Тщетно отчаянный ветер. Анализ стихотворения Маяковского “Горе”. Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

Фантасмагория городского пейзажа – одна из ключевых тенденций лирики Маяковского. Его герой, одинокий бунтарь, чувствителен к диссонансам “адища города”. Трагическое мироощущение изломанной души рождает странные, зачастую противоречивые образы: раненое солнце с вытекающим глазом, “дряблая” и всеми забытая луна, ветер, который вырывает у трубы “дымчатой шерсти клок”. Традиционные олицетворения и метафоры выглядят свежо, необычно, удивительно: водная гладь уподобляется простыням, а лодки – детенышам, прижавшимся к “сосцам

железных матерей”.

Картина пейзажа, словно перенесенная из ранних творений поэта, изображена в произведении 1920 г. В основе причудливой зарисовки лежат три образа: порывистый ветер, капли дождя, взошедшая луна. Описанию каждой из деталей автор отводит по два двустишия.

О силе ветра сообщают два ярких эпитета: “отчаянный” и “нечеловече”. Оба примера представляют собой олицетворения, причем второй из них – неологизм. Это наречие образа действия, образованное от прилагательного “нечеловеческий”. О безрезультатности порывов ветра свидетельствует лексема “тщетно”, открывающая

произведение.

Атмосфера загадочного и зловещего нагнетается в изображении второго образа. Дождь, монотонно стучащий по “крышам кровель”, в восприятии лирического субъекта превращается в капли крови. Тревожные интонации поддерживаются звукописью с опорой на “кр”.

Мрачный пейзаж завершает луна, которая ассоциируется с женским образом. Подобный прием не нов для поэтики Маяковского: герой ранних творений рекомендовал ночное светило как собственную жену и “любовницу рыжеволосую”. На этот раз луна предстает в роли вдовы, и ее горестное положение подчеркнуто дважды. Как в случае с образом ветра, для обозначения природного объекта поэт выбирает лексему, характеризующую мир человеческих отношений, и неологизм: “овдовевшая” и “одиночить”. Последний является глаголом, образованным от прилагательного “одинокий”.

Мощный, “нечеловеческий” натиск ветра, кровавый дождь и луна-вдовица – пейзажные доминанты воспринимаются в соотношении с заглавием произведения, отображающим негативные переживания человека. При всей оригинальности формы особенности идейного содержания “Горя” трактуются в рамках классических традиций. Природная зарисовка, исполненная сумрачных безнадежных интонаций, отображает внутреннее состояние героя.


Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” является одним из наиболее известных произведений любовной лирики В. Маяковского. Оно адре­совано Тарасу Кострову (А. С,...
  2. После Великой Октябрьской революции, в советской литературной России появилось новое поэтическое течение – футуризм. Своим главным отличием от других поэтов, футуристы считали свою острую и...
  3. В поэме “Люблю”, датированной 1922 г., представлена лирическая автобиография Маяковского. Повзрослевший герой, “бездомный”, “глазастый” и дерзкий, пугает “дамье”, недалекие представительницы которого сторонятся странного нахала. Непонятый...
  4. Прекрасная природа “Крыма скалоликого” и новая жизнь курортов, ранее принимавших лишь фешенебельную публику, вдохновила поэта к созданию тематического цикла. Чувства лирического героя близки к авторским...

Произведение относится к позднему творчеству поэта и по своей сути является незаконченным, созданным лишь в виде вступления, но, по мнению литературоведов, может считаться полноценным сочинением.

Сочинение Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского (стихотворение)

Изначально поэма имела другое название, «Тринадцать апостолов». Тринадцатым апостолом Маяковский видел себя. Но её не пропустила цензура. И название пришлось поменять

Анализ стихотворения Маяковского Хорошо

Владимир Маяковский – это патриот своей страны, России. Именно потому таким его считают, потому что он так себя несет. Например, в своих произведениях, он всегда высказывается в пользу народа

Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Анализ стихотворения Маяковского Нате!

На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

Анализ стихотворения Маяковского О дряни

Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе

Анализ стихотворения Маяковского Юбилейное

Название стихотворения «Юбилейное» связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А.С.Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе

Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?

Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его.

Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

«Лиличка» - это невыразимо пронзительное, печальное и одновременно трогательное стихотворение, сошедшее с пера автора майским днем 1916 года.

Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо

Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям

Маяковский был неординарной личностью и выдающимся поэтом. Он часто поднимал, в своих произведениях простые человеческие темы. Одна из них жалость и участие к судьбе лошади, которая упала посреди площади, в его стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».

Анализ стихотворения Маяковского Ночь

Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления

Анализ стихотворения Маяковского Люблю

Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной Люблю. Поэма несколько автобиографичная

*** Тщетно отчаянный ветер бился нечеловече. Капли чернеющей крови стынут крышами кровель. И овдовевшая в ночи вышла луна одиночить. В. Маяковский. *** (Ludovico Einaudi - Oltremare) Это был вечер, кажется, начала апреля. Я не понимал каким образом умудрился потратить весь день впустую. Я сидел у стены на старой прогнувшейся кровати. Иногда разминая ноги, слышал как надрываются старые пружины под моим, казалось бы, совсем не солидным весом. Уже и не помню, когда потерял счет времени, но каждый мой день приходил к одному и тому же исходу. Часы сыпались сквозь пальцы, недели уходили из под ног, а месяца насмешливо отводили улыбки, прикрывая лицо старыми шляпами. Жизнь изгибалась под моими ногами, но как бы не могло показаться, что она подчинилась мне, скорее, утягивала глубже в бездну, заставляя ненавидеть все, что меня окружает. И светлые дни, и фальшивое пение птиц, и тиканье часов, и убогое жилище под протекающей и продуваемой всеми ветрами крышей. Одиночество сводило меня с ума, но мы с ним, кажется, успели подружиться. Во всем есть свои неоспоримые плюсы: никто не жужжит над ухом, не надоедает, не суетится, не принуждает повышать голос. Никто не раздражает своим вульгарным поведением, не курит у окна и... Больше не сжимает мою руку. Было ли что-то хорошее в этом человеке? Была ли хоть одна светлая песчинка среди огромных глыб непонимания и конфликта? Была. Было в этой крошечной песчинке, которая иногда и вовсе терялась из виду, что-то необъяснимо важное... Была в ней жизнь и дыхание этой жизни, горячим шлейфом скользящее по моей шее, заставляло бездумно следовать за ней всюду... Пока однажды она не исчезла насовсем. Если можно было бы сравнить этого человека с вулканом, то он пылал бы страстью и энергией. Он олицетворял бы жизнь, хлещущую внутри него. Жизнь, полную огня, вспышек и взрывов раскаленной лавы. Но он, как и все вулканы, должен был найти самый логичный конец беспрестанного извержения - потухнуть. И он угас. Так быстро, что я не успел заметить, как мой мир без его огня больше не освещался ничем иным. Сперва я пытался разглядеть вокруг себя какие-то очертания, тени, а потом мой мир... Окутала тьма. Осталась лишь пыль и пепел, полностью забивающие легкие и заставляющие задыхаться черною как смоль гарью. Мне не пришлось выбирать его из тысяч людей. Он появился внезапно. И так же внезапно ушел, оставив меня с поистине странным желанием отдать все в обмен на хотя бы еще один взгляд его глаз. Хотя бы один хлопок их ресниц. Хотя бы одно прикосновение к еще теплой коже... Хотя бы что-нибудь. Я провел рукой по белой простыни больничной койки. В углу так же безнадежно пикал аппарат искусственного дыхания, а за стеклянной перегородкой раздраженно показывал на время какой-то врач. Он так яростно пытается увести меня отсюда, будто не понимает, что мой визит на вряд ли может повредить уже не живому телу. Опустившись к побледневшему осунувшемуся лицу, я отчего-то усмехнулся. Болезненно кривя губами, я посмотрел на темный монитор, на котором тонкой зеленой линией отображалось слабое, неуверенное биение сердца. Я часто бывал здесь с мыслью, что и на могиле его проведу большую часть своей оставшейся жизни, воспроизводя в памяти писклявые нотки больничного аппарата. Изо дня в день я ожидал, что его зеленая линия однажды запищит и выпрямится, но ждал совершенно другого. Я приходил каждый день ранним утром, тупо уставляясь на противоположную стену и не находя больше ни единой мысли об ином взгляде на вещи. Отчаяние нужно называть своим именем, а не стараться придумывать ему какую-либо щадную замену, ведь трезвый разум позволял осознать: ничего не изменится. И ничего не менялось: белые потолки, белые окна и двери, белые простыни и белое мертвенной белизной тело когда-то хлещущего жизнью человека. Как странно, что он никогда не разделял моего мнения, да и не прислушивался к нему. Он излучал жизнь, но никогда ее не ценил, направо и налево разбрасываясь словами о своем желании поскорее сдохнуть. - Доволен? - сквозь зубы проговорил я, стараясь не отводить взгляд от ровно выбеленной поверхности стены. - Добился своего? Ответом мне послужила неистовая тишина. Голос мой угас меж четырех толстых стен, не дав мне возможность пообщаться даже с собственным эхо. - Всегда твердил, что не хочешь ничего больше видеть и чувствовать. Так что же ты не радуешься теперь? - шикнув, я зажмурился, порываясь к выходу. - Знаешь, что такое изо дня в день видеть застывшее, холодное, надменное лицо, которое больше не удостоит меня своей улыбки... - Скрипя пальцами по стеклянной вставке в двери, я обернулся, - а знаешь почему? Оно уже не способно. - Делая шаг вперед, я навис над самым его лицом, стараясь говорить прямо в ухо. - Оно не способно больше улыбнуться мне. А руки твои никогда не смогут больше чувствовать тепло моего тела, которое я за "просто так" тебе отдал, без стыда и совести. И которое ты радушно принял, заставляя лечь под тебя, прогнуться. Счастлив ли ты? Счастлив слышать как я хриплю тебе на ухо от подкативших к горлу слез? Счастлив чувствовать душащее меня одиночество? Счастлив впервые в жизни безвозмездно дарить счастье, а потом отнимать его? Счастлив?! - я не заметил, сколько раз повторял одни и те же фразы. Но я знал, что он слышит меня. Вопрос состоял лишь в его желании бороться за свою жизнь, чего тот никогда, не в один из прожитых ранее дней, не делал. - Знаешь, - тихо проговорил я в его ухо, - я никогда не говорил этого и не думал, что скажу. Но раз ты спишь, то пусть хотя бы в твоем сне ты узнаешь, что я тебя...- меня прервал внезапный звук монитора. Я резко обернулся и увидел, что пульсирующая зеленая линия выровнялась, а аппарат противно запищал, устанавливая время смерти. Я не заметил, как дыхание мое сбилось, а по спине градом покатился холодный пот. Внутри меня что-то сильно сжимало, и кто-то подхватил под руку, начиная быстро уводить из небольшого помещения. У аппарата быстро выросли три белых халата, а руку четвертого я от себя отпихнул, в последний раз окидывая взглядом безмолвное исхудалое тело. Ничто и никогда не сможет объяснить, что заставило меня посмотреть на расступившихся врачей. На аппарат, что начал издавать какие-то непонятные звуки, а на тонкой зеленой линии появились уверенные высокие штрихи, обозначающие пульс. Я не успел оттолкнуть от себя упрямого врача, но увидел то, что больше всего мечтал еще хотя бы раз увидеть - его глаза. -...люблю.

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе. Вам предлагается его краткий разбор.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема - борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр - стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер - акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: в разгаре Первая мировая война, люди страдают. живут в тяжелых условиях, но и есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок” .

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали ее в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать ее, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и не подвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам” . Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает свое презрение, а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стих состоит из четырех строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир” .

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей” , и женщина, у которой “белила густо” . Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь” . Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьет “бабочку поэтиного сердца” .

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был в начале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Стих был написан под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трех четверостиший и одного пятистишия. Имеет форму акцентного стиха (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры , к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

В 1917 году в творчестве В. В. Маяковского еще не доминировали революционные идеи, и в своих произведениях он провозглашал полный отказ от привычных поэтических образов. Ночь всегда вызывала у поэтов неоднозначные чувства. Для некоторых она была притягательна и хранила множество тайн. Другие считали, что это пора сомнений и страхов, рассеивающихся с наступлением утра. В стихотворении Маяковского "Ночь", анализ которого представлен ниже, это время суток олицетворяет человеческие пороки, притворство. В нем описывается город, в котором все люди жаждут власти и богатства.

Направление произведения

В анализе "Ночи" Маяковского нужно обязательно отметить, что произведение относится к популярному тогда направлению футуризму. Его поклонники противопоставляли свое творчество приверженцам классицизма. Они возвели в абсолют образность слова, иногда даже пренебрегая его смысловой составляющей.

Маяковскому импонировала экспрессия футуристов, но их стиль он считал неподходящим для написания лирических стихотворений. Хотя яркость и некую эпатажность образов в описываемом стихотворении можно наблюдать.

Образ игорного дома

Делая анализ "Ночи" Маяковского, нужно раскрыть один из важных образов стихотворения - игорный дом. Это символ праздности, разврата городских жителей, любителей легких денег. Для таких людей ночь - это не загадочное время суток, когда можно задуматься о смысле бытия.

Для них это время, когда можно попытаться стать богаче, когда можно притворяться и быть тем, кем хочется. Как же читатель может понять, что речь идет об игорном доме? Строка "в зеленый бросали горстями дукаты" подразумевает сукно, а дукаты - это монеты или фишки, которые игроки получали, сделав нужную ставку.

Многие непонятные на первый взгляд эпитеты подчеркивают названный образ. Например, под "синими тогами" поэт мог иметь в виду то, что все административные здания и другие учреждения, работающие днем, закрывались в ночное время, уступая места увеселительным заведениям.

Возможно, что под игорным домом поэт имел в виду не казино, а сравнение ночи с притворством, некой игрой. Люди, отправляясь развлекаться, надевали маски и праздно проводили время, не пытаясь увидеть и понять красоту ночного времени суток.

Образ толпы

Также в анализе "Ночи" Маяковского следует отметить, что не менее важным образом является толпа. Ее поэт сравнивает с "пестрошерстой быстрой кошкой". Ночью развлекались богатые слои населения, дельцы и другие представители буржуазии.

Понятие пестрошерстости создает впечатление праздных людей, готовых веселиться всю ночь. Таким личностям ничего не нужно, кроме денег, они тщеславны, они фальшивы. Люди стремятся взять себе побольше с этого притворного праздника счастья.

Главная тема стихотворения

В анализе "Ночи" Маяковского главная тема - это одиночество поэта среди разгульной толпы. Лирический герой отмечает, что на городских улицах уже главенствует не таинственная и прекрасная ночь, а наступает время разврата и притворства. Но не нужно забывать, что такой она стала лишь из-за людей.

Герой понимает все это, но не находит среди пестрой толпы единомышленников. Общество пришло в упадок, и никто этого не замечает. И поэтому герой чувствует себя беспомощным, и даже фонари для него не способны рассеять ночной сумрак.

Но он не оставляет попыток достучаться до толпы, надеясь увидеть, что хоть кто-то осознает упадок общества. Увы, людям неинтересны его размышления, они не хотят усложнять себе жизнь. Они продолжают безудержно веселиться, не замечая героя.

Другие характеристики произведения

В анализе стиха Маяковского "Ночь" нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.

Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. - перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.

В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими - теми, кому нужны только деньги и развлечения.

Кстати, интересно и то, что образ арапа - это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.

В кратком анализе "Ночи" Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.