Виды игр используемые с детьми раннего возраста. Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности. необходимых для развития

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.

Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: “девочка беспокоится, если подгорают котлеты”, “мальчик бережно везет заболевшую куклу в больницу”. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка.

В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

Игровые действия имеют свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа:

  1. Ознакомительный;
  2. Отобразительный.

На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (машинку и коляску – катают, везут на них груз, куклу). Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5-6 месяцев до 1-1,6 года.

С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я - шофер, ты – мама.

Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т.д.

У ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что, как уже отмечалось выше, собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребенок только и делает, что катает машину), а у некоторых они отсутствуют совсем.

Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную взрослым новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать ее.

В качестве первого шага на этом пути, взрослый совершает игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Взрослый “понарошку” кормит малыша, моет ему руки, катает его на машине. В такой игре малыш относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, а от общения со взрослым.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь взрослый предлагает детям самим осуществить те же самые действия относительно его (покормить, помыть руки…). Катая взрослого на автомашине и т.п. ребенок получает несравненно более интересного и благодарного партнера, чем кукла или мишка. Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно взрослого, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя в отношении взрослого новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

Подготовка ребенка к принятию роли начинается с 2 лет 6 месяцев и совпадает с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, паровозиком и др. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, с другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность “превращаться в другого” появляется у ребенка к трем годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. В противном случае она, как показывает практика, появляется значительно позже.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” - первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, то с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную игру.

Последовательность превращений:

  1. Известные детям и привлекательные для них животные и птицы (кошечка, воробей);
  2. Интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, самолет);
  3. Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (врач, повар).

На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходяцими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привлекательность детей к животным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атрибутов.

Первая часть игры начинается с того, что педагог показывает детям, как входить в чей-то образ. Чтобы малыш захотел и смог войти в образ “другого”, показать как это легко и интересно. Прежде всего, педагог очень четко обозначает свою роль, называет образ, например: “Давайте играть. Я буду лисой”. Затем раскрывает образ: описывает внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пушистый хвост у белки и др.)

Далее педагог рассказывает, где живет персонаж, какой у него домик, как он называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам картинку, на которой изображен персонаж рядом со своим домиком. Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно рассказать чем питается животное (птица), что особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о том, что персонаж любит делать (играть, прыгать). Закончив рассказывать по сой персонаж, педагог коротко, в двух-трех фразах, сообщает детям, что остался без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них, очень хочет, чтобы они снова были с ним, что сделает для них что-то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В конце этого маленького рассказа педагог задает вопрос: “Кто хочет быть моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побудил детей принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообразили себя “другими”, а заодно помочь им утвердиться в новом качестве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А хвостики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, покажите.” Для первого раза вопросов вполне достаточно. Не надо требовать от детей в первых играх такой же полной характеристики образа персонажа. Малыш не может сразу вообразить и воспроизвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопросами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пребыванию в игровом образе. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части игры стоит задача – продлить пребывание детей в принятой или роли. Далее разыгрывается с малышами ряд незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лисята пошли в гости к зайчикам. Необходимо перейти через мостик (скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”. Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата подарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим лисятам”.

На этом игра закончена.

Вот несколько советов по проведению игры:

  1. Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах можно ограничиться только первой частью, т.е. обеспечить вхождение в образ.
  2. В ходе второй части игры, так же, как и в первой части, необходимо называть детей лисятами (бельчатами…). Однако, не стремиться постоянно навязывать им эту роль. Маленькому ребенку трудно длительное время удерживать себя в игровом образе. Некоторые дети могут проявить индивидуальность и переключиться на другой персонаж, который наиболее притягателен для них. Поэтому, играя в “лисенка”, ребенок вдруг может сказать: “А сейчас я медвежонок”.
  3. Организуя вторую часть игры, не затягивать ее по времени. Малыши должны получать удовольствие от игры, от общения с воспитателем.
  4. Совсем не обязательно, чтобы все дети были охвачены игрой. Ведь некоторые дети подключаются к игре гораздо позже.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому (“я вас всех спрячу от дождя” - подвижная игра “Солнышко и дождик”). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если варится каша для детей, то угощая их, воспитатель обязательно должен найти приветливое слово, выражающее расположение к ребенку (“Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка”).

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе… По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.

Итак, сюжетная игра детей второго и третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребенка с одной игрушкой до развернутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношения. Игра становится все более самостоятельной и творческой. Малыш овладевает самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.

Предлагаем Вашему вниманию практические разработки:

  1. План-сетка проведения сюжетно – отобразительных игр в 1 младшей группе (Приложение 1)
  2. Развернутый план проведения сюжетно – отобразительных игр в раннем возрасте (Приложение 2)
  3. Конспект сюжетно-отобразительной игры с детьми 2-3-летнего возраста “Кошка и котята” (Приложение 3)
  4. Конспект сюжетно-отобразительной игры с детьми 2-3-летнего возраста “Курица и цыплята” (Приложение 4)

Используемая литература:

  1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
  2. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада. – Сост. Т.Н.Доронова. – М., 1993.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. В сюжетных играх ребенок с помощью взрослого усваивает:

особенности предметов - игрушек (ознакомительные игры);

способы действия с ними (отобразительные игры);

приобретает опыт практической деятельности и отражает назначение предметов (сюжетно-отобразительные игры);

отражает ролевые взаимоотношения людей (сюжетно-ролевые игры);

отражает трудовые и общественные отношения (ролевые игры).

Познавательные игры направлены на:

самостоятельное обследование игрушек,

узнавание их физических свойств,

реализацию возможности различным образом действовать с ними.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности навыков и умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры - развлечения.

Подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры (с игрушками, дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в целях умственного развития детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Музыкальные игры могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Влияют на эстетическое, физическое, умственное развитие детей.

Игры - драматизации влияют на речевое, умственное развитие детей и воспитывают эстетические чувства.

Игры - развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т.д.

игра младший возраст родитель

В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно - игровая деятельность. Для развития игровой деятельности педагоги должны создать адекватную предметную среду для процессуальной игры, обогащать игровой опыт, включать игровых персонажей в режимные моменты и т. д. все это я отразила в своем сообщении из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Тема: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»

МАДОУ д/с

общеразвивающего вида

№2 «Радуга» г. Зарайска

Московской области

Воспитатель: Яныкина

Надежда Александровна

Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.

«Игра обязательно должна присутствовать
в детском коллективе. Детский коллектив не играющий
не будет детским коллективом…Воображение развивается
только в коллективе, обязательно играющем».
Макаренко А.С.

В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Для развития игровой деятельности педагоги должны руководствоваться следующими задачами:
* создание адекватной предметной среды для развития процессуальной игры;
* обогащение игрового опыта детей.

По времени игры организуются: утром до завтрака и после него; в промежутках между занятиями широко развертываются на воздухе и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры отводится примерно до трех часов.


Общеизвестно, что в возрасте от 2 до 3 лет дети должны играть ежедневно, а воспитатели вести за ними наблюдение; фиксировать интерес каждого ребенка к игровой деятельности, характер его игровых действий, учитывать эмоциональное состояние ребенка.
Так, если ребенок играет слишком однообразно, следует подключиться к игре, помочь разнообразить ее. Кому-то достаточно предложить игрушки, которые побуждают к обогащению игры, кому-то помочь советом или предложением. При этом воспитатель должен проявлять деликатность.

Благоприятное влияние на формирование интереса детей к игре, умение действовать в условном плане, оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты. Так я могу во время обеда посадить рядом с детьми на стульчик куклу, которая тоже будет кушать. Укладывая малышей спать, я предлагаю им убаюкать любимую игрушку, положить рядом с собой, а после сна посадить на горшок.
Приобщать детей к игровой деятельности можно не только с помощью игрушек и манипулятивных действий. В игру даже с самым маленькими детьми полезно включать условное действие с отсутствующими предметом. Для развития образно-ролевой игры я использую маленькое зеркальце, перед ним провожу игровые упражнения типа: « Покажем как можно рассердиться, рассмеяться». Процессу перевоплощения помогают атрибуты: юбки, платки. Показываем инсценировки песен, потешек, сказок.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

В сюжетно-ролевой игре я в совместной игре с малышами деятельности учу их таким действиям, как покормить куклу или мишку покачать уложить спать. Размер кукол имеет немаловажное значение. Следует иметь в виду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются лишь в некоторых игровых ситуациях. Таких кукол удобно кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать или купать. Малышам легче играть с небольшими куклами их можно носить, укачивать, купать, пеленать и.т.д. Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами. Сюжеты я придумываю сама или использую литературные тексты. Хороши на начальных этапах стихи А.Барто из цикла «Игрушки».
Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут и появляются первые игровые замыслы: « Давай поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Хорошая игра-залог прекрасного настроения.
В развитии дидактической игры учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее обязательно нужно вносить элементы занимательности. Эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибами.

Особое значение для младших дошкольников имеют подвижные игры, они являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Педагоги должны ежедневно выделять специальное время для организации детских игр; стремиться к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым; предложить детям на выбор ту или иную коллективную игру: в прятки, хоровод, лошадки, паровозик и вагончики и т.п. Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, взрослый не прерывает его занятия, не настаивает на участии в игре. Вместе с тем он постарается найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Воспитатель должен также поддерживать инициативу детей в развертывании той или иной игры. Помимо коллективных игр, необходимо организовывать индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка, воспитатель делает это ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры-потешки, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками.

Формированию интереса к игре во многом способствует предметная среда.

Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.

Из сказанного следует, что:

Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

Игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности;

В течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

ИГРЫ

Игра « Липучки»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей, умения слушать инструкцию

Когда в группе все дети станут «липучками», они начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Примечание : На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли «липучки» может выступать воспитатель.

Игра « Карусели»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Дети вслед за воспитателем повторяют слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

Карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали…

Темп речи и движений постепенно ускоряется. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те…

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.

Раз-два, раз-два,

Пауза.

Вот и кончилась игра.

Примечание: Текст разучивается с детьми заранее. Если у воспитателя нет подходящей музыки или игра проходит на улице, можно играть без музыкального сопровождения. Играя с маленькими детьми, направление движения можно не менять.

Игра « Кенгуру»

Цель: обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5 – 3 лет. Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшим братом или сестрой, с воспитателем.

Игра «Паровозик»

Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.

Содержание: Эта игра – модификация предыдущей игры «Кенгуру». Двухлетним детям трудно было понять и выполнить инструкцию взрослого. Они сами упростили характер движения, когда у них не получилось синхронного передвижения в сложной позе «кенгуру». Один из пары детей встал на четвереньки, второй – за ним, крепко обхватив его руками. Дети поползли вперед. Уловив сходство парного движения с движением паровоза, они хором стали распевать: «Чух-чух-чух».

Примечание: Пример этой игры показал, что дети раннего возраста обладают воображением и могут быть создателями целого ряда интересных игр.

Игра «Черепаха»

Цель: знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.

Например:

Собака – «Гав-гав…».

Кошка – «Мяу-мяу…».

Корова – «Му-му…».

Но как только воспитатель говорит: «Черепаха», - все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

Примечание: До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, воспитатель многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

Игра «Ищу друга»

Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

Примечание: В том случае, если у воспитателя нет необходимого набора игрушек, его можно заменить картинками с изображением животных. Если дети совсем маленькие, картинки можно вырезать в виде медалей и повесить каждому ребенку такую медаль на грудь.

Игра «Только вместе»

Цель: обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

Примечание: Когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой.

Игра «Самолеты»

(модификация игры С. Я. Лайзане, М., 1978)

Цель: развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

Воспитатель дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

Как только воспитатель дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

Игра «Помоги Тане»

Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Содержание: Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

Полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их.

Примечание: Эта игра похожа на игру «Ищу друга», однако является более функциональной, так как ее можно использовать в работе как с обычными детьми, так и с «особыми». Например, аутичному ребенку легче выполнять задание с понятным ему логическим завершением (игрушка должна стать снова целой). Для тревожных детей инструкция к этой игре тоже является более понятной и доступной. Правда, в этом случае воспитатель до начала игры должен продемонстрировать детям, каким образом будут выглядеть починенные игрушки.

С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

Игра «Это Я. Узнай меня» (известная игра)

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Содержание: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Игра «Постарайся отгадать»

Цель: развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочения группы.

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут.

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит воспитатель (можно вместе с остальными детьми), а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

Примечание: Эта игра является модификацией предыдущей игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.

Игра «Добрый бегемотик»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке….

Затем воспитатель просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

Игра «Самолет летит по небу»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

Самолет летит по небу,

В самолете я лечу.

Дети изображают руками крылья самолета, гудят. Воспитатель говорит:

На машине я поеду,

Если только захочу.

Дети изображают, как они едут в машине, держаться за руль, рычаг, подражая звуку мотора.

Воспитатель выполняет движения вместе с детьми.

Примечании: С более старшими детьми или когда дети уже привыкнут к игре, воспитатель может усложнить условия и сознательно путать слова и движения. Дети стараются не ошибиться.

Игра «Мой хороший попугай»

Цель: Развитие эмпатии детей, быстрота реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:

Мой хороший попугай,

Мне его скорее дай.

Он красивый, он хороший

И еще…

Ребенок добавляет свое ласковое слово, например:

Он добрый очень.

Игра «Паучки и комары»

Цель: развитие координации движений, навыки взаимодействия, сплочение группы.

Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.

Примечание: Эту игру можно проводить с музыкальным сопровождением. В этом случае все дети свободно бегают до определенного сигнала (например, до остановки музыки), и только потом «паучки» могут их ловить.

Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. Е., 2000)

Цель: снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.

Воспитатель читает детям стихотворение:

Солнечные зайчики -

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, скок…

Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда давая им возможность ловить световое пятно, которое потом опять убегает.Если зайчик «устал», ребятам удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае воспитатель говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. Воспитатель при этом говорит: «Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он под стол спрятался…Ой! Он прыгнул на диван… Ловите его, ловите скорее!»

Игра «Зеркало» (Козак О. Н., 1999)

Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, знакомство ребенка с его телом, обучение ребенка ориентации в пространстве.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (индивидуальный)

ВТОРОЙ ЭТАП (групповой)

Примечание: На более поздних этапах работы с зеркалом игру можно начинать сразу со второй части.

Игра «Волшебное зеркало» (Филиппова А. Д., М., 1963)

Цель: развитие воображения, ориентации в пространстве, умения повторять движения взрослого.

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Все нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной.

Взрослый подходит к одному из детей и делает какое-нибудь движение. Ребенок должен повторить движение.

Примечание: Эта игра похожа на предыдущую, но она рассчитана на детей, с которыми уже проведена подготовительная работа. Кроме того, стихотворный текст делает игру более привлекательной для детей.

Игра «Том и Джерри» (модификация известной игры)

Цель: развитие двигательных навыков, навыков взаимодействия, быстроты реакции.

«Кот» свернулся калачиком на ковре и спит. «Мышата» пляшут вокруг него (можно взявшись за руки, можно отдельно друг от друга) и поют:

Тили-бом, тили-бом,

Не боимся тебя, Том!

«Том» внезапно «просыпается», вскакивает и пытается поймать «мышат». «Мышата» разбегаются. Если «Том» уже поймал кого-нибудь из них, он запирает мышонка в мышеловке (сажает на стульчик).

Игра «Пузырь» (известная игра)

Цель: игра способствует сплочению детей, развитие чувства ритма.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: «Хлоп!»

Примечание: Произносить текст надо четко, медленно – дети должны повторять его за воспитателем. Если игра проходит на большом ковре, дети обычно после слова «хлоп» падают (специально) на пол, валяются и хохочут.

Игра «Пушинка» (Козак О. Н., 1999

Цель: развитие двигательной активности, координации движений, умение контролировать свои действия.

Игра «Черепахи»

Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

Примечание: Эта игра может показаться сложной для детей раннего возраста, но наблюдения психолога М. В. Луткиной показали, что действительно, сначала у детей срабатывает стереотип двигаться как можно быстрее. Примерно 10 % детей 2,5 – 3 лет с первого раза понимают инструкцию правильно. Но при систематическом проведении игры с каждым разом таких детей становится все больше.

Игра «Колокольчик»

Цель: развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центре круга – он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он должен быть со звонком, отчетливым звуком). Задача водящего – дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удается, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)

Цель: развитие слухового внимания, обучения детей ориентации на своем теле.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

«Уши-уши» - все показывают уши

«Глазки-глазки» - все показывают глазки.

«Ручки-ручки» - все показывают ручки и т.д.

Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, воспитатель может усложнить игру: он специально путает детей – называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Воспитатель может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

Игра «Лягушки»

Цель: развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

Затем начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Комары все улетели,

И лягушечки их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

Тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем пора.

Веселиться всем пора.

Игра «Зайчик»

Цель: развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчиняться общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.

Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:

Зайчик, зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Затем воспитатель ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:

Зайка глазки открывает,

За морковкой убегает.

Он бежит от волка прочь,

Мы хотим ему помочь.

Воспитатель постепенно замедляет темп, дети говорят:

Успокойся, зайчик-зайка,

Ляг в кровать и засыпай-ка.

После этих слов движения становятся совсем плавными, и дети с воспитателем как можно тише, спокойнее говорят:

Зайчик-зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит…

Тссссссссссссс….

Игра «Коршун» (модификация игры Кильпио Н. Н., М., 1965)

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.

Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как воспитатель говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в домик.

После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключении воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку – пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

Примечание: С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 см.

Игра «Дождик» (ЦПП Калининского района)

Цель: развитие мышечного контроля, ориентации в пространстве, повышение эмоционального тонуса, умения взаимодействовать со сверстниками.

1-й ВАРИАНТ

Содержание: Один ребенок водящий. Остальные дети все вместе прячутся под большой (желательно прозрачный) зонт. Водящий из брызгалки (пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке) поливает зонтик, имитируя дождь. Дети наблюдают, как скатываются капельки дождя с зонта, как стекают с него струйки воды, подставляют ручки, чтобы поймать капельку.

Затем выбирается другой водящий, и игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый желающий.

2-й ВАРИАНТ

Все дети под один большой зонт. При этом оговаривается, что дети прячутся так, чтобы все поместились под зонтом, заботясь друг о друге. Если возникает необходимость, взрослый помогает им:

По одному, по два ребенка под любой понравившийся зонт, если в группе приготовлено несколько зонтиков. Взрослый заранее оговаривает условие, что под один зонт прячется один ребенок (или два, три ребенка). Дети более старшего возраста могут бегать «до начала дождя» парами, и тогда спрятаться под зонтик они будут должны тоже парами.

3-й ВАРИАНТ

Игра «Ежик и дождик»

(модификация игры Дыкман Л., 1998: Ларечиной Е.)

Цель: развитие умения подражать движениям взрослого.

ЧАСТЬ 1

Взрослый говорит: «Встретил как-то еж ежа», - правой и левой рукой складывается кукиш.

Как погода, еж?

Свежа.

И пошли домой.

Дрожа, сгорбясь, съежась, два ежа.

(Оба «ежика» изображают движение.)

ЧАСТЬ 2

Чей топот быстрых ножек (Одного «ежика прикладывают к носу.

Звучит среди камней? Все дети, чуть согнувшись, идут по кругу маленькими шажками,

То ежик, ежик, ежик держа у носа ежика и припевая песенку.)

Спешит домой скорей.

Вдруг тучи набежали, (Все дети разводят руки широко в стороны.

И в небе грянул гром. Резко хлопают в ладоши.

В клубок наш еж Дети приседают, руками закрывают голову.

Свернулся, Дети поднимают кисти рук, пальцы растопыривают.)

Иголочки кругом.

Капля раз, капля два, (Дети, сидя на полу, сначала медленно и тихо, затем все

Капля медленно сперва. Сильнее и громче стучат всеми пальчиками по полу.)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Сильный дождь пошел… (Дети сильно стучат ладошками по полу.

Дождик стал затихать Постепенно дети замедляют темп, стучат медленнее и тише.

Капли стали высыхать Дети водят ладошками по полу.

Солнце появилось Дети поднимают руки вверх. Пальцы в стороны. раздвинуты

Деткам поклонилось… Руки постепенно опускаются. Дети улыбаются, кланяются.)

Игра «Утреннее приветствие» (модификация Ларечиной Е.,)

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка.

Воспитатель говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады».

Воспитатель говорит: «Все мы проснулись, за руки взялись», - руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.

Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь… И Саша здесь… И Люба здесь…» Все дети вслед за воспитателем повторяют: «И Таня здесь…»

Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!» После этого все медленно опускаются на корточки.

Игра «Живая картинка»

Цель: развитие восприятия, воображения, мышления, умения выделить главное в предмете.

Каждый ребенок, посмотрев на свою картинку, «оживляет» ее, показывая какое-то движение или позу. Остальные дети отгадывают, что это такое.

Примечание: На первых этапах воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком или показывает движения сам, а дети только отгадывают, что изображено воспитателем

Игра «В нашей группе»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.

В нашей группе, в нашей группе / все ритмично хлопают в ладоши

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят

А у нас есть ……. /психолог показывает на ребенка

Все хором называют его имя.

Так продолжается, пока не назовут всех детей.

Игра «Наши детки на полу»

Цель: развитие чувства ритма, умения начинать и заканчивать движения по команде взрослого.

Наши детки на полу

Ножками затопали.

Посмотрите, хороши (дети идут группой)

Наши детки-малыши!.

Ходят детки ножками,

Новыми сапожками! (ходят высоко поднимая ноги

Топа-топа-топа-топ при слове «стоп»- останавливаются.)

Топа-топа-топа-стоп.

Впереди далекий путь,

Деткам нужно отдохнуть. (садятся на пол, отдыхают)

Топа-топа-топа-топ

Топа-топа-топа-стоп!

А потом пойдем опять

Мы по комнате гулять, (снова идут группой, останавливаются

Топа-топа-топа-топ, при слове «стоп»).

Топа-топа-топа-стоп.

Игра «Гулялка»

Цель: создание оптимистического настроения. «Знакомство» с телом, снятие мышечного напряжения.

По дорожке –топ-топ-топ /шагают под текст/

Мы шагаем дружно.

Не идет проказник дождь? /поднимают голову вверх,

Посмотреть нам нужно. Смотрят вправо, влево/

Все в порядке: нет дождя, /кивают головой, улыбаются солнышку

Солнышко сияет; подставляют ему щечки, нос и лоб/

Наши щечки, нос и лоб

Нежно согревает.

Руки к солнцу подниму, /поднимают руки в стороны-вверх,

Лучики поймаю, растопырив ладони, сжимают в кулаки./

Их я пальчиком стряхну, / щелкают каждый из пальчиков о большоцпальчик,

С ними поиграю. Встряхивают кисти рук./

А потом я протопчу / топают-дробят ножками, делая дорожку/

На песке дорожку,

И колечки начерчу /попеременно рисуют каждой ножкой,

Кругленькие ножкой затем встряхивают ею, расслабляя/

Покружись, как мотылек, /медленно легко кружатся, встряхивая руками,

Сяду на купавку, как крылышками, садятся на корточки.

И поглажу нежно я Легко пальчиками гладят травку./

Мягонькую травку.

Солнышком посыплю я / поднявшись на ноги, посыпают сверху вниз

Все вокруг, что знаю. Все вокруг себя.

Все узнали вы меня? Спрашивает, разведя руки в стороны,

Это я – гуляю! Показывая на себя, улыбается./

Игра «Собачка» (ранний возраст)

Цель: развитие речи, слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.

Ты собачка, не лай,

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

Игра «Комарик» (ранний возраст)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослого, с правилами игры и ритмом стиха.

Сел комарик под кусточек, / дети садятся на стулья,

На еловый на пенечек, расставленные по всему залу./

Свесил ножки под листочек / покачивают ногами/

Спрятался . прячутсяся за платок из марли/

приготовлен заранее и висит на спинке стула.

Ведущий ходит вокруг детей с куклой-игрушкой. Говорит: « где же комарики? Я их сейчас съем!»

Ищет детей. Уходит. Игра повторяется. Ведущий находит детей: «вот они спрятались!» Дети убегают. Ведущий пытается их поймать.

Игра « Ножки» (ранний возраст)

Цель: снижение импульсивности, повышенной двигательной активности. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

Зашагали ножки топ-топ-топ,

Прямо по дорожке топ-топ-топ.

Ну - ка веселее топ-топ-топ,

Вот как мы умеем топ-топ-топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке / бегут, стараясь

Убегают, убегают не обгонять друг друга/

Только пяточки сверкают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Зарядка»

Цель: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

Скачет лягушонок ква-3 раза /прыгать на месте и квакать/

Плавает утенок кря-3 раза / движ. руками от центра груди в стор./

Спортом занимаются на месте/

Быстрая синица тюр-лю-лю /руки двигаются плавно

В воздухе резвится,тюр-лю-лю, вверх-вниз, в стороны./

Все вокруг стараются /маршировать

Спортом занимаются на месте/

Прыгает козленок ме-ме-ме /прыжки

А за ним ягненок бе-бе-бе на месте/

Все вокруг стараются /маршировать

Спортом занимаются на месте/

Вот мы на зарядке, раз-два-три /наклоны

Утром на площадке раз-два-три в стороны/

Видите стараемся,

Спортом занимаемся! /маршируем на месте/

Игра «Зайка»

Цель: развитие чувства ритма, коммуникативных навыков(учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движения партнера).

Маленький зайка /садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола

Длинные ушки /дети приставляют ладошки к голове –« ушки»/

Быстрые ножки / побежали/

Заинька- зайка /дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку/

Деток боишься / дети обхватывают себя руками/

Зайка – трусишка / изображая страх, «дрожат».

Игра «Мишка - косолапый».

Цель: развитие умения передавать воображаемый образ с помощью движений, развивать умение действовать согласованно со взрослым и другими детьми.

Мишка, мишка косолапый /приподнять плечи, руки округлить, носки ног

Мишка по лесу идет повернуть, идти переваливаясь/

Мишка хочет сладких ягод / поладить себя по животу, облизнуться/

Да никак их не найдет. /оглянуться по сторонам, пожать плечами/

Вдруг увидел много ягод / показать указательным пальцем, на лице

И тихонько зарычал. восторг, двумя руками «собирать» ягоды

Подошли к мишутке детки в рот, помаршировать/

Мишка ягодки им дал /раздавать ягодки/

Игра « Хрю – Хрю»

Цель: развитие внимания детей, произвольности поведения.

Когда взрослый назовет кого- либо из животных, тот должен уже произносить свои звуки и хлопать.(кошка: мяу-мяу) и все повторяют уже за ним и т.д.

Игра « Одуванчики»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.

По краешку канавки

На травяном диванчике

Весело гурьбою

Расселись одуванчики.

Тут и солнышко взошло,

Покатилось мячиком

Ищет красно солнышко,

Где же одуванчики.

Дети-одуванчики бегают под музыку или звук бубна. С окончанием звучания они бегут к своим стульчикам. Ведущий произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые, закрыв лицо, прячутся.

Воспитатель (ведущий)

Желтый одуванчик

Я тебя сорву,

Желтый одуванчик

Спрятался в траву.

Ведущий уходит. Снова звучит музыка. Игра повторяется.

Игра «Мишка»

Цель: развитие способности подражать движениям взрослого, координации движений, развитие речи, памяти.

Мишка косолапый /похлопывание ладонями

По лесу идет правой и левой рук по ногам/

Шишки собирает,

Песенки поет.

Вдруг упала шишка / правая рука сжимается в кулак

Прямо мишке в лоб и прикасается ко лбу/

Мишка рассердился / ладони хлопают по ногам

И ногою – топ. Или ножки топают по полу/.

Больше я не буду / ребенок грозит указательным пальчиком./

Шишки собирать

Сяду я в машину / ладошки соединяются и прикладываются

И поеду спать к щеке, имитируя сон/.

Игра «Зайчик»

Цель: развитие речи, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

В гости зайка к нам пришел / шагают, подставляют ладошки

Длинненькие ушки, к голове, как ушки/

Он пушистый, мягкий весь / делают легкие, воздушные движения

Как моя подушка. Руками сверху- вниз/

Иногда сердитый он, / сдвигают бровки,

Хмурит глазки строго хмурятся/

Говорю я: « не сердись, / грозят пальчиком/

Зайка – недотрога!»

Лобик глажу я ему, / легкими движениями гладят лоб от

Пухленькие щечки, переносицы к ушкам, щечки круговыми движ./

Понарошку начерчу / всеми четырьмя пальчиками чертят на лбу

Клеточки и точки. И щечках клеточки, затем легко бьют кончиками

Пальцев по лбу, щекам, подбородку,/

Ручка-плюх, другая–плюх / попеременно падает сначала одна рука

Бедные упали затем другая/

Словно ниточки висят /легко встряхивают руки, усталое выражение

Как и я устали лица, вялое все тело/

Снова зайка прыг да скок / прыгают, как зайки /

Скачет по дорожке.

Вместе с ним мы отдохнем, /встряхивают попеременно то правую

Прополощем ножки то левую ногу, как будто полощут в воде/

Так трудились с зайкой мы, / говорят вялым голосом, расслабленны

Что устали сами мышцы тела, в конце садятся на коленки

Отдыхать теперь пойдем и обнимают себя руками./

На коленки к маме.

Игра «Столяры»

Цель: развитие внимания, речи, воображения, умения согласовывать свои действия с действиями взрослого и сверстников.

Мы пилим, пилим доску / дети имитируют движения взрослого,

С утра у нас дела ведущий держит правую руку

Стальные зубы остры согнутой в локте перед собой,

Легко идет пила наклоняясь то вперед то назад/

Вжик-вжик, вжик-вжик.

Бежит, бежит послушно / движения руками в сторону

Рубанок вдоль доски, руки прямые движутся одновременно

И беленькие стружки в левую сторону, а потом обратно

Свернулись в завитки

Шух, шух, шух, шух.

А ну кА веселее / руки согнуты в локтях

Ударим молотком

Покрепче, поровнее имитир. движения молотком./

Мы гвоздики забьем

Тук-тук, тук-тук.

Игра « По ровненькой дорожке»

Цель: сплочение группы, развитие слухового внимания, снижение излишней двигательной активности.

По ровненькой дорожке – 2 раза / двигаются обычным шагом

Шагают наши ножки – 2 раза

По камушкам, по камушкам / двигаются большими шагами/

По кочкам, по кочкам / прыжки вперед/

По маленьким листочкам / движутся мелкими шагами/

В ямку – бух! / приседают/

С целью контроля за своими действиями психолог обращает внимание детей, что нужно присесть на корточки, а не просто упасть на коленки.

Игра « Где же, где же»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

1.Где же, где же, наши ручки? / разводят руками, удивленно смотрят друг на друга/

Где же, наши ручки?

Где же где же наши ручки?

Нету наших ручек. / прячут ручки за спину/

Вот, вот наши ручки! / поворачивают ладошки тыльной

Вот наши ручки! Стороной вверх-вниз/

Пляшут, пляшут наши ручки! / ритмично машут ладошками перед собой/

Пляшут наши ручки!

2.Где же, где же, наши ножки? / разводят руками, удивленно смотрят друг на друга/

Где же, наши ножки?

Где же где же наши ножки?

Нету наших ножки. /садятся на корточки/

Вот, вот наши ножки! / ритмично хлопают

Вот наши ножки! Ладошками по ногам/

Пляшут, пляшут наши ножки! / ритмично топают ногами/

Пляшут наши ножки!

3.Где же, где же, наши детки? / разводят руками, удивленно смотрят

Где же, наши детки? Друг на друга. /

Где же где же наши детки?

Нету наших деток. / Прячут лицо в ладошки/

Вот, вот наши детки! /открывают лицо и улыбаются

Вот наши детки! Покачивают головой/

Пляшут, пляшут наши детки! / пританцовывают, поворачиваются

Пляшут наши детки! Вокруг себя/.

Игра « В пятнашки»(ранний возраст)

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.

«Солнышко» произносит заключительные строки (2), после чего убегает от детей. Тучки догоняют солнышко.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко ловили:

А мы солнышко догоним!

А мы красное поймаем!

Солнышко побежало,

Красное поскакало:

А я тучек не боюсь!

Я от серых увернусь!

Игра «Курочка» (2 мл, средний)

Цель: развитие быстроты реакции, умения действовать в соответствии с правилами. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Курочка по сенечкам

Прохаживала

Деток – цыпляток

Уговаривала:

Вы не бегайте, цыплятки,

По дворику,

Не ищите вы зерен

У заборика.

К заборику гусак подбирается,

Цыплят он щипать собирается.

Дети – цыплятки идут стайкой за ведущим – курочкой. С 5-й строки до конца текста говорит курочка, повернувшись к цыпляткам.

По окончании стихотворения из-за укрытия (забора) выбегает гусак (ребенок или взрослый) который догоняет детей.

Игра «Козлик»

Цель игры: развитие умения подражать движениям взрослого, развитие двигательных навыков.

Козлик по полю гулял Дети идут шагом друг за другом, то

На гармонике играл: разводят руки в стороны, то

Гики-Брыки -2р на гармонике соединяют вместе.

Играл.

Вышел из леса медведь, Раскачиваются из стороны в сторону

Стал на козлика реветь: руки над головой. Сопровождают

Движения ревом.

Козлик наш не убежал, Качают головой из стороны в

Веселее заиграл: сторону. Движение руками

Гики-брыки 2р.Веселее заиграл. (имитация игры на гармошке).

Как пустился мишка в пляс, Пружинки. Руки на поясе.

Так и пляшет он сейчас

Гики-брыки – 2р, так и

Пляшет он сейчас.

Игра «Справа, справа от меня»

Цель: Позволяет определить детей – лидеров и детей не популярных, а также определяет пространственно временные отношения.

Игра «Сижу я на камушке»

Цель: Умение выражать любовь и ласку по отношению к другим людям (оказывать поддержку) развитие эмоциональной сферы.

«Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит

А кто ж меня…….

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове (приголубить). После этого он сам садится и накрывает голову платочком, Его голубит следующий желающий.

Игра «Мышки» (мл. возраст)

Цель: развитие умения подчинятся правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

Материалы: игрушечная мышка.

Скачут мышки-шалунишки Прыгают на месте

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки, Идут на носочках, садятся на

Не мешайте спать малышке корточки кладут ладони, сложенные

«лодочкой», под щеку.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Снежная карусель»

Цель: развитие умения согласованно действовать.

Игра « Рисуем по кругу.(неожиданные картинки)»

Цель: сплочение детского коллектива, развитие воображения.