Пилотажное психологическое исследование группы примеры. Основные виды социологического исследования. Что оно собой представляет

Эмпирическое исследование -это система логически последователь­ных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего ис­пользования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследова­ния, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида ис­следования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых за­дач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной пробле­мы, масштабом охвата событий.

В зависимости оттого, какой критерий берется за основание классифи­кации, выделяют несколько видов эмпирического исследования. По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пробное, описательное и аналитическое исследования. По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

По цели исследования - изучается статика или динамика явления - выде­ляют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное. По объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабора­торные исследования.

ПРОБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Термин «пробное исследование» в литературе употребляется как: 1) си­ноним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотаж­ного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разно­видности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследо-

Поисковое исследование

Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточне­ния проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обосно­ванных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное ис­следование. Проведение его особенно желательно в том случае, если лите­ратура по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид социологическо­го анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа v инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Учены? получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ори­ентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг - приблизительно, дешево и быстро.

Поисковое исследование может проводиться следующими методами: ин­тервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; на­блюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экс­пертов - специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересу­ющей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.

Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы Их еще называют оперативными опросами. Ими пользуются многочисленньк опросные фирмы - от ВЦИОМ до РОМИР. Правда, опросы они проводят как правило, очень грамотные, но глубоких научных задач развития фунда­ментальной науки не ставят. Решаются сиюминутные, но очень нужные об­ществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают све­жую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реж< месяцами), но очень нужную в данный момент информацию.

Если за дело берется не солидная опросная фирма, имеющая лицензик на проведение опросов, а группа любителей (отдел кадров, хозяин веб-сай та, кружок друзей словесности, журнал и т.д.), то оперативный опрос дае - хотя и свежую, даже нужную информацию, но совершенно нерепрезентатив ную, не очень надежную или совершенно ненадежную. Она может быть до стоверной, но только на первый взгляд. Стоит подойти к инструменту по всел научным меркам, как проявятся многочисленные изъяны. Но там, где не тре буется великой строгости, где нужно лишь как-то сориентироваться в про блеме (разведать объект), оперативный опрос вполне годится.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Разведывательное исследование часто называют также пилотажным ис следованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социоло гического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования по хожи в двух аспектах:

Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апро­бировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.

« Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначитель­ная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназ­начено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для ап­робации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка - для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

4 Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методи­ческого обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 рес­пондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные кате­гории планируемого объекта исследования".

Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репре­зентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее дру­гое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респонден­тов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если ма­лообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут от­вечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.

« В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представ­ляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие призна­ки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В за­рубежной и отечественной практике применения тестов (тестологии) пило­тажа (рабочий термин - «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста.

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и высту­пает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также професси­онального уровня и методической отработанности инструментария. Пило­таж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые харак­теристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расхо­ды и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Современные социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пи­лотажном) опросе, чтобы уточнить, правильно ли понимают вопросы рес­понденты, не слишком ли она длинна и утомительна, сколько времени за­нимает ее заполнение (или интервью), а в случае почтовой рассылки - сколь­ко дней проходит с момента отправления анкеты до получения ответов.

Шмерлина И.А. Процедурные начала исследовательской социологии. Учеб. пособие // http:// www.unn.ac.ru/ras/fl4/k2/courses/shmern.htm

Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укорочен­ному» плану - в нем используются малые выборки, не в полной степени про­водится сбор информации, полученная информация анализируется только пс наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «отточить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Проведение пилотажного исследования в этом случае позволяет избежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (не­однозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового ис­следования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов про­граммы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.

Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследо­ватель вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. В первом случае инстру­ментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном вари­анте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разны­ми вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее е работе. Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:

1.Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

2.Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного запол­нения респондентом, в личном интервью, чтобы в процессе живого обще­ния с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

3.Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте.

4.Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них 2 .

Рис. 28. Тестирование различных видов инструментария

Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этал подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такогс опроса собирается методическая информация, т.е. информация о качестве раз­работанного инструментария. Проверяются все организационные и методичес­кие условия будущего исследования, и прежде всего: доступность необходимых

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 211-212.

документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анке­ты. Оценивая качества методики опроса, социолог регистрирует любые затруд­нения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения ан­кетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.

Вернувшись с опроса, лучше сразу же сесть за свою анкету, просмот­реть ответы на все вопросы, отметить самые проблемные, а потом схо­дить на объект и пообщаться с респондентами.

Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом - всю группу респон­дентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и за­дачи, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать после заполнения критические замечания, поговорить о неясностях и о тех вопро­сах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсуждение содержа­ния опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3-4-х респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: оп­рашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание отве­тов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели.

(резка

Пример пилотажного исследования

1риведем пример из собственной практики. В шчале 1980-х гг. было задумано изучение сти-|я руководства на одинаковых по технологичес-:ому профилю промышленных предприятиях были выбраны заводы по изготовлению холо-;ильников), но находящихся в разных культур­ных средах (Россия, Азербайджан, Литва). Пи-ютаж проводился на московском заводе холо-1ильников. Было роздано от 50 анкет, из соторых вернуть удалось 34 (некоторые анкеты эеспонденты куда-то спрятали, в другие заво­рачивали инструменты и спецодежду, а что-то 1 вовсе выбросили). Одному из авторов, тогда иладшему научному сотруднику, поручили вер­нуться на завод и поговорить с рабочими о том, сак они поняли анкетные вопросы. В основном 1 целом все прошло благополучно, но с некото-эыми произошел курьез. В анкете размещался зопрос о том, какого стиля руководства - авто-эитарного или демократического - придержи-зается непосредственный руководитель. Хотя трименялась расшифровка обоих терминов, этветы вызвали у рабочих сложный спектр нувств - от непонимания до возмущения. Но гамое главное - вопрос дал противоречивые ответы. Одного и того же руководителя рабочие

ремонтной бригады в равной мере отметили как демократа и как авторитарную личность. В не­формальной беседе пришлось выяснить причи­ны. «Наш бригадир (они его звали «рыжий Вась­ка») - просто деспот какой-то: если плохо ра­ботаешь или не так задание выполнил, может и матюгом покрыть, а то и кулаком заехать». «Так почему же половина рабочих назвала его демок-

ратом?» «А потому что с народом ладить умеет: после окончания смены вместе в пивбар захо­дим или водочки где разопьем, разговор по душам затеем, все ему выскажем. Мы же пони­маем: на работе с нами иначе нельзя, а вот по­том - совсем другое дело», - последовал от­вет. Разумеется, всех нюансов социологическая анкета учесть не могла, и ее вопросы пришлось корректировать.

Им задается примерно тот же круг методических вопросов, что и в предыду­щем случае. Замечено, что подобная процедура повышает заинтересованность респондентов и уровень критического восприятия анкетного вопроса.

В Аналитическом центре «Бизнес и маркетинг» обязательный пилотаж сформированной анкеты проводится в ходе пробных интервью с нескольки­ми респондентами, принадлежащими к целевой группе (обычно 3-5 респон­дентов, при сложных исследованиях -10-15). Это позволяет определить сте­пень понимания вопросов, обнаружить другие особенности их восприятия. По результатам пилотажа, если необходимо, в анкету вносятся коррективы. Осо­бенности проведения пробного опроса подробно обсуждаются также на «круг­лых столах» с интервьюерами, участвующими в проекте. При этом коллективно имитируется процесс проведения интервью в лабораторных условиях.

Пилотажные материалы хранятся в особых папках опросной фирмы. Они включают в себя первоначальный вариант вопросника, протоколы, фикси­рующие замечания респондентов и социологов, а также доработанный вари­ант анкеты. Со временем накапливается своеобразный «банк» методических решений, появляется опыт и навыки анализа типичных методических оши­бок, доработки инструментария.

Пилотажное исследование составляется на основе логического осмысле­ния всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположе­ния вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пило­тажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выб­раковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования 3 .

К его проведению надо относиться как к приобретению страховки: вы, конечно, можете обойтись и без нее, если повезет. А если нет?

Социологическое исследование и его виды

Существует несколько видов социологических исследований: пробное (другие названия поисковое, разведывательное), описательное, аналитическое, сплошное, выборочное, полевое, оперативное и др. Выбор типа исследования в каждом конкретном случае определяется спецификой изучаемой проблемы, целью, имеющимися ресурсами и пр.

Пробное (поисковое, разведывательное) и пилотажное исследования.

Пробное (поисковое, разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, определения цели, постановки задач, выдвижения обоснованных гипотез, т.е. является, по сути, концептуальным

исследованием. Оно относится к наиболее простым видам социологического

исследования и предполагает получение прикидочных, ориентировочных сведений об интересующем объекте, поэтому используется для мало изученных или вообще не изученных проблем.

Пробное исследование обычно проводится по упрощенной программе, с применением ограниченного инструментария на небольшом числе опрошенных, поэтому полученные данные нерепрезентативны. Его цель –получение примерных данных о том или ином вопросе, его лозунг – приблизительно, дешево, быстро.

Методы поискового исследования:

Интервью с потенциальными респондентами;

Фокус-группа по центральной проблеме исследования;

Опрос экспертов или просто людей, имеющих отношение к проблеме;

Изучение документов, статистических данных

Вариантом разведывательного исследования выступает экспресс-опрос или оперативный опрос, в ходе которых решаются сиюминутные, но очень нужные утилитарные задачи. С помощью таких опросов выявляется, например, отношение народа к президенту, к войне в Чечне, происшедшим террористическим актам и пр.

Пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») в отличие от разведывательного предназначено для отработки технических приемов и процедур: установления необходимого объема и качества выборки, для уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса, а также для апробации вопросника.

Правила проведения пилотажного исследования:

Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования (обычно достаточно опросить 30 респондентов).

Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования;

Выборка респондентов должна отвечать качеству разнообразия, т.е. включать те группы респондентов, которые могут реагировать на инструментарий по-разному;

В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социологии пилотаж проводится до основного исследования по «укороченному» плану: в нем используются малые выборки, не в полной степени проводится сбор информации, полученная информация анализируется только по наиболее значимым критериям.

Пилотаж полезен для:

a) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен;

b) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.

В случае a) инструментарий проходит окончательное испытание в своем окончательном варианте. В случае b) исследователь должен поэкспериментировать с разными вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какое из них удобнее в работе. Для этого необходимо провести предварительное тестирование.

Предварительное тестирование включает в себя:

a. Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

b. Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного заполнения респондентов, в личном интервью, чтобы в процессе живого общения с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

c. Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем, чтобы использовать последние в окончательном варианте.

d. Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них

Таким образом, в ходе пробного исследования социолог может получить примерные, ориентировочные сведения об интересующем объекте.

Пилотаж позволяет проверить процедуры и инструментарий исследования.

Если обратиться к аналогиям, то пробное исследование – это разведка местности, а пилотаж – тренировка со страховкой перед длительной научно-исследовательской экспедицией.

Описательное и аналитическое исследования

Описательное и аналитическое исследования более сложные типы научного поиска, чем разведывательное и пилотажное.

Описательное исследование, опираясь на репрезентативные сведения, надежные данные, обстоятельно описывает структуру, динамику какого-либо явления. Цель описательного исследования – представить целостную картину явления, не выявляя причинных связей.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, обладающего репрезентативностью, надежностью, достоверностью. Кроме того, цель аналитического исследования – выявить скрытые причины возникновения явления.

На рис 1. представлена типология социологических исследований по уровню сложности и распространенности.

Сплошное и выборочное исследования

Сплошное исследование – это социологическое исследование, охватывающее все единицы генеральной совокупности. Примером такого исследования может служить перепись населения.

Выборочное исследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая очень точно отражает основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности.

Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более сложной методики и техники.

Повторные исследования

Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени. Повторные исследования проводятся в случаях, когда необходимо получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.

Виды повторных исследований:

1) Лонгитюдное исследование - исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния. Лонгитюд предполагает длительное изучение одной совокупности лиц. Первоначально лонгитюдное исследование или метод «продольных срезов» сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтернативы методу «поперечных срезов». Позже лонгитюдное исследование проникло и в другие исследования, в частности в социологию, где оно понимается как «неэкспериментальный тип исследования, при котором данные собираются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная 10 совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и тоже человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте».

2) Когортное исследование – изучение лиц одного возраста на протяжении длительного времени с целью анализа изменений в образе жизни людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются.

3) Трендовое исследование – исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример – переписи населения.

4) Панельное исследование – исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель – анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования сохраняются.

Панелью называется совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном исследовании это уже будут люди, повзрослевшие на 15 лет.

Псевдопанель – совокупность респондентов, подобранная так, что по основным параметрам – возраст, образование, профессия – она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие 1962 году и молодые рабочие в 1992 году). Панельные исследования являются одной из разновидностей лонгитюдных, в которых информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные,

полученные от каждого члена панели в двух или более временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения.

Поскольку панельное исследование позволяет изучить причинные связи, оно прочно утвердилось в практике исследования общественного мнения. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до» и «после».

Примером панельного исследования может служить проведенные в 1960-80-е гг. исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ: первый раз их опросили накануне выпускных экзаменов, а затем в интервалы времени, определяемые окончанием приема в вузы и стадиями трудовой карьеры.

Термин «пробное исследование» в литературе употребляется как: 1) синоним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотажного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разновидности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследования. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное - два основных под­вида пробного исследования.

Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выд­вижения обоснованных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное исследование. Проведение его особенно же­лательно в том случае, если литература по интересующей вас те­матике отсутствует или ее недостаточно.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид соци­ологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий крайне упрощенные; дан­ные нерепрезентативные. Ученый получает лишь прикидочные све­дения об объекте исследования для общей ориентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг - приблизительно, дешево и быстро.

Поисковое исследование может проводиться следующими ме­тодами: интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; наблюдение; фокус-группа по центральной пробле­ме исследования; опрос экспертов - специалистов или просто лю­дей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной облас­ти; изучение документов, статистических данных, содержащих не­обходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.

Вариантом разведывательного исследования выступают эксп­ресс-опросы. Их еще называют оперативными опросами. Ими пользуются многочисленные опросные фирмы - от ВЦИОМ до РОМИР. Правда, опросы они проводят, как правило, очень гра­мотные, но глубоких научных задач развития фундаментальной науки не ставят. Решаются сиюминутные, но очень нужные об­ществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша, террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают свежую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реже месяцами), но очень нужную в данный момент информацию.

Разведывательное исследование часто называют также пило­тажным исследованием. Хотя правильнее считать его самостоя­тельным видом социологического исследования. Разведыватель­ное и пилотажное исследования похожи в двух аспектах:

♦ Цель - получить примерные данные о том или ином явле­нии либо апробировать применение методики к более широкомас­штабным исследованиям.

♦ Объект - для проведения того и другого исследования нуж­на незначительная совокупность объектов, поэтому они проводят­ся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника. Предварительная про­верка опросного инструментария столь же важна для успеха ис­следования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поезд­ка - для успешной покупки подержанного автомобиля. Она по­могает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором- исследователь может захотеть поэкспериментировать с разными вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, ка­кой из них удобнее в работе.

Что собой представляет пилотажное исследование? С какой целью оно проводится? На выполнение каких задач направлено?

Общая информация

Для начала давайте определимся, что же собой являет пилотажное исследование. Это обозначение используется для того, чтобы именовать пробные или небольшие поисковые (разведывательные) проверки существующего положения дел. Так, если нужно уточнить проблемы, более корректно поставить задачу и выдвинуть обоснованные гипотезы, то пилотажное исследование является наилучшим вариантом для этого. Особенная потребность в нём может быть в тех случаях, когда отсутствует литература по интересующей теме. Тогда пилотажное исследование проводится с целью восполнения информационного пробела.

Что оно собой представляет?

Пилотажное исследование - это в социологии вид анализа, при котором значительно ограничивается круг задач, количество опрошенных людей невелико, данные нерепрезентативные, а инструментарий и программа чрезвычайно упрощены. Из-за этого исследователь получает только примерную информацию о том, чем же является объект исследований. Эти знания используются для общей ориентации. Главный лозунг пилотажных исследований - дешево, быстро и приблизительно. Поэтому они применяются в тех случаях, когда проблема или вообще не изучена, или же познания о ней весьма жалки.

Как проводится?

Итак, нам уже известно, что пилотажное исследование - это Но как оно проводится? Здесь существует большое количество различных вариантов. Наиболее оптимальным считается неформализованное интервью с потенциальными респондентами. Но, увы, субъективность людей может повлиять на их ответы. Чтобы подкорректировать данные используют наблюдение со стороны специалистов. Для этого может формировать фокус-группа. Но тогда следует предельно сконцентрироваться на чем-то конкретном. Весьма популярным является и опрос экспертов. К ним относят специалистов или же простых людей, но которые обязательно должны иметь определённое отношении к проблемной области, что интересует исследователя. В качестве дополнения можно изучать документацию и статистические данные, где имеются нужные сведения для подтверждения/опровержения гипотезы или решения задачи. Весьма популярными являются и экспресс-опросы. Правда они, как правило, несмотря на свою грамотность, не ставят перед собой решение глубоких научных задач и развитие фундаментальной науки. С их помощью узнаётся сиюминутная важность чего-то для общества. При этом не суть важно, что выступает в качестве объекта: выборы Трампа президентом США, запрещение абортов или же что-то ещё. Как бы там ни было - получение данных осуществляется с целью наложить их на более масштабные процессы.

О надежности

Насколько можно доверять полученной информации? Учитывая, что пилотажное исследование - это пробное исследование, уже сам этот факт подразумевает высокую долю рисков. А если оно ещё проводится и не специалистами, а группой любителей (в качестве которых может выступать отдел кадров, журнал, кружок, хозяин веб-сайта), то в таком случае хотя и имеется свежая и нужная информация, она, тем не менее, является нерепрезентативной, и её надёжность весьма сомнительна. На первый взгляд, она может быть вполне надёжной. Но если подойти с научной точки зрения - тут-то и откроются её изъяны. Поэтому использовать пилотажные исследования имеет смысл только в том случае, когда не выдвигаются строгие требования относительно надежности. Первоначально следует затронуть выборку. Четких методических требований здесь нет. Как правило, полагают, что опрос 3-х десятков респондентов позволит получить требуемую информацию. Но при этом следует позаботиться о том, чтобы среди них были представители всех категорий людей, которые подпадают под исследование. При этом нужно стремиться к максимальному разнообразию. Кроме этого, следует позаботится о том, чтобы среди респондентов были люди, для которых тема представляет хоть какое-то значение. В качестве отборочных признаков выступает пол, образование, возраст, стаж работы и прочие подобные критерии.

Важность пилотажных исследований

В целом и общем этот аспект был рассмотрен ранее. Сейчас же давайте остановимся на этом по подробнее. Из самого названия понятно, что пилот проводится до начала основного исследования. Он необходим для того, чтобы проверить обоснованность задач и гипотез. Хотя также может быть использован и для методической отработки инструментария. В случае необходимости пилотное исследование помогает внести коррективы в модель, которые улучшат её работу, позволять уточнить характеристики, предмет, обосновать финансовые траты и сроки завершения. Ведь если будет проводиться полноценный мониторинг настроений в обществе и где-то закрадётся ошибка, то её наличие будет чревато значительными неприятностями. Такой подход оказывает благотворное влияние в вопросе экономии ресурсов. Для проверки эффективности и целесообразности использования имеющегося инструментария могут быть проведены также пилотажные исследования. Они же подходят и в качестве генеральной репетиции главного исследования. В таком случае проверяется успешность проведения первого этапа и оцениваются результаты. Также при исследовании нового объекта это позволяет наработать методический материал. Проверяются одновременно и организационные условия: как относятся респонденты к проводимому опросу, есть ли все нужные документы и оценивается качество материала. При этом регистрируются все затруднения, которые возникают в ходе дела.

Заключение

Само пилотажное исследование проходит, как правило, в группах. Вопрос только в том, насколько большими они являются. Существует два наиболее популярных варианта. Первый предусматривает приглашение всех респондентов в отдельную комнату, где они заполняют анкеты. Перед этим людей информируют про пилотаж, сообщают и объясняют его задачи и цели, инспектируют нюансы заполнения анкеты и просят высказывать все замечания. Второй вариант опирается на небольшие группы, которые состоят из 3-4 человек. При этом анкеты обсуждаются по мере их заполнения. Наибольший интерес для исследователей представляет качество задаваемых вопросов. В таких случаях наибольший интерес предоставляют, как правило, методические цели.


Цель данного этапа - отработка, усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной кондиции. Необходимость в нем возникает потому, что в первом (макетном) варианте инструментов, конструируемом при разработке исследовательской программы, возможны (и даже неизбежны) погрешности, которые обязательно нужно устранить.

В анкетах, как правило, обнаруживаются вопросы, понимаемые неоднозначно людьми с разным образованием, этническим происхождением и социальным положением. В первичном сценарии телефонного опроса не удается предусмотреть всех возможных поворотов беседы с абонентами, в силу чего и этот инструмент нуждается в апробации и доработке. Кроме того, есть такие методы сбора информации (типа БОУ, фокус-группы), инструментарий которых можно сделать только опытным путем, т.е. проведя пробные вариативные дискуссии в группах с разным составом.

Пилотажный этап исследования обязателен. Его следует проводить даже в тех случаях, когда исследователи уверены в совершенстве первого варианта своего инструментария. Социальная жизнь динамична, может преподнести сюрпризы социологам даже экстра-класса. Чем меньше познано явление, ставшее предметом исследования, тем, сильнее потребность в пилотировании инструментария.

Технология пилотажного исследования предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

Коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;

Размножение первого варианта инструментария;

Подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария; определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий; апробация инструментов в этих группах;

Коллективное подведение итогов пилотажа;

Внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;

Тиражирование итогового инструментария.

Пилотажный этап исследования - ответственное дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то возникает сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Разработка плана полевого исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.

Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирования, тестирований, наблюдений - практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Полевым этот этап называется потому, что он про водится в естественных условиях, отличных от лабораторных, Т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле - места сбора информации.

Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в Т.ч., прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми.

Если анкетер или интервьюер не сможет расположить к себе респондентов, то ответы последних не будут в полной мере адекватными их действительным мнениям. Тоже произойдет, если интервьюер покажется респонденту заинтересованным в получении ответов определенного толка. Еще хуже, когда проводящие опросы или групповые дискуссии, таким образом, подсказывают ответы (или реагируют на услышанное от обследуемых), что фактически навязывают им свое мнение. Все это искажает истину, снижает валидность исследования, перечеркивает все ранее проведенную работу. Поэтому обязательным условием полевых работ выступает контроль за качеством труда технических работников.

Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам -графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач. В их числе:

Оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации;

Учет проделанной ими работы;

Прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;

Кодирование полученной информации;

Хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны; проведение контрольных (повторных) обследований;

Оперативная помощь исполнителям;

Ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;

Систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.

Выполнение последней операции осложняется необходимостью соблюдения исследовательской тайны. Вышеназванные лица, как правило, хотят знать, что думают о них конкретные люди, каким образом ответили, скажем, не вопросы анкеты Иванов или Петров. Если производители полевых работ удовлетворят это понятное желание, то нарушат профессиональный кодекс социолога.

Исследования призваны не осложнять отношения людей, а улучшать, облагораживать их. Их результаты сообщаются заинтересованным лицам, в т.ч. заказчику, в обобщенном виде, как отражение общественного мнения, а не мнений конкретных индивидов. К сожалению, многие либо не знают этой истины, либо провоцируют ее нарушение (иногда, даже путем прямого подкупа социологов, т.е. должностного преступления последних).

Кроме того, следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования., В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.

На полевом этапе социологи нуждаются в помощи заказчиков, руководителей территорий и коллективов, обращаются к ним за содействием по ряду организационных вопросов (по поводу выделения им комнаты, телефона и т.п.) Удовлетворение просьб такого рода не дает права вмешиваться в ход полевых социологических работ, что, к сожалению, порой случается, ведет к ломке замыслов исследователей, снижает меру достоверности их заключений.

Подготовка интервьюеров:

1. общая подготовка (умение вести себя с респондентом)

2. конкретная подготовка (готовность к ведению определенного типа интервью)

Основные составляющие в подготовке интервьюера:

1) Индивидуальные способности (набор качеств, врожденных или соц. приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков)

2) Владение методикой – приобретается путем обучения

3) Соц. подготовка (нейтральность слушания)

4) Правильное понимание высказываний респондентов

5) Способность интервьюера к фиксации, если нужно развитию определенной темы

6) Подготовка в предметной области исследования

Существует три способа контроля:

Контроль в поле, контроль анкеты, контроль машин.