Вокальная музыка. жанры вокальной музыки. Жанры вокальной музыки: список с описанием Что такое вокальные жанры

Один из главных секретов могущества песни - ее простота. Даже о самых серьезных вещах - о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах - песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, - дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей - запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве - нет. Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную А.Островским.

РОМАНС.

Романс - название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. Романсы - пьесы для голоса с инструментальным сопровождением -- распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала - только за теми произведениями, которые имели не русские (чаще всего французские) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «российские песни». Со временем композ-ры стали создавать романсы на стихи русских поэтов. В романсе могут отражаться разные стороны жизни, отношение композитора к происходящим событиям. А романс Прокофьева «Болтунья» - шуточная зарисовка. Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент.

БАЛЛАДА.

Называется это стихотворение Лермонтова «Воздушный корабль». Это баллада. Это слово произошло от итальянского ballare - плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах. Это «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки. Позднее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фредерик Шопен. Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада - рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе... Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. Мендельсон «Песни без слов», Чайковский «Времена года», Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и написана Римским-Корсаковым «Песнь Веденецкого гостя» из оперы «Садко».

БАРКАРОЛА.

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран - Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов... Баллада - это повествование, но не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте «Воздушный корабль» и вы почувствуете это. А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали

обращаться композиторы. «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского -- большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки.

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Человек с самого своего рождения соприкасается с музыкой: в младенчестве ему поет мать колыбельные, в детском саду и школе – исполнение песен хором и на утренниках.

Первый звонок и выпускной, посвящение в студенты и вальс Мендельсона.

Музыка вечна, она окрыляет человека в радости и помогает пережить моменты, когда тяжело.

В современном мире существуют различные музыкальные жанры:

  • Классический.
  • Ретро.
  • Шансон.
  • Металл.
  • Джаз.
  • Акапелло и др.

Все они имеют своих поклонников и ценителей, достойны уважения и места на олимпе, где царят Муза и Гармония.

Некоторые люди, предпочитая симфоническую или духовную музыку, слушать ничего не хотят о современной инструментальной или электронной, считая эти виды искусства некоей пародией.

В предложенной статье рассказывается, какие бывают жанры музыки и представляются неизвестные произведения.

Каждой эпохе соответствует свой жанр музыки, некоторые из них исчезают бесследно, иные проходят сквозь века, обретая бессмертие.

Определение музыкального жанра включает совокупность определенных свойств и поведений в мире искусства, заложенных в произведении и условий, влияющих на его создание.

К инструментальному жанру относятся произведения, исполняющиеся исключительно инструментами, без вмешательства голоса.

В таблице приведен список с примерами основных классических видов музыкальных произведений, относящихся к инструментальному жанру:

Указан лишь небольшой список основных направлений классической музыки, имеющий расширения по каждой из категорий.

Самый популярный жанр современной электронной музыки

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия образовалось новое музыкальное направление, прочно вошедшее в современную культуру – электронная музыка.

Ниже приведены основные и самые популярные ее направления:

  • Хаус – образовался путем изменения звучания диско. Отличительная черта – частое повторение ритма бит с чередованием сэмплинга.
  • Соул Фул Хаус – идентичен предыдущему, но с включением вокала.
  • Дип хаус – легкая танцевальная музыка, совмещающая элементы эмбиента и джаза. Исполняется на клавишных инструментах с легким добавлением женского вокала.
  • Гараж хаус – идентичен предыдущему, но вокал выносится на первое место.
  • Нью диско – исполняется синтезатором в ритмичном стиле.

Обратите внимание! Известно более двадцати различных разветвлений основных направлений музыки, для разных возрастных категорий существует свое предпочтительное течение.

Какие бывают вокальные жанры

Наиболее обширное направление в музыке – вокальный жанр.

Его многообразие включает:

  1. Камерную музыку – исполняемую малым количеством вокалистов для избранной аудитории. В переводе с латинского – пение в комнате.
  2. Различают разновидности этого направления:

  • Народные – песни, сложенные народом и передаваемые из поколения в поколение. Слова со временем меняются, музыка остается прежней.

    Подразделяются на трудовые, исполняемые за работой, праздничные – к религиозным или светским праздникам, свадьбе, проводам в армию и др., частушки, колыбельные, лирические.

  • Романсы – лирические песни, исполняемые под гитару.
  • Реквием – траурное пение в Храмах.
  • Баллады – хвалебные песни, повествующие о великих победах.
  • Серенады – признание в любви, исполняемое мужчинами возлюбленным.
  • Кант – многоголосое пение, звучащее переливами.
  • Вокализ – упражнение для тренировки голосовых связок.

  • Современную:
    • Рок – обширное направление, включающее металл, панк рок, поп-рок, рок-н-ролл, джаз-фьюжн, готик-рок, хард-рок и др.
    • Поп – популярная музыка: хаус, диско, транс и др.
    • Рэп – тяжело отнести к вокалу, так как его читают, но это направление причисляется вокальным.
    • Джазовая и блюзовая музыка.
  • Духовную – предназначенную для оздоровления души; чаще исполняется на богослужениях:
    • Литургии – повествования основных моментов Священного Писания, исполняются хором.
    • Антифоны – повторяющееся пение с чередованием двух ведущих групп.
    • Рондель, проприум, ординариум – различные по звучанию и предназначению части мессы.
  • Светскую – носящую национальный характер, повествующую о жизни людей и государств:
    • Гильярды – быстрые ритмичные песни.
    • Баллады – повествования победителей.
    • Вильянсико – итальянские поэтические баллады.
  • Классическую – исполняемую в театрализованных представлениях:
    • Опера – сценическое музыкальное произведение, включающее вокальное пение, сценические постановки и музыкальное сопровождение.
    • Оперетта – комическая опера, разбавленная танцевальными сценами и разговорами.
    • Ария – законченный эпизодический отрывок оперы или оперетты.
    • Водевиль – музыкальная веселая пьеса.
    • Интермедия – музыкальное произведение, исполняемое для заполнения паузы.
    • Кантата – торжественное музыкальное произведение.
    • Мюзикл – спектакль, включающий элементы оперетты, оперы, эстрадного пения и сценического танца.
    • Хор – музыкальный ансамбль, состоящий из большого количества исполнителей, чаще выступает в сопровождении оркестра.
  • Шансон и бардовская песня.
  • Современные технологии предоставляют возможность слушать музыку и узнавать о новых, незнакомых ранее направлениях, не выходя из дома.

    Достаточно забить в интернет поисковике Яндекс или Гугл название группы, направления или произведения и выбрать желаемое. Узнавайте новую музыку, и жизнь заиграет яркими красками.

    Полезное видео

    Музыкальные жанры и их классификация. Общее понятие жанра. Классификация жанров: по происхождению и жизненному назначению; по способу и условиям бытования; по составу исполнений и способу исполнения. Классификация жанров по кругу образов и типу выразительности. Основные жанры и их характеристика. Музыкальная форма. Понятие музыкальной формы. Музыкальная форма как реализация содержания. Гомофонные формы.

    Музыкальный жанр - многозначное понятие, характеризующее классификацию музыкального творчества по родам и видам, учитывая их происхождение, условия выполнения, восприятия и другие признаки (содержание, структура, средства выразительности, состав исполнителей и т.п.). Понятие музыкального жанра отражает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики - взаимосвязь между внемузыкальные факторами творчества с ее чисто музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.

    Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

    Основные жанры и их характеристика

    Все музыкальные жанры можно распределить в четыре категории:

    1. Театральные жанры (главные здесь – опера и балет, кроме того на сцене идут оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.)

    2. Концертные жанры (это симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.)

    3. Массово-бытовые жанры (здесь, главным образом, мы говорим о песнях, танцах и маршах во всём их многообразии)

    4. Культово-обрядные жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)

    Вокальные жанры.

    Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

    Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.

    Формы народной песни:

    Эпические.

    Исторические.

    Революционные.

    Рекрутские.

    Обрядовые.

    Трудовые.

    Лирические.

    Хороводные.

    Игровые.

    Плясовые.

    -Сатирические

    Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке в отличие от латинских песнопений.

    В XVI веке романсом начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.

    Как лирический жанр романс возник в XIX веке, способный передать внутренний мир человека.

    Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.

    Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.

    Серенада – песня, обращенная к любимой.

    Баркарола – песня лодочника.

    Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребенка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.

    Вокально-инструментальные жанры.

    Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.

    Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).

    По структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и отсутствием драматургически разработанного сюжета.

    Общий план типичной сонатной формы

    Симфонии пишутся для исполнения:

    Большим симфоническим оркестром,

    Неполным составом симфонического оркестра,

    Духовым оркестром,

    Оркестром народных инструментов,

    Симфонии для солирующего инструмента с оркестром.

    Слово «Симфония» в Древней Греции обозначало благозвучное сочетание тонов, а также совместное пение в унисон. В Древнем Риме это понятие было перенесено на инструментальный ансамбль, оркестр. В 18 веке симфония обособилась в самостоятельный концертный жанр.

    Джаз

    Джаз (англ. - jazz) род увеселительной музыки, преимущественно увеселительного характера. Джаз возник в США в 1915 году и получил широкое распространение в других странах. Он был заимствован от негритянского фольклора спиричуэл-с.

    Типичные формы джаза: фокстрот, блюз, уан-степ, чарльстон, танго, румба, буги-вуги, рок-н-ролл, и т.д.Одним из предшественников Джаза был рэгтайм (англ. Ragtime, от rag – обрывок и time – время, темп, такт, «рваный ритм».Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров.)

    Джаз заимствовал в народной музыке американских негров некоторые особенности ритма (острые ритмы) лада, инструментовки, звукоизвлечения. В джазе специфический лад с нефиксированным точно третьей и седьмой ступенями; простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованиями параллельных субдоминантовых секстаккордов. Элементы Джаза используются с большей или меньшей самостоятельностью в искусстве некоторых современных эстрадных оркестров, а также в симфонических и оперных произведениях.

    Джаз-Банд.

    Джаз-Банд (англ. Jazz-band; band – оркестр) – инструментальный ансамбль, оркестр, исполняющий джазовую музыку. В состав Джаз-Банд обычно входят 4-6 саксофонов, 2-4 трубы, 2-3 тромбона, контробас или туба, банджо, гавайская гитара, несколько скрипок, фортепиано и набор ударных инструментов. Состав этот варьируется, иногда значительно расширяется (например симфонический джаз), иногда сокращается до 3-5 инструментов. Название свое Джаз-Банд получил, как полагают, по имени негра Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого такого оркестрового ансамбля в США.

    Характерные особенности джазовой музыки.

    Специфический лад с нефиксированными точно третьей и седьмой ступенями.

    Использование глиссандо.

    Особый синкопированный ритм.

    Простая гармония изобилующая плагальными оборотами и последованием параллельных субдоминантовых секстаккордов.

    Балет.

    Балет - (Франц. Ballett, от лат.Ballo – танцую.) вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку, танец и пантомиму, а также изобразительные искусства. Музыка балета не только сопровождает танец и пантомиму, но и выражает драматическое содержание.

    Балет – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается танцем.

    Танцы в балете принято разделять на классические и характерные (последние близки к народным танцам). Главная система выразительных средств Балета – классический танец. Существуют специфические балетные музыкально-хореографические формы (например, па-де-дё - дуэт определённой структуры) . Большое место занимают действенные танцевальные эпизоды (па д’аксьон). Массовые танцы исполняются кордебалетом. Танцы и пантомимы нередко объединяются в целостные музыкально-хореографические сцены. Для музыки танца типична чёткость ритмической основы, устойчивость ритмического движения, относительная завершённость форм. Музыка пантомимы строится более свободно и гибко, не ограничиваясь специфическими танцевальными элементами. Наряду с небольшими музыкальными пьесами в балете встречаются более развёрнутые, приближающиеся к типу крупных симфонических произведений, а также музыкально-хореографические сюиты (дивертисмент).

    Балет различаются по жанру – героические, комические, романтические, Балет-феерия и т.д. Особой популярностью в Балете пользуются сказочные и фантастические сюжеты.

    Опера.

    Опера (итал.opera, буквально – сочинение, произведение, от латинского opera – труд, изделие) – вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах.

    Опера – музыкальный спектакль, сценическое действие которого сопровождается пением.

    Опера объединяет в едином театральном действии вокальную (соло, ансамбль, хор) и инструментальную (симфоническую) музыку, драматургию, изобразительные искусства (декорации, костюмы), нередко хореографию. В опере находят многообразное воплощение различные формы оперной музыки. Это номера сольного пения (ария, ариозо, песня, монолог), речитативы, ансамбли (дуэты, терцеты, квартеты и т.д., включая большие финалы, часто с хором),хоровые сцены, танцы, оркестровые номера (увертюры, антракты и.д.)

    В процессе исторического развития определились различные оперные жанры: Опера историко-героическая, историко-романтическая, историко-бытовая, героико-эпическая, народно-сказочная, лирическая, драматическая, комедийная, сатирическая и т.д.

    Опера-балет.

    Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв. Для французского Оперы-балета типично разделение на самостоятельные по сюжету акты (или антре), объединяемые в единый спектакль общей идеей.

    Существуют различные способы классификации музыкальных жанров. Музыковед Т. В. Попова предлагает классифицировать жанры по условиям их бытования и исполнения . По этой классификации различают жанры:

    Народной музыки (музыкальный фольклор)

    Развлекательной музыки (в том числе музыка современной эстрады)

    Камерной музыки (выполняемый камерными ансамблями)

    Симфонической музыки (выполняется большими оркестрами)

    Хоровой музыки (выполняется хоровыми коллективами)

    Театральной музыки (в том числе оперы, музыки к спектаклям, кинофильмов и т.д.)

    В. А. Цукерман предлагает классифицировать жанры по содержательным признакам:

    Лирические жанры

    Эпические жанры

    Концертные

    Картинные (программная музыка)

    А. Н. Сохор предлагает классифицировать жанры по т.н. "Жанровым содержанием"

    культовые и обрядовые

    массово-бытовые

    концертные

    театральные

    Жанры по способу исполнения: вокальные и инструментальные.

    Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.

    Вокальные произведения делятся на

    Сольные (песня, романс, ария)

    Ансамблевые (дуэт, трио)

    Хоровые (хор, кантата, оратория)

    Жанры инструментальной музыки и жанры вокально-инструментальной музыки . Признаком, взятым за основу такой классификации музыкальных жанров, является способ исполнения, а основанием служит то обстоятельство, что в вокальной и инструментальной музыке разные возможности для раскрытия содержания. Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.

    Музыкальные жанры различаются:

    По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)

    По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)

    По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)

    По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)

    По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)

    Простые музыкальные формы: период, простая одночастная, простая двухчастная, простая трехчастная.

    Музыкальная форма имеет два определения:

    Комплекс выразительных средств, воплощающих в произведение определённое идейно-художественное содержание;

    Строение, структура произведения.

    Под определением "музыкальная форма" подразумевают так же индивидуально-неповторимую звуковую структуру того или иного произведения, совокупность приёмов и изобразительных средств композиции.

    В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют её относительно устойчивые типы различного масштаба:

    Музыкальный период;

    Простая и сложная двухчастные формы, трёхчастная форма;

    Форма вариаций, рондо, сонатная форма.

    Наименьшая смысловая и структурная единица, в которой выражена музыкальная форма - мотив.Два и более мотива образуют фразу.Из фразы складывается предложение. Два предложения образуют период, а в форме периода обычно изложены темы произведения.

    Музыкальная форма - звуковая реализация содержания с помощью системы соответствующих элементов и их отношений. Музыкальная форма произведения и содержание его композиции - едины.

    Любые оттенки художественных чувств непременно выражены какими-либо средствами, любые технические детали произведения служат раскрытию задуманного автором всего сочинённого им содержания...

    Гомофония (греч. - однозвучие, унисон, от - один, один и тот же, одинаковый и звук, голос) - род многоголосия, в котором голоса подразделяются на главный и сопровождающие. В Др. Греции понятие гомофония означало исполнение мелодии голосом в сопровождении инструмента или пение её несколькими голосами в унисон, а также в октаву. В современном понимании гомофония - гомофонно-гармонический склад, музыки, характеризующийся взаимодействием 3 основных функций голосов - мелодии, баса и гармонических голосов.

    Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали, конкурсы. Богослужения. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая и современная музыка. Музыка серьезная и «легкая».

    Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

    Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

    Функции народных праздников:

    Развивающая;

    Информационно-просветительная;

    Культурно-творческая;

    Рекреативно-оздоровительная.

    Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других.

    Концерт (от итал. concertare - состязаться) - крупное музыкальное произведение виртуозного характера для 1 или нескольких исполнителей-солистов в сопровождении оркестра.

    Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление.

    «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой – спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя. Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно - театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя.его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка - всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение.

    Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий. Фестиваль - (франц. Festival, от лат.Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства.

    Очень важно различать понятия «фестиваля» и «праздника».

    Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день.

    Основное отличие заключается в том, что праздник - это событие, которое дает повод к проведению фестиваля.

    В зависимости от масштабности проведения фестивали подразделяются на городские, региональные, областные, всероссийские, международные, а так же этнические и межкультурные.

    В зависимости от идейной направленности:

    - профессиональные (фестивали по профессиональной направленности, могут быть посвящены новым технологиям, используемым в профессиональной сфере - РR технологии, рекламные приемы, и т.д.)

    - исторические, ретроспективные (воссоздающие историческое событие, эпоху, легенды и обряды местности, на которых этот фестиваль проводится). Примером могут служить фестиваль средневековья в Старой Ладоге, фестиваль саамов в п. Ловозеро, фестиваль викингов в Финляндии;

    - фестивали современных технологий (демонстрация лучших достижений в области развития техники, транспорта, компьютерных технологии). Примером является британский фестиваль машин, канадский фестиваль «Arcadia», посвященный компьютерным технологиям, международный фестиваль мультипликации в Бразилии.

    В зависимости от основной аудитории : детские, юношеские, категорийные (в зависимости от категории, профессии, квалификации участников), всеобщие.

    Музыкальные конкурсы оставляют море эмоций на празднике. Пение – сольное, хоровое, под музыку, акапельное, помимо, все возможные танцевальные жанры – от балета до рок-н-ролла – это все, что начиняет музыкальные конкурсы. Аудитория, на которую рассчитаны музыкальные конкурсы – не имеет границ. Это универсальная забава, не оставит равнодушным никого.

    В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.

    В течение долгих лет в нашей стране была ограничена многовековая традиция православного богослужения. Сегодня духовная музыка и церковное искусство являются широко доступной и духовно значимой областью отечественной культуры, проводятся фестивали православной музыки, оживляется концертная практика, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству. В музыкальных училищах и консерваториях изучаются художественные законы богослужебного пения, отличные от законов общей вокальной хоровой музыки. Многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. В связи с этим возрастает актуальность изучения эстетических аспектов богослужебного пения. Понятно, что мы не можем в полной мере охватить все пространство православной музыкальной эстетики, но уже сегодня в состоянии выявить главные ее компоненты в их историческом контексте. Музыкальная эстетика православного богослужения предполагает анализ теоретических суждений о богослужебном пении (имплицитной музыкальной эстетики православия), особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей православной музыки.

    Богослужебное пение значительное эстетическое явление. На Руси причастных к певческому искусству называли избранными, мудрыми и особо посвященными и относились ко всему, связанному с пением, как к таинству. Сегодня мы ясно сознаем, что человек, воспринимая богослужение, а тем более участвуя в нем, гармонично соприкасается не только с религиозными аспектами службы, но, прежде всего, с художественной ценностью музыкального искусства как такового. С этих эстетических позиций мы и рассматриваем православное богослужебное пение.

    Следует сразу отметить различие между богослужебным церковным пением, духовной и светской музыкой. Многие авторы отождествляют церковное и богослужебное пение. Но, строго говоря, церковное пение - это вообще все, что поется в Церкви (на службах, молебнах, крещении, венчании и т. д.). Богослужебное пение является частью церковного пения и к нему относится только то, что поется на службах. Под «богослужебным пением» мы имеем ввидуодин его вид - клиросно-хоровое пение, хотя оно существует наряду с чтением нараспев псаломщика, возгласами священника, алтарным пением и прочими более простыми формами богослужебного пения. Актуальность исследования обусловлена так же выявлением эстетической сущности православного богослужебного пения, пониманием назначения пения в храме, проблемой творчества в богослужебной практике. Конкретно-чувственное восприятие слушателем богослужебного пения приводит к духовному наслаждению, которое всегда сопровождает эстетический опыт. Слушатель реально переживает свою причастность к «полноте бытия».

    Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.

    Что такое жанры музыки

    Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.

    Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).

    Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.

    Что такое жанр?

    Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.

    Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.

    Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.

    Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.

    Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.

    И возникает здесь жанр светской песни.

    Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.

    Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.

    Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.

    Перед тем, как , обязательно начните изучать различные направления. Это потом очень хорошо отражается на практике. Особенно будет полезно при создании чего-то нового!

    Музыкальная форма

    Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.

    Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.

    Или симфония.

    Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.

    Выразительные средства

    Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.

    Ритм — это глубинная организующая сила всего музыкального звучания. Он лежит в основе существования музыки. Потому что через ритм жизнь человека связана с действительностью, с космосом.

    Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.

    Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.

    Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.

    Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.

    В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»

    Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.

    Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.

    Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.

    Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.

    Жанры камерной музыки

    Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.

    Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.

    Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.

    Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.

    Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.

    Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.

    Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.

    Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.

    Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.

    — песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.

    Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.

    Жанры инструментальной и вокальной музыки

    Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.

    Жанры вокальной музыки

    Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.

    Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.

    В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.

    Вот список на основные жанры вокальной музыки:

    • Оратория — очень большое произведение для солистов, оркестра или хора. Обычно в таких произведениях освещались проблемы религиозного характера. Чуть позже появились светские оратории.
    • Опера — огромное драматическое произведение, которое объединяет жанры инструментальной и вокальной музыки, хореографию и живопись. Особая роль здесь отводиться различным сольным номерам (ария, монолог и так далее).
    • Камерная музыка — о ней упоминалось выше.

    Жанры инструментальной музыки

    Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.

    Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.

    А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.

    Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:

    • Танцевальная музыка — как-правило, простая музыка для танцев
    • Соната — используется в качестве соло или дуэта для камерной музыки
    • Симфония — стройное звучание для симфонического оркестра

    Жанры русских народных песен

    Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

    Вот список на основные жанры русских народных песен:

    • Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека. То есть с такими песнями работникам намного легче работалось. Они задавали ритм в работе. В подобных музыкальных произведениях отражалась основная жизнь рабочего класса людей. Частенько использовались трудовые возгласы для работы.
    • Частушки — очень распространенный жанр народной музыки. Как правило, это небольшое четверостишье с повторяющейся мелодией. Частушки несли в себе большой смысл русского слова. В них выражалось основное настроение народа.
    • Календарные песни — используются на различных календарных праздниках. Например, в Рождество Христово или под Новый год. Также этот музыкальный жанр хорошо использовался при гадании или же при смене пор года.
    • Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.
    • Семейные песни — использовались на различных семейных праздниках. Очень хорошо такой жанр отражался на свадьбах. Также он использовался при рождении ребенка, отправления сына в армию и так далее. Стоит сказать, что такие песни сопровождались определенным обрядом. Все это в совокупности помогало защититься от темных сил и различных бед.
    • Лирические композиции — в таких произведениях упоминается нелегкая доля русского народа. Например, очень часто упоминается о тяжелой женской доле и нелегкой жизни простых крестьян.

    Жанры современной музыки

    Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.

    Рок

    Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:

    • Фолк-рок — хорошо используются элементы народных песен
    • Поп-рок — музыка для очень широкой аудитории
    • Хард-рок — более тяжелая музыка с резким звучанием

    Поп

    Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:

    • Хаус — электронная музыка, которую исполняют на синтезаторе
    • Транс — электронная музыка с преобладанием печальных и космических мелодий
    • Диско — танцевальная музыка с обильными ритмическими секциями ударных и баса

    Рэп

    В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:

    • Рэпкор — смесь рэпа с тяжелой музыкой
    • Альтернативный рэп — смесь традиционного рэпа с другими жанрами
    • Джаз-рэп — смесь рэпа с джазом

    Жанры электронной музыки

    Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:

    • Хаус (house) — появился в 80-х гг прошлого столетия. Берет свое начало от диско 70-х гг. Появился благодаря экспериментам ди-джеев. Основные особенности: повторяющийся ритм бит, размер 4×4 и сэмплинг.
    • Дип хаус (deep house) — более легкая, атмосферная музыка с глубоким плотным звучанием. Включает в себя элементы джаза и эмбиента. При создании используется соло клавишных, электроорган, фортепиано и женский вокал (в основном). Развивается с конца 80-х гг. Вокал в этом жанре всегда стоит на второстепенном месте. На первом стоят мелодии и звуки для прорисовки настроения.
    • Гараж хаус (garage house) — такой же, как и дип хаус, только на главную роль выносится уже вокал.
    • Нью диско (nu disco) — более современный музыкальный жанр, основанный на возродившемся интересе к диско музыке. Сейчас очень популярно возвращаться к корням. Поэтому в основе этого жанра лежит музыка 70 — 80-х гг. Сам жанр появился в начале 2000-х гг. Используются синтезированные звуки, похожие на звуки реальных инструментов для создания диско 70 — 80-х гг.
    • Соул фул хаус (soulful house) — основа взята с house с ритмическим рисунком 4×4, а также вокала (полноценный или в виде сэмплов). Вокал тут в основном душевный и очень красивый. Плюс использование разнообразных музыкальных инструментов. Такое богатое наличие инструментов очень хорошо оживляет музыку данного жанра.

    Жанры рэпа

    Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:

    • Comedy Rap — интеллектуальная и забавная музыка для развлечения. Имеет сочетание реального хип-хопа и обычного юмора. Комедийный рэп появился в 80-х годах.
    • Dirty rap — грязный рэп, характеризующийся выраженным тяжелым басом. В основном эта музыка предназначена для завода публики на различных вечеринках.
    • Gangsta rap — музыка с очень жестким звуком. Появился жанр музыки в конце 80-х гг. За родительскую основу этого направления были взяты элементы из hardcore rap.
    • Hardcore rap — агрессивная музыка с шумными сэмплами и тяжелыми битами. Появилась в конце 80-х гг.

    Жанры классической музыки

    Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:

    • Увертюра — небольшое инструментальное вступление к спектаклю, пьесам или произведениям.
    • Соната — произведение для камерных исполнителей, которое используется в качестве соло или дуэта. Состоит из трех частей связанных друг с другом.
    • Этюд — маленькая инструментальная пьеса, предназначенная для оттачивания техники исполнения музыки.
    • Скерцо — начало музыки с живым и стремительным темпом. В основном передает слушателю шуточные и неожиданные моменты в произведении.
    • Опера, симфония, оратория — о них упоминалось выше.

    Жанры рок музыки

    Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:

    • Gothic rock — рок музыка с готическим и мрачным направлением. Появилась в начале 1980-х гг.
    • Grunge — музыка с твердым гитарным звучанием и мрачными депрессивными текстами. Появилась где-то в середине 1980-х гг.
    • Folk rock — образовался в результате смешения рока с народной музыкой. Появился в середине 1960-х гг.
    • Viking rock — панк рок с элементами народной музыки. В таких произведениях раскрывается история Скандинавии и самих викингов.
    • Trashcore — более быстрый хардкор. Произведения как правило, небольшие.

    Жанры духовной и светской музыки

    Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.

    Духовная музыка

    Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:

    • Литургия — пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
    • Антифон — повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
    • Рондель — создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
    • Проприум — часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
    • Ординариум — не измененная часть мессы.

    Светская музыка

    Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.