Явления природы. Примеры объяснимых и необъяснимых явлений. Наблюдения за природой в рамках воспитания дошкольников (из опыта работы) Какие наблюдения вы проводили в природных условиях

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Мир окружающей нас природы просто кишит разными тайнами и загадками. Учёные столетиями ищут ответы и пытаются объяснить порой но даже самым лучшим умам человечества до сих пор не поддаются некоторые удивительные явления природы.

Порой складывается впечатление, что непонятные вспышки в небе, спонтанно двигающиеся камни не подразумевают под собой ничего особенного. Но, вникая в загадочные проявления, наблюдаемые на нашей планете, понимаешь, что дать ответ на многие вопросы невозможно. Природа тщательно скрывает свои секреты, а люди выдвигают все новые гипотезы, пытаясь разгадать их.

Сегодня мы рассмотрим физические явления в живой природе, которые заставят вас по-новому взглянуть на окружающий мир.

Физические явления

Каждое тело состоит из определенных веществ, но обратите внимание на то, что различные действия влияют по-разному на одни и те же тела. К примеру, при разрыве бумаги пополам бумага останется бумагой. А вот если её поджечь, то от неё останется пепел.

Когда меняется размер, форма, состояние, но вещество остается прежним и не трансформируется в другое, такие явления называют физическими. Они могут быть разными.

Явления природы, примеры которых мы можем наблюдать в обычной жизни, бывают:

  • Механические . Движение облаков по небу, полёт самолета, падение яблока.
  • Тепловые . Вызванные переменой температур. В ходе этого меняются характеристики тела. Если нагреть лёд, то он станет водой, которая трансформируется в пар.
  • Электрические . Наверняка при быстром снятии с себя шерстяной одежды вы хоть раз слышали специфический треск, схожий на электрический разряд. А если будете всё это делать в темной комнате, то ещё сможете понаблюдать искры. Предметы, которые после трения начинают притягивать более легкие тела, называются наэлектризованными. Северное сияние, молния во время грозы - яркие примеры
  • Световые . Тела, излучающие свет, называют Сюда можно отнести Солнце, лампы и даже представителей животного мира: некоторые виды глубинных рыб и светлячки.

Физические явления природы, примеры которых мы рассмотрели выше, успешно используются людьми в повседневной жизни. Но есть и такие, которые по сей день будоражат умы ученых и вызывают всеобщее восхищение.

Северное сияние

Пожалуй, это по праву носит статус самого романтического. Высоко в небе образуются разноцветные реки, которые покрывают нескончаемое количество ярких звёзд.

Если хотите насладиться этой красотой, то лучше всего делать это в северной части Финляндии (Лапландия). Существовало поверье, что причина возникновения - гнев верховных богов. Но большей популярностью пользовалась легенда народа саама о сказочном лисе, который ударял своим хвостом по заснеженным равнинам, из-за чего цветные искры взмывались в высь и озаряли ночное небо.

Облака в форме труб

Такое явление природы может любого человека надолго затянуть в состояние релакса, вдохновения, иллюзий. Такие ощущения создаются за счет формы больших труб, меняющих свой оттенок.

Увидеть его можно в тех местах, где начинает образовываться грозовой фронт. Это явление природы чаще всего наблюдается в странах с тропическим климатом.

Камни, которые двигаются в Долине Смерти

Встречаются различные явления природы, примеры которых вполне объяснимы с научной точки зрения. Но есть такие, которые не поддаются человеческой логике. Одной из загадок природы считаются Это явление можно наблюдать в американском национальном парке, именуемом Долиной Смерти. Многие ученые пытаются объяснить передвижение сильными ветрами, которые часто встречаются в пустынной местности, и наличием льда, так как именно зимой движение камней становилось интенсивней.

Во время исследований ученые произвели наблюдения за 30 камнями, вес которых составлял не более 25 кг. За семь лет 28 каменных глыб из 30 переместились на 200 метров от начальной точки.

Какими бы ни были догадки ученых, однозначного ответа относительно этого явления у них нет.

Шаровые молнии

Появляющийся после грозы или во время неё, называется шаровой молнией. Есть предположение, что Николе Тесле удалось создать в условиях своей лаборатории шаровую молнию. Он так и написал о том, что не видел ничего подобного в природе (речь шла об огненных шарах), но он разобрался, как они формируются, и даже сумел воссоздать это явление.

Ученые современности не смогли достичь подобных результатов. А некоторые даже ставят под сомнение существование этого явления как такового.

Мы рассмотрели только некоторые явления природы, примеры которых показывают, как удивителен и загадочен наш окружающий мир. Сколько еще неизведанного и интересного нам предстоит узнать в процессе развития и совершенствования науки. Как много открытий нас ждет впереди?

Елена Cкребцова
Наблюдение в природе

Наблюдения за неживой природой

1. Наблюдение за солнцем

Цель : уточнить знания детей о солнце, рассказать о его значении для жизни на Земле, формировать элементарные навыки, связанные с осуществлением наблюдения , развивать наблюдательность , связную речь, обогащать словарный запас, воспитывать интерес к окружающему миру

Художественное слово :

Солнышко осеннее,

выйди на дорожки.

Солнышко осеннее,

нам согрей ладошки.

(Г. Лаптева)

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освяти, обогрей,

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят,

Солнышко, высвети!

Красное, выблестни!

Беседа :

Почему на улице все такое красивое, громко щебечут воробьи? Это все из-за солнышка : оно осветило все вокруг, всем стало тепло и весело. Небо ясное, без туч. Поднимите лицо к солнышку. Оно ласкает личики деток своим теплом. И даже если закрыть глазки, все равно вы почувствуете солнышко на своем лице. Попробуйте, приятно!

Осенью солнышко не так сильно греет, как летом. Тепла уже меньше. Поэтому люди одеваются теплее. А придет лето, и снова станет жарко.

2. Наблюдение за небом

Цель : учить детей видеть особенности осеннего неба (темное, низкое, тучи закрывают солнце, расширять представления о сезонных изменениях в природе и погоде , познакомить с природными явлениями , характерными для осени, учить видеть в форме облаков знакомые предметы, развивать воображение, познавательный интерес, связную речь

Художественное слово :

Листва всю землю устилает,

Рыжеют черные поля.

И в серых тучах день скучает,

И ветру сдались тополя…

(Г. Новицкая)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Беседа :

Наблюдение за небом (темное, серое, низкое, понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, закрепить понятие «туча» (тучи темные) . Обсудить с детьми, какого цвета небо, почему не видно солнца, почему облака и тучи плывут по небу.

3. Наблюдение за ветром

Цель : расширять представления детей о ветре, учить замечать движение деревьев во время порыва ветра, создавать ветер, при помощи вертушек определять его направление, учить выявлять наличие и наиболее наглядные свойства ветра, показать взаимосвязь природных явлений , связанных с ветром

Оборудование : игрушки-вертушки, цв. бумажные полоски, ленты

Художественное слово :

Дует, дует ветерок,

Развивается флажок,

К небу шарики летят,

Облаками стать хотят.

Ай да ветер-ветерок,

Шарикам взлететь помог! (Г. Лаптева)

Беседа :

Присмотритесь к листьям на деревьях. Что это с ними происходит? Они шевелятся. Это ветерок с ними здоровается. Он их гладит, щекочет. Поиграть с ними хочет ветерок. Ветер мы не видим, но можем посмотреть, как он играет с вертушками, лентами. Хотите поиграть с ветром? (детям раздаются вертушки)

4. Наблюдение за дождем

Цель : учить детей характеризовать погоду (пасмурно, небо серое, много туч, развивать интерес к явлениям природы , обратить внимание на то, как идет дождь (например : моросит, падает из туч вниз на землю крупными каплями, формировать представление о сезонных явлениях, обогащать словарный запас, развивать связную речь

Оборудование : лейки разной формы и величины, зонтики

Художественное слово :

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал.

И устал и перестал. (И. Токмакова)

Беседа :

Осенний ветер пригнал по небу тучку с водой. Стал ветер плясать и прыгать по толстой тучке. Из нее полился осенний дождик. Падают дождинки и сливаются в лужицы. Осенью дождик холодный, и лужицы холодные. Мы вышли на прогулку после дождя. Сделайте вдох. Что вы почувствовали? Воздух свежий, приятный. Посмотрите на травку. Что о ней можно сказать? Какая она? А дорожка какая? Она тоже мокрая. Это прошел дождик, везде разбросал свои капельки-дождинки. Давайте еще поищем его мокрые следы : на скамейке, на цветах, на лесенке. Все вокруг стало чистым и ярким. И трава мокрая, и дорожки мокрые, стоят сырые скамеечки. Дождь вымыл деревья и крыши. И теперь все вокруг чистое и яркое.

5. Наблюдение за первым льдом на лужах

Цель : обратить внимание детей на корочку льда, покрывшую лужицы, помочь выявить свойства льда (тонкий, прозрачный, выяснить, почему замерзла вода в лужах, учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природе , подводить детей к пониманию связи природных явлений – солнце днем пригревает, лед на лужицах тает, ночью будет мороз, и вода снова превратится в лед

Художественное слово :

В ноябре, в ноябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Беседа :

Посмотрите на лужицу, что вы заметили. На луже корочка льда. Лед какой? (Прозрачный, тонкий) . Почему замерзла вода? (Из-за мороза) . Лед тонкий и хрупкий. Если слегка наступить, лед трескается.

6. Наблюдение за инеем

Цель : выявлять и расширять представления детей о свойствах снега, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы

Художественное слово :

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

Гуси, гуси! га-га-га!

Надевайте тапки, берегите лапки. (Е. Авдиенко)

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь побелели. (С. Маршак)

Беседа : Педагог задает детям загадку. Что это? Иней. Воспитатель обращает внимание детей на легкий белый налет на скамеечках, дорожках, на железных предметах. Объясняет разницу между инеем и снегом. Подвести к выводу, что иней, как снег и лед – замерзшая вода. На улице стало холоднее. Нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть.

7. Наблюдение за людьми в осенней одежде

Цель : познакомить детей с особенностями осенней погоды, формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между изменениями в осенней погоде и поведением людей, выбором одежды

Художественное слово :

Красные сапожки

Аннушке на ножки.

Будет Аннушка по лужам ходить,

Да сапожки носить.

Беседа :

Пришла осень. Принесла холода. Все люди надели теплую одежду и обувь. Это важно, чтобы не заболеть. Когда здоров, то можно играть на улице. Мы будем правильно одеваться и станем здоровыми.

8. Наблюдение за следами на песке

Цель : выявлять и расширять представление детей о свойствах воды и песка, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы

Художественное слово :

Если ножкой топну я

На сырой дорожке,

То останется, друзья,

След от мокрой ножки.

Оставлять следы не лень,

Буду топать целый день. (Г. Лаптева)

Беседа :

Осенняя погода прохладная. Недавно прошел дождик, намочил дорожки, клумбы, песок. Давайте проверим : останется ли след на мокром песке? (Рассматривают следы, оставленные на песке) Чей след больше? Чей меньше? А кто еще оставил следы на нашем участке? Давайте сравним эти следы.

9. Наблюдение за туманом

Цель : познакомить с таким природным явлением , как туман, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность

Художественное слово :

Кто - то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром - исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

(И. Токмакова)

Беседа :

Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли) . Земля, почва, растения дышат накопленным теплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Наблюдения за живой природой

1. Наблюдение за птицами

Цель : формировать у детей общее представление о птицах, их повадках, познакомить с отдельными видами птиц (ворона, голубь, воробей, формировать эмоциональную отзывчивость, прививать желание заботится о пернатых, воспитывать доброжелательность, любовь к природе

Художественное слово :

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть – стесняется. (В. Степанов)

Беседа :

Посмотрите, к нам на участок прилетели воробьи. Как говорит воробей? (Пи-пи!Чик-чирик) Воробей веселый! Он громко чирикает, значит с нами разговаривает. Воробушек прыгает на двух ножках, перышки распушит, головкой крутит. С наступлением холодов птицам все труднее находить себе корм. Они прилетают к человеку за помощью, за угощением. Воспитатель с детьми кормит птиц. Нужно не забывать подкармливать птиц. Птиц мы называем пернатыми друзьями, пернатые, потому что у них растут перышки.

2. Наблюдение за листьями деревьев, листопадом

Цель : развивать умение различать понятия : «листопад» , «листочки» , «деревце» , обогащать словарный запас, расширять представления об осенних явлениях природы , формировать интерес к художественному слову

Художественное слово :

Опустел скворечник –

Улетели птицы, листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят. (И. Токмакова)

Беседа :

Листочки упали с деревьев на землю. Это явление называется «листопад» . Листики лежат как красивый ковер. Когда на них наступают, то листочки шуршат, как будто говорят : «Осень» . Осень раскрасила листья в разные цвета? Какого цвета листья? Из листочков можно собрать красивый букет, который можно поставить в вазу, подарить маме, а если правильно высушить их, можно делать аппликации из гербария (Дети собирают листья)

3. Наблюдение за осенними цветами

Цель : расширять представления детей о живой природе , о цветковых растениях, знакомить с растениями нашей местности, цветущими осенью, учить передавать полученные впечатления в речи

Беседа :

На прогулке воспитатель подводит детей к клумбе, где растут дубки, бархатцы.

Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Дубки - растения с мелкими или крупными разного цвета цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

5. Наблюдение за березой

Цель : уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей, учить сравнивать предметы.

Художественное слово :

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

… Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой… (И. Бунин)

Беседа :

Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит) . Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются.

Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский ученый-энтомолог Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.

Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь (1823-1915). Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчелами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются ученые и любители природы разных стран.

Ж. А. Фабр

Наблюдение - это один из методов, или способов, изучения природы (от греческого слова «методос» - способ, прием).

Без насекомых нельзя представить себе нашу планету

Методом наблюдения пользуются, конечно, не только исследователи насекомых и других животных, но и ученые самых разных специальностей, например астрономы. Недавно, в июле 1994 г., телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, какие случаются один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью. Ученым удалось тщательно пронаблюдать эту космическую катастрофу. Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия. Над Юпитером возникли гигантские вихри диаметром до 5000 км, а на самой планете остались «раны» глубиной 150-200 км.

Эксперимент

Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты) . Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это еще один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. С помощью экспериментов можно, например, узнать, что бывает с телами при нагревании и охлаждении, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят. Опыты помогают исследовать не только неживые тела, но и растения, животных. Можно, например, установить, как различные удобрения влияют на рост и развитие растений. С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.

Выяснено, например, что перелетные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звездам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал ученые изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звезд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звездам.

Измерение

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод - измерение . Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др. Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнезда на определенном участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

Оборудование для научных исследований

Увеличительные приборы

Измерительные приборы

Лабораторное оборудование

Проверьте свои знания

  1. Каковы основные методы изучения природы?
  2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
  3. Что такое эксперимент?
  4. Какие измерения проводят при изучении природы?
  5. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

Подумайте!

  1. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.
  2. Какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира»?
  3. Какие увеличительные приборы вы знаете?
  4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?
  5. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

Природу изучают различными методами. Главные из них - наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Филиппова Вероника

Аннотация

на исследовательскую работу ученицы 3 класса

МБОУ «Троицкая СОШ»

Филипповой Вероники.

Работа Филипповой Вероники «Наблюдение за народными приметами в природе» посвящена приметам по которым можно предсказывать погоду, и как часто оправдывается ожидаемый прогноз.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. По местным признакам люди научились предугадывать погоду не только на ближайшие часы или дни, но и на более длительный срок. Очень хорошо строить прогноз погоды, когда много наблюдений. Поэтому тема сегодня очень важна для рассмотрения.

Вероникой проведена серьёзная работа по исследованию данной темы. Провела социологический опрос среди родителей, учителей, знакомых. Результаты опроса проанализировала и обобщила. Для получения ответов на некоторые вопросы ей пришлось провести наблюдения и сделать выводы.

В своей работе Вероника подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Наблюдение

за народными приметами

в природе

Выполнила: Филиппова Вероника Андреевна

Ученица 3 класса

Руководитель: Шинкевич Любовь Анатольевна

Учитель начальных классов

с. Троицкое, 2016год

Введение……………………………………………………………… 2

Как появились приметы …………………………………………… 3-4

Приметы о погоде…………………………………………………… 5-7

Анкетирование……………………………………………………… 7-8

Практическое применение……………………………………………9-10 Литература…………………………………………………………… 12

Приложение ………………………………………………………… 13

Введение

Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье и солнечным днём, в сумерки и ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетельства народной мудрости.

Я очень часто слышу от своей бабушки: «Завтра опять мороз», «Скоро пойдёт снег», «Одевайся теплее, будет ветер». И почти всегда её слова сбывались. Мне стало очень интересно, как моя бабушка, не пользуясь интернетом, не слушая прогноза погоды из других источников, точно знает, что будет в ближайшее время.

На мой вопрос бабушка ответила, что она видит и слышит это. Мне стало ещё интересней, и я решила узнать, как она это делает, и научиться сама. Так я познакомилась с первыми приметами о погоде.

«Кошка прячет нос, сворачивается клубочком - к морозу»,

«Дым из труб столбом валит - жди морозной погоды»,

«Комнатные растения «плачут» - к осадкам»,

«Воробьи прячут голову в хвост - к метели, морозу»,

«Синица ближе к дому прилетела – скоро мороз ударит,

«Рябина с урожаем – к суровой зиме».

Этого мне показалось недостаточно, и я решила выяснить, многие ли люди в своей повседневной жизни пользуются народными приметами для предсказания погоды, насколько они им доверяют, и как часто оправдывается ожидаемый прогноз.

Мне стало интересно узнать об этом подробнее, ведь народная метеорология впитала в себя опыт многих поколений и поэтому должна быть особенно мудрой. Я решила проверить, а все ли народные приметы совпадают и можно ли верить народным приметам? По каким народным приметам можно определить погоду зимой.

Цель моего исследования: расширить собственные знания о приметах погоды, оценить степень достоверности народных примет предсказаниям погоды.

Задачи:

  • ознакомиться с литературой, где описываются народные приметы;
  • провести социологический опрос с целью выяснения доверия людей народным приметам ;
  • выбрать четыре приметы о погоде, проверить их фактическое выполнение;
  • провести наблюдения изменений погоды в природе и исследовать соответствие погодных условий народным приметам.

В ходе исследования, я выдвинула гипотезу : « По народным приметам можно предсказывать погоду на следующий день». Я думаю, что в ходе своего исследования я больше узнаю о погоде, о признаках её изменения.

Объект исследования : погода.

Предмет исследования : народные приметы.

Методы исследования : наблюдение, сравнение, анализ.

Как появились приметы?

С древности люди очень часто обращались к народным приметам, доверяя им, потому, что они подсказывали изменения в природе, а от этих изменений зависела хозяйственная деятельность людей. По-другому и не могло быть, ведь раньше никаких метеостанций, определяющих погоду, и специальных приборов, прогнозирующих её, не было. Люди вынуждены были сами наблюдать за движением и формой облаков, их плотностью и цветом, за растениями, поведением животных, основными предсказателями предстоящей погоды были народные приметы: земледельцы и моряки, охотники и рыбаки внимательно присматривались к небу, к облакам, солнцу, луне, звездам, подмечали, как ведут себя птицы и звери, и старались, используя такие наблюдения, построить, прогноз погоды, делать выводы. Эти выводы и ложились в основу народных примет. Предки передавали свои знания потомкам.

По местным признакам люди научились предугадывать погоду не только на ближайшие часы или дни, но и на более длительный срок. Приметы сохранились до нашего времени в трудах учёных и писателей многих стран. Был издан четырёхтомный труд А. С Ермолаева «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах разных народов». В. И Даль также собрал и обобщил большое количество народных примет о погоде в книге «Пословицы русского народа».

Там, где вы живете, вы можете услышать много различных примет погоды. Часть из этих примет может оказаться очень полезной, а другие приметы придется забыть, как не подтвердившиеся. Но всякий раз, прежде чем отказаться от народной приметы, проверьте ее, ведь многие приметы создавались очень наблюдательными людьми.

Очень хорошо строить прогноз погоды, когда много наблюдений, когда об изменении погоды вам подсказывают и облака, и направление ветра, и цвет вечерней зари, и поведение цыплят, и дым, выходящий из трубы. Тогда ошибок будет меньше. Обнаружив какой-то первый признак возможного изменения погоды, постарайтесь поискать и другие признаки такого же возможного изменения. Вспомните для подтверждения своей догадки и научные, и народные приметы погоды, и только тогда ваш прогноз окажется точным и полезным.

Когда под рукой нет источника информации, приметы становятся единственным способом узнать погоду. Примет много. Но нужно твёрдо усвоить, что предсказание погоды становится более или менее надежным, если имеешь элементарные представления о погоде и ее элементах, о климате своей местности. Знать, как меняется температура в течение суток, что такое давление, в чем причина образования ветра и многое другое. Все эти знания помогут предвидеть погоду.

Слово «примета» произошло от глагола «примечать», то есть замечать особенности, закономерности. Народные приметы о погоде - сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды. Существуют приметы, позволяющие предугадать погоду, урожай, помогающие не заблудиться в лесу, найти рыбное место, узнать, будет ли зима холодной, лето - жарким. В коротких, но точных, приметах отразились длительные и пристальные наблюдения людей за различными природными явлениями. Эти наблюдения значительно облегчали жизнь, потому что позволяли довольно успешно предсказывать близкое (а иногда и отдаленное) будущее.

Метеорологи, как правило, считают, что такие приметы как нижеприведенные ничего в себе не несут, кроме как юмор и народный фольклор: «Если собаки много спят и мало едят - будет дождь», «Собаки катаются по земле - быть дождю или снегу». Но такие приметы как: «Сережки на кленах - сей свеклу», «Зацвела фиалка - сей морковь и петрушку», «Если лист березы развернется полностью - можно сажать картофель», являются обоснованными, так как растения реагируют на изменения температуры, влажности в окружающей среде и ведут себя соответствующим образом: начинают цвести какие-то деревья или же цветок раскрывается и начинает издавать более сильный ну и много других признаков указывающих на изменения в природе. Сейчас мы пользуемся метеостанциями , но даже сейчас некоторые метеорологи признают ценность народных примет, которые основаны на наблюдении человека за поведением животных и растений и их реакцией на изменения погоды. Эти сведения имеют большую научную ценность и помогают прогнозировать погоду .

Приметы о погоде.

Мы живем в Сибири. Всем известно, что Сибирь – это место, где несколько месяцев длится зима. Для всех жителей нашей местности обычными явлениями кажутся снегопады, метели, вьюги. Очень красиво, когда идет мягкий пушистый снег. Люди радуются, появлению осенью первого снега, когда вся природа преображается, вокруг становится белым- бело, свежо и чисто. Я очень люблю зиму, потому что мне нравится наблюдать за снежинками, когда они кружатся в воздухе и красиво укрывают землю.

Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.

Зима включает три календарных месяца - декабрь, январь, февраль и составляет 90-91 день (в високосный год). Зима приходит с северо-востока. Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима. Зиме присущ камень алмаз, отражающий прозрачность льда, слепящие искры снежинок.

Наблюдения за поведением погоды на протяжении веков сформировали довольно достоверные народные приметы о погоде зимой. Первым делом народ примечает и говорит: «Помни это, что зима – не лето», «Зима лета стоит», «Какова зима – таково и лето, а по нем и урожай», «После большого урожая – суровая зима», «Декабрь-студень – на всю зиму землю застудит». «Декабрь снежный и холодный обещает обильную жатву». «Пройдет декабрь с пасмурным небом – жди урожая, а с ясным – голодного года». «В декабре большой иней, бугры снега и глубоко промерзшая земля – к урожаю», «Сухой декабрь предвещает сухую весну и лето».

В декабре все реже и реже появляется солнышко, а появится, то слабо согревает землю своими косыми лучами. Дни короткие, тусклые, зато ночам, будто конца нет.

Народные приметы о погоде на декабрь.

  • Ветер с севера – к большим морозам.
  • Сова кричит – к морозу.
  • Если ворона кричит на юг – тепла ждет; если на север – к холоду; нос под крыло прячет – к холоду.
  • Дым столбом – к морозу.
  • Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

«Январь-поволец году начало, зиме середина». Это самый морозный месяц. Недаром существует поговорка: «Январь трещит – лед на реке в просинь красит». Может быть оттого и название его такое – просинец. Новогодье самая пора, разгар зимы. И пусть солнце на лето повернуло, зима все равно на мороз норовит. А снег подваливает и подваливает. Богатый зимний покров искони считают вестником урожая. «Снег глубок – хлеб хорош». «Снег по полях – зерно в закромах». Потому-то и утверждает пословица: «Снег – крестьянское богатство». Январь сухой, снежный да морозный принесет хороший год.

Народные приметы о погоде на январь.

  • В январе белые облака – к морозу.
  • Облака идут против ветра – к снегу.
  • Звезды очень яркие и искрятся – к сильным холодам.
  • Вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  • Ясная круторогая луна – к стуже.
  • Если стекла на окнах запотели – к теплу.
  • Морозные узоры на стекле ветками вверх – к морозу, наклонились – к оттепели.

На смену лютому январю заступил февраль-вьюговей. Поначалу он почти не отличим от своего предшественника: с такой же стужей, с такими же звездными озорными ночами. В древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» – календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» – от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки, пожалуй, самое меткое прозвище февраля – «бокогрей», на солнечной стороне пригревать начинает. Как и все зимние закономерности примет декабря и января, февраль тоже им под стать.

Народные приметы о погоде на февраль.

  • Если воробьи забираются в хворост, вдруг начинают собирать пух и перья и тащат их в свои гнезда, укрытия; с утра пищат синицы – жди усиления мороза.
  • Если 2 февраля предзакатное солнце багряное – будет снегопад.
  • Если 4 февраля метель – вся неделя будет метельная, а если солнечно – быть ранней весне.
  • Птицы сидят на верхушках деревьев – жди холодов, на нижних ветках – к теплу; на мороз около домов поют или роются в снегу – к сырой погоде.
  • Зимой рано запели петухи – к теплу.
  • Собаки катаются – к снегу, а то и к вьюге.
  • Если ночью был иней – днем снег не выпадет.
  • Чистый закат солнца в морозную погоду – морозы и дальше будут.

Мир примет бесконечно разнообразен, предсказывать погоду можно по различным признакам. Приметы являются исключительно народным фольклором и не претендуют на полную достоверность.

Социологический опрос. Результаты анкетирования.

Я решила провести опрос среди родителей, учителей, знакомых, родных. (Приложение 2)

Результаты проанализировала и обобщила в нижеприведённой таблице.

1. Верите ли Вы в приметы погоды?

Да- 20 человек

Нет- 0

2. Сколько Вы можете назвать примет, относящихся к погоде?

1-5 примет - 12 человек

5-10 примет - 8 человек

3. Всегда ли сбываются эти приметы?

Да- 13 человек

Нет- 1 человек

Иногда- 6 человек

4. Откуда Вы узнали об этих приметах?

От бабушки- 12 человек

В семье - 6 человек

Из жизни – 2 человека

5. Пользуются ли в вашей семье народными приметами для определения погоды?

Да- 6 человек

Нет- 4

Иногда- 10 человек

Данные таблицы представлены на диаграммах.

1. Верите ли Вы в приметы погоды?

3. Всегда ли сбываются эти приметы?

5. Пользуются ли в вашей семье народными приметами для определения погоды?

Сколько Вы можете назвать примет, относящихся к погоде?

Откуда Вы узнали об этих приметах?

Вывод: Проведенный опрос среди учителей, родителей, родных, знакомых показал, что верят в приметы большинство опрошенных, хотя, по их мнению, сбываются они не всегда. Большинство может назвать более 10 примет, о которых узнали в семье, либо от бабушки. Пользуются люди приметами для предсказания погоды редко или иногда.

Я взяла под наблюдение несколько доступных примет для определения погоды на ближайшее время и в течение двух недель следила за погодой и за своей домашней кошкой. Наблюдения и прогнозы народных примет совпали. Перед морозом моя кошка сворачивается клубочком, прячет мордочку в шерсть и ложится ближе к печи, а перед теплом она лежит, раскинув лапы, на полу или диване.

Вывод: поведение моей кошки подтвердило народную примету.

Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. «Погодные» приметы разнообразны.

Методика исследовательской части работы.

Исследование № 1 к примете : «Дрова в печи плохо разгораются и дымят-к оттепели»

Наблюдение за горением дров в печи проводилось с 15 января по 22 января 2016 года одновременно с измерением температуры воздуха на улице. Температура воздуха на улице понижалась с -32 0 С до -37 0 С тяга была хорошая, дрова в топке печи горели ровно, ярко, полностью сгорали независимо от того сухие они были или сырые (фото № 1 и №2 приложение 2). При повышении температуры воздуха до -16 0 С днем наблюдается плохая тяга, дрова разгораются с трудом, печь начала выбрасывать дым в квартиру (фото №3,№4).

Проанализировав и сопоставив результаты проведённых наблюдений и измерений можно сделать следующий вывод: по тяге в печи, по горению дров можно судить об изменении температуры воздуха на улице. Народная примета «Дрова в печи плохо разгораются и дымят - к оттепели» подтверждается наблюдениями.

Исследование № 2 к приметам: « Дым "столбом" из трубы зимой к морозу» по поведению дыма действительно можно предсказать устойчивую морозную погоду (фото №5,№6,№7).

Исследование № 3 к примете: «Морозные узоры на стекле ветками вверх – к морозу, наклонились – к оттепели ».

Наблюдение снежных узоров проводилось с 15 января по 22 января. На фото 8 (Приложение №6) снежные стрелы бегут вверх, причудливо переплетаясь. Обратившись к таблице 3, увидим, что температура понижается с -32 0 С до -37 0 С. На фото 9 очень хорошо видно, что большинство ветвей узора направлены вниз и по таблице видим, что температура повышается с -33 0 С до - 16 0 С.

Проанализировав результаты проведённых наблюдений и измерений можно сделать следующий вывод: по снежным узорам на окнах можно судить об изменении температуры воздуха на улице. Народная примета о морозных узорах на окне подтверждается наблюдениями.

Исследование № 4 к примете: « Ясная заря зимой - к морозу».

С 15 января 2016 года по 22 января 2016 года наблюдала вечернюю зарю. Заря каждый вечер была светлой, небо безоблачное (фото № 10, 11 приложение №7). Всю неделю стояли трескучие морозы. Только 21 января при заходе солнца наблюдала оранжевое небо (фото №12). По результатам наблюдений можно сделать вывод, что по цвету зари можно предсказать изменения погоды.

Ясная заря зимой - к морозу. Звезды сильно блестят: зимой - к морозу, летом к жаре.

Учитывая мои личные наблюдения можно сделать следующий вывод, что большая часть народных примет действительно сбываются. И чуть меньшая часть примет не сбылась. Моя гипотеза подтвердилась: большая часть примет сбывается. Верить или не верить народным приметам – это право каждого человека.

Заключение

Исходя из задач данной работы, я провела наблюдения за изменениями погоды, измеряла температуру, наблюдала за тем, какие узоры рисует на стекле мороз, как они меняются с изменением температуры на улице. Я также провела наблюдения, в результате которых получила подтверждение народным приметам, как горят дрова в печи, идет дым из трубы, по цвету зари. Моё исследование доставило мне огромное удовольствие. Я предполагала, что изменения в погоде можно предсказать, пользуясь народными приметами. В результате своих наблюдений я в этом убедилась.

Было очень интересно общаться с разными людьми. Работая с разными информационными источниками, я узнала много нового. Я стала внимательней. А сколько может подсказать внимательному человеку природа! Например, какая будет сегодня погода? И какой она будет завтра. Я обязательно продолжу изучать другие приметы, чтобы составлять более точные прогнозы.

Мои наблюдения за живой природой помогли мне выяснить, что и сегодня, в условиях современного климата, народные приметы о погоде, собираемые веками, можно использовать в повседневной жизни. Они ещё работают!

Я думаю, что тема « Наблюдение за народными приметами в природе» очень обширна, и в своей работе я затронула лишь небольшую ее часть, рассмотрев несколько примет только на зиму. Старайтесь наблюдать различные приметы. Сколько красивого вы увидите, сколько полезного вы узнаете!
Да только такую Бог тебя создал:
Холодком да ветром, видно, закалял,
Ну цвети черёмуха, мы уж подождём,
Только подари нам аромат шальной.

Чтоб дарить охапками девушкам тебя,
Старым вспомнить юность, мимо проходя.
На тебя, любуясь, соловейка сел,
Захмелев от запаха, песнь свою запел.

Но пройдёт неделя - зацветёт сирень,
Хмурая погода сразу уйдёт в тень:
Сирень любит солнце, с ним она цветёт,
Ветерок подует - запах разнесёт.

За сиренью почки распускает дуб,
Вновь с его листвою холода придут,
А в дубовой роще тишь да благодать.
Мы опять потерпим, нам не привыкать.

Аромат весенний! Нет его нежней,
Над сиренью кружит снова толстый шмель,
Птицы свои песни начнут распевать,
Русская природа может удивлять!

Лидия Феоктистова

Литература

Переведенное репринтное воспроизведение издания 1916 года

4.Материалы фестиваля исследовательских работ «Портфолио -2007-2011»

5.Энциклопедия для детей «Аванта+ 1999»

6.Энциклопедия «Что есть что?», «Природа», изд. «Слово», 1994г.