Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура" план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему. Формирование умения Методы и формы формирование умения планировать деятельность

Модель выпускника школы информационной эпохи

Формирование новой экономической базы (новых производительных сил) и как следствие новых производственных отношений представляет собой важнейшую проблему современности - информатизацию общества. К поколению людей, живущих и действующих в условиях нового общества, информатизация предъявляет новые требования - владеть определенными знаниями, умениями и навыками практического использования полученных знаний и умений, которые на предшествующих этапах развития могли считаться необязательными или, во всяком случае, не первоочередными.

Большинству людей, использующих вычислительную технику в повседневной работе или в быту, знакомство с понятийными механизмами информатики или структурой программных систем необходимо не в большей мере, чем телезрителю нужны технические подробности устройства телевизора. Но для эффективного использования возможностей компьютеров при любой форме взаимодействия с ними совершенно необходимо владеть определенными навыками умственных действий и пониманием свойств основного объекта информатики - информации. Неудивительно поэтому, что объективно обусловленное появление, распространение и совершенствование вычислительных машин - основных инструментов информационного общества - непосредственно отразились на образе деятельности и мышления тех людей, которые в силу своей профессии первыми осознали революционизирующую роль новых информационных технологий. Речь идет о программистах.

Определяя первоочередные цели созданной им группы школьной информатики в Сибирском отделении АН СССР, академик А.П. Ершов предложил построить модель выпускника школы эпохи информационного общества как совокупность знаний , умений и навыков 9 , востребованных современным обществом и необходимых молодому человеку информационной эпохи. Такая модель могла бы стать ориентиром для определения целей и содержания информатизации отечественного образования. Обоснование школьного информатического образования должно было стать этапом решения этой проблемы. Несомненно, что среди аргументов такого принципиального обновления системы школьного образования необходимо было учитывать и условия экономического положения страны, и даже военно-политические условия существования государства, однако отказаться от дидактического обоснования школьной информатики означало бы замену научного решения проблемы его волюнтаристским, а потому бесперспективным эрзацем.

Прототипом будущей модели А.П. Ершов назвал программиста: к этому времени уже была написана его статья “О человеческом и эстетическом факторах программирования”, где он писал: “Программист обязан обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно из нуля и единицы, он должен соединять в себе аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью бизнесмена, а кроме того, иметь вкус к коллективному труду, быть лояльным к организатору работ и так далее... Программист - солдат второй промышленной революции и как таковой должен обладать революционным мышлением и мужеством” ().

Не случайно образ мышления этих специалистов, который стал актуальным именно в процессе становления информационного общества, на первых порах был назван программистским. Термин “программистский стиль мышления” (а этот стиль эмпирически наблюдался психологами, которые исследовали поведение людей, связанных с вычислительными машинами) отражает значительную роль программистов в формулировке и решении важнейшей социальной задачи - формировании нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества.

Умения и навыки операционного стиля мышления

Забегая вперед, скажем, что позднее А.П. Ершов предложил заменить название программистского стиля мышления на “операционный”, подчеркивая тем самым его конструктивность и умение подразделять (структурировать) описание сложного действия на составляющие его операции. Иными словами, в этом новом определении термина были зафиксированы две важные составляющие характеристики операционного стиля мышления - алгоритмическая составляющая в описании информационного процесса и его пооперационная технологичность. Еще позднее термин “операционный стиль мышления” был вытеснен уточняющим понятием - компетентность (информатическая компетентность), главной чертой которой является переход к иной системе оценок качества обучения: при так называемом “знаниевом подходе качество обучения измеряется количеством знаний, накопленных учеником в ходе обучения , тогда как компетентностный подход , не умаляя роль знаний, оценивает в качественной характеристике обучения в первую очередь умение использовать, внедрять в практику имеющиеся знания . Впрочем, внимательно посмотрев на перечень умений и навыков, включенных в операционный стиль мышления (см. ниже), нетрудно обратить внимание на то, что в ершовской трактовке операционный стиль мышления шире, чем и часто упоминаемое сегодня в дидактической литературе алгоритмическое мышление, и понятие информатической компетентности.

Итак, назовем некоторые из умений и навыков, составляющих операционный стиль мышления.

1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств .

Когда компьютерный пользователь описывает алгоритм задачи, он, представляя себе цель решения задачи - конечный результат, конструирует программу (в широком смысле этого слова), т.е. план действий, являющийся последовательностью отдельных стандартных операций. Организуя структуру действий, пользователь должен спланировать не только действия как таковые, но и используемые в них информационные ресурсы.

2. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Хотя современные информационные и программные системы предоставляют пользователю значительные удобства для описания данных, всегда очень важно представлять, к каким классам объектов относятся описываемые величины, каковы их взаимосвязи в решаемой задаче. Имея такие представления, пользователь может найти наиболее эффективные реализации решений. В построении моделей важен навык формализованного описания объектов и связей. Столь же важно умение систематизировать информацию вообще и информационные модели, в частности.

Значение этого навыка постоянно растет в информатических приложениях (базы данных, электронные таблицы, редакторы…), основу которых составляют информационные модели. В информационной модели отражаются все существенные для решения поставленной задачи свойства объектов в их взаимодействии.

3. Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи .

Решение задачи становится более эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для ее решения, и правильно организован ее поиск. Навыки использования многообразных поисковых механизмов выходят за рамки собственно программирования. Огромные информационные фонды, доступные по глобальным сетям, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы и по каким признакам можно организовать их поиск.

4. Дисциплина и структурирование языковых средств коммуникации.

Эти важные качества человеческого мышления (и поведения) означают умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысли в понятной собеседнику форме и правильно понять информационное сообщение.

Отсутствие такой дисциплины в общении людей компенсируется способностью человека к сопереживанию. Это позволяет правильно понять недосказанную или нечетко выраженную мысль. Компьютер, вообще говоря, не обладает такой способностью, и любая неточность в формулировке задания влечет искажение смысла и ошибку.

Программист должен работать с компьютером, учитывая уровень его обученности: с системами низшего уровня (обладающими незначительным программным обеспечением) приходится общаться на уровне описаний “микродействий” машинных операций; с более развитыми системами общение оказывается возможным с помощью укрупненных операций (функций и процедур); в системах, богато оснащенных программным обеспечением, программист может конструировать свою программу из модулей - готовых программ. Впрочем, и пользователю, не являющемуся профессионалом в программировании, для эффективного общения с компьютером важно уметь “запроцедурить” часто используемые конструкции, чтобы далее пользоваться ими как элементарными командами.

5. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей .

Если этот навык не выработан (не доведен до уровня привычки), то даже человек, осознающий актуальность отмеченных выше умений и навыков, может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована. Часто можно наблюдать, как пользователь, сидящий у экрана современного компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги (в лучшем случае - к калькулятору), чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи.

6. Умение организовать взаимодействие с компьютером и его периферийными устройствами (клавиатура, мышь, сканер, цифровой ввод с камеры… ).

Формирование перечисленных навыков у всех тех, кто соприкасается с вычислительной техникой, т.е. практически с подавляющим большинством людей на планете, представляется необходимым для обеспечения эффективного использования ресурсов современного информационного общества.

Формирование операционного стиля мышления и компетентности как социальная проблема

Особенности операционного стиля мышления первоначально связывались с необходимыми для профессионального программиста навыками и умениями, позволяющими представителям этой профессии (а также пользователям-непрофессионалам) активно использовать мощный инструмент нового времени - компьютер. Привязываемые к одной (хотя и перспективной) специальности, эти навыки казались узконаправленными, технологическими. Впрочем, даже эта их оценка заставила говорить о важности такой психологической категории, как операционный стиль мышления, в связи с широким и постоянно растущим распространением компьютеров и их высокой, быстро растущей производительностью.

Но хотя тезис о необходимости изучения информатики в общеобразовательной школе верен (речь об этом пойдет ниже), аргументация этого тезиса лежит вне проблем профессиональной подготовки программистов. Действительно, роль перечисленных выше умений и навыков оказывается намного значительнее “технологических” знаний, которые позволяют поднять производительность компьютерной техники и эффективность ее использования (при всей экономической важности задачи). В философском, социальном и педагогическом аспектах каждый из них имеет самостоятельное (и очень важное) значение в системе умственных действий, необходимых современному образованному человеку.

Так, умение планировать структуру целенаправленных действий необходимо в каждом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту. Особенно важно уметь планировать свою деятельность для педагога: план представляет собой определяющий документ в деятельности учителя.

Умение строить информационные модели - это лишь частный случай умения правильно строить модели вообще. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке, когда созданию нового объекта (быть может, очень дорогого или опасного) должен предшествовать этап моделирования. Модель ученика как системы усвоенных знаний, умений, навыков и компетенций - это объект дидактики.

Умение организовать поиск информации необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, в библиотеке, в памяти компьютера. Актуальность умения находить необходимую информацию в любой встретившейся ситуации связана с осознанием в педагогике невозможности в рамках школьного образования передать молодому человеку весь фонд знаний, накопленных человечеством за тысячелетия, в этих условиях молодого человека надо научить учиться . Этот тезис - обоснование провозглашаемого дидактикой принципа непрерывного образования .

Дисциплина общения людей ничуть не менее важна, чем межмашинные или человеко-машинные коммуникации. Отсутствие такого качества существенно затрудняет диалог людей. Обычно в обществе высоко ценят тех, кто способен найти общий язык с каждым собеседником. Преподавателю особенно важно строить свои высказывания из выражений, понятных конкретному контингенту учеников: об одном и том же факте можно говорить с третьеклассником, со студентом-выпускником или профессором университета. Однако в каждом из этих случаев информация будет передана разными порциями, в соответствии с уровнем эрудиции собеседника.

Умение инструментировать свою деятельность, т.е. находить в каждой ситуации адекватные средства для решения поставленной задачи, важно вне зависимости от того, какие инструменты находятся в распоряжении человека - записная книжка, логарифмическая линейка, калькулятор. На примере компьютеров необходимость такого качества становится еще более наглядной.

Параллели “технологических” умений и навыков, характеризующих программистский стиль мышления, с одной стороны, и общезначимых умений и навыков операционного мышления, с другой, приведены здесь не случайно. Навыки операционного стиля мышления, хотя и выглядят непосредственным продолжением и расширением “технологических” умений общения с компьютером, имеют общекультурную ценность и нужны в современном информационном обществе каждому человеку, независимо от прикладных задач его профессиональной деятельности. Именно поэтому формирование этих навыков должно быть возложено на массовую общеобразовательную школу.

Дату решения социально-политического вопроса о постановке школьного курса информатики в общеобразовательной школе можно указать точно - 1985 год, год широкой реформы советского образования, одним из разделов которой стала информатизация образования.

Такая глобальная социальная задача - подготовка поколений молодых людей с новым стилем мышления - не могла быть сформулирована и поставлена раньше, поскольку для формирования перечисленных выше умений и навыков не существовало никаких научно обоснованных методик, рекомендаций, программ, технических и кадровых ресурсов. Более того, такая задача и не могла быть решена в рамках традиционных школьных дисциплин, так как ни одна из научных дисциплин, чье содержание отражено в школьных предметах, не обладает достаточно развитым концептуальным запасом для выполнения соответствующих действий. Ни гуманитарные дисциплины, ни биологические науки, ни физика, астрономия или химия, ни даже математика не имеют в своем составе такой системы понятий, которая позволила бы в полном объеме сформировать умения и навыки операционного стиля мышления.

И только информатика может предложить обществу такой столь необходимый дидактический инструментарий.

Общая схема обоснования школьной информатики

В самом деле, для планирования структуры действий в информатике могут быть использованы разнообразные управляющие структуры - последовательности, ветвления, циклы, вспомогательные алгоритмы (подпрограммы), рекурсии.

Для информационного моделирования объектов, процессов и систем эффективно применяются разнообразные структуры данных - от простых структур, используемых в управлении исполнителями и в языках программирования, до развитых иерархических, сетевых, реляционных и процедурно-дедуктивных систем.

Для структурирования процессов общения активно используется аппарат подпрограмм (процедур и функций) и макросредства.

В задачах информационного поиска незаменимы разнообразные поисковые механизмы - от простого перебора до сложных поисковых механизмов в поисковых системах и системах управления базами данных.

Для инструментирования деятельности , т.е. повышения эффективности труда (в первую очередь ранее не автоматизировавшегося интеллектуального труда), очень важно использование систем прикладных программ, из которых, как из набора детских кубиков, можно конструировать действенные и производительные средства для решения задач в своей предметной области.

Таким образом, путь от концептуальной базы информатики до социальной задачи информационного общества - формирования современного стиля мышления у целого поколения - можно несколько условно представить схемой, суммирующей логику обоснования школьной информатики.

Проблема формирования стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, по праву может считаться главным аргументом в обосновании школьного курса информатики. Главным, но не единственным. Наряду с мировоззренческими аспектами информатического образования школьников не меньшую значимость имеют аспекты технологические: вступающих в жизнь молодых людей надо научить использованию информационных технологий - инструментарию существующих систем и средств информационного общества. Распространенность компьютеров, микропроцессоров, роботов, прикладных программных и информационных систем сегодня столь значительна, что умение использовать их в повседневной жизни становится элементом общей культуры человека. В диалектическом развитии стратегических целей школьной информатики лозунг всеобщей компьютерной грамотности, провозглашенный на первом этапе школьной информатики, постепенно вытесняется более актуальным лозунгом информационной культуры.

В многочисленных прикладных областях компьютер продемонстрировал свою возможность автоматизировать различные виды деятельности человека. Педагоги отчетливо ощущают это в своей предметной области - школьной педагогике.

Дидактические качества компьютера сделали его эффективным инструментом на уроках по всем без исключения школьным предметам - от математики до физкультуры. Поэтому естественно возникает еще одна важная цель информатизации школьного учебного процесса: совершенствование частных методик и, в силу межпредметных связей, совершенствование содержания школьных предметов под концептуальным (теоретическим) и инструментальным (практическим) влиянием информатики.

Становление школьного курса информатики связывается не с модой на компьютеры, не с престижностью компьютеризованного учебного заведения, не с широким распространением информационной техники, а с концептуальным и инструментальным запасом информатики как естественно-научной дисциплины, способной сформировать умения и навыки, совокупность которых образует операционный стиль мышления и соответственно - информатическую компетентность.

Следовательно, курс информатики в школе надо рассматривать как положительную и конструктивную реакцию системы образования на социальный заказ современного информационного общества. Ясно, что в столь широкой, социальной постановке речь идет не об отдельных элитных, специализированных или профессиональных учебных заведениях, а о массовой общеобразовательной современной школе.

9 Эти термины, используемые и воспринимаемые зачастую на бытовом уровне, имеют достаточно строгие определения в дидактике:

знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека; знание - это верное отражение действительности в сознании человека; существует несколько уровней знания: от простой констатации факта до научного объяснения познаваемого явления;

умение - способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики; в дальнейших упражнениях умение может перейти в навык;

навык - автоматизированное действие (см. умение), подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений; при длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается.

ЦЕЛЬ:

Задачи:

1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;

2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;

3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном информационном обществе.

Задачи:

  1. Орг. момент
  1. Новый материал
  • I этап: эпоха материального общества ресурсами
  • II этап: ;
  • III этап : информационная эпоха

Не удивительно, что

  1. Закрепление
  1. Вывод
  1. Домашнее задание

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

УРОК №1

ТЕМА: Информационное общество. Информационная культура

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного человека для его полноценной жизни в современном информационном обществе.

Задачи:

  1. Дать определение информационного общества, информационной культуры;
  2. Способствовать развитию у учащихся умения планировать структуру действий для достижения цели, умения строить информационные модели описания объектов и систем, организовывать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи; прививать навыки своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;
  3. Воспитывать дисциплину общения людей – пользователей, развивать способность нахождения общего языка с любым собеседником.
  1. Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое информационное общество, информационная культура, но прежде чем перейти непосредственно к теме урока я хочу задать вам несколько вопросов:

  • Насколько точным представляется вам термин «электронная вычислительная машина»? равните его с термином «компьютер». В пользу какого термина ваши предпочтения? Почему?
  • Чем, по вашему отличается современный человек 70-80-х годов и современный человек XXI века? Какими знаниями, умениями и навыками должен, по вашему, обладать человек идущий в ногу со временем? Почему?

Слушаем предполагаемые ответы, кратко обсуждаем.

  1. Новый материал

…А известны ли вам этапы социальной истории человеческого общества (даю возможность вспомнить, ответить) – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм (КНР). И лишь совсем недавно люди обратили внимание на другую классификацию исторических эпох, связанную не с социальной, а с технической историей человечества. Давайте проследим поэтапно развитие технической истории человечества:

  • I этап: эпоха материального общества (от первобытных пещер до эпохи Великих географических открытий). Характеризуется – материальными ресурсами (драгоценности, скот, недвижимость, орудия труда и войны);
  • II этап: эпоха энергетического общества – главный критерий – влиятельность и могущество отдельных властителей, государств и народов. Характеризуется – энергетическими ресурсами ;
  • III этап : информационная эпоха (люди так или иначе связаны с хранением, обработкой или передачей информации). Главный критерий – информация (самыми влиятельными стали государства, располагающие наиболее производительными информационными машинами – компьютерами, наиболее емкими информационными фондами – банками данных, сетевыми порталами, наиболее быстрыми средствами передачи информации – глобальными информационными сетями.)

Смена эпох в истории не случайна, а объективна : как только накопление главного ценностного критерия – будь то материя, энергия или информация – перестает быть достаточным, происходит переход к новой исторической стадии.

Новая эпоха существенно изменила жизнь на Земле за последние годы, а предстоящие перемены скорее всего коренным образом изменят общество. Поэтому к людям, живущим в условиях современного общества информатизация предъявляет новые требования – владение определенными знаниями, умениями и навыками практическими и навыками умственных действий, которые на последующих этапах развития будут необходимы.

Не удивительно, что появление, распространение и совершенствование вычислительных машин – основных инструментов информационного общества – непосредственно отразилось на образе деятельности и мышлении тех людей , которые в силу своей профессии первыми осознали революционную силу новых информационных технологий (программисты, профессиональные пользователи, системные администраторы…)

Не случайно образ мышления таких людей стал актуальным в процессе становления информационного общества (такой стиль мышления был назван операционным). На современном этапе важнейшей социальной задачей стала – формирование нового поколения людей , способных активно жить в условиях нового информационного общества.

Рассмотрим лишь некоторые из умений и навыков образующих новый стиль мышления. (рассмотрим памятку для человека нового поколения, идущего в ногу со временем)

  1. Закрепление

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении зкадач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.
  2. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  3. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?
  1. Вывод

Таким образом, вам, вступающим в жизнь, молодым людям необходимо учиться умело и рационально использовать информационные технологии – т.е. изучать инструментарий существующих систем и средств информационного общества, помимо этого информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знаний и соблюдение юридических и этических норм и правил.

  1. Домашнее задание

Дана модель семьи: Муж, жена, ребенок. Род деятельности родителей произвольный.

Используя вышеперечисленные качества операционного мышления составить семейный бюджет на один месяц, учитывая все необходимые расходы (плата за ЖКУ, детский сад, телефон, кабельное телевидение, интернет, возможно выплаты ссуды, расходы на питание и т. д.)

ПАМЯТКА: КАК РАЗВИТЬ ОПЕРАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Надо планировать не только действия, как таковые, но и используемые в этих действиях информационно-технические ресурсы. Умение планировать важно в любом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту…

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .

Это умение очень важно для наиболее эффективной реализации решений. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в любой конструкторской или технологической разработке по созданию нового объекта (создание которого может быть дорого или опасно).

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

Решение задачи становится эффективным только тогда, когда правильно определен объем информации, необходимой для решения, и правильно организован ее поиск. Огромные информационные фонды, делают исключительно важным умение правильно определить, какие именно сведения необходимы, и где их искать. Это умение необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, библиотеке, картотеке или в памяти компьютера.

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

Это качество означает умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме или правильно понять информационное сообщение. Любая неточность в формулировке задания, предназначенного для решения на компьютере, влечет искажение смысла и ошибку. Отсутствие такого качества в отношении людей существенно затрудняет диалог. Обычно высоко ценят собеседников, способных найти общий язык с каждым.

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

Если этот навык не выработан, то даже умный и одаренный человек может не догадаться обратиться к компьютеру, если такая задача прямо не сформулирована (например, часто встречается картина: современный пользователь, сидящий у компьютера, тянется к карандашу и листочку бумаги, чтобы сделать тривиальные вычисления или промежуточные записи). На современном этапе при использовании компьютерной техники необходимость этого качества становится еще более наглядной.

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

Это качество необходимо для эффективного использования ресурсов нового информационного общества (например, обыкновенному домашнему пользователю абсолютно не нужен дорогостоящий портативный компьютер, так как он не будет использован эффективно, не оправдает вложенных средств…).

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите примеры проявления информационной эпохи в жизни современного общества.

  1. Можете ли вы дополнить перечень умений и навыков, которые могли бы, на ваш взгляд, стать компонентами операционного стиля мышления?
  2. Чем можно объяснить актуальность смены лозунгов – от «компьютерной грамотности» к «информационной культуре»?

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»

Н.Н. Яковенко заместитель директора по дошкольному образованию,

С.В. Провоторова старший воспитатель

МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Сформировать умение планировать свою деятельность можно с помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов в ежедневной работе (дежурства, уход за растениями и т.д. ) . В настоящее время это становится задачей не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей (законных представителей).

П. Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Понаблюдав за детьми разных возрастов, было отмечено, что чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
При наблюдении за детьми старшего дошкольного возраста, отмечено, что основные трудности, присущие детям в совместной деятельности, заключаются в неумении планировать свои действия, согласовывать их друг с другом, ставить цель, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то, что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Так, при выполнении какого-либо задания (деятельности) ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь «формулировать», т. е. четко понимать цель своих действий, планировать их, находить средства и способы их осуществления, преодолевать трудности на пути достижения цели и оценивать полученные результаты. Для того чтобы научить ребенка «формулировать» (понимать) цель своих действий, необходимо перед выполнением задания (деятельности) задавать ему уточняющие вопросы: «Ты хочешь нарисовать город? Красками или карандашами?», «Ты хочешь полить цветы? У себя в комнате или во всей квартире?». Ответы ребенка при этом должны быть более точными. На этапе планирования деятельности взрослый может побуждать ребенка следующими вопросами: «Расскажи, как ты будешь это делать?», «Что ты будешь делать сначала?», «Что ты будешь делать потом?». Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам проговорил последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я...», «Затем я...», «Если..., то...». В процессе выполнения запланированных действий у ребенка могут возникнуть трудности, например, с нахождением способов и средств их осуществления. В этом случае взрослый должен помочь ему, задать наводящий вопрос или подсказать.

В последнее время все большую популярность приобретает проектная деятельность. Именно проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. Она объединяет, инициирует создание детских объединений, в которых происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться.

В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

выделяют несколько уровней планирования:
- ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
- фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
- схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
- полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

Отсутствие какого-либо планирования (3 года);

Ступенчатое планирование (4-5 лет);

Целостное планирование (6-7 лет).

Главное, чтобы ребенок выполнил то, что он запланировал, пусть даже с недочетами или ошибками. Важным этапом обучения планированию и организации своей деятельности является подведение итогов и анализ действий. Так, ребенок должен ответить на вопрос, получилось у него сделать то, что он хотел, или нет. При этом следует хвалить ребенка, как в процессе выполнения действий, так и после. По возможности, результаты его труда можно показать другим детям и взрослым.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развивается внимание, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию .



1.1
Проблема формирования умений планирования у младших школьников в трудах отечественных педагогов и психологов.
Целенаправленное формирование умения планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Учеными установлено, что у младших школьников наряду с эмпирическим мышлением формируется и теоретическое мышление (Л И Айдарова, В В Давыдов, А 3 Зак, Л К Максимов, А К Маркова, Г Г Микулина, Д Б Эльконин и др) Поэтому изучение предметного содержания процесса планирования, условий его развития целесообразно начать именно с младшего школьного возраста
По мнению Асмолова умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности.
Любое умение, тем более сложное, не создается каждый раз заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых недостает в этих новых условиях.
Умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше, как это часто делается, так как умения образуются лишь на их основе. Но умение включает и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения.
Знание цели деятельности, понятия и представления о способах ее достижения непременно должны предшествовать формированию умений, в процессе которого имеющиеся понятия, представления и навыки будут расширяться, углубляться, совершенствоваться, «обрастать» новыми компонентами, которых не хватало для умелого выполнения вновь осваиваемой деятельности. Профессиональное умение планировать проходят при формировании рядов этапов, которые могут быть изложены в виде схемы.
Первый - первоначальное умение. Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок.
Второй - не достаточно умелая деятельность. Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков.
Третий - отдельные общие умения. Ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.)
Четвертый - высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения
Пятый - мастерство. Надежное творческое использование различных умений.
Формирование умений планирования - конечная обязательная цель обучения, его завершения. Умения лучше всего определяют подготовленность учащегося, становясь особенностями его личности.
Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.
Планирование, по мнению Асмолова можно рассматривать как одно из универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих с одной стороны его способность к организации процесса усвоения новых знаний регулятивных универсальных учебных действий, а с другой стороны умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование любого умения проходит через следующие этапы: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль.
«Именно так школьники учатся решать задачи, пользоваться географической картой, рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий» , в частности способности к планированию. Понятно, что умение планировать с точки зрения выполнения его коммуникативных функций (планирование учебного сотрудничества) будет формироваться у учащихся только при организации групповых форм взаимодействия.
Регулятивные умения определяют, достигнут ли результат деятельности. Обучение планированию осуществляется в определенной последовательности и способствует тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности. Тогда под термином планирование, как универсального учебного действия регулятивного вида, (Автор) будем понимать «определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий».
Термин планирование, с точки зрения его использования в коммуникации, означает «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – т. е. определение целей, функций участников, способов взаимодействия».
Умения планирования, со всеми входящими в него компонентами, по мнению Бабанского наиболее успешно формируются при следующих основных условиях:
-четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений);
-понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;
-ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь;
-постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом; своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий;
-правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.
Навыки и умения, сформированные в процессе ознакомительных, пробных и основных упражнений, продолжают совершенствоваться в производственной практике.
Эксперименты показали, что планирование является производным от действия анализа, направленного на выявление детьми существенных отношений задачи. Выявлена внутренняя связь планирования и рефлексии. Осуществление планирующей деятельности предполагает обращение ребенка к основаниями способам построения собственных действий, рассмотрение их вариантов и выбор из них наиболее рационального, адекватно воспроизводящего путь решения задачи. При таком способе действий планирование выступает как форма рефлексии.
Различия в способах планирования действий младшими школьниками определяется во многом особенностями их предварительной ориентировки в условиях задачи, умением их анализировать. Важно построить обучение так, чтобы учащиеся с самого начала ориентировались на поиск и выделение существенных отношений задачи, принципа ее решения. Только в этом случае создается возможность построения ребенком различных систем действий для достижения, требуемого результата. Учитель не должен давать учащимся много частных заданий, ибо это не способствует пониманию найденного принципа решения, выявлению особенностей его применения в аналогичных ситуациях. Более полезно критическое рассмотрение соответствия выделенного способа построения будущих действий конкретным условиям частной задачи. Для этого потребуется значительно меньшее количество упражнений для обобщения принципа, но каждое упражнение должно анализироваться учащимися с точки зрения планирования действий для его выполнения.

1.2
Закономерности формирования умений планирования у младших школьников в учебно–воспитательном процессе.
Закономерности – это существенные, необходимые, устойчивые связи между определёнными явлениями процесса обучения, характер его развитие (Коменский). Эти связи были выявлены постепенно. Они сложились исторически и базируются на психологических особенностях познавательной деятельности:
- обусловленность задач и содержания учебно- воспитательного процесса потребности общества, если ученик будет сам добывать знания, то он сможет вести исследовательскую деятельность и создавать что-то новое, для этого необходимо уметь планировать свою деятельность;
- постановка перед ребенком цели и задач, исходя из реальных возможностей ученика. Мы должны ему давать те знания, кот он может воспринять;
- связь между темпом и эффективностью обучения. Если темп высокий, ученик может не успеть овладеть знаниями, если низкий, то ученику скучно; - единство преподавания и обучения. Деятельность учителя и ученика должна протекать в единстве;
- разнообразие восприятия материала;
- положительное отношение ученика к познавательной деятельности;
-выбор оптимального сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля;
- выбор форм обучения;
- наличие оптимальной учебно-материальной базы, гигиенических, нравственно-психологических условий обучения.
На основе перечисленных закономерностей определены этапы работы по формированию умения планирования у младших школьников. Планирование работы включает в себя установление последовательности операций, определение приемов работы требуемых для её выполнения. Каждый пункт плана формулируется полным предложением с точными указаниями.
Обучение планированию осуществляется в определенной последовательности и способствует тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности. Сначала учитель объясняет выполнение каждой операции, затем дети учатся планировать ближайшую операцию. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанной операции им предлагается назвать следующую, обучая их, таким образом, не только правильно формулировать отдельные пункты, но и действовать в соответствии с запланированным.
На следующих ступенях школьники учатся составлять план в процессе коллективной беседы. Готовый план повторяет один из учеников, чтобы у других сложилось целостное представление о ходе выполняемой работы.
Следующий этап обучения планированию – составление плана с частичной помощью учителя. Школьникам предлагается подумать и сказать в какой последовательности нужно выполнять работу. Вызванный ученик расскажет план всему классу, а наиболее трудные позиции поможет сформулировать педагог, задавая наводящие вопросы. Постепенно школьники подводятся к самостоятельному определению порядка работы.
Значительную помощь в обучении планирования оказывает применение таких наглядных средств, как предметно-операционные, графические и словесные планы. Задача учителя научить детей ориентироваться в частях плана, понимать его построение и содержание, разбираться в том, какие сведения можно из него извлечь. Обучая детей планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план, на первых этапах целесообразно предъявлять карточки плана только после того, как школьник ответил на заданный учителем вопрос. В дальнейшем ученик в качестве ответа должен выставлять нужную карточку плана, а потом, опираясь на нее называть операцию.
При планировании работы в коллективной беседе учитель расставляет все карточки в нужной последовательности и предлагает классу внимательно рассмотреть их. Опираясь на написанные сведения, дети отвечают на вопросы педагога, рассказывают план работы.
Далее задания усложняются. Используются следующие упражнения: определение нужной операции по указанной учителем карточке, сообщение плана работы, поиск ошибок, самостоятельное планирование работы.
К совместному планированию своей деятельности можно переходить уже в младшем школьном возрасте. «Развитую систему самоуправления и самоконтроля деятельности через ее планирование можно включать в подростковом и в раннем юношеском возрасте. Причем участие взрослого в управлении процессом планирования сотрудничества здесь сводится в основном к роли консультанта и советчика» (Коменский).
Прежде чем говорить о том, как учить планированию своей деятельности по открытию и усвоению нового знания, еще раз вернемся к терминологии. Выясним, что же такое план. План - ряд предварительно действий, объединенных последовательно для достижения цели. (?)
План – это некий замысел, который помогает достичь определенного результата. План строится для достижения некой цели, поэтому, сначала необходимо четко сформулировать, чего мы хотим добиться. В плане присутствует последовательность действий – как мы хотим этого добиться и устанавливаются сроки – когда мы хотим этого добиться. Это и есть существенные признаки плана. Таким определением плана можно пользоваться на начальном этапе формирования способности планирования. Оно не противоречит понятию планирования, которое рассматривалось выше:
-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
-составление плана и последовательности действий.
Ясно, что понятие «план» тесно связано с другим предметным понятием – «цель». Умение планировать можно начинать формировать только тогда, когда у учащихся сформирована способность к целеполаганию.
Для того, чтобы учащиеся получили представление о плане, необходимо на начальном этапе включать в их работу такой вид деятельности, как реализация уже построенного плана. Например, перед тем как учитель приступит к проблемному объяснению нового материала, с учащимися формулируется учебная цель и на доску вывешивается план работы, в котором выделена последовательность действий по достижению этой цели и сроки. В ходе объяснения учитель систематически обращается к этому плану. На следующем уроке, учитель уже привлекает учащихся к реализации плана, задавая вопросы типа: «Какова цель вашей работы?», «Что дальше?», «Какой шаг нужно выполнить теперь?», «Уложились ли мы в сроки, определенные планом?»
Например, на уроке природоведении в 3 классе, посвященному видоизменению корней, учитель предлагает учащимся выяснить, какие видоизменения корней существуют и с чем они связаны по следующему плану:

    Найти нужный параграф в учебнике.
    Уточнить время выполнения задания для каждого из пунктов.
    Прочитать пункты учебника, при этом для каждого пункта указать:
и т.д.................