Когда запретят дизель в европе. Имеет ли смысл покупать авто с дизельным мотором? Спрос сокращается, цены падают

Органы местного самоуправления, согласно решению суда, теперь не должны руководствоваться общефедеральными законами при вынесении запретов на дизельные автомобили. Однако это должно происходить постепенно: сначала с улиц должны быть вытеснены все транспортные средства с экологическими стандартами ниже европейской нормы "евро 4".

Между тем, объединение германских городов и Союз автомобилестроителей скептически отнеслись к решению суда. Немецкая биржа среагировала резко негативно: курсы многих автоконцернов сразу же пошли вниз. Акционеры исходят из того, что продажи дизельных автомобилей в ближайшем будущем сократятся, в то время как предприятия должны будут выделять дополнительные средства на переоснащение уже проданных транспортных средств.

Ангела Меркель приветствовала вердикт суда. Канцлер заявила, однако, что ожидает от решения "ограниченные последствия для граждан". Речь, по ее словам, "идет не обо всей территории страны и не обо всех собственниках автомашин". В Германии сейчас насчитывается около 10 миллионов транспортных средств с дизельными двигателями ниже нормы экологичности "евро 6". Загрязнение воздуха диоксидом азота и мелкодисперсной пылью на 60-70 процентов вызывается именно подобными авто. Предельно допустимая концентрация этих вредных выбросов превышена в 60 с лишним городах Германии.

Ангела Меркель подчеркнула, что вердикт "касается единичных городов, в которых еще необходимо принять меры". Канцлер пообещала, что правительство ФРГ будет искать диалог с представителями федеральных земель и местных администраций, чтобы "прозондировать возможность правовых действий".

Вместе с тем германское правительство стремится избежать негативного влияния решения Федерального административного суда на автомобильную промышленность, играющую важную роль в экономике страны. Министр экологии ФРГ Барбара Хендрикс заявила, что целью исполнительной власти остается "очистить атмосферу населенных пунктов иным способом, без введения запретов на дизельные автомобили". Она подчеркнула, что видит главную обязанность автопроизводителей в том, чтобы "переоснастить легковые автомашины". Министр транспорта ФРГ Кристиан Шмидт подчеркнул, что "перечень предложенных для очистки воздуха мер должен позволить избежать запрет на автомобили". Политик указал, что для поддержки местных администраций при проведении этих мер в жизнь уже выделены миллиарды евро.

Пока что существует много вопросов в отношении того, как будет осуществляться запрет и кто будет его контролировать. Партия "Союз 90-х/Зеленые" и экологи требуют от правительства ФРГ введения "голубых наклеек" для чистых автомобилей. Критики этого предложения считают, что достаточны лишь выборочные контроли транспортных средств в черте населенных пунктов - установление типа двигателя занесенных в реестр автомобилей на основании номерного знака. Однако это также потребует дополнительных вложений. Открытыми остаются и вопросы о том, как будет осуществляться оповещение об участках с запретом на дизельные автомобили и объезд этих зон.

Неприятие возможный запрет на дизельные авто вызывает и у многих мелких и средних предприятий (МСП), например, занимающихся вывозом мусора или поставками товаров в местные магазины. В своем решении Федеральный административный суд предусмотрел исключения для некоторых МСП и жителей нескольких городов, а также пожарной команды, "Скорой помощи" и служб по уходу за престарелыми и больными. Пока они коснутся лишь Штутгарта и Дюссельдорфа.

Вслед за Штутгартом въезд дизелям могут запретить другие города ФРГ. Немецкий автопром верит в перспективы любимой им технологии, но рынок уже почувствовал снижение спроса.

"Продавайте свой дизель, пока это еще возможно". Под таким заголовком газета Die Welt опубликовала в начале марта в рубрике "Мнения" статью, вызвавшую в Германии немалый резонанс. Ее автор призвал немецких владельцев автомобилей с дизельными двигателями задуматься: а не настало ли время поскорее от них избавляться? Ведь "дизельный мыльный пузырь", по мнению журналиста, "через год-два лопнет с болезненными последствиями" для всех желающих продать соответствующие подержанные машины.

Столица автопрома Штутгарт запрещает въезд

Непосредственным поводом для такого прогноза и в целом для статьи стало нашумевшее решение, принятое 21 февраля правительством федеральной земли Баден-Вюртемберг, которое возглавляют представители партии "зеленых". Оно постановило с 2018 года в те дни, когда в земельной столице Штутгарте концентрация взвешенных частиц в воздухе будет превышать установленные нормы, запрещать въезд в город всем автомобилям с дизельными моторами, не отвечающими самому строгому экологическому стандарту Евро-6. Иными словами, всем дизелям, кроме самых современных.

Особую пикантность этому решению придает тот факт, что Штутгарт является своего рода автомобильной столицей Германии. Во всяком случае, здесь находятся штаб-квартиры и головные заводы сразу двух знаменитых немецких автопроизводителей - Daimler и Porsche. И они, как все немецкие автостроители, до сих пор немалую часть выпускаемых легковых машин оснащали дизельными моторами. У Daimler 42 процента всех проданных в 2016 году в Германии автомобилей были дизелями, а у BMW, к примеру, 65 процентов.

Понятно, какую угрозу представляют для немецкого автопрома нарастающая дискуссия о вредности дизеля и предсказания скорого заката самой технологии. Дискуссия эта вспыхнула после того, как осенью 2015 года выяснилось, что Volkswagen оснастил по всему миру порядка 11 миллионов автомобилей специальным софтом, который целенаправленно занижал данные о вредных выбросах, поскольку никак иначе выполнить действующие экологические нормы автостроителю не удавалось.

К чему привел "дизельный скандал" Volkswagen

Разразившийся "дизельный скандал" не только кардинально подпортил имидж популярной технологии, считавшейся до тех пор довольно экологичной (отсюда в ФРГ и налоговые льготы на дизельное топливо), но и изменил вектор дискуссии. Если раньше под огнем защитников окружающей среды оказывались главным образом бензиновые двигатели и выбрасываемый ими в атмосферу углекислый газ, угрожающий глобальному климату, то теперь критики все больше внимания уделяют взвешенным частицам (PM). Они выделяются преимущественно дизельными двигателями и угрожают непосредственно человеку: проникая в легкие и оседая там, они вызывают приступы кашля и способствуют астме, раку, инсульту, инфаркту.

Согласно опросу, проведенному в начале февраля (т.е. до штутгартского решения) социологическим институтом Emnid по заказу экологической организации Greenpeace, 61 процент опрошенных жителей Германии (66 процентов женщин и 55 процентов мужчин) одобряют запреты на использование старых дизельных автомобилей с особо вредными выбросами в населенных пунктах с неблагоприятной экологической обстановкой. Так что нет ничего удивительного в том, что примеру Штутгарта подумывают последовать, в частности, Берлин, Мюнхен (где, кстати, находится штаб-квартира BMW), Дюссельдорф и Кёльн (где расположен головной европейский завод корпорации Ford).

Немецкий автопром, естественно, встревожен этой тенденцией и всячески пытается ей противостоять. Нельзя огульно очернять любые дизели, заявил 1 марта президент Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Виссман (Matthias Wissmann), указав на то, что современные модели, отвечающие требованиям стандарта Евро-6, на 15-20 процентов превосходят бензиновые двигатели по таким показателям, как эффективность и выбросы углекислого газа. Да и проблема со взвешенными частицами, заверил главный лоббист отрасли, у новых автомобилей решена.

Спрос сокращается, цены падают

"С технологической точки зрения у дизеля очень хорошее будущее ", - убежден глава Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche). Поэтому он против административных запретов, которые считает экономически вредными. Беседуя 7 марта на Женевском автосалоне с журналистами, он подчеркнул, что продажи "Мерседесов" с дизельными моторами в Европе с осени 2015 года стабильно удерживаются на уровне приблизительно в 50 процентов.

Однако новейшая статистика показывает, что на родине дизеля, в Германии, спрос все-таки начал снижаться. Если по итогам 2016 года доля автомобилей с дизельными двигателями в общем количестве новых легковых машин, зарегистрированных Федеральным автомобильным ведомством (KBA), составляла 45,9 процента, то в январе - 45,1 процента, а в феврале - 43,4 процента. В минувшем месяце объемы продаж по сравнению с февралем прошлого года снизились на 10,5 процента.

Пока непонятно, окажется ли этот тренд долгосрочным. Но торговцы автомобилями уже реально встревожены. Исполнительный директор их общефедерального объединения Ансгар Клайн (Ansgar Klein) сообщил в конце февраля агентству dpa, что цены на дизельные автомобили "пошли вниз на 10-20 процентов". Указав на принятое в Штутгарте решение, он заявил, что "актуальные новости явно сказываются на рынке дизельных автомобилей".

Как новых, так и подержанных. Так что в одном автор статьи в Die Welt абсолютно прав: немецким держателям дизелей в любом случае следует задуматься о перспективах последующей продажи своих машин. Ну, а тем, кто, образно говоря, в Штутгарт ездить не собирается, пора, в свою очередь, начать мечтать о тех огромных скидках, которые будут предлагать на вторичном рынке в случае, если в больших городах Германии дело, действительно, дойдет до "бегства от дизеля".

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости, Сергей Белоусов. В 1990 году доля дизельных автомобилей в Европе не дотягивала до 14%, но всего за каких-то 15 лет более половины продаж новых машин в Старом Свете стало приходиться на модели с моторами, работающими на "тяжелом" топливе. Маркетинг, стимулирующие меры и налоговые послабления плюс характеристики современных дизельных двигателей сделали свое дело, как вдруг Европа объявила солярке войну.

"От Севильи до Гренады…"

На днях немецкое издание Süddeutsche Zeitung опубликовало интервью с мэром Мюнхена Дитером Райтером, в котором он высказался о грядущем запрете эксплуатации дизельных машин в столице Западной Германии. По словам обер-бургомистра, к такому шагу руководство города подтолкнули "неожиданные и шокирующие" результаты замеров уровня оксидов азота (NОx). Ограничения планируется ввести для всех автомобилей, не соответствующих экологическому классу Евро-6, из-за чего, по предварительным подсчетам, пострадают от 130 до 170 тысяч немецких автовладельцев.

СМИ: дизельные автомобили Renault могут уйти с европейского рынка Французская корпорация Renault ожидает, что ее автомобили с дизельными двигателями будут вытеснены с европейского рынка из-за экономической нецелесообразности, передает агентство Рейтер.

Чуть ранее о введении ограничений для машин на "тяжелом" топливе, выпущенных до 2015 года, сообщили власти Штутгарта. Начиная со следующего года там планируют ввести запрет на их эксплуатацию по определенным дням. По данным опроса издания Handelsblatt, такие крупные города, как Берлин, Кельн и Гамбург, также готовы сказать нет дизельному автопрому. Несмотря на общее увеличение продаж легковых транспортных средств в Германии, спрос на новые дизельные автомобили в стране падает: от них начали отказываться даже корпоративные автопарки — главные приверженцы моторов такого типа.

В Британии вредные выбросы дизельных авто выше допустимого уровня После скандала, разгоревшегося с автомобилями Volkswagen, Минтранс страны решил проверить наиболее продаваемые британские дизельные авто на уровень вредных веществ в выхлопных газах и пришел к неутешительным выводам.

Власти Лондона также решили избавиться от автомобилей, работающих на солярке. С апреля в Вестминстере, одном из самых загрязненных районов британской столицы, стоимость парковки для нерезидентов на дизельных машинах увеличилась на 50%. Вскоре им запретят въезд в центр города, а тех, кого за покупку дизельных автомобилей лондонские власти ранее поощряли, теперь собираются облагать дополнительным транспортным налогом. Компенсацию нынешний мэр Садик Хан предлагает теперь выплачивать тем владельцам старых дизельных моделей, которые согласились на замену транспортного средства на новое с более экологичным типом двигателя.

В 2016 году на международной конференции в Мексике мэры Парижа, Мадрида, Афин и Мехико подписали соглашение, согласно которому к 2025 году эти города полностью избавят от легковых и грузовых дизельных машин. Власти столицы Франции, как и их коллеги из Лондона, ранее также всячески стимулировали покупку дизелей, а теперь готовы раздавать по 10 тысяч евро каждому, кто сменит их на электрокар или гибрид.

Власти столицы Норвегии запретили въезжать в центр города дизельным автомобилям с шести часов утра до 22 часов вечера. Штраф за неисполнение — 1,5 тысячи норвежских крон (примерно 10 тысяч рублей). Антидизельные меры введены или планируются в ближайшее время в крупных городах Голландии и Дании.

Если хочешь быть здоров

Все эти меры оказывают влияние на индустрию и побуждают европейцев менять свое мировоззрение. Доля машин на "тяжелом" топливе начала снижаться в 2011 году и с тех пор медленно, но верно падает, однако до сих пор остается высокой. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) за 2016 год, почти половина купленных в Европе автомобилей (49,5%) были оснащены дизельными двигателями.

"Дизельгейт" и будущее немецкого автопрома В недавнем иске министерства юстиции США против немецкого концерна Volkswagen многие видят стремление американцев уничтожить серьезного конкурента в автомобильной отрасли, замечает Дмитрий Добров.

Некоторые европейские политики уже поставили крест на индустрии. "Дизельные автомобили исчезнут гораздо быстрее, чем мы можем ожидать", — заявила в апреле Эльжбета Беньковска, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка, промышленности, предпринимательства и малых и средних предприятий. Свою речь она произнесла во время заседания Еврокомиссии, на котором обсуждались меры по усилению контроля за автопроизводителями в части вредных выбросов. Поводом для подобных встреч уже который год служит Дизельгейт — скандал вокруг концерна Volkswagen AG о фальсификации данных о расходе топлива и уровне вредных выбросов в атмосферу.


Однако и без Дизельгейта у моторов на "тяжелом" топливе полно противников. Согласно различным исследованиям, по сравнению с бензиновыми моторами дизели выбрасывают в атмосферу в несколько раз больше NОx и твердых частиц сажи, которые становятся причиной возникновения аллергии, диабета, инфарктов, инсультов и развития раковых заболеваний.

Кому это выгодно?

За последние годы европейские автопроизводители довели характеристики дизельных автомобилей до такого уровня, что теперь они ничем не уступают бензиновым моторам, а по многим параметрам превосходят их. Главной особенностью машин с такими моторами всегда был более низкий расход топлива и невероятная тяга, позволяющая использовать эти агрегаты на коммерческом транспорте, перевозящем тяжелые грузы. Однако теперь индустрия потихоньку смещается в сторону электромобилей, которые также обладают огромным запасом крутящего момента, дешевы в эксплуатации для коммерческих компаний и, самое главное, гораздо менее вредны для окружающей среды.

Некоторые обвиняют производителей электрокаров и аккумуляторов в лоббировании своих интересов, но, увы, эти заявления лишены какого-либо здравого смысла. Пока в мире существует только одна более-менее значимая компания, производящая автомобили исключительно на электрической тяге, — Tesla, но, даже объединившись с производителями батарей, она была бы бессильна против мощи автомобильных концернов. Все остальные электрические машины в Европе выпускают те же самые бренды, что делают дизельные: BMW AG, Daimler AG, Volkswagen AG и PSA Peugeot Citroen, которым развитие электрической инфраструктуры и дотационные программы сулят большие прибыли.

Одной из причин нелюбви европейских чиновников к дизельным автомобилям можно считать жесткие экологические требования, разработанные другими европейскими чиновниками. Так, страны Евросоюза обязались исполнять Парижское соглашение по климату, согласно которому к 2050 году одна лишь Германия должна снизить выбросы углекислого газа почти вдвое. Запрет дизелей — хороший способ внести большую лепту в решение этого вопроса.

Кроссовер Toyota Land Cruiser 100 достаточно популярен на территории России, а потому его покупают как у дилеров, так и на вторичном рынке. В последнем случае стоит учитывать несколько факторов, чтобы выбрать автомобиль в хорошем состоянии.

К чему присмотреться. Прежде всего, на Toyota Land Cruiser 100 всегда обращают внимание, а выскоий спрос побуждает действовать и мошенников. Через "серый" рынок проходит достаточное количество моделей из-за границы, а также на вторичном рынке есть большой шанс приобрести транспортное средство с пробегом более 500 тысяч километров.

Чтобы иметь шанс купить авто, которое проходит без проблем несколько лет, нужно готовиться отдать не менее 800 тысяч рублей, а если нужны гарантии - не менее миллиона. Дилеры реализуют модели Toyota Land Cruiser 100 на вторичном рынке в маленьких объемах, однако бесспорно, повезет, если автомобилист купит машину именно там.

Двигатели. В России внедорожник предлагается в двух комплектациях, в зависимости от силового агрегата под капотом. В моторную линейку вошли:

  • Рядный 6-цилиндровый дизельный агрегат объемом 4,2 литра из линейки 1HD
  • Бензиновый V8 4.7 серии 2UZ на 235 л.с.

Каждая из силовых установок имеет свои особенности, которые следует учитывать. В первом случае ременной привод ГРМ будет требовать замены через каждые 100 тысяч километров пути, через 40-50 придется регулировать клапана, а сам двигатель очень требует чистоты топливного и воздушного фильтра, иначе система выйдет из строя.

Во втором случае замены также потребует привод ГРМ и клапана, но при должном уходе силовой агрегат без проблем пройдет более 500 тысяч километров пробега.

Контроля потребуют топливная и охлаждающая системы, а датчики выходят из строя по мере износа.

Коробка передач. Внедорожник продается с автоматической трансмиссией, а потому ее состояние будет зависеть только от обслуживания и своевременного ремонта. К процедурам относятся замена масла, стоит избегать перегрева.

В случае с полным приводом стоит уделять внимание раздатке и менять в ней масло через каждые 40-50 тысяч километров пробега. Различные механизмы также могут выходить из строя из-за механических повреждений или ржавчины.

Кузов. Внедорожник Toyota Land Cruiser 100 отличается средней устойчивостью к коррозии. Обратить внимание стоит на кромки дверей, замок багажника и капот. Если автомобиль прибыл с Ближнего Востока, лучше и вовсе отказаться от его покупки, так как эти версии и вовсе не получили защиты от ржавения.

Подержанные автомобили с дизельными двигателями в Германии за последний месяц резко упали в цене, и немецкие автовладельцы стали быстро от них избавляться.

В Германии зарегистрировано около 15 млн автомобилей с дизельными двигателями, из которых 11 млн не отвечает современному стандарту Евро-6. В связи с февральским решением административного суда в Лейпциге, который разрешил немецким городам самостоятельно вводить запрет на движение автомобилей с дизельными двигателями, автопарк "дизелей" будет сокращаться, сообщает Deuitche Welle .

Пока под запрет в Германии могут попасть автомобили, выполняющие только нормы Евро-4 и ниже. Но с сентября 2019 года могут подлежать запрету и автомобили, отвечающие стандарту Евро-5. Поэтому эти машины, которым запретили загрязнять экологию в Германии, отправляются коптить воздух в страны Восточной Европы.

Как сообщает DW, экспорт б/у дизелей из Германии в 2017 году вырос со 197 до 233 тыс., в особенности в Румынию, Польшу, Чехию и другие страны Восточной Европы. Только на Украину за 2017 год из Германии экспортировали 16 тысяч подержанных дизелей — вдвое больше, чем годом ранее.

Кроме того, в ближайшие годы и другие страны Западной Европы также планируют ввести более строгие нормы и ограничения для автомобилей с дизельным двигателем, так что тенденция "сбрасывать" старые дизели за границу лишь усилится.

Глобальное противодействие в Германии использованию дизельных моторов на легковых машинах было вызвано ""дизельгейтом"" — раскрытием в 2015 году обмана Volkswagen Group, установившей специальное программное обеспечение для занижения данных о выбросах на 11 млн. автомобилей.

Популярность дизельных машин в Европе стала резко снижаться — продажи новых дизельных машин падали, а парковки автосалонов, торгующих подержанными машинами, оказались забиты сотнями тысяч дизельных автомобилей. Эти машины стали скупать перекупщики для вывоза в страны, где к дизельным двигателям относятся пока терпимо.

К запрету Германии вскоре может присоединиться Швеция, где "дизели" перестанут пускать в центральную часть крупных городов. Париж, Мадрид, Мехико и Афины также заявили, что планируют запретить въезд дизельных машин в центральную часть городов к 2025 году. В Копенгагене запрет на регистрацию новых дизельных автомобилей вступит в 2019 году.

Доля дизельных автомобилей в общем производстве автомобилей в Европе все сокращается и к 2025 году может составить лишь 27% от общего количества авто (в 2015 году было 52%).

Министр охраны окружающей среды Германии Свенья Шульце объявила, что возможный запрет на использование дизельных автомобилей не поможет решить проблему с вредными выбросами. По ее словам, ни одна из радикальных мер не поможет улучшить ситуацию с вредными выбросами. В первую очередь призывать к ответу нужно автопроизводителей, а не простых граждан, добавила Шульце.

Министр предложила создавать больше стимулов для покупки электромобилей или для обмена старых транспортных средств на новые и более экологичные. Уже сейчас государство совместно с некоторыми концернами субсидирует ряд аналогичных программ. "Мы не хотим ничего запрещать. Мы не хотим принуждать людей ходить пешком или ездить на велосипеде, но мы хотим создать разумную альтернативу", — сказала Шульце.