Послевоенные поэты о войне сценарии. Сценарий литературно-музыкальной гостиной о творчестве Роберта Рождественского методическая разработка (11 класс) на тему. «Поэты о Великой Отечественной войне»

Голосов: 228

Ежегодно 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Поэзия – это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества.

19 марта 2015 года в Буныревском сельском филиале МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова в рамках празднования 70-летия Победы и Всемирного дня поэзии прошёл вечер военной поэзии «Я столько слышал о войне!». Почетными гостями мероприятия были дети войны, любители поэзии, работники культуры, молодёжь.

Атмосфера праздника очаровала публику. И более того, порадовала и согрела души собравшихся. Созданию атмосферы вечера, торжественности и значимости события способствовало наглядное оформление зала. Все присутствующие были приглашены за столики, на которых лежали фронтовые письма военных поэтов и стояли свечи.

Искусство помогает рассказать о войне проникновенно. Эмоциональное воздействие на участников мероприятия оказали военная поэзия, музыка.

Когда вспыхнула Отечественная война, муза немедленно надела солдатскую шинель и встала в ряды защитников Родины. Поэты сражались не только с винтовкой в руках, но и острым писательским пером.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа - вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского, Ахматовой и Тушновой, Бергольц и Казаковой слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат.

Ведущая и организатор вечера библиотекарь Буныревского сельского филиала Надежда Васильевна Платонова в ходе мероприятия затронула тему детей войны, тему любви на войне, рассказала об истории военного поэта Мусы Джалиля.

Поэтический вечер был призван открыть военную поэзию достаточно широкой аудитории и сделать это в зрелищном формате. В ходе мероприятия звучали стихи военных лет в исполнении Нины Александровны Даниленко, Маргариты Николаевны Капустянской, Натальи Филипповны Хамирановой, Галины Сергеевны Берилло, Людмилы Борисовны Петрук, Лидии Ивановны Свиридовой, Галины Ивановны Фадиной. Их трогательное и проникновенное исполнение тронуло сердца присутствующих в зале.

Не обошлось на вечере и без песен, и музыки военных лет. Ученица 7 класса Буныревской школы Лилия Халина исполнила на домбре мелодию «Катюша». Евгений Жуликов, Елена Тимошенко душевно исполнили песни военных лет. Музыка никого в зале не оставила равнодушными.

В завершение вечера присутствующие открывали письма военных поэтов, которые они писали своим родным и близким, зачитывали их. А в память о поэтах, земляках, родственниках, не вернувшихся с войны, были зажжены памятные свечи.

Мы не забыли того подвига наших отцов и дедов во имя спасения страны и её будущего, не забыли и «не потеряли» в каждодневной суете главное - честность, милосердие, любовь, веру.

Ещё живут на свете люди, которые преподали урок всему миру. Ещё можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах!

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.



Н.В. Платонова,
библиотекарь Буныревского сельского филиала

Литературная гостиная «Стихи военных лет»

Тема : Великая Отечественная война в лирике современников и поэтов послевоенного времени.

УМК :

    Стихи поэтов Александра Твардовского, В.И. Лебедева-Кумача , Михаила Светлова, Константина Симонова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой и другие.

    Слайд-шоу, специально подготовленное для этой гостиной, содержащее общие фотографии военных лет и военную кинохронику.

    Музыка и песни военных лет.

Цели :

    Обучающая :

    обучение творческому восприятию лирического произведения;

    проследить историю Великой Отечественной войны, историю страны через лирические произведения военных лет;

    актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

    Развивающая :

    развить познавательный интерес учащихся;

    развить творческие и актерские способности учащихся.

    Воспитывающая:

    воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма;

    воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.

Задачи:

    Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства.

    Показать метапредметные связи: литература, история, музыка.

Участники и зрители мероприятия – учителя, у ченики начальной школы с 1 по 4 классы.

Литературная гостинная строится на основе театрализованного представления, художественного чтения стихов учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов о ВОВ. Мультимедийное сопровождение играет большую роль в формировании особой атмосферы, приближающей участников и зрителей к военному времени.

Оборудование : Проектор, ноутбук, экран, магнитофон, усилительные колонки.

Сценарий

Ведущий. Сл.1

Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе и поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

22 июня 1941 года, в самую короткую ночь года, немцы вероломно вторглись на территорию нашей Родины. Это было лето, время каникул, отпусков, страна жила своей мирной жизнью. Сл.2 Старшеклассники только что сдали выпускные экзамены. (Щелчок) И в один миг все оборвалось. На наши мирные города обрушились бомбы, враг пошел по нашим дорогам, деревням, городам, не щадя никого, ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей . (Сл.3) Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт . (Щелкнуть по картинке)

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

В годы войны эта песня звучала повсюду. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

О том, что война эта будет жестокой, что от ее исхода будет зависеть останется ли русский человек, русский народ напишет и Анна Андреевна Ахматова в своем стихотворении « Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Враг рвался вперед, немцы занимали город за городом, подошли вплотную к Москве, окружили Ленинград. Наши солдаты не щадили своей жизни, сражались за каждый метр соей земли. (Сл.5)

Грянул смертный бой
нескончаемый! Даже мертвые оживали вновь, выходили они

из сырых могил, чтоб живым помочь

в битве яростной, чтобы вновь принять смерть за Родину! А кто слабым был - сильным стал тогда. А кто сильным был - стал еще сильней. И кричали враги потрясенные: "Может, русские

заколдованы?!

Их сожжешь огнем, а они живут! Их пронзишь стрелой, а они живут! Их убьешь сто раз, а они живут! А они живут и сражаются!.."

(Р.Рождественский)

Вот так бились наши солдаты, потому что они сражались за свои дома, за жизнь своих детей. (Сл.6) Вот как написал об этом поэт Константин Симонов.

Майор привез мальчишку на лафете .
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал. (Щелчок)

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941г.

Песня «Баллада о солдате»

К. Симонов написал и следующее стихотворение, которое прозвучит сегодня. Оно о любви. О том, что мы победили не только благодаря мужеству наших солдат, но и благодаря тому, что наши прабабушки умели любить и ждать своих мужей с фронта. (Сл.7)

Стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941 год

Перенесемся мысленно в то далекое время. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Ее накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звезд. В окопах распрямляют затекшие спины солдаты, и начинаются негромкие разговоры. А потом тихо вполголоса поют. Возможно, это песня «В землянке» Алексея Суркова. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал поэт.- Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне». Но это стихотворение стало песней, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны. (Сл.8)

Песня «Землянка»

Но женщины не только ждали мужчин с фронта, не только трудились в тылу, многие из них сражались на передовой, были летчицами, разведчицами, медсестрами, которые выносили раненых бойцов с полей сражений. (Сл.9)

Юлия Друнина, семнадцатилетняя выпускница одной из московских школ, как и многие сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Она написала много стихов о войне. Вот одно из них:

ТЫ ДОЛЖНА!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна
. (Щелчок)
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
(Щелчок)
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...

Но сколько бойцов погибло в тех боях, сколько не вернулось к своим матерям, женам, детям. От кого-то не осталось даже могильного холмика. Их близкие получили страшную весть – пропал без вести. (Сл.10)

Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Всем погибшим и без вести пропавшим мы посвящаем эту песню. Песня «Ангелом летал»

Но, несмотря на страшные потери, мы выстояли! Мы отбросили врага от стен Москвы! Мы шли вперед! Фашисты не знали, что против них будет сражаться не только армия, против них будут сражаться даже дети. Об этом стихотворение

«Рассказ танкиста» Александра Твардовского (Сл.11)




А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Глаза откройте!

Приготовьтесь слушать!

Вниманием наполнитесь сейчас!

Для вас про легендарную Катюшу

Споёт сегодня наш любимый класс! (Сл.12)

Песня «Катюша»

С каждым днем приближалась Победа! Но как тяжелы были эти последние бои! Кажется устали не только люди, устала земля, от взрывов, от огня, от крови. Послушайте песню «Последний бой» (Сл.13)

Закончилась война, но еще много лет не заживали раны наших людей, так много детей она унесла, так много жизней было разрушено. Матери продолжали ждать своих сыновей и спустя много- много лет . (Сл.14)

Андрей Дементьев

Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;

Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени (Сл.15)

Андрей Дементьев

* * *
Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.

Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

Песня «О той весне»


Сценарий поэтического вечера

г. Петропавловск-Камчатский
2012 год.
Пояснительная записка.

Цель обучающая: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Цель воспитательная: формирование чувства патриотизма у учащихся.
Задачи:
Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности.
Совершенствование навыков выразительного чтения лирических произведений.
Ознакомление со страницами истории Отечества, формирование чувства любви к своей родине и чувства уважения к ее защитникам.
Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, видеозапись художественного фильма, презентация. Используются информационные технологии.
Сценарий мероприятия подготовлен в 2011 году. Актуальность музыкально-поэтического мероприятия заключается в необходимости формировать и развивать чувство патриотизма у студентов, которые в будущем станут работниками образовательной сферы.
Сценарий может быть актуален и в период проведения мероприятий, посвященных «Дню защитников Отечества», и во время подготовки ко «Дню Победы».
Материал подготовлен для проведения музыкально-поэтического вечера со с учащихся старших классов, а также студентами средних профессиональных учебных заведений.

Сценарий праздника «Лирика военных лет», посвященного Дню защитника Отечества

Торжественные фанфары

Учитель 1: 23 февраля наша страна будет отмечать большой государственный праздник – «День защитника Отечества»!

Учитель 1: В этот день хотелось бы вспомнить не только героев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, героев современного времени, но и поэтов, не пришедших с полей сражений. Наш литературно-музыкальный вечер посвящен лирике военных лет.

Учитель 2: Давайте вспомним суровые страницы истории нашей страны в 40-е годы XX века.
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель 1: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Учитель 2: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями; 4 года войны. 1418 дней беспримерного военного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Студентка читает стихотворение Булата Окуджавы:

Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат
До свидания. Мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите
Но все-таки постарайтесь вернуться назад!

Учитель 1: Булат Шалвович Окуджава

Учитель 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Студентка читает стихотворение «Его зарыли в шар земной».

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Июнь 1944

Учитель 1: Начинающие поэты - студенты Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война. В их стихах звучит мотив жертвенности.

Учитель 2: Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые слова: «Я с детства не любил овал / Я с детства угол рисовал» (1936).Им написано и стихотворение «Звезда»:
Светлая моя звезда.
Боль моя старинная,
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих своих степей.
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь.
Сколько ярких писем
Ладно - раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень. В поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь, подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.
Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя, Звезда.
Боль моя старинная.

Учитель 1: Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма режиссера Н. Лебедева, созданного по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда»
Обсуждение.
Учитель 2: Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.
Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала к ответственности за судьбу страны. Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
Учитель 1: Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт. 417 из них не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, моряками.
Почему же поэзия оказалась необходима людям?
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Учитель 2: Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.
Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского в исполнении студентов:
Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

Как много их. Друзей хороших.
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Светилась, падая ракета,
Как догоревшая звезда..
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те –
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.
Учитель 1: Стихотворение Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом.
Студентка читает стихотворение:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть, не отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это - в жизни короткий последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Учитель 2: Действительно, поэзия не боялась правды. Она связывала воюющих и оставшихся в плену. Война часто изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Поэт Николай Старшинов. Его комиссовали после тяжелого ранения в 1944 г., и он стал классическим «поэтом-фронтовиком», самая главная тема его творчества это память о войне («Я сорок с лишним лет / ношу твои осколки»).

Студентка:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: «Вперед».
Команда: «Встать».
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»,
А шли и гибли за нее.
Н. Старшинов

Учитель 1: Юлия Владимировна Друнина, известная русская поэтесса, прошла рядовым солдатом всю войну. Как она говорит о себе: «Я родом не из детства - из войны».
«В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам»

Студентка читает стихотворение Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны»


И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю и радость тишины,
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства – из войны.
Раз, пробиваясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой тропинке робкой.
Я родом не из детства – Из войны.
И может, потому – незащищенней:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства – Из войны.
Прости меня – В том нет моей вины

Студентка:

***
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву, и тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Студентка: «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать.

Студентка читает стихотворение «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне
Идут по войне девчата,
Похожие на парней

Учитель 2: Страшный путь прошли солдаты, защитники своего Отечества.
Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка, а многие воевали рядом с мужчинами.
Студентка читает стихотворение Александр Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»
Учитель: Главным было стремление сохранить Родину. Все шли к Великому дню – Дню Победы. И все верили, что этот день настанет. Поразительно пророчество поэта А. Суркова:

***
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май. (1942)

Учитель 2:
Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. День Победы – это день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глаза. И мы должны благодарить защитников Отечества, тех, кто свои жизни отдал за свою Родину.
Знаменательным днем для нашей страны является не только «День Победы», но и 23 февраля – «День защитника Отечества».

Литература
Владимирова Е. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.

Сценарий мероприятия

«Поэты о Великой Отечественной войне»

Здравствуйте!

Свое выступление мы посвящаем тем, кто был на той войне. Тем, кто победил и тем, кто не вернулся.

В далеком 1941 году, 22 июня, на рассвете началась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Великая Отечественная. Вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с фашистскими захватчиками.
Вставай Страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…
Со школьной скамьи уходили добровольцы на фронт. Создавались партизанские отряды. Велась подпольная работа в тылу врага. Было страшно. У войны не женское лицо. Голод, смерть, слезы, боль разлуку несут войны. И казалось бы не до стихов, не до песен. «Когда говорят пушки, музы молчат!» . Нет, не молчат. Во время Великой Отечественной войны было написано очень много песен, стихов, поэм. Фронтовики–поэты подарили нам очень много ярких прекрасных произведений.
Мусса Джалиль – татарский поэт. Сейчас, к сожалению, он малоизвестен. В 1941 году ушел на фронт добровольцем. В 1942 году был ранен и попал в плен и находился в концлагере Шпандау. 791 день унижений, изматывающих допросов в застенках гестапо, и не прекращающейся ни на день, ни на час борьбы.
^ И это страна великого Гейне?

И это буйного Шиллера дом!?

Это сюда меня под конвоем

Пригнал фашист и назвал рабом…
М. Джалиль был переведен в Моабитскую тюрьму. Там он написал целую серию стихотворений. Был казнен в Берлине 25 августа 1944 года за подпольную работу и организацию побегов пленных.

Друзья по плену переслали более 100 его стихотворений на Родину. Эти стихи составили цикл «Моабитских тетрадей». Одно из главных достоинств моабитского цикла – ощущение подлинности чувств. Читая их, мы ощущаем ледяное дыхание смерти стоявшей за его спиной. Тоска по Родине, по воле, острая боль разлуки, презрение к смерти и ненависть к врагу – воссоздано с потрясающей душу силой.

М. Джалилю посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Я прочту вам одно из стихотворений М. Джалиля «Варварство» .
^ Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами

^ Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
^ Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


Семнадцатилетней выпускницей московской школы Юлия Друнина , как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
^ Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны, в словах, которые будет диктовать опаленная войной память.

Именно сила характера позволяла ей искать и находить единственно верные слова, которые были понятны не только фронтовику, но и юному Гражданину Родины, не изведавшему военного лиха. И достигла своего тем, что умела в слове передать правду потрясения, правду прозрения и постигнутую меру истинности человеческих отношений.
^ Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина была человеком очень последовательным и отважным. После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошел в двух миллиметрах – снова ушла на фронт добровольцем.

Перечитывая ее стихи сегодня, особенно военные, видно, что добрый десяток из них выдержал испытание временем – они по-прежнему волнуют, запоминаются. Они находят отклик в сердцах читателей.

Они украсят любую военную антологию. Их можно отнести к самым высшим достижениям нашей военной поэзии.

Крымские астрономы Николай и Людмила Черных в 1969 году открыли новую малую планету и назвали ее в честь Юлии Друниной.

ЗИНКА
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза, Зины Самсоновой
Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. –

Мы хотели со славой жить…

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла…

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Роберт Рождественский не относится к поэтам фронтовикам. Когда началась воина, ему было всего 9 лет. Его военное детство мало чем отличалось оттого, что испытывали его сверстники-мальчишки и девчонки той поры: голод, холод, ожидание писем с фронта, страх за родителей, которые воевали. Свой первый девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в фонд обороны.

Р. Рождественский очень много печатался и был очень популярен. Послушайте, пожалуйста, одно из его стихотворений «Баллада о зенитчицах» .
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Победа далась нам страшной ценой. 21 век тоже очень тревожный. Но... Если б спросили у матери быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили влюбленных, быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили погибших, быть войне или нет – войны никогда б не бывало…
Я прошу вас всех почтить память тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны минутой молчания…

С наступающим Вас праздником, счастливой вам жизни без войны!


Стихи , рожденные войной... сценарий - литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.; расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Оформление помещения :

С одной стороны сцены (впереди) стоит открывающийся большой поэтический сборник "Стихи , рожденные войной...". Обложка сборника оформлена в соответствии с требованиями к оформлению (название, рисунок, общий фон и т.д.). Внутри сборника - портреты поэтов-фронтовиков А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого,

Б. Окуджавы, Д.Самойлова и других с кратким обзором их творчества и текстами их стихотворений.

Березовая аллея уходит в глубь сцены. Одна сторона ее - из зеленых берез, другая - из обгоревших. Аллея упирается в огромную красную звезду, которая поделена на две части.

Часть звезды со стороны зеленых берез - красная. Над ней изображены салют, голубые облака, солнце. Часть звезды со стороны обгоревших берез оплавлена.

Над ней - огненные облака, дым от взрывов и свет от прожекторов.

С другой стороны сцены - блиндаж с натянутой маскировочной сеткой. Внутри него стоят самодельные табуретки и стол. Впереди блиндажа сделан небольшой костер.

Аппаратура (телевизор и видеомагнитофон с кассетой видеоряда фрагментов фильма "Трудные дороги войны") стоит впереди сцены.

Аудиомагнитофон с кассетой, на которой подборка песен о Великой Отечественной войне, стоит за кулисами.

Музыкальное оформление :

1. Музыка песни Л.Гурова "Тишина" (Соловьи, не пойте больше...).

2. Музыка песни А.Александрова "Священная война".

3. Музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте".

4. Музыка песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики".

5. Музыка песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья - однополчане"?

6. Музыка песни М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

7. Музыка песни М.Блантера "В лесу прифронтовом".

8. Музыка песни Ю.Лозы "Мать пишет".

9. Музыка песни Н.Богословского "Темная ночь".

10. Музыка песни А.Новикова "Смуглянка".

11. Музыка песни В.Харитонова "День Победы".

12. Музыка песни Б.Окуджавы "Нам нужна одна Победа".

Участники :

1. Учащиеся 11-х классов разделились во время подготовки на две группы (по желанию и способностям):

Первая группа - "Лира". Это чтецы и ведущие.

Вторая - "Зеленая лампа". Ученики, участвующие в хореографических постановках.

2. Приглашенные гости - учащиеся школьной вокальной студии "Солист".

Организация вечера :

1. Оформление сцены актового зала. При оформлении используется все то, что сделано в подготовительный период.

2. На сцене готовятся ведущие (ученик и ученица) и чтецы группы "Лира", артисты (солдаты, солдатки, медсестра и др.) группы "Зеленая лампа" и певцы - приглашенные учащиеся студии "Солист".

3. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят одиннадцатиклассники, педагоги школы, родители, администрация.

Проведение вечера

(Выходят ведущие из-за красной звезды и останавливаются посередине сцены. Звучит песня Л.Гурова "Тишина").

Ведущая : Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез...

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

Ведущий : Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

(Ведущие подходят к поэтическому сборнику "Стихи , рожденные войной...").

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений.

Но это было уже после Победы...

Ведущая : Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Перелистаем же с вами его героические страницы...

(Ведущие открывают поэтический сборник. Основной свет гаснет. Освещается только часть сцены с поэтическим сборником. Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени.

Звучит музыка песни А.Александрова "Священная война", на фоне которой Ю.Левитан (в записи) говорит за кадром).

Ю.Левитан: ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря...

(На экране - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны" - 3 минуты. Зажигается свет. В блиндаже разворачивается хореографическая сценка "Минуты отдыха".

Возле блиндажа сидят бойцы. Первый боец пишет письмо, второй играет на гитаре, третий читает "Боевой листок"... За кадром звуки выстрелов, взрывы...).

Первый боец пишет письмо :

Ты прости, что письмо, торопясь,

Отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, -

И как штурман - журнал...

Вот опять начинается...

Слышишь, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл?

Третий боец обращается в зал :

Ты не знаешь, мой друг,

Что такое война...

Это вовсе не дымное поле

Сражений,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое

Отраженье.

Это изо дня в день лишь

Блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного

Обстрела,

Это боль головная, что ломит

Это юность моя, что в окопах

Истлела.

(Второй боец (приглашенный гость) исполняет под гитару песню "Нас не нужно жалеть". Слова С.Гудзенко, музыка В.Высоцкого).

(Свет гаснет. Освещается только поэтический сборник. Ведущие выходят со стороны красной звезды, останавливаются у сборника и говорят на фоне музыки песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья-однополчане?")

Ведущий : В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколе?ия Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов.

Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Ведущая : Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами?

Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

(Свет зажигается. Чтец в солдатской одежде выходит со стороны опаленной звезды и идет вперед, читая стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов).

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Гость (ученица студии "Солист") исполняет песню "До свидания, мальчики". Музыка и слова Б.Окуджавы. Хореографическая сценка песни "До свидания, мальчики". Выходят со стороны зеленых берез три девушки в белых платьях.

Со стороны обгоревших берез - три солдата).

(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие стоят у книги и показывают литературный материал о С.Гудзенко).

Ведущий : У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль.

Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.

Ведущая : Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

(Зажигается свет. Звучит музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте". Хореографическая сценка "В медчасти".

В блиндаже сидят боец и медсестра, которая перевязывает ему рану. Боец на фоне музыки читает стихотворение "Первая смерть" С.Гудзенко, как бы разговаривая с ней).

Ведущий : О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа.

Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.

(Подходит к книге и показывает литературный материал о М.Исаковском).

Ведущая : Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий. И здесь уместно вспомнить песню на стихи Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату", в которой говорится не о всеобщей беде, а о беде каждого отдельного человека.

(Свет зажигается. Выходит ученик - гость студии "Солист" - в солдатской одежде и исполняет песню на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

Хореографическая инсценировка песни. Выходит солдат в шинели, с рюкзаком, винтовкой).

(Свет гаснет. Освещается часть сцены со сборником. Ведущие идут со стороны зеленых берез. В книге показывают материал о К.Симонове).

Ведущий : Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.

Ведущая : Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...

Ведущий : Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

(Загорается свет. Звучит музыка песни Н.Богословского "Темная ночь". Освещается часть сцены у блиндажа. Сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают.

Один боец отходит от блиндажа и начинает читать стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки).

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин

Жди и выпить заодно с ними

Не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет : "Повезло!"

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Гость - ученик студии "Солист" - исполняет песню "В лесу прифронтовом". Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера. Хореографическая сценка "Военный вальс".

Солдаты и солдатки танцуют вальс).

(Свет гаснет. Музыка продолжает звучать тихо. Освещается часть сцены с книгой, в центре которой стоят ведущие и говорят на фоне музыки).

Ведущий : Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.

Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

(Ведущая показывает материал о Твардовском в сборнике).

Ведущая : Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

(Свет зажигается. Выходят два солдата со стороны обгоревших берез и читают отрывки из поэмы "Василий Теркин" на фоне музыки песни А.Новикова "Смуглянка").

Первый солдат :

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял :

Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Самого б меня спросили,

Ровно столько знал и я,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

(Звучат выстрелы и залпы орудий. Солдаты уходят за опаленную звезду. В это время выходят из-за красной звезды ведущие и говорят на фоне залпов).

Ведущий : На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Ведущая : Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.

Ведущий : Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы.

Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

Ведущая : Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом.

Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

(Свет гаснет. На экране телевизора - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны". На фоне фильма чтец в солдатской одежде читает стихотворение А.Твардовского.

Ведущие стоят у сборника).

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли

В том, что они - кто старше, кто

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же,

(Свет зажигается. Звучит музыка песни В.Харитонова "День Победы". Ведущие говорят на фоне музыки).

Ведущий : В одном из выступлений А.Твардовский заметил, что "действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством. Без этого она не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей". Действительно, Великая Отечественная война и победа в ней не означали бы столько для нашего национального патриотического самосознания, если бы мы знали об этом только по учебникам истории, если бы не было творений писателей и поэтов-фронтовиков.

Ведущая : Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

(Музыка продолжает звучать. Выходит ученик в солдатской форме со стороны блиндажа и читает стихотворение А.Твардовского на фоне музыки песни "Победа". Ведущие стоят у книги).

В тот день, когда окончилась

И все стволы палили в счет

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне

Под гром пальбы прощались мы

Со всеми, кто погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так

Бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист

Учетный.

Мы с ними шли дорогами войны

В едином братстве воинском

До срока.

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот

Исполненный величьем и печали,

Мы отделялись навсегда от них,

Нас эти залпы с ними разлучали.

(Все участники вечера выходят на сцену со стороны зеленых берез).

Чтец 1: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.

Чтец 2: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.

Чтец 3: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.

Чтец 4: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...

(Ученик - гость студии "Солист" - исполняет песню "Нам нужна одна Победа". Слова и музыка Б.Окуджавы. Все участники подпевают).

Ведущий : Сегодняшний вечер завершается знакомством с книжно-иллюстративной выставкой, где представлено творчество поэтов-фронтовиков, и выставкой творческих работ учащихся 11-х классов.

(Звучат песни о Великой Отечественной войне. По телевизору идут кадры видеофильма "Трудные дороги войны").