Кругосветное путешествие магеллана потрясло воображение егэ. Презентация на тему:«Кругосветное путешествие Фернана Магеллана. Презентация на тему: Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.

Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар. В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.

Стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.

Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность. Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек. Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё - славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции. Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании. Цели Магеллана были чисто коммерческими - найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару - пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.

В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам. Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды. Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.

современная реплика каракки «Виктория»

Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.

Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять. Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.

Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие. Для начала, нужно понять каким был Фернан Маггелан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы. Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку». В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории. Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное - вокруг Южной Америки.

Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадра к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.

Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны. Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов. Это явление получило название «огни Святого Эльма». Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр. После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля. Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма. Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше. Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе. Визит святого имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом. Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки. Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей - бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.

Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец. Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно. Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море. После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы. Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.

Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче. 31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой. Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана. После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим. Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море. 21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив, у мыса который назвали Кабо Вирхенес. Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка. В этом проливе Магеллан потерял второй корабль «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию. Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан. Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров. В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал. Впереди лежало открытое море. В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия. В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала. Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей. 28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу. Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.

Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное - несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.

Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана. И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.

Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать. К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли. Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты. Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу. Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем - свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.

Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство. Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство. На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу вождь племени острова Мактан воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.

На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов. Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу - он рассчитывал на испанское оружие и доспехи. Но капитан совершил раковую ошибку - он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко. Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.

Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах. Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда. Но тут возникает парадокс, если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию. А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.

неизвестный мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано

Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять. Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов. Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.

Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.

Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию. Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад. В итоге один корабль выбрал восток, другой запад. «Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму. Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах. Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами. Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло. По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти. Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.

Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию. Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.

В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья. Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков. А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар. Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».

карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано

Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение. Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми. Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет. Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.

Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание. И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано. А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.

Презентация на тему: Кругосветное путешествие Фернана Магеллана














1 из 13

Презентация на тему: Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

пролог В 1513 году Нунье де Бальбоа открыл Южное море(Тихий океан), но никто не мог сказать как далеко оно простирается. Предполагали, что за ним раскинулась желанная Азия. Но чтобы плыть в Азию через Южное море, кораблям нужно было сначала попасть в это самое море. А как это сделать, если на всем протяжении недавно открытого материка за 20 лет так и не найдено ни одного пролива? В ходе поисков выяснилось, что Америка загораживает от европейцев Азию. Богатства Нового Света были еще скрыты от европейцев, и он воспринимался как помеха, которую нужно обойти. Поиски на юге казались более перспективными, но и здесь путешественников поджидали громадные трудности. Чем дальше к югу от экватора, тем более суровыми становились берега, труднее было пополнять запасы пищи. Индейцы в этих краях проявляли враждебность, и не мало испанцев погибало в стычках с ними. Корабли все дальше уходили от родных мест, расстояние до них измерялось многими тысячами километров, а время в пути- уже не месяцами, а годами. Чтобы заставить людей в таких условиях плыть в неведомое, требовались железная воля и твердая рука. В 1513 году Нунье де Бальбоа открыл Южное море(Тихий океан), но никто не мог сказать как далеко оно простирается. Предполагали, что за ним раскинулась желанная Азия. Но чтобы плыть в Азию через Южное море, кораблям нужно было сначала попасть в это самое море. А как это сделать, если на всем протяжении недавно открытого материка за 20 лет так и не найдено ни одного пролива? В ходе поисков выяснилось, что Америка загораживает от европейцев Азию. Богатства Нового Света были еще скрыты от европейцев, и он воспринимался как помеха, которую нужно обойти. Поиски на юге казались более перспективными, но и здесь путешественников поджидали громадные трудности. Чем дальше к югу от экватора, тем более суровыми становились берега, труднее было пополнять запасы пищи. Индейцы в этих краях проявляли враждебность, и не мало испанцев погибало в стычках с ними. Корабли все дальше уходили от родных мест, расстояние до них измерялось многими тысячами километров, а время в пути- уже не месяцами, а годами. Чтобы заставить людей в таких условиях плыть в неведомое, требовались железная воля и твердая рука.

№ слайда 4

Описание слайда:

готовность проложить путь. И вот в марте 1518 года перед испанским Советом по делам Индий предстал португальский мореплаватель и воин Фернан Магеллан. Он заявил, что готов проложить западный путь к Молуккским островам- истинной родине пряностей. Важно только опередить португальцев, подбирающихся к этим островам с запада. И вот в марте 1518 года перед испанским Советом по делам Индий предстал португальский мореплаватель и воин Фернан Магеллан. Он заявил, что готов проложить западный путь к Молуккским островам- истинной родине пряностей. Важно только опередить португальцев, подбирающихся к этим островам с запада.

№ слайда 5

Описание слайда:

замысел В 1513 году Магеллан появляется в Лиссабоне. Денег у него нет, он поступает на военную службу и сражается в Африке.Здесь мужественный воин получает тяжелое ранение. Вернувшись в Лиссабон, Магеллан разрабатывает проект плавания к Островам Пряностей западным путем и представляет свой замысел на рассмотрение португальскому королю Мануэлу. Тот не одобрил план Магеллана: с запада португальцы уже почти достигли Молуккских островов, а путь через неведомое Южное море, даже если пролив, через который Магеллан собирался плыть, действительно существовал, был намного рискованнее. Оскорбленный многолетними несправедливыми притеснениями и отказом в самом важном для него деле, Магеллан перебрался в Испанию, где после долгих переговоров его проект был принят. В 1513 году Магеллан появляется в Лиссабоне. Денег у него нет, он поступает на военную службу и сражается в Африке.Здесь мужественный воин получает тяжелое ранение. Вернувшись в Лиссабон, Магеллан разрабатывает проект плавания к Островам Пряностей западным путем и представляет свой замысел на рассмотрение португальскому королю Мануэлу. Тот не одобрил план Магеллана: с запада португальцы уже почти достигли Молуккских островов, а путь через неведомое Южное море, даже если пролив, через который Магеллан собирался плыть, действительно существовал, был намного рискованнее. Оскорбленный многолетними несправедливыми притеснениями и отказом в самом важном для него деле, Магеллан перебрался в Испанию, где после долгих переговоров его проект был принят.

№ слайда 6

Описание слайда:

состав. Флотилия состояла из пяти кораблей. В плавание отправились 265 человек: испанцы, португальцы, итальянцы, французы, англичане, немцы…Столь пестрый состав таил большую угрозу: противники Магеллана легко могли раздуть все время тлевшую взаимную неприязнь выходцев из разных стран. В командный состав также входили люди разных национальностей. Так, среди капитанов кораблей двое были португальцами, трое- испанцами. Флотилия состояла из пяти кораблей. В плавание отправились 265 человек: испанцы, португальцы, итальянцы, французы, англичане, немцы…Столь пестрый состав таил большую угрозу: противники Магеллана легко могли раздуть все время тлевшую взаимную неприязнь выходцев из разных стран. В командный состав также входили люди разных национальностей. Так, среди капитанов кораблей двое были португальцами, трое- испанцами.

№ слайда 7

Описание слайда:

сложное время. 20 сентября 1519 года флотилия отправилась к Канарским островам, далее на юг- к островам Зеленого Мыса, а затем на юго – запад.29 ноября корабли достигли Бразилии. Переход через Атлантику прошел без особых приключений, хотя флотилию преследовали бури. 20 сентября 1519 года флотилия отправилась к Канарским островам, далее на юг- к островам Зеленого Мыса, а затем на юго – запад.29 ноября корабли достигли Бразилии. Переход через Атлантику прошел без особых приключений, хотя флотилию преследовали бури. Корабли Магеллана двинулись вдоль берега на юг. 10 января 1520 года они вошли в устье реки Ла-Платы. О дальнейшем пути никаких сведений у экспедиции Магеллана не было. Обследовав устье и не обнаружив здесь искомого прохода, флотилия продолжила путь. Движение замедлилось: плыть недалеко от берега, на мелководье, было опасно, а удаляться от него Магеллан не хотел, боясь пропустить пролив, ведущий в Южное море. Каждую бухту приходилось тщательно обследовать. Между тем к Южному полушарию подступала зима с ее яростными бурями, и нужно было срочно найти для зимовки надежную якорную стоянку. 31 марта флотилия на несколько месяцев остановилась в бухте, которую Магеллан назвал гаванью Святого Юлиана, и покинул ее только 24 августа.

№ слайда 8

Описание слайда:

Искомый пролив найден! Во флотилии насчитывалось уже не пять, а четыре корабля: «Сантьяго», посланный на разведку дальнейшей дороги, потерпел крушение. Корабли медленно двинулись на юг, обследуя каждую выемку в береговой линии. 21 октября «Сан-Антонио» и «Консепсьон» отправились вперед на поиски пролива. Внезапно поднялась буря. Когда не имевшим укрытия кораблям уже грозила гибель, моряки заметили изгиб побережья и поспешили укрыться за поворотом. Это оказался вход в пролив, за ним- бухта. Вода в бухтах и проливах оставалась соленой, а течение было направлено к западу. Следовательно, это было не устье реки. Все сомнения рассеялись: искомый пролив найден! Во флотилии насчитывалось уже не пять, а четыре корабля: «Сантьяго», посланный на разведку дальнейшей дороги, потерпел крушение. Корабли медленно двинулись на юг, обследуя каждую выемку в береговой линии. 21 октября «Сан-Антонио» и «Консепсьон» отправились вперед на поиски пролива. Внезапно поднялась буря. Когда не имевшим укрытия кораблям уже грозила гибель, моряки заметили изгиб побережья и поспешили укрыться за поворотом. Это оказался вход в пролив, за ним- бухта. Вода в бухтах и проливах оставалась соленой, а течение было направлено к западу. Следовательно, это было не устье реки. Все сомнения рассеялись: искомый пролив найден! Путь по узкому проливу был трудным, любая неосторожность грозила кораблекрушением. Внезапно исчез «Сан-Антонио». В течение полутора лет моряки флотилии считали его погибшим. Лишь позже выяснилось, что корабль дезертировал и вернулся в Испанию.

№ слайда 9

Описание слайда:

Из дневника Пигафетты. Выйдя из пролива, корабли – их осталось всего три – «погрузились в просторах Тихого моря», как писал в своих путевых заметках участник плавания, итальянский рыцарь и историограф экспедиции Антонио Пигафетта. Тихим этот океан назвали именно моряки Магеллана, которым посчастливилось пересечь его, ни разу не попав в бури. Но плавание вовсе не было легким. «В продолжение трех месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи, - рассказывал Пигафетта. – Мы питались сухарями, но то уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями… Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней… Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать». Началась цинга, от который умерло 19 человек. Выйдя из пролива, корабли – их осталось всего три – «погрузились в просторах Тихого моря», как писал в своих путевых заметках участник плавания, итальянский рыцарь и историограф экспедиции Антонио Пигафетта. Тихим этот океан назвали именно моряки Магеллана, которым посчастливилось пересечь его, ни разу не попав в бури. Но плавание вовсе не было легким. «В продолжение трех месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи, - рассказывал Пигафетта. – Мы питались сухарями, но то уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями… Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней… Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать». Началась цинга, от который умерло 19 человек. Корабли Магеллана пересекали самый большой океан планеты.

№ слайда 10

Описание слайда:

португальцы. Корабли готовились к возращению в Испанию, когда стало известно, что португальцы собираются захватить их и вот-вот появятся в этих водах. Следовало поторопиться с отплытием. Было решено, что «Виктория» под командованием баска Хуана Себастьяна Элькано направиться в Испанию португальским путем, огибая Африку. «Тринидад» же должен был возвращаться через Тихий океан. Корабли готовились к возращению в Испанию, когда стало известно, что португальцы собираются захватить их и вот-вот появятся в этих водах. Следовало поторопиться с отплытием. Было решено, что «Виктория» под командованием баска Хуана Себастьяна Элькано направиться в Испанию португальским путем, огибая Африку. «Тринидад» же должен был возвращаться через Тихий океан. Судьба не благоприятствовала «Тринидаду». Шесть месяцев скитался он в водах Тихого океана и вынужден был вернуться к Молуккским островам. Большая часть экипажа погибла в плавании, но участь выживших была, пожалуй, еще страшнее. Они попали в плен к португальцам и почти все умерли в тюрьмах. Лишь трое спустя пять лет вернулись в Испанию.

№ слайда 11

Описание слайда:

на пороге осуществления мечты. У Марианских островов флотилия не задержалась, и вскоре корабли пристали к островам, много позже названным Филиппинами. Заветная цель- Молуккские острова – была уже близка, но тут Магеллан, завязавший дружбу с одним из местных правителей-раджей, вмешался в междоусобную войну. И 27 апреля 1521 года великий мореплаватель, находясь на пороге осуществления мечты своей жизни, погиб в нелепой стычке с туземцами. У Марианских островов флотилия не задержалась, и вскоре корабли пристали к островам, много позже названным Филиппинами. Заветная цель- Молуккские острова – была уже близка, но тут Магеллан, завязавший дружбу с одним из местных правителей-раджей, вмешался в междоусобную войну. И 27 апреля 1521 года великий мореплаватель, находясь на пороге осуществления мечты своей жизни, погиб в нелепой стычке с туземцами. Моряки еще не успели оправиться от потрясения, вызванного смертью Магеллана, как пришла новая беда. Местный раджа пригласил офицеров флотилии на пир, а затем предательски перебил их. Погибло более 20 человек – самых опытных и знающих. Уцелевшие оказались в тяжелейшем положении, но все же к концу 1521 года достигли Молуккских островов, где дешево закупили вожделенные пряности – корицу, гвоздику, мускатный орех.

№ слайда 12

Описание слайда:

зеавершение. «Виктория» пересекла Индийский океан и 20 мая 1522 года выдержала жестокую бурю у мыса Доброй Надежды. Многих моряков скосили голод и цинга. Приближаться к берегам Африки, чтобы пополнить запасы, было нельзя: встреча с португальцами была бы роковой. Лишь несокрушимая воля капитана «Виктории» заставила экипаж ценой жесточайших мук завершить дело, начатое Магелланом. 8 сентября 1522 года, после более чем полугодового непрерывного плавания, корабль бросил якорь в Севилье, а на следующий день, как вспоминал Пигафетта, «все мы в рубахах и на босу ногу, держа каждый свечу в руке, отправились на богомолье…». Легко понять чувства этих людей: лишь чудом и заступничеством Богоматери – покровительницы мореплавателей – могли они объяснить, что все же выжили. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года. Из пяти кораблей удалось его завершить лишь одному, из 265 человек команды – лишь 18. «Виктория» пересекла Индийский океан и 20 мая 1522 года выдержала жестокую бурю у мыса Доброй Надежды. Многих моряков скосили голод и цинга. Приближаться к берегам Африки, чтобы пополнить запасы, было нельзя: встреча с португальцами была бы роковой. Лишь несокрушимая воля капитана «Виктории» заставила экипаж ценой жесточайших мук завершить дело, начатое Магелланом. 8 сентября 1522 года, после более чем полугодового непрерывного плавания, корабль бросил якорь в Севилье, а на следующий день, как вспоминал Пигафетта, «все мы в рубахах и на босу ногу, держа каждый свечу в руке, отправились на богомолье…». Легко понять чувства этих людей: лишь чудом и заступничеством Богоматери – покровительницы мореплавателей – могли они объяснить, что все же выжили. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года. Из пяти кораблей удалось его завершить лишь одному, из 265 человек команды – лишь 18.

№ слайда 13

Описание слайда:

Эпилог. Подлинным героем плавания, оттеснившим на второй план погибшего Магеллана, был объявлен Хуан Себастьян Элькано. Король пожаловал ему большую ежегодную пенсию, а также герб, на котором изображался замок – символ Кастилии – и под ним – корица, гвоздика и мускатный орех. Герб был увенчан маленьким земным шаром с девизом: «Ты первый меня обогнул». На долю Магеллана достались унизительные обвинения в нарушении мелочных королевских инструкций и в якобы неоправданной жестокости. Подлинная роль этого выдающегося мореплавателя выяснилась лишь позднее. Подлинным героем плавания, оттеснившим на второй план погибшего Магеллана, был объявлен Хуан Себастьян Элькано. Король пожаловал ему большую ежегодную пенсию, а также герб, на котором изображался замок – символ Кастилии – и под ним – корица, гвоздика и мускатный орех. Герб был увенчан маленьким земным шаром с девизом: «Ты первый меня обогнул». На долю Магеллана достались унизительные обвинения в нарушении мелочных королевских инструкций и в якобы неоправданной жестокости. Подлинная роль этого выдающегося мореплавателя выяснилась лишь позднее. Значение этого плавания трудно переоценить. После 20 лет поисков был наконец открыт пролив, позже названный именем Магеллана. Именно Магеллану выпало на долю довести до конца дело, которому посвятил жизнь Христофор Колумб, - проложить западный путь в страны Востока. Кругосветное путешествие потрясло воображение современников, но его практический результат был ограничен: трудности и опасности плавания не окупались теми выгодами, которые оно могло принести. Зато его географическое значение было огромно. Путешествие Магеллана положило конец спорам о форме наше планеты, на практике доказав его шарообразность. Установление огромных размеров Тихого океана опровергло идею существенного преобладания суши над морем, которую разделял еще Христофор Колумб.

Знаменитый португальский мореплаватель и первооткрыватель Фернан Магеллан навсегда оставил свой след в истории человечества, став одним из наиболее известных исследователей. Он пустился в отважное путешествие, итоги которого пополнили нашу копилку знаний и поведали массу нового современникам Магеллана. Заслуги его переоценить невозможно, и можно быть уверенным, что имя Фернана Магеллана никогда не будет забыто.

  1. Магеллан — первый человек, совершивший кругосветное плавание.
  2. Именем Магеллана назван не только известный пролив, но и две галактики — Большое и Малое Магеллановы облака, а также кратер на Луне.
  3. Именно Магеллан открыл европейцам Филиппинские острова, где сейчас располагается одноимённая республика (см. ).
  4. В морском сражении при Диу, случившемся 3 февраля 1509 года, каравелла Магеллана прорвалась сквозь строй вражеских судов, и Магеллан взял на абордаж флагманский корабль противников.
  5. Однажды несколько кораблей флотилии, в составе которой плавал тогда Магеллан, потерпели крушение, и моряки на лодках добрались до необитаемого острова. Решено было, что часть моряков отправится на лодках за помощью, а остальные будут дожидаться на острове из возвращения. Рядовые матросы были возмущены тем, что все офицеры уходят на лодках, оставляя на берегу лишь матросов, опасаясь, что за ними никто не вернётся. Едва не вспыхнул бунт, но Магеллан успокоил команду, оставшись на острове с матросами. Вскоре все они были спасены.
  6. Однажды Магеллан одолжил одному торговцу солидную сумму денег, которую тот не пожелал возвращать. Долг был возвращён Магеллану лишь спустя шесть лет после судебного процесса.
  7. До своего знаменитого путешествия Магеллан немало повоевал — и в Малайзии, и в Индии, и в Африке. Впоследствии, оставив военную службу, он решил посвятить свою жизнь исследованиям мира.
  8. Кругосветное путешествие Магеллан совершил под испанским флагом, так как король Португалии не пожелал профинансировать его экспедицию. А вот испанская корона по заслугам оценила знаменитого мореплавателя.
  9. В кругосветное путешествие отправилась эскадра из пяти кораблей, взяв с собой еды на два года, причём Магеллан скрывал от матросов и других капитанов маршрут плавания, что неоднократно вызывало недовольство.
  10. Магеллан на много лет остался единственным капитаном, который провёл флотилию сквозь пролив, получивший его имя, не потеряв при этом ни одного судна.
  11. Тихий океан получил своё название именно благодаря Магеллану, который пересёк его, пройдя 17 тысяч километров и не встретив ни одного шторма. Как показала практика, название это оказалось опрометчивым — Тихий океан славится буйным характером. Магеллану в его плавании просто повезло.
  12. Магеллан не собирался совершать кругосветное плавание — он искал проход к Молуккским островам.
  13. Сам Магеллан так и не совершил кругосветного плавания, погибнув на Филиппинах. В ходе плавания погибла большая часть экспедиции — из пяти судов, на борту которых было 250-300 человек, в Испанию вернулся лишь один корабль с 18 людьми на борту. Таким образом, экспедиция Магеллана стала первым кругосветным плаванием.
  14. Архипелаг Огненная Земля получил своё название также благодаря Магеллану, который принял огни индейских костров за вулканы. На самом деле на архипелаге нет ни единого вулкана (см.

Пролог. Южное море
В 1513 году Нунье де Бальбоа открыл Южное море(Тихий океан), но никто не мог сказать как далеко оно
простирается. Предполагали, что за ним раскинулась желанная Азия. Но чтобы плыть в Азию через
Южное море, кораблям нужно было сначала попасть в это самое море. А как это сделать, если на всем
протяжении недавно открытого материка за 20 лет так и не найдено ни одного пролива? В ходе поисков
выяснилось, что Америка загораживает от европейцев Азию. Богатства Нового Света были еще скрыты
от европейцев, и он воспринимался как помеха, которую нужно обойти. Поиски на юге казались более
перспективными, но и здесь путешественников поджидали громадные трудности. Чем дальше к югу от
экватора, тем более суровыми становились берега, труднее было пополнять запасы пищи. Индейцы в
этих краях проявляли враждебность, и не мало испанцев погибало в стычках с ними. Корабли все
дальше уходили от родных мест, расстояние до них измерялось многими тысячами километров, а время
в пути- уже не месяцами, а годами. Чтобы заставить людей в таких условиях плыть в неведомое,
требовались железная воля и твердая рука.

Готовность проложить путь.

И вот в марте 1518 года перед испанским Советом по
делам Индий предстал португальский мореплаватель и
воин Фернан Магеллан. Он заявил, что готов проложить
западный путь к Молуккским островам- истинной родине
пряностей. Важно только опередить португальцев,
подбирающихся к этим островам с запада.

Замысел.

В 1513 году Магеллан появляется в Лиссабоне.
Денег у него нет, он поступает на военную
службу и сражается в Африке.Здесь
мужественный воин получает тяжелое ранение.
Вернувшись в Лиссабон, Магеллан
разрабатывает проект плавания к Островам
Пряностей западным путем и представляет свой
замысел на рассмотрение португальскому
королю Мануэлу. Тот не одобрил план
Магеллана: с запада португальцы уже почти
достигли Молуккских островов, а путь через
неведомое Южное море, даже если пролив,
через который Магеллан собирался плыть,
действительно существовал, был намного
рискованнее. Оскорбленный многолетними
несправедливыми притеснениями и отказом в
самом важном для него деле, Магеллан
перебрался в Испанию, где после долгих
переговоров его проект был принят.

Состав.

Флотилия состояла из пяти кораблей. В плавание отправились 265 человек: испанцы,
португальцы, итальянцы, французы, англичане, немцы…Столь пестрый состав таил
большую угрозу: противники Магеллана легко могли раздуть все время тлевшую взаимную
неприязнь выходцев из разных стран. В командный состав также входили люди разных
национальностей. Так, среди капитанов кораблей двое были португальцами, троеиспанцами.

Сложное время.

Гавань Святого Юлиана
20 сентября 1519 года флотилия отправилась к Канарским островам, далее на юг- к островам Зеленого
Мыса, а затем на юго – запад.29 ноября корабли достигли Бразилии. Переход через Атлантику прошел без
особых приключений, хотя флотилию преследовали бури.
Корабли Магеллана двинулись вдоль берега на юг. 10 января 1520 года они вошли в устье реки Ла-Платы.
О дальнейшем пути никаких сведений у экспедиции Магеллана не было. Обследовав устье и не обнаружив
здесь искомого прохода, флотилия продолжила путь. Движение замедлилось: плыть недалеко от берега,
на мелководье, было опасно, а удаляться от него Магеллан не хотел, боясь пропустить пролив, ведущий в
Южное море. Каждую бухту приходилось тщательно обследовать. Между тем к Южному полушарию
подступала зима с ее яростными бурями, и нужно было срочно найти для зимовки надежную якорную
стоянку. 31 марта флотилия на несколько месяцев остановилась в бухте, которую Магеллан назвал
гаванью Святого Юлиана, и покинул ее только 24 августа.

Искомый пролив найден!

Во флотилии насчитывалось уже не пять, а
четыре корабля: «Сантьяго», посланный на
разведку дальнейшей дороги, потерпел
крушение. Корабли медленно двинулись на юг,
обследуя каждую выемку в береговой линии. 21
октября «Сан-Антонио» и «Консепсьон»
отправились вперед на поиски пролива.
Внезапно поднялась буря. Когда не имевшим
укрытия кораблям уже грозила гибель, моряки
заметили изгиб побережья и поспешили
укрыться за поворотом. Это оказался вход в
пролив, за ним- бухта. Вода в бухтах и
проливах оставалась соленой, а течение было
направлено к западу. Следовательно, это было
не устье реки. Все сомнения рассеялись:
искомый пролив найден!
Путь по узкому проливу был трудным, любая
неосторожность грозила кораблекрушением.
Внезапно исчез «Сан-Антонио». В течение
полутора лет моряки флотилии считали его
погибшим. Лишь позже выяснилось, что
корабль дезертировал и вернулся в Испанию.
Магелланов
пролив

Из дневника Пигафетты.

Выйдя из пролива, корабли – их осталось всего
три – «погрузились в просторах Тихого моря»,
как писал в своих путевых заметках участник
плавания, итальянский рыцарь и историограф
экспедиции Антонио Пигафетта. Тихим этот
океан назвали именно моряки Магеллана,
которым посчастливилось пересечь его, ни разу
не попав в бури. Но плавание вовсе не было
легким. «В продолжение трех месяцев и
двадцати дней мы были совершенно лишены
свежей пищи, - рассказывал Пигафетта. – Мы
питались сухарями, но то уже были не сухари, а
сухарная пыль, смешанная с червями… Мы пили
желтую воду, которая гнила уже много дней…
Крысы продавались по полдуката за штуку, но и
за такую цену их невозможно было достать».
Началась цинга, от который умерло 19 человек.
Корабли Магеллана пересекали самый большой
океан планеты.
Антонио Пигафетта

Португальцы.

Корабли готовились к возращению в Испанию,
когда стало известно, что португальцы
собираются захватить их и вот-вот появятся в
этих водах. Следовало поторопиться с
отплытием. Было решено, что «Виктория» под
командованием баска Хуана Себастьяна Элькано
направиться в Испанию португальским путем,
огибая Африку. «Тринидад» же должен был
возвращаться через Тихий океан.
Судьба не благоприятствовала «Тринидаду».
Шесть месяцев скитался он в водах Тихого
океана и вынужден был вернуться к Молуккским
островам. Большая часть экипажа погибла в
плавании, но участь выживших была, пожалуй,
еще страшнее. Они попали в плен к
португальцам и почти все умерли в тюрьмах.
Лишь трое спустя пять лет вернулись в
Испанию.

На пороге осуществления мечты.

Гибель
У Марианских островов флотилия не
задержалась, и вскоре корабли пристали к
островам, много позже названным
Филиппинами. Заветная цель- Молуккские
острова – была уже близка, но тут Магеллан,
завязавший дружбу с одним из местных
правителей-раджей, вмешался в междоусобную
войну. И 27 апреля 1521 года великий
мореплаватель, находясь на пороге
осуществления мечты своей жизни, погиб в
нелепой стычке с туземцами.
Моряки еще не успели оправиться от
потрясения, вызванного смертью Магеллана, как
пришла новая беда. Местный раджа пригласил
офицеров флотилии на пир, а затем
предательски перебил их. Погибло более 20
человек – самых опытных и знающих.
Уцелевшие оказались в тяжелейшем положении,
но все же к концу 1521 года достигли
Молуккских островов, где дешево закупили
вожделенные пряности – корицу, гвоздику,
мускатный орех.

Завершение.

«Виктория» пересекла Индийский океан и 20 мая 1522 года выдержала жестокую бурю у мыса Доброй
Надежды. Многих моряков скосили голод и цинга. Приближаться к берегам Африки, чтобы пополнить
запасы, было нельзя: встреча с португальцами была бы роковой. Лишь несокрушимая воля капитана
«Виктории» заставила экипаж ценой жесточайших мук завершить дело, начатое Магелланом. 8 сентября
1522 года, после более чем полугодового непрерывного плавания, корабль бросил якорь в Севилье, а на
следующий день, как вспоминал Пигафетта, «все мы в рубахах и на босу ногу, держа каждый свечу в руке,
отправились на богомолье…». Легко понять чувства этих людей: лишь чудом и заступничеством
Богоматери – покровительницы мореплавателей – могли они объяснить, что все же выжили. Первое в
истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года. Из пяти кораблей
удалось его завершить лишь одному, из 265 человек команды – лишь 18.

Эпилог.

Подлинным героем плавания, оттеснившим на второй план погибшего Магеллана, был
объявлен Хуан Себастьян Элькано. Король пожаловал ему большую ежегодную пенсию, а
также герб, на котором изображался замок – символ Кастилии – и под ним – корица,
гвоздика и мускатный орех. Герб был увенчан маленьким земным шаром с девизом: «Ты
первый меня обогнул». На долю Магеллана достались унизительные обвинения в
нарушении мелочных королевских инструкций и в якобы неоправданной жестокости.
Подлинная роль этого выдающегося мореплавателя выяснилась лишь позднее.
Значение этого плавания трудно переоценить. После 20 лет поисков был наконец открыт
пролив, позже названный именем Магеллана. Именно Магеллану выпало на долю довести
до конца дело, которому посвятил жизнь Христофор Колумб, - проложить западный путь в
страны Востока. Кругосветное путешествие потрясло воображение современников, но его
практический результат был ограничен: трудности и опасности плавания не окупались теми
выгодами, которые оно могло принести. Зато его географическое значение было огромно.
Путешествие Магеллана положило конец спорам о форме наше планеты, на практике
доказав его шарообразность. Установление огромных размеров Тихого океана опровергло
идею существенного преобладания суши над морем, которую разделял еще Христофор
Колумб.

а «А» Колосовой Людмилы и Габузян Элен.


«Ты первый меня обогнул». Фернан Магеллан


Пролог. В 1513 году Нунье де Бальбоа открыл Южное море(Тихий океан), но никто не мог сказать как далеко оно простирается. Предполагали, что за ним раскинулась желанная Азия. Но чтобы плыть в Азию через Южное море, кораблям нужно было сначала попасть в это самое море. А как это сделать, если на всем протяжении недавно открытого материка за 20 лет так и не найдено ни одного пролива? В ходе поисков выяснилось, что Америка загораживает от европейцев Азию. Богатства Нового Света были еще скрыты от европейцев, и он воспринимался как помеха, которую нужно обойти. Поиски на юге казались более перспективными, но и здесь путешественников поджидали громадные трудности. Чем дальше к югу от экватора, тем более суровыми становились берега, труднее было пополнять запасы пищи. Индейцы в этих краях проявляли враждебность, и не мало испанцев погибало в стычках с ними. Корабли все дальше уходили от родных мест, расстояние до них измерялось многими тысячами километров, а время в пути- уже не месяцами, а годами. Чтобы заставить людей в таких условиях плыть в неведомое, требовались железная воля и твердая рука. Южное море


Готовность проложить путь. И вот в марте 1518 года перед испанским Советом по делам Индий предстал португальский мореплаватель и воин Фернан Магеллан. Он заявил, что готов проложить западный путь к Молуккским островам- истинной родине пряностей. Важно только опередить португальцев, подбирающихся к этим островам с запада.


Замысел. В 1513 году Магеллан появляется в Лиссабоне. Денег у него нет, он поступает на военную службу и сражается в Африке.Здесь мужественный воин получает тяжелое ранение. Вернувшись в Лиссабон, Магеллан разрабатывает проект плавания к Островам Пряностей западным путем и представляет свой замысел на рассмотрение португальскому королю Мануэлу. Тот не одобрил план Магеллана: с запада португальцы уже почти достигли Молуккских островов, а путь через неведомое Южное море, даже если пролив, через который Магеллан собирался плыть, действительно существовал, был намного рискованнее. Оскорбленный многолетними несправедливыми притеснениями и отказом в самом важном для него деле, Магеллан перебрался в Испанию, где после долгих переговоров его проект был принят. Король Мануэл Ф.Магеллан


Состав. Флотилия состояла из пяти кораблей. В плавание отправились 265 человек: испанцы, португальцы, итальянцы, французы, англичане, немцы…Столь пестрый состав таил большую угрозу: противники Магеллана легко могли раздуть все время тлевшую взаимную неприязнь выходцев из разных стран. В командный состав также входили люди разных национальностей. Так, среди капитанов кораблей двое были португальцами, трое- испанцами.


Сложное время. 20 сентября 1519 года флотилия отправилась к Канарским островам, далее на юг- к островам Зеленого Мыса, а затем на юго – запад.29 ноября корабли достигли Бразилии. Переход через Атлантику прошел без особых приключений, хотя флотилию преследовали бури. Корабли Магеллана двинулись вдоль берега на юг. 10 января 1520 года они вошли в устье реки Ла-Платы. О дальнейшем пути никаких сведений у экспедиции Магеллана не было. Обследовав устье и не обнаружив здесь искомого прохода, флотилия продолжила путь. Движение замедлилось: плыть недалеко от берега, на мелководье, было опасно, а удаляться от него Магеллан не хотел, боясь пропустить пролив, ведущий в Южное море. Каждую бухту приходилось тщательно обследовать. Между тем к Южному полушарию подступала зима с ее яростными бурями, и нужно было срочно найти для зимовки надежную якорную стоянку. 31 марта флотилия на несколько месяцев остановилась в бухте, которую Магеллан назвал гаванью Святого Юлиана, и покинул ее только 24 августа. Гавань Святого Юлиана


Искомый пролив найден! Во флотилии насчитывалось уже не пять, а четыре корабля: «Сантьяго», посланный на разведку дальнейшей дороги, потерпел крушение. Корабли медленно двинулись на юг, обследуя каждую выемку в береговой линии. 21 октября «Сан-Антонио» и «Консепсьон» отправились вперед на поиски пролива. Внезапно поднялась буря. Когда не имевшим укрытия кораблям уже грозила гибель, моряки заметили изгиб побережья и поспешили укрыться за поворотом. Это оказался вход в пролив, за ним- бухта. Вода в бухтах и проливах оставалась соленой, а течение было направлено к западу. Следовательно, это было не устье реки. Все сомнения рассеялись: искомый пролив найден! Путь по узкому проливу был трудным, любая неосторожность грозила кораблекрушением. Внезапно исчез «Сан-Антонио». В течение полутора лет моряки флотилии считали его погибшим. Лишь позже выяснилось, что корабль дезертировал и вернулся в Испанию. Магелланов пролив


Из дневника Пигафетты. Выйдя из пролива, корабли – их осталось всего три – «погрузились в просторах Тихого моря», как писал в своих путевых заметках участник плавания, итальянский рыцарь и историограф экспедиции Антонио Пигафетта. Тихим этот океан назвали именно моряки Магеллана, которым посчастливилось пересечь его, ни разу не попав в бури. Но плавание вовсе не было легким. «В продолжение трех месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи, - рассказывал Пигафетта. – Мы питались сухарями, но то уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями… Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней… Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать». Началась цинга, от который умерло 19 человек. Корабли Магеллана пересекали самый большой океан планеты. Антонио Пигафетта


Португальцы. Корабли готовились к возращению в Испанию, когда стало известно, что португальцы собираются захватить их и вот-вот появятся в этих вода х. Следовало поторопиться с отплытием. Было решено, что «Виктория» под командованием баска Хуана Себастьяна Элькано направиться в Испанию португальским путем, огибая Африку. «Тринидад» же должен был возвращаться через Тихий океан. Судьба не благоприятствовала «Тринидаду». Шесть месяцев скитался он в вода х Тихого океана и вынужден был вернуться к Молуккским островам. Большая часть экипажа погибла в плавании, но участь выживших была, пожалуй, еще страшнее. Они попали в плен к португальцам и почти все умерли в тюрьмах. Лишь трое спустя пять лет вернулись в Испанию.


На пороге осуществления мечты. У Марианских островов флотилия не задержалась, и вскоре корабли пристали к островам, много позже названным Филиппинами. Заветная цель- Молуккские острова – была уже близка, но тут Магеллан, завязавший дружбу с одним из местных правителей-раджей, вмешался в междоусобную войну. И 27 апреля 1521 года великий мореплаватель, находясь на пороге осуществления мечты своей жизни, погиб в нелепой стычке с туземцами. Моряки еще не успели оправиться от потрясения, вызванного смертью Магеллана, как пришла новая беда. Местный раджа пригласил офицеров флотилии на пир, а затем предательски перебил их. Погибло более 20 человек – самых опытных и знающих. Уцелевшие оказались в тяжелейшем положении, но все же к концу 1521 года достигли Молуккских островов, где дешево закупили вожделенные пряности – корицу, гвоздику, мускатный орех. Гибель


Завершение. «Виктория» пересекла Индийский океан и 20 мая 1522 года выдержала жестокую бурю у мыса Доброй Надежды. Многих моряков скосили голод и цинга. Приближаться к берегам Африки, чтобы пополнить запасы, было нельзя: встреча с португальцами была бы роковой. Лишь несокрушимая воля капитана «Виктории» заставила экипаж ценой жесточайших мук завершить дело, начатое Магелланом. 8 сентября 1522 года, после более чем полугодового непрерывного плавания, корабль бросил якорь в Севилье, а на следующий день, как вспоминал Пигафетта, «все мы в рубахах и на босу ногу, держа каждый свечу в руке, отправились на богомолье…». Легко понять чувства этих людей: лишь чудом и заступничеством Богоматери – покровительницы мореплавателей – могли они объяснить, что все же выжили. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года. Из пяти кораблей удалось его завершить лишь одному, из 265 человек команды – лишь 18.


Эпилог. Подлинным героем плавания, оттеснившим на второй план погибшего Магеллана, был объявлен Хуан Себастьян Элькано. Король пожаловал ему большую ежегодную пенсию, а также герб, на котором изображался замок – символ Кастилии – и под ним – корица, гвоздика и мускатный орех. Герб был увенчан маленьким земным шаром с девизом: «Ты первый меня обогнул». На долю Магеллана достались унизительные обвинения в нарушении мелочных королевских инструкций и в якобы неоправданной жестокости. Подлинная роль этого выдающегося мореплавателя выяснилась лишь позднее. Значение этого плавания трудно переоценить. После 20 лет поисков был наконец открыт пролив, позже названный именем Магеллана. Именно Магеллану выпало на долю довести до конца дело, которому посвятил жизнь Христофор Колумб , - проложить западный путь в страны Востока. Кругосветное путешествие потрясло воображение современников, но его практический результат был ограничен: трудности и опасности плавания не окупались теми выгодами, которые оно могло принести. Зато его географическое значение было огромно. Путешествие Магеллана положило конец спорам о форме наше планеты, на практике доказав его шарообразность. Установление огромных размеров Тихого океана опровергло идею существенного преобладания суши над морем, которую разделял еще Христофор