Фигуры в монгольских шахматах. Интернет-магазин сибирского этнического искусства - монгольские шахматы "шатар" mongolian custom souvenirs. Отличительные черты игры в монгольские шахматы

Новую гипотезу о происхождении монгольских шахмат выдвинул исследователь А. Пунцаг из автономного района Внутренняя Монголия (КНР), о чём сообщила газета «Новости Монголии». А. Пунцаг утверждает, что монгольские шахматы появились в XII веке в период Чингисхана. По мнению исследователя, с его походами на Запад шахматы проникли в Восточную Европу и затем распространились по всему миру.

Шахматную партию исследователь рассматривает как битву двух сторон на поле боя. Здесь требуется мудрая военная стратегия и тактика, существуют линия фронта и шеренги готовых к сражению воинов. Не исключено, что Чингисхан прибегал к шахматным баталиям. Эти исторические предпосылки явились очагом возникновения монгольских шахмат, которые в дальнейшем прижились во всём мире как гимнастика ума и искусство игры. Свои выводы А. Пунцаг подкрепляет распространённой легендой. Когда Чингисхан двинулся покорять Индию и Европу, европейцы оказывали упорное сопротивление. Воины Чингисхана осаждали один город в течение 30 месяцев. Стали они думать, как быстрее взять город. Ежедневно выстраивали свои ряды воины, а также лошади и верблюды, запряжённые в телеги. Животные до того уже привыкли к таким занятиям, что когда начинали запрягать телеги, то они, как дрессированные, тотчас же покорно занимали свои места.

Однажды Чингисхан вызвал к себе своих четырёх полководцев и сказал: «Смотрите, наши животные научились занимать свои места, а мы, люди, не можем придумать, как взять город». Тогда полководцы Мухлай и Боорчи начали обдумывать план предстоящей битвы. Они установили линию фронта, затем позиции, на которых должны стоять воины, конница, а также боевые колесницы. Они устроили своеобразную шахматную доску, на которой деревянными фигурами изобразили силы свои и противника. Во главе войск стояли два короля, которые руководили военными действиями. Под королём они подразумевали своего владыку, который должен устроить хитроумную засаду и захватить короля противника. Таким образом они обдумали свою военную стратегию и сумели воплотить её на деле, добыв желанную победу.

На основе этой и других легенд А. Пунцаг заключил: «Монголами были изобретены свои национальные шахматы, которые появились в силу необходимости разработки стратегии войны. Современные шахматы являются одной из разновидностей монгольских шахмат».

Монгольские шахматы существуют в двух вариантах: маленькие, общеупотребительные (шатар), и большие (хиашатар).

Монгольские шахматные фигуры

1. «Ноён» – аналог шахматного короля. Наименование идёт со времён Чингисхана. Как правило, фигура ноёна изображается сидящей в кресле или паланкине. Часто ноён изображается старым и почтенным консерватором.

2. «Бэрс» – аналог ферзя. Несмотря на одинаковые названия, в шатаре эту фигуру с одной стороны изображает какая-либо дикая кошка (тигр, лев, снежный барс), с другой – домашний зверь – собака, а порой даже бык.

3. «Тэмээ» («верблюд») – аналог слона. Фигура изображает двугорбого верблюда бактриана. Как вьючное и военное животное, он занял место слона в холодных странах.

4. «Морь» – конь, без всяких экивоков. Ходит он как конь в европейских шахматах и может перепрыгивать через другие фигуры. В шатаре эту фигуру изображает естественно, конь, непременно неосёдланный.

5.«Тэрэг» («Повозка») – аналог ладьи. В шатаре эта фигура представлена фургоном, повозкой, передвижной юртой, а в новое время (что, правда, сегодня тоже уже экзотика) – автомобилями, тракторами и даже танками.

6. «Х??» («детёныш», «щенок») – аналог пешки, будущий «бэрс». В самом деле, когда пешка достигает восьмого ранга, она может превратиться только в бэрса. Тем не менее, в шатаре пешку может изображать мелкие животные (тоже дикие и домашние) – зайцы, куры и т.п., а также музыканты, пленники и курьёзные бытовые сценки. Нередко бывает так, что ВСЕ пешки отличаются друг от друга, и различить их можно только по цвету цоколя.

Шахматная Монголия

В шахматных олимпиадах монгольские шахматисты участвуют: мужчины - с 1956, женщины - с 1963. Первая книга о национальных шахматах - «Монгол шатар» (автор - Санжажамц) выпущена в 1936. В книге «Шатар» («Шахматы») собраны легенды и предания о шахматах, старинные задачи, материалы по истории монгольских шахмат. Вышел в свет сборник «Шахматные этюды» (1975, автор -С.Чимэдцэрэн) Переведён на монгольский язык учебник шахматной игры М. Юдовича и И. Майзелиса. В 1936 создана национальная шахматная организация (шатрын секц), которую возглавил Л. Санжажамц - 1-й чемпион Монголии по национальным шахматам. Сегодня шахматная федерация Монголии объединяет около 3 тысяч шахматистов. 20 февраля 2013 года первый президент Калмыкии, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов прибыл с официальным рабочим визитом в Монголию, где в Улан-Баторе соcтоялась его встреча с президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдорджом.

Гроссмейстер Хатанбаатар, Базар

Гроссмейстер Мунгунтуул, Батхуяг

Гроссмейстер Шаравдори, Дашзегве

Международный мастер Анхчимег, Баянмун

Международный мастер Батцесег, Тувшинтогс

Международный мастер Ганболд, Одондоо

Международный мастер Йигйидсурен, Пурев

Международный мастер Лхагвасурен, Цедендемберел

Международный мастер Мягмарсурен, Лхамсурен

Международный мастер Тувшинтугс, Батчимег

Международный мастер Янджиндулам, Дуламсурен

Мастер ФИДЕ Алтаноч, Генден

Мастер ФИДЕ Батчулуун, Тсегмед

Мастер ФИДЕ Баттулга, Намхаи

Женский мастер ФИДЕ Баяраа, Зоригт

Мастер ФИДЕ Баярмандах, Балган

Мастер ФИДЕ Бямбаа, Зулзага

Мастер ФИДЕ Ерхембаяр, Дууренбаяр

Мастер ФИДЕ Хурелбаатар, Чултемямц

Мастер ФИДЕ Хурманбаи, Шакеи

Мастер ФИДЕ Лхагва, Ямбалдоо

Женский мастер ФИДЕ Майигсурен, Довдон

Женский мастер ФИДЕ Мунхчулуун, Тсегмед

Женский мастер ФИДЕ Отгоняргал, Сенгеравдан

Мастер ФИДЕ Оюнбаатар, Тумендемберел

Мастер ФИДЕ Сурендорй, Хандсурен

Женский мастер ФИДЕ Тунгалаг, Нямаа

Мастер ФИДЕ Тувсанаа, Нямаа

Шатар и Хиашатар - бурятское и монгольское название национальных шахматных игр, различающихся между собой размерами доски, одной фигурой («хиа»), при идентичности остальных правил игры.

Отличия от классических шахмат [ | ]

Правила [ | ]

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила.

Расстановка фигур [ | ]

В наиболее часто встречающемся варианте начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, то есть международных шахмат.

Ходы [ | ]

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (то есть как дракон в сёги); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, то есть вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, так как его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - дается ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо.

Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведенных правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Названия и изображения фигур [ | ]

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Хиашатар [ | ]

Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Он изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальная расстановка [ | ]

Начальное расположение показано на рисунке , на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение чёрных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Ходы [ | ]

У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, то есть и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперед, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т. д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдем к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, то есть на соседнее поле. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Так как телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

Родиной шахмат считается Индия. Здесь они получили название «чатуранга», что в переводе означает «четыре рода войск». Таким было построение армии: боевые слоны, конница, колесницы, пешие воины. Из Индии шахматы проникли в Персию, позднее совершили триумфальное шествие по всему миру.
Пришли они и в монгольские степи. Здесь кочевники-скотоводы, люди с богатой фантазией, создали «шатар» — национальные шахматы.
По народному поверью монголов, мастера этой игры живут до глубокой старости. А самые большие умельцы чуть ли не бессмертны, бот одна из легенд.


...У монгольского хана по предначертанию судьбы во время игры в шахматы истёк срок жизни. Владыка смерти Эрлэкхан отправил за ним гонца. Но оказалось, что гонец и сам — страстный шахматист. Увидев, как храбро и мастерски сражается хан со своим противником, гонец так увлёкся их игрой, что забыл о поручении своего владыки. Хан остался жив, и ещё долгие годы наслаждался любимой игрой...


Монгольские шахматные фигуры необычны, Вместо короля — сердитый хан на троне. В юрте же старого резчика Гэлэгдандара можно увидеть шахматного короля в образе меткого стрелка из лука (чёрные) и офицера Народной армии, скачущего на коне (белые).

И посейчас ферзя у монголов заменяет фигура собаки. Почему? Собака испокон веков была самым верным другом кочевника, надежным стражем стад. Поэтому ей отвели в шахматах такое почётное место.
Слона в монгольских шахматах заменяет верблюд. Но изображается он каждый раз по-иному. Так, Гэлэгдандар создал целые скульптурные композиции из двух—трёх фигур: верблюжонок со своей матерью, верблюд, играющий с мальчиком, два дерущихся верблюда.


Много любви и таланта вкладывают резчики в фигуру коня. И, конечно, не случайно. С конём была связана вся жизнь монгола. Старинная пословица так и гласит: «Монгол рождается и умирает в седле».
Фигура коня в монгольских шахматах вся в движении. Резчикам часто удаётся уловить такие оттенки настроения животного, которые, казалось бы, невозможно передать а маленьком кусочке дерева, — от буйной радости до злобы и бешенства. В музеях Монголии и в частных собраниях — сотни и сотни шахматных коней, и среди этих фигур не увидишь двух похожих. А ведь на¬до помнить, что дерево не терпит переделок. Один неверный нажим ножа — и всё испорчено. Какая же нужна твёрдость руки и точность глаза, чтобы в крошечной шахматной фигурке размером около пяти сантиметров изобразить целую скульптурную группу — выразительную, полную движения, неповторимо прекрасную!


Своеобразно выглядит и ладья. Ей часто соответствует изображение повозки, запряжённой парой лошадей. Нередко это кибитка или юрта. Современные же резчики, пытаясь показать изменения в жизни и хозяйстве страны, создают ладьи в виде трактора, автомашины.


По старой традиции пешка изображается в виде борющихся мальчиков. Она так и называется «хуу» (дитя).


Для монгольских шахмат характерна утончённая терминология шахов.
Например, шах пешкой называется «цод», шах слоном — «дуг», конем, ладьёй и ферзём — «шаг». Мат королю обозначается термином «мадлах». Он может быть дан любой фигурой, кроме коня. Рокировка в монгольских шахматах отсутствует.


«Шатар» очень интересны не только для учёных, но и для шахматистов. Являясь нередко замечательными образцами народного искусства, шахматы монголов свидетельствуют о достижениях в области культуры.

Монгольские шахматы существуют в 2-х вариантах - малые и большие. По-монгольски они называются так: малые - шатар , большие - хиашатар . Шатар известен относительно широко, а вот хиашатар почти абсолютно неизвестен. Однако именно этот последний вариант более необычен и потому более интересен.

Слово «шатар» происходит от «шатрандж » - названия арабских шахмат. И это не случайно, поскольку по наиболее вероятной версии монголы заимствовали шахматы у арабов через посредство персов. Основная цель раздела «Монгольские шахматы» - привлечь внимание к хиашатару. Однако описание шатара помещено на первом месте, так как логично излагать материал от простого к сложному, да и сведений по шатару гораздо больше.

Прежде чем перейти к описанию правил обеих игр, стоит отметить, что монголы относятся к шахматам с большим почтением. Игра происходит, как правило, в спокойной, уважительной атмосфере, игроки ведут себя достойно, и хотя во время игры часто забывают обо всём на свете, они не дают воли эмоциям. По степени вежливости и благородства во время игры монголы, пожалуй, близки к японцам. Хвалиться победой или открыто радоваться ей считается неприличным.

В Государственном Центральном музее Монголии в Улан-Баторе есть даже специальная экспозиция, рассказывающая о появлении и развитии шахмат в Монголии. О важном месте шахмат в жизни монголов свидетельствуют также легенды. Вот две из них:

Игрок в шахматы

Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать.

Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл!

По народному поверью, страстные любители шахмат живут очень долго. Вот как об этом рассказывает другая легенда.

Хан и бог смерти

У одного монгольского хана истек отведенный ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски сражается хан со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы.

Поскольку монголы ставят шахматы чрезвычайно высоко, шахматисты сидят в юрте на почётном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Шахматные доски часто вырезаются на крышках сундуков с семейными реликвиями или шкатулок с драгоценностями, а также и на более обычных бытовых предметах - например на деревянных кулинарных (разделочных) досках.

Практически в каждой семье есть комплект шатара, и даже в самой бедной юрте можно увидеть мешочек с потемневшими от времени фигурами и растрескавшуюся, потёртую доску, или, в крайнем случае, заменяющий её истрёпанный лист бумаги.

В настоящее время популярность шатара несколько уменьшилась из-за распространения в Монголии международных шахмат.

Для создания данного раздела были использованы как интернетовские, так и «бумажные», т.е. обычные источники. Ниже приведены те и другие.

Сайты Интернета по монгольским шахматам :

Литература по монгольским шахматам :

  1. С. Кондратьев. Шахматная игра у монголов. «Шахматы в СССР», 1931, №13, с.216-218, №14, с.232-234.
  2. Giada Ricci. Mongolie-Mongolie. Traditions de la steppe (Монголия. Степные традиции), с.44-47, Le jeu d’echecs mongol (Монгольская шахматная игра), 1983. Материалы из Музея Человека (Musee de l’Homme), Париж (фр. яз.).
  3. Н. Окано, Шахматы мира (Сэкай-но мэйна сёги, яп. яз.), с.40-46, глава V, Шатар и хиашатар. 1999.
  4. ШАХМАТЫ. Энциклопедический словарь. М., «Советская Энциклопедия», с.258, Монголия. 1999.
  5. Энциклопедия КНР по Физкультуре и Спорту (Чжунго Дабай Кэ Цюань Шу Тиюй, кит. яз.). Пекин-Шанхай. С.206, Монгольские шахматы (Мэнгу сянци). 1982.

Статья С. Кондратьева (1), хотя и была написана главным образом на основе материалов 1928 г., отнюдь не потеряла и сейчас своей ценности. Интересно, что значительную часть сведений С. Кондратьев получил от лам монастыря «Гандан» в Улан-Баторе. Материал (2) был любезно предоставлен Д.Б. Притчардом (D.B. Pritchard), автором известной «Энциклопедии вариантов шахмат» (The Encyclopedia of Chess Variants). Сведения о хиашатаре были найдены только в книге Н. Окано (3). Оттуда же были заимствованы рисунки.

В прошлом у монголов не было шахматной литературы, первая книга о национальных шахматах - «Монгол шатар» - вышла в 1936 г., автор Санжажамц. К сожалению, мне не удалось использовать монгольскую шахматную литературу, поэтому я буду очень признателен всем тем, кто поможет в поиске и переводе монгольских источников.

Шатар

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила. Начнем с наиболее часто встречающегося варианта. Начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, т.е. международных шахмат.

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (т.е. как превращённая ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, т.е. вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, т.к. его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - даётся ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (т.е. ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо. Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведённых правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:

  • Король - князь, по-монгольски нойон.
  • Ферзь по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.
  • Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».
  • Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».
  • Слон называется тэмэ, в переводе «верблюд».
  • Пешка по-монгольски ху, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребёнок, а детёныш животных («бэрсенок», щенок).

Фигуры часто выполняются в такой форме:

  • король - важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине (это князь или даже хан),
  • конь - фигурка коня,
  • слон представлен верблюдом (но иногда и слоном), а
  • ладья - двухколёсной кибиткой без лошади, с оглоблями, упирающимися в землю.
  • Интересно, что распространённые изображения ферзя и пешки отличаются только размерами, но не формой: и пешка, и ферзь - лохматые собаки, но ферзь настолько больше пешки, насколько взрослая собака больше щенка. Т.е. по форме пешка - это маленький ферзь. Это напоминает нам, что каждая пешка имеет шанс стать ферзём.

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Приведём и другие варианты формы фигур. Во-первых, существуют модернизированные формы (см. ниже описание короля и ладьи). Во-вторых, одинаковые фигуры разного цвета иногда бывают разной формы. Начнём с королей.

  • Белый король напоминает описанный выше вариант, это почтенный, грузный, бородатый и очень важный мужчина. Он олицетворяет всё старое, консервативное. Чёрный король - прямая ему противоположность, это худощавый безбородый молодой человек. Он явный носитель нового и прогрессивного. В современных комплектах его даже изображали в виде председателя колхоза!
  • Как уже говорилось выше, ферзи часто изображаются в виде больших собак. Однако существуют и другие кандидатуры на эту роль - большие кошки. Для белых это обычно белый лев с зелёной гривой, для чёрных - барс или пантера.
  • Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге - жеребцы и верблюды, на другом - кобылы и верблюдицы.
  • Ладья может быть представлена не только кибиткой, но и колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, а в современных комплектах - автомобилем или танком.
  • Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.

Рис. 1. Вариант начальной расстановки фигур в шатаре

Покажем на конкретном примере, как в шатаре может закончиться партия. Белые: Кр b6, Л b4, С d3, К g8, пп с6, h2; чёрные: Кр с8, п h3. Шах или мат принято объявлять громким возгласом, поэтому ниже проставлены восклицательные знаки.

Вариант №1. 1.С f5 тук! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 тук! В результате ничья - нёл, т.к. не было ни одного шака. Вариант №2. 1.С b1 Кр b8 2.К е7 Кр а8 3.С е4 Кр b8 4.с7 цод! Результат - как в варианте 1 и по той же причине. Вариант №3. 1.К е7 шак! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 мат! Результат - выигрыш, т.к. в серии шахов был шак. Вариант №4. 1.C f5 тук! Кр b8 2.C f4 тук! Кр a8 3.Л a4 мат! Результат - как в варианте 3 и по той же причине (шак дает ладья). Вариант №5. 1.Л а4 Кр b8 2.С f5 чжит! Результат зависит от принятого соглашения о пате, т.е. здесь либо ничья, либо выигрыш белых.

Чёрная пешка на h3 кажется лишней, но это не так: ведь одинокий король не матуется, и не будь этой пешки, была бы ничья - робадо.

Рассмотрим теперь старинную задачу, имеющую историческую ценность. Белые: Кр а1, Л h1, Л h3, С h2, пп f6, g6; чёрные: Кр g8, Ф с2, пп с3, d3. С этой задачей связана следующая легенда. Два пожилых монгола играли партию на крупную денежную ставку. Жена играющего белыми заметила критическое положение мужа и сказала ему: «Двое ребят уже подросли, сломаем наши кибитки, посадим детей на верблюдов и спасёмся от цзута» (цзут - вызванный бескормицей падёж скота при глубоком снеге). Муж понял скрытую подсказку и выиграл следующим образом: 1.Л h8+ Кр:h8 2.С е5+ Кр g8 3.Л h8+ Кр:h8 4. f7х.

Эта задача не что иное, как монголизированный «мат Диларам » - знаменитая задача шатранджа. Удивительно, что при отсутствии у монголов шахматной нотации и литературы они сумели сохранить и задачу, и сопутствующую ей легенду в течение 600-700, а может быть и 1000 лет.

Хиашатар

Перейдём теперь к основной цели данного раздела - к хиашатару. Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Мы будем называть их телохранителями. Обычно телохранитель изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальное расположение показано на рис.2, на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение черных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Рис. 2. Вариант начальной расстановки фигур в хиашатаре

Перейдём теперь к описанию ходов фигур хиашатара. У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, т.е. и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперёд, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т.д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдём к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, т.е. на соседнее поле. Разъясним это с помощью рис.3. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Т.к. телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

Рис. 3. Зоны влияния телохранителей (заштрихованы)

Возник хиашатар около 500 лет назад. Вот как об этом рассказывает легенда.

Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в своё войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

В настоящее время даже в Монголии только немногие проявляют интерес к хиашатару. Однако эта оригинальная и мало исследованная игра определённо заслуживает внимания.

Шахматную партию исследователь рассматривает как битву двух сторон на поле боя. Здесь требуется мудрая военная стратегия и тактика, существуют линия фронта и шеренги готовых к сражению воинов. Не исключено, что Чингисхан прибегал к шахматным баталиям. Эти исторические предпосылки явились очагом возникновения монгольских шахмат, которые в дальнейшем прижились во всём мире как гимнастика ума и искусство игры. Свои выводы А. Пунцаг подкрепляет распространённой легендой.

Когда Чингисхан двинулся покорять Индию и Европу, европейцы оказывали упорное сопротивление. Воины Чингисхана осаждали один город в течение 30 месяцев. Стали они думать, как быстрее взять город. Ежедневно выстраивали свои ряды воины, а также лошади и верблюды, запряжённые в телеги. Животные до того уже привыкли к таким занятиям, что когда начинали запрягать телеги, то они, как дрессированные, тотчас же покорно занимали свои места.

Однажды Чингисхан вызвал к себе своих четырёх полководцев и сказал: «Смотрите, наши животные научились занимать свои места, а мы, люди, не можем придумать, как взять город». Тогда полководцы Мухлай и Боорчи начали обдумывать план предстоящей битвы.

Они установили линию фронта, затем позиции, на которых должны стоять воины, конница, а также боевые колесницы. Они устроили своеобразную шахматную доску, на которой деревянными фигурами изобразили силы свои и противника. Во главе войск стояли два короля, которые руководили военными действиями. Под королём они подразумевали своего владыку, который должен устроить хитроумную засаду и захватить короля противника. Таким образом они обдумали свою военную стратегию и сумели воплотить её на деле, добыв желанную победу.

На основе этой и других легенд А. Пунцаг заключил: «Монголами были изобретены свои национальные шахматы, которые появились в силу необходимости разработки стратегии войны. Современные шахматы являются одной из разновидностей монгольских шахмат».

Монгольские шахматы существуют в двух вариантах: маленькие, общеупотребительные (шатар), и большие (хиашатар).

Монгольские шахматные фигуры

1. «Ноён» - аналог шахматного короля. Наименование идёт со времён Чингисхана. Как правило, фигура ноёна изображается сидящей в кресле или паланкине. Часто ноён изображается старым и почтенным консерватором.

2. «Бэрс» - аналог ферзя. Несмотря на одинаковые названия, в шатаре эту фигуру с одной стороны изображает какая-либо дикая кошка (тигр, лев, снежный барс), с другой - домашний зверь - собака, а порой даже бык. Бэрс или Барс означает - тигр.

3. «Тэмээ» («верблюд») - аналог слона. Фигура изображает двугорбого верблюда бактриана. Как вьючное и военное животное, он занял место слона в холодных странах.

4. «Морь» - конь, без всяких экивоков. Ходит он как конь в европейских шахматах и может перепрыгивать через другие фигуры. В шатаре эту фигуру изображает, естественно, конь, непременно неосёдланный.

5.«Тэрэг» («Повозка») - аналог ладьи. В шатаре эта фигура представлена фургоном, повозкой, передвижной юртой, а в новое время (что, правда, сегодня тоже уже экзотика) - автомобилями, тракторами и даже танками.

6. «Хүү»“ (Детёныш”, “щенок”) - аналог пешки, будущий «бэрс». В самом деле, когда пешка достигает восьмого ранга, она может превратиться только в бэрса. Тем не менее, в шатаре пешку может изображать мелкие животные (тоже дикие и домашние) - зайцы, куры и т.п., а также музыканты, пленники и курьёзные бытовые сценки. Нередко бывает так, что ВСЕ пешки отличаются друг от друга, и различить их можно только по цвету цоколя.

Шахматная Монголия

В шахматных олимпиадах монгольские шахматисты участвуют: мужчины — с 1956, женщины — с 1963. Первая книга о национальных шахматах — «Монгол шатар» (автор — Санжаажамц) выпущена в 1936. В книге «Шатар» («Шахматы») собраны легенды и предания о шахматах, старинные задачи, материалы по истории монгольских шахмат. Вышел в свет сборник «Шахматные этюды» (1975, автор —С.Чимэдцэрэн) Переведён на монгольский язык учебник шахматной игры М. Юдовича и И. Майзелиса. В 1936 создана национальная шахматная организация (шатрын секц), которую возглавил Л. Санжажамц — 1-й чемпион Монголии по национальным шахматам. Сегодня шахматная федерация Монголии объединяет около 3 тысяч шахматистов. 20 февраля 2013 года первый президент Калмыкии, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов прибыл с официальным рабочим визитом в Монголию, где в Улан-Баторе соcтоялась его встреча с президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем.

Гроссмейстер Хатанбаатар Базар

Гроссмейстер Мөнгөнтуул Батхуяг

Гроссмейстер Шаравдорж, Дашзэвгэ

Международный мастер Анхчимэг Баянмөнх

Международный мастер Батцэцэг, Түвшинтөгс

Международный мастер Ганболд Одондоо

Международный мастер Жигжидсүрэн Пүрэв

Международный мастер Лхагвасүрэн, Цэдэндэмбэрэл

Международный мастер Мягмарсүрэн Лхамсүрэн

Международный мастер Түвшинтөгс Батчимэг

Международный мастер Янджиндулам Дуламсүрэн

Мастер ФИДЕ Алтан-Оч Гэндэн

Мастер ФИДЕ Батчулуун Цэгмид

Мастер ФИДЕ Баттулга Намхай

Женский мастер ФИДЕ Баяраа Зоригт

Мастер ФИДЕ Баярмандах Балган

Мастер ФИДЕ Бямбаа, Зулзага

Мастер ФИДЕ Эрхэмбаяр Дүүрэнбаяр

Мастер ФИДЕ Хүрэлбаатар Чүлтэмжамц

Мастер ФИДЕ Хурманбаи Шакеи

Мастер ФИДЕ Лхагва Жамбалдоо

Женский мастер ФИДЕ Мажигсүрэн Довдон

Женский мастер ФИДЕ Мөнхчулуун Цэгмид

Женский мастер ФИДЕ Отгонжаргал Сэнгэравдан

Мастер ФИДЕ Оюунбаатар Түмэндэмбэрэл

Мастер ФИДЕ Сүрэндорж Хандсүрэн

Женский мастер ФИДЕ Тунгалаг Нямаа

Мастер ФИДЕ Төвсанаа Нямаа