Украшал ночную синь Серебристый апельсин, А прошла неделька только —. Ход урока Организационный момент. Украшал ночную синь Серебристый апельсин, а прошла неделька только – От него осталась долька. (луна) Украшал ночную синь серебристый апельсин

Астрономия 5-7 класс, школьный (первый) этап

Время выполнения – 60 мин

Задание 1 (викторина)

Задания а, б и в – это игра «Четвёртый – лишний». Что в каждом случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?

а) Малая Медведица, Большая Медведица, Орион, Кассиопея.

б) Лев, Телец, Козерог, Дракон.

в) Чёрное море, Белое море, Восточное море, Северное море.

г) В названии какой планеты спряталась греческая буква? Напишите эту букву.

д) День Космических войск России отмечается ежегодно 4 октября. В честь какого события была выбрана эта дата?

Задание 2 (словарик)

Что означают слова:

    а) астрономическая единица;

    б) галактика;

    в) метеор?

Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Задание 4

Найдите астрономические ошибки в картине советского художника Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли».

Картина Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли»

Задание 5

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.

Какое небесное тело описано в загадке? Объясните происходящие с ним перемены. Сделайте поясняющий рисунок.

Задание 6

Разгадай кроссворд. Что означает слово, полученное в выделенном столбце?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

    Древнегреческий философ, который предполагал, что в центре расположена Земля, вокруг которой вращаются семь небесных сфер.

    Прибор, с помощью которого можно наблюдать за небесными телами.

    Древнегреческий астроном, разработавший свою систему мира, которая господствовала в науке 13 веков.

    Математик, первым выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара.

    То, вокруг чего вращаются все планеты.

    Спутник Земли.

    Третья планета Солнечной системы.

    Итальянский учёный 16 века по имени Джордано.

    Великий польский астроном, который сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца.

    Космическое пространство и всё, что его заполняет.

Задание 1 (викторина)

Задания а, б и в – это игра «Четвёртый – лишний». Что в каждом случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?

а) Малая Медведица, Большая Медведица, Орион, Кассиопея.

Ответ : Орион, т. к. он восходит и заходит, остальные созвездия незаходящие. Или: Орион виден зимой, остальные созвездия видны в любую ясную ночь. Вариант ответа «остальные расположены близко к Полярной звезде» оценивается как правильный.

в) Луноход, марсоход, вездеход, юпитероход.

Ответ : юпитероход. Планетоходом называют колёсное или гусеничное средство передвижения по поверхности планеты. Поскольку у газового гиганта Юпитера твёрдой поверхности нет, юпитероходов не бывает.

г) В названии какой планеты спряталась нота? Укажите номер этой ноты на рисунке.

Ответ : Земля. 6.

д) День Космических войск России отмечается ежегодно 4 октября. В честь
какого события была выбрана эта дата?

Ответ : 4 октября 1957 года был запущен в космос первый искусственный
спутник Земли.

Критерии оценивания : в пунктах а, б, в за каждый правильный ответ – 1 балл , каждое правильное обоснование – 1 балл ; в пунктах г, д за полный ответ – 2 балла , частичный – 1 балл .

Максимум за задание – 10 баллов .

Задание 2 (словарик)

Что означают слова:

  • а) астероид;
  • б) галактика;
  • в) кратер?
  • а) астероид – небольшое (размером менее 500 км) космическое тело неправильной формы, обращающееся вокруг Солнца;
  • б) галактика – звёздная система, объединяющая миллиарды звёзд;
  • в) кратер – кольцеобразный след от удара метеорита на поверхности планеты или спутника. Описание не ударного, а вулканического кратера засчитывается как правильный ответ.

Критерии оценивания : по 1 баллу за правильное (хотя бы своими словами) объяснение значения каждого слова.

Максимум за задание – 3 балла .

Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Ответы :

  1. Марс;
  2. комета;
  3. Земля.

Критерии оценивания : по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимум за задание – 3 балла .

Задание 4

Ответ : самый короткий день в Северном полушарии – день зимнего солнцестояния, 22 декабря. От 1 ноября до 22 декабря проходит 30 + 22 = 52 дня. От 22 декабря до 1 февраля проходит 9 + 31 = 40 дней.

Вариант решения : 21 марта и 23 сентября, в дни равноденствий, продолжительность светового дня одинакова. От 23 сентября до 1 ноября проходит 7 + 30 = 37 дней. От 1 февраля до 21 марта проходит 28 + 21 = 49 дней.

Критерии оценивания : за правильный ответ с полным обоснованием – 4 балла ; за правильный ответ без использования термина «зимнее солнцестояние» – 3 балла ; за правильный ответ с использованием дат весеннего и осеннего равноденствий – 3 балла; за правильный ответ с обоснованием без количественного расчёта – 2 балла ; за правильный ответ без обоснования – 1 балл .

Максимум за задание – 4 балла .

Задание 5

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.


Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

(луна)


  1. Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо-круг,

Стал опять рогатым вдруг.

(месяц)


  1. В голубой станице
Девица круглолица.

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится.

(луна)

О каком космическом теле мы сегодня будем говорить?

Почему Луну мы иногда называем месяцем?

(Она бывает полная – круглая, а иногда в форме месяца)

Так что же такое Луна?

(Спутник Земли)

2. Формирование новых знаний.

Почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны?

(Это самое близкое к Земле космическое тело. Луна во много раз меньше Солнца. Расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км, а от Земли до Луны – 384 000 км.)

Почему Луна нам кажется светящейся? Излучает ли она собственный свет?

(Луна сама не излучает свет, но от её поверхности отражаются солнечные лучи.)

Какие движения совершает Земля? А какие - Луна?

(Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а Луна вращается вокруг Земли и вместе с Землёй по орбите вокруг Солнца.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Отличается Луна от Земли?

(Луна – огромный, холодный, твёрдый шар. Она является естественным спутником Земли, потому что движется вокруг нашей планеты. Она так же, как и Земля, получает от Солнца свет и тепло.)

Почему на Луне нет ни лесов, ни лугов?

(На Луне нет воздуха, поэтому там нет жизни.)

Посмотрите на Луну, что это за лунные горы, лунные впадины?

(В телескоп на Луне хорошо видны лунные горы, большие равнины, которые учёные называют «морями» , хотя они сухие, без воды. Лунные моря – это глубокие впадины, возникшие в результате вулканической деятельности. На Луне нет ветра, здесь всегда царит тишина.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Есть ли на Луне день и ночь?

(Лунные сутки делятся на 14 земных дней и ночей. За это время дневная сторона Луны сильно нагревается, а ночная – охлаждается. Ночи во много раз холоднее, чем в самом холодном месте на Земле, до – 170гр. по Цельсию, а дни в несколько раз жарче, чем в пустыне, до + 130 С. Небо над Луной совершенно чёрное, а на этом чёрном небе ярко сверкают звёзды.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Луна меньше и легче нашей планеты, поэтому сила тяжести на Луне в 7 раз меньше, чем на Земле. Взлететь с поверхности Луны легче, чем с поверхности Земли. Человек массой 60 кг на Луне будет весить 10 кг. А сколько кг вы будете весить на Луне? Посчитайте.

Почему мы видим Луну иногда светящимся кругом, а иногда серпиком?

(Из-за движения Луны вокруг Земли.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 65.

Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

Изменения формы Луны называют фазами Луны. Но они существуют только для нас землян. На самой Луне никаких фаз нет. Солнце всегда освещает одну её половину.

Физкультминутка

«Поднимите руки класс»

А что на другой стороне Луны?

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

(В 1959 году российская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны.

Кто был первым человеком, ступившим на Луну?

(Это был американский астронавт Нил Армстронг в 1969 году.)


  1. Закрепление изученного
- Зачем человеку календарь? Что такое лунный календарь?

(Чтобы знать какой день, месяц.)

Что такое день, ночь?

(Вращение Земли вокруг своей оси.)

Что такое год, месяц, сутки?

(365 дней, 30 дней, 24 часа.)

Сколько месяцев в году? (12)

Сколько раз за год Луна меняет свои фазы?

(Каждые 28 дней. Лунные сутки – 14 земных дней и ночей.)

5. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике рассказ «Хитрость Колумба» и найдите ответ на вопрос: как он обманул индейцев?

Что же произошло? В чём хитрость Колумба?

Рассмотрите схему солнечного затмения. Расскажите, как это происходит.

(Луна, обходя земной шар, оказывается на одной линии между Солнцем и Землёй. Тень от Луны падает на Землю и заслоняет Солнце.)

Рассмотрите схему лунного затмения. Объясните, как это происходит.

(Затмение Луны происходит тогда, когда Земля находится между Луной и Солнцем.)

(Демонстрация мультимедийного приложения к уроку)

«Твой проект «Косой свет»


  1. Итог урока. Рефлексия.
Отгадывание кроссворда в рабочей тетради на печатной основе.
Надо мною апельсин

Ночью ясною висит.
Да ведь это же она!-
Апельсинная…(Луна)

Ночью выгляни с балкона,

В небе - долечка лимона,
И красива и ярка...
Но надкушена слегка…(Луна)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня…(Луна)

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только —
От него осталась долька…(Луна)

Леденцом висит она.
Звёздами окружена,
В тёмном небе, всем видна,
Эта круглая…(Луна)

Два названия имеет,
Ночью светит, но не греет.
Проведёт всю ночь без сна,
В небе яркая…(Луна)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки…(Луна)

Жёлтое Лукошко
Видно из окошка…(Луна)

Ломтиком вкусного сыра
Кажется в небе она,
Ночью для целого мира
Светит красиво…(Луна)

Спутница Земли, планета
Круглолика и бледна
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного…(Луна)

Красно солнце закатилось
Ночь была б совсем темна
Если б в небе не светилась
Светлоликая…(Луна)

В голубой станице
Девицы круглолица.
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится…(Луна)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)

Бродит по небу девица,
Среброброва, круглолица
И вздыхает: «Ночь темна!»
Эта девица…(Луна)

Пасётся в небе жёлтая Коза.

Козу видать во все глаза…(Луна)

На небе белеет,

Светит, но не греет…(Луна)

Кроссворд «Загадки без подглядки»

Разгадайте загадки, и в выделенных клеточках «высветится» фамилия их автора.

1. Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны?
(Медведь.)

2. Нос похож на пятачок,
Ляжет в лужу и – молчок.
(Свинья.)

3. В сто одёжек завернется
И от холода спасётся.
(Капуста.)

4. Никого я не боюсь –
Сам к любому прицеплюсь.
(Репей)

5. Гордо шпорами звенит,
Громким пеньем знаменит.
(Петух.)

6. Толстая улитка,
Чёрная накидка.
По небу плывёт,
Воду везёт.
(Туча.)

7. Жёлтый одуванчик
По двору идёт,
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюёт.
(Цыплёнок.)

8. Скрипит тормозами,
Моргает глазами.
(Автомобиль.)

9. Хвост зелёный, как огонь:
Обожжёт, лишь только тронь.
(Крапива.)

Ключевое слово: В. Степанов.

Кроссворд «Мир насекомых»

В выделенных клеточках: прозвище комарика, придуманное В. Степановым:

– Комарик – (…),
Откуда ты родом?
– Родился я в речке,
У тёплого брода,
Где берег в тумане,
Как будто в дыму…
– А что ж ты кусаешься?
– Сам не пойму.

1. … (Бабочка) – красавица
Добрым нравом славится,
Над цветками кружит,
С тёплым ветром дружит.

2. Рано утром … (паучок)
Сеть повесил на крючок.
Сеть повесил – и молчок:
Ловит муху … (паучок).

3. Поздним вечером … (сверчок)
Не ложится на бочок,
А на старой лесенке
Сочиняет песенки.

4. Только вишня расцвела –
Прилетела в сад … (пчела).
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она: - Жу-жу.

5. Под сосной, в тени ветвей,
Дом построил … (муравей).

6. Целый день в траве стрекочет,
Отковать колечко хочет. (Кузнечик.)

7. Над болотом… (стрекоза)
Щурит круглые глаза,
… (Стрекоза) – разбойница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки.

Ключевое слово: (комарик) – кусарик.

Кроссворд «Чу – де – са!»

По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке –
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли –
Загалдели цапли.
Испугались воробьи –
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло –
Чу – де – са!

В. Степанов

Если узнаете, о каких цветах эти четверостишия, то в выделенных клеточках «появится» «цветное коромысло», которое «убежало в небеса и над озером повисло».

1. … (Клевер) тих и невысок,
И хранит он сладкий сок.
Пчёлы ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром.

2. Я … (ромашку) на лугу
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она
И нарядна, и скромна.

3. Под ногой трещит валежник.
Лес весну встречать готов.
Распускается … (подснежник) –
Самый первый из цветов.

4. Замер в летний полдень пруд,
Словно на картинке,
Жёлтым солнышком цветут
На пруду … (кувшинки).

5. Распахнул толстяк стручок
Свой зелёный сюртучок,
А под ним горошины
Ровно
В ряд
Уложены…
Я не зря … (горох) ращу:
Приходите,
Угощу!

6. … (Василёк) цветёт всё лето
Ярким цветом, синим цветом.
Знает каждый из ребят:
Он – реки и неба брат.
Ключевое слово: радуга.

Кроссворд «Мир птиц»

Если правильно вставить словечко, то в выделенных клеточках «высветится» фамилия автора этих четверостиший.

1. Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь … (сова).
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.

2. Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
… (Синица) расписная

3. Еловик – весёлый … (клёст),
Еловик – короткий хвост.
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.

4. … (Дятел) – врач лесного царства,
… (Дятел) лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.

5. … (Попугаи) говорят,
Что красив у них наряд.
Разноцветною волной
Блещет их наряд цветной.

6. У … (фламинго) оперенье
Вызывает восхищенье,
Потому что птица эта
Нежно – розового цвета.

7. Алой кисточкой заря
Красит грудку … (снегиря),
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.

8. Между кустиков морошки
Появились чудо – крошки.
Это птенчики – цыплятки,
Дети белой … (куропатки).

9. Птицы с длинными ногами
До весны простились с нами.
Машут крыльями вдали
И курлычут … (журавли).

Ключевое слово: В. Степанов

Кроссворд «День именинника»

В день рожденья к Мишке-другу
Шли зверята друг за другом.

Если правильно напишете, кто приходил в гости к Мишутке на день рожденья, то в выделенных клеточках прочитаете, кто прикатил бочонок мёда Мишке.

1. Кто приходил с бидоном простокваши? (Корова)
2. Кто важно прошагал с пирожком? (Мышонок)
3. Кто пришёл с малиновой конфеткой? (Лиса)
4. Кто принёс жёлудь спелый? (Кабанчик)
5. Кто прикатил арбуз пузатый? (Енот)
6. Кто принёс орех-фундук? (Бурундук)
7. Кто притащил грибов лукошко? (Бельчонок)
8. Кто притопал с яблоком в корзинке? (Ёжик)

Ключевое слово: Волчонок

Кроссворд «Зимушка-зима»

1. Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи...
Где же взять зимой сластей
Для детей
И для... (гостей)?
«Хлопотунья»

2. Ни проехать, ни пройти,
Мы сидим, как взаперти.
Вся деревня – пленница:
а окном – ... (метелица).
«Метелица»

3. Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих... (берёз).
«Зима»

4. Ты мети, метла, мети,
Скоро должен гость прийти.
Прогони осенний сор,
Сделай чистым старый двор,
Чтобы белый снег-снежок
Не испачкал... (сапожок).
«Метла»

5. Качнулся медленно перрон,
Вздохнула электричка.
И вдруг влетела в наш вагон
Проворная... (синичка).
Метель на улице мела,
И, видно, птахе этой
Хотелось света и тепла,
Зимой хотелось лета.
«Синичка в электричке»

6. Тают неслышно
Звёзды-снежинки
И на ладошке
Блестят, как...(слезинки).
«Звёзды-снежинки»

7. Сани-розвальни бегут,
Сказки-россказни везут.
Тянут сани меж берёз
Конь Буран и конь... (Мороз).
«Сани-розвальни»

8. Взобрался... (снеговик)
На зимние качели,
И в тот же самый миг
Качели – полетели.
«Зимние качели»

Ключевое слово: Степанов

Кроссворд «Небесный простор»

Проплывёт и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой...

В выделенных клеточках: то загадочное, о чём В. Степанов написал это стихотворение.

1. Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

2. Это что за потолок?
То он низок,
То высок,
То он сер,
То беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой
Такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (Небо)

3. Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна.)

4. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти... (Радуга.)

5. С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)

6. Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

Ключевое слово: облако.

Кроссворд «Сказочная азбука»

Угадайте, о каких сказочных героях идёт речь, и в выделенных клеточках «высветится» герой новой книжки В. Степанова, «родившийся на грядке, добрый, весёлый, искренний человек, которому часто не везёт, но он никогда не унывает и всегда находит выход из трудного положения, пусть не самый удачный…»

1. Хо-хо-хо!.. (Хоттабыч) – джинн
Спрятал голову в кувшин.

2. Урфин … (Джюс), напившись кваса,
Стал похож на папуаса.

3. … (Шушара) соседку
Заманила в клетку.

4. … (Дуремар) собой гордится:
Он пиявок не боится.

5. … (Пятачок) и Винни-Пух
Из ружья стреляли в мух.

6. … (Гулливер) в подарок папе
Лилипутов тащит в шляпе.

7. … (Юдо) с Чудом поругались,
Чу ушло, а Ю осталось.

8. … (Леший) прыгал между лип
И к одной из них прилип.

9. … (Буратино) для Мальвины
Торт испёк на именины.

Ключевое слово: Тюша-Плюша Владимир Степанов. Стихи для детей.
Владимир Степанов АЗБУКА ИГРУШЕК.




Copyright © 2015 Любовь безусловная