Конспект ноод по области "познание" в средней группе "поможем друзьям". Конспект занятия по математике в средней группе "поможем друзьям" Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Евгения Чикиш
Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада «Прямоугольник»

Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада . Тема : «Прямоугольник » .

1) сформировать представление о прямоугольнике , умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольника среди фигур разной формы ;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает» ;

3) закрепить геометрические и пространственные представления, счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством, умение определять и называть свойство предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : квадрат, прямоугольник , изображение елки, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточки с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы .

Раздаточный : квадрат, прямоугольник , карточка с нарисованной на ней речкой.

Ход занятия:

Организационный момент :

Дети встают в круг вместе с воспитателем. Произносят традиционную песню.

Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.

Восп.: Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в стороны. Если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3 настроение покажи. Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

Введение в игровую ситуацию.

Собираю детей вокруг себя.

Восп. Были ли вы в театре?

Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?

Игра «Билеты в театр» .

Восп.: Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?

Дети : Купить билет.

Дети подходят ко мне, идет продажа детям билетов – карточки, на которых изображено разное (от 1до5) количество одинаковых геометрических фигур – кругов, треугольников, квадратов, овалов. На стульях лежат карточки с цифрами.

Восп.: Вам нужно занять место , на котором записана цифра, показывающая количество фигур на вашем билете. Эта цифра должна быть такого же цвета, как и ваши фигуры.

После того как все дети рассядутся, проверяю билеты.

Восп.: - Сколько фигур на твоем билете?

Дети отвечают, согласовывая числительное с существительным в роде.

Дети : - На моей карточке три квадрата (пять кругов, четыре треугольника и т. п.) .

Восп.: Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?

Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

После проверки билетов начинается представление. Выставляю на магнитную доску квадрат и прямоугольник . Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы.

Восп.: Жили – были два друга. Один из них вам знаком. Как его зовут? (Квадрат.)

Пошли они как-то в лес.

Выставляю изображение ёлки, высота которой равна длинной стороне прямоугольника .

Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу?

Выслушиваю все ответы детей, после чего подвожу их к тому, что кто-то заблудился. Выставляю изображение человечка.

Человек обратился за помощью к квадрату : «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?»

Ставлю человечка на квадрат. Высота человечка, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки.

Увидел человек свой дом?

Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше человечка, стоящего на квадрате.)

Игра «Прямоугольник и квадрат » .

Что делать?

Заинтересованно выслушиваю версии всех детей, поддерживаю их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Подвожу детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок . Если дети сами не выскажут такого предложения, можно задать им наводящие вопросы :

Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает) . Что-то изменилось (Нет.)

Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет.)

Что же получится, если ее перевернуть?

Чем это поможет?

Переворачиваю прямоугольник , ставлю на него человечка и хвалю детей :

Молодцы! Вот вы как замечательно придумали!

Прошу сравнить две фигуры :

Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?

Вместе приходим к выводу : у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны.

Почему же вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две – длинные.)

Пролетала мимо сорока. «Ну что, увидел свой дом? – спрашивает она человечка. – Кто же тебе помог?»

Человечек не знает имени помощника и обращается к детям.

Кто помог человечку увидеть свой дом? (Прямоугольник .)

Фиксирую внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником .

Игра «Тропинка» .

Собираю детей около себя.

Человечек, взобравшись на прямоугольник , увидел свой дом. Он был довольно далеко, за речкой. Человечек приглашает вас к себе в гости. Идти надо по лесу по очень узкой тропинке, по краям которой растет колючий кустарник. Как вы пойдете?

Дети должны догадаться встать боком и идти друг за другом.

Вышли на поляну, давайте поиграем.

Физкультурная минутка.

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы ногами топ - топ,

Мы плечами чик – чик,

Мы глазами миг – миг,

Раз – туда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Сели, встали, сели, встали.

Словно Ваньки – Станьки встали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра.

Игра «Мост» .

Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлена карточка с нарисованной на ней речкой, а также квадрат и прямоугольник коричневого снега . Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата. Говорю детям о том, что дом человека находится за рекой.

Как человек может перебраться через реку?

Дети предлагают переплыть на лодке, перебраться через реку вплавь и т. п., построить мост.

Квадрат и прямоугольник – это дощечки , из которых можно построить мост. Но для строительства можно взять только одну дощечку.

Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания задается детям вопрос :

Какой формы дощечку вы взяли? (Прямоугольник )

Почему вы не взяли для строительства квадрат? (Река шире квадрата.)

Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Дети с моей помощью еще раз фиксируют полученный ранее вывод : у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные , а две короткие.

Музыкальная игра «Молотки стучат» .

Предлагаю с помощью музыкальной игры «Молотки стучат» укрепить мост и заодно размяться.

Интерактивная игра «Прямоугольник » .

Предлагаю детям просмотреть несколько слайдов и ответить на вопросы по теме. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.

Итог занятия .

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , и создать ситуацию успеха.

Собираю детей вокруг себя.

Где вы сегодня побывали?

Чем вы помогли человечку?

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Хвалю детей и сообщаю о том, что они сумели помочь человечку найти свой дом, помогли построить через речку мост, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата. В качестве благодарности, он передал вам гостинец : корзинку с грибами (шоколадными) .

Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада, тема: «В стране геометрических фигур»

Цели:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Картинки для динамической паузы, картинки «геометрические флаги», картинки «кто лишний за столом?», картинки для гимнастики для глаз.

Раздаточный материал:

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели», «геометрическая рыбалка».
Ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Карандаши цветные, веера с цифрами, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде.

Количественный и порядковый счет, цифры

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Величина, цифры

Упражнение «Геометрические дома»

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
Чей дом самый высокий (низкий)?
Чей дом самый широкий (узкий)?
К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Мышление

Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?

Независимость числа

Упражнение «Геометрические флаги»

Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.
Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит количество не зависит от величины.
Каких треугольных флагов больше, тех что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит количество не зависит от расположения.

Сравнение совокупностей

Упражнение «Геометрические качели»

На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.

Мелкая моторика, глазомер

Упражнение «Поймай рыбку»

Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.

Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?

Конструирование «Геометрическая картинка»

Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.

А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Занятие по математике в средней группе ДОУ

Описание работы: конспект может быть полезен воспитателям средних групп, содержит вариант знакомства со свойствами прямоугольника по теме недели "Посуда"
Конспект занятия по ФЭМП. Тема: «Прямоугольник»
Цель: знакомство со свойствами прямоугольника.
Задачи : дать детям представление о прямоугольнике, о его отличие от квадрата. Формировать умение сравнивать квадрат и прямоугольник.
Развивать умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек. Закрепить счет и отсчет предметов в пределах четырех. Развивать умение соотносить число предметов и цифру. Развивать зрительное внимание, умение называть предметы посуды по форме сходны с геометрическими фигурами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:

Кукла Незнайка . Изображение прямоугольника. Изображение контуров посуды в разных положениях.
Кукольная посуда.
Раздаточный материал: геометрические наборы, листы с заданиями, карандаши, цифры от одного до пяти в двух экземплярах.
примечание: занятие проводится с подгруппой детей. (у нас занятия проводится по подгруппам)
Ход : Психологический настрой.
Собрались все дети и круг.

1 часть Приход Незнайки.
Незнайка приносит прямоугольник и спрашивает, знают ли дети, что это за геометрическая фигура.
А есть ли такие геометрические фигуры у детей?
Работа с геометрическим набором. (за столами).
Незнайка просит найти квадрат и прямоугольник.
Сколько сторон и углов у квадрата, у прямоугольника?
Обследование предметов.
Как увидеть, что у квадрата и у прямоугольника есть углы? (положить сверху круг)
Как узнать, что у прямоугольника две стороны длиннее, а у квадрата все стороны равны? (выложить из палочек)
Построение геометрических фигур из палочек.
Сколько палочек вы взяли, чтобы построить квадрат, а прямоугольник? Вы увидели, что у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие?
2 часть.
Какая у нас тема на этой неделе? (посуда)
Давайте вспомним пальчиковую игру про посуду. (переход в центр развития речи)
Пальчиковая игра.(Маша кашу наварила)
А вот Незнайка приготовил вам интересную картинку, какую посуду вы тут увидели? (развитие зрительного восприятия)
Переход в игровую зону.
Посмотрите как у нас много посуды, возьмите себе любую, кто какую хочет.
Незнайка хочет узнать, на какую геометрическую фигуру похоже дно чашки, тарелка, поднос?
(дети узнают и называют фигуры)
3 часть.
Счет и отсчет предметов. Игровое упражнение " Сосчитай и положи рядом цифру".
Незнайка принес вам цифры, посмотрите, какая у вас цифра и положите ее туда, где вы видите столько же предметов посуды.
(работа детей по группе: в разных местах расставлено определенное количество посуды, воспитатель вместе с детьми определяет количество посуды, затем дети самостоятельно кладут рядом с посудой цифру, которую они выбрали).
Незнайка проверяет правильность работы детей. привлекая для этого всю подгруппу.
4 часть.
Незнайка принес вам интересные рисунки. С одной стороны нарисовано разное количество посуды, а с другой цифры. Нужно посчитать посуду и провести линию к цифре.
Работа детей за столами.
Рефлексия.

Конспект ННОД в старшей группе по ФЭМП тема "Четырёхугольник"

Цель : знакомство с понятием четырёхугольник
Закрепление
- названий геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб);
- цифрового ряда до 8;
- знания цифр;
- счет и отсчет в пределах 8;
- навыков решения простейших задач;
развитие
- речи;
- внимания, наблюдательности, сообразительности и логики;
Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, мел, счётные палочки, карточки с цифрами, атрибуты для игр: «Гаражи и машины» и «Зверюшки с цифрами», магнитные цифры, магнитная доска, простые карандаши, листы бумаги с рисунком дома)

Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, много интересного и необычного мы узнаём на наших занятиях. Сегодня мы отправимся с вами в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется…
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс ртом (артикуляционная гимнастика) двигаются к первой «станции».
Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических фигур.
1 Станция «Волшебные палочки» (за столами)
Садимся дети за стол, спинки прямо (профилактика сколиоза), руки на столе.
Станция «Волшебные палочки» приготовила для вас загадку, принимается коллективный ответ, слушайте:
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (квадрат)
Дети: Квадрат!

Воспитатель : Правильно дети. А теперь, первое задание станции. Отсчитайте 4 волшебных счётных палочки и постройте квадрат. (Дети выполняют задание, воспитатель смотрит правильность выполнения).
Молодцы, справились с первым заданием, теперь слушайте вторую загадку:
У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Дети: Прямоугольник!
Воспитатель : Правильно. Теперь второе задание станции - отсчитайте 3 волшебных палочки и пристройте к квадрату (дети выполняют задание). Сколько квадратов у нас получилось?
Дети: Два.
Воспитатель: Сколько прямоугольников?
Дети: Один.
Воспитатель: Эти фигуры (квадрат и прямоугольник) можно назвать по - другому - четырёхугольники, т.к. у этих фигур 4 угла (воспитатель показывает указкой углы у фигур). А теперь третье задание станции. Сколько четырёхугольников у нас получилось? Кто посчитал, поднимайте руку.
Дети: Три.
Воспитатель: А какие четырёхугольники вы ещё знаете?
Дети: Ромб
Воспитатель: Молодцы.
Уберём волшебные палочки в баночку. Все задания этой станции мы выполнили, пора ехать дальше – в путь!
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс языком (артикуляционная гимнастика) двигаются по группе. В это время со столов убирают счётные палочки и кладут листы бумаги с рисунком дома и простые карандаши.
Воспитатель:
Вот мы подъезжаем к следующей станции.
Мы попали в Город Цифр. Станция «Посчитай».
А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим. Поскорей вставайте в круг, слушайте внимательно.

Загадки (при отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):
Цифра вроде буквы О,
Но не значит ничего. (0)

У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домиков зайцев сидит? (1)

На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)

Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)

Я рисую Кошкин дом
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4)

У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек
Сколько было в них лягушек? (5)

Во дворе гуляет квочка
У неё 3 жёлтых и 3 чёрных сыночка
Сколько цыпляток у квочки? (6)

Сколько в неделе,
Дней подскажите,
Знанием нас,
Скорей удивите! (7)

Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я? (8)

Воспитатель:
Молодцы дети, а теперь садитесь где кому удобно (на лавочку, стульчик или ковёр) и посмотрите, правильно ли стоят наши цифры?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто может их поставить правильно?
(дети выкладывают числовой ряд (0-8)
Вы слышите, кто-то плачет? Посмотрите, на карточках цифры потерялись, надо им помочь.

Игра «Цифра потерялась» (на карточках по две цифры с пропуском между ними. Вариант игры «Соседи»).
- Молодцы! Все правильно вставили цифры. Давайте теперь поиграем в игру «Отзовись»
Ход: На столе лежат карточки с цифрами, а под ними карточки с животными. Голосом животного надо отозваться столько раз, какая цифра сверху.

Физкультминутка «Гаражи и машины»
Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 8. Детям раздаются карточки с четырёхугольниками. Ребенок должен посчитать четырёхугольники на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству фигур. Дети имитируют звук мотора машины губами (артикуляционная гимнастика). Игра проводится несколько раз со сменой карточек.
Воспитатель:
Нашему поезду пора отправляться на следующую станцию.
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс ртом (артикуляционная гимнастика) двигаются по группе.

Воспитатель : Вот и Город художественного творчества.
Станция «Рисовальная».
На столе у вас лежат простые карандаши, листы бумаги с рисунком дома, это наш детский сад. Чтобы нам в детский сад попасть, надо на рисунке найти четырёхугольники и заштриховать их простым карандашом. Как только с заданием справимся – в детском саду окажемся (дети выполняют задание).
Вот мы снова в своей группе. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)
На этом наше путешествие закончилось. Но встреча со страной Математики для вас продолжится уже на следующем занятии.