Кто такой сегодня игумен феофан крюков. Науку и религию объединит бессмертие. Три силы души потребны для непрестанной молитвы

На прошлой неделе телеканал «Культура» в рамках проекта «Больше, чем любовь» показал документальный фильм, посвященный истории игумена Феофана, насельника Свято-Данилова монастыря в Москве. Феофан, несмотря на свое духовное звание, известен в международных научных кругах как специалист по кибернетике. В фильме о судьбе этого ученого-затворника несколько раз промелькнуло и название нашего города.

Имя «Феофан» советский ученый Виталий Крюков получил после ухода в монастырь. До ухода от мира он жил в подмосковном Пущине Фильм об игумене Феофане был снят по инициативе его сына, священника отца Дионисия. Участие в съемках принимали его семья, а также бывшая жена ученого Инна Рогачева.

История отношений с Богом и наукой героя фильма сложилась непросто. Успешно занимаясь наукой и имея признание среди коллег, в том числе и за рубежом, он в какой-то момент пришел к вере. Пытался подтолкнуть к ней и супругу. Но жена, по удивительному совпадению, вела семинары научного атеизма. Посещения храма, пение в церковном хоре в советские времена не могли не повлиять на восприятие ученого властями. И в какой-то момент жизнь, казалось, начала рушиться. Разлады возникли и в работе, и в церкви, и в семье.

Поэтому ученый и решил уйти от мирского. Десять лет в монастыре он не касался науки и, казалось, ушел из нее. Но, по благословению своего духовника, через десять лет вернулся к научным изысканиям. Работа его теперь ведется в монастырской келье и даже в лесном скиту, и этот режим игумен считает оптимальным. Возвращаясь в мир, следований, а в монастыре анализирует их и осмысляет. «Только в монастыре можно работу эту сделать, и я думаю, что этим буду славить Бога», — говорит он в фильме.

Занимается Крюков важнейшей темой — механизмом работы мозга. Научные труды отца Феофана известны не только в России, но и за рубежом. Но сейчас его это мало волнует. «Если раньше был очень сильный элемент тщеславия, что надо что-то сказать на даже желания никуда ехать нет», — отмечает он.

И журналистов игумен Феофан вряд ли бы когда-то принял, если бы с идеей фильма не выступил его сын и, конечно, благословение на съемки не дал бы духовник главного героя. Члены семьи отца Дионисия, как и бывшая жена Виталия Крюкова, также стали героями фильма.

Именно супруга героя Инна Рогачева в нескольких эпизодах упоминает Ульяновск. Судя по ним, она достаточно долгое время прожила в нашем городе. Так, она вспоминает, что однажды уезжала в Ульяновск, а Виталий не успевал проводить ее на поезд. Но хотел увидеть, во что бы то ни стало. И решил сам ехать в наш город на поезде. Правда, добираться пришлось не пассажиром, а помощником кочегара, так как денег на билет у него уже не было.

Кроме того, они жили в Ульяновске и работали вместе на одном из военных заводов. Каком именно, к сожалению, в фильме не уточняется. Инна Рогачева лишь упоминает, что занимались они радиолокацией. «Выбрасывал огромные механические блоки, заменял их маленькими электронными коробочками», — поясняет она про работу мужа. И добавляет, что на работе тот пропадал — домой приходил вымотанный и, не различая завод й дом, на входе предъявлял ей пропуск.

К сожалению, отыскать подробную биографию игумена Феофана нам не удалось. А очень бы хотелось получить еще какую-либо информацию о его жизни в нашем городе. Судя по фильму, с супругой он жил тут в 1960-е годы или чуть позже. Возможно, кто-то из читателей и был знаком с будущим игуменом и его семьей.

Назвать этот сборник некорректным по отношению к Святителю Феофану Затворнику — значит очень мягко выразиться. Содержанием его являются отнюдь не взгляды великого Святителя,но взгляды «православного психотерапевта» Авдеева, психиатра академика А. А. Ухтомского с его «доминантой», наиболее одиозные взгляды нравственного мониста архимандрита Сергия Страгородского и других известных современных и прошлых модернистов. К ним приспособлены тексты Святителя. Они являются «иллюстрацией» к ним. Эти комментарии занимают в книге огромный объем, приковывают внимание читателя и берут на себя смелость «доносить» мысль Святителя до него. Но «толковники» совершенно неадекватны предмету. Никакой связи с текстами Святителя по существу нет (несмотря на обильные многоточия в цитатах). Есть обширные модернисткие тексты, напечатанные, по-видимому ради того, чтобы высказаться на данные темы под прикрытием авторитета Святителя.
Приведу три примера.
1. С. 401. Слова Святителя Феофана: «Что же на том свете будет, того и вообразить мы не в состоянии». Зачем-то эта ясная мысль снабжается огромной сноской, начинающейся словами «люди бредят идеей бессмертия…» В ней проводится мысль, противоположная мысли Феофана Затворника, а именно: в самом понятии человеческой души никакого основания для бессмертия нет; обосновать бессмертие души логически есть бессмыслица (!), придуманная схоластиками; человек сам по себе смертен! «Лишь по мере приобщения Божеству я становлюсь бессмертным». Но грешники во аде, оставаясь бессмертными, не будут приобщены Божеству. Наоборот. Их муки будут вечными именно в силу того, что человек — бессмертное по природе своей существо. И к этому можно и должно придти логически, в силу данного от Бога разума и совести. Вся эта гностическая «апологетика» «относительного бессмертия» человека приведена из работы А. А. Ухтомского «Интуиция совести». Зачем? Якобы для «усиления» и «раскрытия» мысли Святителя Феофана. Раскрыли? Усилили? Наоборот. Святитель говорит о вере, которою одною постигается и усваивается непостижимое. Автор же сборника апеллирует к тому, что «понял» Ухтомский, «вчитываясь в церковные книги», то есть не к вере, а к опыту. Не к уверенности в невидимом и принятии без доказательств, а к собственным переживаниям. Правильно это?
2. С. 402. На слова Святителя Феофана Затворника: «А если будешь прилениваться, то может случиться, что и совсем ничего не получишь. Ибо даемая себе льгота после трудов вменится в награду за них, — и дать тебе что-либо не за что». Речь о награде и мздовоздаянии на том свете. Ясная мысль, четкие слова. Но составителю не нравится мысль о награде и мздовоздаянии, о наказании и объективном, независимом от нас Суде Божием, о котором говорит Евангелие. Поэтому эти слова снабжаются тенденциознейшей цитатой о том, что вечная жизнь — не есть потусторонняя жизнь, она есть только раскрытие здешней жизни; что воздаяние — это условность(!) («слово «воздаяние» может быть употреблено только в смысле условном и с большими ограничениями») и т. п. имманентизм. Только как вывод из здешней жизни. Из здешнего состояния. Непонятно тогда, почему безумные девы стремятся к Господу и не попадают? «За дела человек получает воздаяние, но это воздаяние в самих же делах, в том отпечатке, который они кладут на душу человека». Вот так! То есть воздаяние — не от Бога, а от «отпечатка» своих собственных дел в тебе самом. По-моему, это атеизм и ничего больше.
3. На с. 453. На ясные слова святителя Феофана: «человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность» дается сноска — огромнейший текст из «Основ православной психиатрии» известного Д. А. Авдеева. Текст возмутительный. «Грех как корень зла, влечет за собой невротические расстройства… глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья» и т. д, и т. п. бред. Это бредовый текст, я настаиваю. Невроз — не показатель нравственного нездоровья. Невроз и даже психоз — болезнь. То есть крест человека. Не надо путать болезнь с грехом, который есть, по писанию, беззаконие. Болезнь невинна. Виновен грех. Грех не влечет за собой «сам по себе», не имеет никакого органического детерминизма. Грех наказывается Богом. Одних грешников Бог наказывает на этом свете, а других — нет. Это судьбы Божии. Одних Бог наказывает болезнью, а других — цветущим психическим здоровьем. Никто так сладко не спит по ночам, ни у кого нет такой уравновешенной, спокойной и невозмутимой психики как у прожженных негодяев, полных циников. Надо совершенно не знать жизни, чтобы утверждать обратное. И наоборот. Именно нравственно высокие люди, духовно чистые и чуткие часто впадают в депрессии, боримы унынием, не могут справиться с наплывом эмоций. Почитайте дневник Иоанна Кронштадского. Ознакомьтесь с письмами Святителя Игнатия Брянчанинова.
Словом сказать, комментарии к творениям Святителя во-первых нескромны (читатель был бы благодарен, если бы ему дали прочесть текст Святителя без столь настырной и навязчивой «адаптации» к нему, убогому современному читателю). И во-вторых тенденциозны. Тенденция заключается в том, чтобы «подтянуть» тексты Святителя к современному массовому сознанию, каким его мыслят современные «миссионеры».
Надеюсь, я ответил на ваш вопрос. Или, все-таки, нет?

Игумен Феофан (Крюков)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братия и сестры, сегодня, в Троицкую родительскую субботу, Святая Церковь, готовя нас к празднику, вспоминает всех своих чад и нам заповедала молиться в эти дни особенной молитвой, потому что Бог есть любовь, и Бог не есть Бог мертвых, но [Бог] живых. У Бога все живы?
Смерть разлучает душу от тела, и они по воскресении соединяются, и вместе вечно блаженствуют или вечно страдают, судя по тому, кто как прожил жизнь на земле. Но всем нам после смерти предстоит предварительный суд, так называемые мытарства. И мы не просто ожидаем Страшного Суда в неведении, а уже после мытарств явно получаем то, что предварительно заслужили нашей жизнью. Но предварительный суд – не окончательный, и по молитвам близких людей, молитвам святых всей Церкви, участь грешника, его мучительная жизнь, которая определена на этом предварительном суде, может быть изменена, облегчена. По молитвам Церкви грешник может даже вообще избавиться от вечных мук. Об этом свидетельствуют нам события из жизни святых.

Вспомним, почему мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев? Молитва за близких нам усопших людей – это наше ходатайство пред Богом, и эта молитва прямо действует на души усопших, воодушевляя, согревая и укрепляя их. Эта молитва и нам помогает сохранить память о них, и есть надежда на то, что и нас будут поминать. А полное дело поминовения усопших – это наша сердечная память о них, а со стороны Церкви – это бескровная жертва на Литургии. «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих», – читает священник на каждой Литургии.

Мы поминаем наших близких потому, что, как было сказано, отшедшие живы пред Богом. И как о живых мы молимся за них, не отличая, шел ли кто путем праведным или кто распорядился своей жизнью недостойно. Мы не допытываемся, куда они причислены – к праведным или грешным. Молиться за них – это наш долг братской любви. Пока верующие не разделены последним Судом, не определена их участь, все они, живые и умершие, составляют единую Церковь Христову, единое Тело. И мы все – члены одного Тела, должны относиться друг к другу со взаимной любовью.

Поскольку участь всех людей считается нерешенной до всеобщего Суда, до тех пор мы не можем никого считать осужденными окончательно, и на этом основании молимся о их помиловании, утверждаясь надеждой на безмерное милосердие Божие.

Мы молимся за наших близких, усопших родных и братьев, еще и потому, что время их покаяния ушло. Когда тело разлучилось от души, то оно уже не может, приняв страдания, помочь душе очиститься от грехов, которые были совершены. Усопшие просят наших молитв, и мы тоже будем нуждаться в таких же молитвах, когда умрем.

И, наконец, мы молимся за наших близких, следуя заповеди Божией: возлюби ближнего твоего как самого себя. Бог не сказал – любите ближних пока они живы, но хочет, чтобы наша любовь перешла и в загробную жизнь. Особенность этой службы Троицкой родительской субботы заключается в том, что в каноне, который читается на утрене, говорится о самых различных случаях смерти, когда люди не получают узаконенных псалмопений и заупокойных молитв.

Святая Церковь молится об усопших почти в каждой песни этого канона (их девять – есть вторая песнь, в отличие от обычных канонов, где их восемь), подчеркивая особенную важность этого канона и этого поминовения умерших близких. Церковь молится о тех, кому Господь попустил умереть внезапной кончиной, от неожиданной печали или радости; о тех, кто погиб в море, на реках, источниках, озерах; при добыче зверей и птиц; о тех, кто сожжены молнией; замерзли на морозе, в снегу; погребены под обвалами или под стенами, или, как говорится, «прибиты плинфой»; убиты через отравления, удавления, повешения; от ближних, или погибли от других многочисленных смертей. И все они – верные православные, не получившие узаконенных песнопений церковных молитв. То есть те, кто ушел из жизни без священнического напутствия, без разрешительной молитвы и отпевания.
Сегодня, накануне великого праздника, молясь вместе со всей Церковью, мы веруем, что Божественная литургия, молитвы, приносимые живыми за усопших, милосердные подаяния, которые мы должны оказывать за усопших близких людей, освобождают души их от ада и содействуют им в достижении блаженного упокоения. Аминь.

Православный священник, которого пригласили поучаствовать в проекте по созданию искусственного человека, ответил отказом. Представители Церкви неоднозначно отнеслись к такому решению, а авторы проекта уверены, что необходимо «разработать новую философскую и научную парадигму, способную объединить религиозные ценности и научные теории».

Участники общественного движения, которое ставит своей целью , решили привлечь к своей работе религиозных деятелей.

Об этом было заявлено на первой встрече рабочей группы по разработке «тела А» - проекту «Аватар» . На встрече инициатор создания движения Дмитрий Ицков рассказал, что проект уже получил поддержку за рубежом. В частности, известный киноактер Стивен Сигал предложил свою помощь в продвижении идей «России2045» в США. К движению присоединился и знаменитый британский «ученый-киборг» Кевин Уорвик.

Поддержка Сигала, пропагандирующего духовные практики и признанного реинкарнацией одного из учителей тибетского буддизма, натолкнула «Россию2045» на мысль, что и в родном отечестве было бы неплохо получить помощь духовного сословия. Возникла кандидатура кандидата физико-математических наук иеромонаха Феофана (Крюкова), который, являясь представителем РПЦ, одновременно занимается исследованиями мозга.

Однако насельник Свято-Данилова монастыря Москвы игумен Феофан практически сразу заявил «Интерфаксу» , что не считает возможным сотрудничать с движением, стремящимся с помощью создания искусственных тел достичь бессмертия для человечества: «Я не хотел бы иметь с этим дело. Вообще непонятно, что авторы имеют в виду под искусственным телом», - заметил он.

Позицию Феофана поддержал известный богослов профессор Московских духовных школ Алексей Осипов. «Если исходить из принципов, на которых построены основы социальной концепции Русской церкви, то сразу можно увидеть, что постановка подобного вопроса (создание искусственных тел), конечно же, никак не может быть одобрена христианским сознанием», - заявил он, добавив, что создание киборгов является «радикальным вмешательством в природу человека».

«Попытка создать искусственное тело, в котором бы потом могло помещаться человеческое сознание, душа, - это, думаю, и невозможно, и, главное, принципиально противоречит христианскому взгляду на человека. По христианскому учению, душа - это субстанция, которая после смерти отделяется от тела, но не прекращает своего существования, и не мы властны отделять душу от тела и помещать эту душу туда, куда нам хочется», - заключил профессор Московских духовных школ.

Правда, не все коллеги Осипова разделяют его позицию. В частности, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов убежден, что Русская церковь ни в коем случае не должна отказываться от диалога с учеными, задействованными в разработке новейших технологий: «Мы не можем и не должны общаться только с единомышленниками. Надо говорить и с рисковыми учеными, биомедиками, биофизиками, разработчиками информационных технологий», - убежден он. Если люди думают о смерти и бессмертии, «значит, с ними есть о чем говорить», полагает Фролов. Тем более что «именно Церкви есть что сказать ученым о бессмертии, именно Церковь знает, кто и как победил смерть».

Стремление участников движения «Россия2045» подумать о духе, душе и теле, «пусть неправильно», по мнению главы Ассоциации православных экспертов, - уже повод вступить с ними в диалог, цель которого - убедить их «в безальтернативости православной антропологии и повернуть их исследования в приемлемую форму».

Он особо подчеркнул, что в любом случае священники должны сотрудничать с учеными: «Всем будет лучше, если они будут это делать (проводить исследования) в диалоге с Церковью: нельзя допустить, чтобы наука стала антихристианской. Церковь должна сама возглавить научно-технический прогресс. Я сознательно утрирую этот тезис, но в этой шутке есть только доля шутки. Осмыслить и дать прогрессу нравственное измерение православные обязаны», - резюмировал Кирилл Фролов.

Между тем секретарь Церковно-общественного совета по биоэтике священник Максим Обухов в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что высказывания духовных лиц и православных экспертов по поводу проекта «Россия2045» в любом случае не могут считаться окончательным мнением РПЦ: «Мнение церкви в целом отражает только Архиерейский собор или Священный синод», - заметил он.

Сам Обухов считает, что идея бессмертия вряд ли осуществима. «Это скорее мечта, но если кто-то проводит исследования в этой области, то пусть проводит, - заметил он. - В конце концов, на основе теорий, которые они разработают, могут быть созданы какие-то , которые облегчат жизнь больных людей. Это можно только приветствовать».

Что же касается опасений священников, которые уже высказаны и могут быть озвучены в дальнейшем, секретарь Совета по биоэтике посоветовал участникам «России2045» предупредить возражения и протесты, распространяя более подробную информацию о своей деятельности. «Часто священник думает не только о том, что хорошего сейчас может сделать, но и рассчитывает наперед: в частности, как то или иное открытие, исследование будут использоваться - во благо или во зло», - пояснил он.

Судя по всему, совет Обухова совпадает с позицией «России2045».

«Открытость является одной из главных ценностей движения «Россия2045», поэтому мы публикуем протоколы своих рабочих встреч, в одном из которых со стороны наших экспертов прозвучало предположение о том, что их коллега, одновременно являющийся представителем РПЦ, игумен Феофан (Крюков) может быть заинтересован в серьезном разговоре на интересующие нас темы, - заявил лидер «России2045»Дмитрий Ицков. - Тем не менее мы не ожидали, что дискуссия по поводу взаимоотношений науки и религии, дискуссия, которую планировалось серьезно продумать и подготовить, начнется столь внезапным образом».

«К обсуждению таких понятий, как «душа», «сознание», «бессмертие», «эволюция», мы собирались привлечь представителей всех существующих конфессий и, конечно же, представителей мировой науки, многие из которых являются атеистами, - заверил Ицков. - Совместно мы должны разработать новую философскую и научную парадигму, способную объединить религиозные ценности и научные теории в одно гармоничное целостное мировоззрение для будущего человечества».

Ицков добавил, что «религия не должна противостоять научно-техническому прогрессу - наука и религия должны взаимно дополнять друг друга, и развитие передовых технологий обязательно требует появления уравновешивающих их этических норм».

Напомним, в манифесте движения «Россия2045», в которое входят ученые-физики, химики, биологи, записано, что его участники намерены «ликвидировать старение и даже смерть, преодолеть фундаментальные пределы физических и психических возможностей, заданные ограничениями биологического тела». По их мнению, «не позднее 2045 года искусственное тело не только значительно превзойдет по своим функциональным возможностям существующее, но и достигнет совершенства формы и сможет выглядеть не хуже человеческого. Люди самостоятельно будут принимать решение о продолжении жизни и развития в новом теле после того, как все ресурсы биологического тела будут исчерпаны.

«Мы предлагаем реализовать не просто механистический проект по созданию искусственного тела, а целую систему взглядов, ценностей и технологий, которые помогут человеку развиваться интеллектуально, нравственно, физически, психически и духовно», - отмечают активисты «России2045».

«Проект по созданию искусственного тела привлечет внимание ведущих мировых специалистов. Наша страна объединит ученых разных стран в решении глобальной задачи, - заверял инициатор создания общественного движения «Россия2045» Дмитрий Ицков в газете ВЗГЛЯД. - Идея настолько явно витает в воздухе, что если сегодня мы ее упустим, через три-пять лет наш замысел воплотит другая сверхдержава».

Научно-религиозный семинар "Православие и психология" Свято-Данилова монастыря

При Московском Свято-Даниловом монастыре организован постоянно действующий научно-религиозный семинар "Православие и психология".

Основная цель семинара - объединить усилия ученых, священнослужителей и православно-ориентированных психологов для уяснения предмета и начал христианской психологии путем регулярного обсуждения двух основных проблем:

1) Христианская психология в терминах современной науки
2) Классическая психология с точки зрения Православия

Вначале предполагается провести два обзорных базовых курса по этим проблемам, еженедельно чередуя. После чего начнутся регулярные семинарские занятия с участием приглашенных докладчиков и, если необходимо, их оппонентов.

Предполагается издание трудов семинара, а также широкое использование новых информационных технологий и Интернета для сбора и распространения материалов семинара.

Руководитель семинара: игумен Феофан (Крюков), кандидат физико-математических наук, насельник Свято-Данилова монастыря

Справки по телефону 955-67-40, добавочный 1092

г.Москва, Свято-Данилов монастырь

Здание Воскресной школы при Свято-Даниловом монастыре

Даниловский вал, 13

kryukov(собачка)msdm.ru

ПОЧЕМУ СЕМИНАР НАУЧНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ

Настойчивые попытки уяснения предмета христианской психологии, восходящего к познанию духа, в том числе христианской психологии, исходят из ее близости к этике, гуманитарной психологии, религиозной философии. Однако святитель Феофан Затворник, великий светоч Православия и учитель благочестия, более столетия тому назад построил основы христианской психологии не на гуманитарных началах и даже не на философско-богословских началах, а на началах опытной науки, причем науки нового, высшего типа, "науки из наук". Так, все основные телесные, душевные и духовные состояния поясняются им с помощью глубоких и разнообразных естественнонаучных аналогий (см. на сайте раздел "Поучения святителя Феофана Затворника). А общее естественное устройство природы человеческой и ее преобразование под действием греха и благодати он считал имеющим высшее практическое значение: "Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен" ("Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться". Спб. 1991. c. 15).

Наш семинар придает первостепенное значение естественнонаучному подходу, не исключая, впрочем, и православно-метафизический подход. Строгий учет материальной телесности, а не только душевной гумани-тарности вытекает из православного учения о единстве души и тела как в этой жизни, так и в будущей.

Современная психология, как отечественная, так и зарубежная, хотя и исключила душу из своего рассмотрения, не удовлетворяет многим критериям научности; и это не столько потому, что в ней по необходи-мости велика роль субъективного опыта, сколько по причине ее под-спудной языческой религиозности. Этим широко пользуются различного рода целители, экстрасенсы и колдуны, называя себя, зачастую, психо-логами и психотерапевтами и "обрабатывая", по данным Госдумы на 1999 г., до 50 млн. человек ежемесячно. Затруднить, если не закрыть, это зло-употребление психологией можно, на наш взгляд, возвращением души в психологию, а не отстаиванием "психики", как самостоятельного предмета психологии.

Вернуть душу в психологию мы считаем возможным только на пути воцерковления отечественной психологии в лице ее ведущих специ-алистов. Одних теоретических подходов, построений, и даже выпуска в 1995 г. вузовского учебника по христианской психологии совершенно недостаточно в силу особых закономерностей душевно-духовной жизни человека.

ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ СЕМИНАРА

В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 года в гуманитарном корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова проходила Ежегодная Богословская конфе-ренция Свято-Тихоновского Богословского института. В рамках этой конференции работала секция "Христианская антропология и современная психология". Религиозное и научное направления в психологии встре-тились, чтобы обсудить область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психоте-рапии. Необходимость подобного диалога с целью формирования новой психологии давно осознается обеими сторонами. Более подробно основные результаты работы секции опубликованы в отдельной статье ("Вопросы психологии", 2001, № 2, с. 147-150), в которой, в частности, отмечается следующее.
"В результате обмена информацией было сформулировано общее мнение выступающих о том, что основанием для создания такой психологии должна стать не столько классическая академическая наука, сколько христианская антропология, требующая самого серьезного освоения про-фессиональными психологами… Было высказано предложение реинтер-претировать, переосмыслить классические учения психологии, ... которые внесли свою неоспоримую лепту в "нарастающее безумие современной цивилизации".

ПРОГРАММА ОБЗОРНОГО КУРСА
Христианская психология в терминах современной науки

1. Введение. Фундамент курса - христианская психология свт.Феофана Затворника и принцип доминанты академика А.А. Ухтомского.
2. Общая схема и стратегия борьбы со страстями человеческими.
3. Основные страсти. Советы свт. Феофана Затворника по их иско-ренению.
4. О молитве Иисусовой. О психологии непрестанной молитвы.
5. Естественно-научные аналогии молитвенного состояния в трудах cвт. Феофана Затворника и А.А. Ухтомского.
6. Модель внимания, основанная на принципе доминанты.
7. Модельная интерпретация эмоций и субъективного опыта.
8. Математическая модель молитвы и медитации.
9. Модель личности по свт. Феофану Затворнику и А.А. Ухтомскому.
10. Типология духовной практики современного человека.
11. Обзор современных научных подходов к проблеме сознания в свете Православия
12. Православие и наука о гипнозе и так называемых высших состояниях сознания.

Курс прочтет игумен Феофан (Крюков).