По уровню установления земельный налог является. Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики. Налоговые ставки по земельному налогу

Земельный налог традиционно относится к поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Однако в отличии от других поимущественных налогов он един для всех категорий плательщиков – юридических и физических лиц, и поэтому он относится к смешанным налогам.

Поступление земельного налога в бюджетную систему централизовано: в федеральный бюджет - 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20%, в местные бюджеты – 50%. Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на финансирование предприятий и компенсацию затрат землепользователя по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, инженерное и социальное благоустройство территории.

Налогообложение земельных участков в Российской Федерации регулируется Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-1, инструкцией МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю» от 21 февраля 2000 года № 56, а также законами местных органов власти, конкретизирующими ставки налога по категориям землепользователей.

Установленными формами платы за землю являются: ежегодный земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Каждая форма платы за землю предназначена для своих функций.

Земельным налогом облагается владение или использование земли (кроме аренды).

Субъекты и объекты земельного налога

Плательщиками (субъектами) земельного налога выступают землевладельцы, землепользователи (кроме арендаторов) и собственники земли на территории Российской Федерации. К ним относятся:

а) юридические лица (в том числе иностранные) и их структурные подразделения;

б) физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели).

Основанием для установления земельного налога (арендной платы) служит документ, удостоверяющий право собственности или аренды за земельный участок.



Ставки земельного налога

Ставки земельного налога устанавливаются в абсолютном выражении (руб., коп.) к размеру площади (за 1га или за 1кв.м), а также дифференцированы по месту нахождения и зонам градостроительной ценности территории. Законом установлен базовый норматив (Бст) налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Средняя ставка (Бст на земли сельскохозяйственного назначения устанавливается по субъектам РФ (республика, область) в рублях за 1га пашни. Местные органы законодательной власти утверждают конкретные, в том числе минимальные, ставки земельного налога по видам земель (пашни, насаждения, пастбища и т.п.) и корректировкой (kместн) на их местонахождение и ежегодную индексацию (kгод). По этим вставкам облагаются сельскохозяйственные угодья, участки в границах и вне сельских населенных пунктов, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.

Налог за земли сельскохозяйственного назначения:

ЗН = SІ · Бст · kместн · kгод,

где SІ - площадь участка, находящаяся во владении (пользовании). Средняя ставка (Бст) налога за земли несельскохозяйственного назначения устанавливается по 11 экономическим районам Р.Ф. в рублях за 1кв.м. площади. Для расчета точной ставки налога по конкретной территории (месту нахождения) земельного объекта применяются коэффициенты, увеличивающие сумму налога.

Налог за земли несельскохозяйственного назначения

ЗН = SІ · Бст · kстат · kкур· kгод,

где kстат - коэффициент статуса города или развития социально – культурного потенциала; kкур – коэффициент курортной местности..

Глава 4 Проблемы земельного налога и возможные методы их решения

Аграрный сектор

Некоторые политики и экономисты суть реформы в нем сводят исключительно к частной собственности на землю. Но неограниченный оборот земли не означает автоматического появления эффективного собственника. Быть собственником земли важно. Но не менее важно распоряжаться результатами своего труда и знать, что они будут обществом востребованы. Очевидно, что в отношении оборота сельскохозяйственных земель необходимо предусмотреть определенные ограничения: изменение их целевого использования, концентрацию земельных долей в руках одного собственника и наличие профессионального опыта у земледельцев. В отсутствие Земельного кодекса регионы вынуждены искать свои подходы. Например, в Белгородской области использование земель проводится на праве собственности или на основании договоров аренды земельных паев с выплатой пользователем арендной платы в виде фиксированной доли от произведенной продукции. Если собственника результаты хозяйствования на его земле не удовлетворили, он может сдать ее в аренду другому хозяйству, что обеспечит переход земли не от бедного к богатому, а от плохо работающего к эффективному пользователю. При рассмотрении вопроса купли-продажи земли необходима чисто практическая оценка, что даст тот или иной подход для улучшения финансирования аграрного сектора и формирования эффективного собственника.

Базовыми условиями привлечения капитала в любую сферу экономики, в том числе и сельское хозяйство, являются доход на вложенный капитал и гарантии возвратности средств. Однако доходность сельскохозяйственной деятельности определяется ее технологическим уровнем, который сегодня крайне низок. Поэтому простое декларирование тезиса купли-продажи земли, хотя и создает предпосылки для привлечения капитала в аграрную сферу, но не решает указанные проблемы. Для того чтобы в сельское хозяйство пришел инвестор и сформировался эффективный собственник, государство должно продемонстрировать реальную заинтересованность в развитии аграрно-промышленного комплекса, в частности, через государственную поддержку кредитования под залог земли и использованием закладных на землю.

Принципами использования закладных в российских условиях, по моему мнению, являются гарантии государства, обязательность их приема при расчетах всеми организациями и предприятиями по номинальной стоимости, для приобретения современной (отечественной и импортной) техники и реализации прогрессивных высокоэффективных технологий. Каждый инвестор, готовый и способный работать на земле, должен получить от государства закладные на соответствующие площади сельскохозяйственных земель, на которых он планирует работать. А рассчитавшись по ним поставками продукции в течение, например, 5 лет, он может стать собственником земли, уже доказав свою дееспособность. Такой подход позволит обеспечить государственное регулирование земельных ресурсов и формирование инфраструктуры земельного рынка, создание условий для привлечения реальных инвестиций в сельское хозяйство, и, в конечном итоге, появление собственника, способного эффективно работать на земле.

Существуют очень много способов и предложений по созданию цивилизованного рынка земли в России. Ниже мы попытаемся рассмотреть некоторые из них, на мой взгляд, наиболее перспективные.

Совет депутатов сельского поселения Данковское

1. Установить и ввести с 01 января 2018 года на территории сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области (далее - сельское поселение) земельный налог, порядок и сроки уплаты налога на землю, находящиеся в пределах границ сельского поселения.

2. Налогоплательщиками налогов (далее – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие , признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ сельского поселения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой , налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2.1. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по .

3. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах сельского поселения Данковское.

3.1. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами наследия, музеями-заповедниками;

3) земельные участки из состава земель ;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

5) земельные участки, входящие в состав общего имущества .

4. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течении налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

4.1 . Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

5. Налоговым периодом признается календарный год.

6. Установить налоговые ставки на территории сельского поселения Данковское в следующих размерах:

6.1. 0,3 % в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) ;

занятых дачными и садоводческими объединениями граждан, в т. ч. дачное строительство и дачное хозяйство;

в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов, а так же земель рекреационного назначения, находящихся за границами населенных пунктов;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

6.2. 0,2 % в отношении земельных участков:

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, и приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства;

6.3. 1,5% в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению;

6.4. 1,5% в отношении прочих земельных участков;

6.5. 1,5 % в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства(дачного строительства) коммерческим организациям;

7. Установить, что для организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектом налогообложения на территории сельского поселения, льготы, установленные в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ, действуют в полном объеме.

7.1. От уплаты налога полностью освобождаются:

12. Настоящее решение вступает в силу с 01 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Совета депутатов

Зам. Председателя Совета депутатов

сельского поселения Данковское

Глава сельского поселения Данковское

На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо налогового кодекса РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального значения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения самостоятельно в нормативных правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности , а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками и в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п ,

  • т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
  • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

НК РФ).

Земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков , признаваемых объектом налогообложения.

Подробнее о постановке земельного участка на кадастровый учет

О разъяснении некоторых вопросов, связанных с определением местоположения границ земельного участка при осуществлении постановки его на государственный кадастровый учет см. Росреестра от 16.02.2016 N 19-00221/16.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).

Налогоплательщики земельного налога (ст. 388 НК РФ):

    • организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков,

    1. находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
    2. переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения земельным налогом (ст. 389 НК РФ):

    • земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения :

    1. земельные участки, изъятые из оборота ;
    2. земельные участки, ограниченные в обороте , которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия , историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    3. земельные участки из состава земель лесного фонда ;
    4. земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база земельного налога (ст. 390, 391 НК РФ):

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации (или ИП) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (праве пожизненного наследуемого владения).

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для ряда категорий налогоплательщиков (ст. 391 НК РФ).

Налоговая ставка земельного налога (ст. 394 НК РФ):

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы по земельному налогу (ст. 395 НК РФ):

Освобождаются от налогообложения:

    1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
    2. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    3. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    4. общероссийские общественные организации инвалидов (при наличии ряда условий);
    5. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
    6. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    7. организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
    8. организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
    9. судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ – СТАВКИ, ЛЬГОТЫ, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

С приобретением земельного участка, у владельца земли возникает обязанность по уплате земельного налога. Земельный налог является местным налогом , то есть уплачивается на территориях соответствующих муниципальных образований по месту нахождения участка и устанавливается налоговым кодексом, законами Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительными органами муниципальных образований, при этом ставка налога, установленная на местных уровнях не может быть превышать ставок , установленных налоговым кодексом (ст. 394 НК РФ).

Земельный налог уплачивают лица , обладающие земельными участками по праву

  1. собственности
  2. постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ)

Земельный налог не уплачивается , если земельный участок принадлежит физическому лицу

  1. на праве безвозмездного срочного пользования
  2. по договору аренды .

СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Ставки, установленные Налоговым Кодексом (ст.394 НК РФ):0,3% от кадастровой стоимости участка для следующих видов земель:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли ИЖС - занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
  • Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков.

Однако не все участки подлежат налогообложению, так, например Вы можете купить таунхаус в Подмосковье на землях, которые относятся к землям населенных пунктов (городские земли). В данном случае налогооблагаемой базы не возникает. С примерами таких таунхаусов Вы можете ознакомиться .

В качестве примера установления ставок Москвой и органами муниципальной власти, рассмотрим пример имеющихся в 2012г. ставок земельного налога.

Москва * Городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района М.О. ** Сельское поселение Первомайское Наро-Фоминского муниципального района М.О. ***
0,3% 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения
Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

Земли под домами индивидуальной жилой застройки; земли личных подсобных хозяйств

0,1%

Земли, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и гаражами-стоянками

0,5% Земли, предоставленные (приобретенные) физическими лицами в гаражно-строительных кооперативах в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков Земли садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земли, предоставленные для индивидуальных гаражей
*** Решение Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района МО от 30.09.2010 № 14/6 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района»
** Решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 13.10.2010 № 1/11 «О земельном налоге»* Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»

Возможность не иметь дополнительных затрат в виде налога на землю Вы можете обеспечить себе купив таунхаусы в Подмосковье от застройщика. Такие таунхаусы оыормлены как (новостройки).

Порядок расчета и уплаты земельного налога

Сумма земельного налога рассчитывается и начисляется налоговыми органами по месту расположения участка по следующей формуле:

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА= Площадь участка (м 2) * Кадастровую стоимость 1 м 2 земли * Ставка налога.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра www .rosreestr.ru . Введя кадастровый номер своего земельного участка, вы узнаете его кадастровую стоимость. За информацией о налоговой ставке можно обратиться в представительный орган муниципального образования, в которое входит ваш земельный участок. Выяснив оба показателя, вам останется лишь подсчитать величину земельного налога.

Пример:

Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 000 кв.м составляет – 1 586 420 рублей. Налоговая ставка для категории земель данного земельного участка предусмотрена в размере 0,15%. Сумма земельного налога на земельный участок равна: 1 586 420: 100 * 0,15 = 2 380 рублей.

ВАЖНО! Если земля находится в общей совместной собственности, т.е. участком владеют несколько лиц , то кадастровая стоимость участка определяется для каждого владельца в равных долях.

Пример:

Иванов В.П. и Смирнов А.Г. владеют землей на праве общей долевой собственности. При этом Иванову В.П. принадлежит ¾ участка, а Смирнову А.Г. – ¼ участка. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года равна 3 690 000 руб. Рассчитаем кадастровую стоимость каждой доли участка.

Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей Иванову В.П., равна: 3 690 000: 4 * 3 = 2 767 500 руб. Кадастровая стоимость земли, принадлежащей Смирнову А.Г., равна: 3 690 000: 4 * 1 = 922 500 руб.

Таким образом, каждый собственник должен уплатить налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли земельного участка .

В срок, не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты, налоговый орган самостоятельно направляет налогоплательщику по месту его регистрации уведомление, в котором указаны налоговая база, размер налога, и дата, до которой налог должен быть оплачен.

Срок уплаты земельного налога не может быть, установлен ранее 1 ноября следующего года (земельный налог за 2011 год оплачивается в 2012 году). В Москве, например, земельный налог уплачивается не позднее 1 декабря следующего года, а в городском поселение Одинцово Московской области 1 ноября следующего года. Оплата земельного налога производится на основании налогового уведомления, которое налоговый орган направляет владельцам участков по их месту регистрации.

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Владельцам земельных участков отдельных категорий лиц законодательством предоставляются льготы по уплате земельного налога . Рассмотрим предоставление льгот на примере города Москвы и одного из муниципальных образований Московской области.

В Москве от уплаты земельного налога освобождаются:

  • Герои Советского Союза,
  • Герои Российской Федерации,
  • Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

Уменьшить кадастровую стоимость земельного участка на 1 000 000 рублей имеют право следующие владельцы:

  • физические лица, которые имеют I и II группу инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Пример:

Ветерану Великой Отечественной войны принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 1 650 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%. В данном случае кадастровая стоимость уменьшается на 1 000 000 рублей, и сумма налога рассчитывается следующим образом: 1) 1 650 000 – 1 000 000 = 650 000 рублей (уменьшенная кадастровая стоимость участка) 2) 650 000: 100 * 0,3 = 1 950 рублей (сумма земельного налога). Без указанного уменьшения, сумма земельного налога составила бы 1 650 000: 100 * 0,3 = 4950 рублей

На территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от уплаты земельного налога освобождаются физические лица - в отношении одного земельного участка , расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды, имеющие II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства, а также семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, боевых действий, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • лица, награжденные званиями "Почетный гражданин города Одинцово", "Почетный гражданин Московской области",

а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе, - в отношении одного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

В полном размере от уплаты земельного налога освобождаются:

  • лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющие в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных заведениях любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста двадцати трех лет;
  • неработающих пенсионеров по возрасту: женщины - по достижении 55 лет, мужчины - 60 лет;
  • членов семей военнослужащих, потерявших кормильца:
- родителей (мать, отец); - супруга (супругу), не вступившего (не вступившую) в повторный брак; - несовершеннолетних детей.
  • лица, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на иждивении которых находятся совместно проживающие члены семьи, являющиеся инвалидами, имеющими II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Уменьшить сумму земельного налога имеют право:

В размере 50 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования городское поселение Одинцово, бюджета Одинцовского муниципального района, если оба супруга являются работниками указанных организаций и учреждений.

В размере 25 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, если оба супруга являются работниками финансируемых из бюджетов различных уровней организаций и учреждений.

Пример:

Физическому лицу, которому предоставляется льгота в размере 50 % от начисленной суммы налога, принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 2 500 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%.

В данном случае сумма налога рассчитывается следующим образом:

1) 2 500 000: 100 * 0,3 = 7 500 рублей (сумма земельного налога без учета предоставленной льготы) 2) 7 500: 100 * 50 = 3 750 рублей (сумма земельного налога, с учетом предоставленной льготы, которая должна быть оплачена владельцем участка).

Следует отметить, что в поселении Одинцово льгота в виде уменьшения кадастровой стоимости земельного участка не предоставляется.

Как мы видим, категории лиц, имеющих право на получение льгот, частично совпадают, но и имеются различия. Поэтому для того, что бы узнать свою принадлежность к одной из категорий лиц, имеющих право на предоставление льготы и сроке предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготы, необходимо обратиться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения участка.

Штрафы и пени за несвоевременную уплату налога

Если вы не уплатили земельный налог , то налоговая инспекция вправе вас оштрафовать. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога.

Налоговики не смогут привлечь вас к ответственности (наложить штраф), если вы нарушили сроки уплаты земельного налога, но успели уплатить налог до составления налоговой соответствующего акта о неуплате налога . Так как ответственность устанавливает за неуплату (неполную уплату) налога. А вы, хотя и с опозданием, налог уплатили.

Кроме того за каждый календарный день просрочки уплаты налога вам будут начислены пени . Они начисляются со дня, следующего за последним днем, когда вы должны были уплатить налог (срок уплаты налога). Последнее начисление пеней происходит в день фактической уплаты налога.

Пени рассчитываются исходя из процентной ставки, равной 1/300 действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ.