Тихон шевкунов - биография, фотографии. Архимандрит Тихон (Шевкунов): биография Кем являются родители тихона шевкунова

— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

Епископ Ти́хон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; 2 июля 1958 года, Москва) — архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викарианством города Москвы.

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Член попечительского совета «Фонда Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — бизнесмен Константин Малофеев). По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. В сентябре 2003 года сопровождал главу государства в США, где Путин передал приглашение патриарха Алексия II первоиерарху РПЦЗ (Русская православная церковь за границей) митрополиту Лавру посетить Россию. В СМИ епископа Тихона (Шевкунова) называли духовником Константина Малофеева (но сам Малофеев утверждает, что его духовником является монах из Троице-Сергиевой лавры) и Владимира Путина.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики РПЦ?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»​

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.

— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.

— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК ). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.

— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК ) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»

— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

Епископ Егорьевский Тихон Шевкунов, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин (Фото: Алексей Никольский/ТАСС)

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать церковь? Нет.

— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК ).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.

— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что РПЦ и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в русской церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители РПЦ довольно активно высказываются на политические темы.

— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР .

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?

— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе. Я в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.

Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре вслед за тем окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а следом принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

Десять лет тому вспять Шевкунов впервой выступил в печати как единственный из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью Церковь и государство, в которой открыто выложил своё касательство к демократии. Демократическое страна, цитирует отца Тихона Frее Lапсе Виrеаu, неизбежно будет силиться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действо старый принцип разделяй и властвуй. Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре следом своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал дебош около пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал нетрезвый монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в злонамеренном поджоге агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за рубежом. (Кстати, в текущий момент зарубежники, несмотря на давнишний дебош, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не вон занять высший церковный пост России.

Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, потом эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря близкий приятель отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала Русский дом, тот, что печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале Московия, а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов журнала и телепередачи. Среди частых гостей Русского дома представители Русского национального единства (РНЕ) и Чёрной сотни.

Известен папа Тихон и больше глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил крестовый поход супротив гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что магические трюки этого вульгарного американского Воланда ставят зрителей в подневольность от самых тёмных и разрушительных сил. А что ни на есть популярный его план баталия с сатанинскими штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано цифра зверя 666. К тому же всеобщая организация учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья Шенгенская зона, посвящённая этой глобальной проблеме, была опубликована в печатном органе РНЕ Русский порядок. Несмотря на то что папа Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения весьма и крайне близки.

Вот размышления святого отца о цензуре. Цензура это типичный инструмент в нормальном обществе, тот, что должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то до срока или поздненько к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и по иному, как со словом дура, её не рифмовал. А в дальнейшем ратовал за цензуру. Последняя мысль Тихона, и все-таки, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

Тихон одним из первых поздравил Путина с воцарением и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая эру ельцинизма.

Историю своего знакомства с Путиным папа Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, подобно тому как Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух тот самый не подтверждает, но и не опровергает кокетничает: Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь изготовить? Тем не менее журналисты московских изданий твердо писали со слов Тихона, что Владимир Путин всю дорогу исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни.

В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, ныне его побаивается более того сам Патриарх.

Так же читайте биографии известных людей:
Тихон Жучков Tihon Juchkov

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

По Москве ходит такая история: «Одного из чиновников принимают на высокую должность. Советник Путина по кадрам Виктор Иванов как бы между прочим спрашивает: а как относишься к православию? Кандидат был подкованный и ответил правильно. «А почему бы тебе не окреститься?» – задушевно спросил Иванов и тут же позвонил модному священнику, настоятелю мужского монастыря на Лубянке отцу Тихону. И они вместе приняли нового работника – и в лоно церкви, и в ряды администрации».

Многие из нынешней элиты могут про себя сказать: «Все мы вышли из одной купели». А нательный крестик стал так же важен, как раньше – партбилет. Доживем ли мы до того дня, когда вороватых чиновников будут насильно постригать в монахи – одному Богу известно. Ну, может, еще отцу Тихону. Молва и источники (которые нельзя указывать) упорно называют его личным духовником президента Путина.

– Что я вам, Ришелье какой? – не без кокетства отвечает на такие подозрения сам отец Тихон.

Вера поТИХОНьку

В Нью-Йорке на встрече с руководством Русской православной церкви за рубежом Путин чуть не оконфузился. В шеренге благообразных старцев ему нужно было узнать самого главного – митрополита Лавра. ВВП чуть замешкался, потом уверенно направился к священнику с самой длинной бородой. Следующий кадр запечатлели все телекамеры. Щупленький, невысокий монашек подскочил к Путину и развернул его в нужном направлении. «Монашком», направившим президента на верный путь, был архимандрит Тихон.

Вскоре священник сам дал интервью греческой газете «Страна», после которого его прочно записали в «духовники Путина» – слишком уж много душевных тайн президента знает батюшка.

– Президент России, – сказал отец Тихон журналисту, – действительно православный человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность перед Богом...

Свечку на исповеди президента, конечно, никто не держал. Но многие хотели бы знать: в чем и перед кем кается Владимир Путин?

Душа человека – потемки. А что творится в душе президента страны, простым смертным и вовсе неведомо. Человек, протоптавший туда дорожку, не может быть заурядным. Об отце Тихоне ходят полярные оценки – от восторженных до резко ругательных. Для смиренного православного монаха – даже слишком полярные. Нам, бывшим советским людям, трудно представить отношения главы государства со своим «духовным отцом». В конце концов, не спрашивает же он у него благословения на подписание законов? Поэтому с кем только отца Тихона не сравнивают – и с Григорием Распутиным, и с Гришкой Отрепьевым и другими монахами, влиявшими на царей и на судьбы страны.

Житие Георгия Шевкунова

Отец Тихон моложе своего «духовного сына» – Путина на 6 лет, но, говорят, они даже характерами похожи – оба очень энергичные. Сближает их, видимо, и то, что отец Тихон интересуется политикой.

До монашества у Тихона была обычная советская жизнь, и в молодости он даже пережил «богемный период».

Тихон – имя монашеское, в детстве будущего архимандрита звали Георгий. Соседи помнят его как Гошу.

– Гоша с детства был очень болезненным. Астма, пневмония, хромота – физически слабый, что и говорить, но темперамент у него всегда был огонь, – вспоминает один из студенческих друзей Шевкунова.

– Я его прекрасно помню, – говорит дворничиха из соседней с Шевкуновыми квартиры на южной окраине Москвы на улице Красного маяка Роза Тавлиханова. – Его мама до сих пор у меня за стенкой живет. Гоша приезжает к ней, но не часто. Знаю, что мама долго не принимала его решение уйти в монастырь. Но сейчас вроде успокоилась. У Гоши все хорошо, ездит по заграницам. Недавно он сделал для своей мамы евроремонт в этой квартире. Он с детства очень отзывчивый был. Если я болела, всегда забегал: вам лекарств не купить? У Гоши было два закадычных друга, и с обоими несчастья произошли. Один сошел с ума и лечится сейчас в психбольнице. А второму стало плохо с сердцем в метро, и он умер.

– Пришел я на вступительный экзамен во ВГИК, а там сидят абитуриенты – дядьки взрослые, бородатые. А впереди, смотрю, мальчик на вид лет 12 от силы, – вспоминает однокурсник Владимир Щербинин. – Это и был Гоша Шевкунов. Поступили мы оба. И подружились. В студенчестве он был одновременно и любимцем курса, и, можно сказать, хулиганом. Только не спрашивайте подробностей – все равно не расскажу.

Сокурсники Шевкунова до сих пор помнят, как он подрался с одним будущим известным журналистом. Тот, кстати, этого не забыл и до сих пор пишет про давнего обидчика критические гадости. (А некоторые слова и поступки неоднозначного священника Тихона на самом деле дают к этому повод.)

– У нас во ВГИКе преподаватель был по древнерусскому искусству, – продолжает воспоминания Щербинин. – Он был православный человек даже в то, советское время. И мало того, что не скрывал этого, так еще студентам рассказывал такие вещи, которые больше негде было почерпнуть. Мы даже после занятий собирались... У Гоши появилась своя Библия – тогда ее трудно было достать, но он у нас всегда шустрый был.

После окончания института интерес к религии у выпускника-кинематографиста не прошел. Георгий Шевкунов поехал во Псково-Печорский монастырь – один из главных православных центров в советское время. Здесь жил известный старец-провидец ХХ века Иоанн Крестьянкин – он и стал духовным отцом для будущего архимандрита.

– Георгий жил в монастыре наездами лет 8, – вспомнил Владимир Щербинин. – Работал на скотном дворе. Когда он принял решение постричься в монахи, мама его долго не благословляла. Она – ученый, всю жизнь занималась микробиологией. Время было советское, и понять увлечение сына религией ей было трудно. Смирилась она только через 8 лет.

Георгий-Тихон не прогадал. Его ждала жизнь интереснее любого кино.

Сам себе режиссер

Тихон стал нетипичным монахом. Вокруг новоиспеченного послушника возникало слишком много скандальных сюжетов – с ним, Тихоном, в главной роли. Недоброжелатели называли это «саморекламой», а друзья – следствием слишком живого характера.

Приняв постриг, Тихон переехал в Донской монастырь в Москве. Однажды ночью монастырь сгорел, и Тихон во всеуслышание обвинил во всем неких «иностранных агентов».

Вскоре в церковных стенах разыгралась еще одна «голливудская» история. Патриарх отозвал наместника Сретенского монастыря Георгия Кочеткова, а на его место назначил «своего человека» – молодого и преданного Тихона Шевкунова. Сретенский монастырь находится в центре города, на Лубянке. Церковь и государство тогда начали стремительно сближаться, и оставлять на таком важном месте «неуправляемого» Георгия Кочеткова и его сторонников было неосмотрительно. Изгнанные монахи уходить не хотели, поскольку своими силами восстановили здание, разрушенное в советские годы.

– Мы придем один раз, проведем службу во дворе, потом второй раз. А в третий раз мы явимся сюда с казаками, – тихим голосом сказал новый наместник монастыря на Лубянке.

– Мы так и сделали, – рассказал Владимир Щербинин, который в итоге стал иконописцем и оказался свидетелем дележа монастыря. – Дело было зимой, и после службы на морозе Тихон сильно простудился. Но не отступил.

Следующий раз на территории монастыря он появился с «черной сотней» – боевым казачьим подразделением под православными знаменами. Сторонники Георгия Кочеткова сдали монастырь без боя.

После этой истории про Тихона стали говорить: у него «бульдожья хватка».

Из наместнического кресла уже были видны окна кабинета Владимира Путина, где бессмертная душа будущего президента в то время трудилась на должности директора ФСБ.

Дорога к храму

О том, как встретились два лубянских начальника, ходят разные версии.

Одна гласит, что Путин сам пришел в храм, потому что тот был поблизости от его работы.

Другая версия: Шевкунова и Путина познакомил генерал КГБ, сейчас – депутат Госдумы Николай Леонов. Путин еще только начинал «ходить в разведку», когда Николай Леонов уже стал вторым человеком в Первом управлении КГБ и, как говорят, курировал лично Фиделя Кастро и всех наших джеймсбондов на американском континенте.

– Я в этом процессе не участвовал, – развенчал Леонов с ходу эту версию. – И самого президента я в Сретенском храме не видел. Я слышал, у него собственная церковь на Валааме. Думаю, и в Москве ему есть где справлять личные, неполитические ритуалы. Но в Сретенском храме среди прихожан я частенько вижу бывшего генпрокурора Владимира Устинова, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, представителя президента по ЦФО Георгия Полтавченко, депутата Сергея Глазьева...

Окружение Тихона настаивает на самой бытовой из всех версий знакомства.

– Отец Тихон проводил восстановительные работы в монастыре – строил, перестраивал... Но чтобы возить грузы по Лубянке, а тем более копать, нужно было специальное разрешение – там же самые разные провода под землей пролегают... За таким разрешением нужно было идти к первому лицу ФСБ – Путину то есть, – рассказал Владимир Щербинин. – Так они и познакомились.

Придворный монах

Тихон громко приветствовал вступление Путина в должность президента и вслух порадовался «концу эпохи ельцинизма». В начале своей церковной карьеры пламенный монах любил звучные заявления по разным поводам. То клеймил введение ИНН, то выступал против приезда Дэвида Копперфилда в Россию.

А «серым кардиналом» Тихона начали называть после того, как он стал сопровождать Путина в разных важных поездках. В 2001 году под руководством отца Тихона первый «по-настоящему» православный президент России совершил поездку (в церковных кругах ее называют паломничеством) по северным монастырям России и святым местам Греции.

Перед смертью старца-чудотворца Иоанна Крестьянкина отец Тихон свозил к нему президента. Общались они с глазу на глаз целый час, и, как говорят, руководитель большой страны вышел потрясенный и немного растерянный и будто бы даже сказал:

– Совсем мало времени осталось...

Наконец, в Нью-Йорке на встрече по объединению РПЦ с Русской православной церковью за рубежом Владимира Путина сопровождал опять же отец Тихон. Такая близость к первому светскому лицу даже вызывает законную ревность в рядах РПЦ. Неслучайно один из бывших «подчиненных» Шевкунова по Сретенскому монастырю уже дослужился до епископа, а Тихон все еще архимандрит.

Демократы шепчутся об антилиберальном влиянии Тихона на Путина.

– У нас никогда не бывает никаких паршивых демократов, только патриоты! – похвастался мне «чистотой рядов» прихожан один из частых посетителей храма на Лубянке.

– Тихон всегда исповедовал консервативно-патриотические взгляды, – утверждает генеральный директор информационно-аналитического центра «СОВА» Александр Верховский. – Если коротко: православие, самодержавие, народность. Он из государственников в рясах. Но вряд ли он духовник президента, скорее просто один из его советников по церковным вопросам.

О попе и его работниках

При Тихоне Сретенский монастырь разбогател. Хор монахов выступает в Кремле и даже гастролирует за границей. Лубянское подворье, как меня убеждали, выпускает и продает больше православной литературы, чем вся Московская патриархия. Батюшка – хороший хозяйственник. Но для некоторых дел только его и Божьей воли мало. Нужна еще президентская.

В 2000 году по просьбе Патриарха правительство передало в собственность Сретенскому монастырю памятник федерального значения – бывшую усадьбу племянника генерала Ермолова в Рязанской области с шикарным особняком, дворовыми постройками и большим английским парком. Там, где несколько веков назад жил родственник легендарного покорителя Кавказа, будет основан скит – нечто вроде загородной резиденции Сретенского монастыря. Многомиллионные восстановительные работы ведет государственная структура – Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.

Я хотела заехать и посмотреть, как будет устроен монашеский быт в бывших хоромах. Но туда никого не пускают:

– Вы что! Это мужской монастырь!

И не придерешься.

Рядом с усадьбой был отстающий колхоз. Его отдали монастырю как полезную нагрузку к усадьбе.

– Подвели нас под монастырь, – хохмят колхозники. Но сильно не ропщут. Для них средняя зарплата 3400 рублей в месяц – уже неземная благодать. Раньше и этого не было. Инвесторы в рясах уже вложили в хрюшек и буренок 17 миллионов монастырских денег, а вместо колхозной рухляди закупили новые тракторы. Работники в хозяйстве наемные, а финансовый директор – монастырский, отец Гермоген знает бухгалтерию, как «Отче наш». Хоть и называет себя на старый лад – эконом.

В Москве отец Тихон тоже явно претендует на расширение своей территории – монастырь давно настаивает на отселении «неудобных соседей» – французской школы. Какое-то время назад два богоугодных заведения открыто конфликтовали. Но «крестовый поход» против школы не удался – поднялись ученики, родители, пресса. Клерикалам пришлось отступить.

– Сейчас они нам даже помогают – с уборкой территории например. Но мы боимся, что это лишь затишье перед бурей, и никаких интервью не даем, – сказали мне в администрации школы. И повесили трубку.

Кто еще претендует на душу президента

Душа у президента широкая. Говорят, в последнее время на свое место в ней появились и новые претенденты от церкви. Один из главных в этом списке – старец Кирилл, духовник трех последних российских патриархов, в том числе и Алексия II. Ушел в монастырь после Великой Отечественной. Отец Кирилл живет в резиденции Патриарха Алексия, и, как рассказывают, к нему до сих пор стоит очередь из страждущих совета, благословения или исцеления.

Другой – настоятель Валаамского монастыря игумен Панкратий. Одного того, что Путин подарил Валааму яхту за 1,5 млн $, достаточно, чтобы поверить в особую расположенность президента к северной обители. Чиновники и бизнесмены тоже задаривают Валаамский монастырь: недавно им отписали Зимнюю гостиницу и преподнесли мобильную дизельную электростанцию.

Есть в этом списке и один из одноклассников Путина, который стал монахом и священником в одном из крупных столичных храмов. При слове «Путин» он бросает трубку. А вживую держится с той особой самоуверенностью, которую дает близость не только к Богу, но и к президенту.

Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре после окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а затем принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

Десять лет тому назад Шевкунов впервые выступил в печати как один из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью «Церковь и государство», в которой открыто высказал своё отношение к демократии. «Демократическое государство, - цитирует отца Тихона «Frее Lапсе Виrеаu», - неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип «разделяй и властвуй». Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре после своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал скандал вокруг пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за границей. (Кстати, сейчас «зарубежники», несмотря на давний скандал, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не прочь занять высший церковный пост России.

Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, впоследствии эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря - близкий друг отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала «Русский дом», который печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале «Московия», а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов - журнала и телепередачи. Среди частых гостей «Русского дома» - представители «Русского национального единства» (РНЕ) и «Чёрной сотни».

Известен отец Тихон и более глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил «крестовый поход» против гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что «магические трюки этого вульгарного американского Воланда» ставят зрителей «в зависимость от самых тёмных и разрушительных сил». А самый известный его проект - борьба с «сатанинскими» штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано «число зверя» - 666. К тому же всеобщая система учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья «Шенгенская зона», посвящённая этой «глобальной проблеме», была опубликована в печатном органе РНЕ «Русский порядок». Несмотря на то что отец Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения очень и очень близки.

Вот размышления святого отца о цензуре. «Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё - и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то рано или поздно к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и иначе, как со словом «дура», её не рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру». Последняя фраза Тихона, однако, поставила в тупик исследова телей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

Тихон одним из первых поздравил Путина с «воцарением» и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая «эру ельцинизма».

Историю своего знакомства с Путиным отец Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, будто Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух этот не подтверждает, но и не опровергает - кокетничает: «Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь сделать?» Тем не менее журналисты московских изданий уверенно писали со слов Тихона, что «Владимир Путин постоянно исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни».

В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, теперь его побаивается даже сам Патриарх.


Митрополиту Тихону (Шевкунову) - 60 лет. НЕЗЫГАРЬ рассказывает как все начиналось.

Из биографии:

"Митрополит Тихон (в миру- Георгий Александрович Шевкунов). Родился в Москве 2 июля 1958 года. Из неполной семьи. В 1975 году окончил школу в Москве. В 1982 окончил сценарный факультет ВГИКа по специальности «литературная работа» на курсе драматурга Евгения Григорьева.

Со ВГИКа дружит с Михалковым,Чавчавадзе, многими другими деятелями интеллигенции. На последних курсах ВГИКа увлекся русским православием. По совету лаврского духовника Онуфрия (сейчас- постоянный член Синода и глава УПЦ) отправился в 1982 году послушником в Псково-печерский монастырь, где периодически жил и трудился до 1986 года".

Здесь прозвучат мнения людей, знающих отца Тихона, либо соприкасавшихся с ним.

Раннюю часть биографии отца Тихона можно назвать этапом поиска. В отличие от многих клириков РПЦ, его семья не была воцерковленной. Воспитывала Гошу Шевкунову мама, по специальности ученый-микробиолог.

Приход в православие, как говорят знающие Шевкунова люди, был внутренним бунтом, попыткой найти новый мир- наделенный смыслами и мистикой; мир, который для художника Шевкунова должен был стать антитезой серого и пресного советского мира.

"Гоша Шевкунов- прошел многое в жизни. Наверное, можно сказать, что он увлекающийся. Он искал себя. И если говорить сейчас с позиции Церкви - то он испытал много грехов, которые засели в нем. Но он всегда боролся с этим, ломал себя, и он очень сильный человек".

"Он любил и он сам убил в себе любовь. В какой то момент он испугался самого себя и решил задавить свое личное я. Православие стало идеальной основой".

"Не знаю -было ли это осознание собственной инаковости или страх, что в реальной жизни, он, простой паренек, не сможет составить конкуренцию золотой молодежи. Конечно, многиесоурсники и знакомые восприняли это как капитуляцию, как слабость. Но оказалось, что Гоша Шевкунов оказался умнее, он ушел из мира и встал над ним".

Отец Тихон, и это надо помнить, выходец из " диаспоры московской интеллигенции". Наверное покажется удивительным, но митрополит Псковский Тихон вообще не имеет никакого духовного образования - он не заканчивал ни духовного училища, ни духовной академии.

"Вся духовная основа отца Тихона -это громада интеллигентских мифов о православии и православной России".

Столичный мальчик Гриша изначально не понимал и не знал большой России. Впрочем, он совсем и не знал что такое Церковь.

" Для него это было сначало какой то сказкой- а потом увлекло. Православие- фактически запрещаемое для молодежи было для Гоши (Шевкунова) вызовом, было фрондой, было бунтом. На фоне убогих советских вождей молодой парень узнал совершенно невероятных людей- послушников, с трагическими историями, и с очень сильным моральным стержнем. Правда для них была только правдой".

Отцу Тихону повезло в том плане, что его учителем стал отец Иоанн (Крестьянкин), вложивший в него какие-то смыслы и значения. Но в целом, шевкуновское православие совершенно доморощенное, придуманное, поверхносное и киношное.

"Обратите внимание, Шевкунов не прибивается к Загорской лавре, он не идет учиться в духовную академию.Нет, он не конфликтует в открытую с системой. Он уезжает в монастырь в Псков, чтобы понять себя, но при этом оставляя пути отступления. Поймите- он всегда оставляет себе пути к отступлению".

Говорят, что отец Тихон похож на своего оппонента патриарха Кирилла. И тот, и другой ставят внешний эффект, актерский как как форму общения с миром. Всегда важно следовать повестке, подстраиваться под атмосферу, актерски манипулировать слушателями и собеседниками.

Для Володи Гундяева путь в Церковь был предопределен. Его отец был настоятелем, старший брат считался одним из лучших учеников Ленинградской академии и любимцем митрополита Никодима.

Не случайно подмечено, что и отец Тихон, и патриарх Кирилл очень плохо знают православные догматы, не разбираюся в творчестве святых отцов: мало читают духовную литературу - на все это им просто не хватает времени.

Но для них это все не важно. Православие для них носит сугубо прикладной характер

Из биографии отца Тихона:

" В 1986 году митрополит Питирим забирает его в Москву в Издательский отдел.Георгий Шевкунов в команде Питирима занимается подготовкой юбилейных торжеств, связанных с 1000 летием крещения Руси. Он пишет сценарии, готовит кинофильмы, прежде всего для зарубежной аудитории. В Москве становится насельником Донского монастыря. По словам Шевкунова, в этот период возникают его контакты с сотрудниками КГБ. В 1988 году ему предложили стать сексотом, он отказался. В 1990 году патриархом был избран митрополит Алексий (Редигер). В новую патриаршую команду вошли многие знакомые Шевкунова В 1991 году в Донском монастыре его постригают в иеромонаха. В 1993 - назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря".

В 1992 году иеромонах Тихон в ходе строительных работ "обнаружит" мощи патриарха Тихона в Донском монастыре. С этого момента он становится узнаваемой персоной. Благодаря Крестьянкину он входит в круг общения патриарха, становится его фактически помощником Знакомится и заводит дружбу с референтом патриарха Андреем Кураевым и владельцем Межпромбанка Пугачевым.

С Пугачевым Тихона познакомит патриарх Алексий Второй.

"Пугачев всегда рассматривался как своеобразный дублер и возможная альтернатива Абрамовичу в Администрации, он был вхож к патриарху и решал многие его дела".

"Большая ошибка считать, что якобы с 90х годов Тихон становится неким лидером консервативных и правых сил. Отец Тихон был крайне лояльным к патриарху Алексию, тот был для него абсолютный авторитет, как и Крестьянкин. В те годы Церковь проходила очень серьезную ломку, реакционная часть Церкви объединялась вокруг питерского митрополита Иоанна. Патриарх Алексий искал этому альтернативу. Молодой, умный и хваткий отец Тихон был отличным вариантом умеренного консерватора в Москве".

"Патриарх Алексий Второй любил отца Тихона, за его энергию, увлеченность и подкупающую искренность".

"После того, как отец Тихон фактически "изгнал" обновленческую общину Кочеткова из Владимирского собора - а патриарх недолюбливал Кочеткова, ревновал его за любовь интеллигенции, Алексий Второй существенно укрепил положение отца Тихона. Тот получает благословление создать Сретенский монастырь и патриаршее назначение игуменом"

"Все происходило само собой- молодой Тихон в Москве буквально перехватывал повестку старых клириков. Не успевал престарелый митрополит Иоанн в Питере выступить с какой-нибудь речью, а отец Тихон уже фонтанировал: он был и за восстановление монархии, и против ИНН, и за русскую идею, и за русский мир. Тихон в речах был глобален, но вся эта глобальность была довольно мягкой и сходила фактически на нет".

"Известно, что патриарх не долюбливал сотрудников КГБ и не хотел иметь с ними дел. Для этого у него был отец Тихон - такой офицер связи с Лубянкой.Шевкунов тогда задружился со многими офицерами, причем большинство из них были из Службы внешней разведки, как например генерал Леонов".

Отец Тихон старался на максимум использовать любые медийные ресурсы. "Конечно, он был профессионал. Режиссер в душе не умер. Он понимал что такое телевидение и как надо работать с камерой и зрителем. Он близко сошелся с бывшей звездой советского телевидения Александром Крутовым и создал на деньги Пугачева издательский дом Русский мир, создавали с Желонкиным и Толстым телеканал Московия".

Где-то в 1997 или в 1998 году отец Тихон знакомится с Владимиром Путиным. Существует несколько версий как это произошло. По одной - Тихона с будущим президентом познакомил генерал Леонов; по другой - знакомство состоялось благодаря банкиру Пугачеву.

В августе 1999 в Петербурге умирает отец Путина. Владимир Спиридонович болел раком, умирал тяжело. "На похороны отца приехали Пугачев и отец Тихон. Путин был очень тронут этим".

Именно с этого момента журналисты начинают называть Тихона "духовником Путина".


"На самом деле, Тихон никогда духовником Президента не был. Тот исповедуется либо монахам Валаамского монастыря, либо по случаю во время посещения церквей. Никто не владеет информацией о грехах Президента, кроме Бога". Чаще всего исповедует Президента наместник Валаамского монастыря Панкратий, ярый реакционер и мистик. "У отца Панкратия очень сложные отношения как с Тихоном,так и с патриархом Кириллом".

После того, как Путин станет Президентом у отца Тихона возникнет глобальный проект объединения РПЦ и РПЦЗ. "Этим планом в 2000 году Тихон увлек всех - и молодого Президента, и старого Патриарха, и патриотов, и либералов. Мало кто верил, что у Шевкунова что-то получится. Но у него получилось и Тихон вошел в ближайшее окружение Президента".

Объединение РПЦ и РПЦЗ - было сильнейшим репутационным проектом. Московская патриархия мечтала об этом,но как подступиться к решению вопроса не знала.

Идея была давняя, ей занимались и патриарх Алексий первый и Пимен. Но очень были сильны конфликты.

РПЦЗ, по сути, была намного консервативнее РПЦ и по воззрениям, и по интерпретации православных догматов.

"Это был сгусток антисоветизма, антикоммунизма, антиэкуминизма, борьбы с масонами и жидами, веры в святого Императора Николая. Они обвиняли официальную патриархию в грехе симфонии с коммунистическим государством, в сотрудничестве со спецслужбами. Строить диалог было очень трудно".

Проектом объединения занимались многие - тут были и структуры РПЦ, и эмигранты, и МИД, и СВР (новый директор Сергей Лебедев- товарищ Президента по германии- до своего назначения 2 года проработал представителем СВР в США и имел представление о проблеме).

Но основным мотором объединения был отец Тихон.

Во-первых, шли неофициальные контакты с русской диаспорой в США и европе. Отцу Тихону серьезно помогла дружба с Зурабом Чавчавадзе- представителем великого князя Владимира Кирилловича в России, родственником патриарха Илии Второго.

Чавчавадзе был также родственником князя Давида Павловича Чавчавадзе, внука Великого Князя Георгия Михайловича, убитого в 1919 году в Петропавловской крепости.

Через него Тихон познакомился с князьями Голицыными, Борисом Йорданом, Сергеем Паленом. Всех их позднее Сергей кургинян назовет потомками офицеров абвера и вермахта. И все они составят основу Фонда Константина Малофеева, который станет зятем Зураба Чавчанадзе.

"Были найдены связи с ветвью Николаевичей (Романовы) и Майклом Кентским".

Все они так или иначе участвовали в процессе объединения.

Но основная придумка отца Тихона была гениальной. Он придумал "перехватить" все узлы управления РПЦЗ.

Речь шла как о финансовых, так и управленческих.

С первыми помогли связи с протоиреем Петром Холодным. С 1993 года он был казначеем Архиерейского Синода РПЦЗ. Занимал эту должность до 2005 года.

"Холодный был интересным инвестором. Он пришел руководить финансами РПЦЗ в самый критический момент. По сути он спас РПЦЗ от банкротства. Он построил интересные связи с Москвой. Известно, что практически весь капитал РПЦЗ Холодный вложил в акции Норильского никеля. Это было где-то 75 млн долларов".

"С 2000 года Петр работал в качестве консультанта "Норникеля" по сбыту, затем, с 2001 - как генеральный директор холдинга "Норимет", эксклюзивного дистрибьютора "Норникеля" на международных рынках".

Петр Холодный -внук протопресвитера Александра Киселева, духовника генерала Власова и РОА.

"Фактически Синод РПЦЗ в какой-то момент оказался поставлен перед фактом- все деньги оказались переведены в Россию".

"Позднее Петр Холодный покинул РПЦЗ, говорят что был какой то конфликт. Он возвращался в Норникель. Работал вместе с Мовчаном в компании "Третий мир".

В июле 2001 года в руководсте РПЦЗ произошел мятеж. Митрополит Виталий, руководивший РПЦЗ с 1986 года был отправлен на покой. Именно он занимал жесткую позицию противодействия объединения с РПЦ МП.

Кроме того, митрополит Виталий обвинял членов Синода - Марка и Алипия в сотрудничестве и сговоре с Москвой.
"Вы должны понимать - кто такой отец Тихон. Он хороший стратег. Он все просчитывает и строит сложные схемы. С митрополитом Климентом ему было бы сложно конфликтовать, а с Кириллом - была целая программа поведения".

"Патриарх Кирилл назначил его руководителем Патриаршего совета по культуре, президент Медведев - членом Президентского совета по культуре. При Медведеве отец Тихон выбил идею реализации проекта "Моя история". Не забудьте, что при Кирилле отец Шевкунов стал епископом".

"Многие в окружении патриарха говорили, что отец Тихон был инициатором конфликта патриарха с Юрием Шевченко (история нанопыли). Вбросы о сожительстве с Лидией Леоновой, история с часами, история Пусси и кампания против голубого лобби в РПЦ- это все якобы работа отца Тихона"

Но не все согласны, что история Пусси связана с отцом Тихоном. "Это не его идея. Но отец Тихон критиковал патриарха и просил смягчить наказания Толоконниковой".

По словам источника, "отец Тихон старался минимизировать контакты с силовиками. В 2009 году его друг Пугачев получает гражданство во Франции и уезжает из России. У Шевкунова возникает два партнера - братья Ротенберги- через массажиста Голощапова и Малофеев".