Жуткая юрта в монголии степи. Поселения и жилища народов монголии. Есть ли правила по внутреннему убранству юрты

Жилищем тюркских и монгольских кочевников с древних веков служит юрта. Из чего сделана она? Путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». Вот вам и ответ на вопрос. Но конечно же, пережив десятки веков, это переносное жилище имеет ряд особенностей и приспособлений, помогающих быстро собрать и разобрать ее. Поэтому однозначный ответ здесь будет неуместным. Давайте попробуем разобраться, из чего сделана юрта - дом монгольских и тюркских кочевников.

Жилище скотоводов кочевников

До средины ХХ века в Монголии у населения практически не было постоянных домов, исключение составляли религиозные сооружения, то есть храмы, монастыри и другие. Жители страны для проживания использовали переносные монгольские юрты, которые устанавливали на новых пастбищах для скота. К слову сказать, юрты использовались не только в Монголии, но и в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Туве и Бурятии.

Для кочевых народов более удобного и комфортного жилища не найти. Теплая, она убережет от морозов, холодных степных ветров. Защитит от знойного южного солнца. Юрта устроена таким образом, что ее довольно просто разобрать, погрузить на верблюдов или конную повозку, чтобы перевезти в другое место. В настоящее время им на замену приходят автомобили.

История появления юрты

Время появления юрты принято относить к бронзовому веку, XII-IX векам до н. э. Это подтвердить могут статуэтки, найденные в захоронениях I тысячелетия н. э. В арабских, среднеазиатских, китайских миниатюрах можно увидеть изображения навьюченных верблюдов, перевозящих детали юрты. С течением веков юрты не претерпели какие-либо изменения. Они остались практически неизменными.

Различия между монгольскими и тюркскими юртами

Принцип устройства юрты (жилища многих азиатских народностей) идентичен, но у каждого народа есть свои особенности и отличия. Они происходят в основном из-за природных условий. Например, казахские юрты ниже, чем киргизские. Это объясняется тем, что в Казахстане очень часты более сильные степные ветра, чем в горной Киргизии. Юрты монголов, бурятов и тувинцев еще ниже. Это можно объяснить строением потолка. Туркменские и татарские юрты имеют деревянные двери, а казахские и монгольские - полог из простеганного войлока.

Юрты может строить не каждый. В Монголии это делают специальные мастера, которые передают свое ремесло из поколения в поколение. Монгольские юрты признаны самыми удобными и «технологичными». Каркас для них изготавливается из тоненьких жердочек, которые специальным способом вытачиваются из лиственницы. В настоящее время процесс изготовления автоматизирован. Юрты киргизов изготавливают из молодых ивовых прутьев, поэтому они получаются воздушными и высокими. Их делают вручную, и стоят они намного дороже.

Из чего сделана юрта?

Жилище кочевых народов полностью соответствует их образу жизни. Она практична, быстро разбирается и собирается. Детали для ее устройства легкие, что делает удобной перевозку. Войлок не пропускает дождь, он довольно прочный,а самое главное - он обладает высокими тепловыми качествами, что делает жилище теплым. Для перевозки достаточно двух верблюдов, один из которых перевозит каркас, а другой - войлок, его покрывающий.

В крыше юрты делается отверстие, через которое она освящается днем. Оно также служит для устройства очага. Основные части юрты изготовлены из дерева. Покрытие делают из валяной овечьей или верблюжьей шерсти.

Основные части

В описании юрты можно заметить, что в монгольской и тюркской практически одинаковые основные части каркаса, к ним относятся:

  1. Складные стенки, которые представляют собой решетки и называются кереге (канат).
  2. Жерди для купола. Один их конец заострен, а на другом имеется небольшая петелька - уук (уык).
  3. Круг для отверстия, куда вставляются жерди - тюндюк (шанырак).
  4. Входная дверца - ергенек.
  5. Войлочное покрытие - кошма.

Несмотря на то что юрте уже не одна сотня лет, она и поныне используется жителями Монголии, Казахстана, Киргизии, Бурятии и Тувы. При этом многие городские жители, имея в городе квартиры, пользуются юртами. Из чего сделан вывод, что и в наше время эти жилища не утратили своей актуальности. Для перевозки ее в настоящее время используются автомобили.

Особенности юрты

Кроме того что юрта защищала своих жителей от мороза и зноя, у нее были свои особенности. Через верхнее решетчатое отверстие (тундюк / шанырак) выходил дым от очага, не попадая в помещение. После того как наступала ночь, отверстие затягивалось при помощи аркана, а с наступлением дня применялось для освещения юрты.

Чтобы проветрить юрту в жаркий летний день, достаточно поднять боковые войлочные полотна, покрывающие решетчатые стенки, свежий воздух поступит в помещение. Фома юрты обтекаемая. Именно такая форма позволяет выдержать большие ветровые нагрузки.

Расположение юрты

Монгольская юрта всегда ставится входом на юг. Это правило. Если рассмотреть фото юрты, то можно увидеть, что напротив входа (с северной стороны) располагалось изображение божества, которому поклоняются хозяева. Сюда сажали самых почетных гостей. В центре юрты располагается очаг. Условно вся площадь помещения разделена на две части. Восточная часть - женская половина, а западная - мужская, где рядом с дверью находится постель старших хозяев и все самое ценное: седла, упряжь, оружие.

С другой стороны от двери находится посудный шкаф и символ достатка семьи - взбивалка для кумыса. Как мы видим на фото юрты, внутри все деревянные конструкции, стойки, решетки окрашиваются в яркие тона. Чаще всего в красный или оранжевый. Пол юрты покрывается войлоком, который нередко расписывается ярким орнаментом.

Юрта - часы

Все внутреннее помещение условно делится на 8 частей. Это делается неспроста. Мы говорили о том, что юрта ориентирована на юг. Тут дело в том, что свет, проходя через отверстие в потолке, падает на один из секторов, позволяя хозяевам определить время. Это своего рода часы, только вместо циферблата выступают части юрты. Они носят весьма своеобразные названия.

Время, когда необходимо было доить животных, носило название «тигр» и равнялось 4 часам. Время, когда нужно было выгонять скот на пастбище, называлось «часом зайца» и равнялось 6 часам. В восемь часов наступает «час дракона», когда кипятят молоко. В 10 часов (название: «час змеи») делали сыр. В «час лошади», в 12 часов, нужно провести дойку. В 14 часов, в «час овцы», занимались домашними делами. В 16 часов, «час обезьяны», скот возвращался с пастбищ. 18 часов, «час курицы» - пора последней за день дойки.

Обычаи, связанные с посещением юрты

С давних пор сохранилось множество традиций и обычаев, связанных с посещением монгольских юрт, несоблюдение которых может быть расценено хозяевами как знак неуважения к ним. Например, если вы увидели в степи юрту, то не рекомендуется:

  1. Входить внутрь юрты без разрешения хозяина.
  2. Не подъезжать близко к юрте на автомобиле. Нужно остановить машину недалеко от строения и позвать хозяев, попросить их, чтобы они убрали собак.
  3. Не здороваться с хозяевами через порог. Приветствовать их необходимо внутри юрты.
  4. Нельзя наступать на порог юрты. Нужно сначала просунуть голову, позвать хозяев, а потом переступать через порог.
  5. При входе в тюркскую юрту необходимо разуваться.

Чтобы вас не заподозрили в дурных намерениях, категорически запрещается:

  1. Тихо заходить в юрту. Перед этим нужно позвать хозяев.
  2. Не вносить с собой пустую посуду, лопаты, мотыги, все приспособления, которыми обрабатывают землю.
  3. В монгольскую юрту нужно заходить с пустыми руками, всякую ношу оставить на улице.
  4. Монголы никогда не отдают из очага огонь или молоко. По поверьям, когда отдаешь эти вещи, то из дома уходит счастье.
  5. Нельзя свистеть. Свист сзывает злых духов.
  6. Нельзя заносить огонь из другой юрты.

Эти поверья и обычаи пришли из древности, поэтому необходимо уважать и чтить их.

Дом на колесах
Прообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры.
Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. Подобный тип искусственного жилища - один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев.
Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н. э.).
В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.

Изобретение юрты
Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н. э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища.
Древнейшие изображения юрты сохранились на японской лаковой чашечке из города Нара (середина VIII в). Здесь хорошо видны решетчатый каркас юрты, укрытый снаружи циновками.

Складывающиеся cтены
Ключевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.

Тюркская и монгольская юрта
Существует два типа юрт: тюркская и монгольская.
В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.
В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство.
Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.

От средневековых передвижные юрт до наших дней
В средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «... я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома... что вся ставка наполнена зтими превосходными... домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

Кочевой быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении, транспортабельным и сборно-разборным. Таким условиям идеально отвечало выработанное на протяжении тысячелетий кочевое жилище – войлочная юрта (гэр).

Гэр появилась не сразу. Есть сведения, что жилища на телегах имели многие кочевые народы Центральной Азии – хунну, сяньби, жужане, тюрки, уйгуры, кидане. В древнейшем литературно-эпическом памятнике монголов – «Сокровенном сказании» упоминается о передвижных кибитках на колесах (Козин, 1941). Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.

Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший... быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).

Плано Карпини замечает: «Для меньших повозок при перевозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки» (Карпини, 1825, с. 95).

Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).

Передвижные жилища использовали не только монголы, но и тюркские, кунтровские, бессарабские народы, ногайские татары, караногайцы и народы Нижнего Поволжья. О передвижных юртах кунтровских татар П. С. Паллас (1770) писал, что «для переселения их кибиток с места на место ставят они их на высокую двухколесную телегу, так называемую арбу, так что они как спереди, так и сзади лежат на оси и наподобие зонтика покрывают всю телегу с колесами, на телегу кладут, они все их малое снаряжение: сундуки, посуду и тому подобное, потом сажают жену и детей и со всем тем отъезжают... Останавливаясь на время, татары не снимают кибиток с колес... Подобно древним монгольским, татарские кочевья кажутся подвижными деревнями или станами».

В XVIII в. у бессарабских татар, которые тоже имели решетчатые юрты, перевозившиеся целиком на телегах, существовал обычай вывешивать над юртой на шесте синий или белый флаг. Флаги, подобные бессарабским, изображенные на шишкинских наскальных рисунках на р. Лене, можно было видеть у населения Монголии еще в начале XX в.

Сведения, показывающие преемственность использования колесного передвижения и неразборных жилищ кочевников-скотоводов, имеются у арабских, персидских и других древних авторов.

Арабский географ ибн Баттута так описывал повозки кочевников Золотой орды: «Телегу называют они арба. На арбу ставится нечто вроде свода, сделанного из прутьев деревьев, привязанных один к другому топкими кожаными ремнями» (Тизенгаузен, 1824, с. 281). Подобные телеги с высокими колесами, приспособленные для нахождения в них женщин и детей во время дальних перевозок и переездов, имеются ныне у населения восточных аймаков МНР.

Шарафуддин Иезди передает название телеги персидским словом «грдун» (грдун – колесо, колесница), но для названия жилища, которое «ставят и снимают целиком, а во время передвижения и перекочевок едут в нем, ставя их на телеги», использует староузбекский термин «кутермя» (по-монгольски – утрем). Телеги для перевозки грузов Махмуд Кашгари называет «кнгли», Рашид эд-Дин указывает, что «повозки по-тюркски называют канглы» (Рашид эд-Дин, 1951, с. 84). Население восточных аймаков Монголии называют такие повозки «хэнгрэг».

Разбехан, автор сочинения «Михман-Намей Бухара», написанного на персидском языке, знакомя с бытом и хозяйством кочевников-казахов XVI в., пишет, что «дома их, построенные по форме арб, поставлены на колеса, подобны небесной сфере. Верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь подобно каравану, идущему друг за другом, и если будут так непрерывно двигаться, то могут растянуться на сто монгольских фарсангов, а расстояние между ними не будет более одного шага».

Далее он замечает: «Дома их, сделанные из деревьев, возвышаются ввысь, подобно дворцам, и по просторности своей подобны миру. Стены, сделанные из белого тополя, очень крепкие и устройство их доведено до совершенства. Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные казахи. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек, пребывающими и отдыхающими в них сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и множество верблюдов тянут их. Я поразился их устройству, ибо, установленные на повозках, они очень громадны и вместительны, а также со всех сторон имеют окошки и форточки и покрыты войлоком. Внутри они прекрасно устроены и красивы точно так же, как дома эмиров и султанов».

В отличие от жилищ феодальной знати дома на повозках простых скотоводов-кочевников были скромными как по размеру, так и по устройству: они имели продолговатую форму и, сделанные так же искусно и тщательно, перевозились одним или несколькими верблюдами. Спереди и сзади этих кибиток были устроены дверцы для удобства обитателей.

Наряду со сборно-разборными жилищами у монголов имелись для жилья различных размеров палатки – майханы, приспособленные для кочевого образа жизни скотоводов и охотников: джодгор – для одного-двух человек, асар – для большого количества людей. О таких палатках еще 700 лет назад писал Плано Карпини: «Когда мы прибыли туда, уже был воздвигнут большой шатер, приготовленный из пурпура. По нашему мнению, он был так велик, что в нем могли поместиться более двух тысяч человек» (Карпини, 1911, с. 52). О маленькой палатке типа «джодгор» есть упоминание у Марко Поло: «Отправляясь в поход в чужую страну, они не берут с собой ничего, кроме оружия и маленьких палаток, в которых скрываются от дождя» (Поло, 1873, с. 65).

Палатки (майханы) и сейчас используются в летнее время при перекочевках скотоводами-пастухами, особенно в районе Хангайских гор. Большие палатки устанавливаются во время торжественных церемоний, спортивных соревнований, праздников, таких, например, как надом.

Передвижные жилища на телегах существенного влияния на развитие кочевой архитектуры не оказали, ибо с окончанием дальних походов (в том числе военных) они потеряли свое значение, постепенно были совсем сняты с телег и устанавливались в обычном порядке.

Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 700 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться (Бартольд, 1903).

Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило МОНГОЛЬСКОМУ архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.

В войлочной юрте одну треть общего веса (без дощатого пола) составляет деревянная часть каркаса, например вес пятиханной юрты (хан – решетка) без дощатого пола всего 500 кг.

В зависимости от размера и объема юрты, общего веса и нагрузки ее верхнего покрытия устанавливается необходимое количество опор, поддерживающих всю конструкцию. При этом по мере увеличения объемов жилища пропорционально удлиняется и расширяется опора с таким расчетом, чтобы выдерживать всю нагрузку.

Самая распространенная 4-ханная юрта не имеет внутренней подпорки, и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур)^ которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9 – 12-ханных гэрах – четыре. Инсоляция, аэрация и освещение в юрте осуществляются через верхнее отверстие, которое одновременно является как бы солнечными часами для определения времени дня.

Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме.

Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари. До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен – хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.

Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге – тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты – уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен. В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.

Остов юрты покрывают следующим образом:

На верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.

Широкую ленту из сукна или деревянных планок (хаяавч) кладут непосредственно по нижнему периметру гэра.

В непогоду, а также для регулирования света и температуры верхнюю часть войлочного покрытия тоно приоткрывают наполовину или закрывают на ночь при помощи веревки, пришитой на ее конце.

Разборку юрты производят в обратном порядке.

До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно.

В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, столик и табуретки.

Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии. Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная – хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.

Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. (Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах ханы в таком количестве старались не устанавливать, а цифры 81 и 108 монголы считали счастливыми).

Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.

В алтайском эпосе говорится:

Среди прекрасных гор
Два белых одинаковых дворца стоят,
Ханские айлы поставлены,
Вышиты золотые узоры на них,
Под солнцем горят.

Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.

Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.

Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.

Вышивались войлочные ковры, полог дверей, необходимые в кочевом быту мешки и сумки для различных хозяйственных и бытовых вещей. По определенному сюжету и мотивам делались узоры на них, для их декора подбирались характерные строгие цвета. Монгольская юрта с внешней стороны украшалась орнаментом. Так, сверху зачастую наносили орнамент «халз-хэ», а по бокам – «молоточный» или какой-нибудь другой. Отдельные детали внутри юрты также украшались орнаментом.

Юрта, таким образом, предстает перед нами как памятник народного зодчего и художника и является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества.

Пишу об этом более или менее подробно не столько как исследователь мобильной архитектуры Монголии, сколько прежде всего как человек, детство которого прошло в этом круглом войлочном мирке, в одной из юрт, кочевавших по землям Восточного, Хэнтэйского, Центрального аймаков. С той далекой поры на всю жизнь остались во мне ощущения, связанные с юртой: чувство уюта и прохлады, когда над землей царит жара, чувство тепла и покоя, когда за юртой свистят ветры или пошла по степи пурга. Вместе с отцом, матерью, пятью братьями и сестрами я с детских лет участвовал в разборке юрты, в ее перевозке и установке на новом месте. Она была важной частью окружающего меня материального мира. И теперь, раздумывая об истории и судьбе юрты, я полагаю, что она будет, конечно, совершенствоваться, все более обретая черты современного благоустроенного жилища, но окончательно степь с ней расстанется, очевидно, еще не скоро.

Творческий опыт народа в создании жилища, приспособленного к суровым природным условиям Центральной Азии, тщательно изучается сейчас монгольскими учеными и архитекторами, что дает возможность приступить с научных позиций к дальнейшему совершенствованию юрты (облегчение веса, создание более рациональных форм в статическом отношении, улучшение конструкций, их типизация и индустриализация в изготовлении). Очень важным является такое свойство юрты, как устойчивость в антисейсмическом отношении, ибо круглая форма и шарнирная система конструкций хорошо сопротивляются не только вертикальным, но и горизонтальным сейсмическим воздействиям и нагрузкам. Круглая и приземистая симметричная форма монгольского жилища выдерживает сильнейшие ветры, дующие в основном в северном и северо-западном направлении.

Зимой юрта утепляется: жилища покрывают двойным войлоком, низ решетчатых стен закрывают специальным утеплителем. Летом юрта охлаждается – открывают один слой войлока у низа стены и устраивают вентилируемые полы.

Изучение и использование законов формообразования живой природы применительно к архитектуре может помочь решению проблемы динамической архитектуры. Уже сейчас мы думаем о таких архитектурных строениях, в которых по мере надобности изменялась бы кровля зданий, поднимаясь и опускаясь подобно лепесткам цветов, автоматически регулируя микроклимат помещения, в которых стены пропускали бы ультрафиолетовый спектр солнечных лучей и «дышали» бы как в юрте, вентилируя проходивший через нее внутрь помещения наружный воздух, а конструкции автоматически приобретали бы упругость в момент действия усиленных нагрузок.

Архитектурные мастерские и научно-исследовательские институты работают над созданием мобильного жилья, когда отдельная ячейка дома (квартира) могла бы быть легко и просто перенесена в другие условия проживания, в зависимости от потребности жильца. Строение покровных тканей живых организмов в природе способно регулировать свой микроклимат. Эту особенность можно использовать в архитектуре и в конструировании ограждающих поверхностей зданий.

Мех (часть покрова животного) выполняет в основном теплозащитные функции и служит как бы предохранительным элементом того или иного живого организма. Его аналогии в строительстве – ограждающие конструкции зданий: стены и кровля, точнее, какая-то их часть. Однако ныне они менее совершенны по своим теплоизоляционным свойствам, чем меховой покров животного и войлочная оболочка юрты. Возникает вопрос: а нельзя ли использовать войлок или заменители войлока и другие пористые теплоизоляционные материалы в более прогрессивном строительстве?

Если архитектурная форма юрты, ее конструкция, сборность, аэровентиляционная способность смогли выдержать испытание временем в условиях сурового монгольского климата, то, значит, юрта в определенных случаях может служить и прообразом цельной архитектурной формы, ее дальнейшим мотивом. Не случайно на Крайнем Севере в СССР и в Канаде, где климат весьма суров, делаются попытки создания жилищ, круглых по форме, обтекаемых, легких и сборно-разборных.

Конечно, в поисках новых форм и решений нужно опираться и на необходимость функциональной справедливости форм, и на удовлетворение их технической рациональности, экономичности, учета традиций и т. д. При круглой форме сооружений необходимая устойчивость и жесткость обеспечиваются столбами, поддерживающими крышу конической или сферической формы. Вместе с тем благодаря передаче движения на ребра, а в случае с юртой – на уни, возникает возможность устройства между ребрами светового проема, делающего конструкцию зрительно и материально легкой при значительном пролете. Одновременно покрытие приобретает новые эстетические качества – легкость, прозрачность.

Понятно, что у нас большой интерес к современному, тяга к красоте нашей действительности. Сообразно с новыми эстетическими запросами и требованиями, естественно, рождаются и новые заботы. В связи с этим особенно важно знание лучших народных традиций, которые таят в себе специфичность стиля, красоты, созданных народом и проверенных временем, ибо в основе всякой большой архитектуры всегда лежало народное зодчество и народное искусство.

Мы можем проследить эту связь, и в частности происхождение национальной архитектуры от формы народного жилища, в истории культуры почти всех народов.

Монгольская архитектура, доказывая и подтверждая эти положения, вносит свою лепту в сокровищницу мировой архитектуры

Монголия – удивительная страна! Степь да степь кругом, людей практически нет. Но в столице не протолкнуться! Улан-Батор уже сегодня страдает. Город не может обеспечить комфортом всех своих жителей, а их число с каждым годом только растёт!

До революции почти все монголы жили в юртах. Сейчас большинство населения сконцентрировано в городах, но и там есть целые микрорайоны, состоящие из юрт. Юрта сегодня – по-прежнему основное жильё примерно для 30% монголов.

Напомню, кстати, что словом "юрта" традиционное жилище монголов называем только мы. Для самих монголов это "гэр". Это же слово обозначает дом в целом. Давайте посмотрим, как живут современные монголы!

01. Начнём с кладбища и постепенно будем подниматься вверх. На кладбище нет оград, в этом плане монгольские кладбища куда круче наших!

02. Странно, что многие могилы провалились. Если кладбище заброшенное, то почему его вообще не снести? А если ещё есть родственники, то почему они не следят за могилами?

03. За кладбищем на окраине столицы начинается самое дешёвое жильё для живых.

04. Пригороды – это либо частные маленькие домики, либо юрты!

05. Юрта – это главная монгольская жилая единица. Они тут повсюду. Многие семьи покупают юрту, летом ставят её в степи и живут как на даче! Можно детей с бабушкой отправить в степь! В этом плане очень удобно, все кочуют с места на место. Юрту можно поставить в любом месте за городом.

Гэр представляет собой конструкцию из нескольких решётчатых секций (их делают из дерева), каркаса свода и толстого войлока, который всё это покрывает. Летом слой войлока обычно один, зимой – два или больше. Причём летом хозяева обычно открывают некоторые части гэра так, чтобы он естественным образом вентилировался.

От среднеазиатских юрт монгольский гэр отличается тем, что он пониже, а в его центре есть два столба, которые поддерживают свод.

06. Вот так выглядит магазин юрт на рынке. Их много! Можно собрать юрту как конструктор, но самый шик – это сделать себе крутую юрту на заказ у хорошего мастера. Тут указаны цены: деревянный каркас стоит миллион тугриков (24,6 тысячи рублей), а гэр целиком – от 1,9 до 2,4 миллиона (от 46,7 тыс. до 59 тыс. рублей).

В интернете 5-секционный монгольский гэр можно купить за 1–1,5 миллиона тугриков – это примерно от 27 до 37 тысяч рублей. Если юрта старая, то попадаются варианты и за 15 тысяч. Если юрта новая, большая и богато украшенная, она может стоить несколько миллионов. Например, на главном монгольском сайте объявлений Unegui есть предложения за 3,7 млн тугриков (91 тысяча рублей). Самая дорогая юрта, которая попалась мне на глаза – 8-секционный гэр с богатой резьбой – стоила 25 миллионов (615 тысяч рублей).

07. Отличаются юрты материалом исполнения, размерами и декором. Самые крутые юрты расписывают вручную.

Кстати, раньше большинство монгольских юрт было чёрного или бурого цвета, в белых селилась только знать. Но сейчас почти у всех монголов юрты именно белого цвета.

08. Детали

09. Кстати, зацените национальный костюм. Шик!

10. Итак, юрту купили, теперь грузим её в грузовичок – и можно ехать устанавливать!

11. Юрты встречаются в самых неожиданных местах! Во дворе жилого дома:

12. За забором в деревне:

13. На отдельном участке за домом. Тёща приехала – где её поселить? В юрте, конечно!

Современные юрты "украшают" спутниковые тарелки и панели солнечных батарей – это самый дешёвый источник энергии для кочевников. Кстати, юрта до сих пор может выполнять свою кочевую функцию. Во времена Чингисхана юрты, не разбирая их, перевозили на телегах, которые тянули волы или верблюды. Иногда юрты были просто огромными (опять же, если хозяин был каким-нибудь ханом), и волов требовались десятки. Но обычно с ней управлялись от одного до четырёх тягловых животных. Сегодня же юрту можно перевезти на новое место на грузовике или даже в прицепе. Собирается она довольно быстро, за несколько часов, а разбирается и вовсе за час.

Кстати, с юртами в Монголии связан ряд запретов, с которыми лучше заранее ознакомиться туристу:

1. Нельзя входить в юрту без разрешения (ну это понятно).
2. Нельзя говорить с хозяевами через порог.
3. Нельзя наступать на порог или садиться на него.
4. Нельзя тащить в юрту свой рюкзак и другие вещи.
5. Нельзя проносить в юрту оружие, пустую посуду и землеройные инструменты типа лопаты или мотыги.
6. Нельзя свистеть в юрте (об этом мы уже говорили).
7. Нельзя выносить из юрты огонь очага или молоко.
8. Нельзя облокачиваться на столбы-подпорки.

На самом деле, традиционных правил гораздо больше, но это основные. Распространяются ли они на те юрты, которые турист может арендовать через Airbnb (а сейчас это нормально), я не знаю.

В самом Улан-Баторе юрты обычно стоят на огороженных участках. Иногда это только юрта. Иногда это частный дом плюс юрта во дворе. Иногда две-три юрты. Комбинации могут быть самые разные. Забавно, конечно, видеть частный сектор с юртами, к которому уже подступают многоэтажки.

14. В частном секторе юрт иногда даже больше, чем обычных домов.

Главная проблема жизни в юрте – в холодное время года (а это месяцев 7-8) её надо как-то отапливать. Лесов в Монголии мало, огульно тратить древесину монголы себе позволить не могут. Поэтому печку-буржуйку, главный обогревательный прибор в гэре, они топят в основном углём. Тем самым, .

Причём бедные семьи тратят на отопление юрт до 40% своего дохода. Из-за большого числа юрт в Улан-Баторе постоянно висит смог. Загрязнению воздуха способствует и большое число автомобилей, и то, что город лежит в долине между горными хребтами и не всегда хорошо продувается.

Несколько лет назад государство впервые задумалось об экологии Улан-Батора, половина районов которого отапливается углём, и закупило для населения 140 тысяч "бездымных" печей. Печи благодаря госсубсидиям можно было купить со скидкой в 93%. Многие уланбаторцы так и сделали, но потом перепродали их в несколько раз дороже жителям сельских районов, а сами продолжили топить свои буржуйки.

Эпопея с переселением жителей юрт в многоэтажки тоже ничем хорошим не закончилась: люди просто остались и без своих участков, и без квартир . Попытка ввода дешёвого ночного тарифа на электроэнергию, чтобы стимулировать электрическое отопление юрт, также ни к чему не привела. Большинство уланбаторцев по-прежнему топят печи углём и сами же страдают от смога, который висит над городом.

Недавно глава Бурятии Алексей Цыденов предложил монголам и бурятам вместе перейти на отопление пеллетами, но к чему это приведёт, пока непонятно. Наверное, решением было бы строительство завода по производству пеллет в самой Монголии с доставкой сырья, например, из России. Но для эффективного отопления пеллетами нужен специальный котёл. И их закупку в простые юрты, видимо, опять предстоит субсидировать государству. Если их вообще можно там устанавливать, конечно.

15. Следующий уровень – это построить себе дом. Тут варианты разные, от сарайчика до кирпичного домика.

16. Частный дом строят уже на своей земле, и в этом главная проблема. Если для юрты земля не обязательна, то дом так просто в поле не построишь! Нужна земля, коммуникации, электричество.

17. Если не хочется жить в доме с туалетом на улице, то можно жить в квартире с удобствами. Тут есть огромный выбор знакомого нам всем советского наследия на любой вкус. Все типовые серии строились в Монголии.

Забавно, но есть вариант этого ракурса начала 70-х годов!

"Как вы думаете, какой в Монголии самый распространенный вид транспорта? Вернувшись из поездки, я задавала этот вопрос знакомым и друзьям. Большинство, не колеблясь, отвечали: "Лошадь". "Автомобиль", – прибавляли некоторые. И никто не назвал самолёта! Неужели араты прямо с коня пересели на самолёт? Пусть не покажется это громкой фразой, но так оно и есть. Сегодня, словно автобусы, курсируют из конца в конец страны "АН-24", "АН-2", и скотоводы, посасывая дорожную карамельку, летят из аймака в аймак, а то и в соседний сомон, на расстояние всего ста километров".

Из статьи Новеллы Ивановой "Крылья аратов"



18. В общем, советских панелек много!

19. Но жизнь там так себе...

20. Дворов нет... Благоустройства нет... Всё развалено.

21. Каждый свободный клочок земли отдан под парковку.

Цены на однокомнатные квартиры в Улан-Баторе начинаются где-то с 35 миллионов тугриков (860 тысяч рублей), в среднем просят 50-70 миллионов – от 1 230 000 рублей до 1 722 000 рублей. По двушкам разброс цен очень большой, где-то от 75 до 120 миллионов (1,85 – 2,95 млн рублей). То есть в принципе как в российской провинции. Юрты, конечно, стоят на порядок дешевле.

22. В России повсюду пивные на первых этажах, а в Улан-Баторе игровые компьютерные центры.

23.

24. Остановка

25. Главный вокзал

26. Из-за пыли кто-то носит маску.

27. Мужичок продаёт батарейки для часов.

29.

30. Окраины Улан-Батора продолжают застраиваться.

31. Тут жильё уже немного получше.

32. Это север города, тут хорошая экология и живут богачи.

33. Обратите внимание, опять же, на юрты. В них, как в строительных вагончиках, живут рабочие, которые строят дома.

34. Пробка в центр

35. А вот уже растут убийцы города – многоэтажки. Именно они погубят город! Безумное уплотнение без инфраструктуры... Монголия, одумайся!

36. Куда это годится?

37. Ужас.

38. Это самые дорогие дома в Улан-Баторе. Жилой комплекс с закрытой территорией на окраине города.

39. Тут красота, чистота и хорошее благоустройство.

40. Но скоро появятся дома ещё лучше и выше.

41. Ещё активное строительство идёт в центре. Тут можно жить в модном небоскрёбе, но надо понимать, что из центра невозможно выехать из-за пробок!

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту - главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Традиционное жилище кочевника - легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая - для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

Человечество привыкло оценивать уровень развития цивилизации народов, населяющих нашу планету, по величию их дворцов и строений. Однако не менее искусными архитекторами с высокоразвитой культурой являются и народы, ведущие кочевой образ жизни.

Их жилища: юрты, яранги, вигвамы, шатры, иглу, чумы - даже разбалованного удобствами современного человека завораживают своей красотой, простотой, функциональностью и гармоничностью. Может быть, поэтому с недавних пор стало возрождаться искусство возведения жилья кочевников - юрт.

Из чего сделана юрта

Строительным материалом для нее в основном служили кожа, войлок и дерево.

Стены древних жилищ кочевников представляли собой деревянные шесты, собранные в виде решетчатых секций. Из жердей, соединенных с дымовым отверстием, делали и крышу. Снаружи «стены» и «крышу» юрты покрывали слоем войлока.

В центре каждой юрты был каменный очаг. Камни для него кочевали вместе с людьми, и при сборке юрты на новом месте прежде всего выкладывался очаг. На зиму жилище утепляли, обматывая дополнительным слоем войлока и влагостойкой тканью.

Даже зная, из чего сделана юрта, не перестаешь удивляться смекалке и мастерству людей, сумевших без единого гвоздя или шурупа, из подручных материалов, соорудить жилище, выдерживающее сильные ветра и многодневные снегопады.

Юрты монголов

Монгольские юрты мобильные, легкие, разборные, они являются идеальным жилищем для кочевников. В основе юрты - деревянный остов, поверх которого накладывается войлочная кошма в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью.

Двери монгольской юрты всегда обращены на юг - эта особенность установки позволяла монголам-кочевникам ориентироваться во времени суток.

Внутри юрта разделена на несколько частей:

  • женскую - справа от двери;
  • мужскую - от двери слева;
  • гостевую - с северной стороны, напротив входа, в гостевой части обязательно располагали алтарь.

Все части юрты воедино соединял очаг, служащий для обогрева и приготовления пищи.

Сами монголы называют свое жилье не юртой, а словом «гэр».

Неписаные правила при посещении монгольской юрты

Со времен Чингисхана и до нынешнего времени монголы придерживаются ряда традиций и общепринятых правил при посещении юрт. Не помешает их знать и европейцам:

  • Входя в юрту, нельзя наступать, а тем паче садиться на порог. Человек, умышленно наступивший на порог, извещал тем самым хозяина о своих злых намерениях, а коснувшийся правой рукой притолоки двери нес в дом мир и благодать.
  • Оружие или поклажу в юрту заносить нельзя. Они оставляются у входа снаружи - это служит подтверждением чистых намерений гостя.
  • Войдя на северную, гостевую половину юрты, принято дождаться от хозяина приглашения присесть. Самовольно садиться считается невежливым.
  • В юрте не принято свистеть. Считается, что тем самым в жилище призываются злые духи. Также пределы юрты не должен покидать огонь из очага, ибо с ним от хозяина уходит счастье.

Юрты казахов

Казахские юрты конструктивно мало чем отличаются от монгольских. По сравнению с монгольскими они ниже, что обусловлено сильными ветрами в этой местности. А их купол увенчан шаныраком (деревянный круг, венчающий макушку юрты) из черного тальника или березы. Монголы предпочитали делать шанырак из сосны.

Шанырак для казахов - не только крестовина, удерживающая купол и предназначенная для прохождения в юрту солнечных лучей и удаления дыма от очага. передаваемая из поколения в поколение, символ продолжения рода и отчего дома. С ним связано множество обрядов и поверий в жизни казахского народа. О значимости шанырака свидетельствует тот факт, что его изображение применяется в геральдике Казахстана.

Отличие жилищ обоих народов состоит и в том, из чего сделана юрта: казахи покрывали ее войлочным покровом, состоящим из 4 прямоугольных частей, в соответствии с частями каркаса. Верхнюю часть юрты, кроме шанырака, накрывали 2 кусками войлока трапециевидной формы. На шанырак крепился откидной прямоугольный кусок войлока, который с помощью шеста и веревки, пришитой к одному из краев, можно было откинуть или закрыть на случай дождя. Двери казахской юрты также сшивались из кошмы, закрепленной на циновке.

У более зажиточных казахов богаче были и юрты. Конструкция жилищ богачей украшалась узорчатыми циновками и скреплялась ткаными из шерсти орнаментированными лентами. Юрта состоятельных людей оборачивалась войлоком белого цвета и в народе называлась «белым домом».

Интерьер юрты

Юрта является символом солнца и космоса, единства человека и окружающей среды. Почти все предметы ее интерьера располагаются вдоль стен, по кругу. Понятно, что в столь ограниченном объеме каждый предмет должен иметь свое предназначение и занимать строго определенное место, чтобы как можно меньше загромождать собой и без того тесное пространство. Тем не менее убранство юрты поражает именно тем, что вызывает ощущение гармонии и простора, комфорта и уюта.

В интерьере, кроме деревянных полок, присутствуют и предметы деревянной мебели, инкрустированные костями животных: сундуки, этажерки, лари для продуктов.

Но особый колорит жилищу кочевников придают Они вносят в интерьер изюминку и поражают разнообразием расцветок и орнаментальных узоров. По коврам сразу же можно было судить и о достатке хозяина.

Современная юрта

Из чего сделана юрта нынешнего века? Конечно же, из современных материалов. Войлок заменен на холлофайбер, деревянный остов сделан из клееного бруса, ткань внешнего полога пропитана силиконом, очагом служит

Юрта стала намного комфортнее, хотя и несколько жаль, что больше не встретишь того, пропитанного дымком и стариной, настоящего жилья кочевников.