС вопросы внутреннего рынка урегулированы ст. ст. 26–66 и Протоколом № 27 о внутреннем рынке и конкуренции. Отдельно регламентированы вопросы конкуренции (ст. ст. 101–109 Договора о функционировании ЕС).

Внутренний рынок включает всех государств – участников ЕС без исключений. Территориально режим общего рынка распространяется также на 3 из 4 государств – членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г Лиссабонский договор устанавливает сферу внутреннего рынка в рамках совместной компетенции (ст. 4). При этом правила в области конкуренции – это сфера исключительной компетенции Союза (ст. 3). Вопросам внутреннего рынка придается столь большое значение, что они отнесены, среди немногих, к вопросам так называемой подразумеваемой компетенции по ст. 352 Договора о функционировании ЕС, в силу которой Совет ЕС, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, может принять решение о расширении полномочий, если это необходимо для реализации целей внутреннего рынка.

В судебной практике Суда ЕС было расширено понимание сферы действия внутреннего рынка: внутренний рынок также охватывает вопросы ответственности, в т. ч. минимальных штрафов за нарушения права ЕС в сфере функционирования внутреннего рынка.

Еще по теме 6.1 Формирование общего, единого, внутреннего рынка:

  1. ТЕМА V ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФ РАСТ РУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
  2. 1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО
  3. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  4. §3.2. Предоставление политического убежища и статуса беженца как канал легализации: политико-правовые трудности в формировании общего подхода