Восточный лунный календарь. Лунные календари на востоке презентация к уроку 60 летний животный цикл

Китайский или восточный календарь

Обратимся к истории возникновения китайского гороскопа, а именно к китайской астрологии.

Из истории

Китайская астрология, несомненно, является самым старым последовательным методом гадания в мире - она возникла за семнадцать веков до Библии. Он повлиял и даже регулировал жизнь бесчисленных поколений на Дальнем Востоке с незапамятных времен.Вопреки тому, что можно было бы подумать, прогресс современной науки во всех областях не запятнал ее образ как уважаемый путеводитель по человеческой судьбе и самопознанию. На самом деле, восточные азиаты больше не являются единственными людьми, которые прибегают к китайской астрологии;

Все больше людей в промышленно развитом, рационалистическом западном мире, и особенно в Соединенных Штатах, пробуждается и интересуется этой системой гаданий, которая укоренилась в одной из самых престижных известных цивилизаций.

Самое главное происхождение восточной астрологии окутано дымкой древних времен. Никто не может точно сказать, когда и при каких условиях этот метод гадания пришел в действие. Известно, однако, что китайская астрология в той или иной форме широко практикуется на Востоке с 40-го века до нашей эры и особенно со времен китайских императоров Фу Си (2953-2838 до н.э.) и Шен Нунга (родился в 28 веке ДО НАШЕЙ ЭРЫ).

Эта дисциплина была кодифицирована Та Нао, умелым служителем императора Хуан Ти (родилась около 2704 г. до н.э.), чье правление началось в 2697 году до нашей эры. Он был официально утвержден в 2637 году до нашей эры.

Его официальная инаугурация, среди других исторических событий, была разработана для празднования шестидесятой годовщины присоединения популярного Императора к трону. И в последующие сорок шесть столетий он использовался как канон всех государственных дел в Китае.
Восточный календарь относится к какому-либо официальному и гражданскому календарю, широко используемому в Китае.

Официальный китайский календарь

В Китае официальный календарь (также солнечный календарь) - это григорианский календарь, используемый для общественных и деловых отношений. Например, некоторые китайские праздничные дни, включая День труда Китая, Национальный день,

День женщин, День защиты детей, Юбилей основания Коммунистической партии Китая, День армии Народно-освободительной армии Китая … связаны с григорианским календарем.

Гражданский календарь Китая относится к люнисолярному календарю. Он широко используется в повседневной жизни китайского народа. Лунный календарь имеет связи с четырьмя сезонами, некоторые традиционные китайские фестивали, Солнечные условия (календарь из двадцати четырех периодов и климат для управления сельскохозяйственными механизмами в Китае), Пять элементов (металл, дерево, и ), а также китайский зодиак. Вы можете легко обнаружить, что многие китайские фестивали, такие как Праздник Весны (Китайский Новый год), День поджигания гробниц, Праздник лодок-драконов и Праздник середины осени, рассчитаны в соответствии с китайским лунным календарем.

Кроме того, календарь популярен среди китайцев для выбора счастливых дней и часов для особых случаев, таких как свадьба, помолвка, похороны, переселение жильцов, путешествия и многое другое. Это помогает людям легко планировать свой график и в ранние сроки. Фестиваль лодок-драконов и Фестиваль середины осени рассчитаны в соответствии с китайским лунным календарем. Кроме того, календарь популярен среди китайцев для выбора счастливых дней и часов для особых случаев, таких как свадьба, помолвка, похороны, переселение жильцов, путешествия и многое другое. Это помогает людям легко планировать свой график и в ранние сроки.

Китайские праздники

Ниже приведены некоторые важные китайские праздники со значениями и точными датами:

Каникулы Праздники 2017 2018
День нового года Празднование Нового года 1 января 1 января
Канун китайской весны За день до праздника Весны: семейный сбор для ужина, уборка и декорирование домов, установка фейерверков и т. д 27 января 15 февраля
Праздник китайской весны Сбор и празднование семьи в течение 3-15 дней в ознаменование китайского Нового года 28 января 16 февраль
Фестиваль китайских фонариков Просмотр фонарей и фейерверков, гадание загадок фонаря 11 февраля 2 марта
Фестиваль Цинмин День День воспоминаний -чтобы пожертвовать предками, подметать гробницы умерших родственников и отправиться в путешествие 4 апреля 5 апреля
Первое мая День для трудящихся во всем мире 1 мая 1 мая
Парад Лодок в честь смерти знаменитого китайского поэта Цюй Юань: Еда на и лодочные гонки на драконах и т. д 39 мая 18 июня
Двойной Седьмой Фестиваль День святого Валентина 28 августа 17 августа
Призрачный фестиваль Члены семьи предлагают молитву своим умершим родственникам 17 августа 25 августа
Праздник середины осени Сбор семьи, чтобы съесть лунные пироги и оценить яркую полнолуние 4 октября 24 сентября
Национальный день Празднование основания Китайской Народной Республики 1 октября 1 октября
Двойной девятый фестиваль (фестиваль Чонъян) День китайского старшего тренера 28 октября 17 октября
Зимнее солнцестояние Едят пельмени и шарики сладкого супа 21 декабря 22 декабря
Фестиваль Лаба Едят рисовую кашу Лаба 24 января 13 января

Таблица: Восточный гороскоп по году рождения

Примечание: Цвет показывает определенную стихию года, окрашиваемого в тот или иной знак: сиреневый - это Металл, голубой - это Вода, зеленый - это Дерево, розовый - это Огонь, желтый - это Земля.

24 солнечных условий периода в восточном календаре

24 солнечных условия - важный вид календаря в Китае, представляющий сезонные изменения и тесно связанные с сельскохозяйственной деятельностью. Ниже приведены некоторые важные солнечные термины, обозначающие начало сезонов и изменений климата.

Самые яркие дни из двадцати четырех солнечных периодов в китайском календаре:

Солнечные условия Дата 2017 Дата смысла
Начало весны 4 февраля 3 февраля Начинается весна.
Весеннее равноденствие 20 марта 20 марта День и ночь одинаково длинны.
Чистая яркость 4 апреля 4 апреля теплый и яркий день
Начало лета 5 мая 5 мая Лето начинается.
Летнее солнцестояние 21 июня 21 июня Самое длинное дневное время года.
Начало осени 7 августа 7 августа Осень начинается.
Конец тепла 23 августа 23 августа Горячее лето подходит к концу.
Осеннее равноденствие 22 сентября 23 сентября Средняя точка для осеннего сезона.
Начало зимы 7 ноября 7 ноября Зима начинается.
Легкий снег 22 ноября 22 ноября Начинается первый снег.
Снегопад 7 декабря 7 декабря Снег начинает сильно засыпать.
Зимнее солнцестояние 21 декабря 22 декабря короткий дневной год.
Малый холод 6 января 2017 года 5 января 2018 года наступление стойких холодов- мороз
Большой холод 20 января 2017 года 20 января 2018 года Это самое холодное время года.

Традиционный корейский календарь базируется на лунном календаре . Но фактически Корея использует два календаря - Солнечный и Лунный. Кстати многие корейцы отмечают день рождения по лунному календарю.

Лунный календарь был заимствован корейцами из Китая, он до сих пор используется и в других странах Азии, таких как Вьетнам, Монголия и Япония.


Китайский календарь был составлен во времена полу-легендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему. Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний цикл Юпитера и 30-летний цикл Сатурна. Наиболее важным для древних народов всегда считался 12-летний цикл Юпитера. Они верили, что эта планета приносит блага и добродетели. За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. В от почему для корейцев так важен юбилей 60 лет . Считается, что к 60-ти годам человек завершает первый зодиакальный цикл. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла(золота), воды, земли.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части название определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерианский 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в определенный год, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

Но вернемся к лунному календарю. Лунные сутки - это время от каждого восхода и захода Луны, кроме первых лунных суток, которые начинаются в момент новолуния. В восточном календаре новолунием является не момент появления "молодого" полумесяца, а момент, когда Луна полностью "темная". Именно поэтому первые лунные сутки могут быть очень короткими, они заканчиваются в тот момент времени, когда серп луны становится виден на небе.

Лунный месяц определяется сменой фаз луны и составляет примерно 29,5 обычных суток. Поэтому лунные месяцы короче стандартных календарных и содержат 29 или 30 лунных суток. Тридцатые лунные сутки так же, как и первые могут быть короткими, так как они завершаются не в ближайший восход, а в момент новой Луны.

В восточном лунном календаре год состоит из 12 месяцев, каждый месяц имет порядковый номер и свое название («первая луна», «вторая луна», «третья луна», «десятая луна» и тд). Лунный год длится 354 дня, а солнечный год - 365,4 суток. Поэтому люди, пользовавшиеся Лунным календарем, очень скоро обнаружили, что календарь не совпадает с фактическими временами года, и каждые несколько лет вынуждены были вводить дополнительный месяц, или «луну», чтобы официальная зима приходила вместе с холодами, а лето – с жарой. Так появился 13-й високосный месяц, чтобы лунный и солнечный китайский календарь соответствовали друг другу. Он наступает через каждые 33 месяца и в Корее называется 윤달 (юндаль) .

при растущей Луне кожа легче воспринимает все необходимые ей вещества. В это время питательные и увлажняющие кремы и маски наиболее эффективны.

Восточный календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Она основана на астрономических циклах Солнца , Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили , что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы — дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

В Китае календарь был священным документом , поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора , Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

7. Восточный (китайский) календарь

Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.
Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.
За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).
Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).
Небесные ветви (непереводимо):

Jia Ji
Yi Geng
Bing Xin
Ding Ren
Wu Gui

Земные побеги и соответстующие знаки Зодиака:

zi крыса Wu лошадь
chou бык Wei овца
yin тигр Shen обезьяна
mao заяц, кролик You петух
chen дракон xu собака
si змея Hai свинья

Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию.
Китайский календарь, как и иудейский, – комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего:
- Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13.
- Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней.
Новолуние – первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском.
Номера месяцев определяются следующим образом: Определяется дата, когда долгота солнца кратна 30 градусам (0 – весеннее равноденствие, 90 – летнее солнцестояние, 180 – осеннее равноденствие и 270 – зимнее солнцестояние) Эти даты называются основными периодами (Principal Terms) и используются для определения номера месяца:

Основной период Долгота солнца (градусов)
1 330
2 0
3 30
...
12 300

Каждый месяц получает номер основного периода для этого месяца. В случаях когда месяц содержит два периода – нумерация сдвигается. Например, месяц содержит период 1 и 2 будет нумерован 1, а следующий 2. Период 11 (зимнее солнцестояние) всегда приходится на 11 месяц.
Для определения високосного годя, имеющего 13 месяцев, вычисляется число новолуний между 11-ым месяцем года и 11 месяцем следующего года. Если в интервал попадает 12 полных месяцев - это високосный год. В этом случае, по крайней мере, один месяц не будет содержать главного периода. Первый из таких месяцев и объявляется високосным. Он нумеруется таким же номером как предыдущий, но с уточнением, что это дополнительный месяц.
Все астрономические вычисления проводятся для 120 меридиана восточной долготы. Это примерно соответствует восточному побережью Китая.

7.1. Начало года

В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии Новый год всегда в промежутке между 21 января и 20 февраля.

7.2. Летоисчисление

Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.
Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. Перед революцией, Сун Ят-сен (Sun Yat-sen) решил установить республиканскую альтернативу имперским эрам правления. В соответствии с китайской традицией, первый год правления Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.

7.3. История китайского календаря

В Китае календарь был священным документом, поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.
Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.
С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.
Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора,
Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.
Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.
Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

7.4. Какой сейчас год по китайскому календарю?

Текущий цикл начался 2 февраля 1984 г (китайский год 4693). Эта дата бинг-юин в 60-дневном цикле, и месяц гуи-чоу в 60-месячном цикле.

7.5. Японский календарь

Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Параллельно им счет идет также и по "10 земным побегам" (дзиккан) - старшим и младшим символам природных элементов (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода):

Год Животные (дзюниси) Элементы (дзиккан) Название года
1 Нэ (Мышь) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Нэ
2 Уси (Бык) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-Уси
3 Тора (Тигр) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Тора
4 У (Заяц) Хи-но-То (Младший Огонь) Хи-но-То-У
5 Тацу (Дракон) Цути-но-Э (Старшая Земля) Цути-но-Э-Тацу
6 Ми (Змея) Цути-но-То (Младшая Земля) Цути-но-То-Ми
7 Ума (Лошадь) Ка-но-Э (Старшее Золото) Ка-но-Э-Ума
8 Хицудзи (Овца) Ка-но-То (Младшее Золото) Ка-но-То-Хицудзи
9 Сару (Обезьяна) Мидзу-но-Э (Старшая Вода) Мидзу-но-Э-Сару
10 Тори (Петух) Мидзу-но-То (Младшая Вода) Мидзу-но-То-Тори
11 Ину (Собака) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Ину
12 И (Кабан) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-И
13 Нэ (Крыса) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Нэ

7.5.1. Летоисчисление

Это также китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждает девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считается первым годом нового правления, и с него начинается новая эпоха - период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.
Эпоха "Хэйсэй" (Мир и Спокойствие), как и правление императора Акихито, началась в 1989 году. Соответственно, 2000 год - 12 год эпохи Хэйсэй.
Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. - легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.
Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.

Небо - великий календарь. Способность читать небесный календарь всегда была буквально вопросом жизни и смерти. Большинство всех календарей при их создании привязывалось к движениям планет Солнечной системы, совместным положениям Луны, Земли и Солнца.

С 2637 года до н.э. ведется начало китайского или восточного календаря, где годы объединены в циклы продолжительностью в 60 лет. Его главные пять стихий - небесных ветвей - появились около 2700 лет до н.э., а позже к ним добавились земные ветви - названия животных - 12 знаков Зодиака. Летоисчисление по циклическим таблицам начиналось с момента, когда день зимнего солнцестояния совпадал с новолунием и Солнце, Луна и все пять планет были одновременно видны в одной стороне неба - день ШАНЮАНЬ , .

Восточный календарь из Китая проник в Японию, Монголию, другие страны, став частью культуры многих европейских стран, а также России.

Шестидесятилетний календарь построен как бесконечный круговорот пяти первоэлементов. Смены стихий 10-летнего цикла сопровождаются изменениями погодных условий и энергии. И система знаков Зодиака восточного календаря (мышь, бык, тигр и т.п.) связана с 12-летним циклом природных явлений и движением небесных тел.

На основе многовековых наблюдений китайских, а позже и японских мыслителей возникли представления о том, что люди, родившиеся в год того или иного знака Зодиака, стихии, обладают особыми чертами поведения, а тот или иной период восточного календаря характерен своими социальными процессами. Так, пяти стихиям в известной «Книге перемен» отвечали пять функциональных уровней психики: низшая душа; стремление; высшая душа; рассудок; разум. При этом в семантику Ян входили понятия знание, притяжение, оформление; Инь - незнание, отталкивание, неоформленность , , .

По мнению древних китайских натурфилософов, мир состоит из пяти первоэлементов - пяти стихий, связанных с пятью планетами. Им отвечают пять явлений природы (ветер, холод, жара, свет, дождь); частей света, цветов, органов тела человека, пять звуков и пять добродетелей. Например: стихии дерева отвечает Юпитер, синий цвет; жара, весна, селезенка, восток, человечность , звук цзюе. Стихии огня - Марс, красный цвет; лето, легкие, юг, знание, воспитанность , звук чжи , , . В европейском календаре годам стихии «дерева» соответствуют годы, оканчивающиеся на 4 и 5 (1904, 1905; 1914, 1925 и т.д.).

В Китае применялся особый способ для обозначения возраста человека - название года стихии и знака Зодиака 60-летнего цикла. Причем, праздновался год рождения, а не конкретная дата. И как раньше старались скрывать истинное имя, чтобы враг не воспользовался им во зло, так и истинную дату рождения некоторые китайцы скрывают по той же причине.

И по китайской, и по японской философии считалось, что родившийся в определенный год человек должен иметь одно из пяти врожденных свойств и ряд характерных качеств; жизнь человека с момента рождения зависит от сочетания в его организме пропорций «пяти стихий» и Ян - Инь. И брак считался невозможным или, напротив, счастливым, если молодые родились в соответствующие периоды , . Система знаков Зодиака и стихий восточного календаря глубоко проникла в представления японцев, по которым люди, родившиеся в год того или иного знака Зодиака, стихии, обладают особыми чертами поведения .

И, современная политика, экономика Китая планируется с учетом 60-летнего календаря, цикличности изменений в природе и сопряженных с этим изменений в обществе. В китайскую, тибетскую медицину, в книги, посвященные регуляции семейных отношений, органично вошли многовековые наблюдения, отражающие биоритмику человека и ритмы природы, астрономические циклы.

Анализ данных энциклопедий и сведений о нобелевских лауреатах позволил исследователям обнаружить различия в креативности в связи с годом рождения по 12-му циклу восточного календаря , .

Исследования показали, что смена фаз Луны, изменения в совместном положении планет Солнечной системы отражаются на величине потока солнечной радиации. Луна является основным помощником в распределении солнечной энергии по поверхности Земли, регулятором космического и галактического излучений, электромагнитных полей, гравитационных возмущений в пределах Солнечной системы и на Земле , , , , . Выяснилось, что многолетняя повторяемость в движении Луны тесно связана с погодой на Земле, циклами роста рыбных ресурсов и другими процессами. Эти закономерности используются при долгосрочном прогнозировании погоды .

Приведенный анализ литературы позволил выдвинуть следующую гипотезу: а). в основе циклов Восточного календаря лежат ритмы астрономических явлений и обусловленные ими ритмическая изменчивость ведущих погодных факторов; б) циклическая вариативность погодных условий должна сказываться на темпах роста и развития зародышевых листков, формировании индивидуальности человека и текущих психофизиологических процессах. Для подтверждения первой части гипотезы мною были изучены и проанализированы все астрономические календари и ежегодники с конца XIX века по 2004 год, другие источники. Важнейшие сведения были найдены в переменной части астрономических ежегодников. В разделе под названием «Астрономические явления» указаны даты соединения планет с Луной и Солнцем. Из этих сведений были обработаны те, что приходились на новолуния, когда на одной линии оказываются Земля, Луна, планета и Солнце. В такие периоды погода на Земле испытывает наибольшее и достаточно протяженное во времени возмущение.

Математическая обработка показала циклическую повторяемость численности соединений планет с Луной и Солнцем. А именно: среднегодовые показатели числа соединений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна с Солнцем или Луной в период новолуний в разные годы 10-летнего, 12-летнего циклов по Восточному календарю достоверно различаются, p ≤0,05÷0,005. С учетом многовековой и тысячелетней стабильности движения планет Солнечной системы, выявленные различия должны быть значимыми на очень высоком уровне. Мною были подсчитаны усредненные также показатели космической и региональной (по Санкт-Петербургу) погоды: потенциал приливообразующей силы Луны и Солнца - G , солнечной активности по числам Вольфа - W , межпланетного магнитного поля - ММП , температуры и осадков. Как оказалось, конкретному периоду по Восточному календарю, знаку Зодиака или стихии, отвечает определенное сочетание показателей соединений планет; индексов космической и региональной погоды.

Рис.1. Вариации числа соединений четырех планет с Луной в дни новолуний для 10-летнего цикла восточного календаря. По ординате - число соединений, по абсциссе - годы стихий восточного календаря: 0,1 - металла; 2,3 - воды; 4,5 - дерева; 6,7 - огня; 8,9 - земли. Условные обозначения: СтЛ, ЮпЛ, МрсЛ, ВнЛ - число соединений Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры с Луной в дни новолуний.

Рис.2. Вариации суммарного числа соединений Луны и пяти планет в дни новолуний для 10-летнего цикла восточного календаря (ССЛ). По ординате - число соединений, по абсциссе - годы стихий восточного календаря: 0,1 - металла; 2,3 - воды; 4,5 - дерева; 6,7 - огня; 8,9 - земли.

Рис. 3.Вариации числа соединений планет с Луной в дни новолуний для 12-летнего цикла восточного календаря. По ординате - число соединений, по абсциссе - годы знаков Зодиака Восточного календаря. Условные обозначения: СтЛ, ЮпЛ, МрсЛ, ВнЛ - число соединений Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры с Луной в дни новолуний.

Рис. 4. Вариации суммарного числа соединений - ССЛ пяти планет с Луной в дни новолуний для 12-летнего цикла восточного календаря. По ординате - число соединений, по абсциссе - годы знаков Зодиака Восточного календаря.

Рис.5. Вариации усредненных значений индексов приливной силы G, солнечной активности W, межпланетного магнитного поля ММП и их сочетаний для 10-летнего цикла стихий Восточного календаря. Значения индекса ММП увеличены в 1000 раз.

Рис.6. Вариации средних показателей температуры и осадков по Санкт-Петербургу для 10-го цикла. Примечание: температура в десятых долях градуса Цельсия, осадки в десятых долях миллиметра.

Рис.7.Вариации усредненных значений индексов приливной силы G, солнечной активности W, межпланетного магнитного поля ММП и их сочетаний для 12-летнего цикла стихий Восточного календаря. По ординате значения геокосмических индексов, для ММП они увеличены в 1000 раз; по абсциссе - годы 12-летнего цикла.

Известно, что факторы, с которыми в предшествующих генерациях организм сталкивался, повторяющаяся периодичность геофизических процессов отразились в генотипической памяти, закрепились в эволюционной программе развития живых организмов , . Логично предположить, что и повторяемость погоды на Земле в связи с планетными констелляциями зафиксировалась в ходе эволюции в генетической памяти живых организмов. Гравитационные флуктуации могут служить информационным сигналом для живых систем о масштабной и долговременной перспективе погодных изменений. В этом, очевидно, проявляется опережающее отражение действительности живыми системами по П.К.Анохину на клеточном уровне.

Следовательно, численность соединений планет с Луной и Солнцем может использоваться как особый астрономический индекс (реальная картина астрономических событий намного сложнее). Использование данного индекса мною в многолетних комплексных исследованиях ряда психофизиологических показателей человека на большой выборке, показало его эффективность. Выявлены многочисленные корреляционные зависимости между показателями индивидуальности человека (конституциональные, функциональной асимметрии мозга, особенностей темперамента, мотивации и др.) и индексами космической и региональной погоды, индексами численности соединений планет с Солнцем или с Луной в дни новолуний. Их максимальное число и выраженность отвечают десятилетнему циклу. Неслучайно, ему уделяется большее внимание в китайском календаре, он первичен по отношению к 12-летнему циклу . Сказанное иллюстрируют рисунки для показателей конституциональных особенностей и функциональной асимметрии мозга.

Рис.8. Сопряженность численности русоволосых мужчин (Рус), в %, с динамикой индекса МркС для года рождения по 12-му циклу; r=-0,708. Примечание: МркС - число соединений Меркурия с Солнцем, увеличено в 10 раз.

Рис.9. Сопряженность численности зеленоглазых женщин (Зел ж), в %, и динамики индекса числа соединений Сатурна с Солнцем (СтС) для года рождения по 10-му циклу; r=-0,76. Примечание: значения СтС увеличены в 50 раз.

Рис.10. Относительное различие численности «правых» и «левых» (П-Л), в %, в сравнении с общим числом исследованных мужчин для данного периода, по пробам: палец - (П-Л)п и pука - (П-Л)р. Чем меньше показатель (П-Л)п, тем выше эмоциональность; чем ниже показатель (П-Л)р, тем труднее человек переносит стресс.

Рис.11. Относительное различие численности «правых» и «левых», %, в сравнении с общим числом исследованных женщин для данного периода, по пробам: палец и рука.

Сходные проявления имеются и для показателей акустического алфавита (частота вокальной гласной А для разных эмоций), а также для музыкального мышления - численности сочинений в 24-х ладотональностях , .

Замечено, что чем больше рассматриваемый период, тем выше размах амплитуды исследуемых признаков. Поэтому изменчивость показателей в связи с годом рождения может перекрывать изменения в связи с месяцем рождения и зачатия. Полученные мною данные косвенно подтверждают существование планетарных типов, открытых М.Гокленом .