Классный час на тему «Толерантность-путь к миру. Классный час "международный день толерантности" Открытый классный час тему толерантность

Классный час для школьников 8 класса «Толерантность»

Цель:
сформирование у учащихся представление о толерантности

Задачи:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Эпиграф: Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Классный руководитель: Что такое толерантность? В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
Толерантность – терпимость.
Давайте посмотрим каковы же проявления нетерпимости:
1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3)негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
Ребята высказываются на тему толерантности, приводят примеры.

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Игра «Похвались соседом»

Классный руководитель: Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, - самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом.

Игра «Чем мы похожи».
Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Ребята обсуждают притчу, делают выводы о толерантности.

Тема: Толерантность - путь к миру!

Цель занятия:

Ввести понятие толерантности; показать учащимся, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

«Основа всякой мудрости - терпение».

Сегодня на уроке мы побываем в гостях у живой книги

«Толерантность - путь к миру». Страницами данного издания будут:

«Основные понятия толерантности».

« Правила на каждый день»

«Ключевое слово»

« Толерантная репка»

«Толерантный класс»

Открываем первую страницу нашей книги «Основные понятия толерантности». А кому- нибудь знакомо это слово?

В переводе с лат. слово толерантность означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, также это слово означает прощение, снисхождение, готовность к примирению». Еще древнегреч. философ Платон говорил: «Основа всякой мудрости - терпение».

1 конкурс: «толерантный человек» на карточках учащиеся кратко,с помощью прилагательных, создают образ толерантного человека. Затем каждый ученик по очереди записывает на доске по одному слову, не повторяясь. Т.о. появляется образ толерантного человека.

Ответьте для себя на вопрос: «толерантны ли вы?»

Переходим к рассмотрению 2-ой странице нашей книги «правила на каждый день».

Я предлагаю поиграть вам в игру - эстафету « зачем нужны правила?»

2 конкурс: учащимся, которые сидят на первых партах, раздаются различные предметы и говорится: «игра началась. Начали.» Затем говорится, что необходимо передавать предметы на последнюю парту. Затем игра останавливается и говорится, что нужно передавать предметы правой рукой, потом - левой. Таким образом учащихся подводят к тому, что нужны правила игры знать.

Учитель : Так и в жизни, ребята. Живя в современном обществе необходимо придерживаться определенных правил. Вы учитесь в школе, поэтому тоже должны придерживаться определенных правил. Хоть на классных часах мы не раз говорили о них давайте еще раз перечислим их.

Не опаздывать на уроки

В школу ходить в школьной форме

Готовится к каждому уроку

Бережно относится к учебникам и тетрадям

Уважать друг друга

На переменах не бегать

В столовой не шуметь и снимать верхнюю одежду

Проблеме толерантности, гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые из них мы рассмотрим, читая 3 -ю страницу нашей книги « ключевое слово».

Перед вами некоторые изречения известных людей, ваша задача найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.

Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь уважение к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. (Р. Эмерсон).

Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить человеколюбие. (И. Кант).

Лучшее, что есть в жизни человека, - это его дружба с другими людьми.(А. Линкольн)

Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык свою культуру. (Д.С. Лихачев).

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).

Пропущенные слова: дружба, уважение, человеколюбие, нравы, расположение, язык.

Учитель: А вот по каким принципам живет толерантный человек нам поможет разобраться следующая страница нашей книги « Толерантная репка».

Вы наверное немножко устали, поэтому я предлагаю вам поиграть и разобрать эти принципы с помощью сказки «репка» И у меня сразу возникает к вам вопрос: «не забыли ли вы качества толерантного человека?» Давайте их напомним. Молодцы! Чтобы все это отложилось вашей памяти надолго мы с вами поиграем.

Игра: учащимся раздаются роли со словами. При назывании того или иного героя сказки, вы должны каждый раз говорить свою фразу.

Слова Репки: Толерантность - путь к миру!

Слова Деда: Понять и принять человека может не каждый.

Слова Бабки: Слушать и слышать другого - талант!

Слова Внучки: Принимайте меня такой, какая я есть!

Слова Жучки: Будьте милосердны!

Слова Кошки: «Простите, если что не так.»

Слова Мышки: Будьте снисходительны!

Учитель: Я думаю, что теперь вы на долго запомните, принципы толерантного человека.

А знаете ли вы, что понятие толерантности относится не только к одному человеку, но и к группе лиц, классному коллективу. Вы хотите узнать толерантен ли наш класс? В этом нам поможет следующая страница под названием «толерантный класс» .

Я буду зачитывать различные ситуации отношений между учениками, а вы должны отметить те, которые присуще нашему классу. Т. о мы выясним насколько наш класс толерантен.

Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички.(-)

В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.(+)

Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого - то из одноклассников.(-)

Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.(+)

Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.(-)

Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.(-)

Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.(+)

Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.(-)

Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе (+)

Обсуждение ситуаций. Вывод.

Наверное всем интересно посмотреть образ толерантного класса. Вам хочется, ребята? У вас есть такая возможность. Для этого я раздам вам на каждую парту по одному комплекту мозаики, а вы должны как можно быстрее собрать всю картину. Особенностью данной мозаики является то, что каждая фигурка здесь представляет собой одного ученика нашего класса.

А как выглядит целый класс в целом мы увидим после того, как ребята соберут всю мозаику. Кто первым справится с заданием, поднимет руку. (одна мозаика целиком, в другой не хватает одной детали).

Обсуждение, почему не получилось создать целую картину?

Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив)была собрана целая?(создать такую обстановку, чтобы всем было комфортно.) Молодцы!

Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое(картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами.

И чтобы добиться этой цели нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями… Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, уважать, принимать такими какие есть, т.е. быть толерантными. Мне очень хочется, чтобы в нашем классе никогда не возникала ситуация в которой кто - то будет отвергнут коллективом.

« Про всех на свете»

Все - все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки не меньше нужны,

чем Слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников,-

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем - то не очень дружны,

Мы все - таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто - нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Учитель: Мы разные, но жизнь каждого из нас, счастье и успех зависят от благополучия, счастья всех!

Если мы будем придерживаться правила «Не оценивайте людей, а цените их»! все будет хорошо.

Вручение буклетов каждому ученику.

МОУ Лесная СОШ

Классный час на тему

«Толерантность-путь к миру»

Подготовила:

Классный руководитель 8 б класса

Поспелова Е.Н.

Тверь 2018

Классный час по теме: «Толерантность - путь к миру»

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Сформировать правильное представление о толерантном поведении;

Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;

Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход классного часа:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.

Упражнение “Салфетка”.

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с

любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Девиз нашего классного часа звучит так:
Прийти вместе - это начало,

Остаться вместе - это развитие,

Работать вместе - это успех.

Игра «Волшебная рука

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладони - то, что хотелось бы изменить в себе

Знакомство с понятием «толерантность».

Толерантность - (лат. tolerantia - терпение) - это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово - «терпимость».
Терпимость - способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Население планеты Земля составляет почти
7 миллиардов человек различных национальностей.

Символ толерантности - радужный флаг и сплетенные разноцветные руки

Задание «Соотнеси высказывание с заповедью».

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

«Гнев - зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Итак, быть толерантным, значит:

Уважать другого.

Любить ближнего своего.

Не злиться.

Быть добрым, терпимым.

Сострадать.

Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему?
Учитель: - цветок это красота мира, так и толерантная личность, совершая добрые
поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Задание «Толерантная и интолерантная личность».

Распределить в две колонки: I - черты, присущие толерантной личности, II - интолерантной личности.

Черты:

Терпимость

Бессердечность

Непонимание

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Милосердие

Злорадство

Лживость

Сотрудничество

Доверие

Раздражительность

Зависть

Пренебрежение

Умение владеть собой

Равнодушие

Чуткость

Агрессивность

Эгоизм

Альтруизм

Доброжелательность

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность»

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Решение проблемных ситуаций.

Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуации.
1.Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

2.Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Как вы поступите в этой ситуации?

Задание составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».
А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Сказка Ольги Дунец «Молчание и молчание».

Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.

Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.

Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»

Беседа:

Обижали ли вас когда-нибудь?

Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?

Умеете ли вы прощать?

А как вы думаете, прощение - удел слабых или сильных?

(Благословенны будьте, травы

И воды в зелени оправ!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех - простивший прав!

(Звучит песня «Прости, поверь» в исполнении А.Варум.)

Задание « Объясни пословицу».

Есть слёзы - (есть и совесть).

Упавшего не считай (за пропавшего).

Кайся, да опять (за старое не принимайся).

Тому тяжело, (кто помнит зло).

Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит).

Когда нам наносят глубокую рану - мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!

Игра «Комплимент».

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.

Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?

Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?

Кто был смущён? Почему комплименты были разными?

Продолжите фразу: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!

Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.

А что у вас общее?

Дети отвечают:

А) учёба;

Б) цель - получить образование;

В) класс, т.е коллектив;

Г) возрастные интересы.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е быть толерантными.

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, печально.

Тест «Насколько я толерантен?»

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. На твоих глазах на кого - то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6. К тебе подходит ребенок - инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Интерпретация результатов:

Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай - ай - ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Терпеть и верить:
Все на свете
Прекрасны -
Взрослые и дети,
Коты собаки и
Медведи,
И сослуживцы и соседи.
Терпимость -
Наш взаимный шанс,
Ведь кто-то также терпит нас.

Пит Хейн

Рефлексия «Дерево толерантности» .Творческая работа.

Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Открытый классный час

по теме

«Толерантность – путь к миру».

8 класс

Подготовила:

учитель химии

Кирейто Наталья Михайловна.

г. Исилькуль 2014г

Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру» 8 класс.(Слайд 1).

Цель:

    Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

    Сформировать правильное представление о толерантном поведении;

    Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;

    Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;

    Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: компьютер, экран, проектор,мультимедийная презентация,раздаточный материал (карточка-след, листья клёна), магнитная доска, материалы для оформления доски (афоризмы, плакат «Цветок толерантности», макет «Дерево толерантности»).

Ход классного часа:

Девиз классного часа :

«Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

Г.Форд.

Эпиграф :

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.

Учитель: - Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу (Слайд 2,3).

Учитель: - послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».

Озвучивание темы и целей классного часа.(Слайд 4).

Девиз (Слайд 5).

Знакомство с понятием «толерантность».

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

    Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

    Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

    Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

    Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский) (Слайд 6)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) (Слайд 7).

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.(Слайд 8)

Задание 1 для работы в группах «Соотнеси высказывание с заповедью».
(Учащиеся работают в группах)

а) соотнесение высказывания с заповедью;

    «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

    «Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

    «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

    «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

    Воровство порождает лень и жадность. (не кради )(Слайд 9)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

    Уважать другого.

    Любить ближнего своего.

    Не злиться.

    Быть добрым, терпимым.

    Сострадать.

Учитель: понятие «толерантность» изображено в виде солнышка. Почему? (Слайд 10)
Учитель: - солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Задание 2 для работы в группах «Толерантная и интолерантная личность».

Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.

Черты:(Слайд 11)

    Терпимость

    Бессердечность

    Непонимание

    Сострадание

    Прощение

    Вспыльчивость

    Снисходительность

    Милосердие

    Злорадство

    Лживость

    Сотрудничество

    Доверие

    Раздражительность

    Зависть

    Пренебрежение

    Умение владеть собой

    Равнодушие

    Чуткость

    Агрессивность

    Эгоизм

    Альтруизм

    Доброжелательность

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность» (Слайд 12).

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

    Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

    Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Как вы поступите в этой ситуации?

Задание 3 для групп. Составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации». (Слайд 13)


Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

    Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

    Владей собой, имей выдержку.

    Имей терпение выслушать собеседника.

    Спокойно объясни свою точку зрения.

    Подумай, из-за чего возник спор. (Слайд 14)

Сказка Ольги Дунец «Молчание и молчание».

Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.

Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.

Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»

Беседа:

Обижали ли вас когда-нибудь?

Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?

Умеете ли вы прощать?

А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?

(Слайд 15) Благословенны будьте, травы

И воды в зелени оправ!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех – простивший прав!

(Звучит песня «Прости, поверь» в исполнении А.Варум.)

Задание 3. «Собери пословицу».

    Есть слёзы – (есть и совесть).

    Упавшего не считай (за пропавшего).

    Кайся, да опять (за старое не принимайся).

    Тому тяжело, (кто помнит зло).

    Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит ).(Слайд 16).

- Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми! (Слайд 17).

Игра «Комплимент».

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.

    Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?

    Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?

    Кто был смущён?

    Почему комплименты были разными?

Продолжите фразу : НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ ! (Слайд 18,19).

Учитель: - Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.

- А что у вас общее?

Дети отвечают:

А) учёба;

Б) цель – получить образование;

В) класс, т.е коллектив;

Г) возрастные интересы.

Учитель : - Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е быть толерантными .

(Слайд 20)

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Тест «Насколько я толерантен?» (Слайд 21-26)

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

1.Миша плохо одет…

    Это неважно.

    Ты подсмеиваешься над ним.

2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

    Ты просишь, чтобы он объяснил это.

    Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

    Ты стремишься лучше узнать его.

    Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет…

    Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

    Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. На твоих глазах на кого – то нападают…

    Ты пытаешься защитить его.

    Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6. К тебе подходит ребенок – инвалид…

    Ты естественным образом разговариваешь с ним.

    Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Интерпретация результатов:

Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым! (Слайд 27).

Стих.

Терпеть и верить:
Все на свете
Прекрасны –
Взрослые и дети,
Коты собаки и
Медведи,
И сослуживцы и соседи.
Терпимость -
Наш взаимный шанс,
Ведь кто-то также терпит нас.

Пит Хейн (Слайд 28)

Рефлексия «Дерево толерантности» .

Творческая работа.

Учитель: -Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).

Итог «В добрый путь!».

Учитель: - ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!».

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

      Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

      Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

      Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

      Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

И всё это вам поможет жить в мире. (Слайд 29).

(Слайд 30)

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным мир!

(Слайд 31)


Воспитательный час для учащихся 5-6 классов на тему: «Толерантность»


Описание: Данный материал будет полезным для учителей 5 - 6 классов, а также учителям начальных классов, для проведения внеклассных мероприятий. В данная работа будет интересна детям, ведь в ней используются различные виды деятельности учащихся: игра, работа в парах, беседа, тестирование, творческая работа.
Цель: помочь ученикам выяснить сущность понятия «толерантность».
Задачи:
1.Образовательные: научить устанавливать отношения на доброжелательной, толерантной основе и показать, что важным в отношениях между людьми является умение общаться.
2.Развивающие : развивать чувства коллективизма, солидарности, умение слушать.
3.Воспитательные: убедить учащихся в необходимости быть терпимыми к окружающим.
Оборудование: плакаты с цитатами: «Перед великим умом я склоняю голову, перед большим сердцем я становлюсь на колени» (Гете), «Моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего соседа» (Эмерсон); раздаточный материал (текст «мы терпимы», распечатанные карточки с материалом для обсуждения, распечатанные листы, на которых нарисована цветок «Толерантность»).
Комментарий: в начале занятия учитель вывешивает на классной доске плакаты с цитатами.

Ход занятия

Игра «Прикоснись ко мне нежно»

Учитель завязывает глаза трем желающим ученикам и просит их, не разговаривая, дотронуться до лица, рук, волос трех других учеников. Нужно отгадать своего напарника или напарницу, назвать его (ее) имя, фамилия. (После такого вступления, когда ученики заинтересовались, учитель объявляет тему занятия.)
Слово учителя

Тема сегодняшнего нашего Занятия - «Толерантность».

Что означает это понятие? Всегда ли мы в жизни толерантны к другим людям? Какими качествами обладает толерантный человек и как их воспитать в себе? На эти и многие другие вопросы нам предстоит сегодня ответить.
Каждый человек неповторим. Мир потому и интересен, что мы все разные. В классе у вас, наверное, есть друг или подруга. Сядьте рядом и составьте таблицу «Я и мой друг (моя подруга)», или «Я и мой одноклассник (одноклассница)» (учитель рисует шапку таблицы на доске):
Чем мы похожи? Чем мы разные?
Работа в парах
Ученики составляют таблицу, после чего отвечают на следующие вопросы учителя:
Мешают ли вашему общению отличительные черты характера? Если да, то какие? Если нет, то почему?
Слово учителя
Иногда черты характера друга или подруги вас нервируют, иногда, наоборот, вам помогают принять определенное решение. И несмотря на различия в характерах, вы являетесь друзьями, вам интересно вместе. Том же терпимость нужно проявлять ко всем.
Толерантность - это признание уважения к другим людям, умение жить вместе с другими людьми.
Давайте проверим, терпимы мы, нужно ли нам воспитывать в себе это качество.

Тестирование «терпимы ли мы?»

Выбери утверждения, которые соответствуют твоему поведению.
1. Ты не соглашаешься с товарищем...
а) Ты все-таки слушаешь его.
б) Ты не даешь ему говорить.
2. В классе ты уже ответил...

А) Ты даешь возможность ответить другим.
б) Тебе хочется отвечать еще.
3. Товарищ предал тебя...
а) Ты пытаешься с ним найти общий язык.
б) Ты отомстишь ему.
Если во всех трех случаях ты выбрал утверждение «а», ты - терпимый человек.
Слово учителя
Лучших человеческих качеств учат нас герои любимых сказок. Вспомните сказку Андерсена «Гадкий утенок».
Вопрос к ученикам
Все ли герои сказки относились друг к другу как братья?
Кто из обитателей птичьего двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?
Смогли бы дети твоего класса сделать так, как сделали жители птичьего двора?
Слово учителя
Люди с физическими недостатками имеют право, чтобы с ними обращались так же, как с другими. Послушайте одну историю.
"Далеко-далеко в космическом пространстве есть планета, такая же, как Земля. Люди, которые живут на этой планете, являются такими же, как и мы, за исключением того, что у них только один глаз. Но оно особенное. Им они могут видеть в темноте, смотреть в беспредельную даль и видеть сквозь стены. Женщины на этой планете такие же, как и на Земле. И как-то у одной женщины родилось странное дитя: оно имело два глаза. Его родители были очень расстроены.
Однако мальчик рос счастливым. Родители любили его, любовались им. Но их беспокоило, что он был таким необычным. Они показывали его многим врачам, но те только качали головами и говорили: «Ничего нельзя сделать».
Когда мальчик подрос, он имел все больше проблем. Поскольку он не мог видеть в темноте, то вынужден был носить с собой какой-то источник света. Когда он пошел в школу, то не мог читать так хорошо, как другие дети. Учителя должны были оказывать ему специальную помощь. Мальчик не видел на большом расстоянии, поэтому нуждался специального, чтобы видеть другие планеты. Порой он, возвращаясь со школы, чувствовал себя очень одиноким. «Другие дети видят предметы, которые я не могу видеть,- думал он.- Я должен научиться видеть то, чего не видят они».
И в один прекрасный день он заметил, что действительно может видеть то, чего не могут другие. В отличие от них, он видел весь мир в цвете. Сразу после этого открытия он вывел родителей на улицу и рассказал о том, что видел. Его друзья тоже были удивлены. Он рассказывал им чудесные истории, употребляя слова, которые они никогда до этого не слышали, например: красный, желтый, оранжевый... Говорил о зеленых деревьях и пурпурных цветов. Каждый хотел знать, какими он видит вещи. Мальчик рассказывал странные истории. Детям нравились рассказы о странных драконов, особенно когда он описывал их блестящую кожу, глаза, горячее дыхание.
Однажды он встретил девушку. Они полюбили друг друга. Она не имела ничего против того, что он не похож на других. И тогда он почувствовал, что ему это тоже безразлично. Парень стал очень известным. Люди со всей планеты приходили, чтобы послушать его. У молодых супругов родился сын. Ребенок был такой же, как и все на планете, и имел только один глаз.
Вопрос к ученикам».
Как вы думаете, как чувствовал себя человек, имея два глаза, в то время как другие имели одно?
Какие трудности возникали у парня с двумя глазами? Почему?
Которой особой заботы, по вашему мнению, нуждаются дети с физическими недостатками?
А что если бы ребенок с физическими недостатками был в вашем классе, как бы вы к нему относились?
Беседа
Учитель раздает ученикам распечатанные карточки, на которых записан материал для обсуждения, и предлагает внимательно его прочесть, затем формулирует тему обсуждения в виде вопроса: «Что вас больше всего поразило?».
Материал для обсуждения
Ольга Скороходова (1911 - 1982). Родилась в Херсонской области. Сирота. В 5 лет заболела менингитом, потеряла зрение, потом слух. Харьковский профессор Соколянский забрал ее из интерната для слепых. Он воспроизвел ее язык; она смогла закончить среднюю школу в Харькове, впоследствии получила высшее образование. В 1961 году стала кандидатом педагогических наук. Написала три книги: «Как я воспринимаю окружающий мир», «Как я представляю окружающий мир», «Как я понимаю окружающий мир».
Упражнение «Микрофон».
В цивилизованном обществе люди должны быть терпимыми. Согласны ли вы с мнением, что каждый из вас имеет право на уважение и терпимость со стороны окружающих?
Творческая работа «Формула терпимости».
На доске учитель рисует весы, над одной шалькою записывает тезис «Я имею право на уважение и терпимость со стороны окружающих» и просит учащихся записать над другой шалькою такой тезис, чтобы было равновесие.
(Над другой шалькою надо записать тезис «Окружающие имеют право на уважение и терпимость с моей стороны».)
Слово учителя
Мы все разные. Но нужно быть терпимыми (толерантными) друг к другу.
Но толерантность означает терпимость ко всему? Разве можно терпеть, если кто-то затевает драку, оскорбляет других?
Именно здесь и существует предел. Мы имеем много прав, но не имеем права нарушать права других. Американский философ Ф. Эмерсон сказал: «Моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего соседа». (Учитель обращает внимание учащихся на плакат с этим высказыванием, что висит на доске.)

Творческая работа «Цветок "Толерантность"»

Учитель раздает распечатанные листы, на которых нарисован цветок, и просит учеников написать на его лепестках синонимы к слову «толерантность». (Мудрость, отзывчивость, ответственность, взаимопонимание, терпимость, человечность, объективность, уважение, доброжелательность.)
Слово учителя
Сегодня мы с вами задумались, что такое толерантность, как нам сделать нашу жизнь лучше. И мы поняли, что свобода каждого из нас основывается на солидарности всех.
Мы живем среди людей и должны дружелюбно относиться друг к другу. Надо научиться считаться с мнениями и поступками других, уметь понять человека и простить ее, быть дружелюбными, не делать другим такого, чего бы ты не хотел для себя. А для этого необходимо искоренить из своих сердец высокомерие, безразличие, предвзятость. И тогда вас - искренних, добрых, сердечных - будут все любить и уважать, и мир станет лучше!

Творческая работа «Как научиться толерантности»

Учитель предлагает учащимся принять правила «Как научиться толерантности».
Образец:
1. Не забывать, что все люди разные, но все они равны.
2. Не спешить гневаться на людей или осуждать их: надо постараться понять человека, разобраться в конкретном случае.
3. Уважать чувства людей, не оскорблять их. Взаимодействовать с другими людьми, не подгоняя их к своим представлениям.