Уроки греческого языка. Изучение греческого. Бесплатные курсы греческого. Самостоятельно выучить язык кипритов. Греческие сущ. муж Что означает винительный падеж в греческом языке

Греческий. Урок 11: Как определить род существительного

Вы уже знаете, что греческие существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Хотя род существительного можно определить по его окончанию, артикль остается более надежным средством для определенного рода, так как многие существительные не подчиняются приводящимся ниже основным правилам.

О роде существительного можно догадаться по его окончанию (исключение составляет незначительное количество слов).

Окончания мужского рода

Наиболее обычными окончаниями мужского рода являются –ος, -ης, -ας.

Например, ο δρόμος [о ‘дромос] - дорога, улица, путь; ο άντρας [о’антрас] – мужчина; ο μαθητής [о маcи‘тис] – ученик.

Окончания женского рода

Чаще всего встречаются: -η, -α.

Например, η νίκη [и‘ники] - победа, η ζάχαρη [и ‘захари] – сахар, η γυναίκα [и йн‘нэка] – женщина, η ώρα [и ‘ора] – час.

Окончания среднего рода Самыми обычными окончаниями среднего рода являются: - ο, -ι.

Например, το βουνό [то ву‘но] – гора, το ψωμί [то псо‘ми] – хлеб.

О том, как изменяются существительные в родительном и винительном падеже, а также об особенностях склонения существительных мужского рода мы поговорим в нашем следующем уроке.

Греческий. Урок 12: Склонения существительных

Склонение существительных в греческом языке зависит от того, какого они рода (напомним, что в греческом, как и в русском языке, три рода: мужской, женский и средний).

Тип склонения существительного в немалой степени зависит от окончания и от ударения.

Когда говорят о существительных мужского рода с окончанием – ης, то чаще всего приводят в пример склонение существительных ο φοιτητής (студент) и ο εργάτης (рабочий).

Давайте и мы посмотрим, как они склоняются:

ο φοιτητής (как и все существительные на – ης, имеющие окончание на последнем слоге) склоняется следующим образом:

Единственное число

Именительный падеж ο φοιτητής

Родительный падеж του φοιτητή

Винительный падеж το(ν) φοιτητή

Звательный падеж - φοιτητή

Множественное число

Именительный падеж οι φοιτητές

Родительный падеж των φοιτητών

Винительный падеж τους φοιτητές

Звательный падеж - φοιτητές

ο εργάτης – рабочий (и существительные с ударением на предпоследнем слоге)

Единственное число

Именительный падеж ο εργάτης

Родительный падеж του εργάτη

Винительный падеж τον εργάτη

Звательный падеж - εργάτη

Множественное число

Именительный падеж οι εργάτες

Родительный падеж των εργατών

Винительный падеж τους εργάτες

Звательный падеж - εργάτες

Обратите внимание на то, что окончания в обоих случаях абсолютно одинаковы.

Только в спряжении существительных с ударением на предпоследнем слоге в родительном падеже множественного числа ударение все же падает на последний слог.

И все! Не сложно ведь, правда?

Новые слова и выражения:

Вы говорите (ты говоришь)…

По-русски

По-гречески

Я не говорю…

По-русски

По-гречески

Немного говорю

Я говорю только...

По-русски

По-английски

Где Вы живете?

В Москве

В Киеве

В Никосии

Μιλάτε (μιλάς)...

ελλινικά

(Δε) μιλάω...

ελλινικά

Μιλάω λίγο

Μιλάω μόνω...

Πού μένετε

στη Μόσχα

στό Κιεβο

στη Λευκωσία

[милатэ] [милас]

[элиника]

[зэ милао]

[элиника]

[милао лиго]

[милао моно]

[англика]

[пу мэнэтэ]

[сти мосха]

[сто киево]

[сти левкосиа]

Греческий. Урок 13: Родительный падеж

Родительный падеж употребляется, прежде всего, для выражения обладания, принадлежности.

Например, το αυτοκίνητο του Γιώργου – машина Георгия.

Объяснить образование родительного падежа очень легко, поэтому в сегодняшнем уроке все будет понятно с первого раза. Итак…

Родительный падеж существительных женского рода единственного числа

К существительному просто добавляется - ς в конце слова

Η γυναίκα – της γυναίκας

η εφημερίδα της Ελένης - газета Елены

το γράμμα της μητέρας - письмо матери

Родительный падеж существительных среднего рода единственного числа

Окончанием является –ου. Так, если слово оканчивается на -ο, мы просто добавляем –υ.

Το δέντρο – του δέντρου

Если же слово оканчивается на -ι, как το παιδί, мы добавляем –ου.

το παιδί – του παιδιού

η στάση του λεωφορείου – остановка автобуса

Родительный падеж существительных мужского рода единственного числа

Способ образования формы родительного падежа зависит от окончания слова. Именно поэтому в прошлом уроке мы подробно рассматривали склонение существительных мужского рода. Формы существительных, приведенных в прошлом уроке, я рекомендую заучить наизусть. Вы сможете использовать их в качестве примера.

ПОЛЕЗНЫЕ СЛОВА

Какая сегодня погода! Τί καιρός!

Какой прекрасный день!

Τί όμορφη ημέρα! ти оморфи имэра

Какая ужасная погода!

Τί απαίσιος καιρός! ти апэсиос кэрос

Как холодно/жарко сегодня!

Κάνει τόσο κρύο /τόση ζέστη σήμερα! кани тосо крио/тоси зэсти симэра

Сегодня... Έχει... э’хи

солнечно ήλιο илио

облачно συννεφιά синэфья

Греческий. Урок 14: Притяжательные местоимения

Очень жаль, что сегодня осталось так мало места! На следующей неделе я постараюсь уделить греческому уроку больше времени и сил. Сегодня я увлеклась статьей о памяти. Кстати, просмотрите ее. Там есть над чем подумать.

На прошлой неделе я объяснила Вам образование родительного падежа существительных. И планировала продолжить. Но тема серьезная, и я решила уделить ей достаточно места на следующей неделе. А сегодня мы поговорим о притяжательных местоимениях (Давайте немного отдохнем от спряжения существительных!).

мой/моя/моё μου [му]

наш/наша/наше μας [мас]

твой/твоя/твоё σου [су]

ваш/ваша/ваше σας [сас]

его του [ту] её της [тис]

их τους [тус] (для мужского рода)

τις [тис] (для женского р.)

Обратите внимание, что в греческом языке притяжательные местоимения стоят после определяемого слова (которое в данном случае всегда употребляется с артиклем):

мое имя то ономо му

твоё имя то ономо су

его имя то ономо ту

её друг о филос тис

наша тетя и фиа мас

ваша тётя и фиа сас

их дом то спити тус

Полезные слова и выражения. Разговор по телефону

Алло, это Мария. Εμπρός. Είμαι η Μαρία... эмброс имэ и Мариа

Я хотел(а) бы поговорить с...

θα ήθελα να μίλησα με τον /την ... са исэла но милисо мэ тон/тин

Говорите громче/ помедленнее, пожалуйста. Μιλάτε πιο δυνατά /πιο αργά, παρακαλώ, милатэ пьо дината/ пьо арга паракало

Повторите, пожалуйста.

Μπορείτε να το επαναλάβετε; боритэ нα то эпаналавэтэ

Вы неправильно набрали номер.

Έχετε λάθος νούμερο. эхетэ ласос нумэро

Минутку. Μισό λεπτό, мисо лепто

Подождите, пожалуйста. Περιμένετε, παρακαλώ. пэримэнэтэ паракало

Я перезвоню. θα έρθω σε επαφή. са эрсо сэ эпафи

Греческий. Урок 15: Как изменяются существительные

Склонение существительных, пожалуй, одна из самых объемных тем в греческой грамматике. Мне даже сложно отобрать для вас материал. И одно нужно, и другое. А в итоге получается столько новой информации, что переварить ее чрезвычайно сложно. Давайте по порядку.

Склонение существительного зависит от его рода. Как только мы определились с родом (мужской, женский или средний), нужно подумать и об окончании. Ведь от него зависит, как именно, мы будем склонять. А уж в-третьих, нужно вспомнить исключения из правил. Вдруг слово относится к списку слов-исключений и спрягается по собственным правилам. В конце концов приходишь к выводу, что слова нужно просто заучивать наизусть. А потом, с практикой, употребление слов доходит до автоматизма. И уже не нужно задумываться, какую форму употребить.

Я постараюсь привести сегодня максимальное количество примеров. И если правила выучить тяжело, учите, пожалуйста, целые фразы. Это практично. И полезно.

Обратите внимание, что в греческом только четыре падежа. Т.е. не все совпадает с привычной нам русской грамматикой. Например, для передачи смысла дательного падежа (кому?, чему?) к артиклю существительного в винительном падеже присоединяется начальная буква предлога σε, например, ";Ο πατέρας λέει στο γιο του: Σίμερα δεν διαβάζεις καλά"; - Отец говорит сыну: ";Ты сегодня плохо читаешь";.

В двенадцатом уроке мы рассматривали склонение существительных мужского рода, оканчивающихся на –ης. Сегодня давайте запомним, как изменяются существительные с окончанием ας и oς.

ας

Существительные мужского рода с окончанием –

Обратите внимание на следующие особенности:

1) Если ударение падает на последний слог, то оно остается во всех падежах на последнем слоге;

2) Если ударение падает на предпоследний слог, то оно остается во всех падежах на предпоследнем слоге;

3) Если ударение падает на третий слог от конца, то оно переходит на предпоследний слог в родительном падеже единственного и множественного числа и в винительном падеже множественного числа.

Брат - ο αδελφός

Единственное число

Множественное число

И. п. ο αδελφός

Р. п. του αδελφού

В. п. τον αδελφό

Зв. п. - αδελφέ

οι αδελφοί

των αδελφών

τους αδελφούς

- αδελφοί

Строитель - ο οικοδόμος

Единственное число

Множественное число

И. п. ο οικοδόμος

Р. п. του οικοδόμου

В. п. τον οικοδόμο

Зв. п.- οικοδόμε

οι οικοδόμοι

των οικοδόμων

τους οικοδόμους

- οικοδόμοι

Человек - ο άνθρωπος

Единственное число

Множественное число

И. п. ο άνθρωπος

Р. п. του ανθρώπου

В. п. τον άνθρωπο

Зв. п.- άνθρωπε

οι άνθρωποι

των ανθρώπων

τους ανθρώπους

- άνθρωποι

Разобрались? Теперь о падежах. Я уже упоминала о том, что в греческом языке четыре падежа. Когда в предложении есть подлежащее (кто? что?), то это существительное всегда стоит в именительном падеже. Любое другое существительное, которое вы встретите в том же предложении будет в родительном или винительном падеже. Реже в звательном.

Вот звательный падеж представляет для нас некоторую сложность. Ведь в русском языке мы не заучиваем отдельно форму обращения к человеку. Когда я готовила материал к этому уроку, то узнала кое-что новое. Для себя и, быть может, для вас. В нашем офисе, конечно, есть филологи, и коллеги мне подсказали, что в старорусском языке тоже был звательный падеж. Помните у Пушкина в “Золотой рыбке” - “Чего тебе надобно, старче?”. Вот вам и форма звательного падежа (сравните греческое “филе”, “кумбаре”).

Урок урока : Золотое правило жизни Цели и задачи урока : Когнитивные – раскрыть... культуре. 2 этап. Чтение основного текста от первого правила : «Не судите других... по православной культуре. 3 этап. Чтение основного текста до конца на...

Кто учил греческий, тот знает, как много окончаний существительных используется в языке. Эта статья посвящена классификации французского лингвиста Анри Тонне, в которой он представил склонение существительных в греческом языке в виде четырех таблиц.

В учебниках, как правило, склонения вводятся последовательно: так проще воспринимать новый материал. Минусом при таком подходе является то, что упускается из виду единая фундаментальная система, обобщающая склонения и соответствующие им окончания существительных.

Французский лингвист Анри Тонне в своей монографии Précis pratique de grammaire grecque moderne представил склонения существительных в греческом языке в виде четырех таблиц. В основу своей классификации лингвист положил склонения древнегреческого языка. Такой подход позволяет, во-первых, обнаружить систему там, где раньше приходилось просто заучивать; во-вторых, взглянуть на знакомые вещи с другой стороны и приятно удивиться:)

В статье представлена классификация Арни Тонне с объяснениями на русском языке. Над переводом, стилизацией и подбором примеров трудилась я. Если вам понравился материал, ставьте лайки, комментируйте, нам ещё будет что обсудить!

I склонение

Что? Мужской род на -ας , -ης , женский род на , и неравносложные существительные обоих родов, заканчивающиеся на -άς, -ές, -ούς, -ού, -ας .

Почему? Все эти существительные во множественном числе оканчиваются на -ες: ο φοιτητής – οι φοιτητές (студент – студенты). Неравносложные существительные добавляют один слог во множественном числе и имеют окончание -δες : ο παππούς – οι παππούδες.

Как? В единственном числе в мужском роде существительные имеют конечную ς , во всех остальных падежах они ее теряют. У женского рода конечная ς появляется только в родительном падеже.


Примеры слов I-го склонения:

  • ο φοιτητής студент , ο χάρτης карта , ο εργάτης рабочий , ο καθηγητής преподаватель ,
  • ο πατέρας отец , ο πίνακας таблица , ο αγώνας игра , ο χειμώνας зима ,
  • η μητέρα мать , η πατρίδα родина , η χώρα страна , η θάλασσα море , η φοιτήτρια студентка ,
  • η αδερφή сестра , η φίλη подруга , η βιβλιοθήκη библиотека , η πλάτη спина ;
  • ο χασάπης мясник , ο μανάβης зеленщик , o φουρνάρης булочник (часто - названия профессий),
  • ο ψαράς рыбак , ο καφές кофе ,
  • η αλεπού лиса , η μαϊμού обезьяна , η ψαρού рыбачка ,
  • η μαμά мама , η γιαγιά бабушка , η νταντά няня .

II склонение

Что? Мужской (и женский) род на -ος , средний род на -ο и .

Почему? У существительных этого склонения в родительном падеже единственного числа окончание -ού .

Как? В мужском роде единственного числа все 4 окончания разные. Они в целом напоминают склонение определенного артикля мужского рода.

Окончание среднего рода меняется только в родительном падеже (это характерно для среднего рода вообще).

У среднего рода на окончание добавляется ко всей основе (смотри примеры).

Существительные женского рода в этом склонении немногочисленны и повторяют склонение мужского рода.


Склонение существительного среднего рода на –ο и –ι :


Примеры слов II склонения:

  • ο αδερφός брат , ο φίλος друг , ο δάσκαλος учитель , ο ποταμός река , ο γιος сын ;
  • η οδός дорога , η λεωφόρος проспект , η διάμετρος диаметр , η περίμετρος периметр , η είσοδος вход , η έξοδος выход ; профессии, если их представители – женщины: η ζωγράφος художница , η γιατρός врач ;
  • το νερό вода , το βιβλίο книга , το θέατρο театр , το άλογο лошадь , το φθινόπωρο осень ;
  • το παιδί ребенок , το ψωμί хлеб , το καλοκαίρι лето , το σπίτι дом , το κορίτσι девочка .

III склонение

Что? Неравносложные существительные среднего рода на -μα и -ος .

Почему? В древнегреческом окончание -ους было представлено в форме -εος, а окончание в форме -εα. Поэтому автор объединил эти два склонения в одно (сравните: ατος – εος, ατα – εα).

Как? А вот так:


Примеры слов III склонения:

  • θέμα тема , στόμα рот , πράγμα вещь , μάθημα урок , γράμμα письмо ,
  • το δάσος лес , το έθνος народ , το ύψος высота , το βάθος глубина , το μέγεθος размер .

IV склонение

Что? Мужской род на -έας и женский род на -ση , -ψη , -ξη (а также слова πόλη, δύναμη).

Почему? Во множественном числе именительного и винительного падежа имеют окончание -εις .

Как? В единственном числе – как I склонение.


Примеры слов IV склонения:

  • ο γραμματέας секретарь , ο γονέας родитель , ο τομέας область ;
  • η γεύση вкус , η στάση остановка , η λύση решение , η άσκηση упражнение , η πρόταση предложение , η πόλη город , η δύναμη сила .

Заключение

Эти 4 таблицы покрывают почти все существительные греческого языка, кроме некоторых единичных случаев. О них можно почитать в любом справочнике по грамматике (например, Тресоруковой) или в учебнике Белецкой. Подборку ресурсов и список хороших учебников для изучающих греческий язык онлайн можно найти в Юлианы Масимовой.

В заключение – все склонения на одной странице:


Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениями

В этом уроке мы рассмотрим 2 важных в плане грамматики и лексики глагола – это глаголы «иметь» и «делать» . В греческом языке на их базе довольно много устойчивых выражений, которые нужны в разговоре, и после этих глаголов нам нужно поставить существительное в правильный падеж с правильным окончанием и артиклем.

Начнем с глагола έχω (иметь)

По-русски мы говорим:

у меня есть брат, у него есть новая подружка, у них есть домик в деревне.

Несмотря на то, что в русском языке мы говорим слово «есть», не стройте такие предложения с глаголом «быть» из 1-го урока:

я (есть ) красивая, он (есть ) умный.

Это распространенная ошибка. Дело в том, что мы все еще стараемся все фразы переводить дословно.

Греки, равно как и все европейцы, будут говорить:

я имею брата, он имеет новую подружку, они имеют домик в деревне.

Все такие предложения всегда строятся с глаголом έχω (иметь) .

Отрицание

Частица δεν перед глаголом.

Δεν έχω προβλήματα. – У меня нет проблем.
Δεν έχω χρόνο. – У меня нет времени. (досл: у меня нет года , ο χρόνος – год )
Δεν έχει λεφτά. – У него нет денег. (τα λεφτά – деньги )

Вопрос – интонация.

Έχετε δουλειά; – У вас есть работа? (η δουλειά – работа )
Έχουν παιδιά; – У них есть дети? (τα παιδιά – дети )
Πότε έχεις χρόνο; – Когда у тебя есть время? (ο χρόνος – год )

Устойчивые выражения

С глаголом «иметь» в греческом языке есть ряд устойчивых выражений, которые, нужно знать и использовать:

Спряжение глагола κάνω (делать)

В греческом языке, как и в испанском, итальянском и французском, есть ряд устойчивых выражений с глаголом κάνω (делать) , поэтому его спряжение лучше выучить раз и навсегда:

Σήμερα δεν κάνω δουλειές στο σπίτι. – Сегодня я не делаю домашнюю работу (по дому). (το σπίτι – дом )
Σήμερα δεν κάνω ασκήσεις για το σπίτι. – Сегодня я не делаю домашнюю работу (для школы). (η άσκηση – упражнения , για – для )
Κάνεις δώρα στους φίλους; – Ты делаешь подарки друзьям? (τα δώρα – подарки , ο φίλος – друг )
Τι κάνεις; – Что ты делаешь? (Как дела?)

Мы не зря написали в скобочках «как дела?» . Дело в том, что когда этот вопрос задается сразу после приветствия, то это «Как дела?» , а если потом, то уже «Что ты делаешь?» .

Устойчивые выражения

κάνω ελληνικά учить греческий язык (дословно: делать греческий язык)
κάνω βόλτα гулять (дословно: делать прогулку)
κάνει ζέστη жарко (дословно: делает жару)
κάνει κρύο холодно (дословно: делает холод)
κάνω μπάνιο купаться / принимать ванну / мыться (дословно: делать ванну)
κάνω σκι кататься на лыжах (дословно: делать лыжи)
κάνω σπορ заниматься спортом (дословно: делать спорт)
κάνω ντους принимать душ (дословно: делать душ)
κάνω πλάκα шутить (дословно: делать шутку)
κάνω ψώνια совершать покупки (дословно: делать покупки)
κάνω ποδήλατο кататься на велосипеде (дословно: делать велосипед)
κάνω παρέα дружить (дословно: делать компанию)
κάνω βλακία совершать глупость (дословно: делать глупость)
κάνω ηλιοθεραπεία загорать (дословно: делать солнечную терапию)
κάνω κέφι быть в настроении (дословно: делать настроение)
κάνω τσιγάρο курить как однократное действие (дословно: делать сигарету)
κάνω υπομονή терпеть (дословно: делать спокойствие)
κάνω στάση останавливаться (дословно: делать остановку)
κάνω οικονομία экономить (дословно: делать экономию)
κάνω δίαιτα быть на диете (дословно: делать диету)
κάνω λάθος ошибаться (дословно: делать ошибку)
πόσο κάνει; сколько стоит?
δεν κάνει не подходит, не идет
κάνω τον κινέζο делать вид, что это не я сделал (дословно: делать китайца)

Τι δουλειά κάνεις ; – Кем ты работаешь? (дословно: что за работу делаешь)
Είμαι δασκάλα. – Я (есть) преподаватель.
Πόσο κάνει ; – Сколько стоит?
Κάνει 35 ευρώ – Стоит 35 евро.
Πάμε βόλτα; – Пойдем гулять?
Δεν κάνει . Έχω δουλειές. – Не получится (не подходит). У меня много дел.

Это мы с вами разобрались с глаголами в греческом языке.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя артикли и существительные в греческом языке после глаголов иметь и делать.

После глаголов έχω (иметь) и κάνω (делать) мы должны поставить артикль и существительное в винительный падеж.

Винительный падеж единственного числа существительных в греческом языке:

Мужской род Женский род Средний род
Именительный падеж
(Кто? Что?)
Винительный падеж
(Кого? Что?)
Именительный падеж
(Кто? Что?)
Винительный падеж
(Кого? Что?)
Именительный падеж
(Кто? Что?)
Винительный падеж
(Кого? Что?)
Ο άνθρωπος
(человек)
Ο φοιτητής
(студент)
Ο άντρας
(мужчина, муж)
Η γυναίκα
(женщина, жена)
Η αυλή
(двор)
Το σχολείο
(школа)
Το παιδί
(ребенок)
Το γράμμα
(письмо)
-ος τον άνθρωπο την γυναίκα -ο το σχολείο
-ης τον φοιτητή την αυλή το παιδί
-ας τον άντρα -μα το γράμμα

Что нужно запомнить из таблички

мужской род – артикль τоν , женский род – артикль την , средний род – артикль το
с существительными же происходят изменения только в мужском роде, убирается

В этом уроке мы введем в наши предложения немного предлогов, которые очень нужны в предложении, если мы хотим сказать что-то типа «на море» , «у друзей» , «за домом» и так далее.

Предлоги σε, από, με, για в греческом языке

Эти 4 предлога самые распространенные и заменяют большинство предлогов русского языка.

И после каждого из этих 4 предлогов мы используем винительный падеж по такой схеме:

предлог + артикль в винительном падеже + слово в винительном падеже

Сегодня мы поработаем с предлогом σε – это самый универсальный предлог.

Он переводится как «в» , «на» , «через» , «по» . Этот предлог пишется слитно с артиклем и в предложении встречается в таком виде:

σε + τον = στον , например: στον κήπο – в саду (ο κήπος – сад , именительный падеж )
σε + την = στην , например: στην αυλή – во дворе (η αυλή – двор , именительный падеж )
σε + το = στο , например: στο τραπέζι – на столе (το τραπέζι – стол , именительный падеж )

Например:

Είμαστε στην Αθήνα, και εσύ είσαι στην Πράγα. – Мы в Афинах, а ты в Праге. (η Αθήνα – Афины , η Πράγα – Прага ).
Τα εισιτήρια είναι στην τσάντα. – Билеты в сумке. (τα εισιτήρια – билеты , η τσάντα – сумка ).
Τα παιδιά είναι στην παραλία. – Дети на пляже. (τα παιδιά – дети , η παραλία – пляж ).
Το ξενοδοχείο είναι στην θάλασσα; – Отель на море? (το ξενοδοχείο – отель , η θάλασσα – море ).
Το τηλέφωνο είναι στο τραπέζι. – Телефон на столе. (το τηλέφωνο – телефон , το τραπέζι – стол ).
Ο φίλος είναι στον Καναδά. – Друг в Канаде. (ο φίλος – друг , ο Καναδάς – Канада ).

Вот и все. Теперь нам осталось все эти закрепить в упражнениях.

В древнегреческом языке сохранилось меньше падежей, чем было у его предка – общеиндоев-ропейского языка (в которым ученые восстановили 8 падежей: кроме известных в греческом, еще «местный», «удалительный», «инструментальный»). При отмирании одних падежей их функции брали на себя другие. Так складывались изложенные выше правила употребления падежей.

Образование имен существительных в русском языке соответствует греческим традициям. Существительные бывают собственными – имена людей (ἈlέxandroV – Александр) или мифоло-гических персонажей (ἈJhnᾶ – богиня Афина), географические названия (ἈJῆnai –город Афи-ны); нарицательными, как обобщенные названия однородных предметов или явлений (ἀgorά – площадь, ἀrcή – начало, власть), конкретными и отвлеченными, собирательными, одушевленны-ми и неодушевленными, вещественными.

В греческом языке благодаря развитию риторики и философии началось образование от одного корня многочисленных собирательных и отвлеченных понятий с помощью суффиксов, которые нередко были заимствованы в новых языках для формирования специальной или научной лексики. Например, от слова мужчина (ἀνήρ̦ ἀνδρός) образовались существительные храбрость (ἀνδρία), изображение человека (ἀνδριάς), мужская комната (ἀνδρών). Существовали уменьши-тельные формы: мужчинка (ἀνδρίον). Были составные (сложные) слова: ваятель, скульптор (ἀνδριαντοποιός). Составные слова, как и в русском, получают тот род, который выражен их последней частью. При этом понятие храбрость выражалось с помощью разных суффиксов (ἀνδρειότης или ἀνδρότης) или сложным словом, буквально «положительное достоинство муж-чины» (ἀνδραγαϑία). С этим же корнем в греческом появились существительные, означающие доспехи, работорговца, раба, статуэтку, убийство, убийцу, похищение людей, множество, мужес-твенного юношу, губительницу мужей. Не все такие слова становились общеупотребительными, поскольку они создавались с помощью поэтического или литературного воображения, чувства ритма, эстетики языка и его законов. Неудачные опыты остались как примеры громоздкой искусственной лексики отдельных авторов.

Некоторые существительные, как и по-русски (сани, сени) существуют только во множествен-ном числе (Qῆbai – Фивы), другие – только в единственном (EὐjrάthV – река Евфрат).

Много существительных образовано с помощью приставок, что тоже очень типично для рус-ского словообразования (мена – замена – перемена – подмена – отмена – смена – измена и т.п.): dῆmoV (народ, страна, область) – αποδημία (отъезд, путешествие) – ἐπιδημία (пребывание).

У всех имен среднего рода винительный падеж совпадает с именительным. Кроме того, в винительном падеже множественного числа такие имена унаследовали из общеиндоевропейского языка признак собирательного понятия – окончание на альфу.

В словаре имена существительные приводятся в именительном падеже единственного числа, рядом указывается окончание родительного падежа ед. числа, с помощью которого можно увидеть основу слова и понять тип склонения, затем указывается артикль для обозначения рода: ParJenώn, ῶnoV, ὁ Парфенон. Основа слова в чистом виде чаще всего видна в родительном паде-же единственного числа, где к ней присоединяется падежное окончание, как и в остальных косвен-ных падежах (косвенными являются все падежи, кроме именительного, т.е. падежа подлежащего). В именительном же падеже основа по законам словообразования (из-за взаимодействия звуков) может быть скрыта различными изменениями. Более всего это проявляется в III склонении.

Окончания именительного падежа (словарная форма) у этих слов очень разнообразные, по окончанию родительного падежа, данному в словарях, можно понять, что они принадлежат к III склонению.

Падежные окончания

В дательном падеже множественного числа окончание -si(n) примыкает к основе без соеди-нительной гласной.

В словах: patήr (отец), mήthr (мать), Jugάthr (дочь), gastήr (желудок) при склонении происходит выпадение эпсилон и появление этой буквы пo примеру:

Ню перед сигмой выпадает

В некоторых словах ню может в определенных падежах выпадать и между гласными. Вини-тельный падеж единственного числа: Ἀpόllwn - Ἀpόllw < Ἀpόllwna (w + a).

Основы на g, k, c; b, p, j. Взаимодействие согласных основы с сигмой происходит по прави-лам слияния:

Основа на дельту. Взаимодействие согласных основы с сигмой происходит по правилам слия-ния: d + s > s.

Основа на тау. Взаимодействие согласных основы с сигмой происходит по правилам слияния: t + s > s.

Основа на йоту. Йота сохраняется только в именительном и винительном падежах един-ственного числа, в остальных падежах она переходит в эпсилон. Особое окончание у таких слов в родительном падеже единственного числа:

Основа на -eu. Как и у слов на йоту, особое окончание у таких слов в родительном падеже единственного числа. Чистая основа сохраняется только в именительном падеже единственного числа и в дательном падеже множественного числа. В остальных падежах основа оканчивается на эпсилон. Слияние происходит только в именительном падеже множественного числа.

Основа на сигму. Сигма между гласными выпадает, вызывая их слияние. В дательном падеже множественного числа перед окончанием -si(n) сигма тоже выпадает.

Правила слияния

e + e > ei e + o > ou

e + ou > ou e + ei > ei e + w > w e + h > h

o + ei > oi o + o > ou

o + w > w o + h > oi o + ou > ou

Nominativus (именительный)

gέnh (< genesa)

Genitivus (родительный)

genῶn (< geneswn)

(> geneouV > genesoV)

Основы на ню тау. В дательном падеже множественного числа перед окончанием -si(n) выпадает -nt-, вызывая растяжение гласных: o > ou, e > ei, a > h, a.