Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии "Дифференциация Ё-Ю" Дифференциация е ю в предложениях и словосочетаниях

Гласных звуков

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных О Ё . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, навыков анализа и синтеза.

Цель: учить детей различать гласные О Ё устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед. Ребята, назовите гласные II ряда. Как образовались гласные II ряда?

Вывешивается на доску таблица с гласными I и II ряда.

2. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите звук [о], обратите внимание на положение губ (губки круглые, расстояние между зубками большое, язычок находится внизу).

Пояснение логопеда. При артикуляции гласного звука [о]:

— губы округлены и немного выдвинуты вперед;

— зубы закрыты округленными губами;

— язычок лежит на дне ротика;

— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

Логопед. Сейчас, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначают буквой «ё». Почувствовали ли вы разницу между произнесением «ё» и «о»?

Ученики. Положение губ такое же, только язычок сначала находится вверху, около верхних альвеол, а затем уходит резко вниз, на дно рта.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Звуки сходны в артикуляции.

Логопед. Правильно, ребята, эти гласные сходны по произношению (артикуляции), но различны по написанию. Они парные. Чтобы не путать эти гласные, нужно научиться их различать.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Обратите внимание на таблицу. К какому ряду относится гласная «ё»?

Рассмотрите и объясните, как образовалась гласная II ряда «ё».

Ученики. «Ё» – гласная II ряда. «Ё» образовалась путем слияния согласного [й, ] с гласной I ряда [о].

Логопед. Теперь выполните задания индивидуального дидактического материала.

Ученики по очереди читают задания, выполняют их; если возникают трудности, логопед объясняет и помогает детям.

Задание 1. Произнесите слоги парами, соединив их по линейке.

Задание: запишите пары слогов, обозначь мягкие – твердые согласные.

Задание 2. Подпиши картинки, обозначь буквы «о» — синим цветом, «ё» — зеленым.

Задание 3. Измени слова по образцу: ведро – вёдра.

Укажи слова среднего рода, обозначив их по образцу:

дерево

Задание 4. Разберись, где со , где сё .

Образец: ли..нок – лисёнок.

Задание: подчеркни детёнышей одной чертой, а слова, которые обозначают маленькие неживые предметы, двумя чертами.

Задание 5. Буквы гуляли в лесу и потерялись. Помоги им вернуться на свое место.

нес..м
д..рни
гв..здь п..ле
сер..жки вар..ный
св..кла прыж..к
к..чка м..чка
п..л..т п..в..зка
пл..х..й п..в..з

Найди слова, отличающиеся только одной буквой.

Задание 6. Исправь ошибки в словосочетаниях.

Задание 7. Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания.

Задание 8. Отгадай кроссворд.

1. Туристы, путешественники собирались в …

2. Она коза, а он?

3. На ней веду козу.

4. Из дерева, плывёт по реке.

5. Висит на шее, круглый.

6. Он приносит газеты, журналы, письма.

7. Космонавт отправился в …

8. Наземный, подземный, надземный …

Ответы: 1. Поход. 2. Козёл. 3. Верёвка. 4. Лодка. 5. Медальон. 6. Почтальон. 7. Полёт. 8. Переход.

Задание 9. Оставь только те буквы, которые подходят. Лишнюю букву зачеркни.

Образец: Б(о, ё) вед(о, ё)т л(о, ё)шадь.

Л(о, ё)ва слушает ради(о, ё).

(О, Ё)ля чистит щ(о, ё)тк(о, ё)й пальт(о, ё).

Пчела да(о, ё)т м(о,ё)д.

У сл(о, ё)н(о, ё)нка длинный х(о, ё)б(о, ё)т.

(О, Ё)тец прив(о, ё)з в(о,ё)з сена.

П(о, ё)вар нес(о, ё)т пир(о, ё)г.

Задание 10. Составьте рассказ по плану.

1. Приближение праздника.

2. Покупка ёлка.

3. Изготовление игрушек.

4. Подготовка к празднику.

5. Празднование Нового года.

Логопед. Вы хорошо потрудились. Давайте еще раз обратимся к заданию 3 . Скажите, как читаются согласные, после которых стоит гласная «ё».

Ученики. Все согласные, после которых стоит гласная II ряда «ё», произносится мягко, а согласные, после которых стоит гласная I ряда «о», произносится твердо.

4. Итог занятия.

Обобщение.

Логопед. Ребята, что сегодня узнали на логопедическом занятии?

Ученики. Узнали, как образовалась гласная II ряда «ё», о том, что гласная «ё» всегда смягчает тот согласный, после которого она стоит.

Логопед. Правильно, ребята. В заключении предлагаю вам поиграть.

Игровое задание по воспроизведению ряда согласных звуков; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции (на развитие слухового внимания и восприятия).

«Солисты»

Вариант I

Логопед вводит учащихся в игровую ситуацию.

Логопед. В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Каждый их вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки.

«Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:

оа; ау; иа; уи;

иао; аио; уаи; уои;

иаоу; уоаи; аоиу; иауо;

иаоуэ; оэиау; уоаиэ; эиоау.

Вариант II

Логопед. Вот беда, ребята, солист потерял голос! Он должен петь, но не может, давайте догадаемся, какие песенки должны прозвучать.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

Му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу. Мю, ню, пю, сю, кю, дю, тю, рю, гю.

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву вы будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным звуком, учени­ки называют слог с мягким согласным звуком, выделяют голо­сом гласные звуки у, ю.

Образец: Логопед: Ученики: му мю - ю

мю му - у

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у - в первую, с буквой ю - во вторую.

Бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, сю, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку. (Используются слоги пре­дыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю над соответствующим слогом.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю - в другой столбик, слова с буквами у, ю - в третий.

На уроке. Мой спутник.

На уроке я читаю, На полу юлу пока я,

И рисую, и считаю. Как умею, запускаю,

Руку тихо поднимаю. Подрасти скорее мне бы,

Если спросят, отвечаю. Запущу я спутник в небо.

Задание 7. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...-ха, ...литка, ...лит.

Задание 8. Измените слово по образцу. Подчеркните последнюю бук­ву в измененном слове.

Образец: писать - пишу.

Писать - ..., кричать - ..., петь - ..., лететь - ..., спать - 1 ..., читать - ..., вертеть - ..., качать - ..., смотреть - ..., пи­щать - ..., трещать - ..., говорить - ... .

Задание 9. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Кат...шакормитк...р. К...рыкл...ют зерна. Ил...шал...бит л...к. ...ля надела...бку. Л...ба и Ил...ша г...ля...т. Я вста... рано...тром. Ил...шарис...ет ваз... .

Задание 10. Спишите предложения. Подчеркните буквы у, ю разны­ми карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

Люся мыла шею. Ооня грела утюг. Петя и Нюра кормят ин­дюка. Люба любит айву. Юра и Уля вместе учат уроки.

Задание 11. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквами у,ю. Ответьте на вопросы.

Кто что любит. Про Юленьку.

Юра - малину. Юля - Юленька - юла,

Нюра - рябину. Юлька юркая была.

Леля - брюкву. Усидеть на месте Юлька

Коля - клюкву. Ни минуты не могла. А наш Сережа любит изюм.


Какая была Юлька? Почему ее назвали юркой!

Задание 12. Словарный диктант: а) графический диктант с выделени­ем букв у, ю; б) те же слова записываются под диктовку логопеда.

Люба, Луша, Павлуша, юбка, индюк, краюшка, старушка, крючок, петрушка, качают, шагают, пишут, стрекочут, стри­гут, моют, играют, рисуют, поют.

Задание 13. Проверочные диктанты.

Мама купила Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Она на полу запустила юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка юла.

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел - был сильный мороз.

Дифференциация ё-ю

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова ёж, юбка. Назовите начальные звуки. Вспомните, как образуются гласные ё, ю. Сравните эти гласные по арти­куляции губ.

Задание 2. Прослушайте слоги. Назовите гласную букву. (Логопед называет слог, ученики называют только гласный звук).

а) Юм, ём, ёт» ют, юн, ён, ёс, юс, ёр, юл, юр, ур;

б) мё, мю, не, ню, сё, рё, сю, лё, рю, лю, тю, вё;

в) юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, ёл, лё, юр, ёс.

Задание 3. Прослушайте, запомните и произнесите ряды слогов. ём - юм мё -мю те - тю ёт - ют мю -мё - мю юм - ём мю - мё тю - те ют -~ ёт мё - мю - мё

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите только гласный ё или ю.

Юг, ёж, Юля, Алёша, Юра, вёл, всё, всю, юбка, орёл.

Задание б. Запишите слоги в две строчки: в первую - с буквой ё, во вторую - с буквой ю.

Ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, не, рю, рё.

Задание 6. Спишите слова. Подчеркните буквы ё, ю карандашами разного цвета.

Юг, мёд, июнь, ёрш, июль, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта.

Задание 7. Запишите слова графически. Надпишите над соответству­ющим слогом буквы ё, ю.

Клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр.

Задание 8. Закончите предложения по образцу. О б р а з е ц: а) Юра поет - дети поют; б) Дети поют - Юра поет.

Юра поёт - дети.... Ворона вьёт - птицы.... Швея шьёт - швеи.... Курица клюёт - куры.... Люба пьёт - дети.... Дождь льёт - дожди....

Распространите предложения по образцу.

О б р а з е ц: а) Юра поёт песню; б) Дети поют песни. Дети поют - Юра.... Вороны вьют - ворона.... Швеи шьют -швея.... Куры клюют - курица.... Дети пьют - Люба.... Дожди идут - дождь....

Задание 9. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Л...ня л...бит из...м. Л...да л...бит св...клу. Л...ба ела кл...кву. Ал...на носит...бку. ...ра зав...л...лу. С бер...зы и кл...на пада...т листь... . Тел...нок попал в ов...с.

Задание 10. Словарный диктант.

Клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, на краю, на землю, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю.

Задание 11. Проверочные диктанты.

На березе грачи вьют гнезда. У Левы новые шлепанцы. Надо иметь свою расческу. По изгороди вьются вьюны. Баю-баюш-ки-баю, не ложись на краю. Над избушкой висит хлеба краюш­ка. (Луна.) Птицы собрались в стаю. Под елочкой Алеша нашел колючего ежика.

Степа и Алеша поют любимые песни. Я стою на краю обры­ва. Бабушка любит пшеничные лепешки. В магазине продава­ли плюшки и сдобные лепешки. Дай мое полотенце и мою рас­ческу. Надень теплую кофту и синюю юбку. У школы клен. Мы любим сидеть у клена. Гудят пчелы, поют птицы.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и написанию.

Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 Ставропольского края г.Ставрополя

Конспект группового логопедического занятия

«Дифференциация звуков и букв ё-ю».

подготовила

учитель –логопед

Ишкова Ольга Васильевна.

г. Ставрополь

2011г.

Тема: Дифференциация звуков и букв ё-ю.


Цель: научить различать звуки ё-ю на слух и буквы ё-ю на письме. Задачи: образовательные:
    Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ё» и «ю», имеющих акустико-артикуляционное сходство. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Уточнение значения предлогов. Расширение словарного запаса. Формирование связной речи.
коррекционные:
    Развитие фонематического восприятия на звуки «ё» - «ю». Развитие зрительного восприятия на буквы ё-ю. Развитие внимания, памяти, мышления.
воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в группе. Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, картинки-символы, индивидуальные карточки, индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

1.Орг.момент.
2.Повторение. - Из чего состоит наша речь? (из предложений) - Из чего состоит предложение? (из слов) - На что делятся слова? (на слоги) - Из чего состоят слоги? (из букв и звуков) - Чем отличается звук от буквы? (звуки – говорим и слышим, а буквы пишем и видим).
3.Выявление темы. - Доскажи словечко и определи первый звук в угаданном слове. За рекой росли, На одной ноге кружится, Их на праздник принесли. Беззаботна, весела. На веточках – иголки. В пёстрой юбке танцовщица Что же это?....(ёлки). Музыкальная ….(юла). - Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы ё-ю.
4.Уточнение артикуляции и связь звука с буквой. - Посмотрели в зеркало и сказали какое положение принимают губы на звуки ё –ю? (овал, трубочка). Какие картинки надо запомнить на буквы ё – ю?(ёжик – юла). Определите по беззвучной артикуляции какой звук я произнесла ё или ю.
5.Развитие фонематического восприятия. 1)чтение слогов по слоговой таблице; 2)игра «Наоборот» (перекидывание мяча рё-рю, сё-сю и т.д.); 3)игра «Эхо» (повторить отражённо рё-рю-рю, мю-мю-мё и т.д.); 4)игра «Молчанка» (молча поднять карточку с буквой, которая есть в названии предметной картинки); 5)игра «Чего не стало?» (определить какая картинка исчезла).
6.Физ.минутка. На напряжение и расслабление мышц: Приготовьтесь – мы – деревья. Руки вверх мы поднимаем, Мышцы сильно напрягаем- Тихо листьями качаем. Руки вниз мы опускаем- Мышцы с вами расслабляем. Руки снова поднимаем и т.д.
7.Письменная работа. 1.Записать в две строчки слоги с буквами ё-ю (сё, мю,рё,тю…) 2.Картинный диктант (салют, берёза, индюк, брюки, василёк, колёса, ключ, шахтёр – уточнить значение слова шахтёр). 3.Отгадать загадку, записать отгадку. Пройдусь слегка горячим я, В белом сарафане И гладкой станет простыня. Стала на поляне. Могу поправить недоделки Летели синицы И навести на брюках стрелки. Сели на косицы. (утюг). (берёза). У него большие уши, Зверь я горбатый, Он хозяину послушен… А нравлюсь ребятам. И хотя он невелик (верблюд). Но везёт, как грузовик! (осёл). 4.Составить предложение с любой отгадкой и написать его. 5.Дописать предложения: Стёпа открыл дверь своим ….. У свиньи маленький ……. Папа гладит брюки новым ….. В поле росла белая ….. 6.Составить и записать предложения с сочетаниями На землю…. Над землёй…. Объяснить значения предлогов. 7.Работа по индивидуальным карточкам. Записать предложения, вставив пропущенные буквы ё-ю.
8.Итог занятия. - Какие звуки и буквы различали на занятии?

Литература.

1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. . М.: Владос, 1997. 2. А.Е.Сланская А.Е. 100 загадок обо всём. Юнипресс 2006г. 3. 1. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. 4.Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М. : Аквариум, 1998. - 208 с. : ил.

Во втором полугодии 1 класса в процессе обучения грамоте и письму в тетрадях ряда учеников можно встретить ошибки, связанные с недостаточной сформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Эти ошибки проявляются в частых заменах букв, обозначающих акустически сходные звуки.

В современной логопедической литературе выделяют следующие виды ошибок, связанные с нарушением фонемного распознавания. К ним относятся:

1. Смешение букв, обозначающие парные звонкие и глухие согласные (зорька – «сорька», дорога – «торога»).
2. Смешения букв, обозначающие шипящие и свистящие согласные (пастушок – «паштушок»).
3. Ошибки обозначения твёрдости и мягкости согласных (Люба – «Луба», дверь – «двер»).
4. Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты (цветочки – «чветочки»).
5. Смешения букв, обозначающие гласные в сильной позиции (собачка – «собочка).

Однако в тетрадях учеников также часто встречаются смешения букв Й и Е (майка – «маека», животное – «животный», мой – «мое»). Причина возникновения этой ошибки – несовершенство слуховой дифференциации звуков. Частота распространения смешения букв Й и Е среди прочих логопедических ошибок составляет 11,21%. Но некоторые ученики буквально «болеют» данным видом ошибок. В их тетрадях данный вид смешения букв может встречаться 6-7 раз за одну письменную работу.

В настоящее время в недостаточной степени разработан материал для коррекционной работы над дифференциацией Й и Е. В данном пособии представлен материал, помогающий научится правильно различать эти буквы при письме.

Предлагаемый материал апробирован в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ГОУ средняя общеобразовательная школа № 2008 ЮЗАО города Москвы.

Упражнения

Упр. 1. Запиши слова под диктовку:

дай, мой, пей, зайка, сойка, майка, чайка, лайка.

Упр. 2. Запиши слова под диктовку:

лей, лейка, пей, ручей, сарай, семейка, клей, змей.

Подчеркни Й зеленым карандашом, Е красным карандашом.

Упр. 3 .

Образец: пой – пойте .

дай, пей, шей, мой, лей, сей, лай, вой, грей, стой.

Упр. 4. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

Образец: пой – запой.

лей, сей, пей, лай, дай, вой, шей.

Упр. 5. Измени словосочетания по образцу. Напиши получившиеся словосочетания

Образец: белый кот – белые коты .

серый заяц –
зеленый шар –
воздушный змей –
старый кофейник –
узкий ручей –
желтый мяч –
седой старик –

Упр. 6.

Образец: любуюсь елкой.

весна, сестра, лиса, шея, тайга, май, чай.

Упр. 7. Измени слова, так, чтобы они отвечали на вопросы кем? чем?

Образец: горжусь Женей.

папа, оценка, Юля, машина, зайка.

Упр. 8. Подбери цвета для существительных, запиши словосочетания.

Образец: синий карандаш.

чай, кот, соловей, варежки, мел, змей, майки, лыжи.

Упр. 9. Подбери прилагательные к существительным. Запиши получившиеся словосочетания.

Упр. 10. Образуй единственное число. Запиши слова парами.

Образец: сараи – сарай

Сараи, змеи, бои, караваи, животные, попугаи, поля, герои, трамваи, моря.

Упр. 11 . Измени словосочетания по образцу. Запиши новые получившиеся словосочетания.

Образец: сок из яблок – яблочный сок

Сок из яблок, торт с орехами, розы из сада, суп из грибов, бусы из рябины, маки с поля.

Упр. 12.

Юля и Яна на лужа..ке. Юля собирает летни.. цветы. Яна, помога.. Юле!

Упр. 13. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы Е или Й.

Лиса бежит за за..цем. Она хочет..го по..мать. Э.., косо..! Убега.. на лужа..ку.

Упр. 14.

Старику опорой будь.
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь.
И скамейку – инвалиду.

Упр. 15. Спиши стихотворение, подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Поезжай за моря, океаны.
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны.
Но такой, как у нас, не найти.

Упр.16. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

Образец: пить – пей

Лить – …, выть – …, шить – …, стирать – …, ласкать – …, менять – …, летать – …, работать – …, царапать – … .

Образец: мяукать – мяукай

Кукарекать – …, лаять – …, выть – …, кудахтать – …, ухать – …, чирикать – …, каркать – … .

Упр. 18.

Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 19. Послушай текст. Придумай и запиши название к этому тексту. Напиши текст под диктовку.

Как красиво поет весной маленький соловей! О чем он поет? Это тайна. Раскрой ее. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай!

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 20. Спиши текст.

Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 21.

Пчёлы летят в … . … – охотничья собака.… нужна для того, чтобы чертить линии и измерять отрезки. Во дворе слышен собачий … . Мореплаватели отправились в кругосветное … . В Арктике в небе можно увидеть северное … .

Словарь: улей, линейка, лайка, лай, путешествие, сияние.

Упр. 22. Вместо точек подбери подходящее по смыслу слово. Спиши предложения.

… – последний месяц весны. … – седьмой день недели. ... год справляют 1 января. Муравьи живут в … .Чай наливают из …, а кофе – из … .

Упр. 23. Прочитайте строки из стихотворения. Спишите стихи.

Эй, спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет:
Всех, кого ни встретит, клеит!..
Все скамейки стали клейки.
Кто присел – пристал к скамейке!

(Пер. Б. Заходера)

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 24. Прочитай скороговорки. Запиши скороговорки по памяти.

  • Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
  • Майе на ярмарке купили майку с каймой.
  • Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.
  • Не годятся лапти Андрейке на ножки,
  • А годятся лапти на лапки кошке.

Упр. 25. Прочитай текст. Найди в нём ошибки. Напиши текст правильно.

Вот улее. В нём пчелиный рое. А вот муравей ползет к муравеенику. Перейдем черйз ручей. Он узкий и мелкие. Прыгай смейло.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 26. «Скажи наоборот». Подбери слова противоположные по значению. Напиши слова парами.

Образец: молодой – старый, грязные – чистые.

Сухие – …, прямой – …, первые – …, слабый – …, острый – …, добрые – …, умный – …, светлые – …, худой – … .

Упр. 27. Прочитай стихотворение. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворение правильно.

Кленовый листок на клёне,
Кленовый листок зелёный,
Всё лето листок зелёные
Зелейнел на зелёном клёне.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 28. Прочитай стихотворения. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворения правильно.

Лес большой и маленькие лейсок.
Уголь есть, а ейсть и уголёк.
У липы клеекие листы,
Зеленоватые цветы.

Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

Упр. 29. Напиши по памяти группы слов. В каждой строке найди и подчеркни лишнее слово.

Лепесток – улей – рой – война.
Иней – животное – дуй – ковбой – шейка.

Упр. 30. Прочитай загадки отгадки запиши в тетрадь.

Ответы: воробей, чайник, поезд, ручей.

Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Дифференциация букв Ё-Ю в слогах, словах, предложениях»

Цели:

  • учить дифференцировать буквы Ё – Ю, давать их сравнительную характеристику;
  • формировать умение различать на письме Ё – Ю в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • активизировать и обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся;
  • формировать навыки грамматического оформления предложений;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза;
  • корригировать логическое мышление, фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать любовь к логопедическим занятиям, бережное отношение к пособиям.

Оборудование:

  • Буквы Ё – Ю,
  • предметные картинки,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • карточки с перфорированным текстом,
  • полоски с набором букв,
  • буквы большого формата для игры,
  • смайлики,
  • тетради, ручки
  • салфетки, зеркала, соломки (для артикуляционной гимнастики);

Ход занятия

I. Организационный момент

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

II. Основная часть урока

1. Дифференциация букв Ё – Ю, их сравнительная характеристика.

1.Выставлены предметные картинки (ёжик, юбка, ёлка, ёршик, юла, юрта ).

Запишите первую букву, с которой начинается слово. Первый ряд пишут печатным шрифтом, второй ряд – прописными буквами.

Найдите различия между написанием буквы Ё и буквы Ю.

Сформулируйте тему занятия.

К нам на занятие пришли гости Южик и Осюл. Все смеются, когда они называют свои имена. Почему? Их имена заколдовала колдунья. Помочь им могут дети, выполнив задания. Поможем, ребята?

2.Артикуляционная гимнастика (вкусные логопедические игры с соломкой)

3. На партах у детей бумажные полоски с произвольно напечатанными буквами. Первая группа зачеркивает букву Ё, вторая зачеркивает букву Ю. Образец карточки представлен ниже:

Ю Ф Б Ё И Р Ю Ф А З О Е Ж Ё С Ю Ы Х Т Ю Ё Я Ш Ю Г Ё Н М Ю Ч Ё Ц С Щ Е Ё В Ю Л Ё

2. Дифференциация букв на уровне слогов.

1.Слоги потеряли свои домики–слова. Надо им помочь найти их.

Даны слоги ТЮ, ТЁ, РЮ, ЗЮ, СЁ, РЁ, ЛЮ, ЛЁ, МЁ, ЮК. На стенах кабинета развешаны полоски со словами, написанными крупным шрифтом, с пропущенными слогами.

Возьмите слоги и вставьте их в нужные слова:

3. Дифференциация букв на уровне слова.

1. У детей на партах карточки с загадками.

Ученики по очереди загадывают загадки вслух, остальные их отгадывают и записывают отгадки в тетради. (Один из учеников работает у доски). Слова с буквой Ё пишем в столбик под буквой Ё, слова с Ю пишем под буквой Ю.

– Зимой и летом одним цветом. (Алеша)

– Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.(Мирослав)

– Везет, но не лошадь; летит, но не птица. .(Мирослав)

– Горбатый корабль по пустыне плывет. (Артем 2А)

Сухую колючку лениво жует.

– С головой в нору ныряю, двери всем вам открываю. (Артем 2А)

– Без досок, без топоров через речку мост готов. (Артем2Б)

Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло.

– Идут ко мне унылые – с морщинками и складками. (Арина)

Уходят очень милые – веселые и гладкие!

Значит, я – надежный друг,

Электрический ….

– Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной. (Артем 2Б)

– Вроде ёжика на вид, но не просит пищи, по одежде пробежит и одежда чище. (Арина)

Образец написания в тетради представлен ниже:

2. Физкультминутка

С физкультминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу.
А потом попрыгаю: раз, два, три.
Ножками подрыгаю: раз, два, три.
Ручками похлопаю: раз, два, три.
Ножками потопаю: раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно.

Пальчиковая гимнастика.

3. “Буквы заблудились”. Необходимо вставить в слово подходящую букву.

Жик

л тчик

кл ч

кл н

ор л

св кла

козл нок

из м

бер за

л стра

з рна

4.Игра “Живые буквы”.

Дети с буквами в руках составляют слова, а другая группа их записывает. Потом дети меняются. Слова: утюг, овес, мед, юла.

5. Дифференциация букв Ё – Ю на уровне предложения.

Самостоятельная работа с перфорированным текстом, в котором пропущены буквы Ю и Ё.

Перед вами текст, но в нем потерялись буквы Ю и Ё. Найдите каждой букве свое место.

Люда любит свеклу. Алеша собирает клюкву. В саду растет клен. Пчелы собирают мед. На льдине спит тюлень. Люда поёт песню. На грядке растёт свёкла. Ёжик любит грибы.

III. Смысловая рефлексия занятия.

– Чем занимались на занятии?

– С чем познакомились?

IV. Эмоциональная рефлексия занятия.

– Что понравилось?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное?

– У какого ряда результаты лучше?

– Кто сделал меньше ошибок: мальчики или девочки?