Какая патина на монетах больше ценится. Патинирование монет. Патинирование медных монет марганцовкой и медным купоросом

Если в составе сплава, из которого отчеканены монеты, входит медь или любые ее соединения, то рано или поздно на поверхности металла появится пленка — патина. Она имеет самые разные цвета и оттенки, а ее появление обосновано процессом окисления меди. Ее еще называют благородной ржавчиной, а все потому, что монета в такой оболочке не подвержена коррозии, имеет привлекательный вешний вид. Патина ценится коллекционерами, так как придает собранию неуловимое ощущение старины.

Если монету требуется почистить, но в результате она потеряет патину, не стоит расстраиваться. На помощь нумизматам придет искусственное патинирование , которое можно провести даже в домашних условиях. Теперь нет необходимости ждать долгие месяцы, чтобы патина появилась естественным путем.

Патинирование металлических денежных знаков, содержащих медь

Патинирование медьсодержащих монет возможно тремя способами.

  1. В первом варианте требуется 20 грамм медного купороса и 5 грамм марганца. Их растворяют в литре воды, а затем нагревают до 90 градусов. Требуется внимательно следить за температурой, не допуская кипения, так как в противном случае результат не гарантирован. В горячий раствор опускают подготовленные монеты, переворачивая их время от времени, чтобы патина наслаивалась равномерно. Нельзя точно сказать, сколько времени вам понадобится для полного патинирования, так как вариантов нужного цвета множество. Кому-то требуется получить монету темно-коричневого цвета, а кому-то достаточно красноватого оттенка.
  2. Для второго варианта придется заглянуть в аптеку, чтобы купить там серную мазь. Обильно смажьте монету этой мазью и отложите на 3-5 минут. Патина при этом способе образуется очень быстро, почти мгновенно. Чтобы металл не почернел, процедуру лучше проводить недалеко от крана с водой. Как только вы видите, что монета коричневеет, тщательно смойте мазь. Не успели вовремя? Расстраиваться не стоит. Берите вазелин или растительное масло, смачивайте в нем мягкую тряпочку и полируйте монету до требуемого вам оттенка.
  3. Третий вариант патинирования возможен при наличии гипосульфита натрия, который можно приобрести под видом фиксатора для проявки фотографий с пленки. Слегка подогрейте 10% раствор и опустите туда чистую и предварительно обезжиренную монету на 10-20 секунд. Полученный коричневый оттенок будет не только радовать ваш глаз профессионального нумизмата, но и надежно убережет металл от коррозии. Этот способ можно применять и для патинирования бронзовых изделий.

Патинирование монет с содержанием серебра

  1. Нанести новую патину на металл с содержанием серебра довольно просто. Для этого вам понадобится аммиак или обычный нашатырный спирт. Отправляйте монету в морозильную камеру минут на двадцать или полчаса. После положенного времени аккуратно берите деньгу за гурт тонким пинцетом и поднесите к открытому флакону нашатыря. На ваших глазах произойдет буквально чудо: монета будет становиться сероватой из-за появляющейся патины. Остановите работу над экземпляром, как только он примет требуемый оттенок.
  2. Еще более простой способ заключается в использовании… вареного куриного яйца. После того как оно сварится вкрутую, яйцо разрезают и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Под воздействием сероводорода серебро меняет цвет, покрываясь патиной. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие, без пятен от пинцета.

Патинирование монет с содержанием бронзы

Как уже было сказано выше, для нанесения новой патины на металл с содержанием бронзы, используют способ на основе гипосульфита натрия. Кроме того, с некоторой долей спеха применяют нашатырный спирт и серную мазь. Нумизматы советуют поэкспериментировать и с обычным хозяйственным мылом, в кашицу из которого помещают монету на 2 недели.

Однако бронзовые монеты лучше всего покрываются благородной ржавчиной естественным путем, под воздействием солнца, ветра, дождя. Всего через полтора-два года они будут иметь ровный и красивый коричневый оттенок.

Итак, патину можно создать искусственно, причем, в некоторых случаях это сделать довольно просто. Однако хочется предостеречь начинающих коллекционеров: в профессиональных кругах любое вмешательство во внешний вид монеты всегда приравнивается к недостатку и существенно влияет на коллекционную ценность экземпляра. Желательно не доводить ваше собрание до состояние, когда бы ему потребовалось патинирование извне.

Помните, что специалист всегда легко, на глаз оценит то, настоящая ли патина защищает металл или оболочка была создана искусственно. Так, оригинальная «благородная ржавчина» обволакивает монеты довольно толстым слоем, надежно покрывая сколы и царапины. А новодел можно процарапать любым острым предметом.

Зачастую после чистки монета выглядит совсем плохо, я бы даже сказал не реально плохо. В основном это из за того, что так называемая патина была уничтожена и монета осталась в «неглиже». Продать такую монету весьма проблематично. Надо ее немного подготовить к продаже (как автомобиль) т.е. наложить патину.

Патинировать медные монеты, в принципе, не очень сложно. Основная трудность в том, чтобы приобретенный цвет как можно больше походил на натуральный. Способов патинирования медных монет много, у каждого есть свои плюсы и минусы. Я использую только три способа. Расскажу немного о них.

Патинирование медных монет с помощью марганца и медного купороса . Многие нумизматы считают этот способ наиболее «идеальным», так как цвет у монеты можно сделать от красного до темно коричневого, причем эта наведенная патина будет весьма похожа на натуральную. Патинирование происходит следующим образом – в нагретую до 90 градусов воду (0,5 литра), добавляете 3-4 грамма марганца и около 10 грамм медного купороса. Перемешиваете все и помещаете в этот раствор монеты. По мере остывания раствор немного подогреваете. Каждые 5 минут монеты переворачиваете и проверяете их цвет. Добиваетесь того, чтобы цвет стал ярко коричневым. Большой плюс этого патинирования в том, что цвет получается красивым и относительно устойчивым к смыванию.

Патинирование медных монет с помощью серной мази . «Настоящие» нумизматы презирают этот способ, который достаточно прост. Берете монету и намазываете ее слегка пальцами серной мазью. Все это делать нужно в едва теплой воде. Вода нужна для того, чтобы процесс окрашивания происходил медленнее. На выходе цвет у монеты будет от темно-коричневого до матового черного. Плюс в том, что самую убиенную монету можно немного оживить, а минус в том, что цвет ненатуральный и патина очень легко смывается. Для того, чтобы патину сделать естественной, после патинирования серной мазью, монету нужно натереть мягкой тряпочкой, смоченной в масле. Иногда можно добиться весьма недурственного цвета.

Очень мне нравится патинировать медные монеты естественным путем, т.е. солнцем и воздухом. Проводил такой эксперимент – очищенные до самой «наготы» монеты положил на крышу дома. Каждые две недели монеты переворачивал. Монеты четыре месяца жглись солнцем и омывались дождем. Итог был нормальным – цвет от ярко красного стал тускло коричневым. Если бы монеты пролежали на открытом воздухе хотя бы 7-8 месяцев, то они бы стали идеальными. Очень рекомендую этот способ для тех, кто не торопится. Результат будет восхитительным.

Патинирование монет (искусственное старение) используется для придания монете внешнего вида соответствующего возрасту монеты. Патинирование может потребоваться после чистки монеты, когда родная патина повреждена или полностью уничтожена, а так же для придания монете более эстетического вида.

В зависимости от материала монеты, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Ниже приведены наиболее распространенные.

Патинирование медных монет серной мазью

Для демонстрации различных методов нанесения патины, будут использованы современные монеты - 1 цент США. Данная монета отчеканена из меди, как и многие старинные монеты. А главное на нескольких совершенно одинаковых монетах можно испробовать различные методы патинирования и сравнить результат.

Серная мазь наносится на монету и буквально в течении нескольких секунд она темнеет. После обработки серной мазью ее остатки надо смыть мыльной водой. У получившейся от серной мази патины достаточно насыщенный черный цвет. Полученная патина достаточно не прочная и если монету потереть войлоком она стирается, этим стоит пользоваться для придания более рельефного и контрастного внешнего вида монете.

Патинирование медных монет парами нашатырного спирта

Для того, чтобы нанести на монету патину при помощи нашатырного спирта надо монету поместить 10-30 минут в закрытую емкость с парами нашатыря, но не допустить контакта монеты с жидкостью. С технической точки зрения все просто, но когда дело доходит до реализации могут возникнуть некоторые трудности.

При подготовке материалов для этой статьи было безнадежно угроблено 2 монеты. Чтобы этого не случилось следует соблюдать простые рекомендации:

  • Так как нашатырный спирт обладает сильным запахом то патинирование следует производить в закрытой банке или контейнере.
  • Монету надо либо подвесить, закрепив за гурт либо положить на любой предмет внутри контейнера, но пложить не просто, а на ватный диск, это позволит монете покрываться патиной равномерно с двух сторон.
  • На дно контейнера надо налить немного нашатырного спирта (5-10 грамм), лучше всего это сделать в самом конце после остальных приготовлений и сразу закрыть крышку.
  • Ни в коем случае не нужно подогревать закрытый контейнер, это приведет к образованию конденсата на монете и сильно неравномерной патины.

Пары нашатырного спирта буквально за несколько минут покрывают монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Монета перестает блестеть и выглядит очень привлекательно. Если же монету оставить на несколько часов, то патина не становится более насыщенной, а начинают появляться очаги коррозии.

Патинирование медных монет марганцовкой и медным купоросом

Патинирование монет в растворе медного купороса и марганцовки дает быстрый результат и патину приятного коричневого цвета. Монету или другой предмет надо погрузить на 1-2 минуты в кипящий раствор.

Для приготовления раствора лучше всего воспользоваться дистилированной водой, на один стакан воды (200 мл) надо добавить 1 грамм марганцовки и 1 грамм медного купороса, тщательно перемешать раствор и поставить на плиту в пасуде которую не жалко - после патинирования монет отмыть емкость скорее всего не получится.

Чем дольше время нахождения монеты в растворе тем более темную патину можно получить - при 10 минутах патина становится практически черной. Копейка 1855 года из примера провела в кипящем растворе где-то 1 минуту. Так же приведено изображение монеты до чистки ее трилоном-Б .

Патинирование серебряных монет серной мазью

Серебряные монеты не настолько сильно нуждаются в патине как медные, но часто после чистки серебряные монеты сверкают белизной и для придания более старого внешнего вида требуют нанесения патины.

Для нанесения патины на серебряную монету серной мазью осуществляются практически те же операции что и на медную монету, но есть и отличая. Сначала монету стоит почистить в нашатырном спирте или в лимонной кислоте, чтобы поверхность была чистой и не было неравномерных участков. Далее на монету наносится серная мазь, наносится равномерным толстым слоем. Так как серебро значительно менее химически активно нежели медь то патина образуется значительно медленнее. Для ускорения нанесения патины монету надо нагреть, в домашних условиях для этого лучше всего подходит положить монету на ватный диск или мягкую хлопчатобумажную ткань и нагреть феном. За 1-2 минуты серебряная монета полностью темнеет. После монету надо помыть с мылом чтобы удалить остатки мази.

После нанесения патины монета была натерта войлоком для того чтобы на выступающих частях монеты патина немного стерлась и более четко просматривался рельеф. Для этой монеты такая операция придает более выигрышный внешний вид, а вот для сильно затертых монет позволяет поднять рельеф и иногда различить детали не заметные до этого.

Патинирование серебреных монет яйцом

Это самый простой способ патинирования, не нужно вообще никаких реагентов, кроме того, процесс не быстрый и всегда есть возможность остановиться на нужной степени патины.

Для патинирования яйцом потребуется сварить вкрутую одно куриное яйцо , когда яйцо остынет до температуры чуть выше комнатной его надо почистить и положить в контейнер (обыкновенный пластиковый с крышкой), далее в контейнер положить серебряную монету или несколько и закрыть крышкой. Горячее яйцо лучше не использовать так как и чистить не удобно и от горячего идет пар и на монете может образоваться конденсат который приведет к неравномерности патины. Стоит обратить внимание, что предварительно монету желательно почистить нашатырем или лимонной кислотой, чтобы поверхность была совсем чистой и патина ложилась ровно.

Эти 5 марок были запатинированы яйцом в течении пяти часов в закрытом контейнере, во время патинирования монета несколько раз переворачивалась. У монеты патинированной яйцом получается весьма специфичная патина, так называемая радужная, она очень прочная и переливается разными цветами в зависимости от угла обзора.

Патинирование бронзовых / латунных монет электролизом

В большинстве случаев бронзовые или латунные монеты не нуждаются в дополнительной патине, это связано с тем, что они естесственным образом быстро покрываются прочной защитной пленкой окислов и в таком виде прекрастно сохраняются.

Но иногда в процессе чистки или при долгом хранении в земле или ненадлежащих условиях монеты покрываются неравномерными пятнами с патиной разного цвета. Другими словами, когда латунная монета при хорошем рельефе смотрится не красиво, ее можно попробовать покрыть патиной при помощи электролиза.

Эти пять копеек - копаная монета, в земле за десятилетия на ней образовались неравномерные по цвету окислы. Для придания ей равномерной патины был использован электролиз. В качестве электролита был использован раствор соды, источник тока - зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 2 А), монета была прикреплена к "-", к "+" был прикреплена жертвенная монета (примерно такой же пятак, важно чтобы металл был тем же, что и у обрабатываемой монеты). Время нанесения патины - 2 минуты. После электролиза монета была растерта в кашице из соды.

Что такое патина?

Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .

Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.

Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.

На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .

Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».

В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .

В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.

Слово «патина» пришло из итальянского языка и означает плёнку на любой поверхности, образовавшуюся под воздействием окружающей среды. Таким образом, патина может быть и на металлических, и на предметах из любого другого материала (даже камня). Обычно она позволяет судить о подлинности старинного предмета, антиквариата. В данной статье рассматривается патина на монетах, которая бывает нескольких типов.

Монета с кабинетной патиной

Даже хранящаяся правильным образом монета никогда не защищена полностью от окисления металла. Но если отсутствует (или максимально ограничено) воздействие воздуха, а материал хранилища не обладает агрессивными свойствами, то слой окислов будет ложиться аккуратно и медленно. Такую патину называют «благородной» или «кабинетной» . Второе понятие используется среди российских коллекционеров и пришло из прошлых веков, когда коллекции хранились в мюнцкабинетах – специальных деревянных шкафчиках с выдвигающимися лотками. Дерево, бархат и лак воздействовали на металл, приводя к образованию красивого, но достаточно толстого налёта. В других странах иногда употребляется термин «кабинетный износ», означающий не бывшие в обращении монеты, но хранившиеся неправильным образом. Действительно, выбор отделки мюнцкабинета зависел не от желания обезопасить монеты, а от желания создать красивую оболочку коллекции.

Если монета пролежала в земле, или на воздухе, а возможно даже под водой или ещё в какой-либо неблагоприятной среде, то она тоже получает патину, однако такая патина скорее всего будет некрасивой. В данном случае применяют термин «окисление металла». Окислы могут настолько сильно воздействовать на металл, что приводят к образованию выемок, которые становятся видны после чистки. Пятна окислов лучше вовремя удалить, иначе монета может испортиться. В некоторых кладах находят даже монеты с полностью исчезнувшим металлом (кристаллизовавшиеся), то есть остаётся только патина в виде монеты.

Задачей коллекционера является обеспечение монетам такого способа хранения, при котором будет образовываться хорошая привлекательная патина, свидетельствующая о возрасте экспоната и защищающая его от дальнейшего воздействия окружающей среды. Отсутствие патины не украсит старинную монету, скорее даст усомниться в её подлинности, поэтому намеренно смывать патину категорически не рекомендуется. Не следует принимать за патину грязь, забившуюся в труднодоступные места. Настоящая патина обязательно покрывает ещё и часть поля монеты без рисунка, а не только углубления.

Виды натуральной патины


Благородная патина на монете из обращения

Тип и цвет патины зависит не только от условий хранения и металла, но даже от примесей, входящих в состав монеты. Например, даже незначительное содержание железа может привести к рыжеватому оттенку. Обычно именно окисление примесей приводит к образованию патины на драгоценных металлах. Например, золото вообще не подвержено заметному окислению, но его проба почти всегда не наивысшая, а значит в состав входит некоторый процент других металлов.

На золотых монетах могут образовываться точки или полосы от оранжевого до коричневого цвета, это результат окисления меди – основного компонента в сплавах высокой пробы (червонного золота). Наличие наплывов патины (а не полос или точек) свидетельствует о том, что она скорее всего искусственная.


Чёрная патина на серебре

Серебро вначале покрывается желтоватой патиной, затем малиновой, потом сине-зелёной, а в конечном счёте появляется чёрная или тёмно-серая патина. Всё это результат взаимодействия с серой в самых разных её проявлениях.

Больше всего вариантов патины на медных монетах. Оксид меди образует коричневый или чёрный цвет, сульфаты и сульфиды дают зелёный цвет. Зеленоватые рыхлые наплывы («бронзовая болезнь») – это результат появления хлорида меди, который очень быстро приводит к повреждению металла. При удалении таких пятен образуются выемки. Самой красивой патиной на меди является «малахитовая», образующаяся под действием углекислоты от контакта с воздухом. На поверхности монеты образуется тончайший слой из кристаллов малахита, имеющий сине-зелёный цвет.


Окислы, вызвавшие повреждение монеты

Современные монеты из медно-никелевых сплавов или нержавеющей стали слабо подвержены образованию налёта, цвет может варьироваться от серого до золотистого. Алюминий со временем тускнеет и покрывается сероватым налётом. Латунные монеты при контакте с воздухом темнеют уже через несколько месяцев, при правильном хранении этот процесс значительно замедляется. Некоторые экземпляры могут потерять цвет и стать почти белыми, а другие становятся коричневыми. Красноватый цвет латуни говорит о имевшем место воздействии химикатов.

В последнее время в России всё больше производится стальных монет с покрытием из цветного металла. В случае наличия малейшего, даже незаметного отверстия возникает контакт стали с воздухом или влажной средой, она ржавеет, а покрытие вспучивается. Такие монеты вряд ли когда-то похвастаются «благородной» патиной.

Виды патины на старинных монетах:

Пулевая патина. Красивый тонкий налёт в результате бережного хранения, изменяющийся от почти незаметного в центре к довольно тёмному по окружности. Часто отдельные участки имеют более тёмный цвет. Такой тип патины очень украшает монету и придаёт ей ценность.

Радужная патина. Представляет собой налёт, имеющий слегка отличающиеся цвета в разных частях монеты. В целом цвета должны быть схожими, и переходить плавно, без резких перепадов. Обычно это связано с неоднородным перемешиванием металлов сплава, особенно на старинных монетах. Технологии производства двухсотлетней давности далеко не всегда позволяли добиваться однородности металла, это помогает отличить оригиналы от подделок.

Переливчатая патина. Ровный налёт, который меняет цвет при изменении угла осмотра.


Монета с кладовой патиной

Образуется естественным путём при нахождении монеты длительное время под землёй в закрытой ёмкости. На медных монетах появляется очень толстый коричневый налёт, после удаления которого могут образоваться выемки. На серебряных монетах, как правило, появляется «роговое серебро» - выпуклые пятна из-за контакта с хлоридами, содержащимися в почве.

Песчаная патина. Образуется на медных монетах, долгое время пролежавших в песке. Имеет ровный желтовато-бежевый цвет.

Искусственная патина


Копия редкой монеты

Ценность патины для старинных монет приводит к её искусственному наведению. Такое может понадобиться в случае чистки, если монета приобрела неестественный для своего возраста блеск или цвет. Кроме этого, с помощью искусственной патины могут скрывать дефекты (царапины, выбоины, вмятины, «цветение металла»). Состаривание могут применять и при изготовлении копий редких монет, они почти во всех случаях легко распознаются по мелким деталям, даже при наличии красивого искусственного налёта.

Подкрашивание. Самый непрофессиональный способ, применяется при изготовлении дешёвых копий монет. Отличить можно по блеску (настоящая патина не блестит) или по заметному толстому слою тёмного вещества. Такая патина резко прерывается, а не плавно исчезает к центру. Новичка даже такой способ состаривания может запутать, но для нумизмата со стажем достаточно одного взгляда, чтобы узнать подделку.

Обжиг. Тоже недальновидный способ, поскольку слой гари отличить от патины сможет даже не совсем опытный коллекционер. Применяют паяльную лампу, нагрев на открытом огне газовой плиты, помещение в костёр и т.д.

Химические способы. Сводятся к созданию условий, при которых процесс старения ускоряется во много раз. Способов придумано множество, приведём только некоторые из них:
- на литр дистиллированной воды положить 80 г медного купороса и 5 г марганцевокислого калия, затем жидкость сильно нагреть (но не до кипения) и поместить монету на несколько минут;
- натереть монету серной мазью и смыть мыльным раствором с водой;
- погружение в серную кислоту, или другой раствор серы. Сера сильно воздействует на металл, вызывая быстрое окисление. Применяют даже серу, счищенную со спичек.

Народные методы. Здесь фантазия безгранична, но без выработки опыта скорее всего вместо состаривания получится просто испорченная монета. Монеты держат длительное время в неблагоприятной среде (тепло, влага, испарения, агрессивные жидкости), запекают внутри картофелины и т.д.

Определение искусственной патины:
- резкие перепады цвета, слишком сильное потемнение к краям или в труднодоступных местах;
- блеск патины (настоящая патина матовая и никогда не блестит);
- появление несвойственных металлу цветов (например красноватый цвет латуни) говорит о химическом воздействии;
- под ровным слоем патины обнаруживается царапина или выбоина;
- наличие патины только на высших точках рельефа.

Искусственная патина никогда не повышает ценность монеты, а в большинстве случаев только понижает её. У настоящей патины есть уникальный оттенок старины, который никогда не удастся повторить абсолютно точно. Исключение – способы ускорения естественных окислов, но для этого всё равно требуются годы.

Статью исправил и дополнил Admin, фотографии предоставлены пользователями сайта: Андрей_П, Монета100, 3715.