Вощение деревянных изделий. Воск для дерева: составы для пола. Самостоятельное приготовление и обработка восковыми мастиками и масляными составами. Где можно применять

Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.

Натуральный пчелиный или растительный воск 1) безвреден для здоровья, 2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком, 4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза, 5) имеет превосходный запах.

Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой . Простейшая пропитка — растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.

На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.

Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:

100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.

После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:
Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.

На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:

Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.

Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.

Помимо пчелиного воска часто используют , который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.

Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.

Оцени, пожалуйста, этот пост:

1. Масса для вощения. Мы можем указать на следующий несложный способ, вполне пригодный для приготовления воска для вощения дорогой деревянной мебели. Берут 100 г. хорошего желтого воска, мелко нарезают его и прибавляют 12 г мастики или 25 г истолченной в порошок канифоли. Указанные вещества складывают в глиняный сосуд и расплавляют на углях. Когда вся масса расплавится, ее снимают с огня и тотчас же приливают 50 г. теплого скипидара. Все тщательно размешивают и сливают в. жестяную или каменную баночку. В таком виде состав сохраняется до употребления. Для полировки им мебели берут небольшое количество состава на кусок шерстяной материи и натирают. Дерево, которое быстро приобретает очень красивый и мягкий блеск. Навощенная таким образом мебель весьма долго сохраняет свою красивую полировку.

2. Матирование дерева. Матирование дерева при помощи вощения вышло за границей из употребления и заменено более простым способом матирования при помощи шеллакового матолеина. Для этого употребляют спиртовый раствор шеллака, к которому прибавляют густой олифы настолько, чтобы смесь приставала к дереву, не давая отлипа. Для определения правильной пропорции масла следует сделать несколько проб. Хорошо отшлифованное дерево покрывается этим составом два раза при помощи кисти и суконки. При этом нужно следить, чтобы нигде не была подтеков.

Когда матолеин хорошо высох, приступают к шлифовке поверхности пучком конского волоса, после чего окончательно матируют тем же составом, несколько разбавленным спиртом, при помощи тампона (как при полировке). Но при этом водят суконкой не вкруговую, а широкими продольными полосами по направлению волокон, чтобы поры дерева остались укрытыми и незагрязненными. При некотором навыке матирование дерева при помощи матолеина производится гораздо скорей вощения и притом оно гораздо прочнее.

3. Глазировка дерева. Покрытие дерева лаком есть в сущности глазировка, но в более грубой форме. Покрытие мебели спиртовым лаком за границей в последнее время совершенно не практикуется. Вместо этого употребляется глазировка при помощи т. н. глазуроля, который приготовляется из 1 льняного масла и 2 французского скипидара.

К этому раствору прибавляется копаловый лак, но настолько, чтобы смесь легко приставала к дереву, не давая отлипа. Пользоваться глазуролем нужно всегда свежеприготовленным, т. к. от долгого стояния он делается густым и ложится на предмет толстым слоем.

Опыты с прибавлением анилиновых красок не увенчались успехом и поэтому рекомендуется дерево предварительно обработать протравами или окрашивать водяными красками. Чтобы водяные краски не стирались и не смешивались друг с другом, их следует до глазировки зафиксировать политурой, разбавленной спиртом. Фиксирование производится при помощи пульверизатора.

Все фото из статьи

Как прозрачный, так и цветной воск для дерева сейчас усиливает свои позиции на рынке и пользуется все большей популярностью. Современные лаки и краски это прекрасно, но они редко могут похвастаться натуральной основой, в то время как использование воска проверено временем и не только полностью безопасно, но еще и полезно для здоровья. В данной статье мы рассмотрели наиболее известные составы, а также способы приготовления и нанесения своими руками.

Воск для пола

Воск для деревянного пола использовался испокон веков. Этот натуральный материал является природным консервантом, вместе с тем он укрепляет верхний слой массива. Эти качества как нельзя лучше подходят для обработки паркета и деревянных полов из шлифованной доски. При грамотном нанесении и правильном уходе такое покрытие будет служить не один десяток лет.

Иногда можно встретить утверждение, что альтернативой воску является масло, отчасти это верно. Но использование исключительно одного масла приемлемо для мебели, различных поделок или посуды. Для пола важна износостойкость, поэтому здесь лучше воздействовать комплексно, применяя одновременно воск и масло для дерева.

Важно: справедливости ради следует отметить, что есть технологии, в которых для обработки пола используется только масло.
Но это достаточно сложная, многоступенчатая процедура, которая длится от 2 недель и более.
Плюс такое покрытие требует тщательного ухода.

На рынке сейчас представлен огромный ассортимент составов для пола на основе натурального воска, каждый из них имеет свои особенности нанесения. Рассказывать обо всех просто нет смысла, для этого существует инструкция. Полезней будет вкратце рассказать о подготовке поверхности. Работа эта несложная, но кропотливая.

Начнем с того что влажность древесины должна быть на уровне 10 – 12%. Вначале важно хорошо отшлифовать поверхность. Для этого используется шкурка порядка №80, после обработки, нужно оставить пол на сутки в покое, чтобы открылись поры.

Самостоятельное приготовление и обработка

Несмотря на обилие готовых составов на рынке, многие предпочитают делать такие мастики своими руками. Дело здесь даже не в том, что цена такого состав будет ниже, просто люди хотят быть уверенными в натуральности и как следствие, полезности такой мастики. Мы в свою очередь собрали несколько наиболее известных и популярных рецептов.

Важно: готовый состав может быть твердый, мягкий и даже жидкий.
Консистенция варьируется самостоятельно, путем изменения концентрации тех или иных составляющих.
Подбор идет в зависимости от того что вы собираетесь обрабатывать и с какой целью.

Чисто восковые мастики

В данном направлении, как правило, используется натуральный пчелиный воск, но иногда с целью удешевления конечного продукта, берется парафин.

Для более глубокого проникновения в структуру древесины, в качестве растворителя используется скипидар или бензин.

  • По классическому рецепту закладывается 40 условных порций пчелиного воска, после чего в него добавляется 60 условных порций скипидара.
  • Если делать на парафине, то изначально берется 60 условных порций парафина и добавляется 40 условных порций очищенного бензина.
  • Для наружных работ, допустим при , в мастику на основе парафина еще добавляется канифоль, она выполняет функцию отвердителя. В процентном соотношении это выглядит примерно так: 55 условных порций парафина, 5 условных порций канифоли и все это разбавляется 40 условными порциями очищенного бензина.

Изначально воск или парафин растапливается на водяной бане. Замете, все мастики, которые готовятся на воске, растапливаются на водяной бане, как вариант можно использовать микроволновку, но, ни в коем случае нельзя греть на открытом огне. Толченая канифоль выглядит как белый порошок и добавляется в расплавленный воск малыми порциями до однородной консистенции.

После этого, медленно при постоянном помешивании в емкость выливается скипидар или бензин. Будьте осторожны, жидкости легко воспламеняются и, учитывая довольно высокую начальную температуру мастики для дерева , пары могут взорваться от малейшей искры.

Важно: при приготовлении любых таких мастик с добавлением скипидара, нужно брать только чистый скипидар.
Не допускается использование растворителей на основе скипидара, так как велика вероятность получить испорченную мастику, с осадком или другими неожиданными реакциями.

Масляные составы

Масловоск для дерева своими руками, также делается достаточно просто. Технология похожа, только здесь на водяной бане разогревается сразу масло вместе с воском. Для ускорения процесса можно воск предварительно натереть на обычной терке.

На протяжении всего приготовления, смесь нужно постоянно помешивать, пока не получите однородную консистенцию, без комков и сгустков.

  • Что касается пропорций то здесь нужно смотреть на породу древесины, для твердых пород, делается мягкая или даже жидкая мастика, соответственно для мягких, наоборот . Вообще пропорции колеблются от 2:1, то есть 2 части масла и 1 часть воска, до 5:1.

  • Есть рецепт с добавлением прополиса . Здесь берется 2 части прополиса и одна часть воска, после чего все это растворяется на водяной бане в 4 частях льняного масла. Этот состав служит для горячей обработки. Изделие окунается на 10 – 15 минут в мастику, после чего вынимается и шерстяной тканью полируется до блеска.

  • Для посуды можно использовать выше описанный рецепт на воске с ацетоном . Причем не переживайте по поводу наличия ацетона, после полировки он полностью улетучивается.
  • Если вы хотите полностью экологичный продукт для обработки деревянной посуды, то здесь вам поможет состав с добавлением смальца . Нужно взять примерно 10 порций горячего льняного масла, 3 – 4 порции пчелиного воска и 1 порцию смальца. Наносить можно как горячим, так и охлажденным, но для лучшей пропитки следует изделие немного прогреть в духовке.

  • Еще один масляный состав используется для обработки мебели . В идеале на 100 грамм воска добавляется 25 г толченой канифоли и 50 грамм чистого скипидара. Также на водяной бане разогревается воск, в него добавляется канифоль и скипидар, можно добавить немного прополиса, он придаст крепость и аромат. Вы получаете пастообразный состав, который наносится и втирается шерстяной тканью до тех пор, пока ткань не перестанет липнуть.

Вощение древесины. Мастики и пропитки по дереву

Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.

Натуральный пчелиный или растительный воск

1) безвреден для здоровья,

2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком,

4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза,

5) имеет превосходный запах.

Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой. Простейшая пропитка – растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.

На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.

Мятное масло

Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:

100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.

После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:

Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.



На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:

Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.

Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.

Помимо пчелиного воска часто используют карнаубский воск, который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.

Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.

Источник: http://iz-dereva-svoimi-rukami.ru/

от себя:

Я пробовал для вощения использовать смесь пчелиного воска и пищевого льяного масла.

Нагреваем воск на водяной бане. После того, как воск расплавился - добавляем льяное масло и хорошо перемешиваем.

Пропорции:

Воск-масло 4-1, 2-1 - мастика получается твердая - похожа на твердый воск, но с "жирным" отливом.

Воск-масло 1-4, 1-2 - эта мастика получается в виде полугустой пасты. Чем больше масла - тем более сметанообразной получится мастика. Ее надо хранить в герметичной баночке. Перед использованием залазим в баночку тряпочкой и набрав немного мастики полируем изделие на станке. Эту мастику я применяю для вощения сложных профилей (сметана залазит везде).

Мастика на основе "Воск-масло" - относительно безопасна для "пищевых" изделий (баночки, вазочки под печенье). Почему я называю ее относительно безопасной - просто я считаю, что в наш век аллергии рано или поздно найдется человек у которого Ваше изделие вызовет аллергию. Лично знаю человека с аллергией на льяное масло:)

Но следует признать, что компоненты мастики воск и масло - наиболее экологически чистые и годятся для обработки изделий, которые буду соприкосаться с продуктами.

Попробуйте смешать воск с другими маслами - возможно что-то понравиться Вам больше.

Ради интереса один раз готовил мастику, настоенную на опилках можжевельника и кореньях - при покрытии липы такой мастикой от нее идет нежный можжевеловый запах (знакомый столяр был сначала озадачен:)). Также различные травы и коренья часто меняю оттенок покрытого изделия - вообщем, безграничный плац-дарм для творчества.

Льяное масло можно купить во многих аптеках - там оно самое дешевое. Масло, что продается в художественных салонах - я не рекомендую использовать для пищевых изделий.

Воск я предпочитаю покупать "на базаре у бабушек". Один раз купил воск на рынке (в виде формочек) - что-то не то.

Также изделия можно покрывать просто куском воска - прикладываете воск к вращающемуся изделию - натираете хорошенько, а потом полируете хлопчатобумажной, шерстяной или льяной

Восковые мастики изготавливаются путем смешения пчелиного воска с другими компонентами в пропорции 2:1, например, со скипидаром, маслом (для посуды и других предметов обихода, соприкасающихся с пищей), канифолью.

Один из рецептов приготовления восковой мастики таков: 100 г пчелиного воска растапливается на водяной бане с 25 г толченой канифоли. По мере расплавления воска понемногу добавляется 50 г скипидара. После того, как перемешиваемая масса станет однородной, ее остуживают. Должна получиться пластичная пастообразная масса.

Такую мастику наносят на изделие с помощью шерстяной тряпочки и полируют, втирая мастику в поверхность, до исчезновения липкости и появления блеска. Также можно использовать жесткую щетку из натуральной щетины.

Простейшая мастика

Простейшая мастика для вощения мелкопористой древесины состоит из 40
частей воска и 60 частей скипидара (взятых по массе). Для её
приготовления сначала в стеклянной или эмалированной посуде на водяной
бане расплавляют воск. Когда воск расплавится, его снимают с огня и
размешивают с очищенным скипидаром. Нельзя смешивать скипидар с воском в
непосредственной близости от огня, т. к. пары нагретого скипидара легко
воспламеняются. Разогревать застывшую мастику также лучше на водяной
бане, закрыв посуду металлической крышкой.

Мастика для вощения крупнопористой древесины

Мастика для вощения крупнопористой древесины имеет более сложный
состав. В неё входят: воск (30 массовых частей), стеарин (10), канифоль
(10), хозяйственное мыло (10), скипидар (40). При самостоятельном
изготовлении такой мастики сначала расплавляют и смешивают воск, стеарин
и канифоль, затем в горячую смесь добавляют мыло в стружках (придаёт
мастике эластичность). После того как смесь несколько остынет, её
разбавляют скипидаром и тщательно размешивают.
На обрабатываемую поверхность воск (мастику) наносят тонким ровным
слоем при помощи тряпочного тампона или жёсткой кисти с короткой
щетиной. Если воск или мастика затвердели, их предварительно подогревают
до температуры 22- 25°С, при которой они становятся пастообразными.
После нанесения слоя воска или мастики изделие выдерживают от 3 до 24 ч
(в зависимости от состава покрытия), пока воск не впитается в древесину и
не испарится полностью скипидар. При этом на навощённой поверхности
могут проступать грязно-серые пятна, которые со временем в ходе
последующей обработки бесследно исчезают.
Просушенную навощённую поверхность древесины растирают вдоль волокон
суконкой. Сначала суконка прилипает к мастике, но постепенно мастичный
слой и древесина от трения суконкой разогреваются, поверхность изделия
становится более гладкой. Натирку продолжают до тех пор, пока суконка не
перестанет прилипать. Через несколько дней натирку повторяют, заменив
суконку фланелью или замшей. Со временем восковое покрытие тускнеет, но
его прежний вид восстанавливается после натирки суконкой. Иногда
восковое покрытие "закрепляют" тонким слоем лака, наполовину
разбавленным политурой.


Под ред. А.Богданова

Ддя древесины давно использую на своих изделиях масло тиковой пальмы Teak Oil. Продается в хозмагах и предназначено для защиты древесины от внешнего воздействия. Имеет высокую проникающую способность, хорошо выделяет текстуру древесины и быстро полимеризуется. Можно использовать так же Danish oil или накрайняк льянку.

Teak Oil это масло, но не тиковой пальмы за отсутствием таковой, название происходит от применения данного вида масел, для пропитки тика, который издревна используется в кораблестроении в силу своих свойств. Это смесь масел(у каждого производителя своя) на основе льяного масла, глубоко проникающая в древесину (в сравнении с маслами на других основах) и соответственно защищающая древесину. Пленку на поверхности не создает в отличии Danish Oil.

Бронзирование дерева

При помощи кисти равномерно обмазывают предметы из дерева разведенным раствором жидкого стекла, после чего их обсыпают золотой бронзой из баночки, горлышко которой обвязано кисеей. После высушивания бронза так сильно пристает к предмету, что его поверхность можно отполировать агатом. Этот способ рекомендуется для бронзирования рам к картинам и для других предметов.

Вощение дерева

Для вощения дорогой деревянной мебели существует довольно несложный способ пригодный для приготовления воска. Для этого необходимо взять 100 грамм хорошего жёлтого воска, который необходимо измельчить и добавить в него 12 грамм мастики или 25 грамм истолчённой в порошок канифоли. Перечисленные вещества помещают в сосуд и растапливают на огне. После того как масса растопится её снимают с огня и добавляют в неё 50 грамм тёплого скипидара. Всё тщательно перемешивают. Применять следует путём натирания дерева небольшим количеством полученной смеси при помощи шерстяной материи. Обработанное таким образом дерево приобретает очень красивый и мягкий блеск.

Окрашивание дерева

Существует следующий способ окрашивания дерева, который имеет преимущество перед традиционно применяемым способом окраски, состоящим в том, что при этом способе дерево пропитывается красками на значительную глубину, после чего может полироваться без порчи нанесенной краски. Способ состоит в следующем. Приготовив жидкое тесто из ржаной, пшеничной или картофельной муки, размазывают его на листе бумаги, картоне или тонкой жести слоем толщиной в 0,5 мм. На этот слой наносят краски в виде порошка или в том полужидком состоянии, в каком они употребляются для приготовления цветной бумаги, после чего все накладывают на подлежащий окрашиванию предмет; сверху бумаги или картона кладут продырявленный жестяной лист и стягивают скобками. В таком виде все это погружают в кипящую воду. Здесь красящие вещества растворяются и пропитывают дерево, а тесто затвердевает столь прочно, что удерживает рядом наложенные краски, не давая им сливаться друг с другом. Таким образом можно окрашивать дерево одновременно в разные цвета, не позволяя последним сливаться; можно наносить жилки, рисунки и так далее всевозможных цветов. Чем глубже должны проникнуть в дерево краски, тем дольше необходимо выдерживать предметы в горячей воде. По окончании процесса окрашивания тесто смывают водой, а окрашенной поверхности дают времяя хорошо высохнуть в темном помещении. Вместо прямого употребления сухих красок в порошке, для чего годны всякого рода краски, употребляемые в красильном деле, можно использовать и другой более дешевый способ, состоящий в том, что предварительно красками пропитывают древесные опилки и уже их наносят вышеуказанным способом на жидкое тесто.

Приготовление восковых политур для полировки деревянных изделий

1) 25 весовых частей мелко наструганного стеарина добавляют к 12,5 частям скипидара и смесь нагревают до полного растворения стеарина.

2) Распускают 25 частей воска в глазурованном горшке и затем, когда воск распустится, сосуд сни-мают с огня и добавляют к воску 40 частей скипидара.

3) Нагрев 10 частей копалового лака, добавляют к нему 40 частей воска и, когда последний распустится, доливают, постепенно помешивая, 75 частей скипидара.

4) 30 частей воска и 1,5 части канифоли распускают на огне, затем, сняв сосуд с огня, добавляют 14,5 частей скипидара.

5) На 30 частей воды берут 2,5 части поташа и кипятят, после чего добавляют 5 частей мелко наструганного воска и нагревают всю смесь до получения однородной мыльной массы.

Столярная политура
(Политура - Разновидность лака, представляющая собою раствор смолистых веществ в этиловом спирте.)

Политура подбирается по оттенку соответственно цвету полируемого дерева, от красновато-коричневого до белого цвета или, вернее, бесцветного. Желательный оттенок получается, если брать в разных пропорциях две основные политуры.

Красно-коричневая политура
1 часть красного шеллака, 4 части спирта.

Белая политура
1 часть выбеленного шеллака, 5 частей спирта.

Выбеленный шеллак (Шеллак - Смолистое вещество, которое выделяют некоторые насекомые - лаковые червецы, обитающие на побегах тропических растений, и которое употребляется в производстве лаков и политур) готовится из обыкновенного следующим образом: 4 весовых части шеллака смешивают с 1 частью соды и растворяют при размешивании в 15 частях воды до полного растворения смолы, т.е. пока жидкость не станет вполне прозрачной. Затем дают отстояться и сливают прозрачный раствор без осадка в другую посуду. Здесь к прозрачному раствору добавляют раствор 4 весовых частей хлорной извести в 4 весовых частях воды и оставляют смесь в покое на два дня. После этого вливают в смесь понемногу соляную кислоту, пока не перестанет выделяться осадок смолы. Затем остается лишь хорошо промыть осадок смолы водой, чтобы удалить следы соляной кислоты, и высушить.

Скипидарная протрава

(Протрава - 1. Химическое вещество, употребляемое в промышленности для разных целей (очистки и окраски металлов, дерева, кости, обработки кожи, консервирования мяса и т.п.). 2. Химический препарат, служащий для лучшего закрепления краски на волокнах, тканях. 3. Едкое вещество для выжигания узоров на чем-либо)

Как известно, при травлении дерева до сих пор пользуются растворами органических красок в воде или на спирту. Такой способ имеет один существенный недостаток: поверхность окрашиваемого дерева от спирта или воды становится шероховатой, вследствие чего после травления ее приходится сглаживать стеклянной шкуркой, при этом происходит стирание нанесенной краски и появляется необходимость во втором покрытии, что влечет за собой новую шлифовку и т.д., пока не получится безупречно гладкая поверхность. Но если в таких растворах воду или спирт заменить на скипидар, то получается совсем другой эффект. При употреблении протрав на скипидаре волокна древесины совершенно не разбухают, чем исключаются появление шероховатостей, а стало быть, и необходимость шлифовки. Смотря по структуре дерева, более тонкой или грубой, оказывается достаточным одного или двух покрытий для получения требуемого оттенка. Сами растворы под ореховое дерево, палисандровое, светлый или темный дуб и так далее готовятся обычным способом с заменой воды или спирта скипидаром. Так, для получения хорошей протравы под ореховое дерево растворяют 600 грамм коричневой краски и 15 грамм оранжевой в 1 литре скипидара. Затем раствор фильтруют и добавляют к нему профильтрованный раствор из 100 грамм черной краски в 3 литрах скипидара. Если полученная протрава окажется густой или несоответствующей требуемому тону, ее разводят скипидаром.

Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.

Натуральный пчелиный или растительный воск

1) безвреден для здоровья,

2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком,

4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза,

5) имеет превосходный запах.

Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой. Простейшая пропитка – растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.

На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.

Мятное масло

Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:

100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.

После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:

Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.

На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:

Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.

Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.

Помимо пчелиного воска часто используют карнаубский воск, который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.

Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.

от себя:

Я пробовал для вощения использовать смесь пчелиного воска и пищевого льяного масла.

Нагреваем воск на водяной бане. После того, как воск расплавился - добавляем льяное масло и хорошо перемешиваем.

Пропорции:

Воск-масло 4-1, 2-1 - мастика получается твердая - похожа на твердый воск, но с "жирным" отливом.

Воск-масло 1-4, 1-2 - эта мастика получается в виде полугустой пасты. Чем больше масла - тем более сметанообразной получится мастика. Ее надо хранить в герметичной баночке. Перед использованием залазим в баночку тряпочкой и набрав немного мастики полируем изделие на станке. Эту мастику я применяю для вощения сложных профилей (сметана залазит везде).

Мастика на основе "Воск-масло" - относительно безопасна для "пищевых" изделий (баночки, вазочки под печенье). Почему я называю ее относительно безопасной - просто я считаю, что в наш век аллергии рано или поздно найдется человек у которого Ваше изделие вызовет аллергию. Лично знаю человека с аллергией на льяное масло:)

Но следует признать, что компоненты мастики воск и масло - наиболее экологически чистые и годятся для обработки изделий, которые буду соприкосаться с продуктами.

Попробуйте смешать воск с другими маслами - возможно что-то понравиться Вам больше.

Ради интереса один раз готовил мастику, настоенную на опилках можжевельника и кореньях - при покрытии липы такой мастикой от нее идет нежный можжевеловый запах (знакомый столяр был сначала озадачен:)). Также различные травы и коренья часто меняю оттенок покрытого изделия - вообщем, безграничный плац-дарм для творчества.

Льяное масло можно купить во многих аптеках - там оно самое дешевое. Масло, что продается в художественных салонах - я не рекомендую использовать для пищевых изделий.

Воск я предпочитаю покупать "на базаре у бабушек". Один раз купил воск на рынке (в виде формочек) - что-то не то.

Также изделия можно покрывать просто куском воска - прикладываете воск к вращающемуся изделию - натираете хорошенько, а потом полируете хлопчатобумажной, шерстяной или льяной тряпочкой до однородного матового состояния. Скажу еще, что не стоит использовать одну и ту же тряпочку для разных составов. Может кто и посмеялся, но один мой знакомый так и делал - одна тряпка для вощения и воском и шеллаком и политурами и еще чем-то еще. Короче потом он долго думал "почему сначало было все красиво, а теперь какая-то фигня". Вещь конечно для многих очевидная.. но у нас ведь сайт для начинающих;)