Радиопостановка по роману Герберта Уэллса «Война миров». Интересное. «Война миров»: как радиопостановка повергла в панику США Уэллс пугает Америку Уэллсом

30 октября 1938 года восток США охватила паника: регион подвергся нападению инопланетян, уничтожающих все на своем пути. Именно так люди восприняли невинную радиопостановку "Войны миров" Герберта Уэллса.

75 лет спустя "РГ" рассказывает об этой и других историях, когда шутка в СМИ повергла народные массы в настоящий шок.

Уэллс пугает Америку Уэллсом

История о том, как радиопостановка в 1938 году накануне Хэллоуина вогнала в страх немалую часть американцев и канадцев, является, пожалуй, самым известным примером шутки, спровоцировавшей массовую панику. Никому не известный радиорежиссер Орсон Уэллс решил сделать весьма своеобразный радиоспектакль на основе произведения "Война миров" своего знаменитого однофамильца - Герберта Уэллса.

Что же услышали радиослушатели с восточного побережья США вечером 30 октября 1938 года? Сначала диктор объявил грядущую инсценировку "Войны миров", но дальнейшее поначалу напоминало стандартный радиоэфир: прогноз погоды, концерт. Слушатели уже и забыли о какой-то радиопостановке, а те, кто только включил приемник, тем более о ней не знали. Но постепенно концерт начал прерываться сообщениями: сначала о необычной вспышке на Марсе, затем о метеорите, упавшем на американскую ферму, о выбравшихся из него пришельцах, о массовых убийствах людей и мобилизации армии. А затем - звук взрыва в репортаже с "места событий" и театральная пауза.

О том, что происходило дальше, красноречиво говорит тот факт, что телефонные линии в тот вечер были загружены в пять раз сильнее обычного. Перепуганные люди звонили в полицию, клиники - куда угодно, где их могли защитить от угрозы. Осознав бессмысленность этих действий, люди хватали вещи, садились в машины и вставали в огромных пробках, пытаясь уехать и спрятаться хоть где-нибудь. Страсти улеглись лишь к утру, а Орсон Уэллс, хоть и подвергся нападкам возмущенных американцев, прославился на всю страну - стал человеком, менее чем за час напугавшим половину Америки!

Хорватские пришельцы

Истории о нашествии инопланетян, как оказалось, могут и сегодня оказать тот же эффект, что и семь десятилетий лет назад. Повторить шутку Орсона Уэллса решилась в 2008 году хорватская радиостанция "Антенна". "В небе над Загребом обнаружено яркое световое пятно, НЛО идет на посадку", - сообщил во время эфира диктор, после чего на слушателей посыпались свидетельства "очевидцев" и комментарии "специалистов".

Удивительно, но и на этот раз люди поверили и поддались панике: сначала перепуганные земляне из Хорватии бросились названивать родным и близким, а потом, в точности по сценарию 1938 года, в полицию, мэрию и пожарную службу, требуя что-то предпринять и спасти граждан от надвигающейся внеземной угрозы. В течение дня представители радиостанции признались, что это был всего лишь розыгрыш, целью которого было проверить способности полиции, на нужды которой было выделено немало средств из городского бюджета.

Хищники в "каменных джунглях"

Даже в ту эпоху, когда телевидение и радио были только предметом научных фантазий, встречались в печатных СМИ не слишком удачные шутки, которые были способны поднять на уши целый мегаполис. В 1874 году редактор газеты "Нью-Йорк Геральд" решил по-своему раскритиковать местный зоопарк, уровень безопасности в котором, по мнению журналиста, был недопустимо низким.

Читатели издания в полуторамиллионном Нью-Йорке были повергнуты в шок: четыре полосы газеты, которую они раскрыли, заполнила статья под заголовком "Субботний карнавал смерти". Содержание ее оказалось куда страшнее названия: журналисты "Нью-Йорк Геральд" сообщали, что из зоопарка сбежали все животные, в том числе опаснейшие хищники, жертвами которых уже стало 49 человек. По городу якобы продолжали бродить носорог, леопард и бенгальский тигр.

До конца длинную статью, где указывалось, что это лишь возможный вариант развития событий, перепуганные горожане не дочитывали. Ведь нужно было в срочном порядке забирать детей из школ и покупать оружие для защиты от свирепых зверей. Поддался панике, по слухам, даже редактор "Нью-Йорк Таймс", а когда стало ясно, что его коллега пошутил, первым опубликовал гневное опровержение. Рассерженные горожане даже пытались взыскать с "Геральд" компенсацию за моральный ущерб, но вскоре страсти утихли и об этой истории все забыли.

В наши дни миллионы людей даже не догадываются о том, что произошло на американском радио 30 октября 1938 года. А ведь в тот вечер прозвучала радиопостановка 23-летнего режиссера Орсона Уэллса и театра «Меркюри» по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров», признанная «самой грандиозной мистификацией в истории масс-медиа». Никогда еще радиопередача не вызывала такой бури, как негодования, так и веселья. Хотя сам Орсон Уэллс долгое время утверждал, что все произошло случайно и ни о каком намеренном обмане не может идти речи, на закате жизни он признал, что хотел разыграть слушателей.

«Не забывайте, что это было 30 октября, в канун “Дня всех святых”, - говорил Уэллс. - На Среднем Западе, где прошло мое детство, в этот вечер разыгрывались разные шутки: мазали мылом стекла, звонили в колокола, а мы, дети, замотавшись в простыни и нацепив на голову выскобленные внутри тыквы, бродили под окнами, пугая соседей привидениями».

Орсон Уэллс решил осовременить роман о нашествии марсиан, впервые опубликованный в 1897 году. Он посчитал, что книга безнадежно устарела и что избитая тема «пришельцев с Марса» может отпугнуть слушателей. Воодушевленный его идеями сценарист Говард Кох написал радиопьесу «Война миров».

Действие из Англии было перенесено в современную Америку. Первые корабли марсиан, из которых появлялись боевые треножники, приземлялись на окраине деревни Гроверс-Милл, штат Нью-Джерси. Наконец возникла идея стилизовать спектакль под прямой репортаж о реально происходящих событиях.

Для того чтобы придать постановке подчеркнуто репортажный характер, сцены должны были перемежаться с прогнозами погоды, информацией о биржевых котировках и выпусками «новостей», содержащими изложение развития событий в связи с высадкой марсиан.

Еще более изощренной казалась идея время от времени прерывать радиосигнал, создавать в эфире «помехи» и заполнять паузы минорной фортепианной музыкой. Со всеми этими задачами мастерски справился звукооператор, собравший целую фонотеку специальных шумовых эффектов.

Итак, 30 декабря 1938 года. Восемь часов вечера по нью-йоркскому времени. В эфире американской радиостанции «Коламбия бродкастинг систем» («Си-би-эс») начинается трансляция радиоспектакля «Война миров».

Режиссер «Меркюри тиэтр» и звезда этих передач Орсон Уэллс выступил с небольшим прологом. Он говорит от лица человека будущего, который оглядывается на 1939 (!) год, когда марсиане якобы напали на Землю. «Близился конец октября. Дела в мире поправились. Страх перед войной остался позади. Все больше людей вновь получали работу. Укреплялась торговля. В тот вечер, 30 октября, служба Кроссли подсчитала, что примерно тридцать два миллиона человек сидят у своих радиоприемников».

Программа переключается на диктора, читающего сводку погоды. Затем радиослушатель переносится в зал «Меридиан» отеля «Парк Плаза» в центре Нью-Йорка, где в тот вечер играл оркестр Рамона Ракелло. И вот наконец диктор передает экстренное сообщение о том, что в 8 часов 50 минут вечера огромный, охваченный пламенем предмет, как полагают, метеорит, упал на ферме по соседству с Гроверс-Милл, штат Нью-Джерси, в двадцати двух милях от Трентона. На место происшествия спешит передвижная радиоустановка, комментатор Карл Филлипс и профессор Пирсон из Принстонской обсерватории.

События начинают разворачиваться с калейдоскопической быстротой. Оказывается, что упал не метеорит, а корабль инопланетян. В эфире слышен шум толпы, полицейские сирены. Марсиане пускают в ход тепловые лучи. «Из этого зеркала вырывается поток пламени и устремляется прямо в приближающихся людей, - захлебывается Филиппс. - Он бьет им в головы! Боже милостивый, они вспыхивают, как факелы! Вопли и чудовищные визги и крики. Теперь все поле охвачено огнем. (Взрывы.) Леса… конюшни… бензобаки автомобилей… пламя растекается повсюду. Луч идет сюда, примерно в 20 ярдах справа от меня…» Падение микрофона… Затем мертвая тишина.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Рейтинг радиопостановок «Меркюри тиэтр» был невысок - всего 3,6 процента. Между тем на соседней волне в восемь часов вечера началось популярнейшее комедийное шоу Эдгара Бергена и Чарли Маккарти, собиравшее 35 процентов радиоаудитории.

В 20 часов 12 минут ведущий шоу объявил перерыв, заиграла легкая музыка, и поклонники Маккарти повернули ручки приемников, чтобы узнать, что интересного передают другие радиостанции. И вдруг они услышав голос диктора: «Дамы и господа, мне только что вручили депешу, которая пришла по телефону из Гроверс-Милл… Секундочку… По меньшей мере сорок человек, в том числе шестеро полицейских, лежат мертвыми в поле неподалеку от селения Гроверс-Милл. Их тела обуглились и обезображены до неузнаваемости. Следующим голосом, который вы услышите, будет голос бригадного генерала Монтгомери Смита, командующего национальной гвардией в Трентоне, штат Нью-Джерси».

Смит: «Губернатор штата Нью-Джерси потребовал от меня ввести военное положение в округах Мерсер и Мидлсекс от Принстона на западе до Джеймсберга на востоке. Запрещается входить в эту зону, не имея специального пропуска, выданного властями штата или военными властями. Четыре соединения гвардейцев штата направлены из Трентона в Гроверс-Милл и помогут при эвакуации жителей из района военных действий».

Фрэнк Ридик, исполнитель роли диктора, досконально изучил записи знаменитого радиорепортажа Герберта Моррисона о гибели гигантского немецкого дирижабля «Гинденбург» 6 мая 1937 года и воспроизвел и тон, и лексику, и волнение свидетеля реальной катастрофы.

Пожалуй, именно следующие несколько минут инсценировки более всего повинны в том, что часть слушателей, только что настроивших свои приемники на волну «Си-Би-Эс», охватила паника. Они были уверены, что слушают последние известия.

Диктор продолжал нагнетать напряжение. Марсиане держат под контролем среднюю часть штата Нью-Джерси. Линии коммуникаций уничтожены от Пенсильвании до Атлантического океана. Железнодорожные пути разрушены, и сообщение между Нью-Йорком и Филадельфией прервано. Шоссе забиты беженцами. К нации по поводу этой национальной катастрофы обращается из Вашингтона Государственный секретарь…

Актер Кенни Делмар из «Меркюри» отлично имитировал голос президента США, чем грех было не воспользоваться. Государственный секретарь голосом Франклина Рузвельта призвал американцев действовать спокойно и обдуманно и не впадать в панику: «…уповая на Господа, каждый из нас должен выполнять свой долг так, чтобы встретить этого беспощадного врага единой отважной нацией, преданной делу сохранения превосходства людей на этой Земле».

«Речь Государственного секретаря» придала леденящую душу подлинность всей картине. Именно в этот момент тысячи и тысячи людей бросились на улицу.

«Мы почувствовали что-то неладное, когда студия, из которой велась передача, начала наполняться полицейскими, - вспоминал Уэллс. - Копы были сбиты с толку, потому что не знали, как можно арестовать целую радиопрограмму… Таким образом, передача продолжалась.».

Комментатор вел уже репортаж с крыши Дома радио в Нью-Йорке: «Все средства сообщения с побережьем Джерси закрылись десять минут назад. Защиты больше нет. Наша армия уничтожена… артиллерия, авиация - все погибло. Это, может быть, последняя радиопередача. Мы останемся здесь до конца… Внизу под нами… в соборе… люди молятся…»

Позже Орсон Уэллс не без гордости отмечал: «Должен сказать, что ни один радиокомментатор, повествующий об истинных катастрофах, не был так убедителен и красноречив, как наши актеры, перечислявшие на всю страну мифические ужасы, связанные с появлением марсианских пришельцев».

Наконец настоящий диктор Дэн Сеймур прервал радиопостановку и напомнил, что «Си-Би-Эс» представляет в эфире Орсона Уэллса и театр «Меркюри» в радиопьесе по роману «Война миров» Герберта Уэллса.

Объявление явно запоздало. К этому моменту, после примерно получаса передачи, самое страшное уже свершилось. Последствия оказались самыми неожиданными.

Пять миллионов слушателей быстро сообразили, что передавали не последние известия, а радиоспектакль. Однако более миллиона американцев поверили в реальность происходящего. Они сами дорисовали картину в своем воображении. Один увидел из окна скопление машин на улице и тут же решили, что происходит массовая эвакуация населения. Другой увидел пустую улицу и подумал, что ее оцепила полиция. Обычное движение расценивалось третьим как отсутствие непосредственной угрозы - марсиане, мол, еще только на подходе к городу. Тот факт, что уже через две минуты после интервью в Принстоне профессор Пирсон оказался в одиннадцати милях от университета, в Гроверс-Милл, некоторые объяснили тем, что «комментатор слишком нервничал и оговорился», или, «возможно, передача ретранслировалась, либо еще что-нибудь».

Тысячи перепуганных американцев готовились к эвакуации или горячо молились о спасении. Некоторые считали, что на страну напали немцы или японцы и призывали к себе родных и друзей, чтобы сказать им последнее прости. Другие просто бегали как угорелые, сея панику. В полиции телефон не умолкал. «Мы уже слышим стрельбу, мне нужен противогаз! - кричал в трубку житель Бруклина. - Я аккуратно плачу налоги».

Радиослушатели были в панике, полицейские участки - в осаде, телефонные коммутаторы всего востока страны безнадежно забиты. Тысячи людей сообщали о якобы увиденных кораблях марсиан. Другие спрашивали, как спастись от тепловых лучей. Мужчины требовали выдать им оружие, чтобы вступить в последнюю схватку с проклятыми марсианами.

В штате Нью-Джерси десятки тысяч людей побросали свои дома, дороги были забиты беженцами. Для того чтобы спастись от газовой атаки, многие обмотали головы полотенцами. Кое-кто прихватил с собой противогазы времен Первой мировой войны. Пригодились!

Все это напоминало сцены из радиоспектакля: обезумевшая толпа, вой полицейских сирен, крики о помощи…

От страха люди часто теряют здравый смысл. Жильцы одного из домов высыпали на улицу и, задрав головы, не сводили глаз с человека на крыше - вооружившись биноклем, он комментировал движение марсиан, крадущихся через Манхэттен к Бронксу. Многие слышали орудийную стрельбу, и даже ощущали запах газа или дыма. В полицию Бронкса позвонил мужчина и сообщил, что «он видел дым от бомб, обрушившихся на Нью-Йорк».

Сведения о нашествии марсиан поступали из Лос-Анджелеса, Солт-Лейк-Сити… В полицейское управление Сан-Франциско ворвалась женщина в изодранном платье и со словами: «Это не поддается описанию» - проглотила яд, чтобы избежать позорных последствий. К счастью, ее удалось спасти.

Голливудский актер Джон Барримор тоже внимательно слушал передачу. Он допил виски с содовой, пошатываясь, вышел во двор и направился к псарне, где жили его великолепные датские доги. С криком: «Спасайтесь как можете» - он отворил ворота, выпуская псов на свободу. Прославленный и почтенный кинорежиссер Вуди Ван Дайк, морской офицер в запасе, вскочил в машину и устремился в военно-морское управление, чтобы доложить, что он готов исполнить свой долг. Кстати, о флоте. В Нью-Йоркском порту все увольнения на берег были тотчас отменены.

В самом Нью-Джерси огромные очереди жаждущих причастия и отпущения грехов выстроились перед исповедальнями. Во всех храмах Гарлема прихожане пали на колени.

На Стейтен-Айленде бросилась врассыпную огромная свадебная процессия. В синагогах Бруклина было провозглашено о наступлении часа Армагеддона. В Индианаполисе некая женщина вбежала в церковь, призывая прихожан: «Покайтесь, ибо настал конец света!»

Годы спустя человек, состоявший в обществе Красного Креста, рассказал Уэллсу, что в его обязанности входило успокаивать сограждан, убеждая их вернуться домой, но потребовалось ровно шесть недель, чтобы водворить всех обратно.

Лишь около десяти часов вечера радиостанции начали выступать с разъяснениями происходящего. К этому времени перед зданием «Си-Би-Эс» собралась огромная толпа, в которой раздавались призывы взорвать радиостанцию и линчевать Уэллса, повесив его на ближайшем фонаре.

Для охраны здания пришлось вызвать конную полицию. Между тем находившийся в студии Уэллс спокойно закончил свою передачу, напомнив радиослушателям о празднике Хэллоуин, “Дне Всех Святых”: «Мы на ваших глазах уничтожили мир и полностью разрушили “Коламбия бродкастинг систем”. Я надеюсь, вы успокоитесь, узнав, что мы это сделали понарошку и что и мир, и “Си-би-эс” невредимы. Итак, желаю вам всего хорошего, и, пожалуйста, не забывайте, хотя бы в течение ближайшего дня, тот страшный урок, который вы получили сегодня. Даже если ухмыляющееся, пышущее жаром круглое существо, которое вторглось нынче в ваши гостиные, обитает на тыквенной грядке, а в дверь вам позвонил не марсианин, а ряженый сосед, пожелавший развлечь вас под праздник».

На следующий день все газеты вышли с огромными заголовками на первых страницах: «Орсон Уэллс вызвал панику в стране». Аналитики отмечали, что подобной массовой истерии в США не было с 1898 года, когда испанский флот бомбардировал Новую Англию.

Многие не сомневались, что Орсон Уэллс взялся за инсценировку «Войны миров» только для того, чтобы вызвать скандал. Режиссеру пришлось оправдываться. На пресс-конференции он заявил, что в его планы не входило вызвать панику и что он глубоко сожалеет о случившемся. В любом случае 23-летний мистификатор прославился на всю Америку.

Страсти кипели еще много недель. Возмущенная пресса обвиняла Уэллса в том, что он недостойно сыграл на легковерии публики и, что самое главное, воспользовался для этого радио, «этим механическим приспособлением, которое само по себе поражает в какой-то мере сознание простого человека». Сенатор от штата Айова призвал ввести на радио цензуру. Разумеется, радиотеатр «Меркюри» был закрыт.

С того вечера каждый второй, кому Уэллс попадался на глаза, неизменно окликал его: «Эй, Орсон, что новенького у марсиан? Когда собираетесь постращать нас снова? Ха-ха-ха…»

Орсон Уэллс утверждал, что фантастические слухи о летающих тарелках, распространившиеся позже по всему миру, родились после его знаменитой радиопередачи.

ИНТЕРЕСНОЕ

Радиопостановка по роману Герберта Уэллса «Война миров»

30 октября 1938 года, накануне Хэллоуина, артисты из Mercury Theatre on the Air под руководством режиссера, актера и писателя Орсона Уэллса решили поставить в своей часовой радиопрограмме в эфире радио CBS роман Герберта Уэллса «Война миров», перенеся его действие в настоящий момент, в 30 октября (канун Дня всех святых, когда принято пугать и разыгрывать окружающих) в штат Нью-Джерси. Радиопостановка была осуществлена в виде репортажа с места событий в прямом эфире.

В результате многие радиослушатели приняли спектакль за реальный новостной репортаж: более миллиона жителей США поверили в нападение марсиан и ударились в панику.

В начале часа один из артистов объявил о начале радиоспектакля, после чего прозвучал прогноз погоды, а потом начался концерт оркестра Бернарда Херрманна. Вскоре музыку прервало срочное сообщение о том, что на Марсе наблюдаются странные вспышки. Затем якобы известный профессор-астроном Принстона Ричард Пирсон (озвученный Орсоном Уэллсом) стал рассказывать о возможном существовании жизни на Марсе. Концерт продолжился, но вскоре опять был прерван специальным выпуском новостей. Репортер CBS Карл Филипс (Фрэнк Ридик) с места события передавал о приземлении металлического цилиндра в местечке Гроверс-Милл округа Мёрсер (вымышленное название). Вскоре, по словам репортера, из цилиндра появилась огромная боевая машина, которая тепловыми лучами начала испепелять всё вокруг. Филипс кричал, что он пытается потушить пожар в своей мобильной студии. Связь прервалась. Профессор Пирсон начал рассуждать о высоком техническом уровне Марсиан. Затем глава национальной гвардии Нью-Джерси объявил чрезвычайное положение и сказал, что пошел вести свои части в бой.

Репортаж продолжался. Оружие землян оказалось неспособным противостоять пришельцам, новые смертоносные машины продолжали приземляться и уничтожать людей и инфраструктуру, толпы людей бежали прочь от захватчиков. Неназванный министр внутренних дел (Кенни Делмар) обратился к нации голосом Президента Франклина Рузвельта. Вскоре на связь вышел репортер при артиллерийской части, обстреливавшей марсиан. Он сообщил, что марсиан также атаковали бомбардировщики, которые были уничтожены лучами смерти, хотя и смогли свалить один из аппаратов пришельцев. Когда он сказал, что марсиане стали использовать отравляющие вещества, связь с ним прервалась. Затем сотрудник CBS (Рэй Коллинз) заявил, что он залез на крышу CBS Building, откуда увидел несколько марсианских машин, пересекающих Гудзон. Он сказал, что тоже почувствовал ядовитый запах, после чего трансляция прервалась.

Затем сквозь помехи в эфир пробился радиолюбитель, пытавшийся связаться хоть с кем-нибудь. Лишь в этот момент (примерно через 40 минут после начала постановки) диктор напомнил, что в эфире транслируется спектакль. Затем профессор Пирсон описал завершение атаки пришельцев, которых погубило отсутствие иммунитета к земным бактериям. В конце часа Орсон Уэллс вышел из образа и поздравил слушателей с Хэллоуином.

Однако джинн уже был выпущен из бутылки. Из шести миллионов человек, слушавших трансляцию, примерно миллион поверили в реальность происходящего. Возникла массовая паника. Целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов. Десятки тысяч других людей бросили свои дома и устремились на запад как можно дальше от Нью-Джерси. Пробки из Нью-Йорка и Филадельфии растянулись почти на 100 км. Телефонные линии были перегружены в 5 раз. Тысячи людей сообщали властям, что видели корабли марсиан, молниеобразные залпы их машин и чувствовали запах их отравляющих газов. Часть аудитории оказалась настолько невнимательна, что поверила в нападение Германии на США.

Радиопостановку слушали и на Западном побережье. В ее кульминационный момент случайно вышла из строя электростанция в городе Конкерт в штате Вашингтон. Многие жители Конкерта не сомневались, что линии электропередачи уничтожены наступающими марсианами.

Впоследствии властям потребовалось шесть недель на то, чтобы убедить население, что никакого нашествия пришельцев не было. Тогда страх радиослушателей сменился гневом, обращенным на CBS. Многие подали на радиостанцию в суд требования компенсации морального вреда. Все иски были отклонены, но Орсон Уэллс настоял на компенсации материального вреда одному мужчине, который испортил свои новые туфли, убегая от марсиан.



Война миров (радиопостановка)

Памятник мнимому приземлению марсиан, Гроверс-Милл

Вскоре страх слушателей сменился гневом, обращённым на CBS. Многие из них подали в суд требования компенсации морального вреда. Все они были отклонены, но Уэллс настоял на компенсации материального вреда мужчине, который испортил свои новые туфли, убегая от марсиан . В течение месяца после постановки в газетах появилось около 12,5 тысяч публикаций, связанных с ней. Газеты критиковали радиостанции, в том числе из-за опасений, что новый вид СМИ вытеснит их. Адольф Гитлер упомянул панику после «Войны миров» как пример упадка демократической системы . 28 октября 1940 года Орсон и Герберт Уэллсы появились в программе относительно небольшой радиостанции KTSA, где шутили вместе с интервьюером.

Другие постановки «Войны миров»

Постановка Орсона Уэллса была одной из первых, вызвавших такой резонанс, радиостанции пытались повторить этот эффект. Поэтому после японской атаки на Пёрл-Харбор часть слушателей решила, что радиостанции снова устроили розыгрыш . Много раз станции адаптировали постановку «Войны миров» для своих регионов. В феврале 1949 года газета El Comercio в Кито сообщила о замеченных над городом НЛО . Через несколько дней Леонардо Паэс и Эдуардо Алькарес поставили спектакль на местной радиостанции. Полиция и пожарные выехали из Кито на место мнимой высадки марсиан. Когда розыгрыш был раскрыт, толпы разгневанных эквадорцев напали на радиостанцию и редакцию El Comercio. Погибли 6 человек, включая племянника и возлюбленную Паэса; сам он эмигрировал в Венесуэлу . В 1988 году пятидесятилетие радиопостановки было отмечено в Гроверс-Милл «марсианским фестивалем», ещё через 10 лет там был установлен памятник.

Авторы постановки точно рассчитали время для начала передачи: вступление, о том, что постановка фальшивая - «Этого нет, но это может случиться с вами, и если это случится, то будет выглядеть примерно так» - шло в то время, когда большинство американцев слушали музыку по развлекательным каналам, а собственно начало спектакля было спланировано на то время, когда люди прослушивают новости по радио. Таким образом, для большинства слушателей спектакль начинался чуть позже, чем было запланировано, когда вступление было пропущено.

Примечания

Ссылки

  • Запись (англ.) на mercurytheatre.info
  • Как радиопостановка «Вторжение с Марса» вызвала массовую панику
  • Посвещённый событию сайт (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Война миров (радиопостановка)" в других словарях:

    Война миров: «Война миров» роман Герберта Уэллса. Война миров экранизации романа. Война миров радиопостановка романа. Война миров музыкальная интерпретация романа. См.также «Война миров» российский перевод названия компьютерной игры… … Википедия

    The War of the Worlds … Википедия

    Запись радиопьесы. Нидерланды, 1949 год. Радиопо … Википедия

    Война миров The War of the Worlds Жанр: научная фантастика

П рогноз погоды («В ближайшие сутки изменений температуры не ожидается»), «La Cumparsita» в исполнении оркестра Рамона Ракелло - 30 октября 1938 года вечерний эфир радио CBS шел по давно обкатанному сценарию. Но вот танго смолкает, и диктор произносит: «Дамы и господа, мы прерываем нашу программу танцевальной музыки для специального сообщения…» В Чикагской обсерватории зафиксировали серию мощных взрывов на поверхности Марса. Ученые наблюдают «струи пламени», движущиеся в сторону Земли.

Но, похоже, ничего страшного. В эфир выходит профессор Пирсон из Принстона, который хоть не может объяснить явление, но не сомневается, что американцам бояться нечего: Марс далеко, а теории о враждебной расе, населяющей Красную планету, - антинаучная чушь. Вернемся к нашему танго. Но, стойте, еще одно сообщение: на ферму в Нью-Джерси рухнул неопознанный объект, спровоцировавший землетрясение и сильнейший пожар. Наверное, на Землю упал метеорит! Корреспондент CBS Филипс срочно выезжает на место событий.

Все, кто в тот момент слушал радио вполуха, включили внимание на полную. Аудитория станции росла с каждой минутой. Вряд ли репортер Филипс в своей жизни видел много метеоритов, но даже ему стало ясно, что этот экземпляр - один из самых странных: какой-то огромный металлический цилиндр на ножках, больше похожий на… Господи, корабль пришельцев! Да вот и сами они лезут из открывшегося люка, а вот какая-то установка, испускающая световые лучи. Зеваки, собравшиеся на месте катастрофы, вспыхивают как спички! Мы все умрем!

Как выяснилось позже, трансляцию слушали около шести миллионов человек. Дикие сообщения о том, что марсиане, уже высадившиеся в Сент-Луисе, Чикаго и Нью-Йорке, на раз уничтожают силы национальной гвардии и отравляют воздух токсичными газами, напрочь посрывали людям башни. А когда с радиообращением выступил госсекретарь (почему-то говоривший голосом президента Рузвельта) и попросил граждан «сохранять спокойствие», паника достигла пика. Пока телефоны еще работали, полицию атаковали звонками с требованием раздавать населению противогазы и оружие. Побросав свои дома, порой прямо в пижамах, американцы запрыгивали в машины и ехали куда глаза глядят - пробки из городов достигали сотен километров. Привычный мир рушился на глазах.

Когда на сороковой минуте светопреставления диктор CBS напомнил слушателям, что в эфире идет радиоспектакль по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров», на него никто не обратил внимания. В конце часа в эфир снова вышел профессор Пирсон, который почему-то поздравил всех с Хеллоуином. Его роль исполнял Орсон Уэллс, будущий великий режиссер и актер, а в то время - 23-летний постановщик Mercury Theatre, который, собственно, и заварил всю эту кашу. Когда публика поняла, что все эти репортажи из ада всего лишь розыгрыш накануне Дня всех святых, она пришла в бешенство. Перед началом шоу прозвучало уведомление, что в эфире радиотеатр, но кто слушает этот бубнеж?

Сам же спектакль был сделан настолько достоверно - не только благодаря актерской игре, но и инновационным по тем временам звуковым эффектам, - что люди приняли выдумку за чистую монету. Скандал не утихал еще долго: тонны газетных статей, слухи, безрезультатные попытки привлечь CBS и Орсона Уэллса к ответственности за самоубийства отчаявшихся слушателей. Уэллс всерьез думал, что «Война миров» станет яркой точкой в его толком не начавшейся карьере, но он сделал верную ставку. Через три года на экраны вышел его великий «Гражданин Кейн», который, как считается, вряд ли увидел бы свет без шумихи, поднявшейся вокруг радиофарса о марсианском вторжении.

Жизнь после развода

Почтеннейшая публика не единожды попадалась на удочку СМИ. Вот еще три самых известных подобных медиафарса в истории.

  • Эквадорский синдром

Через десять лет после шоу Орсона Уэллса радиопостановку «Войны миров» осуществили в эквадорском городе Кито. Эффект оказался еще более шокирующим: в сообщение о нападении марсиан поверили даже полиция и пожарные. Гнев эквадорцев был страшен: узнав о розыгрыше, люди отправились громить радиостанцию и редакцию газеты El Comercio, сообщившей накануне эфира о появлении НЛО. Шестеро погибли.

  • Опасная связь

Куда менее масштабный, но, учитывая суровые времена, крайне опасный розыгрыш устроил в юности актер Николай Рыбников. 1 апреля 1951 года он позвал в свою комнату в общежитии ВГИКа приятелей, спрятался в шкафу и, имитируя голос диктора Левитана, зачитал «правительственное постановление» о снижении цен на продукты питания в пять раз, а на винно-водочные изделия - в семь раз. Студенты возликовали и, славя товарища Сталина, разнесли весть по округе. От суровой кары Рыбникова спасло только чудо.

  • Грибники у Ленина

17 мая 1991 года в эфир Ленинградского телевидения вышла программа «Пятое колесо», в которой журналист Сергей Шолохов и музыкант Сергей Курехин с абсолютно серьезными лицами доложили тогда еще советским гражданам, что Владимир Ильич Ленин злоупотреблял галлюциногенными грибами и в итоге сам превратился в гриб. Те, кто имел хоть какое-то представление о деятельности авангардиста Курехина, давились от смеха, но многие травмированные перестроечным телевидением зрители поверили.