Сторожевые корабли флота – классификация и назначение. Альтссср. кировская весна. сторожевые корабли (скр) типа ураган Что такое сторожевой корабль

В этот день 35 лет назад (1975) на БПК «Сторожевой» произошло антиправительственное выступление, возглавляемое замполитом корабля капитаном 3 ранга Валерием Михайловичем Саблиным.

Выступление быстро подавили (правда не обошлось без накладок и недоразумений), а сам Саблин по приговору военного трибунала был расстрелян.
Валерий Саблин — кадровый морской офицер в третьем поколении и среди политработников он был «белой вороной». Саблин в 1960 году закончил старейшее в стране Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе по специальности морского артиллериста и служил на кораблях 9 лет до звания капитан-лейтенанта.

В.М. Саблин - курсант ЛВВМУ им. Фрунзе

В 1969 году он поступил в Военно-политическую академию, которую с отличием окончил в 1973 году.


На основании долгих размышлений к Саблину пришло осознание порочности существующей власти, когда слова расходились с делом и привилегии существовали только для правительственно-партийной номенклатуры. Он разработал (утопическую) программу по переустройству советского общества (из 30 пунктов), чтобы на деле создать общество равноправия и политической свободы. С программой он собирался выступить перед общественностью и руководством СССР. Эта программа на суде явилась доказательством того, что Саблин «длительное время вынашивал замыслы, направленные на достижение враждебных советскому государству преступных целей: изменение государственного и общественного строя, замену правительства».

После академии Саблина направили замполитом на БПК «Сторожевой», в апреле 1975 года его наградили нововведенным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени.

День ВМФ, 1975г. БПК пр.1135 "Сторожевой". В первом ряду четвёртый слева, замполит корабля

капитан 3 ранга В.М. Саблин, рядом командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный

БПК “ Сторожевой “

Леонид Ильич Брежнев

БПК (Большой противолодочный корабль) «Сторожевой» был направлен из Североморска (Северный флот) в Балтийск, где с него был выгружен боезапас перед предстоящим докованием (ремонтом), но до этого корабль должен был принять участие в праздновании 7 ноября в Риге.

Сторожевой корабль пр. 1135 (шифр «Буревестник») спроектирован Северным ПКБ под руководством Н.П. Соболева. Работы над проектом корабля начались в 1964 г. Изначально он классифицировался как большой противолодочный корабль 2-го ранга и предназначался для обеспечения ПЛО корабельных соединений и поиска подводных лодок противника в морской зоне, где эффективность кораблей пр. 35 и пр. 159 была невелика. С 1979 г. пр. 1135 классифицировался как сторожевой корабль.

Схема наружного вида СКР пр. 1135:

I - охранительное устройство БОКА-Ду; 2 - ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 3 - ПУ НУРС СППП ПК-16; 4 - 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - АП РЛС СУАО «Турель»; 7 - АП СУО 4Р-33; 8 - АП радиопеленгатора АРП-50Р; 9 - АП РЛС «Ангара-А»; 10 - передающие антенны комплекса средств РЭБ «Старт»;

II - АП РЛС «Волга»; 12-АП РЛС КСУС «Мусон»; 13-45-мм прожектор; 14 - оптический перископический визир ходовой рубки; 15-ходовая рубка; 16-АП РЛС «Дон-2»; 17 - РБУ-6000; 18 - ПУ ПЛРК «Метель»; 19 - обтекатель антенны ГАС «Титан-2»; 20 - приемная антенна комплекса средств РЭБ «Старт»; 21 - ходовой мостик; 22 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 23 - грузовой катер; 24 - минные рельсы; 25 - шестивесельный ял.

Продольный разрез СКР пр. 1135:

1 - рабочее тело ГАС «Вега»; 2 - лебедка ПОУ (ПОУКБ-1) ГАС «Вега»; 3 - 76-мм АУ АК-726; 4 - подбашенное отделение 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - погреб ЗУР и устройство перезаряжания ПУ ЗРК «Оса-М»; 7 - кубрики личного состава; 8 - посты ЗРК «Оса-М»; 9 - дымоходы; 10 - АП РЛС СУАО «Турель»; ц АП РЛС СУО ЗРК «Оса-М»; 12 - посты РТВ и выгородки высокочастотных блоков; 13 - штормовой коридор; 14 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 15 - АП РЛС «Ангара- д»; 16 - АП РЛС «Волга»; 17 - АП РЛС КСУС «Мусон»; 18 - штурманская рубка; 19 - ходовая рубка; 20 - коридор офицерских кают (кают-компании); 21 - кают- компания; 22 - ГКП; 23 - РБУ-6000; 24 - отделения вентиляторов; 25 - ПУ ПЛРК «Метель»; 26 - посты КСУС «Мусон»; 27 - помещение агрегатов и приводов ПУ ПЛРК «Метель»; 28 - шпилевое отделение; 29 - кладовые различного назначения; 30 - форпик; 31 - цепной ящик; 32 - выгородка антенны ГАС «Титан-2»; 33 - посты гидроакустиков; 34 - цистерны пресной воды; 35 - погреб РГБ-60; 36 - топливные цистерны; 37 - отделение вспомогательных механизмов (энергоотсек) и помещение успокоителя качки; 38 - носовое МО; 39 - кабина дистанционного управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - румпельное отделение.

Пр. 1135-21 ед.

Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение, т:

Стандартное 2810 или 2960 или 3160 - полное 3200 или 3455 или 3550

Главные размерения, м:- длина наибольшая (по ВЛ) 123,0 (113,0) - ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 14,2 (13,2)

Осадка средняя 4,51 или 4,57

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 194 (22)

Автономность по запасам провизии, сут 30

Энергетическая установка:

Тип газотурбинная с совместной работой маршевых и форсажных ГТД

Количество х тип форсажных ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х ДК59 (36 000) или ДТ59 (45 400)

Количество х тип маршевых ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х М-62 (10 000) или ДС71 (18 000)

Количество гребных валов х тип движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт) 5 х ДГ (по 500)

Скорость хода, уз: - полная 30-32 - экономическая 14

Дальность плавания, мили:- ходом 14 уз 3950

Вооружение:

Противокорабельный ракетный комплекс:

Тип «Уран»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x4 (ТПК)

Боезапас 8 ПКР ЗМ-24

Противолодочный ракетный комплекс:

Тип «Метель» или «Раструб-Б»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (КТ-106У)

Боезапас 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

КСУС «Мусон» или «Мусон-У»

Зенитный ракетный комплекс:

Количество х тип 2 х «Оса-М» или «Оса-МА»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)

Боезапас 40 ЗУР 9М-ЗЗМ

Количество х тип СУО 2 х 4Р-33

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2 x 2 - 76/60 (АК-726)

Боезапас 1600 выстрелов

СУАО «Турель» (MP-105)

Противолодочное:

Количество ТА х труб (тип ТА) 2 x 4- 533-мм (ПТА-53-1135)

Боезапас 8 торпед 53-65К или СЭТ-65

КСУС «Дракон-1135»

Количество РВУ х стволов (тип РВУ) 2 х 12 - 213-мм (РБУ-6000)

Боезапас 96 РГБ-60

Радиоэлектронное:

ПОТО «Планшет-35»

РЛС общего обнаружения «Ангара-А» (МР-310А) или «Фрегат-МА»

Навигационные РЛС «Волга» (МР-310У) + «Дон-2»

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф»

Комплекс средств РЭБ «Старт» (МП-401)

КРС набор средств или «Буран-6»

Количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 4 х 16 - 82-мм (ПК-16) или 2 х 16 - 82-мм (ПК-16) + 8 х 10 - 122-мм (ПК-10)

ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Титан-2» (МГ-332)

ГАС с антенной в буксируемом обтекателе «Вега» (МГ-325)

ГАК «Звезда-М1»

Саблин принимает решение использовать радиотехнические средства корабля как трибуну для изложения своей программы. По его расчёту отсутствие боезапаса должно было свидетельствовать о мирных намерениях мятежников.
Выступление назначили на 8 ноября. В 21:40 экипаж был собран по большому сбору, командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный — изолирован.
Саблин (советский лейтенант Шмидт) рассказал экипажу план действий: «Сторожевой» пойдёт в Кронштадт, а затем в Ленинград, чтобы начать там революцию по исправлению многих ошибок, допущенных руководством страны.

Саблин был уверен, что выступление «Сторожевого» поддержат военные моряки в Кронштадте и Ленинградской военно-морской базе, а также у трудящиеся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин (добившись у правительства страны права выступить по телевидению) был намерен изложить свои взгляды и планы.

Примерно половина экипажа поддержала Саблина, несогласные же были заперты в нижних помещениях корабля. Однако офицер-механик Фирсов (нештатный секретарь комитета ВЛКСМ корабля) сумел перебраться на соседнюю подводную лодку и сообщить её командиру о бунте на БПК.
В полночь корабль вышел из устья Даугавы. На запрос пограничников о цели выхода, «Сторожевой» ответил ратьером (сигнальным прожектором): «Мы не изменники, идем в Кронштадт».

Выйдя в море, Саблин направил Главнокомандующему ВМФ СССР Горшкову шифровку: «Сторожевой» не изменял ни флагу Родины, ни ей самой, следует в Ленинград с целью добиться возможности выступить по телевидению с обращением к трудящимся Ленинграда и страны, а также приглашает на свободную территорию корабля членов правительства и ЦК партии для изложения им конкретной программы с требованиями справедливого социального переустройства общества”.

Сергей Георгиевич Горшков

Одновременно на многих частотах с корабля передавали открытым текстом: «Всем! Всем! Всем! На БПК «Сторожевой» поднято знамя грядущей коммунистической революции!».

мятежный “ Сторожевой “

Поднятый с постели Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приказал «остановить мятежников любой ценой и, в крайнем случае, потопить корабль». Командующий Балтийским флотом отправил на корабль радиограмму: «Из Ирбена вас не выпустим. При неподчинении — уничтожим!..»
Первыми эту команду получили пограничные корабли, сопровождавшие «Сторожевой». Они потребовали остановить корабль, грозя применением оружия. Используя наружную громкоговорящую связь, Саблин объяснил морякам-пограничникам свои намерения. Выслушав, они не стали применять оружие против безоружного корабля. Оружие применила авиация…
9 ноября около трех часов ночи 668-й бомбардировочный авиационный полк (оснащённый Як-28П), базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

аэродром Тукумс

Як-28П

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Двигатели

2 ТРДР-11АФ2-300

2 ТРДР-11АФ2-300

Тяга, кгс

Максимальная скорость, км/ч

на большой высоте

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

23-мм двухствольная пушка ГШ-23,
2 УР ⌠воздух-воздух■ К-8М-1 или К-13 или К-98, 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60)

23-мм двухствольная пушка ГШ-23, (боекомплект
90 снарядов) на четырех внешних узлах подвески могли размещаться УР ╚воздух-воздух╩ Стандартное вооружение ≈ по УР К-8М-1 или К-13 или К-98, и 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60).

В шифровке, полученной из Штаба воздушной армии говорилось, что в территориальные воды Советского Союза вторгся иностранный боевой корабль (эсминец УРО —управляемое ракетное оружие), который находится в Рижском заливе. Задача: полку быть готовым нанести по кораблю авиаудар с целью его уничтожения.

Для выполнения подобной задачи требовалось применять фугасные авиабомбы, желательно калибра 500 кг. А под самолеты по тревоге были подвешены авиабомбы первого боекомплекта — ОФАБ-250Ш (осколочно-фугасные калибра 250 кг).

Авиабомба имеет встроенное тормозное устройство парашютного типа. Бомбометание может осуществляться с самолетов с высот 150-500 м при скоростях полета 700-1500 км/ч с горизонтального полета, с пикирования и кабрирования, минимальный угол встречи авиабомбы с преградой при заданных режимах бомбометания 0=35 град.
Авиабомба ОФАБ-250Ш поступает в части снаряженной телескопическим взрывательным устройством ТВУ.
Основные данные авибомбы:
Длина авиабомбы - 1560 мм; Диаметр корпуса - 325 мм; Размах стабилизатора - 410 мм;
Масса окончательно снаряженной авиабомбы, подготовленной к подвеске - 275 кг;
Масса заряда ВВ (ТГ-20) - 99 кг;
Коэффициент наполнения - 28 %;
Критическая скорость снижения авиабомбы с парашютной системой - 50 м/с;
Площадь основного купола парашюта - 2 м2;
Длина удлинителя - 600 мм
Масса ТВУ - 3,3 кг
Время дальнего взведения ТВУ - 2,4-3,6 сек.
Длина штока-упредителя ТВУ (в выдвинутом положении) - 1,5 м.


ОФАБ-250Ш

Тяжёлые бомбы в полку имелись, но хранились складе в третьем боекомплекте (в заводской упаковке). А так как авиаудар по кораблю собирались выполнять условно, то бомбы третьего комплекта подвесили на самолеты условно, оставив уже имевшиеся. Лётчики получили приказ провести первое бомбометание не по кораблю, а впереди него по курсу.

Вот как описывает операцию генерал-майор в запасе Цымбалов: «Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Если бы бомбометание производилось на полигоне, то оно было бы оценено на «отлично» - точки падения бомб не вышли за отметку круга радиусом 80 метров. Но серия бомб легла не спереди по курсу корабля, а с недолетом по линии точно через его корпус. Штурмовые бомбы при соприкосновении штангами о воду взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс
Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски.»
Когда «Сторожевой» был обнаружен и атакован бомбардировщиком, Саблин сумел сманеврировать и уклониться от атаки. Самолёт получил команду на уничтожение корабля и вышел во вторую атаку. Саблин старался не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика не было нужных авиабомб, которые используются для этого способа бомбометания).

Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль. Другие бомбы серии легли с перелётом и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию.
В это время к району событий уже подлетал эшелон из 18 бомбардировщиков. Первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежников.

Атакованный корабль от бомб уклонился, но ответил огнём всех своих зенитных орудий. Стрелял корабль много, но мимо.

После бомбового удара решимость экипажа «Сторожевого» поддержать Саблина пропала.

Никакого вооруженного сопротивления со стороны экипажа "Сторожевого" спецназу оказано не было. Корабль отбуксировали на якорную стоянку у полуострова Сырве, южной оконечности острова Саарема, где был снят с борта и арестован весь экипаж "Сторожевого". Раненному и закованному в массивные наручники Саблину помогали сойти с борта корабля двое матросов, один из которых, обратившись к присутствующим, сказал: "Запомните его на всю жизнь. Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!" Произнесены эти слова были совсем негромко, но в той траурной тишине его голос прозвучал как заклинание.

Они выпустили запертого командира корабля Потульного, который так описал последующие события: «Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня.

А. Шеин

Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами — одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу — стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Кремлевские вожди расправились с организаторами мятежа с чудовищной жестокостью. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 13 июля 1976 года был приговорен к смертной казни - расстрелу.

Лаконичным было его последнее слово в суде. Он не просил о пощаде, не обещал своим трудом искупить вину. Вот его слова: "Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Всё".

Приговор обжалованию и опротестованию не подлежал. 3 августа 1976 года приговор был приведен в исполнение. Только спустя полгода о его смерти были извещены родные - когда уже не было в живых преждевременно скончавшегося отца, когда была прикована к постели смертельно больная мать.

В.М. Саблин с женой Ниной Михайловной и сыном

братья Саблины: Борис, Валерий, Николай

К восьми годам лишения свободы приговорили матроса Александра Шеина, полностью отбывшего свой срок. Не избежали репрессий многие офицеры Рижского военно-морского гарнизона, имевшие отношение (чаще всего косвенное) к описываемым событиям: они были досрочно уволены из состава ВМФ без выходных пособий и пенсий.

Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли.

мятежный корабль у берегов Камчатки

И авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах .

Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам , портам и для охраны морской границы .

Сокращённое наименование - СКР . Также в литературе может называться - Патрульный корабль , Корабль противолодочной обороны .

История

Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в Первую мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».

В середине 1930-х годов для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль » (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль ».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году ; построен и введён в строй в 1937 году ; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7.2×2.6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17.2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12.7-мм, 2 бомбомёта; до 31 мины, экипаж - 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров »(Проект 19). Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8.3×3.75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18.5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12.7-мм, 3×7.62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга » (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938, спущен на воду 24.04.1941.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец », «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны «сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, эскортирование транспортных судов.

После Второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец » или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов в составе флота США кораблей, аналогичных СКР, насчитывалось 63 единицы и еще 124 единицы находились в резерве. В Англии их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

В современных условиях корабли, аналогичные СКР, предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта Второй мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (эскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ) развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной к более мощной газотурбинной установке, скорость 30-35 узлов, вооружены противокорабельными «Сторожевой корабль» на термин «Фрегат». в интересах

ТТД:
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.
Скорость хода максимальная: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000
Экипаж: 197 чел.

История корабля:
Сторожевой корабль пр.1135

Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Пер­воначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.

Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.

В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".

Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным.

В 1973 году на вооружение поступил усовер­шенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.

На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.

Сторожевой корабль "Ладный" был зачислен в списки кораблей 17.02.1978 г. и 25.05.1979 г. заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи (заводской номер №16). Спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980 г. и 25.02.1981 включен в состав КЧФ.

07.08 - 10.08.1981 нанес визит в Варну (Болгария);
18.06 - 22.06.1996 -в Пирей (Греция).

В 1991 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).

В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в международном морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

СКР "Ладный" в 2005-2006 году прошел плановый ремонт в Туапсе.

В августе 2008 г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала.

07.08.2009 г. в составе группы кораблей Черноморского флота "Ладный" вышел из Севастополя для осуществления межфлотского перехода по маршруту Севастополь-Балтийск для участия в учениях "Запад-2009". Однако по приказу командования он был задействован в поисково-спасательной операции по обнаружению пропавшего сухогруза "Arctic Sea" с российским экипажем, бесследно исчезнувшего в районе побережья Португалии на пути в Гибралтар. 16.08.2009 г. сторожевой корабль "Ладный" обнаружил сухогруз в 300 милях от Островов Зеленого мыса, высадив на него досмотровую группу. По данным следствия, "Arctic Sea" был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России.

В период с по 16.08.2010 г. по 17.09.2010 г. корабль находился в Средиземном море, принял участие в совместном российско-итальянском учении "Иониекс-2010"; так же совершил деловые заходы в порты Греции, Франции, Ливии и Италии.

В период с 04.12.2011 г. по 15.01.2012 г. "Ладный" выполнял задачи в составе корабельной авианосной группы ВМФ России в Средиземном море, посетив с деловыми заходами порты Франции, Мальты, Испании и Сирии. За время похода корабль прошел около 6000 морских миль.

В период с 06.02.2015 г. по 26.05.2015 г. корабль действовал в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.

В настоящее время находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ и интенсивно используется в боевых службах.
Командиры корабля в разное время:
- капитан 2 ранга Андрей Дмитриев;
- капитан 2 ранга Александр Шварц;
- капитан 2 ранга Олег Князев.

Оригинал записи и комментарии на

СКР типа «Ураган»

Проект разработки 1938-1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ , заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).

ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л. с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУ Б-34, 4×1 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.

  1. «Ястреб» ††1956
  2. «Орёл» ††1958
  3. «Коршун» ††1958
  4. «Зоркий» ††1956
  5. «Альбатрос» ††1956
  6. «Буревестник» ††1956

Проект 42 («Ястреб»)

Строились в 1949-1953 годах. Всего было построено 8 единиц.

Проект разработки 1947 - 1949 гг. По сравнению с проектом 29 - новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л. с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2 37-мм АУ В-11М, 1×3 533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.

  1. «Сокол» ††1961, вторично в 1971 году.
  2. «Беркут» ††1965
  3. «Кондор» ††1970
  4. «Гриф» ††1961, вторично в 1977 году.
  5. «Кречет» ††1956, вторично в 1977 году.
  6. «Орлан» ††1960, вторично в 1976 году.
  7. «Лев» ††1961, вторично в 1971 году.
  8. «Тигр» ††1961, вторично в 1974 году.

Проект 50

Строились в 1952-1958 годах. Всего было построено 68 единиц.

Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959-1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трёхтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10015 л. с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2 37-мм АУВ-11М, 1×2 533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.

Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М

Строились в 1958-1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:

По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ- на бортовые).

По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.

По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2 76-мм АУ АК-726, 1(2)×5 400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.

  1. СКР-1 ††1987
  2. СКР-38 ††1990
  3. СКР-17 ††1990
  4. СКР-9 ††1990
  5. СКР-22 ††1991
  6. СКР-333 ††1990
  7. СКР-34 ††1991
  8. СКР-29 ††1991
  9. СКР-103 ††1991
  10. СКР-18 ††1989
  11. СКР-41 ††1987
  12. СКР-11 ††1991
  13. СКР-43 ††1989
  14. СКР-3 ††1990
  15. СКР-46 ††1989
  16. СКР-23 ††1989
  17. СКР-78 ††1990
  18. СКР-21 ††1991
  19. СКР-36 ††1989
  20. СКР-92 ††1991
  21. СКР-92 ††1991
  22. СКР-120 ††1991
  23. СКР-128 ††1991
  24. СКР-47 ††1992
  25. СКР-26 ††1993
  26. СКР-33 ††1995
  27. СКР-27 ††1992
  28. СКР-40 ††1994
  29. СКР-16 ††1992
  30. СКР-106 ††1993
  31. СКР-110 ††1994
  32. СКР-112 ††1993
  33. СКР-87 ††1992
  34. СКР-123 ††1992
  35. СКР-126 ††1992
  36. СКР-133 ††1994
  37. СКР-138 ††1994

Проект 35

Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961-1968 годах.

  1. СКР-7 ††1987
  2. СКР-20 ††1989
  3. СКР-32 ††1989
  4. СКР-39 ††1990
  5. СКР-86 ††1990
  6. СКР-49 ††1990
  7. СКР-53 ††1990
  8. СКР-24 ††1990
  9. СКР-83 ††1991
  10. СКР-48 ††1990
  11. СКР-35 ††1990
  12. СКР-6 ††1990
  13. СКР-13 ††1991
  14. СКР-90 ††1990
  15. СКР-117 ††1990
  16. СКР-84 ††1992
  17. СКР-12 ††1992
  18. СКР-19 ††1992

Проект 1135 («Буревестник»)

Всего был построен 21 корабль проекта.

  1. «Бдительный» ††1996
  2. «Достойный» ††1993
  3. «Бодрый» ††1997
  4. «Свирепый» ††1993
  5. «Сильный» ††1994
  6. «Доблестный» ††1992
  7. «Сторожевой» ††2002
  8. «Разумный» ††1998
  9. «Разящий» ††1992
  10. «Дружный» ††1999. С 2003 года находится на хранении у стенки СМП в Москве
  11. «Деятельный» ††1995
  12. «Жаркий» ††2002
  13. «Ретивый» ††1995
  14. «Ленинградский комсомолец» «Лёгкий» с 1992; ††2003
  15. «Беззаветный» ††2001
  16. «Летучий» ††2005
  17. «Пылкий»
  18. «Задорный» ††2005
  19. «Безукоризненный» ††1997
  20. «Порывистый» ††1994

Проект 1135М

Всего построено 11 единиц. Строились в 1973-1981 годах.

  1. «Резвый» ††2001
  2. «Резкий» ††1995
  3. «Разительный» ††1997
  4. «Грозящий» ††1995
  5. «Неукротимый» ††2009
  6. «Громкий» ††1998
  7. «Бессменный» ††1998
  8. «Горделивый» ††1994
  9. «Рьяный» ††1997
  10. «Ревностный» ††2003
  11. «Пытливый»

Проект 1135.1 («Нерей»)

Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981-1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный », бывший "Киров") входит в состав ВМС Украины .

  1. «Менжинский» ††2000
  2. «Дзержинский» в составе БО ФПС России
  3. «Орёл» в составе БО ФПС России
  4. «Псков» ††2003
  5. «Имени 70-летия погранвойск» ††2000
  6. «Кедров» ††2003
  7. «Воровский» в составе БО ФПС России

Проект 1154

Строились в 1987-2009 годах. Всего построено 2 единицы.

  1. «Неустрашимый» в составе ВМФ РФ.
  2. «Ярослав Мудрый» в составе ВМФ РФ.
  3. «Туман» достраивается.

Проект 11540 («Ястреб»)

По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.

Проект 11661 типа «Гепард»

Официально отнесен к классу «Фрегат».

Проект 11661К

Построено 2 единицы.

  1. «Татарстан» в составе ВМФ РФ.
  2. «Дагестан» в составе ВМФ РФ.

Проект 12441 («Гром»)

Достраивается как учебный сторожевик.

Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант - («Тигр»)

Официально классифицирован как «Корвет». Построена 3 единицы, ведётся строительство ещё 2.