А и куприн главные герои. Характеристики главных героев произведения Поединок, Куприн. Их образы и описание. Рассмотрим подробнее главных героев рассказа

«Изумруд» - печальный рассказ. Он написан от третьего лица, но все окружающее – люди, природа, еда, события, рассказаны с позиции коня Изумруда. Автор рассказа сумел взглянуть на мир глазами коня.

Главные герои рассказа Куприна «Изумруд»:

Изумруд – красивый жеребец четырех лет отроду. Рослый, серебристо стальной масти конь предназначался для забегов. Ему это очень нравилось. Ноги и тело были безупречно красивой формы. Конь понимал это и гордился собой. На ипподроме он был в своей стихии. Изумруду нравился главный наездник. Когда он садился на круп коня, Изумруд и наездник становились одним целым. Изумруду нравилось, когда его обливали водой, нравилось участвовать в бегах, быть в центре внимания. Он выиграл бега, но эти бега стали последними для него. В конюшне была вороная кобылка, к которой он был неравнодушен. Из-за нее у Изумруда были конфликты с другим конем – Онегиным, который был старше Изумруда, и с норовом.

Василий – молодой конюх. Работая с лошадьми, он явно не любил их. Приходил на конюшню пьяным, обращался с животными грубо, курил в конюшне. Лошади платили ему такой же нелюбовью, но не боялись его

Назар – пожилой конюх. К своим подопечным он относится с любовью, разговаривает с ними мягким, неторопливым голосом. От него всегда пахнет вкусным ржаным хлебом и немного вином.

Англичанин . В рассказе он – главный герой и главный наездник. Высокий, худой, всегда аккуратно выбритый, он носил очки в золотой оправе. Он настолько понимал и чувствовал лошадей, что Изумруду казалось, будто этот мужчина сам был лошадью. Когда он сидит в американке, то как радостно, гордо и приятно-страшно повиноваться каждому намеку его сильных, умных, все понимающих пальцев. Только он один умеет доводить Изумруда до того счастливого гармонического состояния, когда все силы тела напрягаются в быстроте бега, и это так весело и так легко». Главного наездника боялись и кони, и конюхи, работавшие на конюшне. Однако, Изумруд уважал англичанина, Ему нравилось, когда этот человек управлял им.

Еще один конюх . Он служил на той конюшне, где спрятали Изумруда. Это был большеголовый человек с маленькими глазками и черными усиками. Он ходил вечно заспанный, был равнодушен к лошадям. Но Изумруд интуитивно чувствовал ужас перед этим человеком. И не ошибся. Именно этот человек убил Изумруда, подсыпав ему отравленный овес.

Рассказ об особенном коне, сумевшем выиграть бега. Он оказался не такой как все, не соответствовал каким-то там лошадиным стандартам, и люди погубили его. Можно рассматривать рассказ как жизнеописание коня, а можно копнуть глубже и прийти к выводу, что люди бывают жестоки даже к себе подобным только за то, что кто-то выше, умнее, лучше и самодостаточнее их. Если кто-то сумел добиться большего, это вызывает зависть и непонимание.

Меню статьи:

«Куст сирени» – произведение о вечной теме искусства, о любви. Куприн выбрал для текста направление реализма. И это вполне логично. Каждый человек стремится в жизни найти вторую половинку. Человека, с которым не страшны никакие беды и испытания. Но очень немногим людям, к сожалению, это удается. Никто доподлинно не знает, как и почему люди выбирают себе пару в жизни. Любовь – невероятно капризное и подчас непостижимое чувство. Иногда очень красивая женщина способна полюбить совершенно не примечательного для остальной части общества мужчину. Самые везучие – именно те люди, которые не просто получили величайший дар судьбы – любовь, но сумели ощутить взаимную любовь. Когда два человека, связанные настоящим искренним чувством, взявшись за руки, вместе отправляются по тернистому пути жизни, когда чувства и души влюбленных сплетаются воедино, то люди воистину непобедимы. Нет такой силы, которая смогла бы противостоять мощи настоящей взаимной Любви.

Александр Куприн, несмотря на то, что прославился как суровый военный человек, преклонялся перед силой любви. Писатель считал, что нет в жизни ничего более важного, чем искренняя и взаимная любовь супругов. Рассказ «Куст сирени» в полной мере раскрывает убеждения Куприна, касающиеся непобедимости истинных чувств и силе, которой эти чувства способны наделить влюбленных. Особенно большое значение в браке Куприн отводил именно супруге. Любящая женщина, по мнению писателя, должна быть готова стать опорой и поддержкой для мужа в любой ситуации. Главная задача женщины – создать в доме уют и комфорт, даже при не слишком благоприятных условиях материального обеспечения.

«Куст сирени»: художественный «паспорт» произведения

Александр Иванович написал рассказ в 1894 году. На самом деле, Куприн всегда интересовался вечными темами. Одна из таких тем – любовь, взаимоотношения, сложности и радости брака и романтического взаимодействия между мужчиной и женщиной. Брак для Куприна – это отношения, где на первый план выходит самопожертвование, доверие, взаимная любовь, уважение и поддержка. Для демонстрации ключевых идей произведения писатель выбрал композицию, включающую три части. В первой части расстроенный Николай возвращается домой после провала практического проекта. Герой делится переживаниями с женой, Верой. Во второй части в ход повествования активно вмешивается Вера Алмазова. Девушка придумывает отличный план, как исправить ситуацию с проектом. Наконец, завершающая часть – это финал, который заканчивается счастливо развязкой: профессор принимает проект Николая, и тот поступает на учебу. Рассказ опубликовали в год написания, в 1894-й. «Куст сирени» появился на страницах «Жизни и Искусства».

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с Александра Куприна – в таблице.

В центре – образ сирени, цветы которой всегда ассоциировались с романтическими отношениями. Поэтому куст сирени, безусловно, несет смысловую нагрузку. Кроме того, сирень расцветает с приходом весеннего тепла, а весна – тоже символ надвигающейся любви. После того, как чете Алмазовых удается совершить небольшую ночную авантюру, посадить сирень – часть плана Веры по исправлению ошибки на практической работе супруга, Николай навсегда полюбил сирень. Куприн, пожалуй, не случайно выбрал именно это растение. Если почитать о символике сирени, можно заметить, что эти кусты связывают с весной, с теплом (не только погодным, но и человеческим). Согласно скандинавской легенде, весна окрашивала природу в краски, но когда дело дошло до северной природы, у матери-весны остались на палитре только фиолетовые цвета, которые и превратились в сиреневые кусты.

О событиях рассказа Куприна и главных героях «Куста сирени»

В центре повествования – история о семье, которые решают проблему совместными усилиями. Конечно, Куприн уделяет внимание человеческим отношениям, специфике любви в семье, в браке. Любовь – это не пустое чувство, это постоянная поддержка без ожидания вознаграждения за это.

Образы главных героев «Куста сирени»

Итак, рассказ Куприна предполагает классическое разделение персонажей на центральных и второстепенных фигур. Сначала обратимся к ключевым действующим лицам.

Образ Алмазова Николая Евграфовича

Николай недавно стал офицером и теперь стремится продолжить обучение – в академии. Сдать экзамены получилось на третий год, но финальный проект Николай все равно испортил. Мужчина постарался замаскировать пятно (в буквальном смысле), которое поставил на своей работе, но профессор, который принимал экзамен, знал ландшафт слишком хорошо, чтобы не заметить ошибки. В итоге, с помощью жены, Николаю удается все же сдать проект и доказать профессору правоту. Преподаватель извинился перед молодым офицером, и Николай поступил на учебу в академию. Алмазов отличался трудолюбием, упрямством и упорством, старательностью, но победу одержал в тандеме с поддержкой супруги.

Образ супруги Николая, Веры Алмазовой

Николаю повезло в браке и любви: мужчине удалось заполучить в жены прекрасную девушку, Веру. Алмазова искренне любит мужа, поддерживая и помогая Николаю во всех начинаниях. Подготовка к экзаменам, чертежи, проекты – все это на плечах Верочки. Девушка, не задумываясь, тратит деньги и средства семьи на реализацию замыслов и планов Николая. Ум, доброта, мудрость, самоотверженность – ключевые качества Веры. Находчивость Алмазовой, в результате, спасает проект Николая.

Образ профессора

Немецкий преподаватель, который принимает экзамены в академию, отличается высоким уровнем профессионализма. Профессору свойственна честность и принципиальность. Поэтому герой замечает ошибку на проекте Николая, указывая на промах. Алмазов считает, что профессор просто педант, ужасный, чудовищный человек. Однако преподаватель просто справедлив. Среди персонажей второго плана – оценщик в ломбарде и садовник.

Образ оценщика

Работая в ломбарде, оценщик реализует ценности, которые приносят в ломбард Алмазовы. Вера собирает дома последние драгоценности (браслет и колечко), которые относит оценщику, чтобы выручить денег на высадку кустов. Здесь проявляется главные ценности для девушки – это вовсе не вещи, не материальные предметы, но духовные. Это привязанность и любовь к супругу, а также карьера и начинания Николая.

Образ садовника

Сперва упрямый мужчина отказывает оказать помощь Алмазовым. Садовник не понимает надобности в ночной высадке кустов. В итоге, Вера рассказывает садовнику о настоящем мотиве этой авантюры. После этого мужчина соглашается посадить сирень ночью. Идея Веры понравилась садовнику, показалась милой и стоящей уважения.

События рассказа Куприна

Супруги Алмазовы в рассказе наделены, можно сказать, противоположными качествами. Николай Евграфович Алмазов, молодой и небогатый офицер. Мужчина не наделен, казалось бы, совершенно никакими положительными качествами. Не очень умный, так как сумел поступить в Академию генерального штаба лишь с третьей попытки, да и то исключительно благодаря помощи супруги.

Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою…

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться Александра Куприна, основанном на реальных событиях.

Саму учеба давалась Алмазову с огромным трудом. Снова герой не смог обойтись без поддержки жены. И вот уже на последнем этапе сдачи экзаменов случилась, по мнению Алмазова, совершенно неисправимая ситуация, которая сводила на нет все труды мужчины. Выполняя последнюю практическую работу (инструментальную съемку местности), Алмазов, по неосторожности, умудрился на уже завершенной работе поставить зеленое пятно. Так как переделать задание наново у него не было ни сил, ни времени, Алмазов воспользовался смекалкой и превратил пятно в куст. Однако слишком педантичный профессор заметил этот лишний куст и высказал замечание по поводу всей работы:

Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…

Фатальность ошибок и контраст характеров

Эта довольно неприятная ситуация полностью дестабилизировала рассудок Алмазова. Мужчина полностью утратил способность мыслить здраво. Вместо того чтобы искать выход, пусть даже из такой довольно сложной ситуации, Алмазов предпочел просто запаниковать и сдаться на милость судьбы. Для мужчины, тем более офицера, поведение, прямо скажем, не заслуживающее уважения.

Совсем иначе Куприн изображает супругу Алмазова, Верочку. Девушка полностью противоположна по характеру мужу. Находить выход из сложной ситуации для Верочки было совершенно нормальным занятием. Плакать и жаловаться героиня не привыкла. Даже имя Куприн выбрал для девушки подходящее – Вера, как вера в то, что при желании можно справиться с любой бедой. Алмазова с легкостью компенсировала слабохарактерность мужа, при этом ни при каких обстоятельствах не попрекала этим супруга:

Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой…

Супружеская любовь Верочки

Николай Алмазов настоящий счастливчик. Жена героя не только обладает множеством достоинств, но главное – Верочка искренне и всем сердцем любит мужа. Поддержка и помощь близкого человека в трудный момент крайне важна и для сильных духом людей, и для слабых представителей рода человеческого. Верочка наделена живым умом и умеет быстро принимать оригинальные, совершенно удивительные решения. Чтобы спасти честь мужа и экзаменационную работу Алмазова, Вера предлагает еще до утра поехать и посадить куст в нужном месте самостоятельно. Решение очень смелое и нестандартное, но вполне осуществимое. На раздумья нет времени, ситуацию нужно спасать, а сам Алмазов не готов предложить хоть какой-то выход из сложной ситуации, которую сам же и спровоцировал.


Любящая женщина всегда готова к самопожертвованию. Пусть со стороны кажется, что супруг Верочки, Николай, недостоин любви такой умной, доброй, красивой, находчивой и жизнерадостной женщины. Однако Вера любит мужа таким, какой он есть, поэтому готова поддержать Алмазова в любой ситуации. Не сомневаясь ни секунды, девушка собирает все драгоценности в доме, чтобы реализовать свой дерзкий план по посадке кустов.


Выручив в ломбарде немного денег, Алмазовы направляются к садовнику, чтобы тот послал рабочих в нужное место для посадки кустов. Но на дворе уже темно, садовник не понимает, зачем нужно ночью сажать кусты, поэтому отказывается помогать. И снова Верочка берет дело в свои руки. Алмазова находит нужные слова и переубеждает садовника принять немедленное участие в реализации смелого плана героини рассказа Куприна. В это время у садовника находится только куст сирени. Вероятно, совсем не случайно Куприн выбирает именно сирень. Этот ароматный и весенний цветок является символом вечной любви и верности. Такой нежной и крепкой любви, как у Алмазовых. Свой замечательный план, благодаря совместной поддержке и преданности, Алмазовы успешно доводят до конца. Кусты сирени посажены. Экзаменационная работа, а вместе с ней и честь самого Николая, спасены.

Мораль «Куста сирени»: ключевые выводы

Совместными усилиями двух любящих сердец можно не только решить сложную житейскую проблему, но даже сотворить настоящее чудо. Куприн, как бы немного завидует своему главному герою. С такой женой можно достичь огромных высот в любом деле. Алмазовы любят друг друга, поэтому не обращают внимание на недостатки, а просто живут счастливо. Радость и счастье супруги ощущают уже только от того, что они вместе. Это ночное приключение еще больше сблизит родственные души главных героев рассказа. А куст сирени теперь будет вечным памятником чистой и беззаветной любви.

Главный персонаж повести, молодой офицер, любящий Шурочку. Вот уже два года он служит в полку и все не может смириться с грубыми нравами полкового быта. По натуре Ромашов очень романтичный, добрый и немного застенчивый. В нем органично сочетаются слабость духа и сила воли. Шурочка часто упрекает его в слабости и трусливости. Для нее на первом месте «большое» имя и выгодное положение в обществе, оттого Ромашов считает себя всего лишь «песчинкой».

Александра Петровна Николаева, одна из главных персонажей повести, жена Владимира Ефимыча Николаева, возлюбленная Ромашова. В повести много женских образов, связанных с офицерской жизнью. Это и пошловатая Раиса Александровна - жена офицера Петерсона, и Софья Павловна - жена капитана Тальмана, и прочие персонажи. Образ Шурочки отчетливо выделяется на фоне этих пошлых и ничтожных обольстительниц. Она наделена умом, обаянием, остроумием.

Один из персонажей повести, муж Шурочки и убийца Ромашова, бездарный поручик с тупыми глазами и бычьим упрямством. Он уже в третий раз сдает экзамен в академию, и каждый раз проваливает его. Его жена, Александра Петровна, она же Шурочка, всячески пытается помочь ему с поступлением, так как мечтает вырваться из провинциального гарнизона в столицу. Она и сама давно усвоила программу экзамену, а у Володи никак не получается.

Один из ярких второстепенных персонажей повести, офицер-философ, который смело высказывает свои рассуждения о жизни. Несмотря на его доброту и порядочность, этот герой не находит применения своим силам и талантам. В основном, автор описывает его рассуждения об устройстве армии, о добре и зле, о высшей справедливости. Он часто злоупотребляет алкоголем, отчего Шурочка его в свое время отвергла.

Самый жестокий персонаж из повести, командир роты, который открыто восхищается кровопролитными войнами. В облике этого человека есть что-то от хищного зверя. Он настолько жестоко обходиться со своими солдатами, что ежегодно в его роте происходит, как минимум, по одному самоубийству.

Петерсон, Раиса Александровна

Второстепенный персонаж, коварная женщина, которая любила совращать молодых офицеров, а когда они от неё уходили, жестоко мстила им. Ромашов также попал в её сети, а когда бросил её, то она начала писать анонимные письма Николаеву, клевеща о связи Ромашова и Шурочки.

Веткин, Павел Павлыч

Второстепенный персонаж, поручик, ротный командир, практически единственный друг Ромашова. Ему было около тридцати трех лет, он был лысый и усатый. Любил выпить, играть в карты, а также поболтать и попеть песни. Был секундантом Ромашова на его дуэли с Николаевым.

Бек-Агамалов

Второстепенный персонаж, поручик, батальонный адъютант, кавказец.­ Был лихим наездником, умело обращался с шашкой. Однажды чуть не убил женщину в публичном доме. От этого шага его спас Ромашов, после чего, Бек стал относиться к нему с уважением. Был секундантом Ромашова на его дуэли с Николаевым.

Слива

Второстепенный персонаж, ротный командир, капитан. Он был представителем старой школы с муштрой и избиением солдат. В своей жизни не прочитал ни одной книги или газеты.

Хлебников

Второстепенный персонаж, жалкий и забитый человек, случайно попавший в солдаты. Ещё мальчиком он надорвал живот, из-за этого его рост практически остановился. Он был маленького роста и очень слабый. В роте его часто били, отнимали все деньги. Однажды он даже сбежал и хотел то ли покончить жизнь самоубийством, то ли просто убежать. Его случайно встретил Ромашов и вернул в роту, став его покровителем.

Гайнан

Второстепенный персонаж, денщик Ромашова, очень преданный ему человек. Он был черемис, по вере - идолопоклонник.

Шульгович

Второстепенный персонаж, полковник, полковой командир. Он был высокого роста, полный, носил бороду. У него была оплывшая жиром жена, детей не было. По своему любил солдат и офицеров в своём полку.

Лбов

Второстепенный персонаж, подпрапорщик. Он вечно улыбался и знал все анекдоты на свете. Был хорошим гимнастом.

Олизар

Второстепенный персонаж, батальонный адъютант. Был высокого роста, но худой. Возраст - "молодой старик". Имел кличку - граф Олизар.

Лещенко

Второстепенный персонаж, штабс-капитан, постоянно печальный человек. Ему было сорок пять лет, он никогда не пил и не играл в карты в полку. Несмотря на это, он всегда присутствовал на попойках или играх.

Арчаковский

Второстепенный персонаж, поручик. Все его считали карточным­ шулером, но связываться с ним не хотели, так как он был довольно рослым и сильным. Однажды, он так сильно бил своего денщика, что кровь была даже на потолке. Слыл также остряком.

Второстепенный персонаж, штабс-капитан, протестант. Был самоуверенным типом, которого перевели из другого полка за какую-то тёмную историю. Хорошо играл в карты и много выигрывал. Все его не любили, но побаивались. По слухам, был любовником Тальман, а также с молоденькой жены дряхлого бригадного командира. Был секундантом Николаева на его дуэли с Ромашовым.

Петерсон

Второстепенный персонаж, капитан, муж Раисы Александровны. Он был худым и лысым, очень любил свою жену. Знал о её романах, но к любовникам относился хорошо. Как только очередной кавалер бросал Раису, он начинал делать против него всякие каверзы по службе.

Федоровский

Куприну очень близка тема человеческих отношений, счастья, любви. История отдельной семьи, где привыкли решать проблемы вместе подтолкнула автора к идее произведения. В рассказе Куприна “Куст сирени” герои сталкиваются с серьёзной проблемой, которая решается благодаря мудрости и любви Верочки – супруги главного героя. Описание главной героини, её быстрых взвешенных решений, желания добиться идеального результата, самоотдачи – самые важные сцены в рассказе, они раскрывают секрет счастливых отношений. Автор не даёт прямой характеристики Верочке, её поступки очень ярко раскрывают внутренний мир и душевные качества женщины.

Характеристика героев “Куст сирени”

Главные герои

Алмазов Николай Евграфович

Два года подряд молодой офицер пытается поступить в академию. На третий год сдав все экзамены, он провалил последний проект. Профессор оказался хорошим знатоком ландшафта, и ухищрения Николая не помогли исправить ошибку. Благодаря жене он на следующий после провала день доказывает профессору наличие кустов. Тот извиняется, и Алмазова принимают в академию. Трудолюбивый, упорный, старательный молодой человек побеждает благодаря вере жены в него и её мудрости и находчивости.

Его жена, Вера

Супруга Верочка настоящий друг и помощник Николая. Она верит в него, помогает в подготовке к экзаменам, делает чертежи, тратит семейные средства, исходя из нужд супруга. Умная, добрая, самоотверженная женщина. Её мудрость выручает мужа, когда его последний проект терпит крах. Она предлагает посадить кусты там, где он указал их на чертеже (из-за пятна зелёных чернил Николай изобразил кусты, однако профессор поспорил с ним, что в той местности растительности нет). Мудрая жена сдаёт в ломбард последние дорогие вещи, супруги закупают у садовника кусты сирени и той же ночью высаживают их.

Профессор

Немец, отличный специалист, прекрасный преподаватель, принципиальный, честный человек. Алмазов называет его чудовищным педантом. Профессор извиняется перед молодым офицером, ссылаясь на возраст. Пробует на вкус лист сирени, недоумевая, как он не замечал кустов раньше. Сирень становится – символом молодой семьи, любимым цветком супруги Николая.

Второстепенные персонажи

Заключение

Главные герои “Куст сирени” объединены общей целью, но морально и интеллектуально женщина преобладает. Она духовно сильнее, спокойнее, мудрее супруга. Она – ангел-хранитель семьи, её основа. Примечательно, что мужчина сам виноват в проблеме со сдачей проекта. Супруга помогала ему с теорией, с чертежами, однако он поставил “кляксу” зелёными чернилами, пытался затереть, чем окончательно испортил работу. В этом моменте чувствуется безответственность и незрелость поступка молодого офицера: такое отношение к итоговой работе – недопустимо. Николай измучен экзаменами, нервным напряжением, непосильной учебной нагрузкой. От срыва его сохраняет только вера и настойчивость супруги, он не может предать её надежд. Куприн пишет о любви настоящей, жертвенной, способной посвятить себя другому человеку, раствориться в нём. Такая семья обречена быть счастливой, ведь идея рассказа взята писателем из личного опыта.

Уже в раннем творчестве Куприна формируются и два основных типа героев ,

связанных с его размышлениями о человеке, его судьбе, его нравственности:

1) Слабый, лишенный воли, хотя и неплохой сам по себе герой;

2) Тип «естественного человека» (с ним часто связано проявление героического начала).

В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский . Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались. Так же мы знакомимся с дерзким философом - пьяницей- Назанским.

Вначале произведения Ромашов, это стандартный офицер. Он не хочет отличаться чем либо от других. Он плохо относится к своим солдатам, пьет, заводит непристойную связь с женой одного офицера. В то же время, этот герой еще молод и может изменить свои повадки и характер. Автор показывает отношения главного героя с остальным офицерством, особенно внимательно описываются встречи с Назанским.

Уже после первой, освещенной в повести встречи, в душе главного героя начинают зреть и развиваться зерна нравственности. Это и осмысливание вечных вопросов, таких как добро и зло. И,разумеется, переосмысливание отношения к любви и жизни. Благодаря этому духовному движению, рвутся пошлые отношения с Раисой Петерсон. И быть может, впервые герой задумывается о себе, ни как о герое французского романа, а как о реально существующей личности. Ромашов лишь теперь понимает, что человек создание эгоистическое, и, что никому кроме себя самого они не нужен, это понимание приходит очень тяжело, меняются отношения с людьми, внутренний мир героя.

Ко второй встрече в душе героя происходит перелом. Возникает необходимость замены уже не подходящего мировосприятия, на что-то новое, более совершенное. И Ромашов вновь сталкивается с Назанским. В результате, у главного героя окончательно формируются некоторые стороны сознания, например, отторжение армии, желание создавать, а не разрушать. Так же мы видим, благодаря Ромашову, всю трагичность, машины под названием армия, ломающей жизни, как простых солдат, так и офицеров.

Назанский - офицер - философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров. Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить.

В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело, он не находит применения своему уму. Этот герой начинает пить, таким образом пытаясь заглушить разногласия между душой и сознанием. И в результате он становится таким как все офицеры этого гарнизона.

Итак, перед нами разворачиваются нравственные искания двух героев. Ромашов, мальчик, который ищет правду, и Назанский, который,увидев часть ее, избегает нормальной жизни . Оба героя прошли несколько этапов духовного развития. Назанский не смог сдвинуться с позиции теоретика, и поэтому действительность его мало интересует, ему более важны размышления о этой действительности. Ромашов, смог больше, он перенес часть теории на настоящую жизнь. Но все же он не сумел устранить дисгармонию своей личности, и как результат его смерть на дуэли, от которой он мог отказаться, но мнение общества для него оказались важнее внутренних чувств...

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.