Доклад: Образование в XIX веке. Образование в XIX веке Как развивалась система образования в 19 веке

Школа в России в первой половине 19 века.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

преобразования Александра I Коснулись народного образования. Было создано Министерство народного просвещения. В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось.

Дерптский – 1802 г.Казанский – 1804 г.Харьковский – 1804 г.Виленский – 1804 г.Петербургский – 1819 г.

В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища. Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей для представителей высшего дворянского общества. Затем – Демидовский лицей в Ярославле; 1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

общеобразовательная школа: гимназии (7 лет). уездные училища (3 года), приходские училища (1 год). высшая школа: университеты, академии.

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы. “Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений: начало века – в стране всего 158 училищ

середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.

Приходское училище: грамота, арифметика, Закон Божий

Уездные училища: русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география

Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.

  1. Россия в первой половине 19 века (3)

    Контрольная работа >> История

    Отечественной истории Тема: Россия в первой половине 19 века Исполнитель: студент... заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в... т.п. Дети"раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" интересов...

  2. Образование и просвещение в России в первой половине 19 века

    Реферат >> История

    Истории на тему: Образование и просвещение в России в первой половине 19 века Выполнил: Оболенский Андрей 8б класс... . Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России . К первой половине XIX в. относятся попытки участия...

  3. Россия в первой половине 19 века (2)

    Реферат >> История

    Вариант №10 Россия в первой половине XIX века Содержание Введение ………………………………………………………………………. 3 1. Социально-экономическое развитие России ...…………………………... 5 2. Внутренняя... на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, ...

  4. После общероссийской реформы 1804 году в губернии складывается новая система мужского образования. В 1805 году в Доме призрения ближнего открывается гимназия. Ее первым директором был А.Н.Хомутов. Многопредметная программа гимназии не была постоянной. В 1-й половине XIX века в основу гимназического образования было положено преподавание древних языков, греческого (1834-1852 гг.) и, прежде всего, латыни. Важную роль играли и математика, французский и др. новые языки. В конце 1840-х годов, была сделана попытка увеличить, объем естественнонаучных дисциплин в учебной программе, но от этого быстро отказались. В гимназии с 1817 году вводится платное образование.

    В начале XIX века на базе народных училищ возникают уездные училища в городах Ярославле, Ростове, Рыбинске, Мологе, Угличе, а затем и в др. городах. Это средняя ступень школы. Низшей ступенью были приходские училища, здесь давались навыки чтения, письма, счета и религиозное воспитание. Приходские училища создавались по личной инициативе духовенства.

    В 1805 году в Ярославле открывается высших наук училище (Демидовский лицей).

    В начале века отсутствие в обществе серьезной потребности в образовании сдерживало развитие школы. В 1828 году была проведена ее реформа, перестала быть нормой трехступенчатая модель. Образование имело сословный оттенок (гимназия - гл. образом, хотя и не исключительно, для дворян, уездные училища - для детей купцов и зажиточных ремесленников).

    Развивалось женское образование. В 1816 году учитель рисования ярославская гимназии Луи Дювернуа открыл здесь институт благородных девиц. В 1820 году частный женский пансион открыла А.Матьен. Частные пансионы открывались затем в Ярославле и других городах. Все они предназначались для молодых дворянок.

    В 1828 году открылось первое, вероятно, на селе народное училище в Поречье под Ростовом. В 1834 году в селе Староандреевском (ныне Шаготь) открыто образцовое приходское училище. Князь М.Д.Волконский открыл школу для крестьян в 1835 году в селе Марьино (на реке Ильди). Повсеместно было распространено обучение грамоте односельчанами. В середине века И.Аксаков фиксировал: «В Ярославской губернии более всего грамотных. Не говорю уж о горожанах: между мещанами неграмотный редкое исключение». В 1840-е года в губернии обучались в школах от 12 до 47 процентов мальчиков (в среднем 28,7%).

    В 1860–1861 годах была открыта силами энтузиастов 21 воскресная школа (в том числе женская в Угличе). В 1862 году они были закрыты за критический уклон.

    К мужской гимназии в Ярославле прибавляется гимназия в Рыбинске (открылась в 1875 г., полной стала в 1884 г.). В программе их господствуют древние языки. Только в начале XX века время на латынь и греческий язык было сокращено в пользу русского языка и географии.

    До начала 1860-х годов в губернии было 4 женских училища (в Ярославле, Ростове, Рыбинске, Романове-Борисоглебске). В 1861 году в Ярославле возникает Мариинская женская гимназия «облегченного типа», которая располагалась в Доме призрения ближнего. Ее первой начальницей была Ф.Ф.Шульц. Она предназначалась «для девиц всех сословий». В 1876 году взамен переехавшей Мариинской гимназии в Доме призрения ближнего открывается Екатерининская женская гимназия. К концу века в губернии 3 женских гимназии (2 в Ярославле, 1 в Рыбинске), и 3 прогимназии (Ростов, Углич, Пошехонье).

    В 1880-1886 годах в Ярославле существовало частное реальное училище П.Я.Морозова с уклоном в сторону естественных наук. Государственное реальное училище будет открыто в городе в 1907 году.

    Развивается профессиональное образование. К концу века существуют учительская семинария в селе Новом Мологского уезда, техническое училище им. Комарова в Рыбинске, Соболевское ремесленное училище в Ярославле, фельдшерская школа в Ярославле (с 1873 г.). В 1859 году в Ярославле появляется школа военных писарей, на базе которой возникает военная прогимназия (1868/1869 уч. год). Впоследствии она была преобразована в военную школу и на ее основе в 1895 г. создается кадетский корпус , расположившийся за рекой Которосль, где с 30-х годов XIX века были батальоны кантонистов.

    На рубеже веков возникают профессиональные училища: техническое училище им. Н.П.Пастухова ; торговая школа, которая затем будет преобразована в коммерческое училище имени Ярослава Мудрого; вечерние классы рисования в Ярославле, речное училище в Рыбинске, сельскохозяйственная школа - сначала в с. Вахтино Даниловского уезда, а после в Угличском у., коммерческое училище в селе Великом, техническое училище в селе Середа и т.д.

    В системе духовного образования, помимо семинарии , возникают 4 уездных духовных училища – в Ярославле, Ростове, Угличе и Пошехонье (первоначально в Адриановом монастыре). Было духовное училище и в Переславле-Залесском.

    В Ярославле в 1848 году открывается училище девиц духовного звания . Сначала оно было трехклассным, а с 1903 года - стало шестиклассным. В 1880 году появляется шестиклассное Ионафановское епархиальное женское училище. Оно готовило и учительниц для церковно-приходских и земских школ.

    Во 2-й половине XIX века отмечается развитие потребности в образовании. Система образования включает в себя низшее звено (школы грамоты, одноклассные училища); двуклассные училища; уездные училища (их в губернии 6: в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Романове-Борисоглебске, Угличе, Мологе). На этой арене взаимодействуют государство, земство и церковь.

    Земство активно шло навстречу народной потребности в образовании, но его активность сдерживалась материальными возможностями.

    В 1860-е года по инициативе некоторых священников (а иногда и за их счет) возникают приходские училища - например, в селах Воскресенском, Маслове, Кузяеве Мышкинского уезда. Много трудился над развитием образования архиепископ Нил (Исакович) . В 1884 году учреждается система церковно-приходских школ, финансируемых по духовному ведомству.

    Самой распространенной формой народной школы была школа одноклассная (трехгодичная). Здесь изучались Закон Божий, церковно-славянский и русский язык, арифметика, чистописание, иногда ремесла и рукоделие, а в церковно-приходских школах еще и церковное пение. В 1896 году появляются первые двухклассные (шестигодичные) церковно-приходские школы (учительские).

    За три последних десятилетия XIX века число учебных заведений в губернии выросло почти в пять раз, а число учащихся более чем в пять раз. К концу века школ низшего типа было 1036, с около 56 тысячи учащихся. В конце XIX века губерния по развитию начального образования, числу школ, грамотности населения была одной из первых в стране, соперничая с Прибалтикой, Московской и Петербургской губерниями. А по проценту грамотных губерния была первой среди земских губерний. В некоторых уездах была обеспечена почти поголовная грамотность мальчиков (особенно в Рыбинском, Ярославском, Мологском и Мышкинском). Самым высоким был уровень грамотности в Копринской волости Рыбинского уезда. Среди призывников было 86, а местами и 100 процентов грамотных. В семьях отходников грамотность достигала 90 процентов.

    К началу ХХ века средний показатель грамотности среди мужского населения достигал 61,8%, среди женщин - 27,3% (по данным переписи 1897 г. аналогичные показатели в целом по России составляли соответственно - 27% и 13%).

    Ермолин Е.А.

    Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

    Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

    Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

    Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

    Предметы изучения

    План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

    Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

    В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, геометрия, чистописание и закон Божий.

    В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

    В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

    Процесс обучения

    В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

    Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

    XVIII век

    XVIII век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

    Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 г. в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.

    В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерийская школа; в 1708 г. - Медицинское училище; в 1712 г. - Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

    К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись).

    К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

    XIX век

    К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

    При Александре I (1801-1825 гг.)

    Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский , в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

    При Николае I (1825-1855)

    При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

    В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

    В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

    1. для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
    2. для средних сословий, то есть мещан и купцов - трёхклассные училища (геометрия, география, история).
    3. для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

    В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

    В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

    Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

    В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем , начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

    В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

    Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

    При Александре II (1855-1881)

    Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2-3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. (c. 62,89)

    С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование (c.25): «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковноприходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)». [там же, с.62].

    После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выноситься законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая г. согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был. Позже в 1910 году, было установалено 4-летнее обучение для всех начальных школ.

    Обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении. И вопреки распространенной мистификации закон о всеобщем и бесплатном начальном образовании принят не был. К 1915 году лишь в нескольких отдельных уездах и городах было введено обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение (в 15 земствах из более чем 440; то есть в 3 %). В масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне, ни один из разработанных законопроектов о введении всеобщего обучения так и не был принят.

    Распространено мнение, что в масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне. - однако, это не так: рамочный закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г. Николаем II, а в дальнейшем разногласия между Гос.думой и Госсоветом состояли в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования (выше предложенного Гос.думой) без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Гос.дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличения финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется . При этом, те же современные критики этого закона пишут: «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917года

    «Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.

    Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98 % действительного количества таких школ. Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения - 59682; Духовного ведомства - 37922; прочих ведомств - 2691.

    В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 %. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 % всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 г. начальную школу »…

    Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11 %) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

    Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) - 59907, составляло 61 % всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64 % общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети."

    «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства» (с. 193).

    Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» С. 187-188 СПб., 1912

    К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек.

    По данным Николая Ерофеева расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции - 2 р. 11 к., в Германии - 1 р. 89 к., а в России - 21 копейку. Однако данная оценка (21 копейка на душу населения в 1914 году) представляется явно заниженной. Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008. с.285-286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280-300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на душу населения в Российской Империи в 1914 году былы не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

    К1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений , из них:

    • 80801 ведомства МНП,
    • 40530 ведомства православного исповедания
    • 2414 других ведомств.

    Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %).

    Однако, в европейской части России ситуация была гораздо лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах) ».

    Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий −441, прогимназий - 29, реальных училищ - 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.

    Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы. По данным А.Е.Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 - в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. Таблица №28, с.254)

    В государственных высших учебных заведениях училось:

    • Университеты −10 (35 695 учащихся)
    • Юридические - 4 (1036 учащихся)
    • Востоковедение - 3 (270 учащихся)
    • Медицинские - 2 (2592 учащихся)
    • Педагогические - 4 (894 учащихся)
    • Военные и военно-морские - 8 (1182 учащихся)
    • Богословские - 6 (1085 учащихся)
    • Инженерно-промышленные - 15 (23329 учащихся)
    • Земледельческие - 6 (3307 учащихся)
    • Ветеринарные - 4 (1729 учащихся)
    • Художественные - 1 (260 учащихся)

    Подробнее: Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154, 254.

    Как докладывал министр просвещения П. Н. Игнатьев в 1916 году:

    Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек - существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков. Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40 % общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г, то есть с открытием Новороссийского университета, так как учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

    Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

    Доказывать, нехватку профессиональных специалистов и необходимость создания новых высших учебных заведений Министра просвещения заставило то обстоятельство, что Николай II в апреле 1912 г., перед особым совещанием и Советом Министров «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». Д. Л. Сапрыкин (руководитель Центра исследований научно- образовательной политики ИИЕТ РАН) дополняет этот эпизод следующими сведениями (44-46):

    … данное решение (1912г) являлось одним из первых опытов системного кадрового планирования в масштабах всей страны и опиралось на оценку потребностей Российской Империи в кадрах, осуществленной министерством Л. А. Кассо (последний действительно считал необходимым ограничить рост университетского образования). При следующем министре (П. Н. Игнатьеве) предыдущие оценки были пересмотрены. … После соответствующего доклада министра Николай II пересмотрел предыдущее решение и санкционировал введение новых факультетов в Саратовском и Томском университетах, создание новых университетов (в Ростове-на-Дону, Перми, Иркутске и Нижнем Новгороде) и ряда других высших учебных заведений университетского типа (этот эпизод подробно описан П. Н. Игнатьевым на с.127-128 его мемуаров). При этом Николай II всегда подчеркивал именно необходимость опережающего развития техники и технического образования… Достижения российской техники в военный и послевоенный период, быстрое приращение «военно-технического потенциала» были бы невозможны, если бы за два десятилетия, предшествовавшие большой войне в Российской империи не был бы создан соответствующий «образовательный потенциал». Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было ещё меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода. Уровень их подготовки был примерно такой же как у европейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успешная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть И. И. Сикорского, С. П. Тимошенко, В. К. Зворыкина, В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина).

    Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009), с.44-46

    «На рубеже XIX и XX веков в Российской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов. В Германии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах училось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях 12,2 тысячи, в специальных академиях - 3,9 тысяч. На всех „факультетах“ Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и католических институтах. В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек …Из этих данных видно, что система российского высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран… Накануне Первой мировой войны Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования, но заметно превосходила в области специального образования… Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию».

    Быстро развивалось в начале XX века и образование крестьян по агротехнике. В 1913 г. в России работало 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационно-консультационной службы. Организовывались учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

    В целом по Российской империи к 1 января 1914 г. было 8902621 учащихся. Из них в начальных и низших школах обучалось - около 82 % всех учащихся. В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях - около 6 %. В специальных средних и низших школах - 3,2 %. В различных частных, национально-религиозных и т. п. учебных заведения - около 7 %. В высших учебных заведениях - 0,8 %. Остальные, около 1 %, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).

    Подводя итог реформам национального образования к 1914\1917 гг (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), Д. Л. Сапрыкин пишет :

    Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую: 1) 3-4 летний цикл начального образования, 2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений, 3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений), 4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. … В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности».

    Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009)

    Учебные заведения в России до 1917 года

    • Военно-учебные заведения - военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
    • Волостные училища - начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
    • Воскресные школы - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX - начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
    • Высшие начальные училища - занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года - городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.
    • Высшие женские курсы - высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
    • Гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии .
    • Духовная академия - высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия - первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия »), закрыта в 1919 году , возрождена в 1943 году .
    • Духовная семинария - православное среднее учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России.
    • Духовное училище - православное начальное учебное заведение.
    • Начальные училища (земские школы) - начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
    • - светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.
    • - средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
    • Кадетские корпуса - среднее военно-учебное заведение с полным пансионом.
    • Коммерческие училища - средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
    • Народные училища - средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных заведений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
    • Курсы - платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
    • Реальные гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
    • Реальное училище - среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
    • Университеты - светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
    • Учительские семинарии и школы - учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
    • Церковно-приходские школы - начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
    • Школы - собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде , Переяславе, Чернигове , Суздале .

    Примечания

    Ссылки

    • Голубцова М. А. Московская школа Екатерининской эпохи // Москва в ее прошлом и настоящем. - Ч. 8. - М.: Образование, 1911. - С. 3-20.
    • Записки покойного учителя // Исторический вестник, 1888. - Т. 33. - № 8. - С. 296-337.
    • И. Б. Идеи о народном образовании в екатерининское время // Исторический вестник, 1884. - Т. 15. - № 3. - С. 600-614.
    • Иванов А. Челобитная царю Феодору Алексеевичу. 1678 г. // Русский архив, 1895. - Кн. 1. - Вып. 2. - С. 277-278. - Под загл.: Из археологических заметок А. А. Мартынова. Плата за обучение грамоте.
    • История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. «Просвещение», Москва, 1982 г.

    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И

    В развитии просвещения и образования в 19 веке можно выделить три главных тенденции. Первое – внимание к проблемам всеобщего начального образования. Второе – формирование инженерно-технической интеллигенции, открытие первых инженерных вузов в Европе. Третье – борьба женщин за получение профессионального образования. Рассмотрим, как эти проблемы решались в Европе и России.

    Когда-то в раннем средневековье Карл Великий мечтал о начальном образовании своих подданных, для того, чтобы они могли читать Библию. Следующий всплеск образовательного энтузиазма был связан с эпохой Возрождения и Реформацией. Тем не менее, в европейских странах никогда, вплоть до 19 века, не обсуждался вопрос о законодательном оформлении права на получение обязательного начального образования.

    Бурное развитие капиталистического производства в Англии привело предпринимателей к выводу о необходимости расширения кругозора и образования рабочих. Дешевле было заняться массовым обучением рабочих, чем обновлять сломанный парк машин и механизмов или оплачивать пособия по производственному травматизму. Именно в Англии с 30-хгодов 19 века постепенно начинают вовлекать всех занятых в производстве детей к обязательному обучению. Например, всех работающих детей до 14 лет обязывали в течение 2-х часов в день посещать фабричные школы организованные хозяевами. Англия стала первой в Европе страной, где в 1870 году был принят закон об обязательном начальном образовании , правда, с 1870 по 1880год начальные школы Англии были в ведении местных властей, которые не всегда брали на себя расходы по организации образования. Только в 1880 году начальное образование было объявлено, безусловно, обязательным для всех англичан в возрасте от 5 до 13 лет, независимо от желания местных властей. С 1892 года начальное образование в Англии становится бесплатным.

    Во Франции внимание к проблемам народного образования было привлечено ещё в ходе Великой революции. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года провозгласила организацию общественного образования для всех граждан.

    19 век во Франции стали называть веком народной школы. В 1883 году был издан закон, по которому каждая община была обязана содержать, по крайней мере, одну начальную школу.

    В Германии, Голландии, Швейцарии, действенным фактором развития народного образования, безусловно, был протестантизм.

    В германских землях примером для подражания в вопросах решения проблемы народного образования была Пруссия, там уже с 1794 года, в соответствии с земским правом, был провозглашен принцип обязательного посещения школ. Поражение Пруссии в борьбе с Наполеоном пробудило в народном духе интерес к образованию как фактору, в том числе, и военных побед. В1819 году в Пруссии принимается закон об обязательном начальном образовании , в соответствии с которым родителям, не посылавшим своих детей в школу, грозило наказание. В решении вопросов народного образования для Германии 19 века характерно внимание к вопросам инфраструктуры школы. Идет массовая подготовка учительского корпуса. Обсуждая военные победы Пруссии над Австрией (1866 г.) и Францией(1870 г.), европейцы были убеждены в том, что основу этих побед создал прусский учитель.



    Следует иметь в виду, что в 19 веке «образовательный бум» сопровождался высоким интересом к педагогической науке . Своеобразным педагогическим центром Европы становится Швейцария, где в конце 18 века была создана школа в городе Бургсдорф. Там работал знаменитый педагог Песталоцци (1746-1822 гг.). Его разработки образовательных методик для беднейших слоев общества привлекали внимание всех европейцев.

    Характерной особенностью развития школьного дела в Европе 19 века явилась общая тенденция вывода религиозного воспитания из стен школы. Школы заявляли о своем религиозном нейтралитете . Как нам кажется, это явление ещё раз ярко демонстрирует буржуазное развитие Европы в 19 веке. Миграция рабочей силы делает рабочий класс многоконфессиональным. Традиционное религиозное воспитание и задачи получения общего образования, диктуемого интернациональным производством, вступают в противоречие. Именно в 19 веке постепенно происходит разделение религиозного и светского образования. Это не означает отказа, тем более запрета, религиозного просвещения. Оно продолжает существовать, но только вне школы, и что очень важно, по свободному выбору учащихся и их родителей. Первые примеры светских школ создаются в Англии, Голландии, Франции и США.

    Общеевропейская тенденция внимания к проблеме народного образования проявлялась и в российской истории 19 века. Уже в первой половине века нельзя было не заметить новые буржуазные отношения, формировавшиеся в недрах традиционного народного хозяйства. Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей, а вместе с тем предъявлялись новые требования к работникам. Тем временем, состояние грамотности народа вызывало серьёзную тревогу. В начало 19 века в российской глубинке было всего лишь 2,7% грамотного населения, а в городах - чуть более 9%. Заметим, что Россия по-прежнему являлась страной сельскохозяйственной, и число городского населения не превышало 4% . Культурная отсталость России тормозила экономическое развитие страны. Жизнь диктовала необходимость комплексных мер по развитию народного образования. Для организации такой деятельности в августе 1802 года впервые в истории России было создано министерство народного просвещения . В 1804 году Александр 1 утвердил представленные Министерством «Предварительные правила народного просвещения», на базе которых был обнародован «Устав учебных заведений». Согласно Уставу1804 года, собственно народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, которые являлись первой ступенью общеобразовательной системы. Одногодичные приходские училища создавались при храмах, как в городах, так и деревнях. В казённых деревнях и городах ими ведал священник, а в помещичьих владениях – сам хозяин имения. Средства для развития приходских школ должно было выделять само население. Как видно, в самой организации дела были заложены препятствия для его развития. Мало было заявить об открытии учебного заведения (таких рапортов министерство получило, например, только в 1810 году от новгородской епархии 110), нужно было найти деньги, помещение, проявить волю по достижению цели и т.д., а вот этого - то, как раз и не было. Итоги работы по народному просвещению в России в первой четверти 19 века были не утешительны. В 1825 году в стране в 686 уездных городах, в которых проживало свыше 4-х миллионов человек, работало 1095 простейших школ, в то время как там же существовало 12179 трактиров и питейных домов.

    Второй ступенью народного образования России Устав 1804 года называет уездные училища . Они создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей третьего сословия – ремесленников, торговцев, мещан. Училища получали ежегодное содержание от правительства.

    Таким образом, училища первой и второй ступеней давали начальное школьное образование.

    Впервые о законодательном закреплении права на обязательное начальное образовании свободных граждан России заговорили при подготовке проекта школьной реформы Александра П 1864 года . Однако, половинчатость реформ Александра П не позволила осуществить эти планы. Российская начальная школа на протяжении 19 века постепенно преобразовывалась. Она была выведена из духовного ведомства и подчинена светским училищным советам, в состав которых входили как представители государственной власти, сословий, так и деятели земств. Срок обучения в начальной школе был определен в три года, а дальнейшее получение образования в средних учебных заведениях (гимназиях) предполагал сдачу экзамена по программе начальной школы. Несмотря на светский характер подчинения начальных школ, православное воспитание в них, изучение Закона Божьего оставалось стержнем нравственного воспитания учащихся.