Детским садам пришлось срочно избавляться от обитателей живых уголков. Живой уголок в детском саду Уголок дом животных в дет сад

1.2. Данные Условия распространяются на коллекции животных, используемых в образовательном процессе. Под коллекцией понимается наличие не менее трех животных одного или разных видов.

1.4. При формировании коллекции животных необходимо помнить, что:

в отличие от зоопарков, животные приобретаются Учреждением исключительно для использования их в образовательном процессе, следовательно, они должны быть доступны для детей и не должны представлять опасности для окружающих;

коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, а значит, она должна быть достаточно разнообразной и интересной;

коллекция животных необходима для предоставления возможности обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях.

1.5. При разработке Учреждением образовательных программ рекомендуется условно выделить три уровня использования животных в образовательном процессе:

начальный - наблюдательный (наблюдения за животными, за манипуляциями с животными, которые производит педагог - чистка, кормление и т. д.);

средний - работа с животными под контролем педагога;

высший - самостоятельная работа с животными.

Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающегося, его знаний, длительности обучения по данной образовательной программе и личных качеств.

1.7. Если в Учреждении предполагается создание экспозиции животных, открытой для свободного посещения людьми, то необходимо тщательно продумать систему безопасности посетителей. Клетки и вольеры оборудовать дополнительными ограждениями - барьерами, рвами, решетками, отжимами и др. В данном случае необходимо пользоваться нормативным документом для зоологических парков, указанным в п. 1.1 настоящих Условий.

II. Помещения для содержания животных

2.1. Помещения для содержания животных должны располагаться на расстоянии не менее 100 метров до жилых кварталов города (поселка, села и т. п.). Размещать помещения для содержания животных непосредственно с внешними оградами Учреждения не рекомендуется.

2.2. Запрещается содержание животных в неисправных, аварийных помещениях. Администрации Учреждения необходимо:

а) обеспечить прочность всех помещений, их внутренних и внешних оград;

б) обеспечить все помещения с животными удобными, прочными, легко запирающимися и легко открывающимися замками, задвижками, защелками и другими изолирующими животных приспособлениями, недоступными как для животных, так и для посетителей.

2.3. Зимние и летние, дневные и ночные помещения для содержания животных рекомендуется сделать смежными и соединить между собой дверями, коридорами и другими перегонными устройствами, чем обеспечить безопасное и свободное перемещение животных.

2.4. Все помещения для содержания животных должны быть обеспечены:

а) осветительной и силовой электропроводкой раздельно. Проводка и все ее составные элементы изолируются и не должны быть доступны животным;

б) водоснабжением . Вода должна быть доступна в течение всего года. Расчет потребности воды производится с учетом потребности в ней животных, периодичности смены воды в водоемах , необходимости проточности воды, санитарных и бытовых нужд помещения. Рекомендуется оборудовать помещения для животных водопроводом (желательно с противопожарными кранами). Трубы, краны, вентили и т. п. не должны быть доступны животным;

в) канализацией (при наличии водопровода - обязательно) с учетом количества сбрасываемых нечистот, отработанной воды и бытовых нужд. Все канализационные устройства не должны быть доступны животным;

г) паровым или водяным отоплением от собственных котельных или городских линий теплопередач с расчетом необходимого температурного режима в помещениях. Все отопительные устройства должны быть изолированы от животных. На случай аварии отопительных систем предусматриваются резервные стационарные или переносные отопительные системы с учетом безопасности их эксплуатации. Все местные котельные установки вне зависимости от типа котлов эксплуатируются по общепринятым нормам и правилам эксплуатации бытовых котельных;

д) приточно - вытяжной вентиляцией . Вентиляционные устройства должны быть бесшумными и изолированными от животных;

е) средствами противопожарной безопасности.

2.5. Для отлова и водворения на место животных, случайно вышедших на свободу, каждое помещение должно быть обеспечено аварийным инвентарем - набором сетей, сачков, комплектом веревок, ремней, транспортными клетками, а в исключительных случаях - пиротехническими средствами, шлангами с брандспойтами, едкими порошками (табак, перец и др.). Место нахождения аварийного инвентаря должно быть четко обозначено. Методы и способы отлова животных выбираются в соответствии с реальной обстановкой на месте производства этих работ. Они должны быть безопасны для всех лиц, принимающих в них участие, в том числе и для животного.

2.6. При выборе для постройки зданий, реконструкции, ремонта необходимо учитывать температурный режим, влажность воздуха, физическую силу животных, необходимость периодического применения едких дезинфицирующих средств.

2.7. Осветительные окна и витражи для естественного света в помещениях с животными рекомендуется располагать на высоте, недоступной животным.

2.9. Ширина и высота дверей для входа и выхода должны обеспечивать свободное прохождение транспортных клеток, ящиков с теми видами животных, для которых предназначено данное помещение.

2.11. Технический осмотр зданий, сооружений, клеток, отопительных, осветительных, водопроводных, вентиляционных и других систем для выявления дефектов, определения прочности, необходимости ремонта и т. п. необходимо проводить систематически, при выявлении дефектов принять меры к их ликвидации.

2.12. Все здания и сооружения при их строительстве, реконструкции, текущем и капитальном ремонте рассчитываются на содержание в них взрослых и полноценных животных тех видов, для которых здание предназначено.

2.13. Конструкции клеток, загонов, вольер и других помещений для содержания животных должны обеспечивать полную безопасность для работы обслуживающего персонала. Обслуживающий персонал должен иметь возможность свободно работать около клеток с животными, не быть стесненным оградами, трубопроводами, порогами, каналами, вентиляционными устройствами и т. п. Полы около клеток с животными должны быть твердыми, ровными и не скользкими.

2.14. Все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам, указанным в разделе IV Условий "Нормы площади и кубатуры помещений для содержания животных" (далее - Нормы). Кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света.

2.15. Все эксплуатируемые запоры, задвижки, замки, страховые цепи, автоматические запирающиеся и закрывающиеся устройства на клетках должны содержаться в полной исправности и чистоте, периодически смазываться, подвергаться профилактическому осмотру, вовремя ремонтироваться и быть недосягаемыми для животных.

2.16. В клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, средних и крупных обезьян и некоторых копытных, рекомендуется соорудить дополнительную секцию (размер секции может быть меньше чем у основной клетки или вольера), соединенную с основной клеткой, для перегона животных на время проведения различных мероприятий по обслуживанию животных. Дополнительная секция изготавливается из того же материала, что и основная клетка или вольер.

2.17. Полы в клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, рекомендуется делать на цементном (бетонном) основании, чтобы избежать возможности подкопа. В некоторых случаях можно использовать естественное покрытие (почву), но тогда необходимо на глубине от 20 до 50 см разместить прочное дно из металлической сетки или решетки.

2.18. Перекрытия во всех видах клеток и вольеров, если они необходимы, должны быть прочными и предотвращать возможность как проникновения внутрь клетки, так и выхода животного из нее. В клетках и вольерах для крупных хищников нельзя оставлять открытой решетчатую часть крыши.

III. Условия содержания различных групп животных

3.1. Беспозвоночные животные содержатся в емкостях, изготовленных из стекла - террариумах, флорариумах, аквариумах, оборудованных надежными крышками, препятствующими самопроизвольному выходу животных. Такого рода емкости удобны для ведения образовательного процесса. В случае массового культивирования некоторых видов (например, сверчков) рекомендуется использовать фанерные ящики. Емкости для животных, обладающих в той или иной степени опасностью для обслуживающего персонала - ядовитость, способность жалить, кусать и т. п., должны быть особо прочными и снабженными запорами, исключающими открытие их посторонними лицами.

3.3. Амфибии содержатся в аквариумах и террариумах, изготовленных из стекла или оргстекла и обеспечивающих достаточный уровень влажности.

3.4. Рептилии содержатся в террариумах или акватеррариумах, изготовленных (в зависимости от объема) из стекла, фанеры, пластика и других материалов. Основные требования: теплоизоляция, хорошая вентиляция, необходимая влажность, надежные крышки, запоры и т. п. Все террариумы для содержания ядовитых змей или ящериц должны быть особенно прочными и обеспечены небьющимися стеклами или обычными утолщенными стеклами с защитными сетками, исключающими проникновение животных через их ячейки, а также запорами, недопускающими открытие террариума посторонними лицами. В помещении, где содержатся ядовитые животные, необходимо иметь аптечку с набором препаратов, противодействующих ядам змей или ящериц тех видов, которые содержатся в данном помещении.

3.5. Птицы содержатся в клетках и вольерах, выполненных из различных материалов. Мелких птиц можно содержать в клетках, выполненных из металлической сетки на деревянном или пластиковом каркасе. Средних и крупных попугаев, обладающих мощными острыми клювами, рекомендуется содержать в клетках и вольерах, выполненных из сварной оцинкованной сетки с размером ячеи 25 x 25 мм. Каркас для вольеры лучше изготавливать из металлического уголка. Вольеры для содержания хищных птиц изготавливаются из деревянного бруса (150 x 150 или 75 x 75 мм) и досок, одна сторона вольера затягивается металлической сеткой с ячеей 25 x 25 или 50 x 50 мм. Полы в клетках делаются сетчатыми (под сетку вставляется поддон), а в вольерах - цементными, асфальтированными, дощатыми или с естественным покрытием (почва, грунт и т. п.).

3.6. Мелкие млекопитающие содержатся в клетках из сварной металлической сетки с размером ячеи 5 x 5, 10 x 10, 5 x 25 мм, в стеклянных емкостях (аквариумах), в стандартных клетках заводского изготовления и других клетках, обеспечивающих невозможность самостоятельного выхода содержащихся в них животных. Клетки рекомендуется устанавливать на стеллажах на расстоянии не менее 20 см от пола. Все пространство пола в помещении для содержания мелких млекопитающих должно быть свободно и доступно для визуального осмотра (на случай бегства животного) и уборки. На входе в помещение рекомендуется оборудовать дополнительную самозакрывающуюся дверцу высотой 60 - 70 см от пола, плотно прилегающую к косяку основной двери, для пресечения проникновения животных, выбравшихся из клеток, в другие помещения в момент открытия основной двери.

3.7. Средние грызуны, зайцеобразные, хищные млекопитающие содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 25 мм и диаметром прута не менее 5 мм, обтянутой металлической сеткой рабицей с диаметром ячеи не более 25 мм. Все деревянные части вольеры обиваются жестью или железом.

3.8. Волки, рыси, леопарды, дикобразы, водосвинки, бобры, росомахи, гепарды и др. содержатся в сварных клетках и вольерах из решеток с расстоянием между прутьями не более 50 мм и диаметром прута не менее 10 мм. Решетку рекомендуется затянуть приваренной металлической сеткой с ячеей не более чем 25 x 25 мм. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.9. Крупные хищники (медведи, львы, тигры) содержатся в цельнометаллических клетках или вольерах. Расстояние между прутьями решетки должно быть не более 75 мм при толщине прутьев не менее 15 мм. Все открытые (доступные для посетителей) части решетки рекомендуется затянуть металлической сеткой с ячеей не более 15 x 15 мм, приваренной к основной решетке. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.10. При проектировании клеток и вольер для содержания моржей, морских львов, тюленей, слонов, бегемотов, носорогов, тапиров, бородавочников, кабанов, козлов, баранов, крупных антилоп, зебр, жирафов, муравьедов, ленивцев, броненосцев рекомендуется обращаться за консультациями в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.11. Олени и другие некрупные копытные содержатся в вольерах, затянутых металлической сеткой рабицей с ячеей не более 50 x 50 мм. Высота ограждения зависит от вида животного и составляет в среднем 3,0 м.

3.12. Кенгуру содержатся в клетках и вольерах из металлической сетки с ячеей не более 50 x 50 мм. Обязательно наличие теплой дополнительной секции или укрытия, особенно в холодное время года.

3.13. Все обезьяны содержатся в клетках и вольерах, выполненных из металлической сетки или решетки. В качестве каркаса можно использовать деревянные бруски сечением не меньше чем 50 x 50 мм или стальные уголки, швеллеры, тавры и двутавры. Стенки вольеров можно сооружать из плотно пригнанных досок, толщиной не менее 20 мм или кирпича. В зависимости от характера и личностных особенностей обезьяны все деревянные конструкции рекомендуется обить жестью или железом. Пол в вольерах рекомендуется делать цементный или деревянный с водостойким покрытием (например, линолеумом), но так, чтобы внутри вольеры не оставалось швов или выступающих краев, потянув за которые можно было бы оторвать данное покрытие. При клеточном содержании обезьян рекомендуется на расстоянии 10 - 30 см от дна клеток устанавливать сетку с ячеей 25 x 25 мм, а на дно ставить поддон с опилками. При содержании средних и крупных обезьян, а также любых взрослых, половозрелых особей необходимо соорудить дополнительную (перегонную) секцию (см. п. 2.16), в зависимости от характера и личностных особенностей обезьян. При сооружении уличных вольер необходимо использовать сварные металлические конструкции (решетки, арматуру и др.) или деревянный брус с водостойкой пропиткой и сечением не менее чем 100 x 100 мм; для всех обезьян (в уличных вольерах) рекомендуется сетка с ячеей не более 25 x 25 мм.

Мелкие обезьяны (игрунковые, мелкие лемуры, мелкие виды мартышек и макак) содержатся в клетках или вольерах, выполненных из сварной металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм.

Средние обезьяны (крупные виды мартышек, макаки, павианы, мандрилы, гамадрилы, молодые гиббоны) содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 50 мм и толщиной прутьев 3 - 5 мм. В некоторых случаях можно использовать металлическую сетку с ячеей 50 x 50 мм. Сооружение каждой конкретной клетки или вольера зависит от размеров и личностных особенностей обезьяны. При проектировании вольеров для содержания крупных видов человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутаны) рекомендуется обращаться в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.14. Если в Учреждении происходит постоянный приток новых животных, то рекомендуется выделить для них отдельное помещение для временной передержки и адаптации, а также для исключения занесения различных заболеваний.

3.15. Если в Учреждении содержится (или планируется содержание) относительно большая коллекция животных разных видов, необходимо обеспечить качественное и регулярное ветеринарное обслуживание.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразова­тельных учреждениях" СанПиН 2.4.2.1178-02,

Правила по технике безопасности при изучении биологии в образовательных учреждениях утвержденные 22.12.1980 г.

1. Уголок живой природы следует размещать в специальном помеще­нии.

2. Комнатные растения должны располагаться на специальных подставках. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и т. д.).

3. В уголке живой природы, расположенном в помещении образовательного учреждения, допустимо содержать аквариумных рыб, черепах, ужей, ящериц, птиц. Кроликов хомяков, морских свинок следует содержать в особом помещении, расположенном вне здания образовательного учреждения или в отдельном помещении учебного здания.

Введение

В последнее время очень актуальным стало экологическое воспитание детей, фундамент для которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте.

Немалую роль играют в этом детские дошкольные учреждения, в которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии.

Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть зооуголок.

В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим.

У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.

Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности.

Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Следует правильно отнестись к подбору животных для детского живого уголка, обустройству помещения, чтобы нахождение в нем было безопасным и комфортным как для детей, так и для их питомцев.

К сожалению, в настоящее время существует мало литературы, посвященной организации живого уголка в дошкольных учреждениях.

Эта книга поможет вам грамотно организовать зоологический уголок в любом дошкольном учреждении.

В ней вы найдете сведения о самых распространенных и интересных домашних питомцах, рекомендуемых для содержания в детских садах.

Она поможет вам грамотно разместить животных в зооуголке, правильно подобрать для них рацион, обеспечить соответствующий уход за ними.

Отдельные главы книги посвящены мерам безопасности при уходе за животными, благотворному влиянию общения с животными на детей, что будет полезно знать каждому человеку, работающему в детских коллективах.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями – в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды – меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах), можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве – ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

Особенности организации зооуголка для детей младшей и старшей групп

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание младших детей.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Их побуждают к самостоятельным наблюдениям, новым открытиям в поведении животных.

Обитатели живого уголка и особенности ухода за ними

Аквариумные рыбки

Самыми подходящими для содержания в живом уголке являются живородящие рыбки – меченосцы, гуппи и платипецилии. Эти рыбки очень просты в содержании, неприхотливы и легко размножаются в неволе.

Меченосец

Родина этой рыбки – Гватемала и Южная Мексика. Длина тела – 6,5-10 см. Самцы зеленоватого цвета с голубым отсветом. Плавники желтоватые, хвостовой плавник имеет длинный ярко-желтый мечевидный вырост, его кайма черная. Меч гибкий, самцы пользуются им для привлечения самки. Самка зеленоватая с оливковой спинкой и белым брюшком, хвостовой плавник округлый, без меча.

Меченосцы бывают красными, черными, в крапинку, золотистыми. Меченосцы так же могут быть гибридами самца меченосца и самки пецилии. В этом случае рыбки наследуют от меченосца внешний вид и строение хвостового плавника, а от самки – окраску тела.

Гуппи

Это самая распространенная аквариумная рыбка. Родина вида – Центр и Южная Америка. Длина тела самки – до 4,5 см, а самцов – 2–3 см. Самка невзрачная, зеленовато-серая. Самцы, напротив, окрашены ярко. На спинном плавнике самца находятся изогнутые лучи. У самцов очень много разных вариантов окраски, расположения пятен. На теле и спинном, хвостовом плавниках расположены черные точки, окруженные желтыми, фиолетовыми и красными пятнами.

Особенно красива золотистая разновидность гуппи.

Самка рождает до 50 мальков, причем в год может принести до 6–7 потомств. Половозрелости они достигают на 4-м году жизни.

Пецилия пятнистая

Родина этой рыбы – Мексика и Гватемала. Длина самки – 5–6 см, самца – 3–3,5 см. Самцы и самки окрашены одинаково. Тело короткое, сжатое с боков. Существует много вариантов окраски: серо-желтые с черным пятном у хвоста, черная, красная, золотистая, в крапинку. Очень красивы черные рыбки с голубыми и золотистыми блестками, красные особи с золотистым отблеском.

В год у платипецилии 6–8 пометов, появляется по 50–60 мальков за один раз. Самку можно не отсаживать, потому что она в отличие от других живородящих рыб не поедает своих мальков. Уход за живородящими рыбками не отличается от ухода за другими рыбками.

Они могут жить в аквариумах разного объема, в которых обязательно должно быть достаточное количество зелени, потому что живородки питаются в том числе и растительной пищей.

Температура должна быть в пределах 18–23 °C, без резких колебаний. Мальков надо кормить с первых дней живой пылью.

Барбус-клоун

Очень интересны для детей будут барбусы. Эти рыбки очень активны, ярко окрашены, за ними интересно наблюдать. Привлекает внимание их стайный образ жизни.

Барбус распространен в странах Азии (Сингапуре, Борнео). Длина тела самца – 9 см, самки – 12 см. По сравнению с другими барбусами тело барбуса-клоуна не слишком высокое, слегка сжатое с боков. Общая окраска буровато-розовая. Чешуйки окантованы перламутровой полоской, поэтому тело рыбки похоже на блестящую сеточку.

На теле барбуса-клоуна 4 овальных темных пятна, отливающих металлическим голубым блеском. Глаз пересекает широкая дымчатая полоса. Все плавники ярко-красные. Самцы заметно мельче самок, стройнее, окраска их более яркая.

Барбусы-клоуны – мирные. В аквариумах держатся в нижних слоях воды, часто роются в грунте. Хорошо уживаются с другими мирными подвижными рыбками.

Основным условием содержания может выступать только размер аквариума (не менее 1 м в длину). Вода предпочтительна мягкая, теплая (28–30 °C). Барбус любит густые заросли водной растительности, умеренное освещение.

Кормить барбусов-клоунов желательно со дна кормом (мотылем, трубочником).

Барбус-клоун легко нерестится при обильном кормлении, половозрелости достигает поздно: самки – в 11–12 месяцев, самцы – в 1,5–2 года.

Барбус огненный

Встречается в Азии (Бенгалии, Ассаме, и некоторых северных штатах Индии). Рыбка имеет средние размеры. Обычная длина тела – 8 см, но отдельные самки могут достигать длины 16 см. Туловище высокое, слегка сжато с боков. Самки и самцы сильно отличаются окраской.

Спинна самца желтая с легким зеленоватым отливом, бока яркие, оранжевые или карминные. На хвосте крупное черное пятно. Плавники янтарные, спинной плавник желтовато-дымчатый.

Окраска самок более однообразна. Тело их желтоватое с легким серебристым оттенком. Плавники тоже желтоватые, хвостовой плавник бесцветный, темное пятно слабо выражено, усов нет.

Выведена форма с вуалевыми плавниками.

Половой диморфизм проявляется после 5–6 месяцев, в более раннем возрасте самцы и самки трудноразличимы.

Барбусы – очень мирные рыбки. Среди других рыб они держатся отдельными стайками.

Вид неприхотлив, этим рыбкам подойдет любой аквариум длиной от 60 см. Рыбки нетребовательны к качеству воды, но предпочитают яркое освещение, температура воды предпочтительна 17–22 °C, но хорошо переносят и более низкие температуры. К корму нетребовательны. Можно кормить любым живым или искусственным кормом.

Разводить этот вид проще, чем остальных барбусов. Рыбки готовы к размножению с 9-месячного возраста. Самца и самочку помещают в нерестилище, длина нерестилища – 30–40 см, уровень воды – 10–15 см, температура – на 2–3 °C выше, чем вода в аквариуме. На дно необходимо поместить сеточку, чтобы обезопасить икру.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Растения должны быть похожи на дерево, траву; неприхотливыми, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус). Всего 4-5 видов по 2-3 экземпляра. Дети могут поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно протирать широкие листья влажной тряпочкой.

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Самый распространенный в дошкольных учреждениях - аквариум с рыбками. Аквариум - это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдение за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.

Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за ними они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за птицами вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики - птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать (только) черепах - болотную и степную. Из многочисленного и разнообразного по составу млекопитающих требованиям подбора отвечают, прежде всего, представители отряда грызунов - хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимися частям тела, характеру движения, издаваемым звукам. Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жучками и бабочками, вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они, начиная, с весны и до поздней осени.

Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые).

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей.

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы - место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

Ксения Зубкова
Живой уголок в детском саду

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить ее из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.

В соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший, средний и старший дошкольный возраст, - она состоит из трех частей. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами - и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы - и начинает постигать многообразие природных объектов. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества.

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы

В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых - родителей, педагогов - в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи - они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым - педагогам, родителям - начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего, с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями - в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды - меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах, можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве - ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако, скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание детей младших групп.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например, сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Работа дошкольников в уголке природы

Что касается растений и ознакомления с ними, то в старшей группе дети знакомятся с новыми комнатными растениями, запоминают их названия, выявляют отличие их строения от уже известных растений.

Большая работа проводится по формированию и закреплению представлений детей о потребности растений в определенных условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Формирование этих представлений, закрепление их в условиях повседневной жизни лучше всего осуществлять посредством проведения несложных опытов.

Опыт с водой. Отбираются растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины и др.). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растений. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения внимания детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже быть в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями.

Дети вместе с воспитателем рассматривают оба растения, сравнивают, выявляют различие в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостает воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).

Опыт с почвой. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой - песок. «Посмотрим,- говорит педагог,- в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева.

Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время наблюдения детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее наблюдение проводится на занятии, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках.

В дальнейшем осуществляется работа по подкормке и пересадке растений и наблюдение за ними.

Опыт со светом. До наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: две - в темноте, одну - на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, воспитатель приглашает детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: желтые и искривленные листья у тех луковиц, которые проросли в темноте (в подвале). В подтверждение этого одну луковицу из тех, что росли в темноте, выставляют на свет, другую оставляют в прежних условиях.

Второе наблюдение проводят, когда луковица с желтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют и третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится занятие, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представления о значении благоприятных условий (света) для роста растений.

Ведутся также систематические наблюдения за состоянием комнатных растений. Детей обучают умению определять растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям и бледным листьям, ухаживать за ними: переставлять на хорошо освещенное место, мыть.

Опыт с ветками (выявление потребности растений в тепле). В зимнее время вносят ветки тополя, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят между рамами. Затем наблюдают за распусканием веток.

Первое наблюдение проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих на подоконнике. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях.

В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Размещение объектов в уголке природы

В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго-восток.

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне.

Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумы ставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

Сезонные изменения в уголке природы, В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки. Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах, наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К, концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов.

Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Свое знакомство с окружающим миром малыши начинают сразу после рождения, но лишь в детсадовском возрасте они подходят к этому процессу осмысленно. В яслях и младшей группе детки начинают , природные явления, учатся бережному отношению к живым существам. Познакомить ребятишек с природой, воспитать любовь к ней, уважение к труду взрослых, любознательность и наблюдательность, поможет уголок природы в детском саду. В нем размещаются комнатные растения, некоторые домашние животные, дидактический материал и предметы по уходу за растениями.

О том, как оформить уголок природы, чтоб он приносил пользу и эстетическое наслаждение, поговорим в этой статье.

Оформление уголка природы в детских садах

Дабы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы, возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя. Тем не менее, несколько рекомендаций по данному вопросу, будут не лишними:

  1. Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе ДОУ или дет. сада, необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.
  2. В числе постоянных обитателей зеленого уголка должны быть комнатные растения. Лучше всего выбирать неприхотливые экземпляры, но в любом случае учитывать особенности их содержания придется. Также не стоит забывать, что растения должны быть абсолютно безопасными, то есть ни о каких ядовитых и колючих представителях флоры и речи быть не может.
  3. Что касается животных, конечно малыши будут в восторге от черепахи, морской свинки, кролика, или хомячка. Кроме того, наличие детсадовских питомцев это прекрасная возможность привить крохам чувство ответственности, помочь им понять, что такое забота и коллективный труд. Но к сожалению, не во всех ДОУ нормами и правилами допускается присутствие братьев наших младших. Перед поселением в группу представители фауны должны быть осмотрены специалистом, а также должно быть получено разрешение с санитарно-эпидемиологической инстанции. Чаще всего обитателями уголка природы становятся рыбки – неприхотливые в уходе, яркие и имеющие уникальную способность расслаблять и успокаивать. Можно попробовать завести попугаев, - это очень яркие, красивые и дружелюбные птицы. Причем самцы хорошо учатся разговаривать. Деткам наверняка понравится ухаживать за этими веселыми певчими птичками.
  4. Помимо животных и растений, уголки природы в детских садах должны быть оснащены сезонным материалом, к примеру, овощами и фруктами или их муляжами, поделками, детскими рисунками, букетами. Весной в живом уголке можно выращивать рассаду.
  5. С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.
  6. Кроме всего вышеперечисленного, в уголке должен присутствовать дидактический материал: это занимательные игры, раскрывающие перед малышами тайны окружающего мира, различные наглядные пособия, альбомы с картинками.

Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдая за животными и растениями, дошкольники получают первые элементарные знания о представителях флоры и фауны, о , а также о природных явлениях.