Развитие инфраструктуры арктического региона. Правительство россии. Вклад в развитие макрорегиона

Намеченные планы развития Арктической зоны России являются самым сложным мегапроектом из всех предложенных в последние годы. Для его реализации требуются не только огромные ресурсы, но специфические механизмы программно-целевого управления, позволяющие согласовывать действия множества участников, сочетать инфраструктурное обустройство с обеспечением национальной безопасности, учитывать национальные интересы в рамках международного сотрудничества.

Ивантер Виктор Викторович - академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, руководитель лаборатории Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Лексин Владимир Николаевич - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, научный сотрудник лаборатории Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Порфирьев Борис Николаевич - член-корреспондент РАН, зам. директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, научный сотрудник лаборатории Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Территория арктической зоны России по различным оценкам составляет от 2,5 до 3,3 млн. кв. км. Здесь постоянно проживает менее 2 млн. чел., причем за годы экономического кризиса местное население сократилось примерно на 15%.

Территория арктической зоны России по различным оценкам составляет от 2,5 до 3,3 млн. кв. км. Здесь постоянно проживает менее 2 млн. чел., причем за годы экономического кризиса местное население сократилось примерно на 15%.

В период 90-х годов сокращение промышленного производства в арктических регионах превысило 50%, а в отдельных отраслях, например добыче оловянных руд, прекратилось вовсе. Объем перевозок по трассе Северного морского пути (СМП) с 1987 по 1998 г. сократился в 4,5 раза: с 6,6 до 1,5 млн. т. Как утверждают россий-ские «реформаторы», происходит «вынужденное отступление» из северных регионов.

Невольно возникают вопросы: насколько масштабный исход из Арктики отвечает стратегическим интересам России и в какой степени он экономически обоснован.

Действительно, с одной стороны, недостаточно развитая транспортная арктическая инфраструктура, в сочетании с чрезвычайно суровыми климатическими условиями и сезонностью доставки грузов, увеличивает транспортную составляющую в стоимости конечного продукта, производимого на территориях тяготеющих к СМП, по меньшей мере в 5-6 раз против средних показателей в России. Еще выше затраты, связанные с хранением сезонных запасов грузов, доставляемых в Арктику, а также поддержанием сохранности объектов незавершенного строительст-ва, конверсия которых растягивается даже на годы. Но есть и другая сторона, заключающаяся в том, что Российское государство использует Арктику, как и весь Север, в качестве донора, забирая в федеральный бюджет, как минимум, вдвое больше средств, чем составляет реальная финансовая государственная поддержка Севера. По данным Кольского научного центра РАН, финансовая поддержка Севера в общем итоге никогда не превышала 20% северного удорожания производства.

Трудная адаптация Арктики и СМП к современным экономическим условиям реально препятствует дальнейшему освоению природно-ресурсного потенциала Крайнего Севера, тем самым снижая общую эффективность экономики России, находящуюся в прямой зависимости от результатов работы экспорториентированных добывающих производств: добычи газа и нефти в Ямало-Ненецком АО, а в обозримой перспективе на шельфе Баренцева моря, деятельности РАО «Норильский никель» и других предприятий цветной металлургии, включая добычу золота, платины, редких и редкоземельных металлов, а также алмазов.

Экономика Арктической зоны остро нуждается в государственной поддержке, направленной на создание хозяйствующим субъектам: юридическим и физическим лицам - равных условий с другими регионами, а с учетом сурового климата, даже лучших условий. Это может быть достигнуто не столько выделением Крайнему Северу дополнительных бюджетных средств, сколько перераспределением налогооблагаемой базы северных предприятий в пользу самих арктических территорий, что долж-но послужить основой их социально-экономического развития.

Очевидно, что правовая база государственной поддержки арктических регионов должна развиваться по пути следования принципам государственного регулирования, заложенным Федеральным законом «Об основах государст-венного регулирования Севера Российской Федерации»:

государственного протекционизма,

избирательной поддержки для устойчивого развития Арктики.

В этой связи особую значимость приобретает скорейшее принятие подготовленного в проекте закона «О районировании Севера России», позволяющего территориально дифференцировать государственную поддержку Севера и выделить ее особые приоритеты в Арктической зоне.

В годы, предшествующие экономическому кризису 90-х годов, в регионах, прилегающих к СМП, происходило развитие специализирующихся отраслей промышленного производства, выражавшееся в положительной динамике добычи нефти и газа, руд цветных, драгоценных и редких металлов, производства электроэнергии.

В настоящее время в Арктической зоне к относительно стабильным можно отнести только добычу природного газа и производство никеля. Сократилась добыча угля, законсервировано сооружение Ады-чанской ГЭС на р. Адыче в Якутии, свернута оловодобыча на Северо-Востоке (пос. Депутатский), а также отгрузка лесных грузов из порта Игарка на нижнем Енисее.

Согласно наиболее реальному варианту прогноза Минэкономики России и СОПС Минэкономики России на стабилизацию экономической ситуации в Арктике можно надеяться в период 2001-2005 гг., после чего начнется медленный рост ее экономики. При создании благоприятных законодательно-правовых и экономических условий в Арктике будет наращиваться добыча таких стратегических ресурсов, как ямальский газ, якут-ские алмазы, расти производство цветных и редких металлов и лесопродукции. Ожидается привлечение в Арктическую зону отечественных и зарубежных инвесторов, причем доля последних может составить в среднем до 20%, а при освоении нефтегазоносного западного сектора Арктики - 50%, но не более - по соображениям экономической безопасности

Смещение добычи сырья и его первичной переработки в Арктику, непосредственно к Побережью Северного ледовитого океана, наметилось уже давно и несомненно сохранится в обозримом будущем, учитывая исчерпание геологических запасов более южных территорий, а также экономическое тяготение новых добывающих производственных комплексов к Северному морскому пути. Можно также утверждать, что и прошлое, начавшееся с 30-х годов, хозяйственное освоение Арктики стало возможным только благодаря СМП.

СМП - это единственная магистраль, связывающая все арктические и субарктические регионы России. Вместе с великими сибирскими реками СМП образует единую водно-транспортную систему, которая обеспечивает как завоз в Арктическую зону необходимых запасов топлива и продовольствия, так и вывоз производимой здесь промышленной продукции. При этом прокладываемые в сторону Арктического побережья железные дороги, в частности, на Ямал, не конкурируют с СМП, а укрепляют его транспортную систему.

Увеличение потока грузов между западными, северными и восточными регионами России по кратчайшему Арктическому пути, а также открытие СМП для международного транзита грузов между североатлантическими странами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона является генеральным направлением развития морского транспорта в Арктике.

Задача организации регулярного судоходства в Арктике в навигационный период была в основном решена к началу 80-х годов с вводом в эксплуатацию мощных атомных и дизельных ледоколов, мощностью до 75 тыс. л.с. («Арктика» и другие этого типа). Затем был накоплен опыт круглогодичной навигации в западном секторе Арктики - от Мурманска до Ямала и Диксона, что позволило создать надежную транспортно-технологическую схему взаимодействия Кольского и Норильского горнометаллургических промышленных районов (в составе концерна РАО «Норильский никель»), а также наладить бесперебойные поставки труб и оборудования для газодобывающего комплекса, формирующегося на полуострове Ямал.

Современные грузоперевозки по трассе СМП (1998 г.) резко сократились по причине глубокого спада производства на большинст-ве предприятий Арктической зоны.

Вывоз грузов из Арктики сейчас ориентирован на порты Мурманска и Архангельска, куда направляются медно-никелевые руды из Дудинки, а также алюминий, поступающий по Енисею с предприятий Красноярского края и Хакасии. Вывоз из Арктики в сторону Тихого океана минимален и представлен в основном металлическим ломом. Экспортные перевозки по СМП также имеют преимущест-венно западное направление и представлены цветными металлами Норильского ГМК и восточносибирских алюминиевых заводов, а также лесными грузами, формирующимися в портах Игарка и Тикси.

В структуре грузов, перевозимых по СМП, ныне практически отсутствуют строительные материалы, машины и оборудование.

Зато прослеживается тенденция увеличения перевозок нефтепродуктов, угля и продовольствия, прежде всего в рамках северного завоза в Арктическую зону

Следует отметить, что несмо-тря на существенное снижение объема арктических морских грузоперевозок к 1998 г. сложилось двукратное превышение вывоза из Арктики (с учетом экспорта) над завозом грузов.

Дальнейшее развитие морских перевозок в Арктике зависит от характера и темпов хозяйственного освоения районов, тяготеющих к трассе СМП.

Перспективы таких перевозок будут в первую очередь определяться:

освоением газоконденсатных месторождений Ямала,

стабильной работой Нориль-ского ГМК и комплексным жизнеобеспечением Норильского промышленного района,

восстановлением внутриарктического каботажа лесных и на-ливных грузов,

возможным увеличением эк-спорта лесных грузов из устья Енисея,

импортными поставками продовольствия и технических грузов,

возрастанием роли и объемов транзитных перевозок.

В перспективе ближайших 15 лет следует ожидать 5-10-кратного увеличения морских перевозок по трассе СМП, причем только в расчете на максимальный объем грузопотоков эксплуатация СМП станет экономически выгодной.

Таким образом, следует заключить, что экономическая эффективность арктической экономики будет напрямую зависеть от темпов и интенсивности освоения арктического природно-ресурсного потенциала, а также от удовлетворения коммерческого интереса других стран к морскому северному трансевразийскому транзиту товаров.

Ключ к раскрытию богатств российской Арктики находится во взаимоотлаженной системе промышленно-транспортных комплексов, обеспечивающих необходимые параметры добычи, первичной переработки и доставки сырья и полуфабрикатов потребителям, при одновременном выполнении арктическим флотом задач жизнеобеспечения северных территорий.

www.nasled.ru

А.Винокуров,канд. экон. н.

Утвеждена новая программа по развитию Арктической зоны

Правительство РФ утвердило государственную программу по развитию Арктики до 2025 года. На ее реализацию выделят более 190 млрд рублей.

"До 2025 года бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ" в 2018-2025 годах составят более 190 млрд рублей", – сообщил центр обеспечения деятельности государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Реализация программы будет проходить в три этапа. Первый из них – подготовительный – заканчивается уже в этом году. На этом этапе, как уточнили в центре, "проводились различные мероприятия по обеспечению координации работы федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам развития Арктики, выделения Арктической зоны в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения, а также разработке подходов и подготовки концепций формирования и функционирования опорных зон развития".

"Программа социально-экономического развития арктической зоны на период до 2020 года действует у нас с 2015 года. Это основной механизм, при помощи которого мы осваиваем север, но документ носит скорее аналитический характер и представляет собой свод мероприятий из отраслевых государственных программ, поэтому мы и организовали работу по подготовке новой редакции госпрограммы", – пояснил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Второй этап обновленной госпрограммы продлится с 2018 по 2020 год. Он предусматривает реализацию ряда пилотных проектов для опорных зон развития, а также запуск комплексной системы информационной поддержки деятельности РФ в Арктике и создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса.

Также в указанный период российские специалисты должны будут разработать и установить радиоэлектронное оборудование для межрегиональной арктической системы сбора, обработки и доведения информации на всем пространстве Арктического региона, модернизировать нестационарную систему защиты этой территории и акватории местных морских портов и гидрометеорологическую сеть наблюдений, а также закрыть вопрос с техническим обеспечением экологического морского надзора.

"Третий этап, с 2021 по 2025 год, предусматривает создание и обеспечение функционирования всех опорных зон развития; создание зональной арктической системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; а также создание опережающего научно-технического задела и технологий (в том числе для освоения шельфа арктических морей)", – сообщили в центре.

Государственная программа по развитию Арктики будет опираться на три подпрограммы: "Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны РФ", "Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике" и "Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов арктической зоны хозяйствования".

"Всего в рамках подпрограмм запланировано 22 мероприятия. Также в рамках госпрограммы будут реализованы ряд мероприятий по линии министерства обороны РФ", – говорится в сообщении государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

По данным специалистов центра, первый этап госпрограммы финансирования не предусматривает, на реализацию же второго этапа будет выделено более 46 млрд рублей (из них 12 млрд по линии гражданских ведомств), на третий этап – более 144 млрд рублей (из них 58 млрд по линии гражданских ведомств).

Отмечается, что проект госпрограммы был подготовлен во исполнение поручений президента России Владимира Путина, правительства РФ и решений Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

"Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что все параметры госпрограммы уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Также ведется работа по привлечению частного капитала. Госпрограмма не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации", – подчеркнули в центре.

Как сообщалось, в феврале 2017 года Минэкономразвития внесло в правительство РФ обновленную госпрограмму по развитию Арктики до 2025 года на сумму в 210 млрд рублей, согласовав ее тогда со всеми профильными ведомствами, кроме Минфина.

14 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития Арктики, на котором как раз обсуждался подготовленный Минэкономразвития РФ проект обновленной госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны.

В мае Дмитрий Рогозин сообщил, что на совещании в правительстве РФ наконец-то был согласован системный подход всех ведомств, включая Минобороны, к разработке обновленной госпрограммы развития Арктической зоны России.

"Государство вложится в инфраструктуру и создание инструментов освоения Арктики, а бизнес сделает свое дело – под контролем государства и при защите экологических норм", – написал тогда Рогозин на своей странице в социальной сети Facebook.

Так, к примеру, на откуп инвесторам было решено отдать строительство атомного ледокола "Лидер", ранее его предполагалось создать за счет средств бюджета.

"Мы прорабатываем вопрос привлечения инвестиций большого ямальского проекта к программе создания атомного ледокола "Лидер". Он на рубеже 2024-2025 годов будет создан и откроет всесезонность прохождения Севморпути от Сабетты направо в сторону Юго-Восточной Азии", – сказал Рогозин.

По словам президента АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Алексея Рахманова, приблизительная стоимость строительства атомного ледокола "Лидер" составит 80-90 млрд рублей, инвесторами данного проекта могут выступить ПАО "Совкомфлот" и ФГУП "Атомфлот". Ожидается, что техпроект судна будет разработан до конца года.

"К концу этого года будет завершен технический проект и проведены его ледовые испытания. Но если мы действительно собираемся двигаться, серьезно двигаться на рынок сжиженного газа, требуется еще строительство двух-трех ледоколов "Лидер" в районе 2029-2030 года", – сообщил в конце августа на международной встрече Арктического совета гендиректор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша.

Он также отметил, что сдвинулись сроки сдачи в эксплуатацию и другого ледокола – "Арктика".

"Мы в обновленные сроки по постановлению правительства в мае 2019 года примем в эксплуатацию ледокол ["Арктика"], второй ледокол – в ноябре 2020 года и третий – в ноябре 2021 года", – сказал он.

Статьи по теме
07.08.2019 В изучение недр Арктики вложат 292 млрд рублей до 2045 года (Российская газета)
31.07.2019 Компания из Китая проведет коммерческие контейнеровозы по Севморпути (Российская газета)
26.07.2019 Росатом представил план развития Севморпути до 2035 года (REGNUM)
04.07.2019 В Арктике всерьез займутся повышением качества жизни (Lenta.Ru)
28.06.2019 Четыре экспедиции обследуют затопленные ядерные объекты в Арктике (Российская газета)
24.04.2019 Повысить рейтинг Севморпути смогут четкие тарифы на грузоперевозки (Российская газета)
28.03.2019 Инвестиции в российские проекты в Арктике превысят 86 млрд долларов (ТАСС)
06.03.2019 Российская Арктика может стать территорией опережающего развития (Российская газета)
18.02.2019 Из села Териберка впервые начали вывозить мусор (ТАСС)
26.01.2019 На развитие Севморпути потратят триллион (Lenta.Ru)
12.12.2018 Разработка законодательной базы по развитию Арктической зоны РФ опаздывает (Российская газета)
31.10.2018 Перевозки по Северному морскому пути за пять лет выросли в четыре раза (Российская газета)
17.10.2018 Арктика нуждается в особых технологиях градостроительства (Российская газета)
06.07.2018 Закон об опорных зонах в Арктике отложен до конца года (REGNUM)
19.06.2018 Правовой статус Российской Арктики остается размытым (Российская газета)
05.12.2017 Власти Заполярья предлагают доработать закон о развитии Арктической зоны (Интерфакс)
17.11.2017 Удержать людей в Арктике помогут инвестиции и качественные услуги (ТАСС)
16.11.2017 Освоение Арктики может остаться лишь красивым лозунгом (REGNUM)

3 сентября 2019 , Технологическое развитие. Инновации О подписании Соглашения о намерениях между Правительством России и Управляющей компанией Российского Фонда Прямых Инвестиций в целях развития высокотехнологичной области «Искусственный интеллект» в России Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1964-р. Подписание Соглашения направлено на привлечение взаимовыгодного сотрудничества производственных, научных, образовательных и иных организаций, объединение усилий которых необходимо для достижения целевых показателей технологического развития России.

3 сентября 2019 , Автомобилестроение и спецтехника Об обновлении парка автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов в субъектах Федерации Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1963-р. Предусматривается дополнительная поставка в субъекты Федерации более 1,55 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи и более 2,45 тыс. школьных автобусов.

3 сентября 2019 , Мониторинг правоприменения Утверждён план мониторинга правоприменения на 2020 год Распоряжение от 31 августа 2019 года №1951-р. Мониторинг правоприменения предусматривает сбор, обобщение, анализ и оценку информации для принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов.

31 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Утверждена новая редакция Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года Распоряжение от 30 августа 2019 года №1930-р. В новой редакции Стратегии с учётом современной политической и социально-экономической ситуации в стране и мире определены приоритеты, цели и задачи морской деятельности России на долгосрочный период, уточнены прогнозные значения целевых показателей II этапа Стратегии и определены прогнозные значения целевых показателей её III этапа (в предыдущей редакции целевых показателей не было – только перспективные пути развития).

31 августа 2019 , Литература и книгоиздание. Библиотеки Утверждён план развития федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека» Распоряжение от 28 августа 2019 года №1904-р. Планом, в частности, предусматривается нормативно-правовое регулирование работы НЭБ, совершенствование применяемых в ней информационных технологий, отбор и энциклопедическая систематизация знаний из книжных, архивных, музейных и вузовских фондов, обеспечение включения в НЭБ электронных копий 100% российских изданий на правах обязательного экземпляра.

30 августа 2019 Образован организационный комитет по подготовке и проведению в 2021 году в Астрахани Второго Каспийского экономического форума Распоряжение от 30 августа 2019 года №1929-р

29 августа 2019 , Государственная программа «Развитие культуры» на 2013–2020 годы О бюджетных ассигнованиях на реконструкцию объектов культуры в субъектах Федерации Распоряжение от 29 августа 2019 года №1924-р. Утверждено адресное (пообъектное) распределение субсидий, предоставляемых в 2019–2021 годах бюджетам республик Бурятия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Тыва, Удмуртской Республики, Забайкальского края, Астраханской, Мурманской, Омской и Псковской областей на софинансирование капитальных вложений в реконструкцию объектов культуры.

29 августа 2019 , Железнодорожный транспорт Увеличен уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» Распоряжение от 27 августа 2019 года №1872-р, постановление от 27 августа 2019 года №1094. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 44,07 млрд рублей в целях повышения уровня экономической связанности территории России и комплексного развития участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги. Соответствующие средства в федеральном бюджете предусмотрены.

29 августа 2019 Утверждено Положение о Наблюдательном совете государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Постановление от 29 августа 2019 года №1117

29 августа 2019 , Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка Определён порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора о предоставлении квот добычи крабов в инвестиционных целях Распоряжения от 28 августа 2019 года №1917-р и №1918-р, постановления от 28 августа 2019 года №1112 и №1113. Установлены перечни видов крабов в определённых районах их добычи (вылова) и объектов строительства, количество и размеры предметов аукциона, требования к проектам по строительству рыбопромысловых судов, а также правила проведения аукционов и примерная форма, порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи крабов в инвестиционных целях. Это позволит обеспечить прозрачную конкурентную среду в наиболее рентабельном и востребованном с инвестиционной стороны для бизнеса сегменте добычи. Кроме того, будут обеспечены дополнительные доходы федерального бюджета, а также построен новый, современный краболовный флот.

28 августа 2019 , Санитарно-эпидемиологическая безопасность Утверждён план реализации Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Распоряжение от 28 августа 2019 года №1906-р. Планом предусматривается совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, разработка государственной программы «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации».

27 августа 2019 , Космическая отрасль Установлен порядок создания и ведения федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса Постановления от 24 августа 2019 года №1086, №1087, №1088. В целях повышения эффективности и расширения возможностей использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса создаётся федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Подписанными постановлениями регламентируются вопросы создания и ведения федерального фонда, определяются сроки передачи данных и метаданных в федеральный фонд, их состав и способы передачи.

27 августа 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Введено временное ограничение на ввоз в Россию озоноразрушающих веществ в 2019 году Постановление от 24 августа 2019 года №1089. Цель введённых ограничений – обеспечить охрану озонового слоя атмосферы и выполнение обязательств России по Венской конвенции об охране озонового слоя и по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.

23 августа 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Установлены показатели реализации Стратегии научно-технологического развития, динамика которых подлежит мониторингу Распоряжение от 15 августа 2019 года №1824-р. Определены 11 показателей, отражающих ход реализации Стратегии по направлениям: влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

23 августа 2019 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность Утверждены правила функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества Постановление от 17 августа 2019 года №1067. Принятые решения направлены на обеспечение информационно-аналитического сопровождения волонтёрской деятельности, позволят сформировать единую площадку по взаимодействию институтов добровольческой деятельности.

22 августа 2019 , Общие вопросы агропромышленного комплекса Утверждена новая редакция перечня продукции для оказания господдержки организациям, занимающимся первичной и промышленной переработкой сельскохозяйственной продукции Распоряжение от 21 августа 2019 года №1856-р. Принятые решения будут способствовать стимулированию производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, развитию экспорта российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

19 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждены Правила реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» Постановление от 10 августа 2019 года №1042, распоряжение от 10 августа 2019 года №1795-р. Принятые решения позволят создать комплексную систему по формированию, мониторингу и контролю реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата», установить полномочия экспертных групп и повысить ответственность за результаты их деятельности, а также вовлечь субъекты предпринимательской деятельности в процесс нормативного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

15 августа 2019 , Растениеводство Утверждена Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса России до 2035 года Распоряжение от 10 августа 2019 года №1796-р. Цель Стратегии – формирование высокоэффективной, научно и инновационно ориентированной, конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной сбалансированной системы производства, переработки, хранения и реализации основных зерновых и зернобобовых культур, продуктов их переработки, гарантирующей продовольственную безопасность России, полностью обеспечивающей внутренние потребности страны и создающей значительный экспортный потенциал.

1