Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и необходимость человеческой деятельности Свобода и необходимость в деятельности человека обществознание

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода - возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

Необходимость - неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

Детерминизм (фатализм) - принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным - ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

СВОБОДА и ВОЛЯ

Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

Волюнтаризм - философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм - метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным - возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

Ответственность - необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

  • Политическая - ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
  • Юридическая - ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

  • Историческая - ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
  • Индивидуальная - ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
  • Групповая - ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).

Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость» .

Класс: 10

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие: создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы.

Развивающие: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные: формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока : урок освоения новых знаний

Форма урока : урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование : персональный компьютер, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии. Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем другие изображения). Что объединяет эти изображения? Свобода.

Как вы думаете, о чем будем говорить на данном уроке? (Тема урока- свобода и необходимость в деятельности человека). Запись темы в тетрадь.

3. Актуализация знаний

Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.»

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

1. Что такое свобода?

2. Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека.

4. Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

  1. Что такое свобода?

Работа с источниками (разные понимания и трактовки понятия «свобода»).

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой».

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный». Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

3. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

4. В философии:

  • Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.
  • Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);
  • Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

5. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Что общего в определениях?

(Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность)

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы, которые будем вносить в интеллект карту, заполняя схему.

2. Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений).

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

Что нас ограничивает в этом мире? (Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки)

Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора.

Буриданов осел (аудиофрагмент)

В чем смысл услышанного?

Притча

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.)

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность.

3.Свобода и ответственность

Работа с учебником стр.74-75

Выполнение задания в интеллект карте:

Что такое ответственность? (объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.)

Какие стороны ответственности бывают? (внутренняя и внешняя). Какая имеет первостепенное значение.

4. Свобода есть осознанная необходимость.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях.

Как же соотносятся свобода и необходимость? Есть разные подходы к этой проблеме.

Работа с источниками и заполнение таблицы

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм

Волюнтаризм

Немецкая классическая философия (Гегель, Энгельс)

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Документ.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема. Чаще всего эта проблема сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Божьим промыслом, неизбежными обстоятельствами, законами природы и общества). Есть две противоположные точки зрения на свободу человеческой воли:

1)фатализм-представление о предопределенности всего происходящего (судьба, обстоятельства…)

2)волюнтаризм-представление о том, человек принимая решения, руководствуется лишь своими оценками и желаниями, пренебрегая объективными обстоятельствами

Сегодня большинство философов признают свободу воли, но не считают ее абсолютной, так как, по их мнению, свободу воли ограничивает необходимость.

Не существует абсолютной свободы, она всегда относительна. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон может быть шире или уже, но он всегда существует. Опыт показывает, что любые поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Эту позицию можно выразить словами Ф.Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»

Таким образом, трактовка свободы как осознанной необходимости предполагает осознание и учет человеком пределов своей деятельности.

5. Свободное общество

Опережающее задание:

Ребята на прошлом уроке я попросила вас ответить на такой вопрос: возможна ли абсолютная свобода человека? (спросить 2-3 человек).

Вывод: абсолютной свободы не бывает.

5. Закрепление материала

Закончить схему «признаки свободы» (альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость) и сформулировать определение понятия свобода.

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации.

Рефлексия

Домашнее задание: параграф 7;

Написать эссе: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зенос Фрудакис

Свобода и необходимость в деятельности человека

Эпиграф урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и для чего?» Фридрих Ницше

План урока: Что такое свобода? Признаки свободы. Свобода и ответственность. Необходимость в деятельности человека

Зенос Фрудакис

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

СВОБОДА Осознан-ность Возмож-ность Воля Альтернати-ва Ответствен-ность Независи-мость Необходи-мость Выбор

Свобода - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? инстинктивное решение осознание ответственности аффективное действие осознанная необходимость приспособленчество возможность выбора №1

Вставьте пропущенное слово: внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие; то, что обязательно должно произойти в данных условиях №2

Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам. б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны №3

Фатализм утверждает, что: каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости человек, принимая решение, руководствуется лишь своими оценками и желаниями всё происходящее предопределено №4

Домашнее задание: 1. Параграф 7 2. Написать эссе на тему: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)


Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) - по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.



Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest - иметь значение) - целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  • с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  • с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  • социализация.
  1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
  2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  3. Виды ответственности:
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  • Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Новости:

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» - для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
- фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
- волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица - "Wer die Wahl hat, hat die Qual" ("Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения"). Основа этого выбора - ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.