Перечень храмов и монастырей абхазской православной церкви. Православный паломник Свято троицкий монастырь сухум

Материал из Азбука паломники

Абха́зия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) - спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город Сухум .

Населённые пункты Абхазии

Православие в Абхазии

Православие в Абхазии - история и современное положение православия в Абхазии.

По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии».

История

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них - Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один - в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).

IV-VI век

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта - Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.

VI-VIII век

В VI-VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).

Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI-VII веков, дошедшими до нашего времени являются - Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода - Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).

На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

VIII-X век

Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь - в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.

X-XVIII век

В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.

После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV - нач. XV), Иоаким (1470-1474), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе) (1519-1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533-1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543-1578).

Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578-1605), Малахия II (Гуриели) (1605-1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629-1639), Максим I (Мачутадзе) (1639-1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657-1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659-1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669-1673), Давид (Немсадзе) (1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696-1742), Герман (Цулукидзе) (1742-1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751-1769), Иосиф (Багратиони) (1769-1776).

Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.

XIX век - нач. XX века

В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской» . Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851-1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856-1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857-1859), Александр (Окропиридзе) (1862-1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876-1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.

В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской» . В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.

Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886-1889), Александр (Хованский) (1889-1891), Агафодор (Преображенский) (1891-1893), Петр (Другов) (1893-1895), Арсений (Изотов) (1895-1905), Серафим (Чичагов) (1905-1906), - Кирион (Садзагелов) (1906-1907), Димитрий (Сперовский) (1907-1911), Андрей (Ухтомский) (1911-1913), Сергий (Петров) (1913-1919).

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».

8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).

Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).

В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924-1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.

К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.

В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.

После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952-1956), Леонид (Жвания) (1957-1964), Роман (Петриашвили) (1964-1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977), Николай (Махарадзе) (1977-1983), Давид (Чкадуа) (1983-1992), Даниил (Датуашвили) (1992-1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).

Современность

В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии - священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.

В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.

Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.

В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви .
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви - с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе - патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание - абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

Святыни

Икона Божией Матери «Избавительница» со святыми апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном

  • Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.

Монастыри

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь - мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии.

Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.

С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Адрес: Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь

Телефон: (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26

Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста

Кама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого - православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст.

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

Адрес: Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы).

Телефон: (+7-840 442) 7-25-04.

Храмы

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю - Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Драндский собор был построен предположительно в VI-VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки "Дранда" (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.
  • В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

    После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

    В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» - «Златосфера».

    До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины - в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

    10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

    Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

    Главные достопримечательности

    Анакопийская крепость

    Анакопи́йская кре́пость - оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.

    Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется - «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию.

    Фото

      Транспортная доступность

      Самолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20-30 минут, до Пицунды - 40 минут, до Афона - 1 час, а до Сухума - 1 час 40 минут.

      В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи - Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон) .

Каманский монастырь св. Иоанна Златоуста был построен сравнительно недавно – в 1986 году, но его фундамент значительно старше и относится еще к ХI веку. Свое имя монастырь получил в память об одном из трех Вселенских святителей - Иоанне Златоусте, который скончался на его территории в 407 году.

Здешний монастырь сегодня можно считать одним из наиболее значимых центров паломничества христиан в Грузии и местом особого интереса туристов. Причиной его популярности является и то, что найти село Каманы, в котором он размещен, довольно просто – оно расположено в 15 км от города Сухум, на севере. Сегодня здесь можно увидеть, кроме самого монастыря, еще и два придела, а также наиболее интересную для всех посетителей здешних мест постройку – трехэтажную колокольню. В самом монастыре ценнейшим предметом является саркофаг Иоанна Златоуста, весящий около тонны, который был найден при строительстве колокольни.

Очень популярно посещать монастырь в январе, когда на празднике Крещения здесь можно окунуться в источник Св. Василиска, получив благословение Высших сил.

Монахини из Бирцхи

В старинном горном селении Бирцхи никогда не было храма… - вступает в разговор матушка Елена. - Стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно… В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель. На такой подвиг мордовских монахинь благословили духовник Троице-Сергиевской Лавры Архимандрит Кирилл (Павлов) и санаксарский старец схиигумен Иероним (Верендякин † 2001 г.). Двадцать пять сестер - и молодые, и почтенного возраста - приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную.С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…

/самарский священник Сергий Жихарев/

Прихожане нашего подворья совершили паломническую трёхдневную поездку в Абхазию. Были посещены многие монастыри, храмы и Святые места этой страны.

В первый день поездки были посещены следующие места:

  • Ново-Афонский монастырь Святого Апостола Симона Канонита с собором Святого Пантелеимона (основан в 1875 году монахами русского монастыря Святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Констанинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III)
  • Храм, под Алтарем которого по Преданию захоронен Святой Апостол Симон Канонит (Симон Зилот)
  • Пещера с гротом, в которой жил Святой Апостол Симон Канонит (Симон Зилот)
  • Место мученической кончины Святого Апостола Симона Канонита (Симона Зилота)
  • Анакопийская крепостость на Иверской горе (VII век)
  • Часовня Иверской иконы Божией Матери на Иверской горе (вторая половина VII века)
  • Ново-Афонские пещеры
  • Часовня, построенная в 1888 г. в память о посещении Нового Афона царём Александром III

Во второй день поездки были посещены следующие места:

  • Кафедральный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Сухуме (1915 год)
  • Яштуха. Церковь Спаса Преображения на Михайловском кладбище (Сухумский район)
  • Древняя крепость (по дороге в Каманы)
  • Могила и храм Святого Мученика Василиска Команского
  • Источник Святого Мученика Василиска Команского
  • Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста с его гробницей
  • Свято-Троицкий женский монастырь, село Бирцхи
  • Сухум. Церковь Георгия Победоносца при пансионате «Айтар» (1827 год)
  • Церковь Георгия Победоносца с колодцем, в котором по Преданию находится наконечник копья Святого Георгия. Илор (дата постройки — примерно между 1000 и 1100 годом)
  • Дранда. Успенско-Драндский монастырь. Монастырь был основан по распоряжению Святейшего Синода в 1880 году при Успенском соборе VI-VII веков
  • Источник Святого Никиты

В третий день поездки были посещены следующие места:

  • Лыхны. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (год постройки:не ранее 700)
  • Гудаута. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (год постройки:между 1940 и 1950)
  • Бзыпская базилика (год постройки:между 900 и 1000)
  • Голубое озеро (по дороге на озеро Рица)
  • Озеро Рица
  • Юпшарский каньон (ущелье по дороге на озеро Рица)
  • Пицунда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (год постройки:между 551 и 1100). В данный момент храм не действующий — в нём находится органный зал
  • Пицунда. Часовня Георгия Победоносца
  • Гагра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Гагра. Церковь Ипатия Гагрского (год постройки:между 400 и 600)
  • Гагра. Колонада (центральная набережная)
  • Сочи. Храм Святого Великого Равноапостольного князя Владимира

Храм, под Престолом которого похоронен Апостол Симон Канонит

К 2003 году игумении Серафима и Херувима уже более 10 лет успешно возглавлявляли женские обители Мордовии. Игумения Серафима в 2001 г Указом Президента Российской Федерации о награждении государственными наградами Российской Федерации награждена орденом почета за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

В 2003 году обе игумении были поставлены правящим архиереем архиеп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) перед выбором: он в ультимативной форме предложил либо согласиться с его позицией по вопросу принятия ИНН, либо уходить из обителей.
Сестры, конечно, не могли ослушаться своего духовника схиигумена Санаксарского монастыря Иеронима (Верендякина, +2001г.), который категорически не благословил их перед своей кончиной принимать регистрационные номера ни лично, ни на обитель.

После его кончины игумении обратились к архим. Кириллу (Павлову), который полностью подтвердил благословение их прежнего духовника. Оба старца известны своей праведностью и святостью, поэтому их благословение матушки не дерзнули нарушить.

Более того, архим. Кирилл указал матушкам на их ответственность перед Богом за спасение вверенных им душ, если эти монашествующие в итоге уйдут в мiр. Именно он дал им благословение не оставлять сестер.

Ушли игумении с сестрами в никуда. Приняли их добрые люди в одном из поселков Подмосковья (руководитель Промсвязьбанка поселил их на частной территории бывшего пионерлагеря). Но и здесь их не оставили покое, как говорится, отдали в разработку в стиле 30-х гг. прошлого века. В место их проживания к ним постоянно стали наведоваться с «проверками» представители районного ОВИРа, сотрудники ФСБ, участковый, начальник уголовного розыска района, начальник по делам несовершеннолетних. Поскольку монахинь обвинить было не в чем, им приписали незаконное проживание и мошенничество. Незаконным их пребывание на территории района посчитали и представители районного ОВИРа, отказав им во временной регистрации по старым паспортам. К травле активно подключились и благочинные Подмосковных округов.

Архим. Кирилл (Павлов), чтобы сохранить церковный мир, попросил взять сестер и матушек под свой святительский омофор правящего архиерея Тульчинской и Брацлавской епархии епископа Ипполита (Хилько), что тот и сделал, объяснив свою позицию в письме: "Отказ от принятия идентификационного номера лично или на обитель, а также вынужденный уход из монастыря не является вызовом Священноначалию нашей Церкви, или разрывом с Церковью, а только лишь канонически справедливым несогласием с решением епархиального Архиерея навязывать гражданские мероприятия в жизнь Церкви и за их неисполнение применять прещения".
Владыка Варсонофий вместо того, чтобы править словом Святой Христовой Истины и принимать решения в отношении церковнослужителей, руководствуясь канонами Церковного права, своим внутренним указом, без созыва епархиального суда, снял с должности настоятельниц монастырей, назвав в дальнейшем матушек с сестрами "самочинным сборищем, деградирующим в сторону раскола".
Между тем, необходимо было произвести судоразбирательство последовательно в двух церковных инстанциях: первая из них - Епархиальный суд, Постановления которого только лишь после судебного разбирательства и утверждения членами судебной комиссии должны передаваться далее. Вторая инстанция - судебная Комиссия Священного Синода, Постановления которой должны передаваться на утверждение Патриарху (Устав РПЦ 7 гл., 23 ст.). Минуя все это, владыка перевел игумению Херувиму на другую должность, игумению Серафиму на покой, а сестер велел распустить из-за того, что они не хотели идти ко вновь назначенным настоятельницам. Что и повлекло уход из Мордовии двух монашеских общин. Также ушли и некоторые из братии мужских монастырей.

По прибытии в Абхазию в 2003 г. сестры обратились к Управляющему Сухумо-Абхазской епархией - иерею Виссариона Аплиаа с просьбой дать разрешение находиться на административно-канонической территории г. Сухум. Они предоставили о. Виссариону письмо от епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита, в котором удостоверяется, что сестры находятся под его святительским омофором и что они не сектанты и не раскольники. Более того, в беседе с о. Виссарионом сестры объяснили, что они выехали из России по благословению известного духовника архимандрита Кирилла (Павлова). Отец Кирилл в России, да и не только в России, но и во всём мире очень уважаемый человек, он является духовником Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия. Сам о.Виссарион неоднократно бывал у о.Кирилла, очень уважает его и о.Кирилл всегда выражал ему свою любовь. Поэтому о.Виссарион поступил очень мудро и дал своё благословение на проживание.
Так в окрестностях Сухума появилось два русских женских монастыря: Свято-Троицкий (иг. Херувима) и Параскево-Вознесенский (иг. Серафима).
Кроме этого, игумения Серафима возле Псху - самого труднодоступного горного села Абхазии - основала скит монастыря.
Псху - село историческое, тут подвизались русские имяславцы, тут воссиял подвиг новомученичества в дни богоборческого гонения в 1930-х гг., когда часть монахов была расстреляна, а 250 насельников арестованы, депортированы из Псху и многие приняли мученическую кончину от потопления в Черном море. В дальнейшем были разрушены и все церкви. Литургическая жизнь в этих местах прекратилась: ближайший храм располагался в г. Сухуми в двух днях конного пути от Псху по горным тропам. Но это место по-прежнему притягательно для ищущих пустынного монашеского жития. Сейчас Псху - русское село, там проживает около 170 человек, имеется аэродром с травяным покрытием. Село находится на высоте 760 метров над уровнем моря. Дороги, связывающие село с внешним миром, ведут через горные перевалы Анчха и Гудаута высотой 2030 метров, преодолеть которые под силу далеко не каждой машине, а 8 месяцев в году сюда можно долететь только при помощи малой авиации.

Сестрам из Мордовии разрешили поселиться в старинном горном селении Бирцхи (в районе Гулрипш), в котором никогда не было храма, стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно…
Вот как рассказывает о посещении сестер в 2011 г. самарский священник Сергий Жихарев:
"В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель... приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную. С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…"

В монастыре игумении Херувимы 60 сестер.

Выше на склоне горы, которая ещё не полностью разминирована (из-за грузино-абхазского конфликта) живут и отшельницы, которые изредка спускаются к ним и заходят в храм помолиться. Одной около 75 лет, второй за восемьдесят (одна отшельничает 35 лет, другая — сорок). Есть и монахи-отшельники - "крайняя точка, куда можно добраться на транспорте (автомобиле или лошади), находится очень далеко от их келий. Дальше приходится идти пешком целых десять часов. И вот они курсируют по этому маршруту, на себе груз носят иногда до сорока килограммов. Макароны несут на себе, крупу".

В 2014 г. в Псху был выстроен храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

Скажем немного о монастырским ските в Псху. Архитектор храма в Псху так описывает посещение скита игумении Серафимы: "Мы заходим в скит матушки Серафимы. Хозяйство это состоит из нескольких скромных домиков, в которых проживают инокини и послушницы. Нас встречает старшая сестра и ведет во двор, затененный виноградником, плетущимся по решетчатому каркасу. Несколько молодых сестер, собирающих виноград на высоте 3-4 метра, увидев батюшку, встрепенулись, словно птицы и радостно приветствуют его, спустившись с лестниц, берут благословение. Сестра, усадив нас за стол, угощает чаем с медом и фруктами. Она говорит, что большинство сестер сейчас находятся у матушки Серафимы в монастыре, а оставшиеся здесь заняты на уборке винограда. Сестра, показав нам на стеклянные бутыли с недавно законсервированными овощами, фруктами и соками, сообщает: «Большую часть года мы полностью отрезаны от мира и, что заготовим, то и будет нас кормить. Грибы и ягоды мы уже заготовили, картофель и другие овощи также собрали». Сестра поинтересовалась последними событиями, произошедшими в Сухумско-Абхазской епархии. Батюшка смиренным, тихим голосом поведал о решении наместника о. Виссариона войти епархией в состав Московского Патриархата. «Мы здесь как в космосе, никакой информации,- сказала сестра. «Наш старец, отец Рафаил Берестов, благословил не пользоваться современными паспортами, имеющими знаки сатаны, поэтому мы даже здесь находимся нелегально, втайне от властей. Но, слава Богу, именно это и укрепляет наш дух и веру. Наш батюшка Рафаил сейчас на Афоне в Греции молится о нас".
Вот так живут и трудятся истинные подвижницы, чающие монашеского жития. Суровый устав, пост по Типикону, исповедание помыслов… Молитва Иисусова за мiр и за Россию льётся из их сердец в этих пустынных благословенных местах.

Увидеть редкий фотоснимок игумении Херувимы и почитать ещё один отзыв о встрече с пустынножителями гор Абхазских можно здесь.