Категория малое предприятие. Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства - критерии. Что такое микропредприятие

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

  • - внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
  • - внесенные в ЕГРИП физические лица;
  • - крестьянские (фермерские хозяйства).

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • - для средних предприятий - от 101 до 250 человек;
  • - для малых предприятий - до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., для среднего бизнеса - 1 млрд. руб.

Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.

Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

  • - специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • - упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • - упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • - льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • - особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • - меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • - меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.

Таким образом, малое предприятие - вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.

Значительный процент российских бизнсов представлен в такой категории, как малое частное предприятие. Это, как считают многие эксперты, типичный статус для инновационного типа фирм, для начинающих ИП. Есть также такая категория, как среднее предприятие. Чем они отличаются? - это сколько человек? Какие преференции может давать такой статус с точки зрения возможных мер государственной поддержки? Рассмотрим эти и сопутствующие нюансы, характерные для работы бизнесов в статусе МСП.

Критерии отнесения к МСП

Согласно российскому законодательству, малые и средние предприятия - это два разных класса бизнеса, принадлежность к которым определяется рядом критериев. Рассмотрим те, которые свойственны для компаний первого и второго типа. Начнем с типично малых предприятий.

Что представляет собой В соответствии с нормами закона, к таковым относятся фирмы, в которых работает не более 100 человек. Предельная годовая выручка такого предприятия не может превышать 400 млн руб. Также доля собственников (юрлиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) может составлять не более 25%.

Некоторые эксперты также отмечают, что малые и средние предприятия - это далеко не исчерпывающая классификация частных фирм, для работы которых характерен небольшой масштаб. Есть и иные категории организаций. Такие как, например, микропредприятия. К таковым относятся бизнесы, в которых занято не более 15 сотрудников.

Критерии для средних предприятий

Рассмотрим то, каковы критерии для средних предприятий. Их немного. Касательно стандарт, прописанный в законе, такой: от 101 до 250 сотрудников. По годовой выручке - от 401 млн до 1 млрд руб. Разница с категорией малых предприятий, как мы видим, существенная.

Играет ли роль, какой вид деятельности ведется в организации? Нет. Закон в этом смысле не содержит каких-либо разграничительных норм. Малые и средние предприятия - это фирмы, которые могут заниматься совершенно одинаковой деятельностью, но принадлежать к разным классам организаций только лишь из-за выручки и величины штата сотрудников. Аналогично рассматривается форма собственности. ООО - это малое предприятие, ИП - аналогично. - точно так же. Это же правило относится и к средним бизнесам.

Критерии для МСП: пояснения

Выше мы рассмотрели критерии, характеризующие такие категории, как среднее и малое предприятие. Полезно будет знать также некоторые особенности их корректного определения.

Если говорить о размере штата - подразумевается за календарный год, который предшествует моменту исследования фирмы на предмет отнесения к той или иной категории. Прописанные в законе пограничные значения цифр рассматриваются включительно.

Под выручкой подразумевается доход от продажи товаров, выполнения работ или же оказания услуг без учета НДС. Кроме того, сюда могут быть добавлены активы фирмы с учетом ее балансовой стоимости за календарный год, предшествующий исследованию.

Новый бизнес как МСП

Но как отнести бизнес к той или иной категории, если исследуется только что созданная организация? Малое предприятие, критерии которого названы выше, применить нельзя из-за отсутствия статистических фактов. Равно как и тех, что установлены для среднего. Для таких случаев есть следующая норма. Если организация создана только что, то ее можно отнести к категории малого или среднего, если показатели, отражающие среднюю численность сотрудников, выручки (или же ее в сочетании с за период с момента, когда сведения о фирме были внесены в реестр, не превысили соответствующие предельные значения. То есть если фирма создана в январе, а до августа ее обороты не превысили 400 млн, а численность персонала - 100 человек, то она - малое предприятие. Критерии нам известны.

Нюансы подсчета кадров

Еще один важный нюанс, касающийся подсчета количества сотрудников. Имеют значение не только контракты, оформленные в соответствии с ТК РФ (то есть по трудовой книжке), но также и гражданско-правовые соглашения, а также работа по совместительству. То есть понятие "штат" в данном случае не привязано к юридическому аспекту оформления трудовых взаимоотношений между предприятием и сотрудниками. Главное, что работа осуществляется легально, а в каком конкретно формате - по ТК или в рамках гражданско-правовых соглашений, законодателю не важно.

Кстати, в законодательстве есть норма, по которой контракты по подряду могут быть приравнены к полноценным трудовым соглашениям. Например, если человек работает как подрядчик по гражданско-правовому договору, но каждый день ходит в офис компании-заказчика как к себе на работу, соблюдает график и согласует, скажем, выход в отпуск с руководством организации, то Роструднадзор может обязать фирму заключить с таким партнером полноценный трудовой контракт по ТК.

Зачем моей компании статус МСП?

Выше мы определили критерии, по которым фирма может относиться к разряду малого или среднего предприятия. Те параметры, о которых идет речь, определены на законодательном уровне. То есть вероятно, что принадлежность фирм к той или иной категории важна с точки зрения неких перспектив. Собственно говоря, какова практическая польза от того, что компания имеет статус "малое предприятие"? Это предусматривает какие-то привилегии? Да, это так.

Дело в том, что в России работает ряд федеральных и региональных, а также муниципальных программ, направленных на поддержку бизнесов, для которых форма малого предприятия - определяющий критерий. Есть целое направление государственной политики в этой области. О какого рода мерах поддержки может идти речь?

Виды поддержки МСП

Государственная политика РФ подразумевает ряд льгот, если бизнес ведется в таком формате, как предприятие малого бизнеса. Это такие, меры как:

  • льготные налоговые режимы (далее мы рассмотрим, какие именно);
  • упрощенные стандарты, касающиеся налогового и бухгалтерского учетов, статистического типа отчетности;
  • льготы, касающиеся порядка расчетов в области приватизированного имущества;
  • отведение особой роли малым бизнесам в сфере госзакупок;
  • помощь в защите прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с надзорными органами;
  • финансовая поддержка бизнесов;
  • помощь бизнесам в развитии инфраструктуры;
  • иного рода меры, упрощающие ведение бизнеса фирмам категории МСП.

Кто получит поддержку?

Соответствующие программы поддержки бизнесов могут отличаться в разных регионах (как и между разными муниципальными образованиями и населенными пунктами). Многое зависит от отраслевой специфики бизнеса. В каких-то субъектах федерации больший приоритет отдается предприятиям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых, в других - металлургическим компаниям. В ряде российских городов есть фонды, деятельность которых сконцентрирована на поддержке фирм, занимающихся типично инновационными видами деятельности. В таких организациях могут найти поддержку основатели "стартапов", основной бизнес-идеей которых является, как правило, создание совершенно новых рыночных ниш на базе не освоенных еще никем технологий.

На практике помощь предприятиям, относящимся к категориям малых и средних, могут оказывать как государственные и муниципальные органы власти, так и различного рода организации и фонды, которым отведена такая роль. Например, если бизнес - малое инновационное предприятие, это может стать фактором успешного привлечения при содействии фондов с преимущественно государственным участием.

Основные проблемы в области малого и среднего бизнеса

Собственно, по каким причинам бизнесам нужна государственная поддержка? Неужели успешное, хотя и малое предприятие - это организация, предполагающая некую дотационность деятельности? Каковы основные проблемы, характерные для МСП в России?

Эксперты полагают, что в числе наиболее характерных сложностей - высокая налоговая нагрузка. Кроме того, бизнесам не хватает ресурсов финансового характера. Первая проблема на практике выражается, главным образом, в необходимости уплачивать большого размера взносы в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников. Касательно второй отмеченной сложности - речь идет о низкой доступности дешевых кредитов. Те ставки, которые установлены большинством российских банков, неподъемны для многих предпринимателей.

Еще одна сложность для российских бизнесменов - низкая доступность земельных ресурсов, недвижимости. Многие предприниматели, как выясняют эксперты, испытывают проблемы с доступом к энергетическим инфраструктурным объектам. Подключаться к сетям сложно, тарифы - высоки. Еще одна проблема отмечаемая экспертами, - дефицит кадров.

Роль государства в решении проблем бизнеса

Государственные институты, как отмечают эксперты, в целом должны быть заинтересованы в том, чтобы малое предпринимательство в России развивалось. И потому различного рода программы поддержки МСП должны учитывать необходимость решения актуальных проблем, о которых идет речь. В некоторых направлениях деятельности, полагают аналитики, результаты есть.

Льготное налогообложение

Прежде всего, это касается той самой налоговой нагрузки. В частности, предприятия МСП могут воспользоваться льготными системами налогообложения - УСН, ЕНВД или же патентами. Каждый из этих режимов в большинстве случаев гарантирует намного меньшую величину отчислений в казну, если сравнивать цифры с общей системой. Более того, некоторые категории индивидуальных предпринимателей вправе уменьшать налоги на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. И в этом случае для многих ИП соответствующая нагрузка сводится к минимуму. К слову, здесь же можно сказать о послаблениях касательно налоговой и бухгалтерской отчетностей. Все, что обязаны сдавать в ФНС многие ИП, - это годовая декларация. Требований к ведению сложной бухгалтерской документации к ним законодатель не предъявляет.

Кредиты и гранты

С кредитами, безусловно, сложнее. Даже те банки, в которых государству принадлежит преобладающая доля в акциях, предлагают займы на условиях, далеких от желаемых. Многие бизнесы вынуждены кредитоваться за рубежом, формируя большой внешний корпоративный долг. Программы займов за счет бюджетных ресурсов, как считают эксперты, развиты в РФ достаточно слабо.

Есть некоторые механизмы финансовой поддержки бизнесов за счет государственных и муниципальных грантов. Однако говорить о том, что они работают на системной основе, пока преждевременно, считают аналитики. Более того, те суммы, которые фигурируют в соответствующих программах поддержки, полагают эксперты, с трудом помогут бизнесам в достижении значимых результатов.

Венчурный аспект

Вместе с тем, как полагают многие аналитики, у бизнесов в России есть возможности привлекать финансирование не от банков, а от инвесторов. Критерий в данном случае достаточно прост: главное, чтобы бизнес-идея соответствовала амбициям предпринимателя и приносила прибыль. Все, что нужно инвестору, - выше, чем средний банковский процент. Чтобы был смысл вкладываться в бизнес, а не перечислять наличность на депозит. Если венчурный инвестор решит, что конкретное малое инновационное предприятие - это образец сочетания разумной бизнес-идеи и продуманного плана по ее реализации, то с удовольствием вложит в него свои средства. На тех условиях, которые, вероятно, не сможет предложить ни один коммерческий банк. Малое предприятие - это привлекательный для многих инвесторов объект вложений.

МСП и кадровый аспект

Проблему с кадрами между тем государство также решает, хоть и в достаточной мере опосредованно. Речь идет о популяризации программ подготовки технических специалистов в вузах, развитии профессионального технического образования. Все эти направления деятельности во многом зависят от качества государственной политики.

Вместе с тем, полагают некоторые эксперты, также и сам бизнес должен прилагать усилия к улучшению общего климата в предпринимательской среде. Взять ту же кадровую проблему: многие предприятия, считают аналитики, увеличивают объем производства, но при этом не формируют новых вакантных ставок. Новые рабочие места не появляются, особенно те, что требуют привлечения квалифицированных специалистов. Во многом по этой причине школьники не выбирают производственные профессии, справедливо полагая, что работа им не гарантирована. Кроме того, полагают эксперты, не все предприятия уделяют внимание проблеме повышения производительности труда.

Критерии отнесения к малому предприятию в 2018 году аналогичны действовавшим характеристикам в 2017 году. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году и каковы критерии приобщения компаний к такого рода деятельности.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015-2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по .

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16-100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2018 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

См. также: Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2018 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Микропредприятие и субъект малого предпринимательства не являются синонимами. Второе понятие носит обобщающий характер и объединяет не только организации, но и индивидуальных предпринимателей. Как разобраться, какая фирма попадает под определение микропредприятия? Все зависит от соблюдения изложенных в законе критериев.

Что представляет собой микропредприятие?

Согласно действующему законодательству микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям. К ним относятся:

  • коммерческие фирмы;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • потребительские кооперативы.

Статус микропредприятия недоступен государственным, муниципальным и унитарным организациям. Его могут получить и ИП, при этом никаких дополнительных действий от них не требуется. Сведения в реестр СМП о статусе бизнеса ФНС вносит самостоятельно.

Критерии микропредприятия

Условия причисления предприятия к микро изложены в ст.4 ФЗ №209-ФЗ. Буквально в 2016-м году эти показатели значительно увеличились, позволив многим коммерческим организациям воспользоваться льготами.

  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;
  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;
  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Эти показатели актуальны с 1 августа 2016-го года. Дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например одновременное применение УСН и ЕНВД или общей – не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно. Если ИП избрал патент, то его автоматически приравнивают к микропредприятию.

Как информация о микропредприятии отражается Едином реестре СМП?

Соответствуя вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, организация или ИП автоматически включается в ЕРСМСП. Для отражения сведений в нем нужно соблюдать еще одно условие – регулярно предоставлять отчетность в налоговые органы. На ее основании и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

В случае превышения лимитов по выручке и численности сотрудников информация из реестра удаляется не сразу. Статус микропредприятия сохраняется за ним еще в течение трех лет. Если в 2018 г. штат компании был расширен до 20 человек, то свой статус она потеряет лишь в 2020-м.

Вновь созданные организация могут относится к микропредприятиям в течение первого календарного года после регистрации при условии соблюдения всех вышеуказанных критериев. В 2018 году никаких изменений законодательства по этому поводу не планируется.

Что делать, если выполнены критерии, а микропредприятия не оказалось в реестре? Самый простой способ – направить заявление налоговикам. Заполнить его можно на официальном сайте ФНС России (в разделе «Иные функции» представлена необходимая информация). Для рассмотрения обращения главное корректно отобразить код ИФНС, в которой числится организация. В противном случае документ останется без рассмотрения.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот.

  • Возможность применения упрощенного бухучета.
  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
  • Упрощенный порядок кассовых операций.
  • Минимум кадровой документации.
  • Право на субсидии и гранты.
  • Мягкие санкции. При первом нарушении микропредриятия отделываются предупреждением, а не штрафом. Такой подход применяется только при отсутствии ущерба имуществу, гражданам, окружающей среде.
  • Применение сниженных налоговых ставок. С 2016 года местным органам власти предоставлено право снижать ставки для спецрежимников. Для УСН «Доходы без расходов» – 7,5 % (до 2 раз), УСН «Доходы» 1 % (в 6 раз).
  • Финансовая поддержка со стороны государства. Микропредприятия могут рассчитывать безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Правила кадрового учета на микропредприятии

Кадровый учет на микропредприятии ведется согласно гл. 48.1 ТК РФ, регламентирующей деятельность малого бизнеса. Для микропредприятий ввели упрощенный кадровый учет.

Руководители вправе самостоятельно решить, использовать ли в работе следующие документы:

  • Перечень правил внутреннего распорядка;
  • Положение, регламентирующее оплату труда;
  • Указы о премировании;
  • Посменный график;
  • прочие документы.

Основным документом кадрового учета на микропредприятии является трудовой договор с сотрудником. В нем фиксируются условия труда, его оплаты, гарантии, дополнительные выплаты и компенсации. Удобно пользоваться специально разработанным для этих целей типовым договором. Некоторые организации внедрили его еще в 2016-м. В 2018-м при повсеместном отказе от внутренней кадровой документации он обязателен. Форму можно найти в свободном доступе в интернете.

Решение об отказе от дополнительных документов оформляется приказом руководителя организации либо предпринимателя. Если ряд таких локальных актов уже был издан, то их можно признать недействительными с 01.01.2018 года.

Охрана труда

Ответственность за охрану труда на микропредприятии целиком возлагается на работодателя. Ему необходимо пройти обучение на специальных курсах и получить сертификат. Только после этого он вправе проводить занятия с сотрудниками на тему охраны труда и пожарной безопасности. В его обязанности входит также обязанность по оформлению журнала инструктажа.

Комплекс мероприятий по охране труда на микропредприятии включают в себя:

  • обеспечение безопасности рабочих помещений;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на рабочем месте;
  • проведение инструктажа и его письменное оформление;
  • фиксирование и отслеживание несчастных случаев;
  • регистрация и наблюдение за сотрудниками с профессиональными заболеваниями;
  • обязательное социальное страхование наемного персонала;
  • обеспечение СИЗ;
  • выплата предусмотренных законом компенсаций.

В некоторых случаях необходим медицинский осмотр. Это касается вредного производства и водителей.

Для таких маленьких организаций законодательно допустимо нанимать для реализации функции охраны труда специализированные компании. Они берут на себя оформление всех документов, проведение учебных мероприятий с руководителем и персоналом.

Статистическая отчетность

Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.

В 2018 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

  • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
  • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.

Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.

2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.

Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности 1 , исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:

  • бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
  • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности 2 при условии соответствия определенным критериям.

Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Критерий 2. По средней численности работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3. Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».
Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы» .

1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».