Что мы знаем о половом инстинкте. Половой инстинкт — самый сильный. Признаки «высокорангового» мужчины

ПСИХОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

В.А. Вагнер

Генезис и эволюция полового инстинкта у животных и человека

  1. Половой инстинкт у животных.
  2. Поиски самок самцами в царстве животных и женщин мужчинами в человеческом обществе.
  3. Приемы овладения самками у животных и «слабым полом» у человека.

3.1. Музыка.

3.1.1. Музыка животных.

3.1.2. Музыка в человеческом обществе как средство овладевания «слабым полом»; ее отличие от музыки животных

3.2. Танцы самцов как прием овладения самками.

3.2.1. Танцы животных.

3.2.2. Танцы в человеческом обществе

  1. Определенное материнство.
  2. Борьба у людей за женщин.
  3. Генезис и главнейшие этапы эволюции ухода за потомством.
  4. Эволюция материнского инстинкта у человека и законы, обусловливающие его современное положение у культурных народов.

1. Половой инстинкт у животных.

Половой инстинкт у животных явился не сразу; ему предшествовал длительный период физиологических процессов, в которых психология не имела места; он начал слагаться с обособлением нервной системы и того уровня ее строения, когда инстинкты, хотя бы только первичные, могли быть ее функциями.

Когда момент этот наступил, когда половой инстинкт мог получить место, он на пути своего развития проходил ряд этапов систематического осложнения, подобных тому, как мы это видели и в эволюции психологии питания.

Как в первом, так и в последнем процессе эволюция начинается с того, что животные не ищут того, что им надо; они бродят, стимулируемые своим физиологическим состоянием, случайно набредают на то, что им нужно, и, натолкнувшись, удовлетворяют свою потребность.

Половые инстинкты червей , с которых мы начнем свой очерк эволюции психологии размножения, представляют безграничное разнообразие, вызывающее впечатление, как будто здесь природа делала опыты над всеми возможностями в решении задачи. Мы встречаем тут и широко распространенный типический гермафродитизм, и случаи, когда особи одного и того же вида могут функционировать и как гермафродиты и как представители разных полов, и размножение почкованием (у Тегebella, например), и партеногенез, который у коловраток представляет специальный интерес. У них имеются самки и самцы, существенно между собою различные; это не мешает, однако, первым из них играть совершенно случайную роль, так как у этих животных половое размножение может заменяться партеногенезом. Имеются также представители типической раздельнополости. Отмечу здесь, кстати, что у червей мы встречаем и яйцеродных и живородных представителей; встречаем и таких (Nemathelmintes, например), у которых кладка яиц совпадает с вылуплением молоди, вследствие чего виды эти называются живородящими. Имеются виды, у которых живорождение может сменяться яйцеродностью. Имеются, наконец, черви, как некоторые нематоды, например, самки которых, по свидетельству Мопа, не обладают ни расположением к спариванию с самцами, ни аппаратом для задерживания семени, а самцы часто вовсе лишены полового инстинкта и их живчики предназначены на гибель. От червей до высших представителей животных с сегментарной нервной системой — насекомых, и пауков, с их интегрированной нервной системой, — мы встречаем целый ряд систематически усложняющегося и усиливающегося полового чувства , пока наконец у названных животных оно не получило в их жизнедеятельности значения крупнейшего фактора.

У пауков половой инстинкт является уж очень развитым. С наступлением половозрелости самцы резко меняют свой образ жизни: они оставляют охоту за добычей, покидают обычное свое местопребывание и бродят, разыскивая самок в их тенетах, в норах, в местах их охоты, «игнорируя» опасности и «забывая» о пище. Оплодотворив самок, самцы большею частью погибают: их функция кончена. Так, к началу зимы в средней полосе СССР самцов-тарантулов нет. Перезимовывают только оплодотворенные самки. У насекомых половое чувство развито не менее сильно, чем у пауков.

Другая ветвь червей — в сторону животных с центральной нервной системой — представляет ту же градацию развития полового чувства. У позвоночных оно выявляется с такою же силой, как и у высших представителей животных с сегментарной нервной системой.

У раздельнополых представителей рыб с развитыми половыми инстинктами наступление половой зрелости и периода размножения сопровождается переменой в образе жизни: и самцы и самки оставляют места своего обычного пребывания и передвигаются в другие — туда, где самки

будут откладывать икру, а самцы ее оплодотворять. Передвижения эти совершаются большею частью стаями или косяками. В период нереста половые инстинкты этих животных угнетают все остальные. Мне приходилось наблюдать явления нереста на Черном море (в Сочи). Над

двигающимся косяком носилась целая туча чаек с их неумолчными криками, двигались лодки рыболовов, — а косяк рыб неторопливо шел к берегу, чтобы сделать свое дело так, как будто ничто не угрожало его членам.

У амфибий мы видим то же, что и у рыб; но есть кое-что и новое, хотя и мало характерное.

Так, самцы некоторых лягушек, например, при спаривании хватают самок и держат их с такой силой, что иногда их уродуют. Кроме того они плохо разбираются между разными полами: самцы нередко садятся на самцов не только своего, но даже другого вида. Наблюдались случаи, когда самцы зеленой лягушки садились на рыб (карпов) и причиняли им большой вред, впиваясь своими передними лапами в глаза или жабры рыбы, а своими задними ногами сдирали со спины рыбы чешую. При этом все самцы сидели так крепко, что их едва отрывали от рыб рукою. Некоторые авторы, наряду с фактами этой категории, в качестве равнозначащих описывают случаи, когда лягушки садились на мертвых самок.

У рептилий , как и у предшествующих животных, с наступлением периода половой жизни наблюдаются перемены образа жизни самцов. Так, даже змеи, упорно держащиеся однажды избранного места пребывания, в период спаривания начинают кочевать. То же видим мы у других пресмыкающихся.

У многих птиц в связи с половым периодом жизни стоят их перелеты. Самцы весной у многих являются первыми; за ними двигаются самки. Самый перелет птиц, как мы это знаем теперь, представляет явление большой психологической сложности, в котором инстинкты играют главную роль; у многих птиц, однако, в этом их поведении заметную роль играют и их разумные способности. Взаимоотношение тех и других представляет большой интерес и пока еще открытое поле для дальнейших исследований.

У млекопитающих животных развитие половых инстинктов достигает высокой ступени своего развития. Самцы млекопитающих в период половой жизни, как правило, резко изменяют

свой образ жизни, причем инстинкт размножения подавляет у них как психологию питания, так и психологию самосохранения.

Половой инстинкт у человека начинает свое развитие с того, чем он в своей эволюции завершился у млекопитающих животных, и, продолжая его по тем же путям, которыми оно шло, достигает крайних пределов развития. Для установления этого факта достаточно указать, что в то время, как у высших животных половая жизнь продолжается лишь в определенные периоды года,

иногда очень непродолжительные, — у человека она с большей или меньшей силой продолжается непрерывно в течение целого ряда лет.

Начинается половая жизнь у человека, как и у животных, с резкой перемены поведения самцов. Психологи, физиологи, философы, художники и тысячи авторов всех областей мысли, каждый по-своему, свидетельствуют, что человек с наступлением половой зрелости окрашивает весь мир в половые тона. Большая часть психических процессов этого времени концентрируется на поле и его функциях, принимая их в широком смысле слова; и как бы мы ни упрощали эти процессы, даже низводя их, как это делают (Manis pentadactyla), например, которые живут парами, мы имеем броненосцев, которые (по Рингеггеру), встретившись и обнюхав друг друга, минуты две остаются вместе, спариваются и расходятся так равнодушно, как будто никогда не видели друг друга.

Мопа Фере и др., до степени простой «эвакуации спермы», мы не можем не признать вместе с другими авторами высокого подъема энергии в этот период жизни человека, основа которой лежит в деятельности половых желез, особенно активных у индивидов мужского пола.

Психологи поэтому не без основания пишут по поводу душевного состояния, переживаемого молодыми людьми, вступающими в период половой жизни, что «человек точно вновь рождается, меняются все его отношения, идеи и идеалы». Трусливые юноши становятся смелыми, молчаливые — разговорчивыми, апатичные проявляют большую активность; все они становятся осторожными и все ищут перемены жизни, связанной с поисками предметов любви. Явления эти

по своему существу вполне аналогичны тому, что мы с наступлением половозрелости наблюдаем и у животных, с тою разницей, конечно, которая вытекает из сравнительно очень развитых способностей разумного типа у человека и особенностей общественной жизни.

Эволюция полового инстинкта у животных и человека идет в двух направлениях :

а) поиски самок самцами (момент, в области психологии питания аналогичный поискам пищи);

б) приемы овладения самками (момент, в области питания аналогичный приемам овладения добычей).

2. Поиски самок самцами в царстве животных и женщин мужчинами в человеческом обществе.

Различие этих исканий между собою и значение этого различия для эволюции культуры

Этот процесс в царстве животных ясен и прост: когда наступает период размножения, половой инстинкт побуждает самцов переменить обычный образ жизни и искать самок для удовлетворения своей естественной потребности. На пути к решению этой задачи они «забывают» обо всех остальных; инстинкт половой угнетает и инстинкты питания и инстинкты самосохранения.

Проявляется ли у самцов животных способность делать предпочтение одним самкам перед другими, и наоборот: у самок предпочтение одних самцов перед другими? Данные сравнительной психологии отвечают на этот вопрос и по отношению к самцам и по отношению к самкам скорее отрицательно, чем положительно; выбор самки у диких животных ничего индивидуального в себе,

по-видимому, не заключает: поведение одного самца и в общем и в деталях так же похоже на поведение другого, как и его форма и его окраска. Однако Дарвин отвечает на этот вопрос утвердительно и предполагает эту способность развитой даже у насекомых. По его мнению, когда около самки собирается несколько самцов, то спаривание может быть и случайным, что ему

кажется невероятным. Эти соображения ученого мне кажутся сомнительными, принимая во внимание, с одной стороны, — очень несовершенные органы зрения у насекомых, с другой — уровень психологического развития, исключающий всякую возможность предполагать за ними способность одни предметы считать более красивыми, чем другие, с какими бы ограничениями мы ни принимали эту способность. Факты свидетельствуют, что здоровые самки бабочек, например,

с их «блестящими нарядами», спариваются с помятыми и потерявшими свою окраску самцами, и обратно; факты свидетельствуют, сверх того, что разыскивают самцы многих бабочек, руководясь не зрением, а обонянием. Мои наблюдения над Pieris brassica свидетельствуют, что когда этих бабочек в период спаривания собирается много в одном месте, то они, налетая и сталкиваясь друг с другом, сбивают цветные чешуйки крыльев настолько, что «красота» их оказывается более или менее значительно полинявшей — обстоятельство, нисколько не мешающее спариванию.

Сведения о способности самок у позвоночных оказывать предпочтение тому или другому самцу при спаривании очень противоречивы. Мои личные наблюдения над свободно живущими птицами приводят меня к заключению, что такого предпочтения не бывает. То обстоятельство, что они отдаются победителю после боя самцов, представляет выбор в биологическом, а не в психологическом смысле. Отмечаемые Дарвином случаи, когда самка глухаря, по свидетельству одного из многочисленных корреспондентов ученого, ушла «украдкой» с молодым самцом, не осмелившимся выступить на арену со старыми самцами», и сам по себе сомнителен, так как половозрелые самцы не справляются с тем, могут ли они вести борьбу со старыми; да и зачем эти справки, когда на току принимают участие вовсе не одни старые самцы. Явление, на которое указывает Дарвин, объясняется гораздо проще: самка, возбужденная зрелищем боев, ушла случайно, именно с первым попавшимся самцом, еще не успевшим «выступить на арену» и случайно подвернувшимся ищущей спаривания самке.

У животных домашних способность к предпочтению самками самцов и самцами самок, по-видимому, сомнению не подлежит. Я лично наблюдал это на собаках, лошадях и домашних птицах. Объясняется это обстоятельство ослаблением роли естественного отбора у животных, живущих в неволе, под покровительством человека, вследствие чего возможность спаривания является всегда обеспеченной и не нуждающейся в интенсивной спешности.

У человека поиски женщин на разных ступенях культуры носят характер, более или менее существенно отличающийся от того, что представляют собою эти поиски у животных.

(советую начать с него)

Перейдём к половому инстинкту . Его действие на поведение очень сильно различается у мужчины и женщины. Чтобы лучше понять реализацию полового инстинкта, обратимся к первобытному человеческому стаду, где практически никаких ограничителей инстинктивного поведения не было. Тем более что именно в этот период времени и формировались наши инстинкты. Они практически не изменились за то историческое мгновение, которое прошло со времён каменного века до нашего времени. Чтобы не путать первобытных мужчину и женщину с современными, будем называть первых самцом и самкой.

Самец в первобытном стаде выполняет функцию осеменителя. Его задача в плане размножения — как можно шире оставить свои гены в потомстве. Половой инстинкт заставляет его искать спаривания с максимально возможным количеством самок своего вида. Поскольку его роль в появлении потомства ограничивается чаще всего только оплодотворением, то он может себе это позволить. Конечно, у него есть предпочтения: наилучшая партнёрша — молодая, фертильная, физически здоровая, что определяется по внешним данным. Любые признаки старости, болезни, дефекты снижают ценность самки для спаривания. Хотя при недостатке здоровых и молодых самок самец может совокупиться и с более старыми и больными. Ранг здорово влияет на количество доступных самцу самок. Чем выше ранг, тем больше самок — во-первых, они сами хотят себе ВР партнёра (чуть ниже узнаем, почему), а во-вторых, ВР самцы отгоняют НР от своих самок.

Половой инстинкт самок работает совсем иначе. Ей после спаривания предстоит девять месяцев вынашивать ребёнка, а потом ухаживать за ним ещё как минимум несколько лет. Это заставляет самку более тщательно отбирать себе партнёра. На это и «заточен» её половой инстинкт. Во-первых, лучшим партнёром для неё является самый главный самец, до которого может «дотянуться» самка. Самый главный доминант в каком-то коллективе. Лучше всего — самый главный самец стада. В первобытном стаде, где социальные нормы находятся в самом примитивном состоянии, а инстинкты ничто не ограничивает, вожак — всегда ВРВП самец. Сильный, буйный, конфликтный, агрессивный, которого боятся все остальные члены стада. Он самый приспособленный к жизни человек. Поэтому половой инстинкт самок в первую очередь настроен на поиск именно ВРВП самца и зачатие именно от него. Уровнем ниже ВРНП самцы — они хотя и добычливы и обладают признаками ВР, но не так приспособлены к агрессивной борьбе за выживание в дикой природе, нежели ВРВП. Ещё ниже уровнем для поиска биологического отца стоят СР, которые получают спаривания в обмен на еду (почему — поговорим чуть ниже). Совсем не привлекательны для спаривания НР, которые вообще лишены секса, так как не имеют наследственной предрасположенности для агрессивного выживания в дикой среде.

Было проведено интересное исследование, которое иллюстрирует сказанное. Восемнадцати тысячам женщин показывали два мужских типа: мачо и интеллигента, то есть ВРВП мужчину и НП (СР). Две трети женщин предпочли бы иметь супруга-интеллигента, объяснив, что мачо не годятся для семейной жизни.

Эксперимент с участием этих двух мужских типов повторили, но в иных условиях. Оказалось, что предпочтения женщин меняются в зависимости от фазы цикла. В период, благоприятный для зачатия, большинство женщин считает, что тип «мачо» более привлекателен, чем тип «интеллигент». Получается, что рожать женщины хотят от ВРВП мачо, а в качестве мужей иметь покорных интеллигентных мужчин со сниженными рангом и примативностью.

НР самцы определялись самками как непригодные в качестве биологических отцов потомства, поэтому к спариванию не допускались. К тому же их отгоняли от самок другие, более сильные самцы. Кроме того, добыча НР была скудна, поэтому и секс за еду они получить не могли. В итоге НР самцы были лишены секса, но очень хотели его. Самки, зная об этом желании, использовали НР самцов, получая их услуги в обмен даже не на секс, а на туманную перспективу спаривания. НР самцы легко поддаются манипуляциям и любой флирт воспринимают как перспективу секса. Самка, знает, что никакого спаривания не будет, но самцу этого, разумеется, не сообщает. Наоборот, она делает вид, что вот-вот — и самец получит её. Нужно только хорошенько вложиться трудом или другими ресурсами. В современном мире это трансформировалось во френдзону. Отношения самки и НР самца напоминают ситуацию с ослом, перед которым на палке (привязанной к его же спине) висит морковка. Как бы резво осёл (НР самец) ни бежал, морковки ему не видать. Другие НР самцы, не имея возможности получить секс «законно», брали его «незаконно», подстерегая и насилуя самок вдали от самцов-защитников.

Есть ещё один важный нюанс. Самка физически слабее самца и не может ни силой привязать к себе, ни заставить отдавать ресурсы. Вместо крепких мышц природа дала ей один важный инстинктивный механизм — богатейший спектр манипуляций, с помощью которых она, гораздо более слабая, имеет возможность управлять более сильным. Строго говоря, женский пол не является слабым, поскольку слабые в природе отсеиваются, гибнут. Если действия самцов (мужчин) прямы, очевидны и потому могут быть легко парированы, то действия самок скрытые, обманные, и противостоять им может только либо другая самка, либо самец, который хорошо знает самочьи инстинкты (в том числе манипуляции). Поэтому каждый самец абсолютно предсказуем для каждой средней самки, тогда как каждая средняя самка является непостижимой загадкой для самца. Просто потому, что у него мозг «заточен» совсем на другое — не на межличностные взаимоотношения, а на изучение и преобразование внешнего мира. Подробнее мы это разберём в главе «Чем мужчина отличается от женщины?» . Пока надо запомнить то, что для среднестатистического мужчины, не имеющего знаний о сути женского поведения, женские манипуляции и «женская логика» (инстинктивное поведение) абсолютно непонятны. Он может смеяться над «бабой-дурой», может играть мускулами, но факт остаётся фактом: он у неё как на ладони, она для него — тайна, покрытая мраком.

Конечно, манипулировать удаётся не всеми. ВР самцы (мужчины), которые сами имеют навыки манипулирования людьми, а также обладают самостоятельным мышлением, быстро «просекают» самочьи (женские) манипуляции. Критерий прост: любая манипуляция направлена на то, чтобы заставить вести тебя так, как выгодно манипулятору и невыгодно тебе. Вожак с помощью независимого мышления очень быстро определяет направление выгоды и понимает, что им манипулируют. У опытных ВР мужчин это происходит на автопилоте, подсознательно. Женщина говорит, а он уже почуял, что его хотят надуть. И реагирует должным образом. Поэтому ВР мужчина имеет природные механизмы защиты от женских манипуляций, причём он может этого даже не осознавать. Кстати, женщины именно так часто определяют вожаков: если не ведётся на манипуляшки, парирует их, значит, вожак, желанный мужчина.

СР самцы — основной объект самочьих манипуляций. Собственно говоря, именно для них манипуляшки и предназначены природой. У СР есть ресурсы, которые можно получить, но нет природного механизма защиты. Независимость мышления у него развита гораздо хуже, чем у ВР самца. Он в большинстве случаев не может просчитать направление выгоды, а потому действует так, как нужно самке. То есть теряет свои ресурсы (силы, время, добычу), а самка приобретает.

У НР самца ресурсов практически нет (за исключением его собственных сил и времени). Однако он очень легко ведётся даже на самые неискусные, грубые манипуляции. НР самец абсолютно не умеет защищаться от них.

Самки очень строго хранят свои манипулятивные секреты от самцов. Вообще говоря, женщины называют козлом того, кого не удалось сделать бараном. То есть того, кто просчитал манипуляции и не повёлся на них. Однако для самок гораздо опаснее те самцы, которые не только сами поняли механизмы инстинктивного поведения самок, но и учат других самцов определять манипуляции. В этом случае самки собираются кучей и начинают травлю проницательного самца. Проверить очень просто: выложи расшифровку любой женской манипуляшки на какой-нибудь посещаемый сайт. Особенно если эта расшифровка будет написана просто и с иронией. Мигом соберётся толпа недовольных дам, которые, плюясь и трясясь в истерике, объяснят тебе, насколько ты глуп и никчёмен. И не мужчина совсем. Кстати, манипулируют они чаще всего тоже на «автопилоте», неосознанно, инстинктивно, поэтому бесполезно объяснять или доказывать женщине что-либо о манипуляшках. Нет смысла «выводить на чистую воду». Она этого просто не поймёт, а вас назовёт занудой.

Женских манипуляшек очень много. Пара сотен, не меньше. Часть из них я описал в книге «Анатомия любви и фальшивок» , а здесь хотел привести ещё, но понял, что если сделаю это, не останется места для «мужской» информации. Поэтому я решил не довольствоваться фрагментами, а обобщить всё женское манипулятивное поведение в одной книжке. Так гораздо удобнее. Книжка будет называться «Женские манипуляции» — просто и понятно.

Вернёмся к инстинктивному поведению. Когда люди поняли необходимость ограничивать инстинкты, они ввели регуляторы, о которых мы поговорим в главе «Религия, закон, нравственность». Если кратко, то эти регуляторы корректировали инстинктивное поведение людей следующим образом. Мужчин делали главой семьи и строго ограничивали возможность для беспорядочных половых связей. Кроме того, ему в обязанность вменялось не только осеменять женщину, но ещё и содержать её и общее потомство. Женщину также ограничивали в возможностях «залёта» не от супруга, а каждый муж — глава семьи — становился вожаком своего маленького племени, в результате чего женский половой инстинкт был удовлетворён сексом с лидером. Ещё очень важный момент — селекция людей в обществе по критерию низкой примативности, о чём мы будем говорить в следующих главах. С усложнением социальных отношений буйный дикарь — ВРВП самец — представлял уже опасность для общества, и от таких избавлялись или всячески подавляли их социальный статус. Реальным вожаком в обществе становился уже ВРНП мужчина, который умел держать себя в руках и подавлять эгоистичные инстинкты. Именно ВРНП мужчина пользовался наибольшим успехом у женщин сбалансированного общества. При этом религия, нравственность запрещали женщине применять манипуляции. Это считалось греховным, неприличным, порочным, признаком дурного тона. Все эти механизмы направлены на то, чтобы исключить любое эгоистическое поведение членов семьи, дабы это не приводило к внутрисемейным и даже внешним конфликтам. Факторы, блокирующие инстинкты, действуют в целях укрепления семьи и защиты ресурсов, вложенных в неё.

Когда влияние воспитания на поведение снижается, то последнее становится таким, каким оно было у самцов и самок в первобытном стаде. Такое случается во время гормонального взрыва (половое созревание, любовь). Женщина влюбляется в хулигана. Он бестолковый, агрессивный, с плохой социальной перспективой, но женщина тает, когда его видит. Инстинкт с помощью гормонального взрыва вырвался из-под контроля здравого смысла и управляет поведением. Любовь зла — полюбишь ВП козла. Вторая причина растормаживания инстинктов (уже в пределах всего социума) — когда регуляторы и ограничители поведения (религия, мораль, закон, нравственность) перестают действовать. Мужчины начинают искать промискуитета, женщины — проституировать (открыто или скрыто, так называемая «бытовая проституция», спаривание за подарки и шантаж сексом). Мужчины зачинают и бросают детей, женщины манипулируют мужчинами, получают материальную выгоду за секс и рожают от ВП самцов (которые чаще всего либо представители криминала, либо пьяницы, либо нигде не работающие агрессивные хулиганы). К чему это приводит — поговорим в следующих главах.

Назад

Перед окном стоит придорожный фонарь. Я смотрел в окно, когда мне было 16 лет и взгляд не раз падал на него, поскольку смотреть особо не на что, особенно ночью. Невольно я изучил его в деталях и в том числе обратил внимание на то, что он обильно покрыт птичьим пометом, очевидно, тому виной городская птица голубь, которого тоже можно увидеть именно на этом фонаре. Сейчас мне 25 и взгляд мой вновь упал на этот объект; сменились десятки поколений у голубей, но не вид для меня: на загаженной поверхности сидит нахохлившийся самец голубя и рисуется перед сидящей рядом самкой. И точно так же, во всех городах страны и частично даже мира, можно увидеть самца сизого голубя, демонстрирующего себя, красивого и нарядного, перед самкой. И зрелище это знакомо и всегда везде одинаково.

У бродячих дворовых собак по весне случаются "собачьи свадьбы", которые выглядят одинаково везде, так же как и мартовские коты повсюду одинаково "мартовские". Для многих людей совершенно очевиден факт, что это нормально, так задумано природой для сохранения и продолжения жизни.

Не сильно с моей точки зрения отличаются животные модели поведения от человеческих, социальных. То, что мы типично объясняем с позиции социологии, на мой взгляд, имеет общий корень и самую главную основную жизненную суть вместе с проявлениями живой природы.

Достаточно все так же взглянуть из окна и увидеть, что есть в толпе людей всегда очень похожие, повторяющиеся "сценарии". Парень с девушкой держатся за руки и идут вместе, молодая мамаша с коляской, молодая мамаша с ребенком под руку, пьяная и шумная молодежь на скамейке возле подъезда и многое другое: меняются поколения, а сюжеты все те же. Люди так же живут по заданной программе и от животных в этом отношении слабо отличаются.

Невольно, видя эту общность, проводишь аналогии, в которых, например, определенно похожи две следующие ситуации: парень из компании находит себе девушку, затем какое-то время встречается с ней, следует женитьба, появляются дети, а из компании человек пропадает, так как все свое время и силы вынужден тратить на обустройство быта и уюта в своей семье, работает на ипотеку, оплачивает кредиты, трясется за рабочее место; а где-то в какой-то клетке живут хомяки, живут себе и живут, играются, затем подрастают и размножаются, и вот уже их потомство тоже растет и пропадает из клетки, чтобы быть отданными уже в другие, новые клетки. Коротко говоря, все заняты обустройством гнезда: и люди, и хомяки в клетке. Люди-"Home"-яки...

Но есть люди, которые осознают влияние на свою жизнь этих программ, шаблонов, сценариев. Не просто осознают, а сами делают себя свободными, намеренно отказываясь следовать традициям общества, понимая, что они - такое же явление природы, как и всё в живой природе. Одно из таких проявлений - так называемый "инстинкт продолжения рода". Объективно его существование под вопросом, это спорный момент. Но я бы назвал это "брендом" - то есть совокупностью общепринятых ассоциаций, возникающих при упоминания имени, названия. В таком ключе дальше речь и пойдёт.

Есть люди, которые принимают решение жить так, как будто действительно не существует никакого инстинкта продолжения рода. Чайлдфри безусловно гораздо более свободны по сравнению с обывателями, обзаводящимися потомством. Несравнимо меньшее количество и качество рамок, ограничивающих свободу, влияет на жизнь добровольно бездетных. Таких людей в обществе - меньшинство, но это как раз тот случай, когда количество компенсируется качеством, жизнь чайлдфри более насыщена интересными событиями, потому хотя бы, что у них есть на это время.

Но есть один момент, о котором я хотел бы рассказать. Свобода - весьма широкое понятие, и свобода от детей - лишь частный его случай. То есть я хочу публично заявить о важном факте, который имею несчастье наблюдать. Дело в том, что быть добровольно бездетным по тем или иным причинам недостаточно, чтобы быть действительно свободным от "инстинкта размножения". Изначально я завел речь о шаблонах природы, как я их назвал. Освобождаясь от "инстинкта размножения", как его понимают некоторые, и даже очень многие чайлдфри, эти люди остаются во власти других проявлений этого "инстинкта", если понимать его, как бренд, то есть совокупность различных проявлений все того же инстинкта.

Для продолжения рода у всех видов живых существ, в том числе и у человека, природой предусмотрена масса механизмов. Просто так невозможно взять да и размножиться - необходимы подготовительные этапы. Женщина - должна найти мужчину, мужчина, в свою очередь, должен показать себя с лучшей стороны и понравиться женщине, причем и тем, и другим необходимо выиграть в конкуренции среди представителей своего вида. Чтобы это произошло, в наших организмах задействовано и активно "по-умолчанию" множество механизмов, обуславливающих наше поведение в обществе, которые мы не всегда осознаем и можем контролировать.

Желание нравиться противоположному полу, выглядеть лучше, чем представители своего вида, как частное от общего "инстинкта" - является основой для различных моделей поведения и даже конкретных поступков, и что особенно, на мой взгляд, важно - провоцирует развитие чувства значимости собственной личности, становится неконтролируемой [вредной] привычкой. Один и тот же инстинкт заставляет самцов животных бодаться рогами, мериться размером, расцветкой хвоста и он же у человека является причиной проявления агрессии - всем наверняка известно и понятно выражение "мериться письками", да и наличие "женской дружбы" тоже весьма спорный момент.

Я всегда считал корнем всех проявлений зла в человеке самоутверждение за чужой счет. Готовность решать свои вопросы за чужой счет приводит к кражам, убийствам и всем прочим проявлениям пороков в человеке. И эта готовность, я уверен, обусловлена общим природным механизмом. Природа - это всегда борьба за место под солнцем и наполненность желудка: все друг друга едят, воюют за территорию и человек - не исключение.

Чувство собственной значимости - природный атавизм, который в человеке должен бы по-хорошему быть как-то иначе реализован, то есть использован. Удовольствие от оргазма - это уловка природы, чтобы заинтересовать человека в продолжении рода, но мы умеем использовать эту уловку себе на пользу, а не во вред, так почему бы не пойти дальше и не избавиться от прочих уловок, не пустить энергию в более продуктивное русло? Вместо того, чтобы доказывать своим братьям по разуму, какие мы распрекрасные в том или ином плане, мы могли бы, например, творить что-то, что заставит общество в целом эволюционировать интеллектуально. Небольшая поправка - в доказывании своей "распрекрасности" собратьям вреда, пожалуй нет, но и польза есть едва ли. Зло в данном случае заключается в том, когда человек старается унизить других, чтобы самому обратить на себя внимание: посмотрите, мол - вон тот человек какой плохой, а я (мы) - лучше!

Мало быть просто чайлдфри - хорошо бы еще и Человеком быть, личностью, а не носителем инстинктов;-)
Чтобы быть воистину True-чайлдфри, необходимо четко распознать все проявления "инстинкта" размножения и научиться их контролировать. А пока я уверен, что среди чайлдфри так же популярны проявления обычного человеческого коварства, обусловленные животным инстинктом, как и среди беременного мира. Поэтому перестаю ассоциировать себя с сообществом, его нет. Этих людей не объединяет ничего, кроме общего признака - отсутствие желания продолжать род.

Знаю одного мужчину, у которого жена (типичная "овуляшка", как любят говорить многие чайлдфри) через суд отобрала ребенка, квартиру, за которую дядька продолжает платить ипотеку, и эмоционально, и физически отравила жизнь. А те природные механизмы, которые я описал, провоцируют некоторых женщин и без детей поступать аналогичным образом.

Я являюсь чайлдфри и это частный случай от общего желания быть свободным человеком, но, видимо, это скорее исключение, чем правило, когда речь идет о сообществе чайлдфри.

Врожденная схема поведения человека и животных, обеспечивающая продолжение рода.

На самом деле, инстинкт продолжения рода распадается на несколько инстинктов – каждый из них имеет свой спусковой механизм и вообще логику работы.

Первый входящий сюда инстинкт называется сексуальный. Его предназначение – обеспечить совокупление двух особей с последующей передачей от мужской особи генетического материала (семени), который потом используется для «программирования» зародыша. Биологический смысл сексуального инстинкта связан с тем, что для продолжения рода животным и человеку требуется две особи, мужская и женская, для того, чтобы использовать более разнообразные гены. Такой обмен генами позволяет животным эволюционировать значительно быстрее – удачные новые гены распространяются в популяции несравненно быстрее.

Спусковой механизм сексуального инстинкта состоит из физиологической готовности к спариванию и наличия доступной особи противоположного пола. Субъективно переживания, связанные с сексуальными инстинктом, воспринимаются как разного рода романтические эмоции.

Второй самостоятельный компонент инстинкта продолжения рода – инстинкт заботы о потомстве. Биологический смысл этого инстинкта заключается в том, что родившийся ребенок (или детеныш животного) не обладает еще достаточной способностью к самостоятельному выживанию. Годы могут потребоваться для того, чтобы он «встал на ноги». И кто же, как не собственные родители, должны заботиться о своем потомстве? В этом смысл инстинкта заботы о потомстве – чтобы кормить и защищать слабых своих отпрысков. Этот инстинкт, как и все прочие, не действует постоянно. Для его активизации требуется свой спусковой механизм. У животных это в основном жалобы со стороны детеныша (писк, плач) и наличие тревожной ситуации (например, хищник). У людей инстинкт заботы о потомстве получил значительное развитие – родителей заботят не только угрозы со стороны среды, но и то, чтобы их ребенок был здоров, интеллектуально развит, стал полноправным членом социума и т.д. Знаковыми эмоциями для этого инстинкта являются умиление, а также разные мобилизующие эмоции, такие как агрессия, тревога, страх. Значительно сильнее этот инстинкт развит у женщин (самок у животных).

Третий инстинкт называют по-разному: инстинкт заботы о ближнем, просто инстинкт заботы, семейный инстинкт. Биологический смысл его состоит в том, что для выживания особей «стратегически важно» не только размножение и забота о потомстве, но и забота взрослых особей друг о друге. Может показаться фигурой речи, но факт состоит в том, что две сплоченные особи на длительном промежутке речи становятся сильнее в три (четыре, пять...) раз сильнее. Это связано и с тем, что вдвоем легче давать отпор врагу. И с тем, что раненная или больная особь без помощи ближнего может умереть. Вот в результате и получается, что те особи, которые научились дружить между собой, получают эволюционное преимущество – потому, что живут дольше и могут дать соответственно больше потомства. Именно поэтому инстинкт заботы о ближнем рассматривается как составной элемент инстинкта продолжения рода. Спусковой механизм этого инстинкта примерно такой же, что и у предыдущего – жалобы ближнего.

Однако то, как эта другая особь «вдруг» становится другом (союзником), не очень пока понятно науке. Тут, похоже, сходится несколько факторов: и наличие вакантного места друга (особь не может иметь слишком много друзей), и дружелюбное поведение другой особи, и ее физическое здоровье (нет большого биологического смысла дружить со слабой особью), и социальный статус. У человека в силу его разумности и образованности сюда могут накладываться другие требования к потенциальному другу: ум, богатство. Ум, возможно, является мутацией образа сильного человека, а богатство – мутацией социального статуса.

Для всего инстинкта продолжения рода характерна «своя» эмоция, которую можно обозначить как любовь. Любовь, таким образом, является двухфакторной эмоцией, включающей в себя сексуальные мотивы и мотивы заботы.