Сказка о причастии короткая. Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол. Ничего особенного в жизни Причастия не происходило. Её часто звали на помощь людям при написании текста. Особенно часто Причастие упот

Здравствуйте, люди добрые. Зовут меня Причастие, или Особая Форма Глагола. По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: какой? какая? какое? Если говорить начистоту, то: школу я не закончила и сейчас безработная, поэтому дайте хоть немножко денежек. Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид и время; но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею род, падеж, число. Так что же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи. Поэтому меня выгнали из семьи Глаголов и из семьи Прилагательных. Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Когда у меня все нормально - я Действительное, но чаще я Страдательное, поскольку у меня много разочарований. Порой я живу в квартире с родственниками - Зависимыми Словами. Вся наша семья называется Причастным Оборотом. Наши соседи - Определяемые слова, когда на нас не сердятся, мы живем перед ними. Когда же они чем-то недовольны, то ставят нас после себя и отделяются запятыми. Мне это не нравится, но что поделаешь... У меня могут быть разные суффиксы - все зависит от времени и настроения. Чаще всего я бываю Страдательным в прошедшем времени. Я могу быть в разных формах: обычно я Полное причастие, но когда мне невмоготу, то приходится менять обличие - становиться Кратким. В таких случаях у меня меняется внешний вид. Часто Не - мой приятель, находится со мной рядом, но, когда я в Краткой форме, он меня не узнает и уходит подальше. При этом я теряю в суффиксе одно "н". Самое горестное то, что порой меня бьют. В таких случаях в суффиксах над "е" появляются две точки - синяки, они долго не проходят и очень болят. Ну вот и все. Только напоследок хочу сказать: "Люди добрые! Мы сами не местные! Подайте кто сколько сможет..."

Заключение

В результате проведённого исследования были сформулированы следующие выводы:

В реферате была изложена общая характеристика причастий и рассмотрены разные подходы к определению этой части речи. Выяснилось, что причастие - уникальный класс слов по своим морфологическим свойствам. Причастие - древняя часть речи, наследие старославянского языка, большинство причастий продуктивны. Существуют различные взгляды на классификацию причастия. С одной стороны, оно обладает типичными глагольными свойствами, с другой, оно способно согласовывать обозначаемый им признак с любым грамматическим предметом, следовательно, сближается с именем прилагательным. Причастия могут переходить в другие части речи - имя существительное и имя прилагательное, причём часто приобретают омонимичное значение. Семантическая специфика причастий тесно связана с его морфологическими и семантическими особенностями.

В Объединенном Королевстве Грамматики, в стране Морфологии, в городе Словообразовании, жили-были разные части речи. В стране царил порядок, слова имели права жить, общаться, изменяться, соединяться в словосочетания и предложения. На работу слова отправлялись в Синтаксис, соседнее государство. Каждая часть речи «владела» некоторым имуществом – морфологическими признаками, причем одни были богаче, другие беднее.

В семье важного Глагола и нежной Прилагательной было очень много детей, их звали Причастиями. Они были очень похожи на своих родителей; некоторые Причастия находились в несовершенновидном, а другие в совершенновидном возрасте, всех интересовало, что происходило в прошедшем времени и что происходит в настоящее время. Иногда в дом приходила прислуга – зависимые существительные и местоимения. Причастия так же, как их властолюбивый отец Глагол, любили покомандовать: они указывали, в каком падеже стоять прислуге. Но хитренькие причастия старались походить и на маму Прилагательное и, чтобы ее не расстраивать, изменялись по падежам, родам и числам.

Многие Причастия любили помогать по хозяйству, все делали сами и действовали смело и решительно. Это были Действительные Причастия. А других все время заставляли, ругали, обижали, и они всю жизнь страдали. Их прозвали Страдательными. Различались Действительные и Страдательные Причастия не только по обозначению признака, но и по одежке. Действительные Причастия, относящиеся к первому спряжению, в настоящем времени надевали суффиксы -УЩ-/-ЮЩ-, а те, кто относился ко второму спряжению, – суффиксы -АЩ-/-ЯЩ-. А Страдательные Причастия, соответственно, -ЕМ-/-ОМ- и –ИМ-. В прошедшем времени Действительные Причастия надевали суффиксы –ВШ-, -Ш-, а Страдательные щеголяли в суффиксах -НН-, -ЕНН-, -Т-.

В этом же городе жила самая гордая, упрямая и самовлюбленная Частица НЕ. С краткими Причастиями она не дружила и терпеть не могла полные Причастия, которые сильно командовали прислугой (то есть имели зависимые слова). Зато НЕ очень уважала Причастия, которые без нее жить не могли или были такими же единоличниками, как она сама. Тогда НЕ теряла голову и из свободной Частицы превращалась в глупую Приставку или даже часть корня.

Очень много вопросов по воспитанию Причастий возникало у родителей: какие гласные писать в суффиксах, оставить их учиться на Определение или устроить на работу Сказуемым, сколько Н подарить на Новый год: одно или два… Но, благодаря Принцессе Грамматике, которая распоряжалась правилами жизни и техники безопасности (диктант без двойки), все могли легко найти общий язык и взаимопонимание.

Сценарий праздника по причастию в 6 классе.


Сказка «Как причастия появились»

Ведущий:Жили-были на свете одинокие суффиксы –УЩ-,-ЮЩ-,-АЩ-,-ЯЩ-,-ВШ-,-Ш-Скучно им было на свете жить.И решили они пойти за советом к Глаголу.Рассказали ему о своем житье-бытье.Глагол: Подарю я вам самое дорогое,что у меня есть,-основу.Суффикс: Спасибо!Ведущий:Обрадованные суффиксы присоединились к основам-получились некрасивые,неоконченные слова.Опять загрустили суффиксы: чего-то им еще не хватало.(Встречают они Прилагательное)Прилагательное:Возьмите мои окончания.они вам очень помогут.Суффикс:Спасибо,доброе Прилагательное!Ведущий:Суффиксы,взяв подарки,пошли на лужайку к речке.Суффикс:Давайте жить так,как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.Ведущий:Забыли они,что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом,надо думать и заботиться о других.(части речи возмущаются)Прилагательное.:Надо наказать не причастных ни к чему бездельников!Глагол:Называться вы теперь будете причастиями.А за ваши проказы оставляю вам только двавремени:прошедшее и настоящее.И никакого будущего. Ну, еще так и быть оставлю вам два вида- совершенный и несовершенный.Прилагательное: А я наказываю вас тем, что вы будете вечно склоняться по падежам, изменятся по числам и родам.Ведущий: С тех пор не забывают причастия Прилагательное и Глагол.Погрустили они, погрустили да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь!
2.Чтение грамматических сказок о причастиях.(2-3 сказки) (домашнее задание) 3.Причастный оборот. Игра « Корректор».

    Яблоки сбиваемые ветром скатывались в самый двор.

    Рассказы и странные истории услышанные Васей помогали ему в жизни.

    Внезапно обрушившийся на землю ливень застал ребят врасплох.

    Черная туча надвигающаяся с запада заставила путников искать укрытия.

    Утомленные дорогой они мечтали об отдыхе.

    Насквозь промокшие путешественники спрятались от дождя под кроной векового дуба.

    Среди великих полководцев прославивших Россию учебники называют Суворова.

    Капитан выставил у окопов передвижные крепости состоящие из деревянных щитов.

    Солнце освещало вершины лип пожелтевших под свежим дыханием осени.

    Передо мною тянулось ночною бурей взволнованное море.

    Глубоко оскорбленная она вышла из комнаты и расплакалась.

    Книга открытая учеником лежала на столе.

    Я увидел белую фигуру мелькающую среди деревьев.

    Владимир отказался от предложенного ему завтрака.

    Изредка раздается шум струи выпускаемый китом и опять ни одного звука.

    Маленькие игривые волны рождаемые дыханием ветра бились о борт.

    Оберегаемые мамой они никогда и ничего не боялись в жизни.

    Ребяческий крик повторяемый эхом с утра и до ночи гремит по лесам.

    Невдалеке от берега стояли четыре корабля украшенные резным деревом.

Пока выполняется задание «Корректора» -чтение сказок о причастном обороте.Проверка вместе задания игры.4.Правописание причастий с НЕ Задание:инсценировать грамматическую сказку Шла по дорожке одинокая НЕ.Увидела она Краткое причастие,обрадовалась,подскочила к нему и говорит умоляюще:-Я хочу с тобой дружить!Я хочу быть с тобой всегда!Краткое причастие ничего не ответило и пошло дальше.Навстречу идет очень полное причастие с зависимым словом, а за ним-другое,с противопоставлением и с союзом А.Увидев НЕ, они только отмахнулись,сказав грубо:-Ну тебя!- и пошли дальше.НЕ совсем потеряло надежду и хотело было заплакать, как прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:-Ты моя любимая, ты моя хорошая!Я всюду ищу тебя!Я всегда буду с тобой!Я жить без тебя не могу,так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:-Я одинокое.У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом А. Я совершенно одинокое причастие.НЕ:Мы примем тебя в свою компанию,но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом А, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.5.Конкурс кулинаров. Составить рецепт праздничного обеда.1 команда

Чищен...ый,

Резан..ый кубиками

Нарезан...ый соломкой

Подрумянен...ый

Варен...ый в курином бульоне

Мелко резан...ый

Сушен...ый

Тушен...ый в сметане, смешан...ый с измельчен...ым зелен...ым луком

Резан..ый;

Пассерован..ый;

Ошпарен..ый кипятком;

Нарезан...ый кольцами;

Посыпан...ый рублен..ой петрушкой.

2 команда

Консервирован...ый;Резан...ый кубиками;Облитый сметан...ым кремом;Посыпан...ый дроблен...ым орехом;Красиво разложен....ый.

Сушен...ый; резан...ый; заправлен...ый йогуртом; со сгущен...ым молоком; смешан...ый с лимон...ыми дольками.

Очищен...ый; резан...ый; разрезан...ый; привезен...ый из-за границы; выдавлен...ый; предложен...ый на десерт; смеша...ый с мандарином; резан...ый в салат.

Чищен...ый,

Резан..ый кубиками

Нарезан...ый соломкой

Подрумянен...ый

Варен...ый в курином бульоне

Чищен...ый,

Резан..ый кубиками

Нарезан...ый соломкой

Подрумянен...ый

Варен...ый в курином бульоне

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательного родилась дочь! Девочку назвали Причастие. Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу. Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе. Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такая была Причастие.

3 слайд

Описание слайда:

От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем. Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находит язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не теряется, сохраняет возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной. В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а становясь краткой, выполняет папину роль сказуемого. Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они подарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-. Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-. Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.

4 слайд

Описание слайда:

Причастие в школе приобретает много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом. В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его НЕ. Это хорошенький, не очень капризный зверек. К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с НЕ в замке «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и др. Но когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ не любит противоречий. Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.

5 слайд

Описание слайда:

"Жили-были на свете одинокие суффиксы Скучно им было жить на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали суффиксы ему о своем житье-бытье. Говорит им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу". - Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам, получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало. Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

6 слайд

Описание слайда:

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут. - Спасибо, доброе прилагательное! И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Понравилась им такая веселая жизнь, захотелось им быть беззаботными, свободными. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистами - надо думать и о других. Возмутились части речи и решили наказать ни к чему не причастных бездельников. Глагол сказал: - Называться вы теперь будете Причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего! Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный. - А я наказываю вас тем, что будете вы вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало прилагательное. Погрустили причастия, погрустили, да делать нечего - надо трудиться. С тех пор ничего плохого за ними не замечали".

7 слайд

Описание слайда:

Я знаю одного веселого царя. А родом этот царь из книжки – словаря. Мы каждый божий день гоняли с ним в футбол. От слова «говорить» возник мой царь ГЛАГОЛ. И около царя как бабочки весной Придворные-слова творили Рай земной. Со всеми добрым был веселый царь-отец. Всех часто приглашал на праздник во дворец. А были в том дворце балы занимательные… И как-то раз влюбился царь в Прилагательное… Ей сердце предложил и в тот же день женился… И вскоре во дворце наследник появился. Крестили малыша и нарекли Причастием. Вот тут и начались конфликты и несчастия… Наш юный принц смекнул, что царственны сандалии И самых ранних лет стал требовать регалии…

8 слайд

Суффиксы действительных причастий настоящего времени(Сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

Мы, - говорят суффиксы – ущ – и – ющ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов I спряжения: скач[ут] > скачущие , по [ ют ] > поющие .

А мы, - говорят суффиксы – ащ – и – ящ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов II спряжения: слыш[ат] > слышащие , крас [ ят ] > красящие .

Причастие и радо: чем больше у его суффиксов условий-капризов, тем больше внимания со стороны отца Глагола. Так-то вот!

В качестве домашнего задания к следующему уроку предлагаю ученикам придумать продолжение сказки (по аналогии) о суффиксах действительных причастий прошедшего времени. На уроке выслушиваю детей, редактирую их сочинения. В результате коллективной работы получается следующее продолжение:

По примеру суффиксов настоящего времени начали капризничать и суффиксы прошедшего времени. Суффикс – вш – говорил:

Я такой неблагозвучный, просто плакать хочется. Поэтому очень хочу стоять рядом с гласными буквами. Их соседство утешает и радует. Присоединяйте меня только к основе инфинитива, оканчивающейся на гласную: обидеть > обидевший , посеять > посеявший .

А я, - сказал суффикс – ш –, – так и быть, буду присоединяться к согласным: везти > вёзший , нести > нёсший .

Когда мы изучаем страдательное причастие, продолжаем сочинять сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве появился на свет еще один ребенок Причастие. Но по характеру он был более спокойный, чем первый, мало того, постоянно «страдал», жаловался: «Ну почему меня все обижают?» И назвали его Страдательным Причастием. Но вот незадача: черты характера (суффиксы), хоть и покладистые, а условия выдвигают.

Мы, - говорят – ем – и – ом - , – суффиксы настоящего времени, можем образовать Причастие только от глаголов I спряжения: охранять > охраняемый , вести > ведомый , а суффикс - им - – только о т глаголов II спряжения: слышать > слышимый .

Так и повелось: каждый суффикс – со своим условием. И в прошедшем времени то же самое. Суффикс – нн – заявляет:

Мне нравятся только гласные А и Я, А – так как это первая буква алфавита, Я - так как это последняя буква. Вот к ним-то я и хочу присоединяться: сделать > сделанный ; засеять > засеянный .

А я, - сказал – енн – (- ённ -), - вообще не люблю гласные буквы, мне подавайте усечённую основу глагола: построить > построенный ; увидеть > увиденный ).

И только суффикс – т – посмотрел, послушал, да и говорит:

Присоединяйте меня к любой гласной букве, лишь бы красивое слово получалось: отбить > отбитый ; отнять > отнятый ; открыть > открытый .

Делать нечего. Как Причастию обойтись без суффиксов? Придётся их капризы выполнять.

Чтобы легче было запомнить суффиксы причастий, мы на заключительном уроке составляем таблицу.

Смотрите и запоминайте. Действительные причастияСтрадательные причастия

настоящее времянастоящее время

Ущ-,-ющ- (от глаголов 1спр.)-ем-(-ом-) (от глаголов 1спр.)

Ащ-,-ящ- (от глаголов 2спр.)-им- (от глаголов 2 спр.)

прошедшее времяпрошедшее время

основа инфинитива (г.б.) + -вш-основа инфинитива (а,я) + - нн-

основа инфинитива (с.б.) + -ш-основа инфинитива без суф.+ -енн-(-ённ-)

основа инфинитива + -т-

Сказка«Непроизводные и производные предлоги».

Жили- были в стране «Части речи» Предлоги. И было их много-много: одни красивые, нежные (у, о, на, по), а другие - не очень (из, с, через, об). И вдруг стало не хватать Предлогов. Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились:

О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

Нет у меня лишних слов, все раздал,- отвечает Русский Язык.

Что же нам делать?- спрашивают Предлоги.

А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Пришли Предлоги к Глаголу.

Нет, не могу, самому слов недостает,- сказал Глагол.

Пришли к Имени Прилагательному.

Я то же не дам слова, они у меня такие красивые, жалко,- промолвило Прилагательное.

Как вы думаете, дети, какие части речи откликнулись на просьбу Предлогов? Какие части речи оказались добрыми и отзывчивыми?

Во-первых, это имя существительное. Оно подарило предлогам свои слова. Так появились следующие предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, наряду, насчет и другие.

Во- вторых, не поскупилось наречие: появились предлоги около, впереди, позади и другие. Деепричастие, само не очень богатое словами, и то выделило предлоги благодаря, спустя, несмотря на …

И возник вопрос: «Как различать «старичков» и «новичков»? И придумали: те предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий). Вот такая сказка.

Сказка »Почему мы говорим «носков» и «чулок»?

Жили - были носки и чулки. И вдруг начали они спорить: кто главнее?

Мы, - говорят носки.

Нет, мы,- возражают чулки.- Мы длиннее, значит, нужнее людям.

Спорили, спорили, пока их не услышал сам Русский Язык и не сказал:

Носкам я дам длинное окончание - ов, а чулкам - короткое – нулевое. Они станут одинаковыми по длине при морфемном разборе и перестанут спорить.

Так Русский Язык помирил носки с чулками.

Сказка об одушевленных и неодушевленных существительных

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились иживотные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.

Но вернемсяк улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.

Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я– будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.

Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.

Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

СКАЗКА о личных местоимениях

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.

Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.

Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:

Я, ТЫ. ОН, ОНА –

ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,

ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,

В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!

И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

(Загадка записана на доске)

ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,

ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

Как причастия появились...

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу».

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида -совершенный и несовершенный.

А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.