Сергий, митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский (Чашин Николай Николаевич). Владыка Сергий: «Вы – счастливые люди! Владыка Сергий о духовной жизни в миру

Дата рождения: 19 июня 1974 г. Страна: Сингапур Биография:

Родился 19 июня 1974 г. в пос. Комсомольский Чамзинского района Мордовской АССР в семье служащих.

Отец — Чашин Николай Петрович, 1950 г.р. Мать — Волгина Ирина Сергеевна, 1948 г.р. (в 1993 г. пострижена в монашество с именем Варвара, с 1995 г. по настоящее время настоятельница (игумения) Рождество-Богородицкого Южно-Уссурийского женского монастыря ).

В 1991 г. окончил среднюю школу пос. Наровчат Пензенской обл.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () назначен епископом Солнечногорским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 апреля 2009 г. руководителем Московской Патриархии. Также указом Святейшего Патриарха настоятелем храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы.

— член Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 12 октября 2007 г. () и от 26 декабря 2012 г. () поручено архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Сингапуре и Малайзии.

Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. () управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, КНДР, Республике Корея, с оставлением в должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.

20 ноября 2016 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. () главой с титулом «Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский» и временным оставлением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.

7 января 2019 г. за вечерним богослужением в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

В феврале-апреле 2019 г. временно управлял Корейской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 23 июля 2019 г. от должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии с выражением благодарности за добросовестное и эффективное осуществление служебных обязанностей.

Образование:

Дальневосточный федеральный университет (кафедра теологии и религиоведения).

Московская финансово-юридическая академия (юридический факультет).орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь);

  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • орден Украинской Православной Церкви в связи с 1020-летием Крещения Руси;
  • медаль за заслуги перед Владивостокской епархией I ст.
  • Светские:

    • 1994 г. — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» III ст.;
    • юбилейная медаль в честь 1000-летия Ярославля;
    • медаль за участие в боевых походах кораблей ТОФ;
    • крест графа Муравьева-Амурского I-III ст.;
    • знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой РФ»;
    • наградной крест Российского казачества «За веру и верность России»;
    • медаль в честь 300-летия Российского флота.

    Архиепископ Сергий (Гришин)

    Архиепископ Сергий родился 12 февраля 1889 года в селе Шемозеро Олонецкой губернии, в простой крестьянской семье. В святом крещении был наречен Алексеем. С раннего детства Алексей воспитывался в простоте и чистоте христианской веры. Еще ребенком он всей душой почувствовал благодатную красоту храма Божия и церковного богослужения. В храме Алексей начал свою сознательную жизнь: под руководством престарелого священника он учился читать и писать. Первый его духовный руководитель укреплял веру мальчика, приближая его к Церкви, поощряя пытливый ум к познанию Бога. Чуткий священник понимал, что способности Алексея требуют богословского образования, и благословил его на учебу в Духовное училище. К этому времени у Алексея скончался отец, и он лишился материального обеспечения. Пешком, почти без денег юноша отправился в Петрозаводск. Чтобы прожить, он взялся за тяжелую работу, но, благодаря помощи добрых людей, был вскоре все-таки устроен в Духовное училище, а затем и в Духовную семинарию, проявив себя способнейшим из учеников.

    По окончании Духовной семинарии 22-летний Алексей Гришин, как наиболее одаренный и трудолюбивый ученик, был направлен для продолжения образования в С.-Петербургскую духовную академию, на государственное содержание. На третьем курсе обучения в академии сбылась давняя мечта Алексея — принять монашество. Его постригли в стенах Александро-Невской Лавры с наречением имени Сергий. 6 мая 1914 года он был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1915 году, когда завершилось его обучение, иеромонах Сергий решением начальства был отправлен полковым священником на германский фронт.

    Отец Сергий более двух лет находился на передовых позициях, где перед лицом смерти пламенными проповедями зажигал патриотизм в сердцах русских воинов. Много трудностей и опасностей пришлось пережить молодому иеромонаху за эти два года, но Господь хранил своего будущего святителя. По окончании войны, уже в смутное и тяжелое время, в 1917 году, решением Святейшего Синода иеромонах Сергий был поставлен настоятелем Боровского Пафнутьевского монастыря, в котором и настоятельствовал, имея сан игумена, до 1925 года. По отзыву одного из старцев, игумен Сергий был для своих подчиненных любящим отцом, стараясь входить в положение каждого пасомого, сострадать ему в скорбях, окружать любовью и заботой. Вместе с этим игумен Сергий проявил себя и прекрасным администратором, и горячим молитвенником. Он непрестанно до конца своей жизни пламенно молился Господу о своей пастве и о своих духовных чадах. Он зорко следил за духовной жизнью паствы, глубоко скорбел об ее духовных болезнях, но никогда не осуждал грешника. Его личная жизнь была неотделима от жизни братии монастыря, и можно с уверенностью сказать, что игумен Сергий выполнил слова Апостола: «Быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых». Таким же добрым пастырем он оставался и в других местах своего служения.

    23 апреля 1927 года, в день памяти св. Георгия Победоносца, в Москве в Кафедральном соборе состоялась торжественная хиротония игумена Сергия во епископа Серпуховского, с назначением на должность управляющего делами Святейшего Синода. Будучи епископом Серпуховским, Владыка Сергий управлял Московской епархией и являлся ближайшим помощником Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия. Надо отметить, что епископ Сергий был на протяжении всей своей жизни глубоко предан Блаженнейшему Митрополиту Сергию (Страгородскому). Их знакомство состоялось еще в Петербургской духовной академии, где Сергию (Гришину) выпало счастье иметь среди своих ректоров и будущего Святейшего Патриарха Сергия.

    С 3 апреля 1928 года Сергий (Гришин) возглавил Олонецкую епархию с титулом епископа Олонецкого и Петрозаводского, но уже через месяц был назначен епископом Полтавским. 9 апреля 1932 года он, решением Патриаршего Синода, определен управлять Киевской епархией, где на его долю выпала огромная администраторская работа. С утра до позднего вечера Владыка Сергий занимался епархиальными делами, но, несмотря на это, по нескольку раз в неделю совершал богослужения в храмах. И здесь он никогда не отрывался от паствы, входил в ее нужды, откликался сердцем на все ее скорби и радости.

    26 июня 1934 года архиепископ Сергий переведен в Харьков и в том же году удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. С 23 октября 1934 года он понес послушание архиепископа Вышгородского. Паства украинских епархий глубоко ценила сердечное и внимательное отношение к ней Владыки Сергия.

    5 февраля 1935 года архиепископа Сергия назначили на древнюю Владимирскую кафедру, куда он прибыл с несколькими священниками из Киевской епархии и со своим келейником Анастасием (Оболенским), который в 1930 году уже подвергался аресту Полтавским райотделом ОГПУ. Архиепископ Сергий служил в храме святого Никиты Мученика (тогда это был Кафедральный собор). В одну ночь все они, и Владыка Сергий, и его келейник Анастасий (Оболенский), киевское духовенство, епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии Афанасий (Сахаров), епископ Филипп (Гумилевский), епископ Ювеналий (Машковский), были арестованы. С 18 мая 1936 года архиепископ Сергий находился в заключении в лагере Псковского округа Ленинградской области, где работал конюхом. В 1941 году архиепископ Сергий был освобожден и назначен архиепископом Можайским, управляющим Московской епархией. Но началась Великая Отечественная война, и Владыка Сергий разделил с первосвятителем Русской Церкви Митрополитом Сергием (Страгородским) несколько месяцев жизни в эвакуации, в городе Ульяновске, куда была временно переведена Московская Патриархия. Там же, в 1942 году, Сергий (Гришин) получил назначение в Горьковскую епархию с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского.

    Здесь необходимо дать хотя бы краткую справку о том, что представляла собой Горьковская епархия на этот момент времени. Из документов Государственного архива Нижегородской области (ГАНО) видно, что перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению. Почти все храмы были закрыты или уже не существовали. Немногие уцелевшие после жестоких репрессий, оставшиеся на свободе священники, уйдя в заштат, продолжали лишь тайком совершать богослужения и требы.

    В 1943 году было подсчитано, что из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 просто разрушались, пустуя. (Всего по стране к началу войны было закрыто 8000 церквей. — Прим. Ред.).

    Чудо перелома безнадежной, казалось бы, ситуации совершила, как это ни странно звучит, новая трагедия — война, заставившая советское правительство принять духовную, моральную и материальную помощь от разоренной, но не сломленной Русской Православной Церкви, носительницы и хранительницы идеи русского патриотизма и защиты Отечества как дела первостепенного, святого и праведного.

    Перед лицом могущественного врага советское государство вынуждено было стать более лояльным к Церкви. Почувствовали перемену в отношении к себе и верующие Горьковской епархии, где именно в военные годы разрешили открывать храмы (тогда как буквально накануне войны, 8 мая 1941 года, в самом городе Горьком была закрыта последняя (!) из действующих церквей — в поселке Высоково)…

    По всей стране служились молебны о даровании победы нашим воинам. Русская Православная Церковь утверждала народ в вере и надежде на помощь Божию, утешала скорбящих. Ежедневно за богослужениями возносилась молитва: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и непобедительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение и врагов и супостатов…» Во всех приходах страны был организован сбор пожертвований (денежными средствами и ценными предметами) на нужды обороны и помощь семьям защитников Отечества. На деньги прихожан храмов были сооружены танковая колонна имени Димитрия Донского и эскадрилья самолетов имени Александра Невского.

    Горьковчане сделали очень большие пожертвования — 9 234 000 рублей. В первые же месяцы войны от одной только Троицкой Высоковской церкви города (а она вновь открылась 10 августа 1941 года) в Фонд обороны страны было внесено более миллиона рублей. На извещении об этом Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский) написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит». (Кстати, на момент проведения 24 августа 1942 года епархиального собрания, где на повестке стоял вопрос об увеличении отчислений из церковной кассы в Фонд обороны, от Высоковской церкви, по данным ГАНО, поступило на нужды войны уже 6 миллионов рублей).

    В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была еще единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5 тысяч человек. Еще один храм на окраине города был близок к открытию: 14 апреля 1943 года горисполком предоставил церковь в пос. Карповка «для молитвенных нужд» создавшейся общине. Был назначен священник, который, не получив регистрации, отслужил три службы в возвращенной церкви. Но в ночь с 13 на 14 июня начался налет гитлеровской авиации: пять человек из двадцатки общины погибло, пострадало здание. (Церковь была отремонтирована и открылась 19 июля 1944 года). В августе 1943 года была открыта церковь в слободе Печеры Ждановского района города Горького. Поток писем в облисполком от верующих с просьбами об открытии других храмов не прекращался…

    Возглавив Горьковскую кафедру в дни Великой Отечественной войны, архиепископ Сергий (Гришин) вложил много труда в дело помощи фронту и обороны государства. Вклад епархии был настолько солидным, что Сталин счел необходимым направить в адрес горьковской общины и лично архиерею письмо:

    «Г. Горький. Архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Сергию, председателю православной общины Высокову, зам. председателя общины Грибкову, члену общины Ляминой. Прошу передать православному русскому духовенству и верующим г. Горького, собравшим, кроме ранее внесенных 3 млн. рублей в Фонд обороны СССР, дополнительно 500 тыс. рублей на постройку авиаэскадрильи им. Александра Невского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии».

    За непрестанными церковными службами в Высоковском храме Владыка Сергий призывал вверенную ему паству следовать примеру нижегородского патриота Минина и отдать все силы на борьбу с вероломным врагом Отечества и православной веры, с оружием в руках отстаивая честь, независимость и свободу нашей Родины. Патриотические воззвания и статьи Преосвященного архиепископа Сергия были также опубликованы в печати. Он принял активное участие в создании в 1942 году объемного исторического труда «Правда о религии в России» (изд-во Московской Патриархии). Эта книга, где собраны потрясающие свидетельства военного времени от непосредственных участников событий, явилась своевременным ответом Русской Церкви на «крестовый поход» фашистов на православную Россию (несмотря на то, что составители книги вынуждены были соблюдать абсолютную лояльность по отношению к власти своей страны, еще недавно разорявшей собственные же храмы).

    4 сентября 1943 года произошло историческое для Церкви и страны событие: в Москве состоялась знаменитая встреча Сталина с тремя иерархами РПЦ — митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). На встрече были оговорены необходимые условия существования Церкви в СССР, ее сосуществования с действующей властью. Через четыре дня, 8 сентября, в столице был созван Архиерейский Собор, избравший Митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовали 19 архиереев (некоторые из них прибыли прямо из лагерей и ссылок). Среди участников Собора был и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин): его избрали постоянным членом Священного Синода при Патриархе.

    Однако спустя всего месяц после созыва Собора архиепископ Сергий тяжело заболел крупозным воспалением легких и скончался 14 октября 1943 года.

    16 октября в Николо-Хамовническом храме в Москве состоялось отпевание Преосвященного архиепископа Сергия. К отпеванию прибыл и Святейший Патриарх Сергий. Строго и торжественно был совершен чин архиерейского погребения. Долго народ прощался со своим пастырем, после чего гроб с телом почившего святителя был перевезен на Введенское кладбище и после литии погребен недалеко от могилы митрополита Трифона (Туркестанова). Впоследствии на могиле архиепископа Сергия поставили памятник из черного мрамора, где в надгробной надписи титул «архиепископ Горьковский» был заменен на «архиепископ Нижегородский».

    Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.

    Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников)


    Митрополит Сергий (в миру Сергей Иванович Иванников ; 29 августа 1957 , село Троицкое , Никольский район (ныне Ливенский район ), Орловская область ) — архиерей Русской православной церкви , митрополит Барнаульский и Алтайский .

    Родился в крестьянской семье. Основы православной веры и русского благочестия усвоил от родителей с самого раннего детства. Большое влияние в его религиозном и нравственном воспитание оказали дедушка и бабушка, родившиеся и жившие в молодости в Царской России.

    В 1964 году поступил в неполную среднюю школу в родном селе, которую окончил в 1972 году, и продолжил обучение в средней школе № 2 города Ливны, которую успешно окончил в 1974 году.

    В 1975—1977 годах проходил срочную службу в армии. Некоторое время после армейской службы работал шофёром в автопредприятии, а затем трудился в храме на своей родине сторожем и дворником, помогал священникам в алтаре.

    В 1979 году поступил в Московскую Духовную семинарию; в 1982 году зачислен студентом в Московскую Духовную Академию.

    В Академическом Покровском храме ректором МДА, епископом Александром (Тимофеевым), 21 ноября 1985 года Сергий Иванников рукоположён в сан диакона, а 23 февраля 1986 года — в сан священника.

    В 1986 году окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Гомилетическое значение „Житий святых“» [ .

    После окончания Академии, летом 1986 года по определению Председателя учебного комитета и митрополита Алексия (Ридигера) направлен для пастырского служения в Эстонскую епархию, а с 1 февраля 1987 года конкретно в Пюхтицкий женский монастырь, где и оставался до мая 1992 года.

    Согласно резолюции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 21 марта 1992 года епископом Таллинским Корнилием назначен с 15 апреля 1992 года настоятелем Воскресенского собора в Нарве с правом возглавления соборных служб. Все эти годы руководил детской Воскресной школой.

    Одновременно выполнял обязанности настоятеля в приходах Рождества Богородицы деревни Алайыэ и Ильинского храма деревни Васкнарва, где заботами настоятеля были проведены капитальные ремонты зданий и благоустроены церковные территории.

    В 1998 году построил памятный знак на месте часовни на кладбище 92 Печерского Пехотного Полка и начал работу по восстановлению старейшего военного кладбища Эстонии.

    С лета 1998 года начал строительство нового храма в Нарве в честь иконы Божией Матери «Нарвская» с приделом Праведного Иоанна Кронштадтского, освящение которого состоялось 10 ноября 2001 года. По случаю этого торжества Святейший Патриарх Алексий II наградил протоиерея Сергия медалью Преподобного Сергия Радонежского I-ой степени с надписью на обороте: «Смирением возвышаемый».

    1 июня 2000 года назначен настоятелем Таллинского Александро-Невского собора с освобождением от всех ранее занимаемых должностей

    На Соборе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, проходившем в Таллинском Александро-Невском соборе 27 июля 2000 года, избран членом Синода ЭПЦ МП.

    16 июля 2002 года постановлением правительства Эстонской Республики № 469-к получил гражданство Эстонской Республики «за особые заслуги».

    Постановлением Нарвского Городского собрания за номером 80/18 от 19 июня 2003 года присвоено звание «Почётный Гражданин города Нарва».

    Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возвращаясь к ранее существовавшей практике, настоятелем Таллинского Александро-Невского собора определено быть правящему Архипастырю — Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию . Указом Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия с 1 июня 2003 года протоиерей Сергий Иванников освобождён от должности настоятеля Таллинского Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» г. Таллина на ул. Ситси.

    5 января 2004 года в Успенском соборе города Смоленска Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом пострижен в монашество с именем Сергий .

    По определению Священного Синода от 25 марта 2004 года иеромонах Сергий (Иванников) назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Принимал активное участие в восстановлении храма «Всех Святых в земле Российской просиявших» в женском Горненском монастыре.

    К Пасхе 2004 года по благословению Патриарха в Троицком соборе Русской Духовной Миссии Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием возведён в сан игумена.

    По определению Священного Синода от 11 апреля 2006 года игумен Сергий (Иванников) освобождён от обязанностей члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге, Чехия

    12 октября 2007 года, в ответ на просьбу митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил переход отца Сергия в клир Пражской епархии Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. 27 декабря того же года был освобождён от настоятельства в Пражском Георгиевском посольском храме. По переходе в чехословацкий клир был определён настоятелем Пражского Успенского храма на Ольшанском кладбище.

    8 января 2008 года в Храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище, что в Праге, Архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором возведён в санархимандрита.

    В 2012 году принят в клир Русской Православной Церкви. Состоял в клире Московской епархии

    В тот же день в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Сергия во епископа Каменского и Алапаевского

    18 марта 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Каменского и Алапаевского. Хиротонию совершили: Патриарх Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), епископ Видновский Тихон (Недосекин), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин). 24 марта 2012 года прибыл к месту служения.

    В июне 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев.

    26 июля 2012 утверждён в должности священноархимандрита Преображенского мужского монастыря города Каменск-Уральский

    =================================================================================================================

    Епископ Сергий (в миру Михаил Александрович Никольский) родился в 1891 году в селе Ново-Никольское Каширского уезда Тульской губернии (ныне юго-восточная окраина города Пущино Московской области) в семье протоиерея Александра Исидоровича Никольского. Внук митрополита Исидора (Никольского).

    неизвестен , Public Domain

    Некая К. С., знавшая владыку Сергия во время его служения викарным епископом в городе Ефремове Тульской губернии вспоминает о своём знакомстве с ним и о жизни святителя до принятия им епископства следующее:

    От родителей я узнала о некоторых моментах из его биографии <…> Это был красивый, высокий и стройный молодой человек, к тому же обладавший прекрасным тенором. У него была невеста, он должен был вступить в брак. Все приготовления к свадьбе были закончены. Будучи в офицерском звании, ему пришлось участвовать в сражениях. Однажды жизнь его едва не оборвалась. Но Бог услышал молитву его и спас тогда от смерти. Молодой человек дает обет принять монашество и всю свою жизнь посвятить Богу.

    Более достоверные биографические сведения приводятся в материалах следственного дела. В нём указано, что Михаил Никольский учился в Петербургской духовной семинарии, которую окончил в 1914 году по второму разряду.

    С 1914 по 1917 годы служил в селе Дмитриевском Алексеевского уезда Тульской губернии народным учителем и псаломщиком, потом до июня 1918 года служил в 30 запасном пехотном полку в чине прапорщика.

    После он поступил в архиерейский дом Тульской епархии, где принял монашество с наречением имени Сергий, а после был рукоположен в иеродиакона.

    Во время кампании по «изъятию церковных ценностей» 8-16 июля 1922 года был под судом по делу «казанского чуда». По этому делу, в частности, был осужден епископ Иувеналий (Масловский) за совершение молебна после чудесного явления чудотворной иконы «Споручница грешных» на колокольне Казанского храма г. Тулы.

    Епископ Ефремовский

    5 апреля 1925 года за Божественной литургией в в Москве хиротонисан во епископа Ефремовского, викария Тульской епархии. Хиротонию за два дня до своей смерти возглавил . Это была и последняя хиротония, совершённая Патриархом Тихоном. К. С. в своих воспоминаниях также приводит наставление новоиспеченному епископу Ефремовскому от Первосвятителя:

    Патриарх Тихон любил еп. Сергия и, посылая его на трудную кафедру в уездный городок Ефремов, говорил: „Я надеюсь на тебя!“.

    О его служении в Ефремове она писала:

    В то время в Ефремове было 7 храмов (все они позже разрушены). Еп. Сергий в субботу и воскресенье служил в кафедральном (Троицком - ред.) соборе, а остальные дни недели читал акафисты попеременно в других храмах города. Он был прекрасным, красноречивым проповедником. Говорил подолгу, горячо, увлеченно. Проповедь могла длиться полтора часа, и это было обычным явлением. Своими проповедями он стремился воспитать в народе любовь к Богу. Он любил свою паству, и паства его любила. Собой являл он образ апостола и таким остался в памяти у людей.

    Некоторые проповеди говорились им специально для детей. Бывало, скажет: «Дети, прошу вас подойти вперёд». И когда подходили они к нему ближе, он учил их слову Божию. Эти проповеди остались в памяти навсегда.

    После всенощной владыка всех благословлял в отдельности и не уходил из храма до тех пор, пока не благословит последнего.

    Протопресвитер Михаил Польский в книге «Новые мученики Российские» повествует:

    С захватом государственной власти большевиками епископ Арсений был выслан из города Серпухова в Москву и через некоторое время - в город Подольск под Москвою. По усиленному ходатайству его паствы ему было разрешено возвратиться в Серпухов, но владыка Арсений совместно с Ефремовским епископом Сергием вели открытую, смелую и самоотверженную борьбу с неверием.

    По воспоминаниям К. С. «Наступил час, когда владыку стали часто вызывать в органы, беседовали с ним, отмечали его природные дарования, предлагали перейти на работу… в театр. Но местным властям не удалось оказать на него воздействия».

    Вскоре единомышленникам пришлось расстаться. Епископ Арсений в 1926 году был выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию, а епископ Ефремовского Сергия вызвали в Москву, где заключили в Бутырскую тюрьму. Через некоторое время он был освобожден. Епископ Сергий хотел вернуться в полюбившийся ему Ефремов, но власти не допустили этого, и в 1927 году он был административно выслан в город Задонск Воронежской губернии.


    неизвестен , Public Domain

    В Задонске владыка служил в Скорбященском женском монастыре, поскольку кафедральный собор в принадлежал обновленцам. Проходя мимо него, епископ Сергий совершал поклон на собор, но туда не входил. По воспоминаниям старожила, прослужил святитель Сергий в Задонске только одно лето:

    И когда его служба была, то не то, что обновленческие, а и все церкви в городе пустые стояли. Весь народ шел в Троицкий храм Скорбященского монастыря. Иной раз места всем не хватало. А служивал Сергий подолгу - обедню мог на 7 часов растянуть - ни одного положенного акафиста или молебна не сокращал и не пропускал. И все с ним до конца стояли - так он истово молился, что и другим не в тягость было. Да и проповеди читал - заслушаешься, оратор был хороший…" Память о нем местными жителями сохранилась на десятилетия. Многие верующие приезжали к нему в Задонск из Ефремова, чтобы только увидеть епископа.

    Епископ Бузулукский

    В Задонске он служил недолго. В 1927 году он был вызван в Москву. В Москве назначен епископом Бузулукским, викарием Самарской епархии. Ему позволили, но с тем условием, чтобы он не служил. Тысячи людей вышли на вокзал провожать своего бывшего владыку.

    Нового владыку сразу же взяло под свою плотную опеку ОГПУ. Информаторы доносили: «епископ обладает хорошим красноречием, пользуется у верующих большим авторитетом, и массы слушают его со вниманием, влиять на последних он может очень сильно» (по информации П. В. Фролова); «надо стоять повсюду за Бога, ближе к Православной Церкви, ибо в данное время все построено против Бога, но придет время, когда безбожники покаются перед ним» (показания даны Т. Я. Лоскутовой после того, как она прослушала проповедь епископа).

    Когда крестьян начали расселять по хуторам, устраивать коллективные хозяйства, он предупреждал людей, что на новых местах не разрешат строить храмы. Епископ Сергий сильно переживал из-за того, что детей не учат слову Божиему.

    Отрицательно воспринял Декларацию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергия (Страгородского). По воспоминаниям К. С.

    Много позже люди рассказывали, что в 1927 году после выхода декларации митрополита Сергия епископ Сергий в храме сам снял с себя епископское облачение и отказался следовать, как он считал, антиканоничным указаниям митрополита Сергия». Упоминание о епископе Сергии, как об одном из несогласных с позицией митрополита Сергия и порвавшем с ним церковное общение встречается в работе активного деятеля иосифлянского движения Г. А. Косткевича «Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней», датированный 10 марта 1930 года, в котором епископ Сергий причислен к группе епископов, которая «составила незначительное меньшинство Епископов - открыто и последовательно объявивших Митрополита Сергия предателем и порвавших с ним всякое общение.

    В июне 1928 года выехал по делам в Самару, где 22 числа был арестован сотрудниками ОГПУ и заключён в самарскую тюрьму. Ему были предъявлены обвинения по статье 58.10 (контрреволюционная деятельность).

    7 сентября того же года в Помполит обратился рабочий депо Димитрий Никанорович Требухин, который писал:

    В первой половине августа сего года мною было возбуждено пред обществом помощи политическим заключенным ходатайство об оказании помощи арестованному Епископу г<орода> Бузулука - Сергию Никольскому, который более 2-х месяцев содержится в Самарском Итдоме и до настоящего времени даже не допрошен.

    28 сентября 1928 года был освобождён. Внесудебным порядком, по постановлению Особого совещания коллегии ОГПУ, был лишён права проживания в Средне-Волжском округе (в состав которого входил Бузулук) и в крупных городах СССР: Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе с прикреплением к определенному месту жительства.


    неизвестен , Public Domain

    16 мая 1930 года расстрелян в Оренбурге. Сохранилось предание, что казнь состоялась в Оренбурге на горе Маяк. Вместе с ним расстреляли еще несколько человек - монахов Бузулукского мужского монастыря.