Загадки и кроссворды о пифагоре. Загадки оккультных учений пифагора. Памятник Пифагору в Самосе

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

Родился Пифагор на о. Самос (небольшом острове в Икарийском море) примерно в 570 до н. э.

Пифагор - это не имя, а прозвище. Рождение ребенка будто бы предсказала пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия ».

Отец Пифагора был резчик по драгоценным камням. Родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил свои незаурядные способности. Целые дни юный Пифагор проводил со своим учителем - старцем Гермодамантом, внимая мелодии кифары и гекзаметрам Гомера. Неугомонному воображению Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе. Он отправляется путешествовать, утолять жажду познания.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Но попасть туда было трудно. И пока он живет на острове Лесбос, знакомится с философом Ферекидом и учится у него медицине, астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел.

С Лесбоса его путь сначала лежит в Милет – к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. Здесь Пифагор приобретает много важных знаний.

И вот, наконец, Пифагор в Египте (где пробыл он 22 года). Сначала он учится в школе писцов. Дальнейшее образование получает у египетских жрецов. И чтобы проникнуть в «святая святых» - египетские храмы – принимает посвящение в сан жреца.

Отправляясь из Египта на родину, Пифагор попадает в плен к вавилонскому царю Камбизу. Даже находясь в плену 12 лет, Пифагор не переставал учиться. Он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов (астрономия, астрология, медицина, арифметика). Через несколько лет ему удалось бежать из плена. В возрасте 56 лет он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к знаниям свой народ.

Однако в Греции произошли изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали города – колонии: Сиракузы, Агригент, Кротон. В Кротоне и обосновался Пифагор. Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь.

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно).

| следующая ==>
Загадка Пифагора

У истоков современной европейской культуры лежит культура античности. Одним из ее основоположников является Пифагор. И его современники, и потомки пытались разгадать его тайны. Кое-что добиться удалось, но вопросов от этого меньше не становится.

Диалектика огня

Гераклит Эфесский (VI-V века до н. э.)

Гераклит, философ из Эфеса, в конце VI века до н. э. выступил с едкими нападками на Пифагора. Он писал: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за собственную мудрость многознание и мошенничество». Тем самым, на взгляд Гераклита, Пифагор, скопив большой запас знаний, не был оригинальным мыслителем, а лишь стремился показать себя таким. Поэтому «многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором». Имея в виду пифагорейское братство, Гераклит высказался недвусмысленно: «Пифагор - предводитель мошенников».

Суть философии Гераклита выражает формула «все течет, все изменяется». В основе мира, по его мнению, лежит вечный и несотворимый огонь, управляемый логосом - мировым законом, организующим все и вся, соединяющим противоположные начала.

Труды философа не дошли до наших дней, и потому судить о них приходится по цитатам и изложениям более поздних авторов. Многие из них называют Гераклита «Темным»: он сознательно выражал свои мысли не вполне отчетливо. Мотивы, лежавшие в основе такого построения его работ, остаются неясными. Источники рисуют Гераклита весьма высокомерным человеком, привыкшим выражать свои мысли резко и открыто - в отличие от его произведений. Под его горячую руку попал не только Пифагор: «Гомер стоил того, чтобы его выгнали с состязаний и высекли, да и Архилоха тоже».

Гераклит оставил после себя немало ярких афоризмов, например: «Путь вверх-вниз - один и тот же»; «собаки на того и лают, кого они не знают»; «сопряжения: целое и нецелое, сходящееся - расходящееся, созвучное - несозвучное, из всего - одно; из одного - все»; «бессмертные смертны, смертные бессмертны, живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают»; «не будем наобум гадать о величайшем»; «если они боги, зачем вы их оплакиваете?»

Сегодня имя Пифагора, создателя знаменитой теоремы о прямоугольных треугольниках, известно каждому школьнику. Но мало кто знает, что его невероятную осведомленность в различных науках связывают с тем, что Пифагор в совершенстве изучил тайные оккультные знания древних египтян и вавилонян.

Жизнь Пифагора всегда была окутана мистикой. Известно, что судьбу его предсказала дельфийская прорицательница, к которой приехали перед родами родители будущего знаменитого математика. «Он сделает много полезного для человечества и будет славен во все времена», - произнесла гадалка. Она же посоветовала супругам отправиться в Финикию, в город Сидон, дабы получить благословение в иудейском храме. Имя же Пифагор получил от предсказательницы Пифии, оно означает «убеждающий речью».

«Убеждающий речью»

Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры.
В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония - группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Именно там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что отпрыск продолжит его дело, однако судьбой ему было уготовано другое. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам, кроме того, есть сведения о том, Пифагор был одним из лучших атлетов Греции и даже с успехом участвовал в Олимпийских играх.
От своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получил знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял Пифагора учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал одаренному мальчику любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Пифагор был жаден ко всяческим знаниям, однако они мало впечатляли его. Он искал чего-то большего - настоящей связи-гармонии между тремя составляющими: земля - бог - человек. Пифагор считал, что именно в этой тройственной симметрии и кроется основной ключ к раскрытию всех загадок Вселенной, ответ на извечные вопросы человечества. И тогда по совету своего учителя Пифагор решил продолжить обучение у египетских жрецов.
Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. Но Пифагор был настойчив, и при помощи учителя ему удалось бежать с острова Самос. Первое время он жил на знаменитом острове Лесбос у своего родственника Зоила. А через несколько лет отправился в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой философской школы. Именно от него принято вести историю греческой философии.
Пифагор внимательно слушал в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллеги и ученика Анаксимандра, который придумал первые солнечные часы и создал астрономические инструменты. Много важных знаний приобрел Пифагор за время пребывания в милетской школе, но его целью все же был Египет. И Пифагор отправился в путь.

Вавилонский плен

Перед прибытием в Египет Пифагор на некоторое время остановился в Финикии, где тоже не терял времени и обучался у знаменитых сидонских жрецов. Пока он жил в Финикии, его друзья добились того, что Поликрат - властитель Самоса - не только простил беглеца, но даже послал рекомендательное письмо Амазису - фараону Египта.
В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Согласно одной из легенд, именно египтяне владели главными знаниями Земли - откровениями самих атлантов. Долгое время Египет считался ничем иным, как колонией Атлантиды. До сих пор неизвестно, каким образом Пифагору удалось проникнуть в святая святых - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались, тем не менее Пифагор был посвящен в мистерии Осириса и Изиды и участвовал в тайных магических ритуалах.
Даже фараоны не всегда становились свидетелями подобных мистерий, в которых неотъемлемой частью допуска были испытания. Испытуемый проходил подземные лабиринты, выстроенные так, чтобы он не только физически, но и психологически доказал свою избранность. Тускло освещаемые светильником подземелья сильно воздействовали на психику. Некоторые испытуемые теряли над собой контроль. Тогда их ждала неминуемая гибель, дабы не раскрывались тайны ритуала. Однако Пифагор успешно прошел все испытания.
Учеба Пифагора в Египте способствовала тому, что он стал одним из самых образованных людей своего времени. Именно к этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь. Скончался фараон Амазис, а его преемник не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, - это
был повод для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы - их убивали или брали в плен. Так был пленен и Пифагор.
Одна из легенд гласит, что будущему математику удалось обмануть охрану и вместе с другими пленными бежать в Грецию, где они впоследствии организовали тайное оккультное общество. Однако, по другой версии, Пифагор все-таки был доставлен в Междуречье, где встретился с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике и познакомился с учением халдейских мудрецов. Науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах - именно они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора...
Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору в то время уже исполнилось шестьдесят, и он решил вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумал Пифагор создать собственную философскую школу.
Довольно быстро он завоевал большую популярность среди местных жителей. Энтузиазм населения был так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, юная дева по имени Теано, стала вскоре женой 60-летнего Пифагора.

Цензор нравов

В это время в Кротоне и других городах Греции росло общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) соседствовала с бедностью, усиливалась социальная угнетенность и заметно падала нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступил с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избрали мудрого старца цензором нравов и своеобразным духовным отцом города. И здесь Пифагору очень пригодились знания, полученные в странствиях по свету. Он объединил лучшее из разных религий и верований и создал собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в
нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.
В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В «Золотых стихах» Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши».
Со временем Пифагор прекратил выступления в храмах и на улицах, а учил уже в своем доме. Система обучения была сложной. Желающие приобщиться к знаниям должны были пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны были хранить молчание и только слушать учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение и скромность.
Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. В школе Пифагора впервые была высказана догадка о том, что Земля круглая. Да и мысли о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в школе знаменитого философа-математика.

«Все вещи - суть числа»

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема до сих пор носит его имя. Особенное внимание Пифагор уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина и женщина.
Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц - «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи - суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики - теории чисел.
Все числа пифагорейцы разделяли на две категории - четные и нечетные. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное - нечетное», «правое - левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК.
Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия - два, плоскость - три, объем - четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица - выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа, четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских геометрических фигур - точки, линии и плоскости - пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.
Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. А вот число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.
Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число - оплодотворяющее, и если его сочетать с четным, оно возобладает. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского - нечетного числа 3 и женского - четного числа 2. Брак - это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».
Четыре числа, составляющие тетраду, - один, два, три, четыре - имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы - октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада, согласно учению пифагорейцев, воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять - идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. Дружественные - числа, каждое из которых - сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.
Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить число тринадцать - чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.
Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых глубже понять мир.
После смерти ученого его последователи обосновались в разных городах Древней Греции и организовали там пифагорейские общества. Однако спустя 150 лет школа, основанная Пифагором, распалась, а оккультные тайны, передаваемые от учителя к ученику, были утеряны. Возможно, навечно.

Неизвестное об известных

Сегодня имя Пифагора, создателя знаменитой теоремы о прямоугольных треугольниках, известно каждому школьнику. Но мало кто знает, что его невероятную осведомленность в различных науках связывают с тем, что Пифагор в совершенстве изучил тайные оккультные знания древних египтян и вавилонян.

Жизнь Пифагора всегда была окутана мистикой. Известно, что судьбу его предсказала дельфийская прорицательница, к которой приехали перед родами родители будущего знаменитого математика. «Он сделает много полезного для человечества и будет славен во все времена», — произнесла гадалка. Она же посоветовала супругам отправиться в Финикию, в город Сидон, дабы получить благословение в иудейском храме. Имя же Пифагор получил от предсказательницы Пифии, оно означает «убеждающий речью».

«Убеждающий речью»

Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры.
В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Именно там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что отпрыск продолжит его дело, однако судьбой ему было уготовано другое. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам, кроме того, есть сведения о том, Пифагор был одним из лучших атлетов Греции и даже с успехом участвовал в Олимпийских играх.
От своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получил знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял Пифагора учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал одаренному мальчику любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая школа, — говорил Гермодамас, — твои чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Пифагор был жаден ко всяческим знаниям, однако они мало впечатляли его. Он искал чего-то большего — настоящей связи-гармонии между тремя составляющими: земля — бог — человек. Пифагор считал, что именно в этой тройственной симметрии и кроется основной ключ к раскрытию всех загадок Вселенной, ответ на извечные вопросы человечества. И тогда по совету своего учителя Пифагор решил продолжить обучение у египетских жрецов.
Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. Но Пифагор был настойчив, и при помощи учителя ему удалось бежать с острова Самос. Первое время он жил на знаменитом острове Лесбос у своего родственника Зоила. А через несколько лет отправился в Милет — к знаменитому Фалесу, основателю первой философской школы. Именно от него принято вести историю греческой философии.
Пифагор внимательно слушал в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллеги и ученика Анаксимандра, который придумал первые солнечные часы и создал астрономические инструменты. Много важных знаний приобрел Пифагор за время пребывания в милетской школе, но его целью все же был Египет. И Пифагор отправился в путь.

Вавилонский плен

Перед прибытием в Египет Пифагор на некоторое время остановился в Финикии, где тоже не терял времени и обучался у знаменитых сидонских жрецов. Пока он жил в Финикии, его друзья добились того, что Поликрат — властитель Самоса — не только простил беглеца, но даже послал рекомендательное письмо Амазису — фараону Египта.
В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Согласно одной из легенд, именно египтяне владели главными знаниями Земли — откровениями самих атлантов. Долгое время Египет считался ничем иным, как колонией Атлантиды. До сих пор неизвестно, каким образом Пифагору удалось проникнуть в святая святых — египетские храмы, куда чужестранцы не допускались, тем не менее Пифагор был посвящен в мистерии Осириса и Изиды и участвовал в тайных магических ритуалах.
Даже фараоны не всегда становились свидетелями подобных мистерий, в которых неотъемлемой частью допуска были испытания. Испытуемый проходил подземные лабиринты, выстроенные так, чтобы он не только физически, но и психологически доказал свою избранность. Тускло освещаемые светильником подземелья сильно воздействовали на психику. Некоторые испытуемые теряли над собой контроль. Тогда их ждала неминуемая гибель, дабы не раскрывались тайны ритуала. Однако Пифагор успешно прошел все испытания.
Учеба Пифагора в Египте способствовала тому, что он стал одним из самых образованных людей своего времени. Именно к этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь. Скончался фараон Амазис, а его преемник не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, — это
был повод для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы — их убивали или брали в плен. Так был пленен и Пифагор.
Одна из легенд гласит, что будущему математику удалось обмануть охрану и вместе с другими пленными бежать в Грецию, где они впоследствии организовали тайное оккультное общество. Однако, по другой версии, Пифагор все-таки был доставлен в Междуречье, где встретился с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике и познакомился с учением халдейских мудрецов. Науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах — именно они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора...
Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору в то время уже исполнилось шестьдесят, и он решил вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумал Пифагор создать собственную философскую школу.
Довольно быстро он завоевал большую популярность среди местных жителей. Энтузиазм населения был так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, юная дева по имени Теано, стала вскоре женой 60-летнего Пифагора.

Цензор нравов

В это время в Кротоне и других городах Греции росло общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) соседствовала с бедностью, усиливалась социальная угнетенность и заметно падала нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступил с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избрали мудрого старца цензором нравов и своеобразным духовным отцом города. И здесь Пифагору очень пригодились знания, полученные в странствиях по свету. Он объединил лучшее из разных религий и верований и создал собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в
нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.
В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В «Золотых стихах» Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши».
Со временем Пифагор прекратил выступления в храмах и на улицах, а учил уже в своем доме. Система обучения была сложной. Желающие приобщиться к знаниям должны были пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны были хранить молчание и только слушать учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение и скромность.
Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. В школе Пифагора впервые была высказана догадка о том, что Земля круглая. Да и мысли о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в школе знаменитого философа-математика.

«Все вещи — суть числа»

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема до сих пор носит его имя. Особенное внимание Пифагор уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина и женщина.
Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц — «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи — суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики — теории чисел.
Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК.
Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия — два, плоскость — три, объем — четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного образа, тройка — плоскости и двумерного образа, четверка — пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских геометрических фигур — точки, линии и плоскости — пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.
Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. А вот число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.
Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число — оплодотворяющее, и если его сочетать с четным, оно возобладает. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского — нечетного числа 3 и женского — четного числа 2. Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».
Четыре числа, составляющие тетраду, — один, два, три, четыре — имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада, согласно учению пифагорейцев, воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. Дружественные — числа, каждое из которых — сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.
Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить число тринадцать — чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.
Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых глубже понять мир.
После смерти ученого его последователи обосновались в разных городах Древней Греции и организовали там пифагорейские общества. Однако спустя 150 лет школа, основанная Пифагором, распалась, а оккультные тайны, передаваемые от учителя к ученику, были утеряны. Возможно, навечно.

К концу второго тысячелетия до новой эры вся территория Греции, включавшая в себя как материковую часть, так и многочисленные острова, была поделена между основными племенами: ахейцами, эолийцами, ионийцами и дорийцами. Ионийцы, первыми переселившись на земли Эллады и вытеснив оттуда местное, неиндоевропейское население, оказались наиболее однородным в языковом, культурном и территориальном отношении сообществом.

Помимо областей, лежавших, главным образом, на Западном побережье Малой Азии, ионийцам принадлежали крупнейшие острова Хиос и Самос. Наиболее значительный из них, цветущий и плодородный остров Самос с незапамятных времён вёл оживлённую торговлю со многими ближними и дальними странами, в том числе с могущественным Египтом фараонов, что придавало островному государству большой политический вес в глазах соседей. Кроме того, греческая традиция приписывает жителям Самоса такое важное открытие как технология бронзового литья.

Несмотря на то, что Иония считалась колыбелью эллинской философии, Самос долгое время пребывал как бы на периферии духовной жизни. Но в 570 году до н. э. в семье некоего самосца Мнесарха, который по одной версии являлся богатым купцом, а по другой - искусным резчиком по камню, родился будущий великий философ, учёный и мыслитель, чьё имя человечество с благоговением произносит вот уже 2,5 тыс. лет, - Пифагор.

Пифагор. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа» (1508-1511)

Известный философ-неоплатоник IV века н. э. Ямвлих Халкидский утверждал, что отец Пифагора ещё до рождения отпрыска получил предсказание Дельфийского Оракула о том, что его супруге предстоит произвести на свет необыкновенного ребёнка. Неоднократно упоминает Ямвлих об удивительной красоте, сочетавшейся с необычайной скромностью мальчика. Несмотря на то, что у Мнесарха было ещё двое сыновей, именно Пифагору, как наиболее одарённому, он дал прекрасное образование и ничего не жалел для выдающегося отрока. Среди учителей Пифагора наиболее часто упоминаются Ферекид, выдвинувший мистическое учение о сотворении душ, а также знаменитый философ ионийской школы Анаксимандр, создавший теорию о существовании так называемой «первоматерии».

Несмотря на то, что юность Пифагора прошла в тот период времени, когда Самос находился под протекторатом могущественной персидской державы, молодому учёному удалось предпринять несколько дальних путешествий, которые оказали глубокое влияние на всю его последующую деятельность. Ориентировочно между 550 и 540 годами до н. э. Пифагор посетил Египет, по поводу чего много лет спустя известный афинский оратор и публицист Исократ писал: «Пифагор Самосский, отправившись к египтянам и став их учеником, первым познакомил эллинов с египетской философией…»

Менее правдоподобным представляется сообщение некоторых авторов о его посещении Финикии и Вавилона, где он, якобы, обучался у великого пророка Заратустры. Подобное известие совсем уж легендарного свойства, поскольку, по мнению наиболее авторитетных учёных, Заратустра жил и проповедовал гораздо раньше.

Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Пифагора, если бы в 538 году до н. э. власть на Самосе не захватил некий Поликрат, посредством жестокой тирании сумевший создать на острове сильное, централизованное государство, практически независимое от персидских властей. Двор этого некоронованного монарха отличался пышностью и великолепием. Столица острова была перестроена и укреплена в соответствии со вкусами тирана, а в её центре воздвигнуто новое грандиозное святилище богини Геры - покровительницы Самоса...