Прозаические сценки на темы войны для школьников. Детям Большой войны. Сценарий для школьного театра по краеведческим материалам школьного музея боевой и трудовой славы. выходит директор

Наша память

Педагог-организатор курса

ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище» МО РФ

Бал выпускной, бал долгожданный..

Так много впереди свершений…

Бал пролетит в одно мгновенье,

Как в ритме вальса, яркий, странный..

Приблизит горечь расставаний,

Поманит встречи обещаньем…

И всех, почти без исключенья,

Одарит радостью желаний.

Так много сделать нужно в мире!

Озеленить пустынь барханы..

Освоить мир царя Нептуна

Безмолвный, синий, очень странный.

И в небе получить господство,

Летая вольно, будто птицы.

Всё это – рядом, это – скоро!

Нам это всё ночами снится!

И может быть, на склоне века,

Мы в космос проторим дорогу,

И ей начало мы положим

Сейчас, от школьного порога.

Сейчас, в прекрасном сорок первом,

Всё это видится так ясно.

И, что бы нам не говорили,

Мы знаем точно – жизнь прекрасна!

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Выпускники:

Лиза, влюблена в Сашу.

Шура, мечтает о лётчике.

Рая Розман (Розочка), влюблена в Кирилла.

Саша, давно любит Лизу.

Кирилл, ему нравится Рая.

Сергей, безнадёжно влюблён в Шурку.

Дети:

Вовка – младший брат Саши.

Сестрёнки – младшие сёстры Лизы (возможно – близнецы)

Сцена 1.

Комната в доме Лизы. Подруги Лиза, Шура и Рая примеряют выпускные наряды.

Лиза: Девочки, ущипните меня, неужели выпускной уже завтра?! (Подруги её легко щиплют)

Ой, осторожно, пара синяков перед балом меня вряд ли украсит.

Шура: Загадочная ты девушка, Лизка, мы твои желания немедленно исполняем, а ты ещё и недовольна!

Лиза: Нет, девчонки, может это и мещанство, и утопия,

но больше всего я хочу не просто стать строителем коммунизма…

Рая: Я таки знаю чего ты хочешь больше всего. Странные вы с Сашкой люди. Вся школа знает, что вы с ним друг другу очень даже нравитесь!

Шура: Точно! Когда ты в школу не приходишь – он у тебя под окнами часами гуляет! А когда он болел, помнишь, Розочка, мы прямо проспект протоптали перед его домом, так Лизке не терпелось прогуляться пред светлыми очами возлюбленного друга!

(Лиза, смеясь, бегает то за одной подругой, то за другой)

Лиза: Всё, девчата, хватит, а то сестрёнки услышат, отцу расскажут, а он у меня сами знаете, начальник, строгий – жуть!

Близняшки (выглядывая из-за двери): -Тоже мне тайна! Ой-ой-ой!

А то мы совсем маленькие и глупые!

А ещё мы слепые, глухие и вообще живём в другом городе!

Да и батя давно про вас с Сашкой знает, ещё когда ты его в седьмом классе пригласила на день рождения, так глядя на него так и краснела!

Ах! Ах! Будто маков цвет! Вот когда мне кто –нибудь будет так нравиться, я ему прямо так дружбу и предложу!

Ага! Тем более, что он сам об этом просто мечтает!(Кривляются, прикладывая руки к груди и закатывая глаза)

Шура: Брысь! Вот шишиги мелкие! Всё видят, всё знают! От горшка пол вершка и то – крышка, а туда же, советы дают в делах сердечных!

Рая: Хоть моя мамуля и говорит, что детей бить нельзя, но твоих пороть - святое дело! Что из них вырастет только!

Близняшки: Умницы! Красавицы! Большие начальницы! Ещё завидовать нам будете, какие мы счастливые, удачливые и просто мудрые!

Лиза (смеясь) А пока для каждой умницы свой угол найдётся! А ну брысь, чтоб я вас долго искала и с большим трудом нашла!!

(Близняшки убегают)

Рая: И всё же вернёмся к нашему выпускному. Моё платье тоже готово, мне его мамина сестра, тётя Голда сшила, вот у кого золотые руки! Всё умеет, любой работы не боится, мне бы так!

Шура: Розочка, у тебя все золотые, Чувствую, пока мы с Лизкой будем коммунизм строить, ты благополучно выскочишь замуж и нарожаешь детей десяток!

Рая: И чего таки смешного?! Да семья при любом режиме – самое главное! Вот моя бабуля с дедом в какие только времена не жили, и при царе, и в революцию, и в голод, и до сих пор друг друга берегут, заботятся.

Да и дети – это счастье! А то при построенном вами коммунизме жить некому будет!

Шура: Райка! Ты просто чудо! Вокруг так много дел,- а у неё – дети, семья на уме! Интересно, Кирилл об этом уже знает?! Что ты как крольчиха собралась детей рожать?!

Рая (краснея и отворачиваясь): Ну, что ты! Почему сразу Кирилл? Кто знает, где меня моя судьба ждёт? Да и вообще, девчата, давайте не будем об этом.. Кирилл хочет поступать в военное училище, значит сразу после выпускного уедет…И кто знает, встретимся ли мы ещё когда –нибудь…(вздыхает горько)

Шура: Нет, ну ты и оптимистка! Смелее надо смотреть в будущее!

Лиза: Шурка! Ты как радио! Всё будет хорошо! Мы прямо завтра построим коммунизм! Ты пойми, что есть ещё чувства у людей! Тебе хорошо, ты как трактор - идёшь вперёд и цель видна – до конца поля и обратно! А мало ли что в жизни может случиться…Вот, сосед вчера заходил, говорил, что возле границ неспокойно.. А вдруг война?

Шура: Глупые вы люди! Да кто рискнёт напасть на нас! Географию учить надо! СССР- это же 1\6 часть суши! Наполеона разбили, и остальные там же будут!

Рая: Твои слова, да Богу в уши!

Шура: Всё! Хватит о далёком будущем! Поговорим о завтрашнем дне!

У кого собираемся? Мы ведь вместе пойдём? Вот так придем, и сразим всех наповал неземной красотой! Все Саньки и Кирюхи будут наши! Ещё отбиваться от поклонников будем! Может ещё кого получше подберём?!

Лиза: Получше! Ты думаешь это возможно?

Рая: А мой дедушка всегда говорит:"Каждый товар имеет свой покупатель!" Так что, может и ты, Шурочка,себе кого – нибудь высмотришь!

Шура: Нет! Я себе присмотрю только молодого красивого лётчика! Такого, чтоб глядя на него голова и на земле кружилась! На меньшее я не согласна!

Лиза: То-то Серёга в последнее время о небе мечтать начал! Как всё просто и объяснимо! Парень спит и видит, как бы тебе, Шурка, понравиться, а ты мечтаешь о миражах каких-то!

Рая: Шура, а почему бы тебе ни воспитать себе своего лётчика?!

Чем тебе Сергей не нравится?

Шура: Поймите, вы, клуши! Душа просит простора и высоты, а Серёга –

это что-то другое. Я же его с детства знаю. Да и вообще, он по- моему меня боится.

Рая: Девочки! Завтра бал, а потом я уезжаю к тете Рите в Киев, поступать в медицинский институт! Представляете! Совсем скоро я увижу киевские каштаны, Крещатик, Лавру, Днепр! Красота!

Шура: Нет! Я буду строить! Я построю такие красивые города! В них будет так удобно жить, что ты, Розочка, останешься без работы! Потому, что никто из живущих в моём городе не захочет болеть!

Рая: Что же, тогда я просто буду помогать рождаться новым жителям твоих городов! А ты, Лиза? Тебя отец по-прежнему не отпускает отсюда?

Лиза: Да… Мне придётся пойти к нему на завод, например телефонисткой или в бухгалтерию. Ведь после смерти мамы мне приходится присматривать за сестрёнками, отец всё время на работе…А они сами видели какие шустрые! Глаз да глаз за ними! Да и домашняя работа вся на мне, пока ещё они подрастут!

Отец говорит, что не готов потерять ещё и меня. Ну, ничего, годик поработаю, и тоже, поступать! Вся жизнь впереди! Мы всё успеем!

Как время мы ценить не можем,

Его мы полною пьём чашей…

Как счастье нам увидеть трудно,

Простое счастье в жизни нашей.

Как мы друзей теряем часто,

Расставшись в суете ненужной.

Не видим радуги мы в небе,

Под зонтиком идя по лужам.

Мы понимаем лишь с оглядкой,

Что были счастливы безмерно

В кругу друзей, помочь готовых,

В толпе родных, любимых, верных…

Нам кажется – жизнь бесконечна!

Всё впереди, мы у истока!

Нас обрывает круто вечность,

Любимых поглотив жестоко..

Цените же минуты счастья!

Зимой и летом, в дождь и вьюгу!

Вдыхайте счастье полной грудью,

Лишь радость принося друг другу!

Сцена 2.

Комната в доме Саши.

Саша, Сергей и Кирилл обсуждают предстоящий вечер и планы на будущее.

Саша: Нет, Серёга, ну какой из тебя лётчик? Ты даже с каната в спортивном зале вниз посмотреть боишься, ну куда тебе в небо? Я бы тебя понял, если бы ты хотел стать танкистом, а так…Не твоё это!

Кирилл: А по-моему, Серёга прав! Человек должен преодолевать трудности, а не смиряться с ними!

Саша: Трудности –несомненно! Но как последний дурак лезть вверх, только чтобы кое-кто посмотрел с одобрением –глупость!

Сергей: Тебе, Саня, хорошо шутить на эту тему. У тебя всё просто!

Ты после школы пойдёшь работать к отцу на завод, туда же пойдёт работать и.. сам знаешь кто…

Кирилл: Ага! Прекрасная незнакомка, которую все мы знаем, но имя которой – не произносим…Хотя почему не произносим, если и так все знаем?! Вот небольшой пример.. Вовка!

(Вбегает младший брат Саши Вовка)

Вовка: Чего тебе надобно, старче?

Кирилл: Кто "старче"? Я? Ну и братан у тебя! Палец в рот не клади!

Я тебя вот зачем звал. Предположим, что твоему брату нравится девушка…

Вовка: Лизка что-ли? А почему предположим? Это каждая дворняга на нашей улице знает, да и не только на нашей! И вообще…

Саша: Брысь, шкет!

Вовка: Я то уйду, но ведь правда глаза колет! (Уходя говорит) И вообще, ваши все секреты вся школа знает, Кирилл на Райку Розман глаз положил, а Серёга – по Шурке сохнет! Тоже мне, разведчики! Ваши тайны у вас на лбу написаны!

Саша: У кого-то тайны, а у тебя сейчас огромная шишка будет нарисована!

Кирилл: Точно! Картина маслом "Шкет и шишка"!

Вовка: Несправедливо, но подчиняюсь грубой физической силе! (убегает)

Кирилл: В чём-то он прав, в нашей школе не так-то просто сохранить какие-нибудь тайны, особенно, если ты выпускник, старшеклассник – ну, в общем – на виду.

Саша: Всё было бы намного проще, если бы наши.. ну скажем так.. симпатии никого не интересовали. А то и так много разговоров… Да и учителя всё присматриваются и многозначительно твердят: "Сперва вы должны закончить школу, а потом уже проявлять симпатии. Для этого у вас впереди долгие – долгие годы."

Серёга: Да ещё наши клуши – сплетницы, Ну кому какое дело кто мне нравится? Нет! Им наверное просто больше и поговорить не о чем!

Кирилл: Парни! Всё это так, но тем не менее, мне кажется, нужно принять какое-то решение относительно выхода из подполья. При любом раскладе, мне кажется, нужно выяснить отношения. А то "выпускной бал… путь во взрослую жизнь!" А взрослые решения откладываем на потом!

Саша: Пожалуй, ты прав! В конце концов мы уже не будем ежедневно видеться в школе, а кое-кто и вообще уезжает. Так что, если девчонки нас не поймут… или … В общем, пять минут позора, и полная ясность на всю жизнь!

Серёга: Вам легко говорить! У вас пять минут позора могут закончиться крепкой дружбой, а затем… Ну, в общем будет всё хорошо! А вот что мне с Шуркой делать? Я ей точно не нравлюсь, да и язык и неё - как бритва! Так что, я лучше молча посижу в углу и за вас порадуюсь!

Кирилл: Не трусь! Ты можешь проводить её домой после вечера и уже возле калитки всё сказать! Учти, Серёга, Шурка на днях уезжает поступать в институт, и другого шанса у тебя не будет! И вообще, она умная девчонка, думаю, что в этом случае, она может и промолчать, если что не так!

Саша: Точно! А моя мама говорит, что даже если ты девчонке не нравишься, её всё равно будет приятно, если ты ей предложишь дружбу!

Кирилл: А будет смеяться – значит она полная дура и вообще не стоит ни твоих мыслей, ни наших разговоров! В общем, парни, завтра знаменательный день, который много прояснит. Серёга, иди учи слова, которые завтра Шурке скажешь!

Сергей: А как ей это всё сказать?!

Кирилл: Ну пойди Пушкина почитай, что ли… Может и тебя осенит.

Саша: Какой Пушкин! Просто скажи ей, что давно хотел предложить ей дружбу, и что она самая лучшая девушка на свете!

Кирилл: Запиши ему слова, Саня! А то он завтра без готового текста такого ей наговорит, что она и не поймёт, о чём речь!

Саша: Мне бы кто слова написал! Ладно! Доживём до завтра, а там всё решится! Самое главное помнить, что уже послезавтра, всё самое страшное будет позади!

Ночь ожиданья, предвкушенья!

Не спится долго, до рассвета..

Всё думаешь про то, про это…

И так до пробужденья света.

Ты к зеркалу с утра,подруга,

Спешишь, как будто на свиданье.

И хорошо, коль отраженье

Не обмануло ожиданий.

Сцена 3

Школа перед началом выпускного вечера. Стоят выпускники (кроме главных героев) и Вовка с близняшками.

Вовка: Ну, и где они? Почти все собрались, а наших – никого! Я убегал сюда, парни начали причёсываться, и что?! За это время стадо баранов расчесать можно!

Близняшки:- А девчонки точно опоздают!

Они ещё начали мамины бусы и колечки примерять!- А это надолго!

Точно! Пока на себя в зеркало насмотрятся!

Вовка: А чего там смотреть! Их что, за ночь подменили? Нет, женщины, всё же существа непонятные и вовсе не логичные!

Близняшки:- Мал ещё, чтобы женщин понять!

А пока растёшь, мог бы и сам в зеркало глянуть!

Точно! Не расчёсан!

Шнурок развязан!

Вовка: Зануды! Нет! Я точно никогда не женюсь!

Что бы мне вот так кто-нибудь всю жизнь гудел!

Ни за что!

Входят Саша, Сергей и Кирилл.

Кирилл: Мосты сожжены! Всё решено! Всё обсудили и отступать не будем!

Саша: По-моему, тропинка к отступлению пока есть…Девочки пока так и не появились!

Сергей: Может зайти за ними? Они, наверное, у Лизы, а это совсем рядом, я могу сбегать!

Кирилл: Саня! По- моему, он готов! Даже я не поступил бы решительнее.

Саша: Поздно! Они уже идут! А мне что-то не по себе!

Кирилл: Всё решили! Не дрейфь! Прорвёмся!

Держась за руки, входят Лиза, Шура и Рая.

Шура: Успели! Нечего было так бежать, "опоздаем, опоздаем"!

Рая: Девочки! Какие все красивые! Некоторых даже не узнать!

Одноклассницы:

Ещё бы, красота, говорят, слепит!

А ещё говорят, что опаздывать не красиво, но некоторые же себя выше других ставят!

Что тоже очень не хорошо!

Видно кое- кто кое-кого решили наповал сразить!

Напрасные попытки! Хотя видны следы стараний!

Ребята прислушались и решили подойти и вмешаться.

Кирилл: А некоторые как были воронами, так, несмотря на смену оперенья, так и каркают!

Сергей: Девчонки! Не обращайте внимание! Вы такие необычные сегодня! Такие нарядные, взрослые и красивые!

Саша (тихонько Кириллу): По-моему, он готов!

Кирилл: А по-моему, мы с ним даже перезанимались! (девочкам) В общем, мы с ним полностью согласны!

И вообще, пойдём в зал, а то документы так и не получим!

И пропадёт напрасно труд

И дум высокое стремленье!

Нам документы не дадут,

Что осложняет поступленье!

Все уходят.

Вальс летит, скользя по кругу…

Ты легко коснёшься пола…

Вы так близко друг от друга,

Вы в стенах любимой школы.

Ритмом вальса попрощались

С ней за десять лет учёбы.

Но за шанс сюда вернуться

Вы сейчас отдали всё бы!

Сцена 4.

На сцене Кирилл и Рая.

Кирилл: Мне нужно с тобой поговорить…Я думаю, ты даже догадываешься о чём.

Рая (отворачивается и краснеет): О том, что скоро мы уезжаем отсюда и долго не увидимся?

Кирилл: И об этом тоже. Знаешь, я точно решил стать офицером, как и мой отец, поэтому я должен уехать поступать.… Но, знаешь, очень тяжело, вот так, сразу расстаться со всеми…И я хотел попросить тебя…

В общем, ты не могла бы мне иногда писать…

Рая: (смущённо) Ты…всех девушек просишь об этом?

Кирилл: Нет.… Писать обещали Саня и Серёга, ну и только ты…если ты согласна…

Рая: Я буду тебе писать! И, знаешь,…я очень буду ждать ответа на свои письма! (Убегает)

Кирилл: Куда ты?! Подожди! (бежит за ней).

Сцена 5

Что-то напевая входит Шура. За ней, опустив голову, идёт Сергей.

Шура: И это подруги! Бросили меня одну!

Сергей: Ну, не совсем одну.…И по-моему, у них сейчас очень важные дела.

Шура: По-моему, ты знаешь что-то, чего не знаю я!

Сергей: Ну,… может, и знаю…(отворачивается и хочет уйти)

Шура: Стой! Что это за секреты?! Ты меня так и оставишь в неведении?! Ты что, хочешь, чтобы я умерла прямо здесь, прямо сейчас, в полном расцвете лет от любопытства?! По- моему это крайне жестоко!

Говори! Всё равно у нас с девочками секретов друг от друга нет!

Сергей: Это не моя тайна! Извини, пусть они тебе сами рассказывают.

Тем более, что я не знаю ещё чем это всё закончится.

Входят одноклассницы:

Что, Шурка, бросили тебя подруги?

На парней променяли!

Те их только поманили!

А строили из себя гордых и неприступных!

Ходили такие загадочные, такие неразлучные все эти годы!

Райка вон вообще с Кириллом чуть не под ручку ходит!

Да и Лизка с Сашкой весь вечер вместе танцуют!

Только ты со своим характером так одна и останешься!

Ещё бы, кому охота с такой язвой встречаться!

Шура несколько расстроена от таких нападок одноклассниц.

Сергей это видит и хочет её поддержать.

Сергей: Мне!

Одноклассницы:

Что "мне"?!

Надо же, наш тихоня слово молвил!

С чего только смелым стал?!

Сергей: Мне охота встречаться именно с такой язвой!

В отличие от вас, с ней есть о чём поговорить! У неё есть мечты!

И вообще, она не такая, как вы!

Одноклассницы:

Ну, всё, девочки, по-моему, тут всё ясно!

-"Все подружки по парам…"

Совет да любовь!

смеясь, уходят.

Шура:(подходя поближе к Сергею) Слушай, а ты, оказывается с характером! Честно скажу, не ожидала от тебя! Такой отпор им дал! Знаешь, я тебя не так уж и хорошо знаю, как думала! Пожалуй, у тебя хватит упорства и смелости, чтобы стать лётчиком!

Сергей: Увидишь, я буду летать! Пойдём, поищем кого-нибудь из наших!

Шура: Пойдём потанцуем! Утрём носы этим воронам! Ты меня приглашаешь?!

Сергей: Конечно! Я думал об этом, но…

Шура: Тогда, бежим!

Убегают.

Сцена 6.

На сцене Саша и Лиза (выходят, держась за руки)

Саша: Сегодня вечер какой-то необычный, нереальный какой-то. Даже не верится, что уже никогда не сядем за парты…И вообще, мы с тобой- целый вечер танцуем и никто из учителей не читает нотаций…

Лиза: Сегодня сбылось всё, о чём я мечтала! Посмотри, мы все счастливы! Уже скоро мы пойдём работать на завод, так что, с тобой мы будем видеться очень часто. Жаль только, что наши уезжают поступать в другие города…. Но ведь они будут приезжать!

Так что мы только успеем соскучиться – и вот уже и увидимся с ними!

Сергей: Нет! Соскучимся мы значительно быстрее, но главное, что все они едут воплощать в жизнь мечту!

Лиза: А мне для этого не нужно никуда уезжать. Моя мечта – здесь…И всё так хорошо, что я боюсь проснуться и понять, что всё это – сон!

На сцену выходят, держась за руки, Шура и Сергей, Рая и Кирилл.

Кирилл: Не помешаем?

Саша: Друзья никогда мешать не могут!

Шура: Ну… не всегда… есть знаешь – ли ситуации в жизни. И вообще…они ещё наговорятся вволю. Вот хоть каждый день после работы будут встречаться, и говорить,...говорить!

Саша: Так и будет! Ну ладно! Вечер закончился! Пора по домам! Кто кого провожает, по- моему и так понятно?

Кирилл: Какой ты, однако, догадливый! Всё разбегаемся до завтра!

Вернее встречаемся уже сегодня утром. Для особо забывчивых напоминаю, встреча сегодня, 22 июня 1941 года в 11 часов дня в парке, возле памятника Ленину. Форма одежды – парадная! Идём гулять, есть мороженое и т.д. и т.п.!

Все уходят.

Они проснулись на рассвете,

В пору прекрасных ожиданий.

Не взрослые, уже не дети,

Полны неведомый желаний!

Тогда казалось - всё по силам,

Тогда мечталось - всё реально!

Их жизнь война косой скосила,

Жестоко и без состраданья!

Их развели войны дороги

На годы, месяцы, навечно!

Статистика времён учла их

Безлико и бесчеловечно.

Сцена 7.

Главные герои выходят на сцену. Стоят парами.

Лиза: Этот вечер был самый счастливый в нашей жизни…

Шура: Проснувшись, мы узнали, что фашистская Германия напали на нашу Родину. То, о чём вчера говорили только тихо и с опаской, оказалось не страшным сном, а ещё более страшной явью. Кирилл, Саша, Сергей и я пошли в военкомат и попросились добровольцами на фронт.

Кирилл: Сначала призвали нас с Саней, потом забрали и Серёгу, а потом пришла очередь и Шурки, у неё всегда был характер – кремень!

Сергей: Мою часть перебросили под Керчь, там я впервые увидел море…Правда лётчиком я так и не стал…

Саша: К сожалению, нас с Кириллом распределили в разные части, и больше мы с ним так и не увиделись.…А жаль!

Рая: Меня всё же отправили в Киев. Город был неузнаваем. Ночами мы дежурили на крышах, сбрасывали вниз и тушили "зажигалки" – "подарки " от фашистов. А потом, фрицы вошли в город… Вскоре нам, евреям, приказали носить нашивки на одежде- шестиконечную звезду Давида. Без этой желтой нашивки мы не имели право выйти на улицу. Она жгла руку через одежду, как клеймо…

Потом, пообещав вывезти нас из города, собрали вместе и повели. Тех, кто не хотел уезжать, силой вытаскивали из квартир и прикладами сгоняли к испуганной толпе. Мы шли, будто река, по улицам древнего города, в этот поток вливались всё новые и новые ручейки из переулков и улочек Киева. Сколько нас было? Тысячи!

Сверху, из окон, из – за едва шевелящихся штор, на нас смотрели киевляне, многие вытирали слёзы жалости и бессилия. Нас подгоняли прикладами, яростно лаяли овчарки, норовя вырваться из рук наших конвоиров и разорвать нас.

Мы шли молча, кто-то молился тихо вслух, матери прижимали к себе детей…

Мы уже поняли, что это наш последний путь, но трудно было осознать, что через какой-то час- другой всё это людское море исчезнет….Так не бывает! Ведь здесь столько детей, стариков! Мы ведь не сделали ничего плохого! За что?! (отворачивается)

Лиза: Раечку расстреляли под Киевом, в местечке со странным названием Бабий яр….Тела расстрелянных были свалены в огромные рвы….Многометровый слой человеческих тел… Сколько тогда погибло – до сих пор точно не известно…

Рая медленно уходит, оглядываясь на друзей.

Сергей: А я недолго купался в море. Когда фашисты вошли в Керчь, мы оказались в окружении. Отступать было некуда и мы решили продолжить сражаться в тылу врага. Почти семь тысяч солдат, офицеров и просто жителей Керчи спустились в каменоломни посёлка Аджимушкай. Там, почти в полной темноте, сырости и холоде мы продолжали бороться с врагом. Именно там я понял, что эликсир жизни есть, это обычная питьевая вода, за литр которой мы отдали бы многое. Ночами мы совершали вылазки в тыл немцев, и пока было оружие – сражались. Нас травили газом, сбрасывали на каменоломни с самолётов бомбы – мы держались. Лабиринты Аджимушкая становились могилой уже для сотен моих товарищей (отворачивается)

Лиза: Сергей погиб в каменоломнях Аджимушкая…Жутко представить себе: через два месяца, из семи тысяч спустившихся в эти лабиринты, вышли только пять человек! Семь тысяч погибших! Это статистика, пустые и равнодушные цифры, но один из них – наш Серёга. При жизни, он так и не поднялся в небо…

Сергей медленно уходит со сцены.

Шура: Я закончила курсы медсестёр и попала на фронт. Долго не могла привыкнуть к виду крови…Ночами, если удавалось поспать, снились раненые, кровавые бинты и стоны умирающих. Скольким помогла? Гораздо большему числу раненых помочь так и не смогла.… Как ужасно ощущать своё бессилие! Я так и не влюбилась в молодого лётчика.…Как – то всё было не до того, всё это осталось далеко в прошлом, в наивных детских мечтах...Как быстро мы взрослели на этой войне….Очень часто вспоминалась школа, девчонки и ребята. Казалось, всё это было в какой-то прошлой, совсем другой жизни. А ещё почему – то чаще других вспоминался тихоня Серёга….К чему бы это?...(отворачивается)

Лиза: Шурка погибла, вынося с поля боя раненого, закрыла его своим телом от взрыва. Сейчас я иногда думаю, если бы она выжила и смогла бы построить город своей мечты, может все мы жили бы сейчас немного лучше?

Шура медленно уходит.

Кирилл: Я всё- таки стал офицером! Прошёл почти всю войну, увидел столько новых городов! А какие люди мне встречались! Вероятно война, будто чистая вода, смывает почти со всех какую-то наносную серость и грязь. Открываешь в себе много нового. В общем, жизнь прекрасна, пока она есть! Я обязательно дойду до Берлина! И на Рейхстаге напишу наши имена, ребята! Я всегда с вами! (отворачивается, затем медленно уходит)

Саша: Кирилл дошёл до Берлина…Он там и похоронен, в братской могиле. Правда, он так и не написал наши имена на Рейхстаге, не успел.… В Берлине установлен памятник российскому воину – освободителю,

который держит на руках маленькую девочку, спасённую им. Я не был в Берлине, но видел этот памятник в газетах.… Этот солдат так похож на нашего Кирилла…

(Кирилл медленно уходит со сцены)

Вовка: Мне тоже досталось на той войне, но всё это не важно! Главное – я выжил!

Тушил немецкие "зажигалки" на крышах родного города, рыл вместе с оставшимися в городе женщинами и подростками окопы для обороны, чего говорить – жил, как все. Голодное и холодное было время, с тех пор к хлебу у меня особое отношение, кто это пережил, тот поймёт.… Самое тяжелое для меня было в то время – ничего не знать о судьбе родных и знакомых. А самые приятные минуты – смотреть с крыши, как летят наши самолёты бить ненавистных оккупантов! Тогда и родилась мечта – стать лётчиком!

Лиза: Вовка осуществил свою мечту и стал лётчиком! Он частенько нас навещает.

Лиза: Когда началась война, и немцы начали быстро наступать, папин завод начал выпускать оружие и боеприпасы, и нас отправили в эвакуацию, в Узбекистан. По дороге, уже в Узбекистане, наш эшелон бомбили немецкие самолёты – тогда я впервые увидела смерть очень близко… Как это жутко, прижиматься к земле…. Нет! Срастаться с землёй, становиться частью её, слышать над головой страшный вой самолётов и думать только об одном, только бы тебя не заметили! Только бы это поскорее закончилось! Только бы это больше никогда не повторилось! Меня оглушило взрывной волной и засыпало землёй. Горячая чужая земля обняла меня и укрыла собой, как любящая мама. Я выжила и придя в себя, сразу стала искать сестрёнок и папу. Вокруг метались плачущие окровавленные люди, разыскивающие и зовущие близких… Сестрёнки погибли, их так потом и нашли – обнявшихся, в одной воронке.

Папа сразу же после конца бомбёжки уехал с рабочими на машинах, спасать оставшееся оборудование, я осталась одна…В поле, с малознакомыми людьми, на чужой земле. Похоронив близких в общей могиле, выжившие – женщины и дети, пешком добрались до посёлка. Потом как-то расселились среди узбеков, многие из которых даже не говорили по-русски. Папу я нашла только через пять дней… За эти дни он стал совсем седым, он уже был уверен, что потерял нас всех и даже не сможет с нами проститься… Я устроилась на завод к отцу, мы работали до полного изнеможения, не ради славы или каких-то призрачных благ. Только так, зная, что изготовленные нами снаряды отомстят за смерть наших родных, мы могли жить дальше, хотя невозможно смириться с болью потери. В общем, я так и проработала на заводе всю войну…

Саша: Я тоже прошёл почти всю войну! Хоть географию преподавай! И надо же такому случиться, до Берлина не дошёл! Был ранен под Будапештом! Долго мотали меня по госпиталям, но подлечили! Да что говорить…выжил…

Нашел после войны Лизу. В общем, жизнь продолжается!

Лиза: У нас сын – Кирилл, трое внучат: Рая, Шура и Сергей. Они сейчас уже гораздо старше тех, безвозвратно ушедших….

Мы выжили, и всё о чём просим Бога – уберечь нас всех от войны!

Ну, а в мирное время, как бы тяжело ни было, мы выживем!

(медленно выходят все действующие лица пьесы)

Саша: А пока жива наша память об ушедших, они с нами, значит всё не зря и всё не напрасно. Лишь бы наши потомки помнили, какими мы были и за что умирали.

(Все действующие лица медленно выходят на сцену. Звучит песня о ветеранах. Можно исполнить под гитару, есть фонограмма в Интернете)

Музыка: Асадчих Глеб (пс. Глеб Плещенко)

Ветерану не спится сегодня.

Память сердца уснуть не дает.

Он уже приготовил табличку,

C7 A

На ней фронт и дивизия. Ждёт…

Может завтра приедет хоть кто-то?

Звякнут на пиджаке ордена.

И слезу утерев, он напишет:

Gm A7 Dm D7

"Доживите потом за меня."

Снова взрывы и копоть пожара!

Друг, что спину прикрыл, недвижим…

Наступление и нас слишком мало,

Сквозь огонь рвемся мы на Берлин!

И упал рядом парень от взрыва,

Жизнь уходит слезою из глаз…

И он шепчет тебе торопливо:

Gm A7 Dm

"Вы теперь доживете за нас!"

Этот сон ветерану, как совесть,

Снова снится уже столько лет.

И написан дневник, будто повесть.

C7 A7

Там о тех, что давно с нами нет

И звучат высотой невозможной

Боль утраты и этот наказ,

Что стал в жизни звездой путеводной:

Gm A7 Dm D7

"Вы теперь доживёте за нас!"

Он стоит рядом дети и внуки.

Тех, кто был с ним в войну, больше нет.

А в глаза понимания мука,

И какой-то божественный свет.

Он стоит монументом Победы.

Помнят правнуки деда наказ.

Вы для нас сохранили Россию!

Gm A7 Dm

Мы теперь будем жить и за вас!


Сценарий спектакля
Детство, опалённое войной.

В спектакле использован фрагмент
повести В.Катаева «Сын полка»

(Занавес. На авансцене права и слева от занавеса даты: 1941 - 1945.
Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)

Мальчик:
Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.

Девочка:
Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,

(Хором в записи):
Вам, опалёнными войною, посвящается…

(Ребята уходят за занавес. Слева дата 1941 не меняется на протяжение всего спектакля, 1941 - справа заменяет 5 на 1)

(Звучит довоенная песня «Рио Рита». Звучит динамик: « С пятой платформы отправляется по-езд № 58: Ленинград - Брест. Будьте внимательны и осторожны! Фонограмма: поезд, крики:» До свидания!, Счастливого пути!», которые затихают, слышен только стук колёс поезда)
(Занавес открывается. На сцене стол и две полки, на которых сидят женщина, бабушка и 4 детей от 12 до 7 лет. На столе букет полевых цветов. Входит проводница, ставит стаканы для чая.)
Проводница:
Как вы весело едете: песни поёте, стишки читаете - прямо, как на концерте я с вами! И откуда вы такие?
Зина:
Мы едем из Ленинграда к бабушке Ефросинье в Беларусь. Меня зовут Зина, это моя младшая сестрёнка Галочка.
Галя:
А фамилия наша Портновы, а у бабушки фамилия Яблокова, вкусная такая! (смеётся, и за ней улыбаются все остальные).
Проводница:
И как это вы одни едете, такие маленькие?
Зина:
Нет, мы едем с тётей Верой, она соседка, вместе с нами живёт в Ленинграде, а на станции нас бабушка и встретит.
Тётя Вера:
Да, встретит, а мы дальше поедем, к своему папе, он у нас в гарнизоне в Бресте служит, вот летом погостим, а потом опять на работу к себе вернёмся.
Проводница:
А это кому ты уже письмо написала с дороги?
Зина:
Подружке своей, Тане Савичевой, она со мной в школе учится в одном классе, у неё большая семья и очень дружная, а мне она, как сестрёнка, вот мы и договорились часто писать друг другу.
Никита:
И у меня в гарнизоне у папы есть друг, Володя Казьмин.
Тётя Вера:
Да, он воспитанник сорок четвёртого полка!
Никита:
А ещё он горнист! И меня на горне играть обещал научить!
Проводница:
Да, лето всё впереди ещё, только живи да радуйся! А я к вам ещё одного молодца привела (Заходит паренёк)
Парень:
Здравствуйте! Не беспокойтесь, мне скоро выходить. Я и один и не один (смеётся), потому что что нас: двое, братья-близнецы Шпиленко! Я Володя, а брата зовут Сергей, вот только на станции разминулись, пойду искать его по вагонам - счастливо оставаться! (кланяется на прощанье, выходит)
Бабушка:
Улыбчивый какой, вот уж точно красный молодец из сказки. Ну, что, хотя вы и большие, а сказки любите? Ну, тогда…
(Раздаётся звук железа, скрежет, вой и свист бреющего самолёта, бомбёжка, крики о помощи и т.д._ Занавес закрывается, но пока он закрывается, полки и стол падают вместе с детьми и взрослыми в поезде. Букетик цветов выпадает на авансцену)
(Звучит песня «Священная война», хроника нападения на страну)


Полный текст материала Сценарий спектакля "Детство, опалённое войной" для учащихся 5-9 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Спектакли, в которых затронута тема войны, никого не оставляют равнодушным. Пронзительные и драматические постановки всегда находят отклик в сердцах зрителей. К сожалению, многие спектакли о Великой Отечественной войне идут весной, перед Днём Победы. Но и в другое время их можно найти в репертуаре некоторых столичных театров.

Информацию обо всех спектаклях, рассказывающих о трагических страницах истории середины XX века, можно посмотреть в нашей рубрике . В этом обзоре мы представляем Вашему вниманию 10 военных постановок, которые будут интересны родителям и подросткам.


Можно попросить Нину? (Московский областной театр кукол)

с 12 лет

В основе спектакля, что идет в Московском областном театре кукол , лежит рассказ Кира Булычева. Это фантастическая история о том, как простой телефонный звонок может преодолеть любые расстояния и даже десятилетия, воскресить страшное военное прошлое и создать светлую мечту о будущем.

В 1972 году Вадим Николаевич звонит по телефону, но попадает не туда. Трубку поднимает 13-летняя Нина, которая живет в холодной квартире в Москве 1942 года. О чем будут говорить два человека, которых разделяет время и пространство, и чем мужчина сможет помочь голодной девочке? Роли главных героев исполняют куклы. А за всем происходящим зрители наблюдают через окошки простого ящика. В ходе спектакля демонстрируются кадры военных лет.

Продолжительность: 1 час.
Отзывы и фотоальбом


Если ворон в вышине.. (Новый Арт Театр)

с 12 лет

Спектакль "Если ворон в вышине.." в Новом Арт Театре настолько глубок и эмоционален, что затрагивает самые тонкие струны души. Это рассказ о настоящих чувствах. О живых людях, оказавшихся в тяжелых условиях войны, но не потерявших человеческое лицо. О тех молодых ребятах и девчатах, которых заставили стать героями сложившиеся трагические обстоятельства.

Действие происходит в 1942 году, в заброшенном особняке недалеко от линии фронта… Пьеса сквозь смех и слезы рассказывает о фронтовой любви, солдатской дружбе, тяжелом военном быте, и в то же время возвращает зрителей в день сегодняшний. В конце звучит песня Булата Окуджавы "Если ворон в вышине.." А в антракте зрителей угощают полевой кашей.

Продолжительность: 2 часа 30 минут, с антрактом.
Отзывы и фотоальбом


Ленинградка (Театр Кукол им. Образцова)

с 12 лет

Кукольную притчу о блокаде Ленинграда в Театре Кукол им. Образцова подросткам лучше смотреть вместе с родителями, чтобы потом, после просмотра, обсудить увиденное. Постановка заставляет задуматься и поразмыслить над увиденным и младшее, и старшее поколение.

Перед глазами зрителей - мир одинокой девочки Вали. Шкаф – ее единственное прибежище в разбомбленном доме. А домовой - единственный, кто охраняет, заботится о ней и помогает выживать, как может. В роли актеров - куклы. Большая часть спектакля состоит из кадров военной кинохроники. Звучит музыка группы «Сплин». И хотя спектакль кукольный, детей младше 12 лет на него лучше не приводить.

Продолжительность: 1 часа 20 минут, без антракта.
Отзывы


Судьба одного дома (Театр Российской армии)

с 12 лет

Полифоническое повествование о войне, где переплелись cразу шесть историй. Литературной основой послужили произведения отечественных авторов: «Проклятые и убитые» В. Астафьева, «Берег» Ю. Бондарева, «Сотников» В. Быков, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Женя, Женечка и “катюша”» Б. Окуджавы и В. Мотыля.

Шесть героев, шесть трагических судеб, объединенных домом, в который они переехали перед войной. Что пережило то поколение, как боролось с врагами и какие поступки совершало - все это пронесется перед глазами зрителей Театра Российской армии .

Продолжительность: 4 часа, с антрактом.
Отзывы


Не унывай! (Театр Русской Драмы п/р Щепенко)

с 12 лет

Спектакль поставлен по известной каждому со школьной парты поэме Твардовского «Василий Теркин». Неудивительно, что в зрительном зале присутствует много подростков. Под звуки симфонии Шостаковича бравый солдат появляется на сцене в исполнении 12 актёров, за спинами которых любимые девушки, матери, дочери, огромная страна, что они отстояли.

Декорация-трансформер становится то гатью, по которой через болота шагает русский солдат, то бортом грузовика, то единым щитом, спасающим жизни бойцов... Спектакль повествует о несгибаемости русского духа, его твердости и нежелании отступать, пока жива хоть какая-то надежда. В самой безвыходной ситуации, в самом отчаянном положении, главное – не унывать! "Не взорвемся, так прорвемся, живы будем, не помрем", - слушая эти строки, веришь актерам безоговорочно.

Продолжительность: 1 часа 30 минут.

Дата публикации: 06.12.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

70- летию победы в Великой Отечественной войне посвящается творческий вечер «ПАМЯТИ НАБАТ».

Цель: воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству, памяти к прошлому своего народа.

Область применения: творческий вечер, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Формы и методы реализации: на предварительном этапе работы учащиеся готовят выразительное чтение стихотворений, репетиция военного спектакля, делается запись музыкальных военных композиций.

Оформление: фотографии военных лет, рисунки школьников.

Результат: мероприятие должно вызвать у учащихся чувство сострадания к чужой боли, научить восхищаться и гордиться героизмом поколения дедов и отцов.

Ход мероприятия.

Занавес закрыт. На сцене 3 мальчика в военной форме. Звучит грозная музыка.

Юноша 1. Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой?

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнавали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда и землянка- их кров,

А мечта - до победы дожить.

Я смотрю старый фильм и мечтается мне-

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Юноша 2. Тем, кто шел в бой и выстоял….

Тем, кто согревался дыханием в студеную зиму…

Тем, кто на переправах шел, словно камень, ко дну….

Тем, кто свою грудь подставлял под пули, защищая друзей….

Юноша 3. Тем, кто направлял свой горящий самолет на врагов…

Тем, кто сердце отдавал за Родину…

Тем, кто под машины ложился вместо поддонных мостов…

Тем, кто жизнь не пожалел…

Горохов Ю. Всем, кто ушел в бессмертный бой и победил, посвящается наш вечер ПАМЯТИ.

Звучит военная песня «Вставай, страна огромная». Выходят 3 девушки в военной форме.

Девушка 1. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось страшное горе, большая беда, имя которой - ВОЙНА.

Девушка 2. Цветок, в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезли в танк, закрыли люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких- то пять минут осталось.

Девушка 3. Мы должны помнить о страшной цене, которую заплатили за победу миллионы воинов.

Но сколько людей трудилось в тылу, чтоб приблизить долгожданную победу…

Женщины шли, на плечах лопаты-

Окопы рыть под Москвой.

Страна смотрела на людей с плаката-

Седая, с непокрытой головой.

Звучит военная песня «Алеша» Э.Колмановского. После окончания песни на сцене 3 мальчика.

Юноша 1. Но сражались в эту страшную войну не только мужчины и женщины. Страшно, когда дети становятся солдатами. Мы знаем множество историй о мальчишках, ставших сыновьями полков. Много ребят сложили свои юные головы на поле брани.

Юноша 2. Поверьте, это совсем не просто-

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Юноша 3. В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином. То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

Звучит военная песня «День Победы». Выходят 3 девушки.

Девушка 1. Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы! Они не забыты, они всегда в наших сердцах - люди одной героической судьбы.

Девушка 2. Пришло мирное время, но шрамы войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев. Они пали, их нет, но они живут в нас. И их мысли и чувства должны обрести голос.

Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Девушка 3. Помните! Через века, через года, помните!
О тех, кто уже не придёт никогда - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся- помните!

Какою ценой завоевано счастье - пожалуйста, помните!

Девушки уходят, занавес открывается. На стене написано ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ. Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Если б не было войны».

На сцену через зал идет ученик, возмущается, что-то ворчит себе под нос. Выйдя на сцену, кидает портфель. На сцену выходит бабушка.

Бабушка: Что случилось, внучек?

Внук: Да надоело все! На улице весна, гулять охота, а нам опять в школе сочинение задали. Да еще тема такая, убиться можно.

Бабушка: И что же за тема?

Внук: «Если б не было войны». Ну и что это за тема? Откуда я знаю, что бы было, если бы не было войны? Она была! Пусть наша учительница историю лучше изучает!

Бабушка: Я тебе помогу, не переживай. У меня был старший брат, он был гораздо старше меня. После войны мы с ним часто мечтали, как бы сложилась наша жизнь, если б не было войны. И он даже начал записывать наши мечты и воспоминания. Вот возьми его дневник, прочти, может, что-нибудь для себя найдешь.

Бабушка уходит со сцены.

Внук выходит на авансцену, открывает тетрадь, читает:

Внук: Меня зовут Дмитрий Самойленко, мне семнадцать лет, 21 июня 1941 года я закончил школу. Буду поступать в медицинский институт, хочу стать великим хирургом и спасать человеческие жизни. И моя мечта сбудется!

С другой стороны выходит ученик.

Ученик 1: Меня зовут Николай Дорохов. Мне 17 лет, 21 июня 1941 года я закончил школу. Потом я поступал в архитектурный институт. Стал известным архитектором и построил в центре Москвы самое красивое здание в мире!

Из центра выходит ученица.

Ученица 1: Меня зовут Аня Синицына, 21 июня 1941 года я закончила балетное училище. Скоро я стану знаменитой балериной, я буду выступать в Большом театре, мое имя будет известно во всем мире!

Внук: Эта история - обычная фантазия со счастливым концом, но увы, все было далеко не так, как нам бы хотелось.

Взрыв. Гаснет свет.

Звучит мелодия «Рио-рита», зажигается свет. На сцене танцуют молодые пары. Смех, разговоры.

1девушка: Ребята, как здорово! Школа позади, у нас целая счастливая жизнь!

1 юноша: Давайте сейчас загадаем желания, а когда мы встретимся с вами через 20 лет, расскажем друг другу, сбылись ли они.

2 девушка: Я стану учительницей младших классов.

2 юноша: Я стану известным хирургом.

3 девушка: Я стану актрисой, выйду замуж, и у меня будет трое детей.

3 юноша (шутливо): А я стану известным путешественником, женюсь на Ленке, и у НАС будет трое детей!

Девушка кричит на него, они, шутя, начинают гоняться друг за другом.

1 юноша: ребята, а вдруг война?

Все замирают, удивленно смотрят на него.

1 девушка: Не говори глупости, Юрка! Война! Откуда ей взяться?

2 юноша: Но даже если она начнется, мы быстренько победим врагов и пойдем осуществлять свои мечты!

Девушки (хором): Ребята, прекратите! Что вы заладили.

Звучит сообщение Левитана о начале войны. Мелодия «Вставай страна огромная!» Девушки пугаются, юноши пытаются их закрыть собой, все разбегаются в разные стороны.

Юноша вбегает на сцену.

Юноша: Мама, отец, вы где? Вой…

На полуслове обрывает, на сцену выходит отец, на ходу собирает мешок, за ним идет заплаканная мать.

Отец: Сын, я ухожу на фронт. Ты береги мать.

Мать: Он тоже скоро уйдет. Ему через полгода 18 лет исполниться.

Сын: Отец, я провожу тебя?

Отец с сыном уходят, мать идет за ними, но останавливается на краю сцены.

На сцену выбегают девушка и юноша, они о чем-то спорят.

Он: А я говорю, это ты должна остаться с матерью, ты девушка!

Она: Ну и что, я курсы медсестер закончила, а тебе еще только семнадцать. Так что ты остаешься.

На сцену выходит мать, дети ее не замечают, продолжают спорить.

Он: Я паспорт подделал, так что мне восемнадцать! И вот повестка из военкомата.

Она: Ну и как мы ей скажем, что и я и ты уходим? Она этого не переживет.

Мать: Переживу. Идите, мои хорошие, раз так надо.

Прощается с детьми, ребята уходят, а мать выходит на край сцены. Две матери стоят на разных концах сцены и смотрят вдаль.

1 мать: До свидания, мальчики!

2 мать: Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходит ученик.

Ученик: Мой дедушка Фельдшеров Иван Федотыч служил в Бресте, осенью он должен был вернуться в родное село. Дома его ждала любимая девушка… Он погиб в первые дни войны…

Звучит мелодия «Прощание Славянки» , паровозные гудки. Юноши прощаются с девушками. По сцене идет маленькая девочка, волоча за собой медведя, плачет. Один юноша замечает ее.

Юноша: Малышка, ты что плачешь?

Девочка: Я маму потеряла.

Юноша: Давай я тебя подниму, может мама тебя увидит?

Поднимает девочку на плечи. Она видит мать, бросается к ней, но останавливается, подбегает к юноше, целует его, шепчет

Девочка: Возвращайся назад.

Звучит команда «По вагонам!» Молодые люди строятся и под песню «Помните ребята» уходят со сцены. Девушки подходят к краю сцены.

1: Ах, война, что ты, подлая, сделала?

2: Стали тихими наши дворы.

3: наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры.

4: на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат.

5: До свидания, мальчики, мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Снова звучит песня, девушки надевают пилотки и уходят со сцены.

Выходят матери.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходит ученица.

Ученица: мама мне часто рассказывала о прабабушке, Юлии Васильевне Кочевниковой. Она училась в педагогическом институте, когда началась война. Закончив курсы медсестер, прабабушка ушла на фронт. За время войны она вынесла с поля боя сотни раненых бойцов. Ее рост был метр пятьдесят, а вес всего 45 килограмм, а еще прабабушка очень боялась крови.

Сценка «На привале»

На сцене сидят бойцы, один играет на гармони грустную мелодию. Смеясь выбегают девушки в гимнастерках, с венками на голове.

1 девушка: Эй, бойцы, что загрустили? Посмотрите, утро какое чудесное! Ноги так и просятся в пляс.

2 девушка: Эх, как я бывало кадриль танцевала на праздниках, все парни от восторга к моим ногам падали!

3 девушка: А что, может мы и сейчас еще плясать не разучились! А ну, гармонист, врежь-ка кадриль!

Танцуют «Кадриль» После танца все уходят вглубь сцены. На авансцене остаются две девушки.

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт …

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она - не в счёт.

Поворачивается спиной и уходит вглубь сцены. Пулеметная очередь.

Знаешь, Зинка, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мамам, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

С разных сторон на сцену выходят ученики и ученицы.

Ученица 1: Мой прадед погиб под Москвой.

Ученица 2: Мой участвовал в боях под Сталинградом.

Ученица 3: А мой пропал без вести в Берлине, в последний день войны.

Выходит 1юноша в солдатских шинелях.

Ученица 1:

Сталинград. Зима. Пехота.
Не дает «Катюша» спать.
Знаешь, мама, жить охота,
Не охота умирать…
Ученица 2:
200 граммов греют душу,
От мороза в двадцать пять.
Под гармошку песни слушал,
Не охота умирать…
Ученица 3:
Орден или похоронку?
Да зачем сейчас гадать!
Видел я во сне сестренку,
Не охота умирать…
Ученик 4:
Помянет быть может кто-то,
Но не надо душу рвать…
Всем в семнадцать жить охота!
Не охота умирать…

Песня «Последний бой».

Выходит ученик.

Ученик 1: Моя прабабушка всю войну ждала своего мужа, моего прадедушку. Он был очень талантливым ученым-биологом. Он мог не пойти на войну, прабабушка рассказывала, что ему давали какую-то бронь, но он отказался и ушел. Прадедушка мог бы сделать очень много важных открытий. Если б не было войны.

Выходит ученица.

Ученица 2: сестра моей бабушки получила похоронку от мужа в 42 году, сын пропал без вести в 43. Но она ждала их до конца войны. А вместе с ней ждала своего любимого девушка ее сына. И они вернулись… Оба… Скажите - сказка. Нет, так иногда бывает, к сожалению, очень редко.

Сценка «Письмо»

Мне говорят:

Нету такой любви.

Мне говорят:

Так и ты живи!

Больно многого хочешь,

Нету людей таких.

Зря ты только морочишь

И себя и других!

Говорят: зря грустишь,

Зря не ешь и не спишь,

Не глупи!

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

…А она есть.

А она - здесь,

В сердце моем

Теплым живет птенцом,

В жилах моих

Жгучим течет свинцом.

Это она - светом в моих глазах,

Это она - солью в моих слезах,

Зрение, слух мой,

Грозная сила моя,

Солнце мое,

Горы мои, моря!

От забвенья - защита,

От лжи и неверья - броня…

…если ее не будет,

Не будет меня!

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

… А мне говорят:

Нету такой любви.

Мне говорят:

Так и ты живи!

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет - повезло!

Не понять неждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать, как никто другой.

А я никому души

Не дам потушить.

А я и живу, как все

Когда-нибудь

Будут жить!

Крики «Ура! Победа!». Музыка «День Победы»

На сцену выходит девочка с мишкой в руках. Выходит юноша.

Юноша: Эй, малышка, ты опять потерялась? Давай я тебя подниму повыше и ты увидишь свою маму.

Девочка: А мамы нет, и братика, и папы. Все умерли в блокаду, я одна.

Юноша: Ничего, моя родная, помнишь, ты просила, чтобы я вернулся? Пойдем домой, наша мама ждет.

Гаснет свет, потом опять зажигается. На авансцене сидит мальчик, читает тетрадь. К нему подходит бабушка.

Внук: Бабушка, а как бы сложилась твоя жизнь, если б не было войны.

Бабушка: У меня были бы другие родители и другой брат.

Протягивает внуку медвежонка.

Звучит песня «Если б не было войны», под нее на сцену собираются все участники творческого вечера Памяти.

На фоне музыки «Журавли» ребята говорят заключительные слова.

Ученик 1. Мы должны помнить о прошлом и смотреть в будущее.

Мы должны понимать, что ничто не оправдывает войну, потому что она забирает самое ценное- жизнь.

Ученица 1.Пусть каждый из нас склонит голову перед величием подвига, который совершили люди моей крови. Герои, они никогда не будут забыты нами.

Ученица 2.Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и отцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся т мертвым, и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей Землей

Поклонимся за тот великий бой!

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

В преддверии дня Великой Победы над фашистской Германией во многих детских садах и других образовательных учреждениях планируются утренники и театрализованные постановки. Данные действия помогают не только воссоздать картинки из прошлого для приглашенных гостей - ветеранов ВОВ, но и рассказывают детям о войне простыми словами. О том, какие сценки про войну можно поставить с ребятишками, мы и расскажем в этой статье.

"Блокадный Ленинград и дети"

В данной постановке смогут принимать участие до 8-ми ребятишек. В течение всего представления звучит музыка военной тематики. Общее время постановки составляет около 25-40 минут. Декорации можно сделать с использованием старых газетных вырезок, георгиевских лент, патриотической символики военных лет.

Распределяя роли для сценки про войну, учтите, что нужно будет играть:

  • медсестер и военных врачей (могут быть задействованы примерно 4-6 человек);
  • раненых солдат (2-4 человека);
  • регулировщика движения на дороге (1 человек);
  • жительниц Ленинграда (2 человека);
  • молодых матерей, которые ждут с фронта своих супругов (3-4 человека).

Реквизит

Сюжет сценки о войне для школьников разворачивается в блокадном Ленинграде, поэтому вам понадобится особый реквизит, дабы передать всю атмосферу города. Например, необходимо приготовить двух кукол (они должны быть завернуты в пеленки, как младенцы), жезл для постового, сани с хворостом, черно-белые фотографии людей в форме, белый чемоданчик с крестом, бинты и костыли.

Какие костюмы понадобятся?

При подготовке сценки про войну 1941-1945 гг. необходимо заранее позаботиться о соответствующих тематических костюмах. К примеру, медики должны быть одеты в белые халаты; раненые солдаты - в форму жительницы блокадного города - в фуфайки и теплые пуховые платки, валенки; жены военных - в юбки и неброские блузки; регулировщик - в военную форму и пилотку с красной звездой.

Сценарий: действие первое

Готовя сценки про войну, заранее распишите все роли и составьте предполагаемый сценарий. Итак, наша сценка состоит из двух действий. Вначале все действующие лица выходят на сцену под музыкальную песню-романс «Рио-Рита». Они танцуют фокстрот или пасодобль. В середине песни музыка прерывается, раздается сигнал воздушной тревоги. Действующие лица останавливаются, выстраиваясь в две небольшие шеренги. Минутная тишина. И после этого звучит песня Клавдии Шульженко с говорящим названием «22 июня». Во время нее все дети выстраиваются по стойке смирно и начинают надевать солдатские фуражки и пилотки. С каждым куплетом песня звучит все тише. На кто-то говорит стихотворение: «Вместе весна и лето. Нынче гостят в Москве…»

Раздается песня под названием «Священная война». Она начинает звучать по нарастающей, с каждым разом становясь все громче. Дети начинают маршировать на месте. Один из участников рассказывает стихотворение «Еще недавно дым змеился...». Во время этой сценки про войну становятся слышны автоматные очереди, стрельба и взрывы. Музыка слегка затихает. В это время говорит один из раненых солдат: «Враг напал неожиданно. Мы защищались, как могли. Но силы не были равными. Мы отступили с большими потерями, а враг готовился к сокрушительному удару. Линия фронта сдвинулась в сторону Москвы».

После этих слов начинает звучать мелодия из марша защитников Москвы. Под нее дети маршируют. Затем песня стихает (должны прозвучать первые два куплета), и второй раненный декламирует стих «Октябрь бульвары дарит рублем». В конце этих строк снова раздается марш, а далее первый раненый читает стихи «Нет. Рано враг торжествует победу». В это время все дети продолжают маршировать.

Раздается сирена, слышен гул самолетов, и все ложатся на пол. Автоматная очередь и взрывы. Второй раненный говорит следующие слова: «Мы отстояли свою землю. Враг отбит, но не повержен. Впереди нас ждут другие сражения: за Сталинград, Ленинград и иные города. Мы обязательно победим. Победа будет за нами!» На этом первое действие сценки о войне для школьников заканчивается.

Действие второе: битва за Сталинград

Второе действие начинается со смены декораций. Перед зрителем Сталинград. Раздаются вой сирены, перестрелка, взрывы. На сцене возникают два раненых бойца. Они лежат и стонут. К ним подбегают медики. Раненых уносят. С другой стороны сцены мы видим двух женщин (это местные жительницы). Они везут вдвоем сани с вязанкой дров. Раздается очередной взрыв. Они падают на землю и замирают. В это время звучит музыка «На всю оставшуюся жизнь». Стрельба заканчивается. Женщины поднимаются и дальше продолжают свой путь.

В середине сценки о войне для детей появляется регулировщик. Он руководит движением автомобилей. Мимо него проходят женщины с поклажей. В это время он говорит им: «Не переживайте так, прорвемся. Наши обязательно победят!» Женщины тяжело вздыхают и уходят вместе с санями и дровами со сцены. Регулировщик поворачивается к зрителям и говорит: «Несмотря на полную блокаду наши защитники Отечества не пустили врага к городу. У нас продолжают работать люди. Дежурят добровольцы. Они помогают тушить пожары, предупреждают о летящих самолетах». Гаснет свет, и регулировщик уходит.

Во время сценки о войне для детей раздается песня «Темная ночь». Из-за кулис выходят две молодые матери, которые на руках качают младенцев. Это жены военных. Они утирают слезы и смотрят в импровизированное окно. Одна из них говорит: «Ой, где же наши ненаглядные? Они даже своих детей не успели увидеть. Бог даст, и они вернутся живыми». Вторая говорит: «Обязательно вернутся с победой». Песня затихает. а потом возвращаются на сцену с другими персонажами.

Все вместе они говорят: "Врагу не удалось захватить и разбить нас. Наша воля Мы победили, но очень высокой ценой. Сколько людей погибло! Сколько военных, стариков и детей!" Раздается пульсирующий звук, и наступает минута молчания в честь невинно убиенных во время войны людей. Все дети опускают головы и смотрят в пол. Занавес. За ним раздается голос и слышны стихи: «Седой солдат, расскажи внукам».

«Дни войны»

В качестве вариации сценки про войну 1941-1945 гг. можно выбрать небольшую постановку под названием «Дни войны». В ней можно задействовать 10-12 человек. В качестве реквизита вам подойдут воздушные шарики, импровизированная школьная доска и несколько парт со стульями. Также для большей ясности можно развесить плакаты и поздравительные ленты с лозунгами: «До свидания, школа», «Ура! Выпускной». Из одежды вам необходимо приготовить заранее школьную форму (для мальчиков и девочек), белые фартуки и банты, гольфы, военную форму и головные уборы (для мальчиков), платочки (для девочек), бинты, костыли, цветы.

В начале сценки появляются девочки-школьницы, одетые в форму и белые фартуки. На их головах красуются белоснежные банты. Две из них садятся за парту, что-то пишут, перемигиваются, шепчутся и смеются. Две другие образно рисуют на асфальте классики и прыгают по ним. Звучит приятная и спокойная мелодия.

На сцене появляются мальчики. Каждый из них подходит к девочке, берет ее за руку и ведет вперед. Раздается музыка вальса и все дети начинают двигаться в его ритме. Далее по сценарию мини-сценки о войне раздаются сирена воздушной тревоги, взрывы снарядов. Дети падают на пол и закрывают головы руками. Играет песня «22 июня». Затем слышатся звук трубы и первые строчки из песни «Вставай страна огромная».

Все мальчики встают, надевают солдатские пилотки и вытягиваются по стойке смирно, отдавая честь (делают воинское приветствие). Девочки поднимаются вслед за ними. Во время этой мини-сценки о войне затихает музыка, и одна из выпускниц говорит: «Война! Что же ты, подлая, наделала? Стало тихо в нашей школе». Вторая девочка продолжает: «Ты сделала наших мальчиков мужчинами. Они повзрослели раньше времени и ушли на войну солдатами». Мальчики в это время, маршируя, уходят.

Третья девочка говорит: «Прощайте, наши милые защитники Отечества! Возвращайтесь с победой назад». Четвертая: «Не жалейте гранаты и пули. Не щадите врага окаянного. Возвращайтесь скорее назад!»

Возвращается один мальчик, уже переодетый в военную форму. На его плече висит солдатский рюкзак. Он произносит, глядя в зрительный зал: «Что же ты война наделала? Вместо школы окопы нас ждут. Прощайте, милые девочки! Обещаем, что вернемся назад». Уходит. Раздается шум (слышно как маршируют солдаты). Далее сценка про войну (короткая) сопровождается песней «Маленький синий платочек». Все девочки достают платочки и машут в сторону уходящих мальчиков. Гаснет свет. Раздаются взрывы, сирена и стрельба. Затем слышны крики: «Вперед, за Родину! Ура! Победа!»

На сцене появляются девочки с цветами. Ведущий за кадром говорит: «Эта война унесла миллионы жизней, разбила сердца и подарила много горя. Нам удалось победить, хотя цена победы была высокой. Но мы никогда не забудем тот подвиг, который совершили наши деды и прадеды. Спасибо им. Мы преклоняемся перед ними. Помним. Любим и скорбим». Начинает играть песня «День победы». Выходят мальчики: кто на костылях, кто с перебинтованными руками, ногами, головой. Они останавливаются напротив девочек. Те вручают победителям цветы и кладут им головы на плечи. Это конец сценки о войне для школы.

«В бой идут одни старики»: действие 1

В сценке задействовано примерно 6-7 человек. Среди них одна бабушка, один ангел и 4-5 мальчиков-партизан. Для декораций вам понадобятся такие детали, как оконный проем, каркас дома, где живет бабушка с главным персонажем. Из одежды необходимо заготовить военную форму с соответствующими головными уборами, платок и длинное платье для бабушки, крылья, белую одежду и нимб для ангела, белый халат с красным крестом для мамы мальчика.

На сцене появляется небольшой домик (можно сделать из картона и разрисовать). Полумрак. В окне виден свет от лампадки. Далее появляется бабушка. Она молится перед иконой шепотом. Дверь открывается и вбегает десятилетний мальчик Ваня: «Бабушка. Ба. Отпусти меня на войну». Бабушка удивленно качает головой: «Мал еще. Ишь чего придумал. Куда тебе на войну-то? Мать твоя в медсестры подалась на фронт, отец тоже воюет». Мальчик подходит ближе и берет бабушку за руку: «Отпусти, а? Вон наши соседские мальчишки все собрались на подмогу нашим. Я в партизаны пойду. Там и пригожусь».

Затем сценка сопровождается грустной мелодией. В комнату вбегают пять мальчиков. Все одеты в военную форму, а за плечами мешки с провизией и кое-какими личными вещами. Бабушка с недоумением подходит к ним: «Батюшки. И вы туда же? Лучше бы родителям по хозяйству помогали и книжки читали. От горшка три вершка, а туда же». Мальчик настойчиво: «Ба, я уже собрался и все решил. Я нужен Родине». Собирается уходить вместе с другими товарищами. Старушка его останавливает. Крестит его и остальных, надевает каждому на шею крестик и провожает их до дверей. Под музыку дети выходят из дома и скрываются за кулисами.

«В бой идут одни старики»: действие второе

Далее сценка на тему войны продолжается военными действиями. На сцене мы видим поле боя. Летят снаряды. Раздается гул самолетов. Автоматные очереди. Мальчик Ваня ползет по полу. На плече у него болтается автомат. Голова перебинтована. Раздается взрыв. Он падает. Рядом появляется ребенок в Он идет по сцене (плавно, словно парит). Затем склоняется над мальчиком. Поглаживает его рукой по лбу и говорит: «Не переживай, Ванечка! Ты будешь жить. Станешь командиром батальона и поведешь его в атаку. Все скоро закончится. Родители твои вернутся. Ты тоже придешь домой с победой. Не бойся, ты под моей защитой». Ангел делает еще один круг по сцене и улетает.

На этом не заканчивается сценка. Война Отечественная в разгаре, а Ваня все еще лежит на поле боя. К нему подходит мама. Она вглядывается в лицо мальчика. Садится рядом на колени и гладит ему волосы: «Милый сыночек, ты ли это? Такой большой и взрослый. Что с тобой? Жив ли? Открой глаза». Мальчик открывает глаза и поднимает голову: «Мама, это я. Мне ангел приснился. Сказал он, что кончится война очень скоро. Мы будем вместе, а на землю придет мир». Мама отвечает: «Да, мой родной! Так и есть. Наш враг позорно бежит. Война окончена. И мы возвращаемся домой»! Ваня поднимается, и они крепко обнимаются с мамой.

«Военно-полевые истории»: действие первое

Следующей версией сценки о войне для дошкольников является представление под названием «Военно-полевые истории». Начинается данное действие в небольшом доме. Зрители видят просторную комнату, стул и стол. На нем сидит дедушка. В бороде его седина. Он опирается на палочку и смотрит вдаль. К нему забегает восьмилетний мальчик Андрей, радостно размахивающий портфелем. Дедушка внимательно на него смотрит.

«Деда, у нас сегодня в школе рассказывали про войну. А ты воевал?» - спрашивает мальчик. Дедушка потирает лоб, тяжело вздыхает и говорит: «Да, Андрюша. Воевал». Андрей восторженно: «Расскажи, расскажи». Дед улыбается: «Ну, тогда слушай».

На сцене появляется мальчик лет семи. Он вместе с папой работает в кузне. Мы видим большие клещи и молоток. Далее появляется сам кузнец. Он берет молот и наковальню. Кладет большой кусок металла и бьет по нему. На сцене появляется красиво одетая женщина (это мать Андрея), несущая поднос с горячими пирожками и кувшин молока. Раздается автоматная очередь. От неожиданности мать роняет поднос и пирожки на пол.

Кузнец молча кладет свой молот. Выходит в другую комнату (за сцену) и возвращается уже переодетым в солдатскую форму. Мать Андрея цепляет к его рюкзаку синий платочек. В это время звучит песня «Синий платочек». Отец выходит. Через некоторое время раздается стук в дверь. Играет патриотическая мелодия. Андрюша бежит к двери с криками: «Папа вернулся!» Он ее открывает и видит женщину-почтальона. Она молча передает мальчику треугольный конверт и уходит. Вдохновленный событием Андрей, не читая, приносит письмо матери. Это похоронка. Она читает и плачет: «Нет у тебя больше папы, сынок»!

Сын встает под песню «Вставай страна огромная», переодевается в форму и идет к матери, чтобы попрощаться. Она плачет и провожает его на войну. Это конец первой части сценки о войне для школьников.

«Военно-полевые истории»: действие второе

Раздается сирена. Грохот снарядов. Андрей лежит на земле. К нему подъезжает танк. Он вырывает чеку из гранаты и подрывает его. За кадром говорит ведущий: «Война принесла немало бед. Она закончилась, но еще долгие и долгие годы молодые поколения будут ее вспоминать. Они будут помнить о патриотизме наших дедов и прадедов, о героях, о невинно убиенных и замученных людях. Это необходимо делать для того, чтобы больше никогда подобное не повторилось».

На сцену выходит девочка и выпускает вверх живого белого голубя. Занавес.