Боярская дума являлась совещательным органом. В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы была – до 20 человек. В течениеXVIв. между Думой и князьями шла борьба за приоритет в управлении, после правления Ивана Грозного (связано с казнями бояр) Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи. При первых Романовых компромисс был достигнут. Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монархии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата русского парламента – Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Получение думного чина зависело от воли государя. Права Боярской думы никаким законом не определялись, здесь действовало обычное право. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников например воевод, судей и др. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела по Докладу и по апелляции. Принадлежала ей и законодательная инициатива, как и право принимать и утверждать законы. Заседала Боярская дума в царском дворце.
Земские соборы: периодизация истории существования, порядок формирования.
Созыв Земского собора объявлялся царской грамотой. Туда входили представители различных сословий, их численный состав были неопределенными. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Особые преимущества на выборах имело столичное дворянство, посылавшее обычно по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Из 192 выборных членов Земского собора 1642 г. 44 человека были делегированы московскими дворянами. Большее представительство имели и высшие торгово-ремесленные круга Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%.члены. Первый Земский собор состоялся в 1549, при царе Иване IV.
Земский собор 1584 утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Иоанновича. Земский собор 1598 избрал на русский царский престол Бориса Годунова. Земский собор 1613 избрал на царский престол первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Алексей Михайлович при своем восшествии на царский престол в 1645 также был утвержден решением Земского собора. В 1613-1615 Земские соборы занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства, введением новых налогов.
Соборы 1616-1642 устанавливали новые налоги, организовывали оборону от польской, турецкой и крымской агрессий. Земский собор 1648-1649 разработал и утвердил Соборное Уложение 1649, Земский собор 1653 принял решение о присоединении Украины к России. Это был последний настоящий Земский собор.
В 60-80-х гг. XVIIв. Земский собор в полном составе не созывался, собирались лишь комиссии по сословиям (преимущественно, боярские), которые, по поручению царя, рассматривали самые разнообразные вопросы и предлагали монарху свои варианты разрешения насущных проблем.
Дума XVII в. по внешности ничем не отличается от Думы XVI века. Думцы по прежнему первые люди в правительстве и возле царя. Только теперь в XVII в., думцы выдвигаются на свои высокие места больше своей личной заслугой да милостью государя, а не своей знатной ʼʼпородойʼʼ. Дума такого состава, конечно, не может требовать себе такой же чести в государстве, как Дума знатных княжичей XVI века. дума XVII века вся в воле государя.
Царь советовался со своими ʼʼдумцамиʼʼ по всем государственным делам; с их совета издавались новые законы, с боярского совета решались и дела по управлению. Думные бояре были не только советниками, но и заведовали отдельными частями управления.
Из думных бояр выбирались опытные люди вести переговоры с иноземными послами. Боярина, члена Думы, посылали ревизовать ту или иную область, из думцев выходили и главнокомандующие войском. Словом, длительность членов Думы была очень сложна и разнообразна и далеко не ограничивалась только сидением в Думе. Благодаря этой разнообразной деятельности, не все бояре собирались всякий раз на совещание в Думу. В 1631 году считалось 40 человек членов Думы. Из них более половины было в служебной отлучке, так что весь наличный составь совета не достигал 20 человек.
При царе Алексее около этой Ближней государевой Думы образуется еще одно учреждение, прямо подведомственное царю, только от него принимающее распоряжение и в исполнении их отдающее отчет тоже только ему. Учреждение это носило название Приказа Тайных Дел. В этом приказе сосредотачивались все дела особой важности, которые царь хотел знать в точности сам, наблюдать за их течением и направлять его; в данный приказ стали поступать все просьбы челобитные людей, обращавшихся к царю, как к источнику правосудия и справедливости, с жалобами на всякие притеснения и обиды со стороны высших чиновников и других правительственных учреждений. Через посредство Тайного приказа царь Алексей рассчитывал иметь свой глаз во всех ветвях управления государством, посылая для разбора различных затруднений или недоразумений в делах различных ведомств хорошо известных ему дьяков и подьячих этого приказа; в данный приказ направлялась вся личная переписка царя, здесь ведались его личные имения и промышленные предприятия, аптека, Гранатный и Потешные дворы, царская благотворительность, наконец личная казна царя.
В XVII веке заседание Думы, или, как тогда говорили, ʼʼсидение великого государя с боярами о делахʼʼ, происходили три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. При накоплении дел заседали и каждый день.
Думцы размещались на лавках по чинам. Окольничие садились ниже бояр, думные дворяне - ниже окольничих, а в каждом из этих разрядов все размещались ʼʼпо породеʼʼ и по старшинству.
Особого помещения для заседания Думы не было. Собирались в той палате дворца, где государь укажет, обыкновенно в Золотой палате. При царе Алексей ʼʼсидение с боярамиʼʼ происходило и в так называвшейся Передней палате, а при его болезненном наследник -в самой ʼʼкомнатеʼʼ государя, ᴛ.ᴇ. в его кабинете.
Часто обмен мнений переходил в горячий спор, продолжавшийся до тех пор, пока спорившие не приходили к одному решению; говорил свое мнение и государь. Думцы соглашались, или возражали и спорили, пока не приходили к решению, примирявшему всех.
Прения в Думе затягивались иногда на очень долгий срок; в 1685 ᴦ. целые полгода обсуждался вопрос: мириться ли с поляками против татар, или с татарами против поляков, и к решению - учинить мир и союз с Польшей против Крыма - пришли только после очень ожесточенных споров
Приговоры помечались обыкновенно на самих делах, доложенных в Думе, и излагались кратко, либо пространно, в случае если решали сложное и необычное дело; и краткие и пространные приговоры облекались потом в форму указов. Ни царь, ни бояре приговоров не подписывали, и ʼʼна всяких делах, - говорить Котошихин, - закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни каким делам руки своей не прикладывают: для того устроены думные дьякиʼʼ.
Заседания Думы вовсе не отличались молчаливостью. Сохранилось похожее на протокол краткое и не вполне ясное изложение одного заседания Думы в 1679 ᴦ. с участием патриарха; не видно только, присутствовал ли государь на заседании или нет. Обсуждался вопрос, отдавать ли питейные заведения на откуп, или ведать ими мирскими выборными головами и целовальниками под присягу, ʼʼна веруʼʼ. Патриарх был того мнения, что у питейных сборов следует быть головами за выбором Мирских людей, только не приводить их к присяге, чтобы ʼʼклятв и душевредства не былоʼʼ, за воровство же пригрозить выборным конфискацией всего имущества и ʼʼказнью по градскому судуʼʼ, а избирателям - тяжелым штрафом. Бояре возражали, что-де опасно без присяги, что в под присягой у выборных было воровство многое, а ʼʼбез подкрепления верыʼʼ воровства будет и того больше.
В Думе, посвящали много времени разбору различных случаев местничества, и ʼʼпресветлый царский синклитʼʼ, как любили именовать Думу московские книжники, не чуждался даже собственноручно в лице того или другого из своих членов, расправиться с каким-нибудь ʼʼнедельнымʼʼ местником.
Боярская Дума существовала до самых времен Петра Великого, когда ее значение перешло к Сенату.
БОЯ́РСКАЯ ДУ́МА , высший совет при рус. князьях и царях в 10 – нач. 18 вв. Термин введён в науч. оборот рос. историками 18–19 вв. Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Б. д.) и др. появились в источниках с 11 в. при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в т. ч. в более ранний период (начиная с 10 в.).
В Др.-рус. государстве 10 – нач. 12 вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родо-племенной знати («старцы градские») обсуждались междукняжеские и междунар. отношения, судебно-адм. устройство государства (в т. ч. принятие Русской правды ), вопросы о принятии христианства и обеспечении Церкви и т. п. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись князем-сюзереном, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними. Раздробление Др.-рус. государства в 12 – нач. 13 вв. на самостоятельные княжества (а последних на удельные княжества) во главе с представителями разл. ветвей династии Рюриковичей , становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение Б. д. Думы пополнялись лицами из боярской элиты (в т. ч. тысяцкими ), в связи с чем деятельность Дум стала более регулярной.
Установление зависимости рус. княжеств и земель от Золотой Орды и их ослабление повлияли на судьбу Б. д. В Сев.-Вост. Руси сер. 13 – сер. 15 вв. резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период пандемий и ордынских набегов 13–15 вв . (в особенности до 1430-х гг.), а также ликвидация к кон. 14 в. института тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли князя-сюзерена в определении состава, предмета и порядка занятий Б. д. Развитие княжеского хозяйства укрепило в Б. д. позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути , – конюшего, стольника, ловчего и др. Постепенное оформление к кон. 14 в. аристократич. верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Б. д. и в гос. управлении («великие», или «введённые», бояре). На аннексированных Великим княжеством Литовским в кон. 13 – нач. 15 вв. рус. территориях (преим. западных, юго-западных, позднее – центральных) Б. д. сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям-Рюриковичам. В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и Б. д., известной аналогией им был Совет господ .
Классич. облик Б. д. получила на завершающем этапе образования Рус. гос-ва в форме монархии с сословным представительством (сер. 15 – сер. 16 вв.). Трансформация Б. д. стала составной частью кардинальных перемен в общественно-гос. устройстве страны и в то же время – следствием таких перемен. С кон. 15 в. Б. д. – постоянно действующий высший совет при государе. Её деятельность осуществлялась в различных формах, функции касались всех сфер управления, она имела обширные прерогативы. Сложилась иерархическая структура Б. д., постепенно формировались процедура её пополнения и правила продвижения по карьерной лестнице в Б. д., члены Б. д. обладали фиксированным статусом и материальным обеспечением.
Вплоть до нач. 18 в. Б. д. занимала высшую позицию в структурах Государева двора . В сер. 16 – последней четв. 17 вв. «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов . Б. д. была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политич., экономич. и др. проблемам («войсковых» соборов 1471, 1550–70-х гг. и др.; «церковно-земских» соборов 1580, 1584 и др.; совещаний 1660, 1662, 1663 с представителями привилегированного купечества и горожан, и т. п.).
Назначение в Думу («сказывание» думного чина) её членов закрепилось с рубежа 15–16 вв., сама процедура фиксируется в источниках с кон. 16 в. В Б. д. с последней четв. 15 в. по назначению входили бояре (высший думный чин), окольничие (следующий по значимости чин), а по должности – дворецкие (руководители центр. ведомств – Большого дворца, позднее Большого дворца приказа и т. н. областных дворцов ), обычно имевшие чин боярина или окольничего, казначеи, постельничие, ловчие и др., со 2-й трети 16 в. – кравчие. В 16 в. для пополнения Б. д. близкими советниками монарха из незнатного дворянства и из числа приказных деятелей были введены чины думных дворян (с 1517 известны «дети боярские, которые у государя в думе живут», с 1551 – «стряпчий в думе», с 1564 – «дворяне, которые в думе живут») и думных дьяков (с 1532 известны «великие дьяки», с 1562 – «думные дьяки»). Думный чин со 2-й пол. 16 в. имел и государев печатник (хранитель царской печати). В 17 в. в Б. д. по должности входили также ясельничие, стряпчие с ключом и др. Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С 16 в. они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в т. ч. подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политич. обвинениях, зафиксированное царём Василием Ивановичем Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий.
В кон. 15 в. численность Б. д. не превышала 15–18 чел. (с учётом должностных лиц), в правление вел. кн. московского Василия III Ивановича при незначит. росте числа членов Б. д. в ней сложились пропорции чинов (преобладали бояре, за исключением периода 1509–1518) и генеалогич. состава (от 60 до 90% бояр были из титулованной знати; среди окольничих господствовала нетитулованная знать моск. и тверских родов). В сер. 16 в. Б. д. резко расширилась, генеалогич. пропорции сохранились (при некотором уменьшении доли бояр): в 1560–62 в ней состояло более 60 чел. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного почти вдвое сократили состав Б. д. Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян: в марте 1584 их было около трети в объединённой думе (образована при слиянии особой дворовой Б. д. Ивана IV Васильевича и земской Б. д., действовавшей в 1565–84 на территориях, не включённых царём в состав опричнины), все они получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян. В кон. 16 в. численность Б. д. почти восстановилась (ок. 60 чел. в 1598), так же, как и её генеалогич. состав (титулованных лиц было ок. 40%, возросла доля старомосковской нетитулованной знати). Представители более 110 фамилий получили в течение 16 в. назначения в Б. д., ок. 50% из них – титулованные лица семи княжеских домов Рюриковичей (князья Оболенские и Черниговские, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские), выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и четырёх ветвей литов. Гедиминовичей . Представители ок. 30 княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Б. д. с чина окольничего. К концу Смутного времени позиции и авторитет Б. д. резко ослабли и восстановились лишь в 1620-е гг. Во 2-й пол. 17 в. численность Б. д., в силу разнонаправленных политич. факторов, неуклонно росла (59 чел. в 1648/49, 79 чел. в 1662/63, 108 чел. в 1675/76, 180 чел. в 1688/89) на фоне опережающего роста числа окольничих, думных дворян и дьяков (в целом в 1670–80-е гг. составляли более 60% Думы), значит. «ухудшения» её генеалогич. состава (св. 20 фамилий титулованной и нетитулованной знати получали в 17 в. только боярский чин, в Думу входили ещё ок. 15 «думских» по традиции фамилий, при этом выдвинулись десятки второ- и третьестепенных в 16 в. фамилий и родов) и нового постепенного общего падения роли Б. д. в жизни государства и общества при одновременном возрастании роли монарха. Для лиц из новых фамилий (особенно фаворитов) была типичной последовательная карьера от думного дворянина до боярина.
Б. д. заседала регулярно, обычно во главе с государем (напр., от 3 до 5 дней в неделю в сер. 17 в.). В полном составе заседания Б. д. происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников – Ближней думой . Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов . Б. д. не имела канцелярии, отд. делопроизводства, её решения (а порой и осн. точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Б. д. её члены совместно с государем принимали «приговоры». Действовали также «думские» комиссии (состояли целиком из числа думцев или возглавлялись членами Б. д.), думцы возглавляли ряд приказов (к кон. 16 в. – ок. 15 приказов, с сер. 17 в. – более 25). «Думские» комиссии руководили общими и уездными воен. смотрами, где происходило «верстание» земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и др. (1552, 1555–56, 1598, 1605–06 и др.); подготавливали с предварит. утверждением устав сторожевой службы (1571 и др.), проекты сооружения засечных черт (со 2-й пол. 16 в.); формировали полки нового строя (2-я треть 17 в.); принимали решения по строительству крепостей. «Думской» комиссией являлась и действовавшая в кон. 17 – нач. 18 вв. Расправная палата.
Члены Б. д. со 2-й пол. 15 в. присутствовали на суде великого или удельного князя, составляя судебную курию при нём. Но чаще (не позднее 2-й трети 16 в.) в качестве высшей судебной инстанции в Москве выступали судные «боярские комиссии», разбиравшие дела в зависимости от адм.-терр. принадлежности «тяжущихся» сторон («бояре, которым которые городы приказаны») или же от юридич. квалификации («бояре, которым разбойные дела приказаны»). Думцы участвовали в Стоглавом соборе 1551, на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 (см. в ст. Судебники 15–16 вв .) и уставная земская грамота. Согласно Судебнику 1550 (ст. 88), Б. д. в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Она вместе с церковными соборами приняла уложения 1580, 1584 о судьбах церк. землевладения. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 , проекты реформ «государевых ратных и земских дел» (1681–82) и т. п. Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центр. ведомств, в результате составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги сер. 16 – сер. 17 вв. Члены Б. д. постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах. При длительных поездках монарха в 16–17 вв. (по монастырям, дворцовым имениям, во время воен. походов) часть Б. д. сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Б. д. (до 1569 нередко во главе с удельным князем из моск. ветви Рюриковичей) возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией. На заседаниях Б. д. (порой предшествовавших земским соборам, напр., в 1566, 1621, 1653) рассматривались ключевые вопросы войны или мира (перемирия), крупномасштабных воен. действий, государевых походов и др. Дипломатич. переговоры с иностр. делегациями в Москве, на разл. посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварит. соглашений), состоявшими из членов Б. д. Думцы разного статуса возглавляли обычно рус. посольства в др. государства. Б. д. участвовала также в церковных преобразованиях (основание Казанской епархии в 1555, учреждение патриаршества и расширение числа кафедр в 1589, осуждение и лишение сана патриарха Никона , обсуждение вопросов внутреннего церковного устройства на церковном соборе 1666–67 и др.). В Смутное время, после свержения царя Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина» , состоявшая из видных представителей Б. д., находившихся тогда в Москве, реально (июль – окт. 1610), а затем и формально (конец окт. 1610 – окт./нояб. 1612) являлась высшим институтом гос.-политич. власти в стране. «Семибоярщина» 17(27).8.1610 заключила договор о признании рус. царём польск. королевича Владислава (будущего польск. короля Владислава IV ).
В период становления самодержавия значение Б. д., которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Б. д. (138 чел. в 1696/97, 48 чел. в 1713). В 1713 Б. д. перестала функционировать (ликвидации Б. д. способствовало создание в 1711 Сената ). Впоследствии совещательные функции при рос. монархах исполняли Верховный тайный совет (1726–30), Кабинет министров 1731–41 , Конференция при Высочайшем дворе (1756–1762),
Боярская Дума –“собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.
Состав Боярской Думы.
Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек). Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI веке Боярская дума из феодальной курии при князе превратилась в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширился в XVII веке за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехстепенным : бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы. Бояре до конца XVII века занимали одно из главенствующих положений в государстве. В XVII веке служилые люди по отечеству (бояре и дворяне) окончательно оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служить по военному, гражданскому и придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами.
Функции Боярской Думы.
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.
Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, «сидел с бояры о делах». Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Борьба боярских группировок иногда выливалась в «брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные». Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором - высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.
Роль Боярской Думы в политической жизни.
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы - это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом: форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили ». Есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, - так называемая комнатная дума государя.
Форма «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили » есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» - решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства - под актом стояла подпись одного думного дьяка.
В конце XVI - начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов ».
Становление органов власти Российского государства. При Иване III начал складываться централизованный аппарат управления. Бояре московского государя — это князья присоединенных земель. Уезды — это княжества, которые управлялись наместниками из Москвы. Кормленщики — это наместники, которые за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.
Боярская дума.
Боярская дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие - два высших чина в государстве). Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли». С середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы.
Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя. Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.
При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал . Современники связывали его появление с женитьбой в 1472 году Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога.
Судебник Ивана Ш.
В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства - Судебник Ивана III . Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.
Причины создания судебника . Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта.
Например, статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое » - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.
Русская церковь при Иване III
После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы в 1448 году русская церковь стала независимой (автокефальной). В то время как на западных землях Руси. вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского , в Киеве был поставлен свой митрополит. Русскaя прaвoслaвнaя церкoвь рaспaлaсь нa две сaмoстoятельные митрoпoлии - Мoскoвскую и Киевскую. Их oбъединение прoизoйдет пoсле вoссoединения Укрaины с Рoссией.
Внутрицеркoвнaя бoрьбa былa связaнa с пoявлением ересей . В XIV в. в Нoвгoрoде вoзниклa ересь стригольникoв . Нa гoлoве принимaемoгo в мoнaхи выстригaлись крестooбрaзнo вoлoсы. Стригoльники пoлaгaли, чтo верa стaнет крепче, если oнa будет oпирaться нa рaзум.
В кoнце XV в. в Нoвгoрoде, a зaтем в Мoскве рaспрoстрaнилaсь ересь жидовствующих (ее зaчинaтелем считaли еврейскoгo купцa). Еретики oтрицaли влaсть священникoв и требoвaли рaвенствa всех людей. Этo oзнaчaлo, чтo мoнaстыри не имеют прaвa влaдеть землей и крестьянaми.
Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне ) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами .
Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
Конспект урока по Истории России «Боярская дума. Судебник 1497 года».