Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты. Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и оразы. Сочинение по литературе на тему: Сатира В.В.Маяковского Что такое сатира

Маяковский Владимир Владимирович - русский поэт, драматург. Он достаточно быстро приобрел популярность в литературных кругах, так как обладал талантом, харизмой, и не боялся высказывать свое мнение. С 1912 года Маяковский энергично начал сотрудничать с футуристами, и вскоре смог стать одним из ведущих поэтов этого неоднозначного и сложного литературного движения.

Сатирические произведения Маяковского характеризовалась социально-психологической определенностью, экспрессией языка. Он совсем не старался завуалировать сатирическое развенчание неправды и неискренности, которое он наблюдал в окружавшей его жизни. Значимыми в творчестве Маяковского были и социальная, и гражданская сатира.

В своих произведениях Маяковский старался соответствовать духу времени, новому языку улиц, современным героям и модным лозунгам. Пытаясь отзываться на «социальный заказ» Маяковский писал сатиру «на злобу дня», стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921) и др. Олицетворением гражданской позиции Маяковского этих лет стали его поэмы: «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927), пьесы «Клоп» (1928), «Баня» (1929) и др. произведения.

Творчество поэта отражало характерное для Маяковского, особенно в послереволюционный период, объединение сатиры и социальной утопии:

В своем арсенале художественных средств Маяковский активно использовал гротескную образность, соединение бытового и фантастического колорита, единичного и символически обобщенного, эксперименты со словесной формой, использование собирательных образов людских «толп», «масс» в качестве объектов сатирического осмысления.

Утверждение новой жизни, ее социального и морального строя становилось основным в его творчестве. Но не стоит думать, что Маяковский принял новый строй безоговорочно, закрывая глаза на множественные недостатки социалистического строя. Принимая революцию, поэт принял также и новую роль, которую она ему предложила, роль бичевателя пороков этого общества. Точное видение проблемы помогало автору очень точно и хлестко описывать явления, с которыми следовало бороться и которые следовало искоренять.

К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности тем ожиданиям, что обещала революция. Пьесы «Баня» (1928) и «Клоп» (1929) были написаны поэтом буквально на одном дыхании, в этих комедиях поэт обрушивался на обуржуазившееся общество, забывшее о высоких идеалах революции, на старые пороки, успешно процветавшие в новой стране. Они злободневны, каждая по своему, но у них есть и общая черты - они остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения в творчество элементов фантастики.

Работа называется «Социальная сатира в произведениях В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня»», ее цель объяснить значение сатирических произведений В. Маяковского, основную смысловую нагрузку, которую поэт вкладывает в свои произведения. В связи с этим предстоит решить ряд задач:

  • охарактеризовать в целом сатирическую направленность в произведениях В.В. Маяковского;
  • рассмотреть пьесы «Клоп» и «Баня», как сатирические произведения, через которые поэт обличал современное ему общество.

Объектом для данной работы стали пьесы В.В. Маяковского «Клоп» и «Баня», предметом являются те выразительные языковые инструменты, с помощью которых поэт обличает пороки общества. Структура работы следующая: она состоит из трех глав, ведения, заключения и списка литературы.

Первая глава называется «Маяковский-сатирик», в этой главе содержится общий обзор произведений Маяковского с сатирической направленностью, в которых поэт открыто обличал пороки и недостатки общества. Вторая глава называется «Пьеса «Клоп» как обличение мещанства в обществе», в этой главе речь пойдет об одном из основных пороков советского общества 20-х-30-х годов - мещанстве, проявление которого Маяковский не переносил, и всячески стремился заклеймить. Третья глава ««Баня» - советская сатирическая комедия о бюрократах», в которой обличается один из основных пороков, который присущ любому обществу, и который практически невозможно искоренить. Однако это обстоятельство не мешает поэту высмеивать проявление этого явления, которое было присуще обществу в его время.

1920-1930-е годы сыграли важную роль в советской литературе этого времени, этот период хорошо изучен исследователями, которые отмечают, что сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» являются наиболее характерными образцами данного жанра первых послереволюционных десятилетий. Изучению творчества Маяковского посвящено огромное количество работ, в частности хочется отметить следующие:

Труды Б. Милявского характеризует стремление восстановить идейно-художественную атмосферу времени, свободное обращение к периодике второй половины 1920-х годов, сопоставление сатирических произведений различных жанров. Идейный и тематический подход к произведениям автора, позволил провести всесторонний анализ пьес и сопоставить их с другими характерными произведениями своего времени (Л. Леонов, М. Булгаков).

Большая статья Р. Дуганова о замысле «Бани» содержит ряд частных интересных наблюдений, так же автор аргументировано доказывает идею о сквозной метафоричности пьесы и «концентрического» построения пьесы. «Концентрическое» построение означает, что все герои расположены как бы по кругу, причем, чем сильнее выражены отрицательные качества героя, тем дальше он находится от центра, и тем ярче он описан поэтом.

Интересен для изучения творчества Маяковского сборник «Творчество В.В. Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования» , в этом сборнике многое соответствует новейшим тенденциям современного маяковедения. В нем есть и новые историко-литературные и теоретические подходы к изучению творческого наследия великого поэта XX века, и анализ конкретного фактического материала, который способствует более глубокому и всестороннему пониманию художественного своеобразия творчества Маяковского, его связей с эпохой, с литературным движением.

Исследователи творчества В.В. Маяковского согласны с тем, что сатирическое творчество поэта отчетливо ориентировано на будущие, уверенность поэта держится на том, что Россия избавится от всего дурного, и что его произведения могут помочь разоблачению пороков. Изучение «Клопа» и «Бани» до последнего времени осложнялась близостью времени их создания к моменту трагической гибели поэта, а также общей оценкой в 1930-е годы творчества В. Мейерхольда, с которым была прочно связана сценическая история пьес Маяковского.

Маяковский - сатирик, это явление яркое и неповторимое. Его юмор, отличался жесткостью и резкостью, для него было неприемлемо все проявления антигуманного, бездушного обращения к человеку. Поэт прекрасно владел сатирическим языком, и умело применял в своих трудах приемы гиперболы и гротеска, при помощи которых было можно создать комический эффект. Обостренное нравственное чувство - вот то, что делало его достойным преемником лучших традиций российской сатиры, которая бичевала не только социальные пороки, но, прежде всего, пороки человеческие.

Объектами и предметами сатирического изображения в дореволюционном творчестве Маяковского были различные проявления современного мира, равнодушного к человеку и его чувствам. Такой мир бездуховен, уродлив и страшен в этих своих проявлениях. В 1915 году в журнале «Новый сатирикон» было опубликовано несколько произведений Маяковского под названием - «Гимны».

Главными «героями» «Гимнов» Маяковского стали распространенные жизненные явления: обед, взятка, судья и т.д.. В этих «Гимнах» Маяковский иронично разоблачал основы современного ему мира: бюрократическую власть («Гимн судье» и «Гимн взятке»); науку, не видящую человека, и безучастную к нему («Гимн ученому»); обывательскую сущность «общества потребления» («Гимн обеду»). Образы адресатов «восхваления» построены своеобразно: нравственное уродство выражается в категориях уродства физического.

В сатирическом жанре Маяковский работал и после революции. Им были написаны сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», ряд сатирических стихотворений. Некоторые из них и сегодня актуальны, к примеру, «О дряни», «Прозаседавшиеся» и др. В двадцатые годы объектом сатиры для Маяковского стало советское мещанство, которое поэт и обличает в стихотворении «О дряни», в стихотворении «Прозаседавшиеся» он бичует советскую бюрократию.

В этих стихах отчетливо видно неприятие Маяковским всех проявлений бездуховности, убожества и пошлости. Советские люди, которые становятся равнодушными к проблемам, некасающиеся их маленького мирка и заинтересованные в удовлетворении своих насущных потребностей становятся мещанами, что категорически неприемлемо для поэта.

Бюрократическая машина, мерно и четко движущаяся от одного бессмысленного заседания к другому, по ощущению напоминает судей, утонувших под сводами законов, спрятавшихся от жизни за буквами и параграфами. Объекты сатиры со временем стали конкретнее, но, как и прежде сохранилась сущность неприемлемых для Маяковского проявлений мещанства, косности ума, позерства и т.д., всего того, что он всегда высмеивал.

Сатира Маяковского не только смеется, но и из нее можно почерпнуть полезные советы. Выставляя на всеобщее обозрение всю мерзость и грязь, поэт рисует картины «обывательщины», которые разворачиваются перед мысленным взором читателей, они пронизаны юмором, без него, эти картины были бы слишком пессимистичными.

Применяя гротеск и элементы фантастики, Маяковский выстраивает стихотворение «Прозаседавшиеся». Главная тема, это абсурдность тематики заседаний, поэт создает сильный комический эффект, который поддерживается фантастической картиной раздвоившихся чиновников, вынужденных, чтобы успеть на все заседания, присутствовать на них в своеобразной форме - «до пояса здесь, а остальное там».

Своим сатирическим произведениям поэт придавал очень большое значение. «Грозный смех» - так был назван сатирический сборник 1929 года. Другой сборник назывался «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается». Бюрократизм, мещанство, лодырничество, расхитительство - все эти проявления пороков вызывали возмущение поэта-сатирика. Дар Маяковского был в том, что своим язвителным словом он мог бить буквально «наповал».

Сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» передают нездоровую общественную атмосферу 1920-х годов, которая нуждалась в хорошей встряске. В творчестве автор часто использует живые разговорные интонации, которые он намерено, искажает, а также придумывает новые слова. Поэзия Маяковского была неразрывно связана с жизнью своей страны, она вобрала в себя трудности и противоречия своей эпохи, но не потеряла значения и сегодня. Мещанин - неизменная мишень сатиры и сарказма Маяковского. Он «воевал» с мещанством до последнего часа жизни, он смотрел на этот порок, как на злейшего врага революции.

Под мещанством Маяковский порой имел в виду чисто внешние проявления: быт, вещизм, сентиментальность, житейское безвкусие. Но для поэта страшнее была не эта внешняя сторона, хоть он ее и критиковал, а отсутствие духовной основы, а так же неумение и нежелание широко мыслить, отсутствие идеалов и наличие идолов. Маяковский много и громко пел гимны Революции, ее вождям и идеологам, так же искусно он высмеивал и ее врагов, как внешних, так и внутренних. Сатира его часто была безжалостна, при этом он не пытался сгладить острые углы и мягче сказать о том или ином «грешке».

Маяковского отличало от других современных ему поэтов то, что он всегда «бил» в самое сердце, в самую суть проблемы, в самое больное место, и слова его были также четки и болезненны для лиц, которых он подвергал критике. Сатира у него повсюду: «Гимны», «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Нате», «Мразь», «Бюрократиада», «Клоп», «Баня» - в этих произведениях особенно ясно проступают картины, написанные кистью сатиры Маяковского.

Сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году. В этой пьесе мы видим, по крайней, три плана: первый - сатирико-бытовой, второй - связанный с лирическим голосом автора, вводящий третий - встроенное театральное представление. Все планы связаны общим сюжетным началом, раскрывающим метафору, вынесенную в название пьесы.

Метаморфозы, совершающиеся с главным героем Иваном Присыпкиным (превращение человека в клопа), прочитываются на разных уровнях по-разному.

На первом, сатирико-бытовом уровне сюжет комедии представляет собой рассказ о бытовом перерождении. С его помощью обличается и осмеивается новое советское мещанство, поднимается проблема опасной привлекательности «уютной» мещанской жизни, сосредоточенной на быте и его удобствах, для молодого поколения, выросшего в разрухе гражданской войны.

Желая устроить себе «лучшую жизнь», главный герой, Иван Присыпкин «отрывается» от рабочего класса, женится на нэпманской дочке, предавая тем самым революционные идеалы всеобщего коллективного счастья, подменяя их «отдельным» счастьем мещанской семьи. Маяковский показывает, что проблема бытового перерождения, это во многом вопрос отсутствия культуры, вкуса. На свадьбе случается драка, а потом пожар, в результате чего все погибают, кроме самого Присыпкина, который был только заморожен и воскрешен через пятьдесят лет.

В комедии есть такой типаж - Олег Баян, который пропагандирует «красивую» жизнь. При этом при первой же встрече, перед читателями предстает человек малообразованный, его речь не грамотна, представления о «культурном быте» у него примитивны. И именно он выступает как «учитель-соблазнитель» для Присыпкина, которого он соблазняет «благами культуры» (танцами, одеждой, манерами), сбивает с верной дороги.

Главный идеологический проект Баяна - свадьба, которую он осмысливает как акт перехода в новый мир, прообраз будущей жизни при коммунизме. В мещанском мире любовь и брак низводится до взаимовыгодной торговли, в то время как подлинная любовь ассоциируется не с браком, а с самой жизнью, вечным движением вперед.

О браке между Присыпкиным и Зоей Березкиной не идет речи. Это подчеркивается тем, что оба они живут в общежитии. Эльзевира Ренесанс в этой системе ценностей оказывается врагом, собственницей, хищницей, которая «положила глаз» на Присыпкина. Сама ее фамилия говорит о возврате к прошлому. Брак выступает актом купли-продажи. Свадьба это символ будущей жизни. По мысли Баяна, женитьба Присыпкина на Эльзевире Давидовне Ренесанс знаменует собой сочетание «Безвестного труда с поверженным капиталом».

Причину перерождения Присыпкина автор видит в депрессии, растерянности, вызванной НЭПом, все, за что боролись ранее потихоньку возвращалось, как прежняя структура общества, так и прежняя система отношений, но в то же время шел отказ от повседневных благ, удобств, которые делают человека человеком, становится непонятно каким путем двигаться вперед, чтобы достигнуть великой цели.

Одной из форм замещения духовной пустоты становится желание жить сегодняшним днем, извлекая максимум удовольствий и наслаждений. Присыпкин оказывается на месте человека потерявшего смысл жизни, а Баян выступает идеологом сиюминутного счастья. Метафора «человек-клоп» получает более широкое значение, это не только человек обыватель, но и человек, забывший о своей высокой природе, предавший в себе человека. Сила быта осмыслена в поэзии Маяковского как сила динамическая: она способна убивать в мире любовь.

В том, как Присыпкин воспринимает учение Баяна и открывается его истинная ценность, автор показывает, как Присыпкин пытается реализовать полученные им новые навыки и реализовать в новой жизни. Он пытается срежесировать свою будущую жизнь с помощью покупок: вещи, которые он покупает, выступают способом преображения жизни, он даже меняет свое имя на псевдоним, и становится Пьером Скрипкиным, носит новую одежду и учится себя вести по-другому. Присыпкин, которого теперь именуют Скрипкиным, стремится к культуре как проводнику иного, пока недоступного ему мира.

Когда он попадает в мир будущего, то он видит, что все изменилось до неузнаваемости, новый мир, это мир техники и науки. Маяковских в картинах будущего воплощает все то, к чему он призывал в своих агитационных стихах и поэмах, это и чистота, и культура общения, и отсутствие пьянства, бюрократизма.

Люди будущего, которых встретил Скрипкин, считают героя заряженным микробом мещанства, и поэтому даже не признают его человеком в полной мере, его считают представителем вымершего рода. Грубый, эгоистичный Скрипкин среди «идеальных» людей, для которых пьянство, подхалимство и прочие пороки давно стали пережитками, выглядит весьма непрезентабельно, для них все эти явления стали давно забытыми.

Само общество будущего представлено Маяковским весьма разумно. Многие функции человека выполняют автоматы, любовь искоренена как ненужное, и даже вредное чувство.

Для людей будущего, Скрипкин представляет реальную угрозу, он представитель мещанства, а они люди высокой нравственной культуры, свободной от всяческих предрассудков и страстей, по сути, люди будущего, освободившись от всех эмоциональных переживаний, становятся безликими.

В обществе будущего нет быта, но вопрос о том, возможно ли мещанство, если отсутствует быт, все-таки остается. Автор показывает, что мещанство никуда не делось, оно видоизменилось, трансформировалось, поменяло свою оболочку, но осталось. В «чистых» людях будущего, лишенных всех пороков настоящего, вроде пьянства, некультурности и прочего, остается главный признак мещанства, от которого не спасает ни внешний лоск, ни отсутствие быта. Это полное погружение в материальный мир, отсутствие духовных идеалов, в будущем можно пройти физическое очищение, через особую ванную, духовное очищение отсутствует.
Скрипкин, будучи изначально отрицательным персонажем, оказывается в ситуации, когда у него единственного сохраняется душевно-эмоциональная сфера, и он пробуждает ее в других. Попадая в новый мир, он обнаруживает, что этот мир его совсем не радует, и его категорически не устаревает, что его разморозили. Ведь тот мир, в котором человек оказался полностью лишен души, этот существенный изъян делает этот новый мир, подлинно мещанским миром, так как отсутствует стремление выйти за пределы этого материального мира.

Профессор размораживает Присыпкина/Скрипкина, наблюдает его оживление и приспособление к новой жизни. Но эта жизнь Присыпкину не подходит. Скрипкин, не смотря на свои недостатки, остается единственным нормальным человеком. В итоге идеальные люди будущего очень быстро подхватывают «вирус чувств» от Скрипкина, и поддаются к давно, казалась бы, искорененным чувствам. Людей будущего начинают привлекать буржуазные удовольствия, все то что они в себе искореняли. Это приводит их к мысли, что Скрипкин рассадник их заболевания и его нужно изолировать.

Маяковский отказывает главному герою, этому закоренелому мещанину, в праве жить в обществе, он помещает его в зоосад, где тот оказывается в одной клетке с клопом попавшем в будущее с его воротника, и от которого он отказался избавиться, привязавшись к нему эмоционально. Метафора «клоп» означает здесь перерождение представителя передового класса строителей будущего, в обывателя и мещанина.

Критики были склонны воспринимать пьесу «Клоп» как антимещанскую агитку. Комедия во многом вырастает из газетных фактов, в которых печатались истории такого рода.

Интересно наблюдать так же, как сатира Маяковского изобретает новые определения только что народившимся порокам молодой Советской республики. Это такие неологизмы как: «мещанина», «нэписты» и многие другие, которые, впрочем, характеризуют одно и то же явление, а лучше сказать сословие, так называемый средний класс.

И хотя революция провозгласила отмену всех сословий, избавится полностью, от сословной системы она не смогла. И именно Маяковский вместе со своей неизменной спутницей-сатирой взялся искоренить ее. Интересно прослеживать, что поэт не только обличает, но он еще и дает конкретные советы, показывает пути выхода, старается не быть голословным.

Последняя сатирическая пьеса «Баня» была написана в 1929 году, и написана она в формате «театр в театре». В этой пьесе было показано общество новой бюрократии, и она была достаточно холодно воспринята современниками. Одна из главных тем пьесы утверждение живительной силы искусства. И метаморфозой преодоления времени средствами искусства становится изобретенная Чудаковым сила времени. В пьесе автор высмеивал болтунов, бездельников, самовлюбленных бюрократов. Маяковский считал, что это произведение публицистическое и через людские образы он показал основные тенденции, которые на тот момент были в обществе.

Пьесу «Баня» Маяковский определил как «драму в шести действиях с цирком и фейерверком», но в этом слышатся ироничные нотки автора, предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет собой некий фарс. Главный персонаж пьесы - «товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главнвчупс».

Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и бездумными перекладываниями казенных бумаг диктует машинистке бессмысленную и нескончаемую статью. Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, кавалеристом Велосипедкиным, рабочим помогающим изобретателю, - с одной стороны, и его помощником Оптимистенко - с другой. Маяковский рисует в пьесе множество смешных и глупых ситуаций, в которую попадают его герои, но в месте с тем пьеса представляет собой драму, и драматизм ее состоит в борьбе с бюрократией, которая, по мнению поэта, представляет собой огромную и закостенелую систему

На вопрос, почему пьеса называется «Баня», Маяковский отвечал двояко. Первый ответ: ««Баня» моет (просто стирает) бюрократов» - удовлетворил, кажется, всех и надолго остался определением прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы. Другой ответ: «Потому что это единственное, что там не попадается», показался, обычной для Маяковского юмористической отговоркой. Между тем второй ответ гораздо больше касается существа дела.

Он указывает не на предмет, а на метод его восприятия и тем самым на способ его понимания. «Баня», конечно, не единственное, чего в пьесе нет, но дело не в этом, название пьесы определяет единственно верную точку зрения на нее. И с этой точки зрения в «Бане» действительно важнее всего то, что там предметно «не попадается».

С одной стороны, пьеса названа «Баней», но с другой — никакой бани мы там не находим. С одной стороны, это «драма», но с другой, цирк и фейерверк, а никакая не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой - эта машина невидима, то есть, ее как будто бы и нет. С одной стороны, изобретение Чудакова - машина, то есть нечто пространственно-вещественное, но с другой - это машина времени, то есть нечто противоположное всякой пространственности и вещественности.

С одной стороны, перед нами как будто бы театр, но с другой - мы видим еще и театр в театре, так, что первый театр уже как будто и не театр, а действительность. С одной стороны, Победоносиков видит в театре самого себя, но с другой, в этом театре он себя не узнает, то есть сам себе «не попадается». Во всей пьесе в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и его смысла. Самые отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, и наоборот, конкретнейшие предметы, явления и даже люди дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

Структура и проблематика «Бани», сама ее сатирическая злободневность таковы, что неизбежно толкают к поискам прототипов, на которых ориентированы действующие лица драмы. Все персонажи пьесы и отрицательные и положительные, не характеры и не типы «Бани».

Легко заметить, что наиболее похожи, наиболее реализованы персонажи отрицательные (Победоносиков, Оптимистенко, Мезальянсова и т. п.), менее реализованы персонажи нейтральные (Ундертон, Поля, Почкин и т.п.), еще менее, положительные (Чудаков, Велосипедкин, рабочие, Фосфорическая женщина). Внутреннюю топографию «Бани» можно представить в виде нескольких концентрических кругов с положительным центром и отрицательной периферией. Чем дальше отстоит персонаж от некоего абсолютного центра, тем более ярко он освещен, тем более подробно обрисован, тем более оживлен и реализован.

Отрицательным персонажам не столько противостоят персонажи положительные, сколько весь замысел в целом, вся пьеса. Другими словами, если положительные персонажи самоутверждаются в своей близости к центральному смысловому ядру, то отрицательные, наоборот, самоотрицаются в своей удаленности от него.

Парадоксальная двойственность «Бани», как и всего вообще драматического творчества Маяковского, была прямым следствием специфического жанрового оформления его основного эстетического принципа. Единственное, что в «Бане» не попадается характеристике, но важнейшее, что там есть, - это личность автора. И как бы странно это ни казалось, надо признать, что «Баня» является не, чем иным, как лирической драмой или, точнее, монодрамой. Ее драматическое пространство, это концептуальная сфера внутреннего представления. Отсюда особый характер ее условности и ее фантастики.

Машина времени в «Бане», это не просто изобретение Чудакова, но и метафора самого изобретательства, новаторства, творчества. Машина времени является метафорическим воплощением искусства будущего, его живительно, творящей силой. Машина времени сотворена не только Чудаковым, но и самим временем, самой жизнью. Ей сюжетно противопоставлена другая машина, бюрократическая, также реализованная в аспекте времени.

Если машина Чудакова «дело вселенской относительности, дело перевода определения времени из метафизической субстанции, из ноумена в реальность», то в бюрократической машине, наоборот, реальность превращается в фикции «циркуляров, литеров, копий, тезисов, поправок, выписок, справок, карточек, резолюций, отчетов, протоколов и прочих оправдательных документов», а теория относительности в «теорию отношений, увязок и согласований». Учреждение, как и машина времени, стремится аккумулировать опыт человечества. И делает это с присущим ему бюрократическим способом, организуя «юбилеи».

Здесь противопоставлены не только реальность и фикция двух машин времени, Победоносиков и сам дан как словесная машина, перемалывающая реальность в ничто. Кроме бюрократической машины изобретению Чудакова в пьесе противопоставлено множество других механизмов, которые все, в конце концов, оказываются различными реализациями метафоры времени. Это, прежде всего, конечно, часы.

Машине Чудакова «первому поезду времени», противопоставлен в пьесе поезд на котором Победоносиков собирается отправиться «на возвышенности Кавказа». На это указывает совпадение стоимости билетов и суммы, украденной бухгалтером Ночкиным для завершения машины Чудакова.

Все эти антитезы выстроены при помощи локального приема, в соответствии с которым даже такие детали, как увеличение стоимости проезда в трамвае, должны указывать на его отрицательное значение. Сами по себе все эти машины, конечно, нейтральны, но в системе бюрократического механизма они неизбежно приобретают регрессивные функции.

Таким образом, сюжет осуществляется не только в событиях, не только в персонажах, но и в мелочах, в деталях, в словесных конструкциях, так что пьеса своей сквозной организованностью приближается к структуре стихотворного произведения.

В результате всей этой сюжетной механики перед нами складывается гигантский образ Машины, которая может быть и мертвой машиной пространства, если она существует как ставшее, законченное и неизменное, и живой творческой машиной времени, если она существует в непрерывном становлении, изменении и обновлении. Машина может быть и фиктивной «вещью», и реальной «идеей». Тут исходный момент всего замысла «Бани».

Но ведь и сама пьеса есть в некотором роде «машина», и именно машина времени, со всеми ее прогрессивными и регрессивными функциями, что наглядно представлено в образе «театральной машины». В III действии (театр в театре) пародийно обнажена ее функциональная обратимость. Театру агитационному, «стоящему на службе борьбы и строительства», противостоит театр, где «делают нам красиво». В этом центральном образе, несомненно, пересекаются все основные конструктивно-смысловые планы пьесы. Между тем роль Фосфорической женщины в драматической интриге совершенно пассивна, она только представляет будущее.

В «Бане» всячески демонстрируется формальное различие театра и жизни. Подчеркивая условность всякого игрового (драматического, балаганного, циркового) представления, Маяковский тем самым указывал на принципиальное содержательное единство театра и жизни. Финал «Бани» функционально полностью соответствует «немой сцене» гоголевской пьесы, с той разницей, что сцена «потрясения» дублирована трижды: темнота, затем собственно «немая сцена» и, наконец, заключительные эксплицирующие реплики персонажей.

Сатира Маяковского всегда называет вещи своими именами, что бы ни случилось, и что бы ни подумали о ней читатели, у поэта всегда много гротеска в стихах. Маяковский увеличивает людские пороки до гигантских размеров, голос его обличительной сатиры также увеличивает свою мощность. Зачастую Маяковский выступает, в качестве поэта, описывающего бытовую сторону человеческой жизни, которая многим литераторам казалась скучной и не интересной, что было отличительным признаком его сатиры. Он умел удивительным образом обращаться не только к своим современникам, но и к потомкам.

Маяковский не просто бунтарь, судья, обличитель, пророк, он еще и борец. Буржуазное общество довольно легко «приручало» бунтарей славой, деньгами и т.д., но Маяковский смог противостоять этим соблазнам. Понимая неизбежность падения старого мира, и способствуя приближению краха своим творчеством, Маяковский не мог не связывать все свои надежды с социалистической революцией. Верилось, что из ее «очистительного огня» родится новый человек, новая мораль, быт.

Пьесы «Клоп» и «Баня» представляют собой комедии, которые высмеивают основные пороки современного поэту общества. По мнению поэта, в будущем, не найдется места таким порокам как: грубость, пьянство, хамство, пошлость. В пьесах, Маяковский типизирует своих героев, т.е. они типичные представители общества, это и нэпманы, и рабочие, и бюрократы, и журналисты. Один из главных литературных приемов, используемый автором, это наделение персонажей «говорящими» фамилиями: Присыпкин, Победоносиков, Чудаков, Мезольянсова и др.

Пьесы несут в себе острую сатирическую направленность, выявляют те недостатки среды, которые можно найти в любом обществе и в любое время. В этих пьесах отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной советской действительности, которая не оправдывала ожиданий о светлом будущем. Заслуга Маяковского в том, что он не побоялся сказать «нет» этим порокам, и сказать о том, что в будущем им нет места. Таким образом, сатира В.Маяковского во многом развивалась в самом складе творческого мышления

В арсенале художественных средств сатирического изображения активно используемая гротескная образность, соединение бытового и фантастического колорита, единичного и символически обобщенного, эксперименты со словесной формой, использование собирательных образов людских «толп», «масс» в качестве объектов сатирического осмысления.

При этом если трагедийный накал поэтической сатиры Маяковского со временем все определеннее уступает место надеждам на переустройство бытия, преодоление его извечной дисгармонии путем революционного, волевого вмешательства.

Автор пьес «Клоп» и «Баня» верил, что ни мещан, ни бюрократы не выживут в новом мире. Утопическая проекция будущего в этих пьесах страдает наивностью. Маяковский был убежден в непременном духовном совершенствовании человека, которое должно было наступить в результате политических преобразований. Время показало ошибочность таких надежд. Но критика бюрократизма, обывательского отношения к жизни, бездуховного существования, прозвучавшая в пьесах актуальна и сегодня.

Октябрь 1917. "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция."- писал в автобиографии Маяковский. Утверждение новой жизни, ее социального и морального строя становятся основным пафосом его творчества, с его поэзией связано утверждение социалистического реализма в литературе. Но не стоит заблуждаться, думая, что Маяковский принял новый строй безоговорочно, не замечая его недостатков. Нет, принимая революцию, поэт принял также и новую роль, роль обличителя пороков современного ему общества. Его остро заточенное перо сатиры описало немало явлений, с которыми следовало бороться и которые следовало искоренять. Сатира его часто ядовита и безжалостна, мы не встретим Эзопова языка в его стихах, он не пытается сгладить острые углы и мягче сказать о том или ином «грешке». Он всегда «бьет» в самое сердце, в самую суть проблемы, в самое больное место, и слова его также четки и болезненны для лиц, попавших под его перо. Эта сатира у него повсюду. Но особенно хочется выделить такие стихотворения как «Прозаседавшиеся», «О дряни» и «Бюрократиада», где особенно ясно проступают картины, написанные кистью сатиры Маяковского.

Сами названия этих стихов уже оскорбительны. Кажется, что поэт намеренно употребляет такие слова, чтобы побольнее «ударить» бюрократов (напомним, что во всех трех произведениях речь идет именно о бюрократии). И, думается, это ему действительно удается, ибо таких обличительных возгласов и такого едкого смеха не встретишь не у одного автора:

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мещанина,

Сатира Маяковского всегда называет вещи своими именами, что бы ни случилось, и что бы не подумали о ней читатели. В стихах Маяковского нет «меда», они все – одна большая бочка дегтя. Поэтому так много гротеска в стихах. Маяковский увеличивает пороки до гигантских размеров, но и голос его обличительной сатиры увеличивает свою мощность, ибо если мы видим порок в рамках всего общества, тогда нужна и огромная лопата, чтобы разгрести всю эту «дрянь». И не случайно поэтому Маркс «орет, разинув рот» на таких вот горе-обывателей:

"Опутали революцию обывательщины нита

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните –

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!"

Часто Маяковский еще и бытописатель, и это - еще один признак новаторства его сатиры. Его слова всегда обращены еще и к потомкам, мы слышим эти обращения в каждой строчке. Поэт как бы говорит нам, усмехаясь: «Вот, смотрите, мы жили в такое время, и мы высмеивали его! А вы живете лучше?» Наверное, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Мы не можем с уверенностью сказать, что в нашем обществе нет таких вот «товрищей Надей» и такой вот «мещанины». Поэтому произведения Маяковского до сих пор остаются актуальными и вневременными.

Интересно наблюдать также, как сатира Маяковского изобретает новые определения только что народившимся порокам молодой Советской республики. Это такие неологизмы как: «мещанина», «нэписты» и многие другие, которые, впрочем, характеризуют одно и то же явление, а лучше сказать сословие, так называемый средний класс. И хотя революция провозгласила отмену всех сословий, избавится полностью от сословной системы она не смогла. И именно Маяковский вместе со своей неизменной спутницей-сатирой взялся искоренить ее. Интереснно прослеживать, что поэт не только обличает, но он еще и дает конкретные советы, показывает пути выхода, старается не быть голословным. Вот, например, какие рекомендации мы видим в стихотворении «Прозаседавшиеся»:

С волнения не уснешь.

Утро раннее.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

"О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!"

Или например в «Бюрократиаде»:

как известно,

не делопроизводитель.

Канцелярских способностей у меня нет.

Но, по-моему,

без всякой хитрости

взять за трубу канцелярию

и вытрясти.

над вытряхнутыми

посидеть в тиши,

выбрать одного и велеть:

Только попросить его:

"Ради бога,

пиши, товарищ, не очень много!"

Такова сатира Маяковского, она не только смеется, но и дает дельные советы, не только выставляет на всеобщее обозрение всю мерзость и грязь, но и берет метлу и выметает эту грязь из углов. Есть в сатире Маяковского и просто юмор. Поэтому, наверное, его стихи читаются легко и интересно. Но этот юмор не в коей мере не освобождает «провинившихся» от ответственности. Функции юмора здесь несколько другие. Не будь его картины «обывытельщины», развертывающиеся перед нашим мысленным взором, пронизаны этим юмором, они были бы слишком черными и мрачными. Тогда мы бы читали не стихи, а обличительные манифесты, и их не стоило бы печатать в сатирических журналах, а только отсылать как жалобы в соответствующие органы. Тогда перед нами были бы отделные случаи взяточничества, бюрократии и безответственности. Но сатира Маяковского позволяет взглянуть на эти случаи на фоне всеобщей картины подобных пороков:

Мечусь, оря.

От страшной картины свихнулся разум.

"Оне на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

Чтобы не получилось вот такого раздвоения на отдельные случаи и общую картины, и использует Маяковский свою сатиру. Для этого служат еще и названия, когда сатирик пытается обрисовать явление полностью, например такие как «Бюрократиада», «Тресты», «О поэтах». Он не только обличает эти явления, но и дает свои резолюции:

По-моему,

с другого бочка –

знаменитая сказка про белого бычка.

И таких сказок про «белого бычка» великоле множество. Ведь как скажут позже: «Поэт в России больше чем поэт». И именно к Маяковскому эти слова наиболее применимы. Он был действительно больше чем поэтом, больше чем писателем, больше чем гражданином, больше чем патриотом. И в этом во многом заслуга его сатиры, острой и едкой, особенной, не похожей на другие. Ведь стихи Маяковского можно узнать сразу, и это только благодаря тому особенному стилю и той особенной сатире, которая присуща только ему:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне

тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки

Иногда и сейчас нам очень не хватает этой сатиры поэта для борьбы все с теми же самыми явлениями, которые он обличал при жизни.

1. Ранняя сатира Маяковского.
2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.

Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
В. В. Розанов

На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта — ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.

В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых». Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский. Сатирическое изображение чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении «Нате» (1913):

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Устрицы», смотрящие «из раковин вещей», буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства. Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова «гимны». Почему ироническое? «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику»... Особенно показательно первое из перечисленных названий. Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны — злая сатира. Герои его — унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в «Гимне обеду». Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность. Вместо человека героем стихотворения стал... желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в «Гимне обеду»:

Желудок в панаме!
Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит,
буржуй.

Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского «вещизма». Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось. Впрочем, это тема для целого исследования.

Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех — это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В «Окнах РОСТА» поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи — обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.

Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении «О дряни» он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:

На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На Известиях лежа, котенок греется,
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину — образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:

Опутали революцию обывательщины нити —
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» пронизано здравым смыслом. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем. Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении «Строго воспрещается» (1926) можно прочесть такие строки:

Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение китайская чайница!
И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается!

И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —
еще обидится правительство!

В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение. И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов — «китайской чайницы» с канцеляризмом «воспрещается». С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он «подхихикивает, ища покровительства». Сатирические стихи Маяковского и в наши дни звучат актуально.

Сатира 20 века.

Сатирические приёмы В.В. Маяковского и М.А.Булгакова.

Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек. Предметом сатиры служат человеческие пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Источник сатиры- противоречие между общеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Различают следующие виды сатиры. Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного. Юмор - серьёзное скрывается под маской смешного. Сарказм – высшая степень иронии, язвительная насмешка.

Литературоведы отмечают следующие средства сатиры: 1) гипербола (т.е. преувеличение), гротеск (сильное преувеличение);

2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;

3)контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Передовые русские писатели издавна обращались к сатире как к действенному средству борьбы с уродливыми явлениями современной им жизни. Отвечая на жгучие вопросы общественной жизни, русская классическая сатира воспитывала не одно поколение думающих, образованных людей. Это следующие произведения: эпиграммы Пушкина,«Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Мёртвые души» Гоголя, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

В 20 веке сатирическую литературу обогатили такие авторы, как Саша Чёрный, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Ильф и Петров, Михаил Булгаков.

Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на человека. Автор «Слова о полку Игореве» стремился к единению русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Писатели-сатирики Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов стремились спасти людей от пошлости жизни.

Маяковский видел главной своей задачей – с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить её к лучшему – вот задача искусства, по мысли Маяковского. Его оружие – поэтическое слово. Во все периоды творчества Маяковского для него любимым родом поэзии была сатира:

Оружия

любимейшего род,

готовая

рвануться в гике,

застыла

кавалерия острот,

поднявши рифм

отточенные пики.

С февраля 1915 года Владимир Маяковский печатается в журнале А.Аверченко «Новый Сатирикон». Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в сами названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн здоровью», «Гимн критику». Как известно, гимн – это торжественная песнь. Гимны же Маяковского – это злая сатира. В них объектом внимания поэта являются отдельные институты буржуазной цивилизации: правосудие, наука, искусство и т.д. Вместе они создают выразительную картину прогнившего строя. Какие бы явления капиталистического мира ни освещал поэт, он видит в них одну общую черту: враждебность человеку. Это придаёт сатире Маяковского ярко выраженный характер.

Например, стихотворение «Гимн учёному» представляет собой сатиру на человека, совершенно оторванного от жизни, научная деятельность которого не имеет никакой практической пользы:

Не человек, а двуногое бессилие,

С головой, откусанной начисто

Трактатом «О бородавках в Бразилии».

Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду».

Стихотворение впервые было напечатано в 29-ом номере журнала «Новый Сатирикон» . Это сатирический апофеоз обжорства «жирных». Подчёркивая главную мысль, уже в 1 строфе поэт использует инверсию:

Слава вам, идущие обедать миллионы!

И уже успевшие наесться тысячи!

Усиливает иронию Маяковского гипербола «и тысячи блюдищ всяческой пищи», при этом автор использует увеличительный суффикс –ищ-, который в речи имеет грубовато- пренебрежительный оттенок.

Важную роль в этой строфе играет аллитерация звуков «ш», «ч», «щ». Создаётся впечатление,что ты слышишь вокруг себя людей, пережёвывающих пищу, даже чавкающих. Данная аллитерация проходит через всё стихотворение.

Постепенно поэт переходит от иронии к сарказму, используя в 3 строфе яркую синекдоху (то есть вместо целого называет часть): «Желудок в панаме!»

А самый едкий сарказм поэта чувствуется в 4 строфе:

Пусть в сале совсем потонут зрачки –

всё равно их зря отец твой выделал;

на слепую кишку хоть надень очки,

кишка всё равно ничего б не видела.

Маяковский использует поэтически завуалированное ругательство, рисуя толстые щёки, заплывшие глазки «жирных», сравнивая их со слепой кишкой.

Такая злая насмешка над богатыми объясняется тем, что поэт не приемлет их жизненной философии, в которой главное место отводится желудку. Смысл человеческой жизни не в еде, а в том, чтобы уметь сочувствовать, сострадать. Ведь стихотворение написано в 1915 году, в самый разгар мировой войны. Искренним возмущением В.Маяковского пронизаны строки 7 строфы:

Спи, не тревожась картиной крови

и тем, что пожаром мир опоясан…

Аллитерация звуков «р», «ж» в этих строчках позволяет услышать звуки взрывов, выстрелов, но ничто не может потревожить сытых и «жирных». За такое равнодушие, безразличие к трагедии войны поэт и бичует «желудок в панаме».

Поэта поражает способность чревоугодников не замечать ничего вокруг, поставив во главу угла собственную сытость:

Если взрежется последняя шея бычья

и злак последний с камня серого,

ты, верный раб твоего обычая,

из звёзд сфабрикуешь консервы.

Так Маяковский зло, сатирически ёмко и метко высмеивает чревоугодников и обжор.

Сатира Маяковского в годы советской власти приобретает новый характер, она строится на обличительном смехе, но не только обличает, высмеивает, а прежде всего утверждает идеал методом от противного. Одновременно сатира принимает агитационный, воспитательный характер и является очень злободневным жанром литературы.

Условно сатиру Маяковского можно разделить на

    политическую, где Маяковский обличал политических деятелей разных капиталистических стран. Цикл «Маяковская галерея»

    антибюрократическую, где поэт осуждал те или иные недостатки в жизни государственных учреждений. Например, стихотворения «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».

    антимещанскую, где Маяковский обличал недостатки в быту, сатирически изображал «мурло мещанина», считая мещанство самым опасным явлением в нашей стране. Особенно актуально эта тема встаёт в период НЭПа. Например, стихи «О дряни» , «Маруся отравилась», «Даёшь изячную жизнь» и другие.

Сатирическая поэзия была разнообразна по своим жанровым особенностям.

Маяковский использовал

1) жанр сатирического стихотворного фельетона. Например, «Прозаседавшиеся» , «О дряни» и др.

2) жанр сатирического портрета Например, стихи «Трус» , «Служака», «Столп»

    сатирические песни, басни, частушки, загадки. Например, частушка, сочинённая ещё в октябре 1917 года:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Владимир Владимирович Маяковский мастерски владел различными приёмами комического эффекта, умело использовал лексику, ритмику, сюжет.

    Саморазоблачающая речь героя.

Сатирический персонаж произносит прямую речь, сам высказывается, и этим он разоблачает сам себя, не чувствуя этого, считая себя правым. Отсюда и комический эффект. Например, стихотворение «Столп». Литературный герой – некий Иван Иванович Попов, он возмущён тем, что в газетах печатают критику руководителей. Герой искренне восклицает:

Критика снизу –

это яд.

Сверху –

вот это лекарство!

Ну можно ль позволить

низам,

подряд,

всем!? - заниматься критиканством?!

    Пародийное использование формы известных стихотворных текстов.

Маяковский умело использует басни Крылова, стихи Жуковского и других поэтов. В стихотворении «Кто он?» поэт разоблачает отсутствие культуры в быту. Докладчик, едва успевая повсюду, бегает на диспуты «Культурная революция», а сам даже не моется:

Как будто окорока ветчины,

небритые щёки от грязи черны.

Начало этого стихотворения повторяет строки баллады Жуковского «Леской царь»:

Кто мчится,

кто скачет

такой молодой…

В стихотворении антибюрократической направленности «Фабрика бюрократов» поэт пародийно использует стихотворение Лермонтова «Бородино»:

Катился пот,

перо скрипело,

рука свелась

и вновь корпела…

3) Использование гиперболы (преувеличения).

Маяковский доводил отрицательное качество до фантастически максимальных размеров.

В стихотворении «Подлиза» поэт пишет:

Клад его – его талант:

нежный способ обхожденья.

Лижет ногу, лижет руку,

лижет в пояс, лижет ниже…

… А язык!?

на метров 30

догонять

начальство вылез…

    Использует неправильные формы слов.

Например, в политическом стихотворном портрете он называет Муссолини –

« вид шимпанзы».

    Создаёт неологизмы.

Например, название стихотворения «Прозаседавшиеся» - это слово придумано поэтом. Неологизмы активно работают на раскрытие художественного смысла.

    Сюжет доводит до абсурдной крайности, то есть использует гротеск. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» поэт создаёт гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают. В том, что на очередном заседании сидят «людей половины», не только реализация метафоры – люди разрываются пополам, - но и сама цена таких заседаний.

В стихотворении с антиобывательским пафосом»О дряни» в финале стиха возникает опять-таки гротескная картина – традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с призывом свернуть канарейкам головы. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обобщённое значение как символ обывательщины.

Стихи Маяковского ярко, отчётливо передают современную ему действительность. Известны также сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений – « Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Профессора тревожит общее падение культуры, которое проявляется прежде всего в обыкновенной жизни: грязь, воровство, неумение и нежелание людей делать своё дело. Он считает, что разруха – в головах людей. Профессор говорит вслед за Маяковским: «Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» Нужно сначала решить все свои проблемы, а уж потом помогать голодающим других стран. Кто будет кормить своих голодных?

В повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, лёгкая ирония и язвительный сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки действующих лиц и их поступков и создаёт своеобразный, искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире совершается драма пса Шарика и драма человека – профессора Преображенского. Но читатель, став свидетелем драматических событий, чуть было не разрешившихся трагически, не может сдержать смеха, как не может и не задуматься над причинами сложившейся трагикомической ситуации.

Булгакова волновала проблема правомерности социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны. Эту проблему он развернул как тему ответственности науки перед жизнью в повести «Собачье сердце», написанной в 1925 году. Автор так и не увидел повесть напечатанной. Повесть была опубликована в России в 1987 году и стала необыкновенно популярна.

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый и наблюдательный бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо. Формально это, конечно, простой медицинский опыт, который имеет своей целью превращение собаки в человека путём пересадки семенных желёз и гипофиза. В сюжете явно виден гротесковый характер. Писатель сатирически достоверно показывает, как же происходит становление «нового человека», бывшего недавно не то что никем, а собакой. Ещё до полого превращения, 2 января, существо обругало своего создателя «по матери», а к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами. Первая осмысленная реакция нового человека на замечания создателя – «Отлезь, гнида».

Прогресс экспериментального существа состоит в прибавлении к ругани всё новых и новых качеств: курение, нечистоплотность и неопрятность в одежде, хамство, игра на балалайке в любое время суток, приставание к женщинам, вседозволенность. Всё отчётливее проявляется моральный облик Шарикова – вернее, его абсолютная аморальность: безнравственность, пьянство и воровство. Венчают этот процесс превращения из «милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и угроза покушения на его жизнь.

Шариков, сменив форму своего тела, человеком так и не стал. Доктор Борменталь считает, что у Шарикова – собачье сердце, имея в виду доминирование в лабораторном существе собачьих черт. Профессор Преображенский, напротив. Утверждает, что у Шарикова «именно человеческое сердце», подразумевая, что верх взял Клим Чугункин. Какое же значение вложил сам Булгаков в эпитет «собачье». В данном случае притяжательное прилагательное «собачий» переходит в разряд качественных и означает оно подлые качества человека – Клима Чугункина.

Таким образом, смысл названия повести двойственный: собачье сердце пса Шарика доверчивое и преданное, собачье сердце Шарикова- подлое, продажное, хамкое.

Благодаря Швондеру Шариков становится членом общества, получает имя и фамилию, специальность, определённый статус в обществе. Председатель домкома делает это не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку», Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение. И Шариков становится под знамёна социальной демагогии. Он начинает не с задачника с грамматики, а с переписки Энгельса с Каутским, формулирует вульгарную идею дележа на всех поровну: « грабь награбленное».Эту позицию внушает ему Швондер, которому просто необходимо «уплотнить» профессора, так как он уверен, что человеку не к чему «жить в семи комнатах», иметь «40 пар штанов», обедать в столовой.

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы _ символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – таковы детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда. С другой – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни, усиливают сатиру на «новый мир».

Профессор Преображенский с горечью осознаёт неудачность своего эксперимента и вынужден его свернуть. Конечно, на этом уровне повествования всё окончилось благополучно, ведь Шариков вновь становится псом. А можно ли завершить эксперимент, произведённый с целым народом, с целой страной? Вот об этом сатирик и заставляет задуматься читателя.

И Маяковскому, и Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, они не принимали ту литературу, которая живописала бы страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Сатира Маяковского и Булгакова очень тесно связана с современностью, звучит актуально и злободневно.

    Сатира - вид художественной литературы, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.

    В начале двадцатого века сатира в России переживала расцвет. Издавались десятки журналов, писались сотни сатирических стихов. Уже в раннем творчестве Владимира Маяковского мы видим установку на сатиру. Он яростно обличает мещанство, обывательщину, пошлость, внутреннее безобразие, переходящее во внешнее:

    Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
    Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
    Два аршина безлицого розоватого теста:
    хоть бы метка была в уголочке вышита.

    или - уже после революции:

    Опутали революцию обывательщины нити.
    Страшнее Врангеля обывательский быт.

    Немалое место в творчестве Владимира Владимировича занимает и политическая сатира - особенно в 19-20-ом годах. Это и откровенно ремесленные «окна сатиры Роста», и рифмованные лозунги, и знаменитые частушки, и самое нашумевшее:

    Ешь ананасы, рябчиков жуй,
    День твой последний приходит, буржуй.

    Потом политическую сатиру, обличение мира «прогнившего капитализма» мы увидим в поздних стихах, посвященных Америке и Франции. Еще одна любимая тема Маяковского - обличение бюрократизма, который в период нэпа действительно стал серьезной проблемой. Изобретенное Маяковским словечко «прозаседавшиеся» прочно вошло в наш язык. Автор широко пользуется приемом гротеска, сатирического преувеличения:

    Оне на двух заседаниях сразу. В день
    заседаний на двадцать
    надо поспеть нам.
    Поневоле приходится раздвояться.
    До пояса здесь,
    а остальное
    там.

    Одна из особенностей сатиры Маяковского - это обязательная мораль в конце произведения:

    О, хотя бы
    еще
    одно заседание
    относительно искоренения всех заседаний!

    Еще одна тема, очень важная для этого автора - тема поэта и поэзии. Владимир Маяковский утверждает, что искусство должно прежде всего служить народу, нести некую социально-политическую функцию. И он обличает тех, кто пишет о вещах, по его мнению, ненужных и устаревших:

    Забудьте,
       плюньте
         и на рифмы,
           и на арии,
              и на розовый куст,
                и на прочие мелехлюндии
                    из арсеналов искусств.

    Элементы сатиры мы видим в его знаменитом обращении «Сергею Есенину»:

    И несут
      стихов заупокойный лом,
    с прошлых
      с похорон
        не переделавши почти.
    В холм
     тупые рифмы
      загонять колом -
    разве так
     поэта
      надо бы почтить?

    Но то, что он так яростно обличает в искусстве, - это тоже обывательщина, но на другом уровне. Мещанство и бездуховность - главные объекты сатиры Маяковского, именно поэтому она остается современной и по сей день.