Особенности воспитания девочки: от принцессы до королевы! Психология полового воспитания девочек в семье Особенности воспитания девочек в семье психология

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек.

Как правильно воспитывать девочку?

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Учеба

Один из основных источников уверенности в себе для девочек - это хорошая успеваемость в школе. Это не значит, что надо настаивать, чтобы ваша дочь стала отличницей, когда у нее нет к тому достаточных умственных склонностей; но это значит, что надо ставить перед ней реально достижимые цели, учитывая ее способности, и результатом будет ее высокая самооценка на основе достижений.

Хотя вам, наверное, очевидно, что нужно поощрять успеваемость девочек в традиционно мужских областях, скажем, в математике и естественных науках, однако девочки по- прежнему чаще отстают по этим предметам в старших классах и овладевают точными и естественными науками в целом хуже мальчиков. Вот как можно с этим бороться:

  • Запишите спою дочь в летний лагерь с уклоном в естествознание при местных университетах или колледжах. Во многих таких программах предусмотрены группы только для девочек.
  • Поощряйте свою дочь за исследования и участие в ежегодной школьной олимпиаде по естественным наукам.
  • Как только вы начнете читать своей дочери вслух, выбирайте книги о разных аспектах естествознания - о геологии, астрономии, палеонтологии и т. д. Смотрите, какие темы вызывают у нее повышенный интерес, и исследуйте их детально, участвуйте в экскурсиях, посещайте музеи н читайте как можно больше книг па заинтересовавшую ее тему.
  • Обращай те особое внимание на математику со времени начала подготовки к школе. Объясняйте девочке, как математика применяется в повседневной жизни - проверяя свою чековую книжку или подсчитывая цены в магазине, например, - и какие профессии основываются па математике.

Спорт

Самоуважение - ключевая составляющая в хорошем воспитании девочек, а самый простой способ привить его - это спорт. У девочек, занимающихся спортом, выше уровень самоуважения и намного меньше тревог о своей внешности. Спорт также помогает девочкам научиться работе в команде и приобрести спортивный дух - цепные качества, которые могут быть перенесены и во взрослую жизнь.

Другое преимущество спорта - то, что он помогает девочкам оставаться активными и в хорошей форме, что немаловажно для формирования позитивного взгляда на свою внешность, когда они, вступят в юношеский возраст. В какой-то период развития у многих девочек возникают страхи касательно изменения их внешности, и в большинстве случаев они формируют у юной девушки негативное восприятие своего внешнего вида. Занятия спортом помогают девочкам понять роль, которую упражнения играют в поддержании силы, ловкости и здоровья. Чтобы заинтересовать девочек спортом, подумайте над следующими идеями.

  • Узнайте в местном спортцентре, какие секции объявили набор в этом году, и спросите свою дочь, чем бы ей было интересно заниматься.
  • Местные клубы здоровья и районные центры предлагают занятия для детей и подростков, чтобы помочь им поддержать форму.
  • Поощряйте занятия своих детей на свежем воздухе. Прогулки матери с дочерью, совместные походы в парк или в фитнес-клуб - все это способы показать своей дочери, как упражнения и занятия спортом могут влиться в вашу жизнь.

Полоролевые стереотипы

Если вспомнить, какую роль играли женщины всего несколько десятилетий назад, становится очевидным, что с тех пор им удалось отвоевать существенные позиции - сегодня они представлены практически во всех профессиях. Но, несмотря на эти положительные изменения, молодые девушки сегодня часто получают указания, как им следует себя вести. С одной стороны, их поощряют получать хорошее образование, уделять внимание своей карьере и быть независимыми. С другой стороны, средства массовой информации навязывают людям подчеркнутую сексуальность и нескромное поведение, неподобающее юным девушкам. Повышенное внимание к сексу в культуре и в СМИ привело к возникновению нового полового стереотипа для девочек, из-за чего молодым женщинам, которые хотят быть уверенными в себе и сильными и вместе с тем вписываться в широкий культурный слой, в котором они живут, не прибегая к старомодным гендерным стереотипам, бывает трудно найти гармоничную модель поведения. Как же родителям дать девочкам традиционное воспитание, вместе с тем предоставляя им достаточно свободы в социальной жизни?

Разрушаем стереотипы через чтение

С самого раннего возраста родители могут помогать девочкам избавиться от стереотипов посредством книг. Большинство современной детской литературы выдвигает на передний план нетрадиционные роли как для мужчин, так и для женщин. В библиотеках часто хранятся десятки книг, в которых девочки и мальчики участвуют в таких занятиях и строят такую карьеру, о которых невозможно было помыслить несколько десятилетий назад. Это отличный способ начать обучать свою дочь видеть себя за пределами традиционных женских ролей, ставить ее перед неограниченными возможностями.

Работа и образование

В большинстве штатов США раз в году родители могут взять ребенка с собой на работу. Это отличная возможность показать своей дочери различные профессии. Если в вашей семье такое невозможно, подумайте о том, чтобы отправить свою дочь на работу с соседкой или родственницей, которые подробно расскажут, в чем заключается их работа и какие возможности она дает. Обсуждение карьеры также дает вам повод поговорить с девочкой о колледже. Объясните, что посещение колледжа помогает открыть перед девочкой двери в мир профессий самого разного уровня. Разузнайте о местных и государственных университетах, предлагающих образование в областях, интересующих вашу дочь. Даже если она еще маленькая, это посеет зерно интереса к высшему образованию и поможет ей понять, что продолжение образования важно как для карьеры, так и для финансовой независимости.

Проблемы безопасности

Чтобы помочь дочери чувствовать себя в безопасности в ранней юности и в подростковом возрасте, важно обсуждать с ней способы себя обезопасить. Даже если вы будете обсуждать, как защитить свое физическое благополучие, с очень маленькими девочками (около трех лет), это поможет им обрести силы для самозащиты. Откровенный разговор о том, какие части тел являются очень личными, вероятно, смутит маленькую девочку, но он поможет вашей дочери начать об этом задумываться и защищать себя. Проще всего начать разговор, объяснив дочери, что ее тело - ее собственность и ни у кого нет права к нему прикасаться. Возвращайтесь к этому вопросу каждые пару месяцев - это будет служить девочке напоминанием.

К возрасту 10 лет важно постоянно напоминать девочкам о способах обезопасить себя. Всегда будьте готовы к разговору о неподобающих прикосновениях взрослых или мальчиков ее возраста. В это время многие девочки и мальчики начинают проявлять первые признаки физической привязанности друг к другу, так что очень важно напоминать вашей дочери, что ее тело - ее собственность и она имеет полное право заботиться о его безопасности.

Анорексия и проблемы внешнего вида

Согласно сведениям Американской ассоциации анорексии, 42% школьнице первого по третий класс считают, что должны быть более худыми, 81% девочек 10 лет боятся излишнего веса, а 46% детей 9-11 лет говорят, что сидя т на диетах время от времени или очень часто. Около 50% девочек-подростков занимаются нездоровыми способами контроля за весом - голодают, курят, принимают слабительное или вызывают у себя рвоту. Эта статистика показывает, что проблемы внешнего вида относятся к самым распространенным среди девочек и их родителей. Что могут сделать родители, чтобы помочь своим девочкам, которые с раннего возраста стремятся быть болезненно худыми?

Во-первых, вы должны постоянно говорить с дочерью, чтобы она не вступила в порочный круг анорексии. Если она заинтересуется этим вопросом, можете воспользоваться случаем и поговорить с девочкой о том, почему в пашей культуре люди так обеспокоены своим весом, почему это вредно и опасно и что такое анорексия. Тогда же удобно будет обсудить и варианты здорового питания. Во-вторых, если родители замечают, что девочка чрезмерно обеспокоена своим весом и начала иначе питаться, мы настоятельно рекомендуем обратиться к педиатру.

Дочери и здоровье

Необходимость наставлять девочку по мере ее развития - дело одновременно и беспокойное, и благодарное. Хотя возникающие трудности могут привести в уныние, не забывайте, что существует множество доступных источников, чтобы помочь родителям вырастить уверенных в себе и уважающих себя девочек. Обращение к таким источникам может не только помочь молодым девушкам, но и уменьшить беспокойство, всегда присутствующее у родителей девочек.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Влияние на судьбу ребенка или воспитание во время беременности

Все о воспитании

Просмотрено

Почему наше сердце переполняет любовь к своему ребенку?

От рождения до года

Просмотрено

Малышу пол годика. Что он должен уметь в этом возрасте?

Медицина

Просмотрено

Нужна ли моему ребенку еще одна доза прививки, если анализ крови показывает, что он уже выработал иммунитет?

Смешно, Это интересно!

Просмотрено

9 вещей, с которыми придется столкнуться родителям «ранних пташек»!

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

В этой статье вы найдете главные особенности воспитания девочек. Основным отличием мальчика и девочки является то, что у первого мужественность появляется с возрастом и развивает он её в течение всей жизни. Девочка же сразу рождается со всеми женскими качествами, поэтому и воспитывать ее нужно по другому.

Как же воспитывать девочку?

Поздравляем, у вас дочь. Когда говорят о девочках всегда сразу представляется образ милого создания в розовом платье с красивым бантом на голове. Но пока она маленькая и мало чем отличается от мальчика. Она также плачет, ломает игрушки, не слушается. Розовые платьица быстро становятся серыми, а волосы растрепанными. Как же воспитать из нее маленькую леди?

  1. Станьте примером . Роль матери в жизни девочки колоссальна. Все девочки не осознанно пытаются копировать её поведение и неосознанно хотят быть похожи на нее. То как мама относится к себе и окружающим будет отражаться и на поведении дочери. Если мама ухаживает за собой, следит за внешностью, то дочь тоже будет ей подражать.
  2. Любите свою принцессу . Ваша девочка это маленькая принцесса и вы должны всячески поддерживать в ней это чувство. Так уж получилось, что в обществе довольно часто встречаются предубеждения что быть мальчиком лучше, они умнее, сообразительнее, сильнее. Воспитывайте свою дочку так, что бы она не воспринимала это всерьез. Она принцесса и это здорово!
  3. Любите и уважайте своего мужа . Не мало важным аспектом будет то, как мама общается с папой, если они любят, заботятся друг о друге, то и в будущем, девочка став женщиной будет заботиться о своем муже. Часто бывает так, что родители заняты выяснением отношений (особенно если они находятся в разводе), но мало задумываются над тем как это влияет на их детей. В будущем девочка перенесет модель поведения в свою семью. Поэтому будьте осторожны в высказываниях негатива при дочери в адрес её отца(даже если у вас плохие отношения) и всех мужчин. Это может сформировать у девочки установку на то что все мальчики и мужчины плохие.
  4. Покупайте девчачие игрушки . Даже если ваша дочка совсем не играет в куклы, а любит гонять на машинках, не покупайте ей их слишком часто. Постарайтесь найти альтернативу, пусть это будет не кукла, а мишка, которого можно будет посадить в машину и покатать. Потом предложите его запеленать и покормить. Такие простые девичьи игрушки как куклы, учат будущую женщину навыкам заботы и ответственности.

Родители, воспитывая девочку, должны учитывать особенности её характера и темперамента. Не стоит пытаться переделать ребенка, нужно всего лишь направлять в нужное русло. Конечно, очень важно научить девочку быть женственной, грациозной и нежной, но намного важнее вырастить уверенную в себе, счастливую женщину. Поэтому научитесь принимать свою дочь такой какая она есть. Любите и балуйте свою девочку, хвалите и говорите, о том как она красива каждый день и вы вырастите прекрасную дочь.

1. Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение -- основная цель брака...

Дети растущие в неполных семьях

Исследование образа родителей в воспитании дошкольников

Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины...

Методы и приемы воспитания в семье

Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова - это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания...

Особенности воспитания девочки в семье

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно...

Особенности родительских установок в семье, имеющей новорожденного ребенка

Особенности детско-родительских отношений, стили семейного воспитания изучаются в русле различных наук: педагогики, психологии, социологии. Необходимость изучения проблем...

Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье

тревожность дошкольный неполный семья 2.1 Методики, этапы и база исследования Целью эмпирического исследования является изучение влияния воспитания в неполной семье на уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста...

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности. Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н. э...

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье...

Психология младших и старших детей в семье

Анализ результатов исследования; - обоснование и разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду...

Формирование аддиктивного поведения у подростков как следствие нарушения воспитания в семье

Роль семьи в осуществлении социального контроля над поведением и адаптацией подростка является чрезвычайно важной. Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка в тяжелую ситуацию социальной дезадаптации...

Почти каждая женщина мечтает, чтобы у нее родилась доченька. Когда же наступает долгожданный момент, маму в первую очередь интересует, как назвать малышку, создать ей необходимые условия и как воспитать из нее истинную женщину, уверенную в себе, порядочную, хозяйственную, заботливую и самодостаточную. Ведь любая мать желает видеть свою взрослую дочурку счастливой, любящей и любимой, хорошей женой и матерью.

Слишком мала, чтобы воспитывать

Пока дети находятся в младенческом возрасте, то особых различий в воспитании мальчиков и девочек нет. Можно отметить лишь некоторые различия в осуществлении туалета и гигиены младенцев разного пола , а в остальном важно, чтобы они были окружены любовью. Приблизительно до двух лет малыши не обладают достаточным самоконтролем, они слишком малы и все ими совершаемое является не чем иным, как исследованием внешнего мира, поэтому придерживаться каких-либо правил воспитания бессмысленно, кроме одного - бить такую крошку нельзя. Все что могут родители это обучать и наставлять свое чадо.

Полезно знать: устанавливать границы дозволенного нужно начинать, когда ребенок становится разумнее, а его потребности трансформируются в желания.

Следовательно, в заботе и внимании нуждаются все дети, но принципы и подходы к воспитанию мальчиков и девочек несколько разнятся. Когда в семье растет дочка, родители должны принимать во внимание, что девчушки развиваются быстрее мальчишек, опережая их в развитии в среднем на 2-3 года. А это значит, что понимать и воспринимать все вокруг происходящее они учатся значительно раньше.

У маленьких детей есть одно интересное свойство: они во всем подражают самым близким людям - родителям. Причем мальчики во всем стараются походить на отцов, а девочки - на мам.

Совет: малышка все время должна видеть перед собой пример той истинной женщины, которой бы хотела видеть ее мать в будущем.

Значит, матери самой необходимо стать такой женщиной. При этом умение растить детей заложено в женщине природой, поэтому ей в первую очередь следует прислушаться к своим материнским инстинктам и следовать им.

В первые годы жизни ребенка основными воспитательными приемами являются игры и книжки . Маленькие девочки очень любят слушать сказки о прекрасных принцессах и принцах. Некоторые родители используют их, пусть даже невольно, чтобы привить дочке некую модель поведения, когда, будучи уже девушкой, она ищет идеального мужчину и не может быть счастлива с обычным среднестатистическим парнем, который далек от созданного образа - идеала. Или возможен другой вариант развития событий, когда избранник только с виду галантен, а на самом деле просто будет пользоваться доверчивой простушкой.

Полезно знать: кроме материнского примера девочка должна видеть еще и образец настоящего мужчины.

Это особенно актуально, если мать растит ребенка одна, без отца. Неправильно, если малышка будет постоянно видеть в доме разных посторонних мужчин. Это однозначно неправильно отразится на ее восприятии и поведении. Дочке о личной жизни матери лучше не знать до тех пор, пока последняя не встретит достойного человека, способного стать другом и отцом для ее ребенка. Причем приводить его в дом можно, только после знакомства с малышкой на нейтральной территории.

Но даже в полноценных семьях не все бывает гладко, хотя родителям ни в коем случае нельзя забывать, что именно их взаимоотношения являются примером и наглядным уроком для дочери. Исходя из того, что девочка видит ежедневно, у нее формируется представление о семейной жизни. Поэтому папа должен относиться к маме с вниманием и заботой. И женщина тоже должна проявлять к мужу любовь.

Особенности воспитания дочери

Дочка - это не только платья и бантики. В первую очередь родители должны постараться сделать ее счастливой и помочь освоить навыки, которые пригодятся ей в будущем. Психологи выделили несколько основных моментов, которым нужно уделить внимание при воспитании девочки, учитывая более тонкую психику, фантазию и способности, заложенные природой в представительниц прекрасного пола.

Момент первый: «Всегда любима!»

Материнская любовь не должна быть средством поощрения, ребенку не нужно ее заслуживать своим поведением или действиями, такая любовь безусловна, всепонимающа и всепрощающа . Если девочка ее не получает, то в будущем это отрицательно скажется на ее взаимоотношениях, способности любить, становлении как личности, самооценке. Отцовская любовь необходима девочкам для гармоничного развития и уверенности в своих силах не меньше материнской, но она, как правило, более требовательна, ведь именно отец первым дает оценку женским качествам своей дочери.

Важно: отсутствие проявлений любви и излишняя строгость со стороны родителей формирует в ребенке комплекс жертвы.

Такие девочки всю жизнь проявляют чрезмерную старательность в попытках получить одобрение, игнорируют собственные желания и потребности, не осознают себя любимой. Из малышки, которую баловали и лелеяли просто потому, что она есть, а не за какие-то заслуги, непременно вырастает девушка, интуитивно умеющая распознавать атмосферу истинной любви и отличать фальшь от искренности. Никакой проходимец не сможет ее обмануть парой ласковых слов. Но все должно быть в меру. Если при отсутствии любви ребенок приобретает массу комплексов, то при ее избытке из девочки вырастает капризная принцесса. Но еще хуже воспитания в строгости безразличие со стороны родителей по отношению к дочери. Такой ребенок уйдет из семьи при первой возможности, даже с незнакомым человеком, который проявит капельку внимания, участия и понимания.

Момент второй: «Самая красивая!».

Так каждая девочка должна думать о себе, поскольку сомнения в собственной привлекательности непременно накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Важно: даже когда внешние данные дочери далеки от идеала, мама должна говорить, что она прекрасна.

Пусть она пухленькая или природа наградила ее веснушками. Все это можно превратить в достоинства, неповторимые и только ей присущие очаровательные черты.

Если все же мама хочет указать дочке на некоторые нюансы во внешности, которые требуют корректировки, то делать это нужно не двузначно, без обидных намеков и слов.

Лучше просто показать ей, как завуалировать тот или иной недостаток или, если девочка имеет лишний вес, вдохновить ее на занятия спортом. полезны в любом возрасте.

Кроме того, мама и сама должна следить за собой, чтобы стать примером женственности, элегантности и красоты для своей дочурки.

Момент третий: «Женственная»

Несколько десятилетий назад это понятие включало в себя умение создавать уют, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и угождать супругу. Нынче многое изменилось и женщина с хранительницы очага превратилась в добытчицу. Трансформировалось и понятие женственности. Теперь оно подразумевает умение быть привлекательной, наличие хорошего вкуса, ухоженность, изящество, эмоциональность и искренность, вежливость и нежность.

Для того чтобы привить эти качества своей дочери женщина должна следить в первую очередь за собой , ведь не исключено, что малышка скопирует поведение матери, ее манеру одеваться. Также не нужно упускать из виду состояние одежды ребенка. Она должна быть всегда чистой и выглаженной, но навязывать свои предпочтения в стиле одежды не стоит. Девочка должна сама понять чего она хочет. Это сделает ее более уверенной в себе.

Момент четвертый: «Примерная»

Чрезмерная строгость в воспитании, проявление силы сделают малышку послушной, тихой и спокойной, но кроха будет расти, зная, что тот, кто сильнее имеет больший авторитет. Кроме того, такое послушание, когда подавляются все проявления собственного «Я» в ребенке, делает ее безвольной, легко управляемой, лишает собственного мнения и возможности отстаивать свою точку зрения.

С малых лет в своем ребенке . Раскройте внутренний потенциал малышки и привейте ей правильные моральные и этические нормы.

Таким образом, перейдя из-под родительской опеки под опеку мужа, девочка никогда не будет себя защищать. Поэтому дочке иногда полагается пошалить. Причем за этим не должны следовать наказания. Лучше, когда в ее шалостях поучаствуют и родители. Это только укрепит доверие и любовь ребенка к ним, а также желание быть примерной девочкой в другое, свободное от шалостей время.

Момент пятый: «Благоразумная»

Девочка не должна быть чрезмерно доверчивой. Следует рассказать ей, что учиться необходимо на чужих, а не на своих ошибках. Примером могут служить сами родители, их знакомые, люди, которые стали объектом обсуждения в газетных статьях и новостных программах. Родители должны научить дочку разбираться в людях , отличать плохих от хороших, определять границы благих и худых поступков, избегать ситуаций, которые могут быть опасными для жизни, угрожать здоровью, спокойствию или репутации.

Момент шестой: «Юморная»

Чувство юмора формируется у детей довольно поздно. В раннем детстве смехом они реагируют на неожиданные ситуации, когда герои мультиков падают, спотыкаются или сталкиваются. Также им нравятся словесные каламбуры, поэтому малыши сами часто коверкают слова, придумывая разные абракадабры. Но чувство юмора очень пригодится девочке, ведь от него не так далеко до оптимизма. Особенно если малышка научится смеяться над самой собой.

Во многом способность юморить и шутить зависит от . Однако, независимо от того подрастает в семье сангвиник или флегматик, в шестилетнем возрасте ни один ребенок не способен воспринимать самоиронию.

Но она обязательно дорастет до этого момента. Если же девочка не сможет шутить в силу своего характера, то ее нужно научить воспринимать шутки других и наслаждаться чужим юмором.

Момент седьмой: «Хозяйственная»

Мужчина в первую очередь ждет от женщины умения заниматься готовкой и уборкой. Навыки кулинарии, стирки и глажки привить девочке нетрудно. Гораздо сложнее научить делать все это с удовольствием. На выручку маме в этом приходит желание дочери во всем на нее походить.

Важно: не упустите момент, когда в свои три года малышка неумело будет мести пол или елозить тряпкой по полу, криво разложит свои игрушки или разобьет тарелку. В это время нельзя ее ругать и тем более запрещать помогать по хозяйству.

Напротив, это стремление необходимо всячески поддерживать. Постепенно девочка научится приемам рационального ведения хозяйства, сможет управляться со всем легко и привычно. Выполнение некоторых задач требует участия не одного, а нескольких человек, поэтому нужно научить кроху, что она может просить о помощи , не стесняясь привлекать других домочадцев и не страшась трудностей.

Момент восьмой: «Милосердная»

Чувство сострадания к слабым должно быть в каждой девочке, ведь без него она не сможет стать истинной женщиной. Современные девчонки могут быть очень жестоки, гораздо более жестоки, чем мальчишки, ведь они ранят не в драке, а словами, высмеивая чьи-то недостатки.

Совет: с самого рождения нужно учить малышку замечать чужую боль, сопереживать, приходить на помощь близким, пожилым, больным людям, младшим членам семьи.

Отличным воспитательным моментом в этом вопросе являются домашние и бездомные животные, уход за ними. Но в то же время милосердие не должно быть направлено на недостойных его людей , оно должно находиться в неком балансе с благоразумием, ведь вокруг много тех, кто готов воспользоваться чужой добросердечностью.

Момент девятый: «Деятельная»

Поскольку девочки развиваются быстрее мальчиков, то именно они становятся лидерами в детсадовском или школьном коллективе. Во взрослом обществе сложилась и закрепилась совершенно противоположная ситуация, поэтому не стоит мешать дочке проявлять инициативу . Напротив, стоит позволить ей почувствовать, каково это — быть лидером, всячески поощрять и отмечать ее успехи. В связи с этим нельзя оценивать поступки дочери исходя из полового признака, говоря, что девочки так себя не ведут, необходимо рассказать малышке, что лидер не должен быть безапелляционным, категоричным, он должен иметь свое мнение, но и уметь выслушать чужие, приспосабливаться к коллективу, вести диалог, приводить доводы и аргументы. Лидерство воспитывает в ребенке силу духа и дипломатию. В дальнейшем девочка сама решит, как ей применять свои лидерские навыки.

Момент десятый: «Сильная и слабая одновременно»

Это мудрость, которую мама просто обязана помочь освоить своей дочери. Девочка может быть образованнее, мудрее и сильнее духом, чем мальчишки, но если будет это демонстрировать им, то очень обидит представителей сильного пола. Для них она должна быть хрупкой и слабой, чтобы побуждать заботиться о себе .

Полезно знать: крайне важно развивать интеллект дочери, научить ее добиваться своих целей самостоятельно, но никогда не отказываться от помощи, которую предлагают мужчины.

Момент одиннадцатый: «Здоровая и активная»

Здоровье никому еще не помешало, но для девочки, как для будущей матери, оно чрезвычайно важно. Поэтому нужно с раннего детства приучать ее к принципам правильного питания , ухода за собой и своим телом, приобщать к спорту. В целях профилактики следует периодически показывать ребенка докторам.

Момент двенадцатый: «Личность»

Часто родители навязывают дочери свое мнение, принимают за нее важные решения, таким образом удовлетворяя свои амбиции за ее счет, не давая развиться ее индивидуальности.

Полезно знать: если ребенок мягкий и покладистый по натуре, то родительские решения для нее становятся единственно верными, что делает девочку фактически подобием своих родителей, лишая ее возможности стать личностью.

Это, пожалуй, самая трудная задача в воспитательном процессе - выявить особенности своего чада , ее склонности и предпочтения. Поэтому, следуя правилам, нужно учитывать качества конкретного ребенка, ведь с рождения в каждом малыше заложены определенные способности, свой характер и темперамент, который может отличаться от родительского в корне.

Воспитание девочки-подростка

Начинать воспитывать дочь в подростковом возрасте уже поздно. О правильном воспитании и отношении к ребенку следует волноваться и думать заранее. Это намного облегчит жизнь как родителям, так и подростку в сложный для нее переходный период.

Совет: в первую очередь матери нужно приложить все усилия, чтобы стать самой близкой подругой для своей дочурки.

Для этого не следует выказывать недовольства по поводу того, как она одевается, нужно хвалить ее таланты, замечать даже самые мелкие достижения и что очень важно никогда не лгать ей и всегда быть искренней .

Если дочка ведет себя слишком развязно, остается глуха к ненавязчивым материнским советам, то чтобы не разрушить дружеские отношения с ребенком можно и нужно привлечь к воспитанию папу .

В связи с трудностями воспитания в этот период встает вопрос, следует ли применять наказание за проступки? Наказывать нужно умеючи. Следует постараться корректировать поведение дочери максимально мягко, сдерживая свой гнев . Нужно объяснить девочке, где и в чем она была неправа, как следовало поступить в той или иной ситуации.

Основные правила воспитания девочек. Видео