Религия и культура скифов. Скифы и скифская культура - ранний железный век в европейской части ссср

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

Специальность

и стория

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Там также жили военнослужащие: когда скифы не участвовали в войне, они были заняты в связанных ремеслах - ковка оружия и доспехов, ухаживание лошадей и торговля. Была предана забвению до начала 19-го века, когда местный житель - карьерный камень для жилищного строительства в новопостроенных - натолкнулся на известняковые плиты с рельефным изображением всадника и надписей, упоминая Скифский принц Скилур. С обнаружением еще одного известняка с скифскими мотивами все сомнения исчезли: это остатки древнего скифского государства.

В ходе последующих раскопок были найдены уникальные артефакты поздне скифской культуры. Остатки оборонительных стен с двумя башнями, жилые дома «, общественные здания» и храмы «руины»; статуи и фрески, и были найдены пьедесталы с посвящением богам. Однако наиболее ценным находкой археологов является королевский мавзолей, который пережил чудо и не был разграблен как другие подобные захоронения. В нем были найдены различные образцы оружия, многочисленные золотые украшения и другие произведения древних мастеров.

АРХЕОЛОГИЯ

на тему

Скифы. Материальная и духовная культура

Работу выполнил

студент 412 (З) группы

Никифорова О.И.

Работу проверил

ст. препод., канд. ист. наук

Герман К. Э.

Петрозаводск

1. Введение___________________________________ 3

2. Изучение скифской культуры _________________ 4

3. Религия и религиозные обряды________________ 5

Кроме того, археологи обнаружили уникальные скальные своды, богато украшенные фреской. Церемониальный бассейн с таинственными символами и, вырезанные в скалистой почве, зерновые лунки, где скифы держали свои урожаи, были среди других объектов позднего скифского государства, найденных на территории древнего города. Можно держать пшеницу в таких отверстиях на срок до пятидесяти лет.

Когда раскопки закончились, древний город оставался без должного внимания в течение долгого времени, и обнаруженные здания были снесены местными жителями, которым нужны кирпичи. В результате многие ценные объекты были потеряны. Этот туристический сайт все еще находится в процессе становления.

4. Быт и культура скифов _______________________ 6

5. Мифы скифов об их происхождении____________ 10

6. Заключение ________________________________ 12

7. Список использованной литературы____________ 13

Введение

Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках. Однако основное занятие их (пастушеское скотоводство, охота, частично земледелие), материальная культура, общественный строй, искусство всех этих племен имели много общего. Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. К примеру, курган Ульского аула (VI в. до н. э.), высотой 15 м, знаменит тем, что здесь в жертву умершему было принесено более 400 коней. Выразительные элементы скифской культуры - бронзовые котлы, зеркала с петельками и ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии, так называемого скифо-сибирского мира. Этим обусловлено и появление термина "скифо-сибирский звериный стиль".

Вы можете сесть на автобусы №4 и №101 с железнодорожного и автобусного вокзалов. Пойти на остановку терминала «Улица Тарабукина». Эти народы пришли в контакт, насильственные или умиротворенные, с южными цивилизациями, от греков и ассирийцев до персов. Они назывались Сака, не только иранские кочевники, с которыми они находились в непосредственном контакте, но и скифы Европы, как утверждает Геродот: «Действительно, персы называют саков всех скифов». Они экспонируются в музеях, начиная с Эрмитажа в Санкт-Петербурге, и они породили великолепные выставки.

Скифы играли серьезную роль в политической жизни Передней Азии, участвовали в процессе этногенеза многочисленных народов нашей страны, создали поразительное искусство, получившее широкое географическое распространение. Сведения о скифах содержатся у греческих и латинских писателей и в ассирийско-вавилонских клинописных документах. Ценнейшим сведениям о занятиях, обычаях, образе жизни и верованиях скифов мы обязаны Геродоту, который посвятил значительную часть своей "Истории" этому народу. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии с 70-х гг. VII в. до начала VI в. до н. э. под предводительством Партатуэ, когда они были частично уничтожены мидийцами. В VI в. до н. э. персидский царь Дарий с огромным войском (700000 человек) вторгается в скифские владения и терпит поражение. IV в. до н. э. - время наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории скифского царства. Основу его экономики составляла торговля зерном, вывозившимся в греческие города Северного Причерноморья. Многие шедевры греческих ювелиров и торевтов, обнаруженные археологами в царских курганах, были получены в обмен на вывозимый хлеб. В середине III в. до н. э. Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. В 3 в. скифское царство было уничтожено готским нашествием.

Увлечение «скифов», которое восходит к эллинистическому периоду, теперь можно обогатить художественные сокровища из курганов. Эпические рассказы осетин, кавказских людей произошли от аланов, бросили. Косвенное освещение древней скифской мифологии, как показали некоторые авторы, прежде всего Жорж Дюмиль. Ввиду различий во времени и пространстве эти открытия показывают замечательный культурный континуум северного мира Иран, который в значительной степени является лингвистическим континуумом. Языки этих народов не документированы по текстам, а через остатки, переданные внешними свидетельствами, в виде изолированных слов, имен людей, народов, богов и мест, а также слов заимствованные соседними языками этой огромной территории; что касается области Понтийского, то греческие надписи городов и прилавков на севере Черного моря дают много скифских и сарматских имен.

Изучение скифской культуры

Скифская культура представляет собой часть обширной историко-культурной общности, охватывающей огромную территорию от Дуная до Монголии. Изучение скифского мира остается оной из насущных проблем отечественной археологии. Одним из первых открытий в области скифоведения явились раскопки Литого кургана, осуществленного в 1763 г. по распоряжению губернатора Новороссийской губернии А. П. Мельгунова, по фамилии которого этот памятник стал известен в науке под именем Мельгуновский курган. Середина XIX в. явилась временем открытий И. Е. Забелина в степях около Никополя, среди них - раскопки Чертомлыцкого кургана, получившего всемирную известность. Вторая половина XIX и начало XX в. - период знаменитых раскопок Н. И. Веселовского на Кубани и Нижнем Днепре, когда были открыты выдающиеся памятники скифской культуры - Келермесские, Костромской, Ульские курганы, а также знаменитый курган Солоха. Большой вклад в изучении проблем скифоведения внесли советские археологи. С 30-х гг. начались раскопки курганов рядового населения Скифии, небывалые по масштабам раскопки курганов развернулись в 60-е гг. Кубанские курганы, когда были открыты выдающиеся скифские памятники, в том числе курганы Толстая могила и Гайманова могила. В работах Б. Н. Гракова, А. И. Тереножкина, Б. А. Рыбакова рассмотрен широкий круг проблем, связанных с культурой и составом населения Скифии. Каждая из поставленных проблем становилась предметом дискуссии, в том числе проблема происхождения скифского звериного стиля, к этой проблеме мы ещё вернёмся позже.

Несмотря на объективные пределы этой документации, теперь установлено, что эти языки связаны с иранской группой индоевропейских языков, а точнее, что они составляют северо-восточную ветвь иранской языковой семьи. Термин скифский может быть принят. В широком смысле, или «скиф», обозначить этот набор, не упуская из виду тот факт, что диалектные различия должны быть неизбежны в таком широком пространстве.

Однако мы не должны приписывать «скифскому» все, что имеет иранское происхождение в греческом словаре. Фактически, в системе обозначения направлений пространства цветами, известными во всей Средней Азии, черный обозначает север; название этого моря, так как «Северное море» может быть получено только от более южан, по всей вероятности, ахеменидские персы, а не скифы. В опасности разочарования этимология двух имен, по которым известные скифы не являются предметом консенсуса.

Религия и религиозные обряды

Геродот дает имена скифским богам и тут же поясняет их при помощи греческих названий божеств. Более всех, по его словам, почитают Табити греческую Гестию, т.е. богиню царского очага, Папая, приравниваемого к Зевсу. Его супруга Гея (Земля) у скифов именовалась Апи. Гойтосир скифов соответствует Апполону, Аргимпаса - небесной Афродите, одному из образов этой богини. Посейдон греков именовался Фагимосадом и почитался только у царских скифов. Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам - Гераклу и Арею - не дается скифских имен. Впрочем сопоставляя легенды, нетрудно увидеть, что Геракл - это скифский Таргитай, бог родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча - акинака. Познейшие писатели считали это название именем бога. Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов, статуй. Арею воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми же животными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленного железному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на голову возливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали на акинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа. Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по - видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике.

Второй, который не имеет ничего общего с первым, - это сака, засвидетельствованный в надписях Ахеменидов: предложенные интерпретации были разными и изобретательными, но самый банальный, который, пожалуй, является истинным, просто кочевым. Обратите внимание, что вокализм слога.

Хотя имя лошади легко узнаваем как второй термин, интерпретация первого слагаемого этих соединений остается проблематичной. Мы вернемся более подробно к «Аримаспою». Ни одна из многих попыток объяснить термины, фигурирующие в этой позиции, действительно убеждает. Кроме того, согласованность сделало бы желательным идентифицировать имена животных в качестве первого члена двух других имен, но квест остается бесполезным.

Если у скифов не было профессиональных жрецов, то у них было много прорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным по земле, которые надо было за тем как-нибудь перебирать, и по ним давали свои предсказания. Среди этих гадателей были некие “ энареи”, носившие женскую одежду, делавшие женские работы и не вступавшие в брак. Эти обязанности якобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной в Аскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию.

Как мы увидим, этот момент может повлиять. Предполагаемое значение будет «богатым рыбой». Если мы поддерживаем порядок этих двух терминов, мы должны интерпретировать это имя как притяжательное соединение: «у кого есть рыба на пути», и мы должны признать, что термин «путь» обозначает русло реки; мне кажется вероятным, что здесь обозначается «дорога», а не путь, которым следует сама река, но проход на реке, брод, в котором рыбаки уверены в поисках рыбы.

Однако эти два соединения еще не полностью выяснены. Эта квалификация подойдет к ведическому поэту, но для принца остается несколько искусственной. Которые могут быть истолкованы параллельно «прославленной славой». Тем не менее, возможно, что скифы поклонялись богу лошадей, и он был идентифицирован греками Посейдону «хозяин лошадей». Второе имя несет старший король Скифии, отец Лувко ~ и начальник племени ÆАгавкурсои, потомки Хераклеса. Спарга-пивш - это имя лидера Массагетов в их экспедиции против персов, которые были взяты в плен Киром и который дал себе смерть после его освобождения.

Быт и культура скифов

О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет". Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Аму-дарьинского клада.

Получившийся смысл будет «наделен орнаментом своего потомства», «который отличается своим потомством». Парахата - иранского мифического царя Хёшанга в его среднеперсидской форме в отношении Ав. Æ Опоив, перенесенный женой и матерью скифского царя; имя неизвестно в другом месте.

Это имя дается рукописями «римской» семьи, таких как Совлио ~, родительный падеж Сауливу. Это остается возможным, но не полностью удовлетворяет, поскольку имя. «Чей гость - даритель жизни». Это имя могло бы стать анонимным для скифов, и этот бог был бы идентифицирован греками Аполлону.

По изображениям работы греческих мастеров можно также составить полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским (меховые или войлочные); либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других - широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем.

В этом отрывке Геродот дает квази-перевод нескольких теонимов. Этот эпитет, скорее всего, предоставит религиозное имя для огня. Индоиранский, формация, существование которой правдоподобно в соответствии с принципами деривационной морфологии, хотя оно полностью реконструировано.

Заири-ууари - «с желтой броней», Юкста-ууари. «Чья кираса привязана». Этот отчет показывает, что лингвистическое состояние скифа в целом соответствует языковому языку древних иранцев, известному по текстам, авестическим и древнеперсидским. К этому корпусу добавляются лексемы и морфемы, известные по боковой документации: они были заимствованы у скифов в широком смысле на разных языках.

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего, что можно было бы связать со скифо-сибирским "звериным стилем". Однако общие элементы этого стиля, наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии. В последнее время наибольшее признание получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого стиля. Исследователи - скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами. В "зверином стиле" украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Искусство "звериного стиля", органически связанное с вещами определенного назначения, отличается приспособленностью изображения к формам этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со стилизацией образов. Собственно скифский стиль отличается от сибирского приемами стилизации, восходящими к технике резьбы по дереву и кости, а также некоторыми персонажами, свойственными только для скифского (лось), или только для сибирского стиля (медведь). В скифо-сакском искусстве просматриваются изменения в стилизации и зверей. Так, например, раннему искусству не свойственна "боязнь пустоты", подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного, для этого обычно использовались резко ограниченные плоскости и гораздо реже дополнительные детали. В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречается украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами. Так, например, в бедро или плечо зверя вписываются изображения других животных, а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими головками. Наиболее яркими образцами искусства скифо-сакских племен известен Горный Алтай. И если европейские скифы, вошедшие в контакт со своими западными соседями, восприняли и переняли многое (в частности у греков), то азиатские племена скифского времени, несмотря на множественные контакты со своими соседями, сохранили свою самобытность. Поэтому они и являются для нас наиболее интересными для изучения. Скифский стиль поражает нас беспредельным разнообразием мотивов и приемов стилизации и оформления. Изобразительное декоративное искусство скифов является ярким показателем своеобразной культуры народа, уровня его художественного восприятия и силы его творчества. В нем отражается характер скифских племен. Задачей этого искусства было украшение всевозможных утилитарных вещей, и нельзя назвать ни одной вещи, которую не стремились бы приукрасить. Несмотря на разнообразную технику, характерные особенности изобразительного искусства, его стиль оставался независимым от материала, и поэтому может быть рассмотрен по основным мотивам. Основными орнаментами в скифском искусстве можно считать образные " турьи рога ", спиралевидные (в деталях животных) бегущие волны, а также орнаменты, наподобие георгиевских крестов, крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов цветов, стилизованные свастики и ажурные кресты. Основным мотивом в растительном орнаменте фигурирует "запятая", вписывающаяся в украшения из листьев, а основными деталями были розетки, пальметки, трех лепестковые и более сложные листья, бутоны, и цветки лотоса иногда вписываемые в геометрические фигуры. В животных орнаментах, исходя из общей тенденции заполнения орнаментом всей поверхности украшаемого предмета, можно говорить о двух основных приемах: геральдическом сопоставлении одних и тех же фигур, и усложненном мотиве дополнительного разветвлении одного и того же рисунка. В скифском изобразительном рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных, например из клыков кабана, или когтей зверей и птиц. В изображениях животных преобладает изображение лося в сочетании с хищниками, и горного барана или архара, множество изображений орлов и грифонов. Встречаются изображения и водоплавающих птиц, в частности, гуся. Оленьих изображений не так много, как лосиных, но они также разнообразны. В скифском искусстве олень появляется рано, и притом в уже вполне устоявшемся стиле. Это лежащий олень с поджатыми ногами, вытянутой вперед головой, и рогами во всю длину тела, положенными на спину. Из хищных животных можно выделить изображения волков и диких кошек; тигров, барсов, изредка встречающихся львов. Обычно эти хищники изображались оскаленными, с непропорционально большой головой, часто с вывернутой задней частью туловища. Изображений кабанов секачей только два, хотя в Причерноморье кабаний, а также заячий мотив получил большее распространение. Из домашних животных горноалтайцами изображались лошади в различных позах; бредущие лежащие и геральдически сопоставленные, а также петухов, как переработку китайских фениксов (фын-хуань). Изображения же рыб крайне схематичны: контурный абрис, распластанный плавник в профиль и боковые плавники по контуру. Хотя горно-алтайские художники хорошо знали орлов, но изображали они не их, а мифических ушастых грифов с гребнем и нередко с хохолком. Орлами по существу можно считать единичные находки с опущенными крыльями, сходными с причерноморскими. Голова грифа, как самостоятельный мотив или в сочетании с другими мотивами получила на Алтае настолько широкое распространение, что его можно встретить во всех крупных захоронениях. Ушастыми грифами не ограничивались и широко использовали мифических грифонов, рогатых львиных и орлиных, похожих на грифонов Средней Азии. Среди произведений горно-алтайцев много фантастических животных, сочетающих в себе признаки не только различных видов но и различных семейств. Например грифовые головы с оленьими рогами, или собачьи головы с кабаньими клыками, зубастая голова барана с хохолком и гребнем грифа и рогатые тигры.

Этот фундаментальный термин аристократической культуры был заимствован из-за пределов Ирана, другим народом Центральной Азии: он встречается у Тохаряна, Бперна, Параха . Другим примером скифского соединения является имя топора: слово тох. В этом случае предпочтение заимствования скифа основывается на географической близости и отношениях, свидетельствующих между этими языками по другим свидетельствам. Осетин, далекий потомок языка, на котором говорят аланы, на протяжении многих веков был отделен от других иранских языков и сильно находился под влиянием соседних кавказских и турецких языков.

Скифские легенды и сказания об их происхождении

По словам Геродота (484-425 гг. до н. э.), скифы считали, что они произошли в пустынной земле от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, родителями которого были дочь реки Днепр (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевсу. У Таргитая родились три сына: Липоксай, Арпаксай и Колаксай. От первого произошли скифы-авхаты, от второго – катиары, а от третьего – скифы-паралаты. Общее же название их было СКОЛОТЫ. Отметим сразу же, что все эти имена носят явный тюркский характер и легко объясняются из карачаево-балкарского языка и других тюркских наречий и диалектов. А слово “сколоты”, безусловно искаженное эллинами, первоначально на языке самих скифов звучал как “схылты”, что на карачаево-балкарском означает социальную верхушку общества. Ведь эти три племени вели свое происхождение от прародителя всех скифов - Таргитая.

Поэтому неудивительно, что осетинская онмастика сохраняет несколько имен, которые можно сравнить с древними иранцами или найти корреспондентов в скифской или сарматской документации. Особый набор представлен именами, которые появляются в эпических повествованиях Нартов: на самом деле некоторые, такие как Сатана или Сослан. Имеют косвенное иранское происхождение, потому что их история имеет несколько промежуточных этапов.

Расширение тела, восстановленного для скифа в широком смысле, зависит от большого количества параметров. Существенным моментом является различие между тем, что можно отнести к скифскому или другому иранскому языку. Заманчиво, но иллюзорно, чтобы сделать скифские слова из лексем и морфем из иранских языков разных периодов и регионов. Трудность работы над словами, известными косвенными источниками, не свойственна иранскому миру. При вводе языка в форме займа или цитаты иностранное слово неизбежно претерпевает более или менее важные модификации, начиная от адаптации до фонологии языка приема и заканчивая его морфологией. не говоря уже о изученных или популярных ремотивациях, которые состоят в предоставлении этимологии заимствованному слову.

Геродот слышал и другое предание или легенду, что скифы происходят от брака Геракла с полудевой, полузмеей, у которой верхняя часть тела была женской, а нижняя - змеиной.

Однако Геродот продолжает описание происхождения скифов: “Есть, впрочем, и иной рассказ, которому сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийские земли. Действительно, страна, занимаемая теперь скифами (т. е. Причерноморские степи - авт.), первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам. Здесь надо сказать о том, что древние авторы Араксом называли не только современный Аракс, и не столько эту реку, сколько Сыр-Дарью. Следовательно, скифы могли быть теснимы массагетами из степи Приаралья, где когда-то зарождалась древнейшая пратюркская культура.

Нельзя забывать, что имена, цитируемые Геродотом, очевидно с большой честностью и точностью, вероятно, исходят из заметок, данных различными информантами, в дополнение к тем заметкам, которые он сам мог взять; эти имена уже подверглись в ходе их предыдущей передачи адаптации к греческому, которые не обязательно следуют тем же мотивам и которые в конечном счете непредсказуемы. Еще одним элементом неопределенности является состояние текста Геродота.

Иногда более легкие чтения обучают переводчиков ложным выводам. Это один из народов, которые живут дальше на восток, за пределами собственно Скифии, по Геродоту, то есть за Дарью. Геродот описывает страны и обычаи многих из этих народов, с которыми связывают скифы: описание, основанное на свидетельствах, смешивается с более или менее фантастическими чертами, к которым Геродот не дает доверия. Но этимологическое происхождение тоха. Лингвистического статуса и, если возможно, указать его культурную и географическую основу.

Заключение

На фоне изложенного, становится ясно, что скифская культура, как бытовая, так и декоративная, таит в себе множество загадок. Трудность в изучении быта скифов состоит также в том, что нет каких-либо масштабных памятников, кроме курганов, которые, в свою очередь, не полностью отвечают на вопросы исследователей. Так или иначе, мы в праве сделать вывод, что культура скифов очень разнообразна; уровень развития скифской цивилизации в середине I тысячелетия до нашей эры был достаточно высоким, чтобы говорить о скифах как об одном из величайших народов своего времени. Хочется верить, что с развитием науки и техники нам удастся получить какие-то новые сведения о жизни этого удивительного народа.

Они относятся к различным народам сак, упомянутым в надписях Ахеменидов; их имя достигло Геродота в форме Амувржоои. Допустимо, что разные народы практиковали одни и те же культы. Напротив, описание Геродота о физическом типе и обычаях Оргимпая далеко от них от сферы саки и связывает их с большей значимостью для южной Сибири: Казахстана, Тувы и окрестностей Алтая. Это мирные люди, у которых нет оружия войны; они практикуют какое-то право убежища в отношении беженцев из других стран. Они живут у подножия высоких гор, что совместимо с регионами, названными на данный момент.

Список использованной литературы

1. В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин. Скифия VII - IV вв. до н. э. Киев, 1983

2. Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифского искусства, 1962.

3. В. Г. Луконин. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.

4. Геродот. Избранные произведения, М., 1983

Собственно скифы – это различные близкородственные племена североиранской ветви индоевропейской языковой семьи. О скифах свидетельствуют многочисленные древнегреческие и передневосточные письменные источники. В них, в частности, сообщается о вытеснении скифами своих непосредственных северопричерноморских предшественников – киммерийцев, о завоевательных походах скифов через Кавказ в Переднюю Азию в VIIв. до н.э. и об их временном господстве в этом регионе, о неудачном завоевательном походе персидского царя ДарияIв Северное Причерноморье против скифов в концеVIв. до н.э., о консолидации скифских племен вIVв. до н.э. под главенством царя Атея, о вытеснении и частичном истреблении скифов сарматами вIIIв. до н.э.

Скифам и подчиненным им племенам принадлежала западная часть ареала "скифо-сибирского мира" – Северное Причерноморье и Приазовье. Некоторые ранние памятники скифской культуры выявлены также на Северном Кавказе. Скифская археологическая культура представлена главным образом множеством погребальных памятников. Среди последних выделяются крупные курганы знати VII-VI вв. до н.э. на Северном Кавказе (Краснознаменские, Келермесские, Ульские) и еще более грандиозные курганы с богатейшими погребальными комплексами к.V-IV в. до н.э. - в Нижнем Поднепровье (Солоха, Чертомлык, Толстая могила и др.) и в Крыму (Куль-Оба). В к.V-IV в. до н.э. у скифов появляются и единичные поселения, в том числе и крупные, такие как Каменское и Елизаветовское.

Рис. Важнейшие памятники скифской археологической культуры и культур скифского облика на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа

Классическая скифская культура 4 датируется серединой VII - началом III в. до н.э.

Скифы как особый этнос впервые зафиксированы уже в письменных источниках 670-х гг. до н.э. (данные ассиро-вавилонских текстов), а затем подробно охарактеризованы античными авторами (Геродот и др.). При этом в науке нет единого мнения о происхождении скифов и скифской культуры . Все многообразие версий сводится к двум принципиально противоположным позициям:

1) классическая скифская культура приносится скифами в Северное Причерноморье из Центральной Азии в результате одномоментного или двукратного переселения; в ходе этого скифы вытесняют из северопричерноморского региона вышеупомянутых киммерийцев;

2) скифская культура – косвенное последствие второй экспансии носителей срубной культуры из Поволжья в Северное Причерноморье (в конце II - начале I тыс. до н.э.) и последующего взаимодействия срубников с местным северопричерноморским и северокавказским населением. В ходе этого процесса одним из истоков скифской культуры стала и культура киммерийцев, возникшая еще ранее как результат первой экспансии срубников. Эта позиция имеет серьезное обоснование в данных антропологии.

Исчезновение классической скифской культуры вызвано в первую очередь истребительной экспансией сарматов в течение III-II вв. до н.э. Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась так называемая позднескифская культура.

Основные памятники скифской культуры. Важнейшую информацию о классической скифской культуре дают погребения и погребально-поминальные комплексы .

Рис. Погребения и поселения скифской археологической культуры и культур скифского облика в степи и лесостепи Северного Причерноморья

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, в конструкцию которых могут также входить дерево, камень, камыш. Как правило, захоронения совершались в ямах, но известны и случаи сооружения склепов на уровне горизонта. Кроме простых ям, хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах и каменных склепах. В раннее время у скифов, при наличии самостоятельных подкурганных захоронений знати, преобладают впускные погребения в курганные насыпи предшествующих эпох. Со временем сооружается множество собственно скифских курганов.

Господствует трупоположение, что характерно для всех культур эпохи раннего железного века в степях Евразии. Погребенный, как правило, лежит на спине в вытянутом положении, хотя имеются и случаи сгибания ног в коленях - вследствие чего они падают налево/направо. Большинство погребенных обращены головой на запад, меньшинство на восток и в других направлениях.

Крайне редко практикуется кремация на месте: сожжение покойного вместе с деревянной гробницей, что характерно главным образом для северопричерноморской лесостепи. В той же лесостепи известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы.

В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (в основном это кости мелкого рогатого скота). Человеческое погребение может сопровождаться захоронением коня в той же или отдельной могиле. Кроме того, погребения знати могли содержать также захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

Древнейшие из крупных скифских захоронений по данным на сегодняшний день относятся к VII в. до н.э. - это Келермесские, Краснознаменские и Новозаведенские курганы на Северном Кавказе и Мельгуновский (Литой) курган в Поднепровье. Вообще, в VII-VI вв. до н.э., наиболее значительные погребальные памятники скифской и родственной ей скифообразной культуры находятся на Северном Кавказе и в лесостепном Северном Причерноморье, где скифы в это время расселяются, вступая в контакт с местным нескифским оседлым населением и формируя, очевидно, полиэтничную аристократию, которой и принадлежат многие крупные погребальные комплексы.

Напротив, в северопричерноморской степи скифских памятников VII-VI вв. до н.э. немного, но на рубеже VI-V вв. до н.э. именно сюда перемещается центр культур скифского типа, о чем свидетельствует резкое возрастание количества скифских захоронений в данной зоне. А в конце V-IV в. до н.э. в Нижнем Поднепровье сооружаются невиданные ранее по масштабам и богатству курганы с погребениями вождей и аристократов в сопровождении умерщвленных слуг и лошадей, получившие название Царских - Солоха, Чертомлык, Огуз, Александропольский курган и т.д. Возможно, они действительно содержали погребения скифских царей, в т.ч. упомянутых в античных письменных источниках.

Ярким примером крупнейшего царского кургана является Чертомлык. Он находится в правобережной днепровской степи и датируется второй половиной IV в. до н.э. Его насыпь высотой около 20 м и диаметром до 350 м была сооружена в четыре приема (в насыпи сохранились остатки тризны) и обнесена по основанию крепидой из камней. Под подошвой насыпи вертикально вниз шел прямоугольный колодец-шахта глубиной 11 м, по углам которого располагались входы в камеры-подземелья площадью 4х5 м. В северо-западной камере было обнаружено захоронение царицы, покоившейся в вытянутом положении на ложе в головном уборе, обшитом золотыми бляшками. Рядом с ней находилась великолепная серебряная амфора и еще 14 обычных амфор, около которых лежал юноша-слуга. В юго-западной камере покоились двое мужчин с оружием и украшениям. В двух других камерах находились вещи царицы и с ними, в качестве охраны в северо-восточной камере был погребен воин, в юго-восточной камере - собака. Из погребения царицы на запад вел проход в камеру с погребением царя на деревянном ложе. Существует также версия, что это камера самостоятельной катакомбы, входная яма которой не обнаружена. Как бы то ни было, погребение царя некогда было полностью ограблено, за исключением трех боковых ниш-тайников, в которых обнаружены различные ценности, в т.ч. несколько мечей с золотыми обкладками ножен, из которых один ахеменидский, а также знаменитый горит с золотой обивкой со сценами из жизни Ахилла (три аналогичных горита, сделанных по той же матрице, найдены в других северопричерноморских курганах). К западу от гробницы царя, но на более высоком уровне в трех перекрытых бревнами ямах были захоронены 11 коней в уздечках с золотой и серебряной отделкой, а рядом с конями в специальных отдельных ямах находились два погребения конюхов.

Культура нескифских народов лесостепного Северного Причерноморья продолжает сохранять скифский облик вплоть до рубежа IV-III вв. до н.э., тогда как на Северном Кавказе черты собственно скифской культуры стираются уже в течение V в. до н.э., что, видимо, свидетельствует о полной ассимиляции скифов на данной территории местными оседлыми племенами меотской и кобанской культур.

Поселения. В степи, где жили собственно скифские кочевые группы, использовавшие кибитки и юрты, до конца V в. до н.э. почти не было скифских оседлых поселений, исключая Елизаветовское городище на Нижнем Дону и несколько небольших поселений с круглыми и четырехугольными землянками. Действительно крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (общая площадь 1200 га), функционировавшее в конце V - начале II в. до н.э. и защищенное почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи - земляными валами и рвами. Цитадель городища (площадь 30 га) была дополнительно защищена валом, подпиравшим стену из сырцового кирпича, а также каменной стеной с внутренней забутовкой. Жилищами служили овальные и четырехугольные землянки и наземные дома с глинобитным очагом. Их стены состояли из вертикально врытых бревен, переплетенных прутьями либо завешенных кошмами; крыши были двускатными. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и черной металлургии.

В поднепровской лесостепи, где жили подчиненные скифам оседлые племена, было много крупных городищ. Самыми большими из них были находящиеся в Левобережном Поднепровье малоизученное Каратульское городище и хорошо исследованное Бельское городище. Бельское городище на р. Ворскле - важнейший торгово-ремесленный центр Среднего Поднепровья конца VII - начала III в. до н.э. Его площадь составляет более 4000 га, а общая протяженность оборонительной линии (ров, мощный вал, на котором местами стояли деревянные стены) достигает почти 34 км.

Ведущие элементы материальной культуры. Наибольшую изобретательность создатели скифской культуры проявили в создании комплекса наступательного и оборонительного вооружения .

Рис. Скифская культура: наступательное и оборонительное вооружение

Широко распространились железные колющиемечи и кинжалы скифского типа - так называемые акинаки . По характеру навершия и перекрестья, по форме ножен они были сходны по всему скифо-сибирскому миру от Дуная до Центральной Азии и различались лишь в оформлении и в материале (скифы и их ближайшие соседи делали акинаки из железа, тогда как восточнее до середины I тыс. до н.э. – в основном из бронзы). Типичный скифский акинак изначально имел навершие в виде бруска с четкими углами, но со временем стали более популярны антенное (порой когтевидное), и овальное навершия. Перекрестье было «почковидное», бабочковидное или подтреугольное. Часто рукояти и ножны акинаков украшались в скифском зверином стиле, а наиболее дорогие из них - также сюжетами и мотивами греческого и переднеазиатского искусства.

Основным оружием дальнего действия у скифовбыл лук . Скифский лук - сигмовидный, короткий (длиной 0,6-1 м), состоящий из деревянных прутьев или пластин, обмотанных корой, иногда со срединной костяной накладкой и костяными или роговыми завершениями, с сухожильной тетивой. Стрелы (длиной 60-70 см) имели наконечники из бронзы (реже - из железа и кости); бронзовые наконечники были сначала двухлопастными, часто с шипом, позднее – трехлопастными. Сначала их делали массивными, а затем – более легкими, узкими и высокими. Металлические и многие костяные наконечники в классической скифской культуре имели втулку, насаживавшуюся на древко; здесь практически не применялся другой вариант крепления металлического наконечника, известный в более восточных культурах скифо-сибирской области – с помощью выступа-черешка, вводившегося в древко. Лук и стрелы носились в колчанах или специальных футлярах - так называемых горитах с отдельным карманом для стрел.

Использовались также копья длиной 1,7-2,2 м, изредка до 3 м. Их наконечники делались из железа и были сначала удлиненно-лавролистные, позднее более широкие остролистные. Скифы применяли также железные боевые топоры , или секиры, которые имели, как правило, длинный обушок и неширокое лезвие. Реже применялись топоры-клевцы с киркообразным обушком и секировидным лезвием.

Основу оборонительного скифского вооружения (доспеха) составлялпанцирь , имевший чешуйчатую структуру. При его изготовлении использовались многочисленные бронзовые и железные пластинки, нашивавшиеся на кожаную основу. Панцирь служил как минимум для защиты груди, как максимум всего корпуса, включая руки и ноги. Применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами.

Один из важнейших видов скифского доспеха - шлем . В раннее время это была бронзовая полусферическая каска с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуг над бровями. Позднее широко применялись башлыкообразные чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе, а также греческие шлемы, которые порой переделывались скифскими мастерами.

Щиты были кожаными прямоугольными (со скругленными углами), а также деревянными овальными.

Разнообразным был и скифский комплекс конского снаряжения . Удила в ранний период имели стремечковидное оформление внешних петель, делались из бронзы или железа и соединялись с трехдырчатыми псалиями из тех же материалов или из кости. Затем их сменили кованые железные удила с загнутым внешним концом, соединявшиеся с двудырчатыми псалиями из железа или бронзы. Для крепления уздечных ремней служили уздечные бляхи , использовались также нащечники , налобники и наносники , часто оформленные в скифском зверином стиле.

Рис. Скифская культура: конское снаряжение

Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды - кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. Известны также ритуальные полусферические деревянные чаши с золотыми обкладками. Интересны и металлические сосуды , представленные крупными бронзовыми котлами местного производства, привозными золотыми, серебряными и электровыми 5 кубками, созданными главным образом в древнегреческих мастерских, но часто по скифскому заказу, о чем свидетельствуют изображенные на них сцены из местной мифологии или реальной жизни.

Рис. Сосуды и орудия труда скифской культуры и культур скифского облика

Одежда и украшения . Мужчины, как правило, носили штаны-шаровары и кафтаны-куртки, мягкие сапожки и башлыки, женщины - длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей украшалась множеством золотых нашивных бляшек. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Рис. Скифская культура: украшения, одежда и зеркала скифов

Дисковидные бронзовые литые зеркала являлись в скифской культуре не только предметом туалета, но и ритуальным объектом (как и у в древних греков). Самые ранние имеют с обратной стороны вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре и представляла собой петельку или два столбика, увенчанные бляшкой. Затем появились зеркала с длинной боковой бронзовой ручкой и изображениями в скифском зверином стиле – так называемого “ольвийского типа” (в основном их производили в северопричерноморских античных городах, в первую очередь в Ольвии Понтийской). Еще позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками. Наряду с зеркалами, важными культовыми объектами являлись навершия шестов погребальной повозки или погребального ложа.В основном они были бронзовые литые, с прорезными погремушками, либо с подвешенными колокольчиками. Обычно навершия увенчивались головой или фигурой животного.

Хозяйство и орудия труда. Основой скифской экономики было кочевое скотоводство . Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимников и летников (поэтому так много раннескифских впускных погребений в курганах эпохи бронзы). Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада формировали лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города.

Земледелие в северопричерноморской степи у скифов появилось местами не ранее рубежа V-IV вв. до н.э., причем оно играло здесь исключительно подсобную роль. Лишь в позднескифской культуре в Крыму оно стало основой хозяйства. Напротив, у народов, создавших культуру скифского типа в северопричерноморской лесостепи, земледелие господствовало. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы - некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги.

Металлургия. Как уже было сказано, начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур. Первоначально, до возникновения Каменского городища основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов оседлыми ремесленниками Лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы. С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры - Каменское и Елизаветовское городища - вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела: молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников. Найдены глиняные и каменные литейные формы, тигли и льячки. Плавильные печи найдены на Бельском и др. городищах. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра.

В VII-V вв. до н.э. на высоком уровне находиласьобработка кости и рога . Широко было распространено ткачество . Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.

Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывоз: хлеб (из лесостепи), рабы, шкуры. Ввоз: вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).

Изобразительное искусство богато и разнообразно представлено в памятниках скифской культуры. При наличии геометрических и растительных тем, данное искусство особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

Рис. Скифское искусство

Прикладное зооморфное искусство скифской культуры представляет собой локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля - одного из элементов «скифской триады». Это особое художественное направление в древнем прикладном зооморфном искусстве, характеризующееся на всем пространстве соответствующей культурно- исторической области - от Дуная до Южной Сибири едиными чертами: унифицированным набором образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) - в строго определенных позах и композициях, с использованием особых приемов моделирования деталей. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях). Скифский звериный стиль имеет исключительно прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.

В данном искусстве отразились культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) - отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя .

Вместе с тем отличительной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирского мира, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры . Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

Наконец, хотя и не относятся непосредственно к скифскому искусству, но являются органичной частью скифской культуры многочисленные шедевры античной торевтики, изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати, как например: золотой гребень из кургана Солоха с скульптурной сценой сражающихся скифов; сосуд из электра из кургана Куль-Оба с чеканной композицией, представляющей скифов в моменты врачевания и натягивания тетивы; серебряная с позолотой столовая амфора из кургана Чертомлык с чеканным изображением скифов, укрощающих коней; золотая пектораль из кургана Толстая могила со скульптурными изображениями скифов и сценами терзания копытных грифонами и т.д.

За пределами "скифского мира", но в тесном контакте с собственно скифской культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская и кобанская археологические культуры.

Меотская культура в бассейне Кубани и Восточном Приазовье была результатом жизнедеятельности целого ряда разнородных племен, объединенных самоназванием или иноназванием меоты. Культура возникла еще в предскифский период и продолжала существовать в скифскую и сарматскую эпоху (максимальные хронологические рамки: IX в. до н.э. - III в. н.э.). Меоты оставили многочисленные поселения - как неукрепленные, так и защищенные валами и рвами, часто с площадкой-цитаделью. Жилища строились из глины с соломой либо из обмазанного глиной камыша, а также на деревянном каркасе с применением камышовых матов и глиняной обмазки; они обычно имели крышу из древесных прутьев, соломы и камыша, глинобитный или глинобитно-илистый пол и открытый очаг.

В погребальном обряде собственно меотской культуры господствует трупоположение в ямах на бескурганных могильниках. Вместе с тем в VII-VI вв. до н.э. - в период, синхронный раннескифской эпохе, на данной территории появляются богатейшие курганы с погребениями скифо-меотской аристократии – в том числе вышеназванные Келермесские и Ульские. Эта курганная традиция берет здесь начало еще в предскифский период, в погребениях колесничих и воинов-всадников (в том числе и под курганами, как например курган Уашхиту). Эти богатые курганные захоронения обнаруживают следы контактов с Передней Азией, вероятно, обусловленные завоевательными походами киммерийцев и ранних скифов на Ближний Восток. В третьей четверти I тыс. до н.э. влияние степных кочевников ослабевает и абсолютно господствуют самобытные меотские черты в погребальном обряде; хотя курганная традиция имеет место и в этот период, но сооружаются курганы в основном не над погребениями, а над святилищами. С конца I тыс. до н.э. культура меотов испытывает влияние сарматской обрядности, в связи с чем наряду с традиционными ямными могилами распространяются катакомбы и подбои. В начале IV в. н.э. меотская культура в своей классической форме перестает существовать, став одной из основ материальной культуры средневековых раннеадыгских племен.

С меотской культурой на востоке граничила кобанская культура Центрального Предкавказья (XIII-IV вв. до н.э.). Появившаяся еще в эпоху поздней бронзы и входившая в состав Кавказской металлургической провинции (см. раздел II, гл.7), эта культура, подобно гальштатской, плавно перешла в стадию железного века и просуществовала в течение всей скифской эпохи, дав начало ряду местных культур сарматской эпохи. Этноним ее создателей неизвестен (название культуре дано по имени современного селения Верхний Кобан в Северной Осетии, где были сделаны первые важнейшие находки), однако ясно, что их предки населяли эту территорию еще со времен бронзового века, когда сформировался кавкасионский антропологический тип европеоидной расы. Генетически кобанская культура восходит к северокавказской культуре среднебронзовой эпохи при участии импульсов со стороны закавказских племен.

Кобанские племена практиковали скотоводство (отгонное с преобладанием овец – в горах, придомное с доминированием крупного рогатого скота и свиней - в предгорьях) в сочетании с земледелием (выращивали твердую и мягкую пшеницу, ячмень, рожь, просо). Высокого уровня достигли цветная и черная металлургия и металлообработка, в том числе художественная. Это дало возможность кобанским мастерам, усваивая у степных кочевников многие новации в вооружении и конском снаряжении, совершенствовать конструкцию этих предметов и налаживать их массовое производство для собственных нужд и для нужд тех же кочевников.

Кобанцы жили в основном на неукрепленных поселениях, размещавшихся в малодоступных местах: на предгорных возвышенностях, порой даже на отвесных скалах, по долинам рек на высоких плато, в ущельях на плоских отрогах (Сержень-Юрт, Бамут). Жилища были глинобитными или «турлучными» (деревянный каркас с глиняной обмазкой), иногда на булыжных фундаментах; В высокогорье встречаются и каменные дома. Они чаще стояли группами, стенами друг к другу, иногда целыми кварталами, разделенными улицами, мощенными булыжником. На поселениях обнаруживаются также гончарные печи и мастерские металлургов.

Основу погребального обряда составляло трупоположение, но известны и случаи кремации. Могильники, как правило, бескурганные; сооружение курганов практиковалось нечасто и было следствием влияния степных кочевников. Весьма разнообразны могильные конструкции: это и обычные ямы, и ямы, обложенные по краям рваным камнем или булыжником, и каменные ящики со стенками из массивных песчаниковых или сланцевых плит, перекрытые еще более мощной плитой и т.д. В могилы клали орудия труда, оружие (обязательный атрибут мужских погребений), уздечку, сосуды, напутственную пищу. Известны, хотя и не столь часто, как у скифов, захоронения человека с взнузданным конем.