"Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" - многим знакома эта простая мнемоническая подсказка для запоминания названий падежей русского языка. В программу школы входит изучение шести основных падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного.
Не многие знают, что на самом деле падежей в нашем языке несколько больше. Учёные выделяют ещё 9 в дополнение к имеющимся. Многие из них считаются устаревшими, но мы привычно употребляем их и в современной речи. В этой статье вы прочтёте как о знакомых вам падежах, правилах их употребления и различиях, так и об остальных, и узнаете, куда они подевались в процессе развития языка.
Чему учат в школе
В современном русском языке учёные выделяют 6 падежей. В современной русистике принят так называемый вопросный метод определения падежей, при котором к требуемому слову задаётся вопрос (кто? о ком? чем? и т. д.). В зависимости от этого вопроса и определяется, в каком же падеже использовано существительное.
Этот способ, хоть и достаточно простой для носителя языка, является довольно спорным. В частности потому, что он не позволяет с лёгкостью просклонять имя по падежам, например, иностранцам, изучающим русский, так как опирается на метаязыковую способность поставить правильный вопрос. Человек, не являющийся носителем языка, а только изучающий его, не сразу поймёт, почему, скажем, к существительному «книгой» задаётся вопрос «чем?», а не, скажем, «о чём?». Также этот способ не поможет разграничить падежные формы, к которым задаются одинаковые вопросы. Тем не менее, для школьников-носителей этот способ вполне приемлем.
Вопросы падежей. Как определить падеж вопросным методом?
Различают прямые падежи имён и косвенные. В русском прямой падеж только один - именительный. Хотя некоторые филологи относят и винительный к прямым падежам. Общеупотребительная теория языка на текущий момент с этим пока не согласилась Таким образом, косвенные падежи - все остальные, от родительного до предложного, а также устаревшие падежи.
- Именительный падеж - кто? что? - Котик вышел из комнаты.
- Родительный падеж - (нет) кого? (нет) чего? - преимущественно определяет родство либо принадлежность. Это миска котика.
- Дательный падеж - (дать) кому? (дать) чему? - определяет «получателя» или конечную точку, на которую направлено действие. Дай котику поесть.
- Винительный падеж - (виню) кого? (виню) что? - обозначает объект, с которым производится действие. Я глажу котика.
- Творительный падеж - (творю) кем? (творю) чем? - определяет инструмент, с помощью которого производится действие. Ваза разбита котиком.
- Предложный падеж - (думаю) о ком? (думаю) о чём? - О котике написали книгу.
Утраченные падежи
- Местный падеж (иначе называется «второй предложный») - указывает на место, где находится предмет. Например: (где?) дома, (куда?) домой. Большая часть существительных утратила эту форму, точнее, она слилась с творительным либо предложным падежом. Но есть и существительные, у которых эта форма осталась и используется. Например: «в тени» /ударение на последний слог/, в отличие от «о тени» /ударение на первый слог/.
- Звательный падеж - его мы знаем по таким словам как «Боже», «отче». То есть, характерен он для старорусских и библейских текстов. В современном языке эта форма зачастую выглядит так: «Ань, пойди сюда!», или «Мам, тебя папа зовёт». Что интересно, во многих родственных славянских языках эта форма жива и активно используется. Например, в болгарском: «госпожо, господине»; в украинском: «пане».
- Разделительный (количественно-отделительный) падеж - разновидность родительного. “Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же чаю” - здесь имена «булок» и «чаю» употреблены именно в разделительном падеже. Мы не можем сказать «булки» и «чая», это будет грамматически некорректно. Точно так же: «выпить кефиру» (не «кефира»), «задать перцу» (не «перца»).
- Лишительный падеж - одна из разновидностей винительного. Используется исключительно с отрицанием: «не иметь права» (не «право», как было бы логично просклонять по винительному падежу это слово).
- Ждательный падеж - «ожидать письма», однако «ждать папу». Сейчас этот падеж утрачен, и считается, что с глаголом «ждать», «ожидать» используются существительные как в родительном («письма»), так и в винительном («папу»).
- Превратительный (включительный) падеж - сейчас слит с винительным. Но до сих пор употребляется в таких случаях: «взять в мужья», «выйти в люди», «продвигать в директоры», «годится в солдаты». То есть, это форма, которая отвечает на вопрос, «положенный» винительному падежу, но совпадает с множественным числом именительного.
Таким образом, мы видим, что стандартного вопросного метода определения падежа недостаточно, потому что, например, для винительного падежа ни одного уникального характеризующего вопроса не существует, у предложного падежа тот вопрос, который его характеризует, зависит от предлога перед существительным в предложении, а, например, для звательного падежа вообще никаких вопросов нет.
Падежи и склонения
В русском языке существительные различают по типам склонения - их три. Просклонять существительное можно по родам (женский-мужской: волк-волчица), по числам (единственное-множественное: волк-волки), по падежам (волк-волка-волку и т. д.).
- Существительные 1 склонения. Включают в себя имена женского рода, мужского рода и общего рода, оканчивающиеся на -а/-я в номинативе (И.п.) единственного числа: жена, юноша, слуга;
- Существительные 2 склонения. Включают имена мужского рода и среднего с нулевым окончанием либо оканчивающиеся на -о/-е в номинативе единственного числа: солдат, яблоко, лето, товар;
- Существительные 3 склонения. Включают имена женского рода, оканчивающиеся на -ь в номинативе единственного числа: дочь, речь, ночь.
Существительное будет изменяться по падежам согласно своему типу склонения. Существуют таблицы падежных окончаний для каждого типа склонения.
Падежи других частей речи
Не только существительное, но и другие части речи в русском языке склоняются по падежам. Рассмотрим их вкратце.
Падежи прилагательных
Падеж имени прилагательного соответствует падежу существительного, с которым оно согласовано. Прилагательные тоже должны отвечать на определённые вопросы:
- В именительном падеже - «какой?», «чей?»
- В родительном - «какого?», «чьего?»
- В дательном - «какому?», «чьему?»
- В винительном - «какого?», «чьего?»
- В творительном - «каким?», «чьим?»
- В предложном - «каком?», «чьём?»
Имена числительные тоже склоняются по падежам. Правила к ним применяются такие же, как и к существительным. Но есть одна ошибка, которую допускают очень многие.
Нужно иметь в виду, что при склонении количественных числительных следует изменять все слова и части сложных слов (320 - трёхста двадцати, тремястами двадцатью). Склоняя же порядковые числительные, достаточно изменить только последнее слово (1153 - тысяча сто пятьдесят третьему, тысяча сто пятьдесят третьим).
Падежи местоимений
Последняя часть речи, которая склоняется в русском языке - местоимение. Все местоимения склоняются, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым именем существительным, если оно присутствует или подразумевается.
Не только русский язык имеет сложную падежную систему. Например, в финском языке выделяется 16 падежей, в венгерском - 25 (зато в нём нет ни одного предлога - все предлоги выражены падежными словоформами). А в табасаранском языке существует аж 44 падежа!
Падежи в иностранных языках
Даже в английском существует падежная система, хотя мы и привыкли считать что падежей в английском языке в привычном нам понимании нет. Тем не менее, англичане активно пользуются притяжательным падежом. Образуется он с помощью окончания «-"s»: Mommy"s, cat"s, Polly"s. В русском языке он когда-то тоже был, а сейчас остался только в адъективированном виде - мамин, дочкин.
А ещё в некоторых языках, например, в немецком, существуют падежи глагола. В русском же языке глаголы просто употребляются с предлогами.
Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.
Категория падежа
Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.
Наименование падежа | Вопросы падежей имен существительных | |
Именительный | ||
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | ||
Предложный | О ком? О чем? |
Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.
Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж
Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.
Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.
Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.
Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).
Значения родительного падежа
Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
- вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
- принадлежность: мамина обув ь;
- объект какого-либо действия: кипячение воды ;
- отношения определения: красота полей .
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
- обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
- употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .
Значения дательного и винительного падежей
Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).
Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .
Творительный и предложный падежи
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
- орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
- субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
- входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.
Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
- тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
- временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
- используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.
Склонение существительных
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.
Склонение существительных единственного числа
Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.
Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.
Первое склонение
Твердый тип | Мягкий тип | ||
Именительный | Провокаци-я |
||
Родительный | Провокаци-и |
||
Дательный | Провокаци-и |
||
Винительный | Провокаци-ю |
||
Творительный | Провокаци-ей |
||
Предложный | О првокаци-и |
Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.
Второе склонение
Мужской род | Средний род |
||||
Твердый тип | Твердый тип | Мягкий тип | |||
Именительный | |||||
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.
Третье склонение
Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.
Склонение существительных множественного числа
Разберем падежи имен существительных множественного числа.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|||
Твердый тип | Мягкий тип | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Кастрюли | ||||
Родительный | Кастрюль | ||||
Дательный | Картинам | Кастрюлям | |||
Винительный | Кастрюли | ||||
Творительный | Картинами | Кастрюлями | Бараками | ||
Предложный | О картинах | О кастрюлях | О бараках |
Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.
Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.
Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).
Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.
Разносклоняемые существительные
В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .
Единственное число | Множественное число |
|||
Именительный | стремена | |||
Родительный | стремени | |||
Дательный | стремени | стременам | ||
Винительный | стремена | |||
Творительный | стременем | стременами | ||
Предложный | о стремени | о стременах |
Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.
Неизменяемые существительные
Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).
Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:
1. Пешеходы спешили по новому шоссе.
2. Проложены новые шоссе.
В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).
Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .
В русском языке всего шесть падежей:
- Именительный;
- Родительный;
- Дательный;
- Винительный;
- Творительный;
- Предложный.
Для чего же необходимо знать, как определить падеж? Определение падежа помогает проставить правильное окончание слова, следовательно, избежать грамматических ошибок. Как определить падеж существительного, местоимения, прилагательного или числительного быстро и безошибочно?
Существуют специальные падежные вопросы, с их помощью и определяют принадлежность частей речи к тому или иному падежу.
Падежные вопросы
Именительный: кто?, что? (рыба, бочка);
Родительный: кого?, чего? (рыбы, бочки);
Дательный: кому?, чему? (рыбе, бочке);
Винительный: кого?, что? (рыбу, бочку);
Творительный: кем?, чем? (рыбой, бочкой);
Предложный: о ком?, о чем? (о рыбе, о бочке).
Для правильного определения падежа следует запомнить вышеперечисленные вопросы, по два на каждый падеж. Но есть маленькая хитрость: вместо двенадцати можно запомнить всего шесть простых слов, которые помогут не только определить падеж, но и вспомнить падежные вопросы.
Определение падежа у разных слов
Как правильно определить падеж с помощью вспомогательных слов?
Есть рыба (кто, что) - именительный;
Нет рыбы (кого, чего) - родительный;
Дам рыбе (кому, чему) - дательный;
Вижу рыбу (кого, что) - винительный;
Доволен рыбой (кем, чем) - творительный;
Думаю о рыбе (о ком, о чем) - предложный.
Для примера рассмотрим предложение: "Рыба не влезла в бочку." В этом предложении два существительных: рыба, бочку. Подставляем вспомогательные слова: есть (кто, что) рыба - именительный падеж; вижу (кого, что) бочку - винительный падеж.
Подставляя к слову нужный вопрос, можно определить и падеж местоимений. Примеры: ей не дали билет. Ей (кому, чему) - дательный падеж. Все время думаю о нем. О нем (о ком, о чем) - предложный падеж.
Если возникают затруднения, то можно заменить местоимение подходящим по смыслу существительным: все время думаю о сыне. О сыне (о ком) - предложный падеж.
Когда уже понятно, как определить падеж у местоимений и существительных, можно рассмотреть числительные и прилагательные.
Как определить падеж прилагательного и числительного? Прилагательные и числительные имеют тот же падеж, как и существительные, к которым они относятся.
Например:
Плывет большая рыба. Большая рыба (кто, что) - именительный падеж.
Иду на первую встречу. Первую встречу (кого, что) - винительный падеж.
Если существительное в предложении опущено, то падеж можно определить, подставив подходящее по смыслу слово:
Идет самая красивая. Красивая (девушка) - кто, что - именительный падеж.
После десятого все закроют. Десятого (числа) - кого, чего - родительный падеж.
Если хорошо усвоить вышеизложенный материал, то вопрос о том, как определить падеж числительного, прилагательного, местоимения или существительного, больше у вас не возникнет.
Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно. На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение . Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.
Вконтакте
Определение
Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами . С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:
- Мы, радость, принять, он, коллектив.
- Мы с радостью приняли его в коллектив.
В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью .
Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15 . Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.
Основные виды
Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.
У некоторых падежей вопросы совпадают , и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.
Какие бывают основные падежи в русском языке.
Именительный
Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:
- вопросы кто? — мама. Что? — рама ;
- вспомогательное выражение «есть»;
- встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
- множественном: -ы, -и, -а, -я.
- Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
- Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).
Родительный
Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:
- можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца ;
- употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
- окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
- во множественном: -ов, -ев, -ей.
- После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
- Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).
Дательный
Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:
- определяет последнюю точку действия;
- «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
- предлоги: по, к;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
- во множественном: -ам, -ям.
- Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
- Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).
Винительный
Называет объект действия:
- «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
- предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
- окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
- во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
- Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
- А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).
Творительный
Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:
- «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
- употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
- окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
- во множественном: -ами, -ями.
- Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
- С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).
Предложный
Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:
- чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
- «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
- множественное число: -ах, -я.
- Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
- При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).
Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:
- Ирина
- Родила
- Девчонку,
- Велела
- Тащить
- Пеленку.
Таблица — падежи.
Дополнительные разновидности падежных форм
- Звательный . К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
- Местный . Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
- Разделительный. Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.
- Счетный. Используется с числительными . Пример: четыре шара, два шкафа.
- Отложительный. Указывает начальную точку передвижения . Пример: из саду, из дому.
- Лишительный. Для отрицания глаголов . Пример: не может пойти, не готов попрощаться.
- Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным . Пример: чашка чаю.
- Ждательный. Пример: ждать товарища.
- Превратительный (включительный). Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.
Склонение существительных
Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».
Склонение существительных, таблица.
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | ||
Жен. род | Муж. род | Муж. род | Ср. род | Жен. род | |
Именительный | Дорога | Папа
Костя | Арбузÿ | Жито
Море | Сольÿ |
Родительный | Дороги | Папы
Кости | Арбуза
Корня | Жита
Моря | Соли
Грани |
Дательный | Дороге | Папе
Косте | Арбузу
Корню | Житу
Морю | Соли
Грани |
Винительный | Дорогу | Папу
Костю | Арбузÿ | Жито
Море | Сольÿ |
Творительный | Дорогой
Аней | Папой
Костей | Арбузом
Корнем | Житом
Морем | Солью
Гранью |
Предложный | О дороге
Об Ане | О папе
О Косте | Об арбузе
О корне | О жите
О море | О соли
О грани |
Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.
Падежи и вопросы
Падеж и вспомогательное слово | Предлоги | Окончания по числам | |||||
Ед. ч. | |||||||
III скл. | |||||||
Именительный | Кто? (отец). Что? (телефон) | Отец всегда много читал. Телефон звонил по несколько раз на день. | Без предлогов | -а, -я | -, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) | Родителей на кухне не было. Пришлось рисовать без вдохновения. | Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после | -ы, -и | -а, -я | -и | -ов, -, ев, -ей |
Дательный | Кому? (котенку). Чему? (потолку) | Маша налила котенку молочка. К потолку крепились гирлянды. | По, к | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Кого? (друга). Что? (дом) | Мы позвали друга с собой. Переезд в новый дом не радовал. | Через, за, в, на, про | -у, -ю | -о, -е | — | -, -и, -ы, -а, -я |
Творительный (любуюсь) | Кем? (художником). Чем? (творением) | Она всегда мечтала стать художником. Уже пятый час Катя любовалась своим творением. | Под, за, перед, с, над | -ой/ою, -ей/ею | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) | О Маше мы даже не вспомнили. Мама давно думала об этом путешествии. | Об, в, о, при, на | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -я |
Как легко выучить падежи
Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного
Заключение
Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы. Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами . Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.
Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя - категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.
Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни - др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона - в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).
Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.
Русское название падежа | Латинское название падежа | Вопросы | Предлоги | Окончание | |||
Единственное число | Множественное число | ||||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||||
Именительный | Номинатив | Кто? Что? (есть) | --- --- | -а, -я | ---, -о, -е | --- | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Генитив | Кого? Чего? (нет) | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | ---, -ов, -ев, -ей |
Дательный | Датив | Кому? Чему? (дам) | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Аккузатив | Кого? Что? (вижу) | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | --- | ---, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | Инструментатив | Кем? Чем? (горжусь) | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | Препозитив | О ком? О чем? (думаю) | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды (Зализняк) выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)
Именительный падеж - кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.
Родительный падеж - нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
Предложный падеж - думать о ком, о чём
Второй предложный падеж , или местный падеж - оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й, являются, видимо, наречиями.
Звательный падеж - по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка - человече, врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.
Количественно-отделительный падеж - разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход).
Лишительный падеж - вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).
Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.
Превратительный падеж или включительный падеж - отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т. п.
Счётный падеж - несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.