В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности
Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,
где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:
Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.
Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.
3. Психодинамические теории личности .
Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.
С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.
Таблица 1
Выборка из пяти факторов-черт , включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела
Название фактора-черты | |||
Экстраверсия | Разговорчивый - молчаливый, открытый - замкнутый, склонный к риску - осторожный. | ||
Название фактора-черты | Краткое описание в психологических и поведенческих терминах | ||
Уживчивость Добросовестность Эмоциональная устойчивость Культура | Выдержанный - раздражительный, уступчивый - упрямый, содействующий - противодействующий. Аккуратность - неаккуратность, ответственность - безответственность, обязательность - необязательность. Спокойный - тревожный, уравновешенный - неуравновешенный, минорный - мажорный. Интеллектуально развитый - неразвитый, тонкий - грубый, любящий искусство - безразличный к искусству. | ||
В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:
1. Уверенность в себе - неуверенность.
2. Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого воображения).
3. Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.
5. Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).
6. Мягкость - черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.
10. Реализм - аутизм.
11. Сила воли - безволие.
12. Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность - неуверенность.
15. Взрослость - инфантилизм.
16. Тактичность - бестактность.
17. Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).
18. Веселость - грустность.
19. Очарованность - разочарованность.
20. Общительность - необщительность.
21. Активность - пассивность.
22. Самостоятельность - конформность.
23. Экспрессивность - сдержанность.
24. Разнообразие интересов - узость интересов.
25. Чувствительность - холодность.
26. Серьезность - ветреность.
27. Честность - лживость.
28. Агрессивность - доброта.
29. Бодрость - веселость.
30. Оптимизм - пессимизм.
31. Смелость - трусость.
32. Щедрость - скупость.
33. Независимость - зависимость.
Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.
Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.
Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).
Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:
1.Отрицание . Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
2. Подавление . В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
3. Рационализация . Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.
4. Формирование реакции . Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».
5. Проекция . Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
6. Интеллектуализация . Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
7. Замещение . Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.
Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.
Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.
Полипарадигмальный характер психологии XX в. нашел отражение в значительном многообразии теорий, подходов, моделей функционирования и развития личности, сложившихся в рамках различных школ психологической мысли. Множественность описаний и интерпретаций личности, как уже отмечалось, объясняется многоаспектностью ее природы. Едва ли обоснованно отдавать предпочтение одним теориям перед другими, поскольку каждая научная точка зрения проливает свет на вполне определенный и значимый аспект индивидуального психосоциального бытия человека.
Возможным критерием классификации психологических учений, стремящихся раскрыть сущность личности как специфической «формы существования человека» (Д.А. Леонтьев), является их тяготение к одному из двух полюсов концептуализации: к гомеостатическому или гетеростатическому принципу описания. В первом случае личность представляется системой, стремящейся к сохранению устойчивости/стабильности, равновесию или гоме-остазу (от гр. homoidsis - подобный и stasis - состояние). Во втором - это система с тенденцией к гетеростазу, то есть к нарушению равновесия и нарастанию внутренней напряженности ради развития и выхода на новый уровень функционирования.
Другое существенное различие в подходах определяется преобладанием одного из двух базовых представлений о природе человека: 1) об изначальной противоречивости и конфликтности, либо, наоборот, 2) внутренней согласованности личности. Эти два представления восходят к философским спекуляциям прошлых столетий («человек от природы зол», «человек от природы добр», «человек человеку волк» и т. д.) и своеобразно модифицируются в составе современных психологических учений.
В соответствии с этими критериями зарубежные теории личности можно условно разделить на четыре основных типа:
* гомеостатические, ориентированные на конфликт; * гомеостатические, ориентированные на согласие; * гетеростатические, ориентированные на конфликт; * гетеростатические ориентированные на согласие.
Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, постулируют как данность, что каждый человек в течение всей своей жизни безуспешно пытается разрешить заданное самой природой сущностное противоречие и вернуться в безмятежное состояние равновесия («золотой век», «внутриутробный рай»). Типичным примером такой трактовки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда, а также концепции его последователей О. Ранка, Ш. Ференчи, В. Райха и др. Конфликт здесь не только неизбежен в силу изначальной «испорченности» человека, но и жизненно необходим, так как при его отсутствии исчезает источник развития личности.
Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,придерживаются «нейтральной» точки зрения на человеческую природу. В них конфликт уступает место адаптации, ассимиляции и тенденции к сглаживанию противоречий между индивидом и средой. Личность рассматривается либо как система, формируемая социумом согласно законам внешней механистической детерминации (бихевиоризм),либо как система, активно моделирующая окружающий ее, постоянно меняющийся мир с целью более эффективного приспособления к нему (когнитивный подход,теория Ж. Пиаже).
В теориях гетеростатического типа преимущественное внимание уделяется процессам самодетерминации, усложнения организации и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения всей совокупности этих процессов используется термин «личностный рост»). Авторы таких теорий (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) провозглашают отличительной характеристикой, сущностной чертой личности «бескорыстную», изначально творческую активность, проявляющуюся как постоянное стремление развиваться, изменяться и самотрансцендироваться, «выходить за пределы собственного Я». Теории указанного типа могут включать и представления о конфликтных или кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентированные на конфликт, в частности, теория Э. Эриксона). Личность понимается в них как постоянно «незавершенный проект» или как субъект, находящийся в «мучительном поиске себя», собственной идентичности (Э. Эриксон), уникального смысла жизни (В. Франкл). В ряде гетеростатических кон-
цепций фактором формирования «жизненного проекта» служит система высших ценностей, а идеалом, к воплощению которого стремится личность, - некоторый «универсальный проект» (модели самореализации в гуманистической психологии). В то же время в альтернативных теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в различных видах деятельности (деятельностный подход).
Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, тогда как теории, ориентированные на конфликт, возлагают ответственность за жизненный проект и исход его реализации исключительно на самого человека. В последних не подчеркиваются изначально позитивная направленность и предзаданность личностного развития, но широко обсуждается проблема свободного выбора - из ряда возможных альтернатив - индивидуального пути, отношения, способа разрешения глубинных жизненных противоречий.
В отличие от перечисленных выше теорий, содержащих как определенные допущения о природе человека, так и четкие представления о ядерных и периферических структурах личности, факторные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного, сугубо эмпирического, факторного подхода заключается в следующем. На первом этапе производятся кропотливые наблюдения над людьми с целью выделения и описания их личностных особенностей. Затем данные этих наблюдений выражаются количественно, например, способности кодируются баллами, набранными по соответствующим тестам. Затем вычисляется коэффициент корреляции между переменными. Высокий положительный показатель (коэффициент) корреляции свидетельствует о том, что переменные проявляются совместно, отрицательный показатель - что присутствие одной переменной исключает проявление другой, а низкий или нулевой означает, что зависимость не выявлена. Так, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно - с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, факторный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин. Определяется также «вклад» каждой переменной в тот или иной фактор. В результате устанавливаются общие и наиболее существенные характеристики личности, связи между ними и принципы их организации в целостные ансамбли.
4.1.4. Соотношение понятий «индивид», «личность»,
«индивидуальность»
Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо. По идее В. Франкла, человеческая личность - это сложный многомерный феномен, отдельные аспекты которого могут быть представлены как проекции в плоскостях тех или иных научных дисциплин - биологии, социологии, психологии, однако уникальная целостность личности не сводима ни к одной из этих проекций.
В различных сферах человекознания человек анализируется как индивид (от лат. individuum - «неделимый», то есть далее не разложимая на составляющие частица какого-либо целого) - представитель hominis sapientis, человеческой общности, который одновременно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Понятие «индивид» (в значении «отдельный, особенный, выделяющийся из множества») было введено в философский дискурс древнеримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип. Это единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, являющий собой единство врожденных и приобретенных черт.
Первоначально человек выступает как отдельная особь (особа, особый), «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный индивид, своеобразный «.социальный атом», персонифицирующий некоторую группу, и, наконец, как личность.
Личность не исчерпывается ансамблем индивидных характеристик. Ее своеобразие выражается в способности «возвыситься» над уровнем биологической детерминации, определяющим жизнедеятельность животного мира. По словам М. Шелера, «человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». В свете этого личность в общефилософском смысле определяется как «центр духа в индивиде» (М. Шелер), как «воплощенный лик» (П. Флоренский), то есть в качестве духовной ипостаси человеческой природы, проявления духовного самобытия.
Если в понятии «индивид» фиксируются отнесенность конкретного субъекта к роду человеческому, объективная данность и предопределенность некоторых видоспецифичных черт, то «личность» предполагает непрерывное становление и самоопределение, в ней самой усматривается источник ее собственной активности.
Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосознания и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений, наиболее полно проявляющий свои сущностные свойства (характеристики) в общении и деятельности.
Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Это отражение всеобщего в единичном. Как писал Гегель, «принцип личности есть всеобщность».
Кроме того, человек способен достигнуть относительной автономии и независимости по отношению к своему культурному окружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, предрассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно выражается человеческая индивидуальность.
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретенных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается целостный ансамбль социально значимых отличий человека от других людей. Данный термин сочетает в себе такие смысловые нюансы, как «уникальность» и «целостность», иными словами, он указывает на некое единство и самотождественность субъекта, которые немецкий философ Ю. Хабермас выразил в понятии «моя концепция меня самого». 1
В зарубежной психологии индивидуальность (понимаемая как своеобразие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость» (К.Г. Юнг, X. Ко-хут, Г. Олпорт, К. Роджерс).
Самость - это сущностное ядро индивидуальной психики, глубинная структура, обеспечивающая цельность и связность человеческого опыта. По К.Г. Юнгу, самость, как эмпирическое понятие, обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает един-
1 Противоположный подход к пониманию личности предполагает акцентирование в человеке его мозаичности и разнородности отдельных характеристик. Целостность эфемерна, человек есть множественность, фрагментарность, и у него, как утверждал Г.М. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого Я. Человек разделен на множество малых «я». Жизнь человеческая подобна калейдоскопу сменяющих друг друга «масок», ролей и состояний.
ство личности и, в то же время, выступает в качестве центрального архетипа коллективного бессознательного (архетип целостности и порядка или «архетип архетипов»). Это принцип упорядоченности и структуры, определяющий баланс и интеграцию психических содержаний (элементов сознания и бессознательного), придающий целенаправленность и осмысленность индивидуальному существованию. В процессе личностного развития («индивидуации», в терминологии Юнга) Самость постепенно становится основным регулятором и интегрирующим центром психической жизни (или психической реальности) индивида.
Согласно Г. Олпорту, для решения проблемы познания и описания человеческой индивидуальности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризовать личность в ее своеобразии. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат семантические неясности, Олпорт вводит новый термин - проприум.
Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся начало человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о субъективной части опыта, которую мы можем определить как «мое». Иначе она обозначается как «самость». По Олпорту, проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства", это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой - обеспечение и поддержание уникальности человеческой жизни. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости - так называемые проприотические функции. К ним относятся:
1) ощущение собственного тела как телесная основа самосознания;
2) чувство самоидентичности;
3) самоуважение, основанное на осознании успешности в достиже
нии различных целей;
4) расширение самости за счет осознания внешних объектов как
«моих» или «связанных со мной»;
5) образ Я, способность представлять себя и думать о себе;
6) рациональное управление самим собой;
7) проприативное стремление, выражающееся в постановке и достиг
жении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.
Говоря о долгосрочных планах и приоритетных целях личностного развития невозможно обойти стороной проблему ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований индивидуального бытия. В своем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединяющей философии жизни и утверждал, что такая философия основана на ценностях, направляющих усилия человека в поисках порядка и смысла жизни.
Итак, центральными характеристиками индивидуальности могут служить индивидуальный стиль жизни и деятельности, способность к твор-
честву (креативность), система ценностей и смысло-жизненных ориентации, уникальное мировоззрение (или жизненная философия).
Понятие «индивидуальность» проясняется при анализе процессов самовыражения и самораскрытия человека и связывается с такой интегральной характеристикой личности, как конгруэнтность (от лат. congraens - совпадающий). В данном случае подразумевается мера или полнота самораскрытия, соответствие между внутренним и внешним, переживание человеком подлинности/неподлинности собственной личности и жизни в целом.
Конгруэнтность, по К. Роджерсу, - это степень соответствия между опытом (тем, что происходит в поле вашего сознания), переживанием (тем, как вы это переживаете), осознаванием (тем, в чем вы отдаете себе отсчет) и выражением (тем, что вы говорите и как вы действуете). При высокой конгруэнтности человек склонен к спонтанному и открытому самовыражению, а его мысли, чувства и действия достигают согласованности. Неконгруэнтность предполагает наличие рассогласования между опытом, осознаванием и сообщением об опыте. Она может переживаться как неподлинность и связана с механизмами психологической защиты (вытеснение, отрицание и др.). Разнообразные симптомы психопатологии Роджерс рассматривал как специфические формы неконгруэнтности, связанные с неадекватными установками, стереотипными и искаженными представлениями или травматическими переживаниями. Каждый человек испытывает сущностную потребность в согласованности и подлинности.
Наконец, понятие «индивидуальность» сопряжено с конкретно-научными терминами «самореализация» и «самоактуализация-», которые занимают центральное место в гуманистических теориях личности.
Согласно теории А. Маслоу, самоактуализация - это процесс всесторонней реализации человеческих возможностей, поступательное движение личности к полноте творческого самораскрытия, актуализация индивидом изначально заложенного в нем природного и духовного потенциала. Самоактуализация относится к числу базовых потребностей человека; фрустрация этой потребности оборачивается различными формами психопатологии. Определяя самоактуализацию как стремление к «вочеловеченности», А.Маслоу полагал, что подлинно здоровой может быть признана лишь самоактуализирующаяся личность. 1
Индивидуальность человека проявляется в том особом, уникальном способе, с помощью которого он реализует свой личностный потенциал, то есть заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами
1 К числу самоактуализирующихся личностей Маслоу отнес ряд выдающихся деятелей культуры, в частности, Б. Спинозу, Гайдна, Гете, У. Уитмена, физика А. Эйнштейна, психологов У. Джемса и М. Вертгеймера; отдельных политиков - Дж. Вашингтона, Б. Франклина, Т. Джефферсона, А. Линкольна.
ее общительности, характером, прочностью и продуктивностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно коммуникативные способности человека выражаются в индивидуальном репертуаре социальных ролей. Когнитивный (познавательный) потенциал личности реализуется в ее способности к познанию внешнего (природного и социального) мира и к самопознанию. Он включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется системой ценностных ориентации, приобретаемой в процессе социализации и выступающей основанием оценки различных жизненных явлений и событий. Это вся совокупность идеалов, убеждений и устремлений человека в нравственной, религиозной, эстетической и др. сферах. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые интегрируются в своеобразном мироощущении и мировоззрении человека. Творческий потенциал личности - это мера ее конструктивности, оригинальности, креативности, то есть умения отклоняться от традиционных схем и стереотипов мышления и находить качественно новые решения в проблемных ситуациях.
Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Ас-молов).
Классификации теорий личности
Тема: Введение в теорию личности».
«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»
План лекции
1. Понятие теории, её функции
2. Компоненты теории личности.
3.
4.
Несовершенство нашего сегодняшнего знания о личности, отсутствие единой все объясняющей и всё предсказывающей парадигмы, приводит к тому, что наука о личности предстаёт перед нами как множество различных теорий. Для того чтобы сориентироваться в разных теоретических взглядах на личность в российской и западной психологии слушателю необходимо познакомиться с критериями и требованиями в науке к созданию и построению теории, с существующими классификациями теорий.
1. Понятие теории, её функции.
Анализ теории в психологии личности обусловлен тем, что без понимания сути теоретического знания, лежащего в основании той или иной науки, невозможно постижение концепций, сложившихся в диапазоне разных исследовательских моделей, направлений и школ. На современном этапе персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе тем объясняющие различия между людьми.
Теория – это утверждение или набор утверждений, функция которого обобщать, упрощать, организовывать и объяснять наблюдения и помогать предсказывать события.
Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. (Хьелл Л., Зиглер Д).
Теории личности – это система понятий, предположений, идей и принципов, предназначенных для объяснения личности. (Кун Д.)
В широком смысле теория обозначает любую концептуальную репрезентацию и объяснение феномена. Говоря о теориях в целом, можно сделать два обобщения:
2. Все теории суть абстракции. Любая теория является частичным объяснением определённых вопросов, фокусируясь на одних аспектах проблемной области, опускает другие.
3. Все теории рассматриваются как конструкции создаваемые людьми.
Персонологи – те же люди и точно также, как и другие, имеют различные взгляды на природу человека. Поэтому теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека.
Функции научной теории:
Функция организации и обобщения знаний. Существующее многообразие данных о личности, обуславливает необходимость их систематизации, организации, установления связи между событиями и фактами, объяснения происходящего.
Функция объяснения наблюдаемого помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определённым образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Теория обеспечивает смысловую схему, позволяющую объяснять, все то, что нам известно о соответствующем классе событий.
Коммуникативная функция , позволяет исследователю сделать теорию достоянием других учёных, создаёт дополнительные возможности для развития и самой теории, и исследователя.
Функция предсказания . Теория должна обеспечить основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока ещё не наступили.
Эвристическая функция теории обладает высоким потенциалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспектах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования.
Функция организации наблюдения даёт возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего явления, но и как это делать.
Имплицитная теория – способ, которым человек организует информацию о разнообразных аспектах функционирования мира; создаётся с опорой на эмпирический опыт субъекта.
2. Компоненты теории личности.
Каждая теория содержит компоненты, которые должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека. Американские психологи Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер выделяют следующие компоненты теорий личности:
1. Структура личности. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Проблема структуры личности, природа её организации и влияние на функционирование человека является ключевым компонентом во всех теориях личности.
2. Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять почему люди поступают так, а не иначе, другими словами, процессуальные аспекты функционирования человека, фокусируются на динамических изменяющихся особенностях его поведения.
3. Развитие личности. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.
4. Психопатология . Необходимость объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нём. Каждый персонолог уделяет внимание в своей теории вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни.
5. Психическое здоровье . В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие, что входит в понятие здорового образа жизни. Критерии оценки психического здоровья – центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности.
6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия . Поскольку теории личности дают определённую информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Теория личности должна ответить на вопрос как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.
Аналогичным образом вопросы о компонентах полноценной теории личности рассматривают и другие ведущие американские учёные Лоуренс Первин и Оливер Джон (Схема №) .
3. Критерии оценки теории личности.
В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно, в том случае если удовлетворяет каждому из перечисленных критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономичность, широта охвата, функциональная значимость.
Верификация - процесс установления истины или корректности гипотезы; критерий, используемый для определения ценности теории.
Критерии оценки теории личности .
Критерий | Характеристика |
Верифицируемость | Данный критерий означает, в какой степени положения теории открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие; |
Эвристическая ценность | Критерий показывает, насколько теория обладает потенциалом стимулирования новых исследований и обобщений. |
Внутренняя согласованность | Теория должна быть свободна от внутренних противоречий, т.е. хорошая теория должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом. |
Экономность | Теории часто ассоциируется с логической простотой. Чем меньше количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. Она не должна содержать избыточного теоретического багажа. |
Широта охвата | Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной. |
Функциональная значимость | Соответствие этому критерию показывает, способна ли теория помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы. |
4. Классификация теорий личности. Классификационная система шкал.
Многообразие концепций современной психологии личности требует разработки основ для их классификации, соотношения и обобщения. В зарубежной литературе используется принцип группировки теорий по критерию основных направлений: психоаналитическое, бихевиориальное, когнитивное, гуманистическое, диспозициональное. Для сопоставления различных теорий американские психологи Л. Хьелл и Д. Зиглер использовали шкалы, организованные по принципу дихотомического анализа с использованием основных философских фундаментальных положений о природе человека. Ими были выделены следующие шкалы.
Свобода-детерминизм. Данное положение относится к вере автора теории в возможность сознательного контроля людьми своего поведения. Детерминистски ориентированные теории (З. Фрейд, Б. Скиннер) исходят из предположения, что поведение человека однозначно определяется какими либо факторами, чаще неосознаваемыми: генетической предрасположенностью, внешним подкреплением, неосознанными мотивами и пр. Такие авторы как А.Адлер, А. Маслоу исходили из веры в возможность сознательного выбора поведения человека, и их теории считаются теориями, ориентированными на свободу.
Рациональность –иррациональность . В этом случае речь идёт о соотношении сознательного и бессознательного в управлении поведением. Примерами теорий в которых постулируется рациональность поведения – концепции А. Бандуры, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерса. Теория З. Фрейда постулирует иррационализм.
Холизм – элементаризм. Сторонники холистического положения утверждают, что поведение можно понять, изучая личность как единое целое (теории А. Адлер, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс). Противоположная позиция предполагает изучение отдельных аспектов поведения (Б.Ф. Скиннер).
Конституционализм –инвайронментализм . Наследственность или среда определяют развитие личности и её индивидуальности. Российский психолог Мироненко И.А. отмечает, что все западная психология личности в целом, основывается на представлениях о ведущем значении наследственности в становлении человеческой психики.
Инвайронментализм – исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями.
Конституционализм - исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими факторами.
Изменяемость – неизменность . В данном случае ставится вопрос о том, изменяется ли основной склад личности в течение жизни. К сторонникам изменяемости личности относят Э.Эриксона, Б. Скиннера, А. Бандуру, А. Маслоу, К. Роджерса, к идеологам неизменности – З. Фреда и А. Адлера.
Субъективность – объективность . Поведение человека определяется как объективными факторами внешней среды, так и субъективными особенностями его внутренних психических состояний. Данная шкала оценивает ориентированность теоретика на зависимость поведения от первого или от второго. На объективность в своей теории ориентирован Б.Скиннер, на субъективность – А. Адлер, Дж.Келли, А. Маслоу, К. Роджерс.
Проактивность – реактивность . Где следует искать истинные причины поведения человека? Следует ли рассматривать поведение как серию ответов на внешние стимулы, или истоки поступков коренятся в личности. К сторонникам проактивности отнесены А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, к авторам, исповедующим реактивность человека – Б. Скиннер.
Проактивность – исходное положение о том, что причины поведения человека заключены в нём самом.
Гомеостаз – гетеростаз . Это положение относится к природе мотивации человека. Движет ли им прежде всего стремление уменьшить напряжение и сохранить состояние внутреннего равновесия, или основная его мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию. К сторонникам гомеостатической модели человека относится З. Фрейд, а гетеростаза - А.Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.
Гомеостаз – состояние, относительно динамическое постоянство внутренней среды организма.
Гетеростаз –исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением к личностному росту.
Познаваемость и непознаваемость . Данная шкала позволяет оценить склонность того или иного теоретика к выходу за пределы строгой науки в своих построениях. К сторонникам познаваемости отнесены З.Фрейд, Скиннер, А. Бандура, а непознаваемости - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс.
Шкалы, используемые Л. Хьеллом и Д. Зиглером, пригодны лишь для классификации теорий, созданных в контексте западной культуры. Теории личности в российской психологии не только отсутствуют в данной схеме, но и представляется затруднительным оценить их, применяя данные шкалы.
В этой связи Мироненко И.А. было предпринято исследование в русле разработки классификационной системы шкал, которые отражают имплицитные представления о личности, заложенные в основании психологических теорий. Проанализировав шкалы, предложенные американскими психологами, он предложил в качестве основания для оценки и описания теорий личности систему следующих дихотомических шкал-категорий, характеризующих аксиоматические представления авторов теорий о природе личности:
§ среда-наследственность (как определяющий фактор формирования личности);
§ внешнее – внутреннее (в качестве основы для выделения психики как особой формы реальности);
§ сознание – бессознательное (в качестве основного механизма функционирования личности);
§ индивидуализм- коллективизм (как характеристика базовых ценностей человека);
§ свобода- необходимость (детерминированность поведения человека законами природы).
В предлагаемой системе шкал оказывается возможным соотнести российскую теорию и представления о личности, разработанные другими школами, показать специфику подхода к личности российских учёных. Классификация теорий личности представлена в таблице № .
факторы | Теории, в большей степени ориентированные на факторы | Факторы | |
Бихевиоризм-необихевиоризм Отечественная теория Кросскультурная психология Социальный конструктивизм | Среда | Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Диспозициональная теория Эволюционная психология | Наследственность |
Бихевиоризм-необихевиоризм Диспозициональное направление Отечественная теория Эвролюционная психология Кросскультурная психология Социальный конструктивизм | Внешнее | Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология | Внутреннее |
Отечественная теория Гуманистическая психология Социальный конструктивизм Необихевиоризм | Сознание | Психоанализ-неофрейдизм Диспозициональное направление Бихевиоризм Эволюционная психология Кросскультурная психология | Бессознательное |
Бихевиоризм-необихевиоризм Психоанализ Диспозиционное направление Неофрейдизм Гуманистическая психология | Индивидуализм | Отечественная теория Эволюционная психология Социальный конструктивизм Кроскультурная психология | Коллективизм |
Отечественная теория Социальный конструктивизм Кросскультурная психология | Свобода | Бихевиоризм-необихевиоризм Психоанализ-неофрейдизм Гуманистическая психология Диспозициональное направление Эволюционная психология | Необходимость |
Примечание: отечественные теории – это теории российских психологов, разрабатываемые в рамках культурно-исторической и системно-деятельностной парадигмы.
Литература
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайдлова В.А. , 2001- С. 20-30.
2. Методические материалы по курсу лекций «Психология личности» / Сост. Э.В. Котлярова, - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.- С. 6-11.
3. Мироненко И.А. Классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологической теории // Вопросы психологии, 2006, № 4 – С.95-105.
4. Первин Л., О. Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001 – С. 33- 58.
5. Клонигер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонигер – СПб.: Питер, 2003 – С. 21-56.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2006 – С. 19-55.
7. Холл Келвин С.. Линдсей Гарднер. Теории личности – М.: «КСП +», 1997.
Уровни научного познания
На самом деле существует невообразимое разнообразие подходов к разработке моделей личности.
По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:
- психодинамические,
- социодинамические,
- интеракционистские.
Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:
- экспериментальные теории,
- неэкспериментальные теории.
Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.
Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.
Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др.
Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий личности, сложившихся во второй половине XX в.
В соответствии с бихевиористской теорией личность – это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории – американский ученый Д. Уотсон – видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.
Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Описание личности можно получить на основе, например, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник(16PF), получивший большую популярность во всем мире.
По теории социального научения (А. Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.
Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Впоследствии на ее базе возник целый ряд теорий, который условно можно назвать «теории неофрейдизма». Работая в клинике неврозов известного французского невролога Ж. Шарко, Фрейд познакомился с терапией неврозов. Впоследствии он отошел от гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, ассоциаций, оговорок, описок, что и явилось основой метода психоанализа. Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).
«Оно» – бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.
«Сверх-я» – это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести.
«Я» старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.
Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние факторы. Напротив, человек анализирует информацию, сравнивает, принимает решения, решает проблемы.
Гуманистическая теория (А. Маслоу) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению Маслоу основная потребность человека – стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, – к самоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Маслоу считает, что самоактуализация – это явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, и он должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация – это одна из врожденных потребностей. Созданная Маслоу иерархическая система потребностей (см. рис. 1) является моделью мотивации человека и отвечает следующим принципам:
Чем выше уровень потребности, тем менее жизненно необходимой она является;
Пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, высшие остаются сравнительно неактуальными;
С повышением уровня потребности повышается активность человека.
В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности
Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,
где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:
Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.
Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.
3. Психодинамические теории личности .
Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.
С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.