Конспект занятия «Дифференциация звуков -. Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация звуков - с графической символикой Балка – палка, пашня – башня, запор – забор

Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

Профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие координации речи с движением;

Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

Развитие мелкой моторики;

Развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия .

Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(бочка)

На ветках -

Плотный комочек.

В нём дремлет

Зеленый листочек.

(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

Какими звуками отличаются эти слова?

Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

(Бабочка)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода -

И скорее с огорода.

(Пугало)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

(Блины)

3. Развитие логического мышления.

Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

ЗА__ОР __О__ЕЛКА

О__ЛАВОК ХЛО__ОК

5. Физминутка.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

Наклон вперед.

6. Самостоятельная работа.

Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

Ответы :

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п] .

«Поймайте звук [п] или звук [б] »

Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

«Цифровой ряд»

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

«Путаница»

Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

«Слоговая мозаика»

Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

«ПО» - «БО»

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка- балка

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

бочка - почка

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

забор - запор

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

забыть - запить

Ссору надо … .

Лекарство надо …. .

блещут - плещут

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

Занятие по теме:

«Дифференциация букв, имеющих

кинетическое сходство.

Дифференциация п - т »

6. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Дифференциация п – т.

I Оргмомент:

1. Игра «Знакомство» (написать свое имя в воздухе).

2. Работа по таблице:

Сколько птиц летит вправо?

Сколько птиц летит влево?

Сколько птиц летит вверх?

Сколько птиц летит вниз?

(посчитавший птиц садится на свое место)

II Ход урока:

1. Чтение сказки «Торопыжкина беда».

Сравнение слов по написанию и смыслу;

Работа оп опорным табличкам «три ноги» и «пара ног».

2. Анализ смыслового значения слов с буквами п и т :

точка – почка стал – спал

торт – порт топил – попил

3. Работа с таблицами:

Конструирование букв п и т;

Зачеркнуть неправильно написанные буквы и определить местоположение в таблице оставшихся букв п и т .

4. Найти место звука в слове:

[п]: пашня, апрель, лопата, капуста;

[т]: тройка, утро, лопата, закат, простор.

(использовать карточки с цифрами)

При помощи карточек с буквами п и т обозначить какой звук услышали в слове: парк, туман, утка, дупло, молоток, крепкий, конфета.

5. Игра «Муха».

(нахождение по инструкции и запись в тетрадь по слогам слов: лопата, лето, пакеты, пираты)

6. Физминутка (игра с мячом).

Меняем в словах звук [п] на [т]: почка – точка, порт – торт, пачка – тачка, спал – стал.

7. Работа со словом:

Инструкция: 2-п , 3-т.

Расшифровка и чтение слов по цепочке: 2ло3, 2ар3а, 3е2ло, 2лака3, 2у3ь, 3ро2инка, 2рос3уда.

Выполнить в тетрадях обратное задание: пакет, пальто, топор, плотина, тапочки, лопата.

8. Составить словосочетания:

Березовая

(точка, почка)

(торт, порт)

Маленькая

9. Работа с предложениями:

(вставить и обозначить сигнальными точками пропущенные буквы п и т )

челы гудя

В оле лея,

С оля иду

Медок несу.

10. Собрать рассыпавшиеся предложения:

плетет, паутину, Паучок.

пишет, Петя, листочке, на.

пирожки, тарелке, На, лежат.

последние, с деревьев, Падают, листочки.

(записать в тетради и обозначить сигнальными точками буквы п и т )

III Итог занятия:

Какие буквы различали на письме?

Какие подсказки помогут их различить?

В каком слове пословицы: «Труд кормит, а лень портит» есть звуки [п] и [т]?

Учебно- методическое обеспечение:

Наглядные пособия:

Опорные таблицы;

Сюжетные картины;

Наборы индивидуальных карточек.

Дидактические материалы:

Образцы графических упражнений (схемы);

Дидактические карточки и тексты стихов;

Оборудование:

Мяч и массажные мячики;

Шаблоны, звуковые линейки;

Список литературы:

1. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

2. Селиверстов в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1987.

3. Костромина преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999.

4. Кузнецова от звука к букве. Томск: ТОИПКРО, 2008.

Тема: «Звуки Т, П»

Цель : 1.Коррекционно- образовательные задачи: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков П-Т, выделять последний согласный в слове, образовывать и употреблять существ с уменьшительно – ласкательными суффиксами , анализировать обратные слоги типа АТ, УТ, ИТ , АП, УП, ИП , продолжать учить выделять первый согласный в слове,согласованию количественных числительных 1,2,5 и существительных, пространственно-временным понятиям.

2.Коррекционно - развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику.

3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.

Оборудование: 2 куклы; мяч; символы звуков Т и П; предметные картинки (сноп, шуруп, бегемот,тулуп, суп, самолет, кот, кит, хвост, аист, букет); игрушки (кот, крот, бегемот, поезд, попугай, панда) на столах у детей; цифры 1,2, 5; звуковые пеналы; «Звуковая птичка» и у каждого ребенка, фланелеграф.

Ход:

I . Организационный момент «Назови себя ласково» - игра с мячом. Ребята, я буду называть вас по имени и бросать мяч, а вы отвечайте как вас ласково называет мама и возвращаете мяч.

П . Сообщение темы и повторение пройденого .

1. На занятии вы будете оценивать сами себя. Посмотрите, у вас в подставках лежат смайлики. За каждое правильно выполненное задание вы кладете одного смайлика на край стола. Если задание не удалось, смайлик не выкладываем. Назовите ласково и имена наших друзей (Толя и Поля). Какие звуки в их именах первые? Правильно, сегодня мы будем повторять звуки П и Т

2.Какие это звуки, дайте характеристику. Звук П –согласный, твердый, глухой.

Звук Т- согласный, твердый, глухой.

3. Каким цветом обозначаем? Какие символы у наших звуков? (обозначаются синим цветом, пытит тесто, молоток).

4. Почему они называются согласными?

(Так как воздушная струя встречает на своем пути преграду).

III . Дифференциация звуков Т П.

1. Выделение из ряда звуков. А сейчас Поля и Толя будут произносить звуки, а вы если услышите звук П – хлопните в ладоши, а если Т – топните ногой, закрывайте глаза и начнем.

А П У П И Т О Т П

2 . Дифференциация слогов. Речевая зарядка.

Ребята, что-то наши друзья спорят Поля говорит АП, а Толя АТ, давйте их помирим, я с Полей буду говорить слоги со звуком П, а вы с Толей со звуком Т.

Воспроизведение слоговых рядов:

АП УП ИП ОП АП-АП УП-УП ИП-ИП АП-УП-ИП

IV . Дифференциация в словах.

а) проговаривание названий картинок на фланелеграфе.

б) «отбор картинок на П , Т для Поли и Толи ». На фланелеграфе у нас много картинок. Давайте выберем картинки для Поли со звуком П, а для Толи со звуком Т. (бант, лист, кот, сапоги,шапка, поезд, еж, гармошка, мяч).

в) А теперь поиграем в игру «Закончи слово», я произношу слово без последнего звука, а вы договариваете Т или П: ко., лиф., сто., бан., бин., хло., сно., вин., пото., бале., биле., сиро., mono., хобо., гало..

V. Игры на развитие внимания и памяти.

«Что прибавилось?» (увеличение с 4 до 8 картинок), «Что с чем поменяли местами?» (8-10 картинок)

VI .Звуковая птичка. Различение на слух звуков П-Т и определение места в слове.

1) Ребята кто к нам прилетел ? (звуковая птичка), что же мы сейчас будем делать ? (находить и определять место звука в словах ). Правильно, достаньте своих птичек и внимательно слушайте слова. (Дети должны найти место звука всловах – если он в начале слова, они показывают голову птички, если в середине – туловище, если в конце - хвостик). Вы должны показать только ту часть птички, где находится звук. (Тыква, паук, салат, шуруп, билет, танк, самокат, пушка. хлоп, букет, окоп).

VII. Физкультминутка

Раз- два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь,

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

VIII. «Живые звуки» (Звуковой анализ)

А) Ребята, давайте с помощью звуковых фишек выложим слог «АТ». Кто пойдет к доске? Даниил работает у доски, все остальные индивидуально.

Проверка работы у доски

Сколько звуков ? Какой первый звук? (А - гласный), второй ? (Т - согласный).

Б) А теперь выложите слог АП. Какой первый звук? (А - гласный), второй ? (П - согласный). Поменяйте местами карточки и прочитайте, что получилось ? Какое слово получится, если этот слог повторить два раза? Молодцы!

IX. Игра «Хвастунишки» Поиграем в хвастуишек. Кто скажет правильно, добавит себе еще смайлик. Яговорю предложение с одним предметом(показываю 1), а вы с цифрой, какую я покажу.

Таня завязывает 1 бант. (2..., 5...)

В озере плавает 1 утка (2..., 5...)

На огороде выросла 1 тыква. (2..., 5...)

В саду зеленеет 1 липа. (2..., 5...)

В клетке сидит попугай. (2..., 5...)

X. Итог . Какие звуки сравнивали? Сопоставление их. Какое задание вам понравилось? Что было сложным? Атеперь посчитаем смайлики и узнаем, кто же был самым активным на занятии.

Игра «Подарки для Поли и Толи».

Ребята у вас на столах стоят игрушки. Назовите их. Давайте подарим игрушки Поле и Толе. Дети дарят игрушкисо звуком П – Поле, со звуком Т – Толе.

Шипилова Е.Н., учитель-логопед, МОУ «Каплинская СОШ», Старооскольский р-н Белгородской обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.
Отрабатывать механические навыки движения руки.
Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного.
Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление.
Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ
Индивидуальные зеркала; «чудесный мешочек»; нарисованное облако; цветочная поляна; краски; свечка для написания слов на цветах; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки со слогами и буквами; бумажные ленты с названиями сказочных героев; картинки с изображением цветов; предложения на ватмане; индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв; ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы).
* * *
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «чудесного мешочка» картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней.
Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п, т:
Доктор Айболит
Гадкий Утенок
Кот в сапогах
Золотая Рыбка
Глупый Мышонок
Золотой Петушок
Спящая Красавица
Красная Шапочка

Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены?
Дети. Буквы п, т.
Логопед. Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах, словах, предложениях. Кто из вас угадает, как зовут сказочного героя, которого я держу?
Дети. Незнайка.
Логопед. Кто написал книгу о Незнайке?
Дети. Н. Носов.
Логопед. Как зовут друзей Незнайки?
Дети. Знайка, Торопыжка, … .
Логопед. Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой.
Анализ букв
Логопед. Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету». А получалось: «Я хочу конфепу». Все смеялись над ним. Пошел тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова “три”?» «Т», – отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т – три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!»
Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы. Посмотрите на них и назовите основное отличие.
Дети. Буква т состоит из трех элементов, а п – из двух.
Логопед. Чем они похожи?
Дети. При написании повторяется первый элемент.
Логопед. На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки.)
Дети отвечают.
Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п, т.
Дети выполняют.
А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.
Дети выполняют.
Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву.
Дети выполняют.
Давайте вспомним, сколько ножек у п и т. На картинках найдите эти буквы и запишите из названий цветов только буквы п, т.
Дети выполняют графический диктант.
Артикуляционная
гимнастика
Логопед. В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?
Дети. За верхними зубами.
Логопед. А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?
Дети. Губы.
Логопед. Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие.
Мозговая гимнастика
Логопед. Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик.) Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки.
Дети выполняют 5 раз.
Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки»: сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли.
Дети заворачивают ушки 5-
7 раз.
Шапочку сняли. Голова устала, опустите ее на грудь, поверните влево-вправо.
Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз.
Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок.
Работа со слогом
Логопед. Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город …
Дети. Цветочным.
Логопед. Малыши этого города очень любят цветы.
А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними?
Дети. Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю.
Логопед. Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу?
Дети. Не топтать, не рвать большие букеты.
Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле?
Дети. Лесные, луговые, полевые.
Логопед. Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще, чтобы во-круг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (показывает карточки), но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые.
Один ребенок раскрашивает цветок в правом верхнем углу.
Как ты думаешь, как он называется?
Ребенок. Василек.
Логопед. Каким цветом ты его раскрасил?
Ребенок. Синим.
Логопед. Посмотрите, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово?
Дети. Слог.
Логопед. Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки. (На кармашках написаны буквы п, т.)
Выполним следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п, т, т.е. цифры 2 и 3. Проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то все выполнено правильно.
Дети выполняют.
Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок – тюльпан. Где он находится?
Ребенок. В левом нижнем углу.
Логопед. Что написано на тюльпане?
Ребенок. Слово.
Работа со словом
Логопед. Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву.., а вместо трех – … Прочитайте слова, запишите их.
Дети выполняют.
Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите п, т и подставьте в данные слова, записав их. Давайте проверим.
Дети выполняют.
Правильно, молодцы. А теперь поможем распуститься самому большому цветку – желтой ромашке. Где она находится?
Дети. В нижнем правом углу.
Логопед. А какое слово появилось?
Дети. Словосочетание.
Работа со словосочетанием
Логопед. Что такое словосочетание?
Дети отвечают.
Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания.
Тяжелая пустая
(п-т)ачка (п-т)ара
старая танцевальная
А теперь под диктовку запишите словосочетание, подчеркните п, т.
Капитан флота.
Топтал траву.
Отпустил погулять.
Плетеные лапти.
Дети выполняют.
Следующий ребенок раскрасит цветок, который находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок?
Дети. Посередине.
Логопед. Какое слово появилось?
Дети. Предложение.
Работа с предложением
Логопед. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.

Теплоход приходит в (порт – торт).
Мало (толка – полка) от лентяя.

Как понять эту пословицу? Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п, т.
Дети выполняют.
А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т.
Следующий цветок находится в нижнем ряду. Он растет в тропиках. Какое слово появилось?
Дети. Текст.
Работа с текстом
Логопед. Из текста выпишите слова в три столбика: п; т; п, т.
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.
Следующий текст запишите графически, выписав только «дежурные» буквы.
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овес зелеными солдатиками стоит по черному полю.
Упражнения на релаксацию
Логопед. Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнем, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо. (Вывешивает белое облако.)
Будто я лежу на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Итог занятия
Логопед. Сегодня вы изучали буквы п, т, их отличия и сходство. Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи

Дыхательная гимнастика

«Чудесный нос » Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение: «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо, Потом мое задание - задержать дыхание, Раз, два, три, четыре, Дышу глубже, шире....
1. Дифференциация звуков [Б] - [П].

Прочитай слова. батон, булка, баранка, суп, тулуп, сироп.

На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Б - п)

«Верите или не верите»

Верите ли вы, что эти звуки похожи? Что звуки могут обозначаться цветом? Что одна буква может изменить значение слова?

(согласные, бывают мягкие и твердые)

Чем различаются? (звонкий, глухой)

Как думаете чему будем учиться?

2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]», топнуть «Б»

п, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...

3. Дидактическое упражнение

1) Повтори слоговые ряды.

Ба-по-пу-бы
По-бу-бы-ба
Ба-бя-па-пя
Бо-бё-ло-пё

2) Назови лишний слог.

Ба-ба-па-ба
По-по-по-бо
Бу-пу-пу-пу
Пы-бы-пы-лы

4. Работа в парах на карточках

1) Вставь в слова пропущенные слоги БА или ПА . Прочитай слова.

2) БУ или ПУ

5. Задание Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка - бочка, пар - ..., пот - ..., пой - ..., папа - ..., пашня - ..., пас - ..., правый - ..., палка - ...

6. Что изменилось?

Бока - пока

Пять - путь

Поиск – писк

1) Игра “Звуковая мозаика”

Отгадайте загадку. К отгадке составьте схему из деталей мозаики (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий).

Один ученик работает у доски (составляет схему при помощи цветных магнитов, другой записывает слово на доске).

Коллективная проверка.

У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант. )

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Песни распевает, время считает. (Петух. )

2). Восстановление деформированных слов с доски.

Отгадайте слова, поставив слоги в нужном порядке. Запишите их в тетрадь.

ЛА, ОБ, КА
БА, КА, ЧОК
БАК, РЫ
ПА, ЛАМ
БУ, КА, ЛАВ
А, КОС, БРИ

(Облака, кабачок, рыбак, лампа, булавка, абрикос.)

5. Повтори скороговорку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.

7. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу сло­вами.

На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).

6. Повтори предложения.

Папа покупает бусы. Бок у быка пока болит. У папы борода.

Составим схему предложения

    Работа на карточках. Поменялись. Проверили.

    Чтение задачи.

Над цветком кружилось 5 бабочек. Улетело 2. Сколько бабочек осталось?

Что это за текст? (задача)

Докажите

Условие: Над цветком кружилось 5 бабочек. Улетело 2

Числовые данные: 5, 2

Вопрос: Сколько бабочек осталось?

    Задача ли? Дополни до задачи

На дереве сидело 2 птицы. Сколько осталось?

В вазе стояли розы и маки. Сколько всего цветов в вазе?

На грядке росли 5 огурцов и 1 баклажан.