Билла клинтона реформы образования. Рейганомика и экономическая политика Б.Клинтона. Промежуточный период, формирование кабинета

Презентация по теме: Билл Клинтон и его политика

O Уиильям Джеифферсон (Билл) Клиинтон
родился 19 августа 1947г; 42-й
президент США.
O Управлял страной
O С 1993 - 2001гг.

Президентские выборы 1992г.

O 3 октября 1991 года Билл Клинтон
выдвинул свою кандидатуру на пост
президента США. Во время предвыборной
кампании упор делался на непростом
экономическом состоянии, в котором
пребывала страна по итогам 12 лет
правления республиканцев. Высокая
инфляция позволили Биллу Клинтону
проводить свою предвыборную кампанию
под лозунгом «Это экономика, дурачок»

Внутренняя политика Билла Клинтона

O США при Клинтоне достигли верха своего благополучия, спокойствия
и процветания. Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась
небывалым и весьма продолжительным экономическим подъёмом.
Рождённая передовыми технологиями «новая экономика» США
продемонстрировала высочайшие темпы роста производства, что
привело к росту заработной платы и сокращению безработицы.
Президент Клинтон использовал многочисленные возможности,
которые давал рост экономики, для того, чтобы осуществлять разнооб
разные социальные программы. Фактически при нём была
сформирована
прочная
«страховочная
сеть»,
защищавшая
американцев в случае потери работы, трудоспособности или
кормильца. Однако не все граждане США смогли ею воспользоваться.
O Заметного успеха в 1990-е гг. достигла борьба с преступностью и
коррупцией. Правительство США значительно усилило поддержку
науки. В результате США завоевали бесспорное лидерство в мире по
развитию информационных технологий и биотехнологии.

Внешняя политика Билла Клинтона

O В 1994 г. американская разведка выяснила, что Северная
Корея активно готовится к созданию ядерной бомбы.
Прямое давление на корейцев не помогло, назревал
вооружённый конфликт. Ситуацию удалось разрядить при
участии посредника - бывшего президента США
Картера. Он добился соглашения о решении подобных
вопросов мирным путём.
O В 1998 г. американские самолёты бомбили Ирак, после
того как руководство этой ближневосточной страны
заявило о нежелании сотрудничать с экспертами ООН.
O В 1999 г. американские самолёты участвовали в
бомбардировках территории Югославии во время так
называемого Косовского кризиса.

Приход к власти в 1992 дем-тов. При всей популярности внеш. курса респ-ца Буша в стране множество проблем: бюджет. дефицита (в 1992 – 290 млрд.$), госдолг – 4 трлн.$; в соц. сфере это дороговизна медобслуживания (льготами пользовались лишь 20% насел., ещё ок. 15% не имели возможн. обращаться к квалифицир. врачам) и проблема реформирования системы вспомоществования.

Респ-цы выдвинули на 2-й срок Буша; в его предвыб. агитации упор на твёрд. внешнепол. курс, обеспечивший США победу в «хол. войне» и мир. лидерство, +обещание некот. умер. вмеш-ва фед. властей в решение соц.-экон. проблем. Послед. обещание вызвало противодействие прав. респ-цев→ ослабление позиций партии.

Дем-ты выдвинули молод. пол-ка, губернатора Арканзаса Уильяма Клинтона. Он в целом поддерживал внеш. курс респ-цев, но обвинял их в нежелании решать острые соц. проблемы. В его предвыб. платформе призывы к возобновлению традиционной для дем-тов актив. соц. пол-ки сочетались с заявлениями о необходимости жёст. фин. пол-ки (преодоление бюджет. дефицита) и жёст. борьбы с преступностью (по-существу, пункты обыч. респ. программы).

3-й независимый кандидат – Росс Перо, к-рый. получил 19 млн. голосов, больше, чем какой-л. независимый кандидат в прошлом. Клинтон набрал 44 млн. голосов против 38 млн. у Буша. За дем-тами больш-во в Конгр.

Политика админ-ции Клинтона в 1-й пол. 90-х. Планы соц. реформ. Острая дискуссия вокруг плана Кл.(сент. 1993) о введении сист. всеобщ. мед. страхов . за счёт увелич. налогов на такие цели. Резко против – Амер. мед. ассоциация (такая нов. структура будет целиком под контролем гос-ва) и респ-цы (слишком дорого). =>Билль не прошёл даже через комитеты Конгр. В том же 1993 правит. план реформы сист. вспомощ. : оказание помощи бедным и безработ. за счёт выделения средств на их переквалификацию и повыш. образов., чтобы они стали более конкурентоспособны на рынке раб. силы. (Попытки таких реформ были ещё в 70-80-х, но из-за слишком круп. фин. расходов гос-ва они отбрасывались.) Этот план поддерживался больш-вом насел., но так и не был внесён Клинтоном в Конгр. (где было больш-во дем-тов (!)) из-за сильной оппозиции консерваторов и необходимости высоких расходов на его реализацию в условиях дефицита бюджета. =>Эти планы были отложены на более поздние сроки.

Осн. усилия админ. в это время – на преодоление бюджет. дефицита.→ авг. 1993 – нов. налог. реформа : увеличение max ставки подоход. налога и налога на доходы корпораций до 36%. + меры по борьбе с преступностью: ужесточение наказаний, усиление контроля за продажей оружия, численности правоохр. органов.



На промежут. выборах 1994 респ-цы вновь завоевали больш-во в Конгр. <= Недовольство традиц. дем. избирателей неспособностью Кл. осущ. 2 важнейших проекта соц. реформ. Значит. часть «сред. класса», наоборот, опасалась намерений през-та пойти на столь сильный бюджет. расходов и поддержала прогр. респ-цев возврата к рейганизму. + самые высокодоход. группы насел. были недовольны повышением налогов.

=> В 1995-96 борьба между Белым Домом и Конгр. из-за методов достиж. сбалансир. бюджета. Респ-цы в марте 1995 чуть было наконец не протолкнули конст. поправку об обязат-ти соблюдения сбалансир. бюджета (впервые такие идеи появились ещё при Трумэне). Респ. больш-ву Конгр. удалось добиться некот. сокращ. программ соц. помощи. В 1996 – закон об установл. max пятилетнего срока помощи по сист. вспомощ. и об обязательности участия её получателей в труд. деят-ти. (NB К сер. 90-х госпомощь по таким прогр. в основном получало чер. население, живущее в негрит. районах-гетто, не работающее и не учащееся целыми поколениями)

=> «Великая бюджет. война» 1995-96: из-за трений между Белым домом и Конгр. бюджет на 1996 фин. год не был принят в установл. сроки→ в нач. 1996 была даже приостановлена деят-ть фед. учреждений и посольств за рубежом.

Деят-ть админ-ции Клинтона была облегчена экон. бумом, начавшимся ещё в 1993. Резкий произ-ва и конкурентосп-ти, особенно в нов. отраслях, обеспечили США мир. экон. лидерство→ нов. раб. места→ сокращ. до 4,5% безработицы, низкая инфляция (<2%). => доходов фед. казначейства.→В 1997 админ-ции практически удалось добиться сбалансированного фед. бюджета (в 1997 его дефицит сост. 22 млрд.$, в 1998 впервые за неск. десятилетий он стал профицитным, а к 2000 профицит достиг 220 млрд.$). Были увеличены гос. расходы в соц. сфере, на образов. и здравоохр. В 1996 min з/п был с 4,25 до 4,75, а в 1997 – до 5,15 $/час. В янв. 1999 Кл. выдвинул план использов. части бюджет. профицита для укрепл. фин. базы сист. соц. страхов., для улучш. здравоохр., совершенствования сред. и высш. образов.

Но глав. внутрипол. проблемой 2-го срока Кл. стал скандал с Моникой Левински. После выборов 1996 админ. Кл. в целом стала сочетать в своей деят-ти принципы огранич, но эффектив. госрегулиров. с «ответствен. фин. пол-кой». +успеш. экон. деят-ть през-та. Таким образом, дем-ты перехватили у респ-цев их осн. прогр. установки, и те не смогли выдвинуть реальн. альтернативы курсу прав-ва. =>В преддверии выборов 1998 респ-цы попытались перевести борьбу из полит. в другую сферу и стали раздувать дело Левински. Правда, они перегнули палку с изобличениями, и этот скандал им мало что дал: на промежут. выборах 1998 они даже потеряли пару мест в Конгр., а попытка импичмента в нач. 1999 провалилась. Этот скандал скорее вылился, в конеч. счёте, в проведение бомбардировок в Югославии в марте-июне, т.к. Клинтону перед голосованием по импичменту и в преддверии выборов 2000 г. надо было устроить маленькую успешную войну для усиления позиций дем. админ-ции.

Внешняя политика Клинтона. Ратификация Конгрессом в нояб. 1993 договора о создании Североамер. ассоциации своб. торг. (НАФТА)<= Ослабл. к кон. 80-х экон. позиций США в мире.

Ставка в 1992-93 на укрепл. сотрудничества с Россией из-за лев. парл-та и её ослабления не удалась. => С 1994 курс на укрепл. мир. лидерства США с применением методов диктата во внешнепол. действиях. Основ. эл-том внеш. пол-ки админ. в 90-х стала воен. сила самих США или НАТО. После распада двухполюс. мира США стали претенд. на роль мир. суперарбитра. → Вмешат-во во внутриюгосл. конфликт в 1994-95, расширение НАТО, бомбардировки Ирака, события в Косово в 1999 (всё это в обход санкций ООН)→ ухудш. отнош. с Россией. Именно при Кл. в США начались разговоры о созд. НПРО, хотя окончательное решение по этому вопросу он оставил след. админ-ции.

В.В. Мотылев

ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТОВ США. БИЛЛ КЛИНТОН

Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон, 42-й президент США (19932001 гг.) от Демократической партии, родился в августе 1946 г. в небольшом провинциальном городке Хоуп, штат Арканзас. Его отец Уильям Блисс погиб в автомобильной аварии за 3 месяца до рождения сына. Мать Билла вышла замуж за Р. Клинтона, который усыновил мальчика. Семья была небогатая: мать работала медсестрой в больнице, у отчима была небольшая фирма; правда, дедушка по материнской линии имел магазин и ферму. Билл считал его представителем среднего класса.

Билл Клинтон хорошо учился в школе, любил математику, историю и художественную литературу, иностранные языки. С 5-го класса он начал серьезно интересоваться политикой. В 1964 г. поступил на международный факультет Джорджтаунского университета. Чтобы оплачивать учебу, Клинтон работал в офисе известного сенатора-демократа У. Фулбрайта1 . После окончания университета сенатор Фулбрайт рекомендовал своего помощника на учебу в Оксфордский университет в Англии, где Клинтон получал стипендию им. С. Родса, изучая цикл социальных наук. Он прекрасно учился, прочитывая по 300 книг в год2 . После окончания Оксфорда Биллу Клинтону опять улыбнулась судьба: он поступил на юридический факультет престижного Йельского университета в США. Во время учебы в этом университете он познакомился с Хилари Родам. По их утверждению, они полюбили друг друга и долго не расставались. Надо оговориться, что в этом браке был также политический расчет: и Билл, и Хилари мечтали о политической карьере.

После окончания Йельского университета Клинтон вернулся в родной штат Арканзас, где 3 года проработал в качестве профессора права в юридической школе штата Арканзас. Хилари Родам работала в Вашингтоне один год в комиссии Конгресса по расследованию Уотергейтского дела. Через год она приехала к Биллу в Арканзас и также стала профессором права. В сентябре 1975 г. состоялась их свадьба. Хилари Родам-Клинтон стала верным другом и партнером в жизни и в политике3 . В 1977 г. Билл стал главным прокурором штата Арканзас, занимая эту должность 2 года. В 1978 г. у них родилась дочь Челси. В следующем году Билл Клинтон был избран губернатором штата.

Губернатор штата Арканзас

Билл Клинтон стал самым молодым губернатором штата Арканзас. Мать Хилари утверждала, что он с самого начала их знакомства поразил ее своей эрудицией, знанием философии и социологии. Поэтому его политическая карьера развивалась так стремительно.

Клинтон обещал избирателям в Арканзасе повысить темп развития штата, улучшить систему образования, бороться за равные права граждан, позаботиться о «забытом среднем классе». Он провел реформу welfare (1996 г.) – системы, которая позволяла американцам, живущим за чертой бедности, десятилетиями получать ежемесячные денежные пособия. Более половины из них (60%) потеряли основной источник благосостояния и вынуждены были искать работу, т.е. сократилось число семей, живущих на государственные пособия. Клинтон старался выполнять свои обещания.

В целом Билл Клинтон был губернатором с небольшим перерывом

с 1979 до 1992 г. Эти 12 лет он стремился проводить политику, которая отличалась от политики республиканцев в Белом доме (Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего). Клинтон подчеркивал в 1991 г.: «Мой ответ Республиканской партии: последние 12 лет Америка шла в неправильном направлении, а Арканзас – в правильном»4 . Республиканцы повышали налоги на средний класс, тогда как налоги на самых богатых понижались. Но богатые должны платить свою долю налогов, иначе страна будет и дальше идти по наклонной плоскости, говорил Клинтон. Президент Дж. Буш получил богатейшую страну мира и начал толкать ее по наклонной плоскости5 .

Билл Клинтон называл себя новым демократом. Он подчеркивал, что выступает прежде всего от имени среднего класса. Он стремился облегчить его налоговое бремя и увеличить доходы. Кроме того, Клинтон стремился реформировать систему welfare в том виде, «в каком мы ее знаем», т.е. надо расширить переподготовку лиц, получающих welfare, чтобы им было легче найти работу и обеспечить семью. Хилари Клинтон утверждала, что между «новыми демократами» и лейбористами Англии есть много общего. Это была борьба либеральных и прогрессивных идей против консервативных и реакционных, включая новое видение того, как должно работать правительство. Б. Клинтона и Т. Блэра объединяла идейная борьба против рейганомики и тэтчеризма6 .

Как самый молодой губернатор штата в США, Билл Клинтон завоевал популярность в Демократической партии США, став ее новым авторитетным лидером. К весне 1992 г. Клинтон был избран кандидатом от Демократической партии на пост президента США. Он победил своих соперников Дж. Брауна и П. Ценгеса. Разрабатывая предвыборную программу, Билл Клинтон писал: «Я выступаю за рост, за бизнес, за труд, за образование, за здравоохранение, за охрану окружающей среды, за семейные ценности, за право женщин на выбор в вопросах об абортах»7 .

Началась предвыборная президентская кампания в США. Президент Дж. Буш, будучи любимцем Уолл-стрита и ВПК, делал ставку на пропаганду своих военных и дипломатических успехов. Билл Клинтон, напротив, выступал за мир и разоружение, пропагандировал конверсию военного производства. Избиратели устали от холодной войны, от военной риторики Буша. К тому же они были разочарованы неэффективностью

борьбы президента Буша с последствиями рецессии 1990-1991 гг., когда безработица поднималась до 8%. В прессе гуляла фраза: «Это экономика, чайник!» Избиратели ждали от молодого поколения демократов решительных антикризисных программ, они одобряли программу Клинтона о конверсии военного производства и закрытии части военных баз. Перед выборами Клинтон победил в идейных дебатах с Бушем и независимым кандидатом Р. Перро.

В ноябре 1992 г. избиратели сделали свой выбор: за Билла Клинтона проголосовали 44,9 млн человек, или 43%, за Дж. Буша –39,1 млн человек, или 37% избирателей, а за Р. Перро –19,7 млн человек, или 17%. Клинтон получил 370 голосов выборщиков, Буш –168, Перро – 08 .

Внутренняя политика

Президент Клинтон подчеркивал свое видение проблем страны на рубеже ХХI в. На смену индустриальному обществу в США пришло постиндустриальное – общество информационных технологий. Если основой промышленного переворота были машины, то основой информационного общества – компьютерная информация. Информационное общество предъявляет растущий спрос на специалистов с высшим образованием. Если в начале 1990-х гг. специалисты с высшим образованием составляли 15% рабочей силы в США, то к 2010 г. их удельный вес, как ожидалось, должен был удвоиться. Это предполагает огромные инвестиции в системы образования и здравоохранения. Клинтон заявлял, что человеческий капитал становится более важным фактором производства, чем физический капитал, вложенный в здания и машины9 .

Президент Клинтон выдвинул экономический план по преодолению последствий спада в экономике, восстановлению устойчивого экономического роста и повышению жизненного уровня населения. Этот план отличался от методов регулирования экономики правительств Рейгана и Буша, которые использовали в основном финансовые рычаги, но отвергали в принципе вмешательство государства в производство на федеральном уровне (на уровне штатов это допускалось). Демократы использовали стабилизаторы и стимуляторы экономики, дававшие эффект мультипликатора, т.е. многократное увеличение результатов от инвестиций.

Билл Клинтон создал сильную группу экономистов в правительстве, состоявшую из Р. Рубина, Р. Рейха, Л. Бентсена, Р. Брауна, Л. Тайсон. Их решения обеспечивали длительный экономический рост новых отраслей экономики, возникших в предыдущем цикле инноваций, в том числе компьютеризацию общества, развитие Интернета, биотехнологии и генной инженерии, нанотехнологии и др. Экономический рост производства и сферы услуг продолжался с 1993 г. без перерывов почти 8 лет, вплоть до 2000 г. За это время ВВП страны вырос почти в полтора раза – с $6 трлн до $10 трлн. Только за первые 4 года было создано более 10 млн рабочих

мест. Значительно выросла численность среднего класса. Заметно процветал малый бизнес. Личные доходы населения в середине 1990-х гг. росли в 2,5 раза быстрее, чем темпы инфляции10 .

Большой бизнес с самого начала президентства Клинтона выразил желание включиться в выполнение новых государственных заказов. Об этом заявил в начале 1993 г. на встрече с президентом один из влиятельных лидеров группы Моргана. Олигархи понимали, что львиная доля заказов попадет в их компании, и рассчитывали на рост доходов. Но правительство Клинтона, увеличивая им заказы, повысило и налогообложение. Для малого бизнеса и среднего класса предусматривался налоговый кредит.

Р. Рубин проявил себя как талантливый финансист, сумел улучшить состояние бюджета. Уже за первый срок правления Администрации Клинтона заметно уменьшился дефицит государственного бюджета.

Увеличились расходы на образование. Принятый в 1994 г. «Закон об образовании» предусматривал увеличение численности студентов в государственных (публичных) университетах, где их численность стала втрое больше, чем в дорогостоящих частных университетах (10,8 млн человек в публичных колледжах по сравнению с 2,9 млн в частных) .

Правительство Клинтона пыталось также провести реформу здравоохранения. Хилари Клинтон вместе с А. Магазинером подготовили проект реформы, предусматривающей увеличение медицинского страхования бедных слоев населения. Однако противодействие сенаторов Н. Гингрича

и Б. Доула помешали принятию в Конгрессе конструктивной программы улучшения здравоохранения. Проект Х. Клинтон и А. Магазинера был отклонен 11 .

Большое внимание президент Клинтон уделял безопасности граждан. Он принял меры к тому, что численность офицеров-полицейских на улицах США была увеличена на 100 тыс. человек. Это привело к тому, что число преступлений (краж, насилий и др.) значительно (на 7-8%) сократилось в 1994-95 гг.12 .

В 1996 г. развернулась новая предвыборная президентская кампания. Демократическая партия США вновь выдвинула на пост президента Билла Клинтона, а на должность вице-президента – Альберта Гора. Соперником Клинтона от Республиканской партии был сенатор Боб Доул – умеренный республиканец, ветеран Второй мировой войны, опытный политический деятель. Но демократам удалось его победить во время президентской гонки. Они не ставили под сомнение заслуги Б. Доула, но было видно, что время его избрания прошло. Он был пожилым человеком и инвалидом войны. Программа Б. Доула не могла сравниться по охвату, глубине

и эффективности с программой Демократической партии. На выборах в ноябре 1996 г. Б. Клинтон получил 49,2% голосов избирателей, Боб Доул – 40,7, а Р. Перро – 8,4% 13 .

Второй срок президентства

После избрания на второй срок президент заменил несколько членов своего Кабинета министров. Государственным секретарем вместо У. Кристофера была назначена Магдалина Олбрайт, которая раньше успешно работала представителем США в ООН. Военным министром был назначен Билл Коен, пришедший из Военного комитета Конгресса США. Ушли в отставку министр труда Р. Рейх и член экономического совета Л. Тайсон. Однако правительство работало с той же высокой отдачей, что и прежде.

В 1997 г. развитие экономики успешно продолжалось. Темп прироста ВВП был 5,6%. Безработица сократилась до 5%, было создано дополнительно несколько миллионов рабочих мест. 10 млн студентов получили кредиты или стипендии для продолжения образования. 40 млн рабочих и служащих имели пенсионное обеспечение. Дефицит государственного бюджета сократился до $75 млрд, т.е. втрое по сравнению с 1992 г.14 .

Проигравшие на выборах республиканцы не смирились с поражением. Они начали искать слабые места президента Клинтона и нашли их в мимолетных увлечениях молодыми женщинами, которые часто были готовы к его ухаживаниям. Надо признать, что журналисты и раньше, еще в пору его работы губернатором Арканзаса, следили за его увлечениями и раздували в газетах шум о его похождениях. Однако историки США утверждают, что среди президентов ХХ в. большинство не избежали их. Конечно, история с Моникой Левински выглядит неприглядно.

Республиканцы раздули скандал с М. Левински до невероятных размеров. Они не давали президенту нормально работать в течение года. Был назначен независимый прокурор К. Старр, который не раз допускал нарушение законов во время следствия. Он использовал кассеты с магнитной пленкой телефонных разговоров Левински, записанные незаконным путем. Старр также запугивал свидетелей тюремным заключением. Хилари Клинтон считала, что Старр нарушил Конституцию США, поскольку предложение об импичменте президента по Конституции принимает юридическая комиссия Конгресса, а не прокурор15 .

Клинтон весьма сожалел о случившемся в Овальном кабинете Белого дома. Он публично принес извинения. «Это было аморально и глупо», – сказал он, извинился перед женой и дочерью; жена его простила. Она вела себя великодушно, защищала мужа.

Когда дошло до голосования предложения об импичменте президенту, нижняя палата Конгресса осудила неприличное поведение и обман президента, проголосовав за импичмент. Но голосование в сенате США об импичменте 7 января 1999 г. не собрало нужное число голосов (двух третей), не хватало 17-20 голосов. Ряд авторитетных сенаторов были принципиально против импичмента. Они считали, что президент искупил свои грехи достижениями в правлении страной. Президент получил

моральную поддержку видных политических деятелей мира: Томаса Блэра, Жака Ширака, Вацлава Гавела, Н. Манделла и других.

Несмотря на травлю со стороны республиканцев, президент Б. Клинтон сумел во второй срок своего президентства закрепить успех экономической политики демократов: продолжался устойчивый рост экономики нового постиндустриального общества, повышение жизненного уровня населения. Выполнялись социальные программы помощи бедным слоям населения, улучшалась система образования и здравоохранения.

Экономический рост продолжился вплоть до 2001 г. Это был самый длительный период роста экономики США в ХХ в., который был достигнут благодаря правильной антикризисной программе в соответствии с экономическим планом правительства (система ППБ). Было достигнуто подлинное процветание страны. ВВП вырос в 1,5 раза, достигнув рекордного уровня за всю историю страны. За 8 лет было создано 20 млн рабочих мест. Безработица снизилась с 8 до 4-5%. Благодаря налоговой реформе средний класс получал более высокие доходы. Повысилась минимальная заработная плата. Необеспеченные слои населения имели помощь государства в виде пособий по бедности и инвалидности. Богатые семейства США, имевшие огромные льготы при президентах Рейгане и Дж. Буше, стали платить более высокие прогрессивные налоги, пополнявшие казну. Бюджетный дефицит, который в 1992 г. при президенте Буше-старшем был более $250 млрд, был преодолен в 2000 г., страна впервые за много десятилетий имела $200 млрд профицита в государственном бюджете. Президент Клинтон считал это заслугой министра финансов Роберта Рубина, которого он называл наиболее талантливым министром финансов США со времен А. Гамильтона, который считается создателем финансовой системы США в XVIII в.16 .

Это означало триумф экономической политики демократов. Суть политики президент Б. Клинтон охарактеризовал как «шесть «за»: за экономический рост, за охрану окружающей среды, за защиту гражданских прав, за борьбу с преступностью, за развитие бизнеса, за интересы труда»17 .

Внешняя политика

Президент Клинтон проводил более взвешенную, миролюбивую и осторожную внешнюю политику, чем Дж. Буш, по крайней мере по отношению к России. Еще во время дебатов предвыборной кампании президент Буш спросил Клинтона, почему он не служил в армии и не воевал во Вьетнаме. Клинтон ответил, что он ненавидит войну. И избиратели приняли объяснение Клинтона, выбрали его президентом.

Билл Клинтон получил прекрасное высшее образование, в частности, в сфере международных отношений во время учебы в трех университетах.

Он приобрел практические навыки работы как помощник сенатора У. Фулбрайта, который был крупным специалистом по международным отношениям.

Сразу после избрания президентом Клинтон развернул активную дипломатическую деятельность. С большой энергией он совершал поездки по Латинской Америке, в Европу, Россию, Японию, страны Азии и т.д. Президента часто сопровождала за границей Хилари Клинтон, которая умела поддерживать беседу и с английской королевой, и с президентом Б. Ельциным.

Президент Клинтон развернул активность прежде всего в странах Латинской Америки и Канаде. Политика добрососедских отношений проявлялась в больших усилиях по спасению Мексики от угрозы финансового дефолта (прекращения платежей). Мексика получила от МВФ и от банков США $23 млрд в виде кредитов, которые она потом сумела вернуть.

Важным событием 1993 г. была практическая организация НАФТА, которая создала общий рынок с населением почти 400 млн человек, проживающих в США, Канаде и Мексике. Продолжением политики НАФТА было выдвижение Клинтоном концепции о «Пасифик рим», т.е. о сообществе 20 стран Тихоокеанского бассейна, включая Японию, Китай и Россию. Эта идея начала претворяться в жизнь в 1990-х гг., когда было проведено несколько международных совещаний глав правительств для реализации проекта. Клинтон прозорливо смотрел в будущее стран Тихоокеанского бассейна. Он понимал, что в XXI в. многие государства этого региона будут лидировать по темпам экономического роста и по удельному весу в мировой экономике, прежде всего Китай, о чем не раз говорил Клинтон.

Дипломатические отношения с Китаем при Клинтоне улучшались. Понимая важность Китая с его огромным внутренним рынком, с 1,2 млрд населения, Б. Клинтон согласился с 1994 г. распространить на КНР режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле.

При этом он закрывал глаза на нарушение прав человека в КНР. В этом не была его непоследовательность, как утверждали критики, а трезвый выбор политиком-прагматиком альтернативы.

Важное место в дипломатической программе США занимали Россия, Украина, Казахстан и другие страны СНГ. Клинтон и его ведущие дипломаты понимали, как важно содействовать переходу России к рыночной экономике и становлению демократических институтов.

Клинтон регулярно совершал поездки в Москву, Киев и другие города Восточной Европы. У него установились хорошие деловые отношения с президентом России Б. Ельциным, с которым он регулярно встречался (не менее 10 раз только за первые 4 года президентства). Клинтон считал Ельцина надежным партнером, который решительно проводил курс на рыночные реформы18 .

Большую роль играла также межправительственная комиссия США и Российской Федерации, работавшая под руководством вице-президента А. Гора и российского премьер-министра В. Черномырдина. Она осуществляла сотрудничество в сфере сокращения ядерных вооружений и мирного освоения космоса.

Эффективно выполнялась межгосударственная программа стажировки представителей российского малого бизнеса на территории США, подписанная президентами США и России.

По свидетельству очевидцев и участников этой программы, только в Северной Калифорнии, в Сан-Франциско, побывало 17 групп российских деловых людей в компаниях малого бизнеса в течение второй половины 1990-х гг. А такие программы осуществлялись во всех штатах США, что имело значение для становления и развития малого бизнеса в России.

Правительство США помогало России финансовыми средствами. В 1994 г. Россия получила от США $2,5 млрд в виде помощи. А за 10 лет Международный валютный фонд предоставил России кредиты на сумму $23 млрд.

Конечно, у России и США были дипломатические расхождения и конфликты, особенно по поводу политики США в Сербии и Боснии.

Об этом говорили Б. Клинтону и президент России Ельцин, и премьер-министр Е. Примаков. Суть расхождений состояла в том, что после распада Югославии в Косове и Сербии начались беспорядки, насилие и этнические чистки. В Боснии сербы проводили этнические чистки албанцев-мусульман. В начале 1990-х гг. в Боснии насчитывалось 250 тыс. убитых и 2,5 млн беженцев.

Албанцы-мусульмане, естественно, отвечали на насилие насилием. Кристофер бил в набат по поводу начавшегося регионального военного конфликта на Балканах. США добились решения ООН об использовании войск НАТО для наведения порядка в Боснии и Сербии. В результате авиация НАТО бомбила Сербию в 1995 и 1996 гг. Россияне в большинстве своем были недовольны бомбежками Сербии и морской блокадой этой страны. Они требовали от США и НАТО невмешательства во внутренние дела Сербии и Боснии.

Администрация президента Клинтона столкнулась с другими региональными кризисами. Так, в 1993 г. пришлось послать морскую пехоту США на Гаити, чтобы восстановить там порядок (хотя надежд на демократию правительство Аристида не давало).

Много неприятностей доставлял США диктатор Ирака Саддам Хусейн, который часто нарушал режим ограничений, установленный ООН для Ирака после войны 1991 г. Он мешал работе инспекторов ООН по контролю за производством и хранением оружия массового поражения (позже оказалось, что такого оружия в Ираке нет).

Ближний Восток оставался главным очагом международной напряженности и локальных военных конфликтов. Много усилий и времени затратил Клинтон для урегулирования конфликтов между Израилем и Палестинской автономией. В 1993-1995 гг. Клинтон несколько раз принимал в Белом доме премьер-министра Израиля И. Рабина и лидера Палестины Я. Арафата, призывая их к примирению сторон. Но все было тщетно. В своих мемуарах Клинтон писал, что террористы убивают не только людей, но и саму надежду на мир в этом регионе19 . На все доводы дипломатов Израиля Арафат отвечал «нет!».

В переговорах о прекращении производства атомного оружия с Северной Кореей дипломатам США тогда повезло. Посланный в Северную Корею экс-президент Джимми Картер в октябре 1994 г. добился соглашения о замораживании производства атомного оружия в Северной Корее в обмен на серьезную финансовую помощь и большую партию продовольствия.

Клинтон понимал, что без установления нового международного порядка по линии ООН невозможно разрешить назревшие глобальные проблемы. Он был хорошо знаком с глобальными проектами будущего, в которых предлагались различные методы решения этих проблем (в частности, он поддерживал идеи группы экспертов ООН во главе с акад. В. Леонтьевым, которые были изложены в докладе «Будущее мировой экономики»). Много внимания Администрация Клинтона уделяла регулированию внешней торговли.

Внешнеторговая стратегия

Билл Клинтон исходил из того, что внешняя торговля является двигателем экономического развития страны. По мнению министра торговли, стратегия внешней торговли в конце 1990-х гг. в основном состояла в следующем20 :

правительство должно проводить политику долгосрочного перспективного планирования внешней торговли, которое охватывает государственные и частные компании, включая малый бизнес. Эти компании получили в 1998 г. государственные контракты на сумму $9,8 млрд для реализации государственных проектов развития;

комитет по внешней торговле Конгресса США рекомендовал применить испытанные методы повышения эффективности и конкурентной способности американских фирм, работающих за рубежом. Были удачно использованы финансовые механизмы. Расширялись кредиты Экспортноимпортного банка США. МВФ выделял крупные кредиты и транши для стран с растущей рыночной экономикой;

рабочая группа комитета Конгресса подготовила специальную программу технической помощи странам Азии и Восточной Европы. На эти задачи выделялись средства из федерального бюджета США и из бюджетов штатов.

В целом по плану стратегического развития внешней торговли правительство стремилось сохранить лидерство США в системе международной торговли, специализируясь особенно на наукоемких и техноемких товарах, но не забывая о сравнительных преимуществах США во внешней торговле по многим капиталоемким и ресурсоемким товарам. В 1990-е гг. США продолжали лидировать по экспорту компьютеров, аппаратуры для офисов, научных приборов и инструментов, самолетов, средств автоматизации, биотехнологии и других наукоемких товаров. Так, экспорт компьютеров превышал их ввоз в 10 раз, самолетов – в 8 раз. Вывозилось более половины (мирового экспорта) станков с программным обеспечением. По экспорту автомобилей США уступали Японии и Германии, так как ввозили больше легковых автомобилей, чем вывозили. США стали утрачивать сравнительные преимущества по экспорту кукурузы, пшеницы, хлопка, по которым они раньше лидировали. Журналисты писали, что «король-хлопок» переехал в Китай и другие страны ЮгоВосточной Азии.

Однако Администрация Клинтона не сумела остановить бегство капитала из США, которое началось еще при Рейгане и Буше. Суть его состояла в том, что большой бизнес, несмотря на все привилегии при этих президентах, переводил свое производство (стали, автомобилей, химических товаров и пр.) за границу. США встали на путь деиндустриализации

в связи с переходом к постиндустриальному обществу, что наносило вред престижу и экономике США, вызывало массовую безработицу, особенно

в старых промышленных центрах северо-востока страны. Без новой промышленной революции эту проблему было трудно разрешить, как считают сторонники новой промышленной революции (см. журнал «Экономист», май, 2012).

Правительство Б. Клинтона сознавало, что трудной проблемой во внешней торговле оставался дефицит торгового баланса, который увеличился со $197 млрд в 1997 г. до 371 в 2000 г.21 . Эксперты возлагали надежды на улучшение экспорта наукоемких товаров и услуг путем децентрализации управления экспортными компаниями и повышения уровня квалификации специалистов, работающих в них.

Несмотря на некоторые ошибки и просчеты, президент Уильям Джефферсон Клинтон войдет в историю США как выдающийся деятель XX в., который 8 лет находился у руля в условиях непрерывного подъема экономики. И это было заслугой его Администрации, поскольку она проводила активную политику регулирования экономики.

Примечания

1 Morris R . Partners in Power. The Clintons and Their America. N.Y., 1996. Pp. 84, 85.2 Clinton Bill . My Life. N.Y., 2004. Pp. 40, 81, 180.

В 1980-х и начале 1990-х гг. экономика США столкнулась с серьёзными дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным подходом, реализованным в виде монетаризма .

Нерешённые социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.

Рональд Рейган

В феврале 1981 года президент США Рональд Рейган дал старт новой экономической политике, которая вошла в историю под названием рейганомики. Он предложил в течение трёх лет сократить расходы бюджета на 49 млрд. долл. и налоги на 36 процентов.

Рекомендации Джона Кейнса по государственному регулированию экономики постепенно утрачивали смысл, так как стимулирование роста за счёт бюджета далее было недопустимым, - раздувавшийся дефицит порождал риски неконтролируемой инфляции и кризис на долговых рынках.

Тогда Рейган обратился к рецептам монетаризма и сэплай-сайд экономики. Его советником стал Милтон Фридмен. Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся после этого спад сменился в конце 1982 г. подъёмом экономики.

Кейнсианские и неокейнсианские методы государственного регулирования экономики более не действовали — заявляли представители Чикагской школы Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

— стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);

— возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;

— приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;

— дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;

— изменение роли государства в социальных программах;

— рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

— рационализация производства;

— рост концентрации производства;

— технологическая перестройка экономики;

— структурная перестройка экономики;

— снижение государственного долга;

— снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов.

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократического влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Билла Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

— финансирование роста числа рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и системы общественных работ. На эту программу предусматривалось направить 30 млрд долл.;

— стимулирование инвестиций на основе льготного финансирования частных инвесторов и целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики. На эту программу предусматривалось направить 140 млрд долл.;

— сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Подробнее см. на https://studme.org

При рождении Билл получил имя Уильям Джефферсон Блайт-четвертый. Его отец Уильям Джефферсон Блайт-третий погиб в автомобильной катастрофе за три месяца до рождения сына. Мать - Вирджиния Келли - вышла второй раз замуж за продавца машин Роджера Клинтона, и в пятнадцатилетнем возрасте Билл взял фамилию отчима. Среднее образование будущий президент США получил в школе городе Хот-Спрингс (шт. Арканзас). С юных лет он стремился к политической деятельности, в 1962 представлял Арканзас на съезде молодежной организации Американского легиона , где познакомился с президентом Джоном Кеннеди . В 1968 Билл окончил факультет международных отношений Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Во время учебы в Вашингтоне в течение года работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта . В студенческие годы Клинтон принимал активное участие в молодежном движении протеста против войны во Вьетнаме, уклонился от призыва в армию.

Получив специальную стипендию Родса , Клинтон смог продолжить образование в Оксфордском университете в Англии (1968-1970), а затем на юридическом факультете Йельского университета , где защитил степень доктора права. В 1972 в Техасе он участвовал в организации избирательной кампании кандидата в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна.

Вернувшись в Арканзас, начал преподавать юриспруденцию в Арканзасском университете, принял активное участие в работе местной организации Демократической партии. В 1974 безуспешно пытался добиться избрания в члены Конгресса США от Арканзаса. В 1975 Клинтон женился на Хиллари Родхем , с которой познакомился во время учебы в Йеле. В 1980 у супругов родилась дочь Челси.

В 1976 был избран генеральным прокурором (атторнеем) Арканзаса (1977-1979), возглавлял группу поддержки Джимми Картера в Арканзасе на президентских выборах (1976). В 1978 Клинтон был избран губернатором штата Арканзас, став самым молодым губернатором страны. Он занимал этот пост в 1979-1981, 1983-1992. Будучи губернатором провел реформу системы образования, содействовал развитию промышленности с помощью предоставления налоговых льгот.

Как политик Клинтон отличался повышенным вниманием к вопросам образования, здравоохранения, потребительских прав, экологии. Пребывание на посту председателя Национальной ассоциации губернаторов США (1986-1987) способствовало его превращению в политика общенационального масштаба. Несмотря на обвинения в многочисленных любовных похождениях, в 1992 он был избран кандидатом на пост президента США от Демократической партии и на президентских выборах в ноябре 1992 сумел нанести поражение республиканцу Джорджу Бушу-старшему и независимому кандидату Россу Перо. Успех на президентских выборах Клинтону удалось повторить в 1996, когда он победил республиканца Боба Доула.

Став президентом, Клинтон выступил с внутриполитической программой инвестирования 700 млрд. долларов на образование, борьбу с безработицей и другие социальные нужды за счет сокращения военных расходов, увеличения налогов. Но в 1994 демократы впервые за сорок лет потеряли большинство в Конгрессе и президенту с большим трудом удавалось согласовать государственный бюджет. Республиканцы требовали значительного сокращения государственных расходов. Клинтон выступил с программой снижения бюджетного дефицита, но возражал против попыток сократить затраты правительства на социальные программы. Разработанные вместе с супругой Хиллари Клинтон предложения президента по реформированию системы здравоохранения были блокированы республиканским большинством Конгресса.

В области внешней политики Клинтон продолжил линию предыдущих президентов на закрепление за США роли мирового арбитра при решении международных конфликтов. В 1993 при содействии США было подписано мирное соглашение между Израилем и Организацией освобождения Палестины, а в 1994 аналогичное соглашение между Израилем и Иорданией. В 1995 при активном участии США были подписаны соглашения по урегулированию боснийского кризиса. Клинтон неоднократно предпринимал попытки наладить диалог противоборствующих сторон в Северной Ирландии, стал посредником в заключении мирного договора между противоборствующими сторонами. Однако посылка американских воинских контингентов в Сомали, на Гаити, позиция США в отношении расширения НАТО на восток подвергались критике как в самих США, так и в мировом сообществе. В годы президентства Клинтона Америка переживала рост экономики, что позволило существенно повысить благосостояние населения. Впервые за три десятилетия бюджет страны выполнялся с профицитом.

Последние годы пребывания Клинтона на посту президента были омрачены скандалом, связанным с интимной связью президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Президент отрицал эту связь в ходе судебного разбирательства, но затем был вынужден признаться во лжи. В 1998 против него был начат процесс импичмента. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию, но был оправдан сенатом (1999). В 2000 Хиллари Клинтон была избрана сенатором США от штата Нью-Йорк. Сам Клинтон в отставке занялся общественной деятельностью, выступает с лекциями в США и за рубежом.