Руководителем института математики и информационных систем ВятГУ назначен председатель регионального клуба IT-директоров. «вятский государственный университет Андрей злобин кфн вятгу доцент

Председатель кировского клуба IT-директоров Антон Земцов возглавит институт математики и информационных систем Вятского государственного университета – об этом объявил ректор вуза Валентин Пугач в среду на мероприятии, посвященном открытию лаборатории телекоммуникационных технологий в ВятГУ, пишет kirov.ru .

«Вчера на состоявшемся ректорате нашего университета было принято решение о том, чтобы назначить исполняющим обязанности директора института математики и информационных систем Антона Валерьевича Земцова. В настоящий момент он руководит клубом IT-директоров Кировской области. Много было размышлений, консультаций, и в результате я принял решение, что нам необходим руководитель с практическим опытом работы, у которого есть хорошие коммуникации среди специалистов в Кировской области и по всей стране», — сказал Пугач.

Министр информационных технологий и связи Кировской области Александр Зорин сообщил сайт, что кандидатура Земцова с ним согласована: «Институт как структурное подразделение ВятГУ – опорного университета Кировской области – должен играть одну из ключевых ролей при реализации задач региональной информатизации и развития цифровой экономики, при этом подготовка IT-специалистов – это важнейшая, но не единственная задача.

Мы видим институт как центр прикладных разработок IT-решений для государственного и реального сектора экономики, как методологический, экспертный центр в сфере использования ИКТ для совершенствования госуправления, развития предпринимательской деятельности и повышения качества жизни граждан. Мы видим институт как нашего партнёра при разработке и реализации государственных программ, направленных на решение задач цифровой экономики, оценке их эффективности.

Это очень серьёзные задачи, решение которых требует новых подходов к организации образовательных процессов, научной деятельности, где приоритетом становится их прикладная направленность. Системные стратегические изменения в организации деятельности института, на мой взгляд, должны произойти в первые три месяца, в противном случае велик риск постоянного догоняющего развития, что точно не устроит ни университет, ни правительство», — сказал Зорин.

Справка об институте

Институт является структурным подразделением Вятского государственного университета, включает два факультета, в составе которых работает 11 кафедр. В год проходят обучение более двух тысяч студентов.

Факультет автоматики и вычислительной техники

  • кафедра автоматики и телемеханики
  • кафедра электронных вычислительных машин
  • кафедра радиоэлектронных средств
  • кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок

Факультет компьютерных и физико-математических наук

  • кафедра прикладной информатики
  • кафедра математического моделирования
  • кафедра информационных технологий и методики обучения информатике
  • кафедра фундаментальной информатики и прикладной математики
  • кафедра фундаментальной и компьютерной математики
  • кафедра физики и методики обучения физике
  • кафедра инженерной физики

При расследовании обстоятельств смерти возникает множество вопросов

Месяц назад на праздновании дня Машиностроителя в коллективе ВятГУ произошла трагедия – погиб преподаватель. Спустя месяц расследование по делу завершается, но родственники не согласны с версией правоохранительных органов - «смерть от переохлаждения».

К нам в редакцию обратились родственники погибшего 25 сентября преподавателя и заведующего лаборатории кафедры ММД факультета автоматизации и машиностроения, Алексея Гонцова. По понятным причинам, пока родственники не желают раскрывать своих имен, но они согласились рассказать нам о том, как ведется расследование дела, и о своих многочисленных вопросах, ответы на которые пока не могут получить.

Близкие люди Алексея Гонцова рассказали:
- Понимаете нас пугает то, что о том, как погиб Алексей никто не говорит. Ощущение такое, что это дело просто хотят скрыть. Сейчас мы всерьез обеспокоены тем, как расследуется наше дело. Мы расскажем подробно о вопросах, ответы на которые мы пытаемся получить.

1) По заключению судмедэкспертов смерть Алексея насупила от переохлаждения. Версия следствия – большая компания студентов и преподавателей отдыхала 25 сентября на базе «Луч» в Боровице. Алексей, по версии следствия, просто много выпил, вышел за территорию базы, упал и замерз.
Но возникает вопрос - почему, когда обнаружили тело, Алексей лежал в неестественной позе лицом вниз, руки его примерзли к земле, нос расплющен и нога вывернута? Мы специально консультировались у специалистов – когда человек умирает от переохлаждения, то поза его более расслабленная спокойная, поза «собаки». Сотрудница бригады «Скорой помощи», выезжавшей по этому вызову, рассказала, что поза у Леши была совсем не естественная, на лице оскал. Она предположила, что, скорее всего, он задохнулся от того, что его тыкали с силой лицом в землю.

2) Версия о том, что он много выпил, тоже сомнительна. Медики установили, что в крови Алексея было всего 0,9 промилле этанола, а это совсем легкая степень опьянения – примерно 1-2 бутылочки пива. Один охранник заявлял, что видел Алексея вне вменяемом состоянии – якобы Леша практически не стоял на ногах - другой охранник говорит, что он был немного выпивший, но шел достаточно уверенно.

3) Время смерти до сих пор не установлено, мы даже примерное время не знаем. Когда Алексей выходил за территорию базы, в одной из комнат он оставил свою сумку с фотоаппаратом, на который в этот вечер много снимал. Эту сумку передали родственникам почти сразу же. Так вот, на фотоаппарате есть снимки, сделанные в 14 часов 30 минут. Алексей на них в адекватном состоянии с компанией друзей. Кроме того, никто родственников, как свидетелей, и вовсе не допрашивал. А между тем, Алексей в 16 часов 30 минут звонил родителям и говорил, что он не может оставаться больше на базе (видимо, там что-то произошло) у него есть 50 рублей на дорогу домой и что он скоро приедет. В 17 часов вечера родственники сами позвонили Алексею, но в трубке были слышны лишь его громкие крики, через несколько секунд аппарат был выключен.

4) Вопрос о пропавших вещах тоже остается без ответа. У Алексея не нашли ни ключей, ни нового телефона, который был куплен на днях за 10 тысяч рублей, ни бумажник. Все это он брал с собой, когда отправлялся на базу. Вообще следователи, как будто, не обратили на это никакого внимания...Кроме того, мы ездили на следующий день на место гибели Леши и нашли там его зажигалку и мелочь, выброшенную из бумажника. Как вообще производили осмотр места событий?

Конечно, сложно предположить, кто и по каким причинам, мог убить Алексея. Но у нас много вопросов и пока ни одного ответа. Хотелось бы добиться справедливости, а не просто «замолчать» это происшествие, как будто Леша никогда не работал в Политехе и его вовсе не было...В институте тишина гробовая, нет ни мемориальной доски, ничего, с нами там и вовсе не хотят говорить...
Нам уже отказали по 105 статье УК РФ – убийство, скоро откажут и по статье 116 – побои...Сейчас готовится возбуждение третьего дела по статье 158 УК РФ - кража. Где правосудие?

За комментариями мы обратились в Следственный отдел Слободского района, следователи которого занимаются данным делом.

Руководитель межрайонного следственного отдела Сергей Глазырин прокомментировал:
- Расследование дела продолжается, но, скорее всего, будет отказ от возбуждения уголовного дела по статье 116 УК РФ. Мы опросили сторожей, которые рассказали о том, что Алексей Гонцов несколько раз выходил за территорию базы. Конечно, мы привлечем к ответственности тех людей, которые не убедились в том, что все участники коллектива, прибывшие на базу, выехали обратно. Пока не удалось узнать, с какой компанией в тот вечер выпивал Алексей. Мы обратились за помощью в сотрудникам УВД, чтобы определить свидетелей среди коллектива ВятГУ.
На теле погибшего было обнаружено всего 2 небольшие ссадины. По словам свидетелей он был сильно пьян. Пока это вся информация. А на счет не согласия родственников скажу, пусть они приезжают к нам в Слободской, со всеми материалами дела мы их ознакомим.

А среди студентов ВятГУ ходят слухи о том, что преподавателя могли просто сильно избить его студенты, не согласные с методикой преподавания или оценками.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологи и журналистки

А. А. Злобин

Контрольные задания по дисциплине

Учебно-методическое пособие

Киров

для студентов всех профилей подготовки всех форм обучения

Рецензент:

доктор филологических наук, профессор кафедры издательского дела и редактирования ГОУ ВПО «ВятГГУ» М. В. Сандакова

А. А. Злобин

Контрольные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебно-методическое пособие/ Злобин А. А. – Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012. – 32 с.

«Русский язык и культура речи»

ББК Ш 141.12-7(07)

Редактор А.В. Куликова

© Злобин А.А., 2012

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012

Вариант 1

1. Культура речи – это раздел языкознания, изучающий…

1) нормы речи

2) коммуникативные качества речи

3) средства общения

4) языковые законы

2. Вербальным средством общения является…

1) речь

2) языковая система

3) мимика и жесты

4) интонация

3. В каком году была создана кириллица?

1) 988

2) 1014

3) 944

4) 863

4. К какой группе славянских языков относится русский язык?

1) южнославянская

2) западнославянская

3) восточнославянская

5. Форма существования литературного языка

1) устная

2) художественная

3) документальная

4) народно-поэтическая

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) язык

3) объём

4) меньше

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАверх

2) клялАсь

3) отрОчество

4) сОзыв

8. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) банты

2) газопровод

3) досуг

4) каталог

9. В каком слове выделенный согласный произносится мягко

1) иНертный

2) компьюТер

3) корНет

4) оТель

10. В каком слове на месте сочетания ЧН нужно произнести [ШН]?

1) избыточный

2) Ильинична

3) лихорадочный

4) мелочность

11. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ

нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространени-

ем разнообразных средств массовой информации, в том числе представлен-

ных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем нов ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успеш-

но и быстро решать многие проблемы.

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) пара туфель

2) несколько полотенец

3) опытные доктора

4) около пятиста километров

ние предложения

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петер-

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в -Пе тербурге.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

14. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

1) шкафчик

2) мячик

3) пончик

4) огурчик

15. Существительное кафе в литературном языке употребляется только как существительное … рода

1) мужского

2) женского

3) среднего

4) общего

16. Из данных синтаксических конструкций литературными яв-

ляются оба варианта

1) боялся собаку – боялся собаки

2) оплатить проезд – заплатить за проезд

3) одеть пальто – надеть пальто

4) в двух тысячах первом году – в две тысячи первом году

17. Числительное «восемьдесят» в творительном падеже(сколь-

кими?) звучит как...

1) восьмидесятью

2) восьмидесяти

3) восьмьюдесятью

4) восемьдесят

18. Грамматическая ошибка допущена в предложении…

1) В печати появились слухи, что ФСБ будет переименована.

2) Как сообщили медики, у более чем четыреста жителей области были обнаружены признаки отравления грибами.

3) Много молодежи пришло на вечер танцев.

4) В нашем магазине можно купить разнообразные канцелярские това-

ры: карандаши, бумагу, ручки, фломастеры и другие письменные принад-

лежности.

19. Грамматический недочет допущен в предложении

1) От этих бывших когда-то нарядными туфель осталось одно воспо-

2) Главные виновники случившегося– в верхних эшелонах власти, и

это никому не секрет.

3) Все возвращается на круги своя, и жизнь наша тоже стала постепен-

но налаживаться.

4) Генеральный прокурор заявил, что никаких нарушений законности

не было обнаружено.

20. Однокоренные слова, имеющие сходное написание и звучание,

но разное лексическое значение, называются…

1) синонимы

2) архаизмы

3) паронимы

4) антонимы

21. Паронимами являются…

1) доходный – доходчивый

2) красивый – восхитительный

3) абитуриент – студент

4) прилежный – небрежный

22. Употребление в словосочетании лишнего слова – это…

1) тавтология

2) гипербола

3) повтор

4) плеоназм

23. Словосочетание, содержащее лишнее слово

1) реальная действительность

2) коллега по факультету

3) коллега по работе

4) дорогие друзья

24. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1) принимать чью-либо точку зрения

2) нанести урон

3) уровень воды увеличивается

4) занять позицию

25. В каком словосочетании содержится плеоназм

2) за отчетный период

3) растущие цены

4) событие произошло в ноябре

26. Лексический недочет допущен в предложении

1) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.

2) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабаты-

3) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.

4) Я старательно скрывал свою принадлежность к этой организации.

27. Лексический недочет допущен в предложении

1) В нашей памяти она останется идиллией красоты и женственности

2) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела

3) Главный герой романа – бедный студент-разночинец.

4) Не чем иным, как складом, это здание не могло быть.

28. ПРЕ пишется в слове…

1) пр..баутка

2) пр..мерять

3) пр..дорожный

4) пр..амбула

29. НН пишется в слове…

1) непрошен..ый

2) маринован..ый

3) ветрен..ый

4) маслен..ица

30. Буква А пишется в слове с чередованием…

1) предпол..жить

2) з..рница

3) разг..раться

4) выск..чить

31. Двойные согласные пишутся в слове…

1) рас..казывать

2) рас..чёт

3) раз..ечь

4) им..итация

32. В каком слове есть непроизносимый согласный

1) високос..ный

3) компроме..тировать

4) наше..ствие

33. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла гус-

той травой.

2) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги

(НА)СЧЁТ не поступили.

4) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

34. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) разв..вать (ум), р..цензия, зап..реться

2) доб..ваться (успехов), д..кларация, перест..лать

3) выч..слить, д..апазон, изб..рательный

4) чу..ства, безмо..ствовать, филосо..ский

35. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой ка-

залось ему пределом человеческого счастья.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И за-

пятая не нужна

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И

нужна запятая

36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я долго думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей

(3) и мне хотелось узнать (4) что с ними стало.

38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2)если он и жаловался в стихах

на дорожную скуку (3)то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не

имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удо-

вольствию

«бить баклуши»

1) поговорка

2) пословица

3) фразеологизм

4) канцеляризм

40. Назовите изобразительно-выразительное средство, употреб-

лённое в приведённом ниже фрагменте

1) антитеза

2) градация

3) сравнение

4) оксюморон

Не было души более откровенной, более тонкой и более проникновен-

ной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.

41. Укажите неверное утверждение

1) ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному

2) аллегория – иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе

3) олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением

4) метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного

предмета дается название другого

42. Определите тип повествования приведённого ниже фрагмента

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться– язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, ко-

торые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества.

Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем. О крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет нам давать средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать мил-

лион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поно-

сить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас ис-

правлять.

43. Языковое средство, характерное для газетных текстов

1) заимствованная лексика

2) научная терминология

3) канцелярская лексика

4) общественно-политическая лексика

44. Самостоятельным функциональным стилем в современном

русском языке является…

1) эпистолярный

2) публицистический

3) ораторский

4) научно-популярный

45. Определите стиль приведённого ниже фрагмента

1) официально-деловой

2) научный

3) литературно-художественный

4) публицистический

Актуальность исследования обусловлена необходимостью система-

тизировать микротопонимию региона и описать ее как фактор истори-

ко-культурной зоны, во взаимодействии с апеллятивной и онимической лек-

сикой, с современных теоретических позиций антропоцентризма, когнити-

визма, дискурсной деятельности носителя языка, при сохранении традици-

онного аспекта анализа– структурно-семантического, и тем самым вве-

сти материал в научный оборот.

Научная новизна диссертации состоит в том, что названный регио-

нальный материал (и отдельные его стороны, например, топонимическая мотивация) не был еще предметом обобщенного, комплексного, разноас-

пектного анализа как фрагмент региональной языковой картины.мира Описание участия нижегородской окско-волжско-сурской микротопонимии

(при взаимодействии с апеллятивной и онимической лексикой и при актуали-

зации внутрисистемного аспекта анализа) в отражении принципов воспри-

ятия мира, его концептуализации и познания человеком дается впервые.

46. Выберите номера предложений, дополняющих определение ре-

Реферат – это крат-

А. Содержит развёрнутые доказательст-

кое изложение содержа-

ва, рассуждения, сравнения и обсуждение ре-

ния документа или его

зультатов исследования.

Непосредственным

доказатель-

Броуновские

частицы со-

ством существования

хаотическоговершают

движение

влиянием

движения молекул служит броунов-

беспорядочных ударов молекул.

ское движение. Это явление заключа-

Б. Доказательством существо-

ется в том, что весьма малые(види-

вания хаотического движения моле-

мые только в микроскоп) взвешенные

кул служит броуновское

движение,

в жидкости частицы всегда находятся представляющее собой непрерывное

в состоянии непрерывного беспорябеспорядочное движение малых час-

дочного движения, которое не зави-

тиц под влиянием ударов молекул.

сит от внешних причин и оказывается

Хаотическое движение ви-

проявлением внутреннего

движениядимых

в микроскоп частиц называ-

вещества.

Броуновские

ется броуновским движением.

движение

влиянием

беспорядочных ударов молекул.

данном микротексте

изменено

место первого предложения.

Выберите предложение, которое должно стоять первым.

А. Такой газ называется идеальным.

Б. Взаимодействие между молекулами всякого газа становится пренеб-

режимо слабым при большом разрежении, т. е. при малых плотностях газа.

В. Всякий реальный газ при достаточном разрежении близок по своим свойствам к идеальному.

Г. Простейшими свойствами обладает газ, взаимодействие между мо-

лекулами которого пренебрежимо мало.

Д. Некоторые газы, такие, как воздух, азот, кислород, даже при обыч-

ных условиях, т. е. при комнатной температуре и атмосферном давлении,

мало отличаются от идеального газа.

Е. Особенно близки по своим свойствам к идеальному газу гелий и во-

49. Выберите, какой из перечисленных ниже жанров относится к

официально-деловому стилю

1) аннотация

2) научная статья

3) заявление

4) диссертация на соискание учёной степени кандидата наук

50. Вы хотите, чтобы студенческий профком выделил вам льгот-

ную путёвку в лагерь. Выберите, что вы напишите

1) служебную записку

2) автобиографию

3) заявление

4) объяснительную записку



В течение нескольких месяцев ученики 5-11 классов участвовали в интеллектуальном марафоне на знание русского языка. Кто теперь по праву может назвать себя "Вятский грамотей"?

Несмотря на то, что задания были сложными, ребята показали высокий уровень подготовки, легко справляясь с большинством поставленных перед ними вопросов. У ученицы православной гимназии Сони Годиной русский язык - самый любимый предмет. И именно с ним она хочет связать свою жизнь - мечтает поступить на филологический факультет. Сам конкурс её заинтересовал и порадовал своими необычными заданиями.


СОФЬЯ ГОДИНА:
«Там были интересные задания, например, связанные с тем, что нужно было по строчкам из стихотворения назвать поэта, были задания, где нужно было исправить ошибку в предложении - это было интересно и немного сложно».


ЕЛЕНА ВЕСЕЛКОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЮЦ ИМ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО:
Около 1300 юных конкурсантов из почти 30 кировских школ, гимназий и лицеев отвечали на вопросы по лексике, фразеологии, синтаксису и другим языковым разделам. Задания были разработаны кандидатом филологических наук, доцентом ВятГУ Андреем Злобиным с учетом школьной программы.


АНДРЕЙ ЗЛОБИН, КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВЯТГУ, ОРГАНИЗАТОР КОНКУРСА "ВЯТСКИЙ ГРАМОТЕЙ", ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР ДЮЦ ИМ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО:

«Они были самыми разными - это были задания традиционного характера: расставить ударения, вставить необходимую пропущенную букву, расставить знаки препинания - это с одной стороны; с другой стороны, были задания творческого характера, когда нужно было проявить себя с творческой стороны; и третий вид заданий - это задания, которые были за рамками школьного учебника».

Теперь задача этих ребят не останавливаться на достигнутом, идти дальше, осваивая вершины родного языка.