Еще раз о «профильном» или «углубленном» уровне образования. Профильное обучение в современных школах Углубленное изучение в основной школе

Образовательная организация планирует получить статус "гимназия". Какие действия необходимо предпринять?
Какой существует порядок организации углубленного изучения предметов?

Ответ

Отвечает Анна Ивлева, юрист-эксперт

Обоснование

При организации углубленного изучения предметов необходимо внести изменения в учебный план и по тем предметам, по которым предполагается углубленное обучение.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену ( . СанПиН 2.4.2.2821-10).

Процедуру выбора предметов для углубленного изучения или профиля обучения, которые будет реализовывать образовательная организация, особенности формирования и процентное соотношение классов с углубленным изучением предмета (профильного обучения) и обычных классов не являются обязательными для включения в Устав. Однако по желанию ОО, и по согласию Учредителя, эти положения могут быть включены в Устав.

В некоторых случаях, в ОО с углубленным изучением предметов обучающиеся принимаются на основании индивидуального отбора.

<…>Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ. Таким образом, если регион примет соответствующее решение, можно организовать индивидуальный отбор в образовательные организации на законных основаниях (если речь идет об организации углубленного изучения предметов или программ профильного обучения). <…>

<…> Для осуществления профильного обучения и предпрофильной подготовки администрация образовательной организации разрабатывает локальный нормативный документ - , которое регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднего общего образования при дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Внимание: профильное обучение - это организация образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации

Также необходимо подготовить ряд других документов:

1. Программы профильных предметов, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства образования России от 05.03. 2004 , профилю предметов.

Внимание: направленность (профиль) образования - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы образовательной организации.

2. Программы базовых предметов (сложность разработки программ базовых программ не только в том, чтобы сократить объем предметного материала, но и в том, чтобы учесть специфику обучающихся. Если базовый предмет преподается для гомогенного профильного класса (группы), то следует учитывать особенность профиля. При определении содержания базового предмета в универсальном классе или в модели организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов следует четко сформулировать образовательные цели и задачи курса, так как они могут варьироваться в широком интервале).

3. Программы элективных курсов.

4. Программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

5. Программы курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (задачи профильной и предпрофильной ориентации обучающихся возможно и желательно решать при преподавании основных предметов. Это не требует значительной коррекции программы. Достаточно лишь выделить в программе темы, при изучении которых можно познакомить обучающихся с профессиями, связанными с этим предметом, с возможными траекториями продолжения образования в данной предметной области).

Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебники, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ), в т. ч. методический пакет КИМ, используемых для проведения в образовательной организации и т. д.

Также администрация образовательной организации на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая устанавливает право обучающегося и его родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, может использовать анкеты по формированию учебного плана:

  • .<…>

<…> Если образовательная организация (далее - ОО) не перешла на ФГОС, то учебный план разрабатывается на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. (далее - Приказ № 1312), а также региональных учебных планов. В соответствии с приказом № 1312, организация углубленного изучения предметов обеспечивается посредством реализации профильного обучения в 10-11-х классах.<…>

<…>Если ОО реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, то согласно ч. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (далее - ООП), утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных ООП.

Как известно,в этом учебном году в школах введено профильное обучение. В связи с этим у работников образования возникает очень вопросов, ответить на которые мы попросили директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Б. А. Альмухамбетова.

Вопросы задают редактор журнала «Коллеги»Людмила Мананникова, учителя школы-гимназии им. Абая с. Узынагаш Алматинской области: З. М. Абеуова, Г. М. Суртаева, К. Б. Омарова,Э. Т. Вильданова ичитатели журнала.

- Каким образомбудет осуществляться профильная дифференциация в школах?

Она может осуществляться двумя путями. В первом случаебудут вноситься коррективыв учебные планы для отдельных классов в обычных в массовых общеобразовательных школах. Во втором -изменятсяструктуры уже существующих школ, будут создаваться новые модели учебных заведений.

- А зачем вообщезаварили весь этот сыр-бор с профильным обучением? Ведь у нас уже существуют гимназии,лицеи, классы с углубленным изучением предметов?

На сегодняшний день у данных учебных заведений много проблем. Отсутствует нормативно-правовая база перехода на профильное обучение. Нет критериев оценки знаний (особенно в связи с введением ЕНТ). Слабое учебно-методическоеобеспечение. Недостатокучителей, подготовленных для преподавания профильных предметов и многое другое.

- А не зачахнут ли профессиональные школы и колледжипри внедрении новой системы образования?

Ни в коем случае! Напротив, здесь предполагается более тесноевзаимодействие школы (особенно ее старшей ступени) с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Планируется отработка вариантов взаимодействия образовательных учреждений: «школа-школа, школа-УПК, школа- ПУ, школа-ПЛ, школа-колледж, школа-техникум, школа-вуз».

- Насколько выгодно профильное обучение самим учащимся? Раньше «средний» ученик получал среднее образование и после окончания школы шел, куда ему нравилось: в профессиональную школу, в вуз… А сейчас ребенок сидит в гуманитарном классе (так уж получилось),и учителя забивают ему голову ямбами и хореями, который ему вовсе не нужны.

Думаю, что ситуация, когда ребенок сидит в гуманитарном классе, потому что «так получилось» - издержки переходного периода. На самом деле, профильное обучение работаетв первую очередь на ученика. Сегодня у учащегося наоборот появляется выбор. Он выбирает, куда ему идти -в «физики» или в «лирики», причем даннаясистема обучения удачно сочетает интересы иличности, и общества. Выйдя из школы, ученик уже не будетметаться по жизни, как слепой котенок, он твердо будет знать, чем ему заниматься, будет менее болезненно адаптироваться к взрослой жизни.

- С какого возраста ребенок должен определить, кем ему быть?

Сделать это надо как можно раньше – на I , ІІ ступенях обучения. Практическина всех ступенях основной школы должна осуществляться предпрофильная подготовка учащихся. Ее главная задача – формировать у школьников ценностное отношение к труду, выявлятьих интересы, склонности и способности, формировать практический опыт, готовить ребятк выбору профиля обучения в старшей школе.

-А как школы определят свой профиль?

Не с бухты-барахты. Здесь желательно провеститестирование с учетом психолого-педагогической диагностики, выслушать пожелания родителей детей, изучить потребности рынка труда.

- А что делать учащимся, которыеодинаково успевают по всем предметам и пока не хотят специализироватьсяв чем-то конкретном?

Для нихбудут сохранены универсальные школы - школы для детей со средними способностями, уровень знаний которых одинаково равный. Тех, чтоне хотят делать выбор, но желают поддерживать свои знания на довольно высоком равномерном уровне.

- А не произойдет ли у нас распределение детей в профильные классы начальственно-принудительным методом?И кто будет нести за нарушение правил ответственность?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. При этом безусловным остается выполнение закона о бесплатности и доступности среднего общего образования.

Для того чтобы попасть в выбранный профильный класс, школьнику необходимо будет пройти конкурс. Во время конкурса станут учитываться результаты итоговой аттестации и портфолио ученика: индивидуальные учебные достижения, дипломы олимпиад, конкурсов, сертификаты и т.д.

Ответственность за реализацию этого права граждан несут учредители образовательных учреждений - местные органы и департаменты образования. Ониготовят для свободного выбора учащихся «образовательную карту района». Она должна соответствовать интересам школы, а также готовитьвыпускников не для «биржи», а для «рынка труда».

- Новые программы и учебники и по русскому языку, и по физике-математике – довольно сложные. Они явились сюрпризом и для учеников, и для учителей. Даже больше скажем: впервые многие учителя взяли программы в руки перед 1 сентября. А ведь нужно было заранее собрать учителей, отправить их на соответствующие курсы. На августовских конференциях учителяммало оказывалось методической помощи. Как быть учителю, который не готов к профильному обучению, сталкивается с ним первый раз в жизни?Что должен знать и уметь учитель, чтобы смело работать в классах с профильным обучением? Кто имеет право работать по этой программе?

- Конечно же, профильное обучение может состояться только при наличии высококвалифицированных кадров. Прежде всего, учитель должен пройти курсы по переподготовке кадров иполучить соответствующий сертификат. Обучение это должно проводиться на плановой основе.

Обучившись,преподаватели должны четко для себя представлять:

Ø изменение содержания образования в профильных классах;

Ø изменение технологии обучения;

Ø нормативно-правовое обеспечение профильного обучения;

Ø критерии оценки профильной подготовки, методику психолого-педагогической диагностики;

Ø итоговую аттестацию в системе профильного обучения – ЕНТ;

Ø полное учебно-методическое обеспечение и работу со средствами обучения (например, аудиовизуальными), а также со специализированными техническими средствами.

Особая роль в обучении учителей принадлежит педагогическим вузам,колледжам и системе повышения квалификации педагогических кадров . Кроме того, учитель должен помимокомплекта программ и учебников иметь книги для учащихся и учителей, специальный комплект средств обучения, в который входят аудиовизуальные и информационные средства.

- В структуреосновной и старшей ступени школы заложены два компонента содержания образования: базисный (инвариантный) и школьный (вариативный). Какая между ними разница?

Инвариантная часть приобщаетучащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует у учащихся личностные качества. Вариативная часть - индивидуальный характер развития школьников. При нейучитываются их личностные особенности, интересы и склонности.

- Чем отличаются элективная и селективная системы дифференциации?

Элективная система предусматривает свободный набор учебных предметов для их изучения на базе ряда обязательных предметов (инвариантного ядра образования). Здесь гибкая модель состава класса, предметы по выбору, факультативные занятия и кружки по интересам и так далее. Элективная система осуществляетсяи по жесткой модели, которая строится не только согласно интересам и склонностям учащихся, но и учитывает проектируемую профессию (профильные классы, ПТШ, ПТЛ, колледжи).

Селективная система дифференциации предусматривает разделение учащихся на старшей ступени обучения. П осле окончания единой общеобразовательной ступени они выбирают те или иных направления обучения . Здесь особенно учитывается проектируемая профессия (профильные классы для углубленного изучения того или иного предмета, ПТШ, ПТЛ, колледжи).

- Чем отличается углубленное профильное обучение от расширенного?

Углубленное профильное обучение – этоуглубленное изучение привычных школьных предметов и соответствующих им элективных курсов. Расширенное профильное обучение – изучение дисциплин (в т.ч. и элективных), полностью выходящих за пределы привычных школьных предметов. В свою очередь профильное обучение можно разделить на три типа.

Индивидуальный тип обеспечивает реализацию учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное или дополнительное образование. Здесь набор изучаемых профильных и элективных курсов может быть случайным, определяемым исключительно склонностями учащихся. При реализации этого типа профильного обучения не требуется разработка программ профильного обучения и сертификация учителей общеобразовательных учреждений. Индивидуальные учебные планы учащихся разрабатываются на школьном уровне и не требуют согласования на вышестоящем уровне.

Социализирующий тип направлен на улучшение коммуникационных и адаптивных возможностей учеников (изучение языка, культуры, морали, права и др.) или подготовку их непосредственно к трудовой деятельности (знания рынка труда, технология, экономика и предпринимательство, фермерство), профессиональную подготовку к работе в учреждениях сферы обслуживания или в сельском хозяйстве, либо специальную подготовку к получению начального или среднего профессионального образования. Программы социализирующих профилей разрабатываются на региональном уровне, на этом же уровне производится сертификация учителей и образовательных учреждений.

Педвузовский (академический) тип направлен на реализацию преемственности в звене «школа-вуз». Он ликвидирует разрыв между конечным уровнем подготовки учащихся по предметам в школе и требованиями к начальному уровню знаний для успешного обучения в вузах.

- А какие конкретно могут быть профили? Естественно-математический и гуманитарный или есть еще какие-нибудь?

Профилей много – на любой вкус. Естественно-математический (физика, химия, математика), биолого-экологический, историко-географический, гуманитарный (культурология, философия, социология, педагогика, психология), экономико-правовой, лингвострановедческий, информационно-технологический, инженерно-технологический, агротехнологический, медицинский и художественный.

Возможны и такие предвузовские профили:технологические (агротехнологический и информационно-технологический), естественно-научные (физика, химия, математика), биолого- экологические, лингвострановедческие, экономико-правовые, медицинские, педагогические, историко-политологические, культурологические, спортивные, военные.

- Кто разрабатывает п рограммы предвузовских профилей? Что в них входит?

Программыразрабатывают работники школьного образования вместе с учеными-педагогами,представителями вузов.

В них входятначальные требования к учащимся 9(10) классов для вхождения в профиль (предпрофильная подготовка); содержание профильного обучения в 10-11(11-12) классах и конечные результаты - для завершения профильного обучения и поступления в вуз.

Причем с ертификацию учителей и общеобразовательных учреждений, реализующих предвузовские профили, осуществляют уполномоченные вузы и региональные органы управления образованияпод контролем Министерства образования и науки.

- Так что, ученику, который отправится изучать естественно-математический цикл, Пушкин и Абай уже ни к чему, а «гуманитарщик» может забыть о теореме Пифагора?

Нет, каждый из учебных планов будетвключать в себя предметы двух блоков: общеобразовательные (непрофилирующие) и профилирующие предметы.Вообще я хочу предупредить, чтопри внесении изменений в структуру и содержание деятельности школ,необходимо проявлятьмаксимальную осторожность. В начальной и основной школе, например, следуетбольше внимания уделять общенаучной и общекультурной подготовке учащихся. Ведь при переходе к системе непрерывного образования возрастает роль общего образования. Учащийся должен развивать познавательные способности, самостоятельность, приобрести общие учебные умения и навыки – без этого все последующие этапы непрерывного образования малоэффективны.

А вот на старшей ступени можно использовать уже вариативные программы и учебники, новые учебные курсы. Очень важно при построении учебных планов профильного обучения ставить во главу угла актуальные проблемы школы: заботиться о сохранении здоровья учащихся, нормализоватьучебную нагрузку, повышать качество обучения.

- Говорят, в России при построении базисных учебных планов ориентируются на соблюдение «Гигиенических требований к условиям обучения школьников»?

Да, и согласно этим санитарно- гигиеническим нормам максимальные объемы учебной нагрузки по классам следующие: 1 класс - 4 часа, 2-6 классы - 5 часов, 7-11(12) классы - 6 часов. При этом 1-6 классы могут быть ориентированы на 5-дневную, а среднее и старшее звено 7-11 (12) классы - на 6-дневную учебную неделю.

В содержании профильного обучения базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент составляет 65% учебной нагрузки, профильный компонент (специальные курсы, изучаемые по выбору на углубленном уровне 25%), а элективный компонент - 10%.

Следовательно, на профильное обучение предполагается отводить 35% учебной нагрузки. При этом недельная нагрузка составляет 22 часа для базового компонента, 14 часов для профильного, в том числе и для элективных курсов. Консультации и индивидуальная работа со школьниками в рамках профиля могут проводиться за счет ученического компонента учебного плана - 2 часа в неделю.

- Новые учебники по русской литературе для 10-х классов с казахским языком обучениянам понравились. Раньше дети только поверхностно знакомились с большими русскими поэтами, сейчас они подробно изучают творчествоПушкина,Лермонтова, других классиков. Даются рассказы об их жизни, отрывки из прозаических произведений стихи. Чем отличаются учебники для профильного обучения от учебников, которые существовали до этого?

В содержании учебников для профильного обучения имеется обязательное ядро и вариативная часть. В вариативной части возможен модульный принцип изложения содержания образования. Каждый отдельный модуль включает содержание, соответствующее типу профиля. Хочу подчеркнуть, что в учебно-методическом обеспечении серьезное внимание должно уделяться разработке программ и учебников элективных курсов. Ив первую очередь, необходимо разработать (возможно, усовершенствовать) программы углубленного изучения предметов.

- В последнее время много говорится о том, что в наших школах головы детей забивают знаниями, но не учат их эти знания добывать. Будут ли здесь какие-то изменения?

Да, конечно. Надо учить детейне только усваивать знания и общие учебные умения, но и обучать их различным способам деятельности. Они должны иметь возможность развивать свои интеллектуальные способности, особенно при освоении более сложного (по сравнению с предусмотренным в образовательном стандарте) содержания.

Должны уметь пользоваться Интернетом, просматривать учебные видеофильмы, электронные тексты. Здесь очень важно проводить как можно большетворческих конкурсов, эвристических контрольных, выставлять рейтинговые оценки успешности профильного обучения, организовывать экскурсии на предприятия и специализированные выставки, устраивать практикумы на учебных и рабочих местах в предприятиях по профилю.

- Профильному обучению нужна соответствующая материально- техническая база:новые технические средства, приборы,установки. Где все это взять?

В данное время для школ очень больной вопрос. Здесь можно было бы порекомендовать использовать (как это сейчас практикуется в лицеях при вузах) материально-техническую базу других учебных заведений (колледжей, вузов, межшкольных УПК и так далее). Конечно, необходим и Интернет, как я сказал, а для работы с ним должны быть подготовлены как ученики, так и учителя.

Концепция

профильного обучения

Полковникова Т.В.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Лицей - это государственно-общественный тип среднего образовательного учреждения, реализующий принцип непрерывности образования между старшей школьной ступенью и высшим учебным заведением и являющийся научно-методическим центром по организации, поиска, разработки, внедрения нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации.

Лицей призван обеспечить высокий уровень фундаментальной и допрофессиональной подготовки молодежи, проявившей способности и склонности в выбранной сфере деятельности, с учетом общественной потребности в профессионально-компетентных специалистах в области математики, физики, информатики, гуманитарных, естественных наук и т.д. в зависимости от запроса обучающихся и их родителей каждого конкретного класса.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, отражающая данное направление, предусматривает реализацию следующих основных целей:

    обеспечит углубленно изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

    создать условия для существенной дифференциации содержанияобучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

    способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

    расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Формами организации профильного обучения могут быть:

Профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

Профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

Профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

Профильные группы, имеющие сборный состав учащихся;

Индивидуальное обучение учеников по специальной программе.

Отличие профильного обучения от углубленного.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.

Многочисленные исследования, посвященные становлению и развитию интересов детей и подростков, свидетельствуют, что в возрасте 14-17 лет у большинства учащихся хотя и определены интересы к той или иной деятельности или области знаний, но они имеют весьма общий и широкий характер. Наиболее часты случаи, когда ученик интересуется не одним каким-то учебным предметом, а группой близких предметов, не одной профессией, а рядом близких профессий. Это обязывает школу проявить определенную осторожность в подходе к решению проблемы дифференциации. Не следует стремиться к узкой дифференциации, которая может при определенных условиях перейти в узкую специализацию. Больше подходит широкая дифференциация по группе близких предметов.

Педагогический эксперимент, проведенный в школе № 710 Москвы, о котором есть упоминание в Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” (1966), показал, что для успешной работы классов с углубленным изучением ряда предметов необходимо углубленно изучать не один предмет, а цикл родственных предметов. В этот цикл должны входить:

учебный предмет, изучаемый углубленно;

прикладной предмет, который, с одной стороны, продолжает и углубляет учебный предмет, а с другой - дает практическую подготовку на базе этого предмета;

учебный предмет, близкий к основному предмету, знание которого существенно важно для изучения основного предмета.

Например, в классах с углубленным изучением физики целесообразно углубленно изучать и математику, а на базе углубленного изучения физики и математики в качестве прикладного предмета целесообразно изучать один из следующих предметов: радиоэлектронику, электротехнику, светотехнику и т. п. В этом случае прикладной предмет ставит определенный акцент и на изучение профилирующих предметов.

Образовавшийся цикл предметов внутренне согласован. Изучение одних предметов создает базу для других и естественным образом дополняет и углубляет их. Совершенно очевидно, что для углубленного изучения подобным образом сформированного цикла предметов необходимо дополнительное время. Это время берется за счет факультативных занятий. Изучение прикладных предметов имеет практический характер и проводится за счет часов, отведенных на трудовое обучение. В качестве примера приведем учебный план классов с углубленным изучением физики.

Учебный план классов с углубленным изучением физики

(профилирующие предметы)

Примечание. После знака “плюс” стоит число дополнительных часов, выделенных для углубленного изучения предметов по выбору.

Из таблицы видно, что на углубленное изучение предметов, к которым учащиеся проявили повышенный интерес, в итоге за 3 года выделяется 529 часов.

Педагогические задачи, стоящие перед преподаванием в классах с углубленным изучением, не отличаются принципиально от задач обычного курса, но имеют свои специфические особенности, учет которых существенно важен.

Источником этих особенностей в конечном итоге является то обстоятельство, что в эти классы подбираются учащиеся с ярко выраженным интересом к выбранным ими предметам. Зная основной источник особенностей, постараемся вычленить их.

Первая особенность заключается в необходимости более глубокого и полного, чем обычно, изучения явлений, понятий, законов и теорий, предусмотренных программой средней школы. Это связано в первую очередь с необходимостью удовлетворить ярко выраженные интересы учащихся. Приведем пример, иллюстрирующий сказанное. Объясняя явление термоэлектронной эмиссии в классах, где физика изучается на обычном уровне, учителя, как правило, ограничиваются сообщением о том, что нагретый проводник испускает электроны, и демонстрируют соответствующий опыт. Такое изучение явления непригодно для классов с углубленным изучением физики по следующим причинам. Во-первых, учащиеся обычно уже знакомы с явлением термоэлектронной эмиссии в примерно таком же объеме, и их интересы к явлению в этом случае не удовлетворяются; во-вторых, столь поверхностное объяснение явления не создает необходимой базы для достаточно глубокого понимания принципа работы электронных ламп; в-третьих, в этом случае не закладывается необходимый теоретический фундамент для электроники, изучение которой предусмотрено учебным планом этого класса. Поэтому явление термоэлектронной эмиссии в этих классах надо изучать глубже.

Вторая особенность заключается в необходимости более строгой логики в изложении материала. На первый взгляд кажется, что требование достаточно тривиально и в одинаковой мере применимо к любому преподаванию вообще. Однако это не совсем так. Дело в том, что, интересуясь тем или иным предметом, учащиеся внимательнее и строже относятся к объяснению учителя и замечают такие детали, которые учащиеся, изучающие предмет на обычном уровне, не видят. Кроме того, строгая логика изложения материала дает возможность учащимся более глубоко проникнуть в логику изучаемого явления и оптимальным путем прийти к знаниям на высоком уровне, тем самым частично снимается перегрузка.

Третья особенность заключается в том, что учитель, ведущий профилирующий предмет, должен не только глубоко знать свой предмет, но и знать его на современном уровне, быть в курсе новейших публикаций, много читать и многим интересоваться. Дело в том, что учащиеся, интересуясь тем или иным предметом, много читают, просматривают большое число научно-популярных, а иногда и научных журналов и, не во всем разбираясь, обращаются к учителю с вопросами. Готовность учителя к этим воп-

росам в конечном итоге является условием успеха или неуспеха в его работе с классом.

Четвертая особенность преподавания в классах с углубленным изучением заключается в возможности и целесообразности более широкого использования знаний из близких предметов. Так, на уроках литературы целесообразно шире использовать знания учащихся по истории, и наоборот. На уроках физики - знания по математике, на уроках биологии - знания по химии и т. п. При этом происходит столь плодотворное влияние предметов друг на друга, что знания учащихся приобретают большую глубину и осознанность, а главное, систематичность. Так, хорошие математические знания учащихся при их умелом использовании в преподавании физики позволят просто и доходчиво показать индуктивный характер установления основных физических закономерностей на основе эксперимента и дедуктивный характер вывода, следствий из установленных закономерностей. Это в конечном итоге приведет к повышению общего уровня преподавания.

Ни цели, ни задачи, наконец, ни особенности Преподавания в классах с углубленным изучением не ставят перед профилирующим предметом задач, принципиально отличных от задач, стоящих перед курсом обычного уровня. А это означает, что содержание профилирующего предмета не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах.

Между тем иногда имеется тенденция значительно расширять содержание профилирующих предметов за счет включения в них материала, который в настоящее время изучается в высшей школе. Эта тенденция особенно заметна в ряде опубликованных работ, посвященных методике преподавания физики и математики в специализированных математических и физико-математических школах.

Мы считаем подобный подход к определению содержания курса профилирующего предмета педагогически несостоятельным по следующим причинам:

значительное расширение профилирующего предмета неизбежно приведет к перегрузке учащихся, что в конечном итоге отразится на их здоровье и на успехах по другим предметам;

как уже было сказано выше, перед курсом профилирующего предмета не стоят такие задачи, для решения которых нужно было бы значительно расширить его объем;

анализ учебного материала, предлагаемого различными авторами для включения в программу курсов профилирующих предметов, показывает их сложность, которая превосходит возможности большинства учащихся 15-17 лет,

развитие мышления и прочность запоминания изученного материала бывают выше в том случае, когда глубоко изучается небольшой по объему материал. Наоборот, при поверхностном изучении большого по объему учебного материала трудно развивать мышление школьников и добиваться прочных знаний материала,

любая целесообразно спроектированная система образования требует согласования программ средней и высшей школы. Расширение программы средней школы должно повлечь за собой изменение программ высшей школы, в противном случае оно нецелесообразно;

наконец, следует учитывать, что при объективной сложности вновь вводимого материала и ограниченном числе часов, отводимых на его изучение, неизбежно поверхностное изучение материала большинством учащихся, что приведет учащихся к самообману:

им будет казаться, что они уже знают предмет, тогда как на самом деле они будут иметь о нем самое поверхностное представление. Подобное верхоглядство может привести к самым тяжелым последствиям

Таким образом, можно утверждать, что курс профилирующих предметов в классах с углубленным изучением по объему содержания не должен сколько-либо заметно отличаться от курса обычной средней общеобразовательной школы.

Сказанное, однако, не означает, что совсем не следует расширять программу. Незначительное расширение программы возможно, но оно должно быть хорошо обосновано педагогическими соображениями. Расширять программу целесообразно, например, в том случае, когда введение нового, незначительного по объему материала существенно улучшит логику изложения курса.

Главное отличие курса повышенного уровня от курса обычной школы должно заключаться в глубине трактовки изучаемых явлений.

Преподавание профилирующих предметов на углубленном уровне, особенно предметов естественно-математического цикла, требует хорошей материальной базы. Так, преподавание физики, химии, радиоэлектроники и химического анализа невозможно без хорошо и рационально оборудованных кабинетов физики, химии, радиоэлектроники, радиомонтажной мастерской (цеха), лаборатории химического анализа и весовой.

Создание материальной базы - дело сложное, требующее определенных материальных затрат. Особые трудности возникают при оборудовании кабинетов и лабораторий по физике, радиоэлектронике, химии и химическому анализу.

Для организации классов с углубленным изучением ряда предметов, помимо комплекта обязательного оборудования, школа должна иметь более совершенное оборудование для самостоятельных экспериментальных работ учащихся. В кабинетах необходимо иметь образцы оборудования, которое используется в современных лабораториях (электронные осциллографы, усилители постоянного и переменного тока, генераторы стандартных сигналов, генераторы импульсов, спектрометры и другое оборудование). Такое оборудование должно накапливаться в школе постепенно с помощью шефствующих организаций.

Для успешного преподавания в классах с углубленным изучением существенно важное значение имеет учебник. Отличие этого

учебника от других учебников должно заключаться, прежде всего, в логической строгости изложения, в глубине трактовки изучаемых явлений и в более частом и широком использовании материала из близких предметов.

Кроме учебника, следует выпускать серию научно-популярных книг.

Изложенное не исчерпывает всех проблем, связанных с преподаванием в классах с углубленным изучением ряда предметов. Мы остановились только на главнейших из них.

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Разработчик – Полякова Любовь Геннадьевна , учитель истории МОУ СОШ №8 города Лениногорска Республики Татарстан

Краткие сведения о разработчике и исполнителе эксперимента:

Образование - высшее педагогическое,

Педагогический стаж – 22 года, в должности – 10 лет,

Квалификация – учитель первой квалификационной категории

Разработчик о себе:

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.

К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.

Во- первых, профильное обучение – средство индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Во-вторых, профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

В-третьих, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между школой и вузом.

Переработав программный материал, изучив нормативно-правовую базу, разработала и реализовала программы элективных курсов «Практическое право» и «Я бы в бизнес пошел…», программы профильных курсов экономики и права.

Научный руководитель : не было

Актуальность темы.

Идея эксперимента заключается в выявлении идей профильного обучения, обеспечивающих личностно-ориентированный учебный процесс и социализацию личности, и использование этих идей для повышения эффективности преподавания профильных предметов экономика и право, формирования конкурентоспособной личности.

Замысел эксперимента состоит в том, чтобы через углубленное изучение учебных предметов существенно развить интеллектуальные и духовно-нравственные способности каждого ученика. Полагаю, что углубленное изучение учебных предметов сделает обучение более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Объект экспериментирования - учебно-воспитательный процесс преподавания экономики и права и тесно связанная с ним внеурочная деятельность.

Предмет экспериментирования – углубленное изучение учебного материала при преподавании экономики и права.

Цель эксперимента – выявить, как углубленное изучение учебного материала по экономике и праву будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения (то есть в зоне ближайшего развития) по этим предметам и на формирование у школьников надпредметных (общеучебных) умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса в другие области образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Осуществить корректировку учебных программ по экономике и праву с целью углубленного их изучения;
  2. Выявить возможности формирования надпредметных способов учебной деятельности (самостоятельная работа с информацией, навыки социального проектирования, исследовательские умения и т.п.) в качестве результата углубленного изучения учебного материала в процессе преподавания экономики и права;
  3. Обогатить научные мировоззренческие представления школьников путем углубленного изучения экономики и права и применения их на практике;
  4. Исследовать возможности профильного обучения в старшем звене школы для формирования конкурентоспособной личности.

Гипотеза эксперимента. Если обеспечить углубленное изучение экономики и права, изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности в условиях профилизации,

то в результате реализации названного:

  1. получим максимально возможные качественные результаты в обучении экономики и праву;
  2. обеспечим качественную подготовку к экзаменам;
  3. создадим оптимальные психолого-педагогические условия развития личности, способствующие её духовному и нравственному воспитанию;
  4. создадим условия для развития мотивов учения, что может сказаться на успешности обучения по другим предметам.

Диагностический инструментарий:

Опрос учащихся и родителей, как участников школьного образовательного процесса, тесты для учащихся, диагностические и контрольные работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Качество знаний учащихся профильного социально-экономического класса в сравнении со средней оценкой по городу;
  2. Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.

Сроки эксперимента : с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года

При получении ожидаемых результатов эксперимент может быть продолжен, а опыт работы обобщен.

Прогноз возможных негативных последствий.

Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, возможностей наилучшего восприятия ими учебного материала, в соответствии с закономерностями и принципами общей теории обучения – дидактики, и частными теориями обучения – предметными методиками, сам эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее неочевидным результатом. Поэтому в реальной образовательной практике могут возникнуть новые резуьтаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Позволю предположить возникновение следующих негативных последствий:

  1. Перегрузка учащихся в силу изучения дополнительных предметов (экономика, право);
  2. Возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуется какие-то дополнительные ресурсы;
  3. Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности

Способы коррекции компенсации возможных негативных последствий :

  1. обстоятельное объяснение родителям и учащимся не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы организации учебно-воспитательного процесса; непосредственное и косвенное включение учащихся в сам процесс эксперимента;
  2. возможность перехода учащихся в классы, где эксперимент не проводился

Функциональные обязанности: учитель обеспечивает процесс преподавания экономики и права с учетом возрастным и психолого-педагогических особенностей учащихся, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

База эксперимента: 11А класс, 16 учащихся

Масштаб эксперимента: экспериментальная работа рассчитана на проведение 2 недельных часов экономики и 2 недельных часов права в 10 классе и в 11 классе. Никаких дополнительных часов к программе не предусматривается.

Статус эксперимента: эксперимент школьного уровня (программа одобрена методическим советом СОШ №8)

Форма представления результатов:

  1. Диагностический материал;
  2. Справка о ходе эксперимента;
  3. Методические разработки уроков;
  4. Заключение по итогам эксперимента.

Научно-методическое обеспечение эксперимента:

  1. Государственные программы по экономике и праву;
  2. Комплекты альтернативных учебников по экономике и праву;
  3. Научно-методическая литература

Результаты экспериментальной работы.

Результаты промежуточного этапа экспериментальной работы свидетельствует о том, что учащиеся профильного социально-экономического класса имеют более глубокие знания по экономике и праву, умеют применять их в нестандартной ситуации.

В экспериментальном классе у учащихся возросли активность, потребность и способность к учебной деятельности, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, умение самоорганизовываться и творчески подходить к решению возникающих проблем. Кроме того, что особенно важно, одновременно с интеллектуальными навыками сформировались

  1. Личностные социально значимые качества учеников: трудолюбие, ответственность, гуманность,
  2. Позитивное отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, к труду, к школе, к природе, к самому себе;
  3. Социально ценные мотивы поведения детей, ответственные поступки.

Результаты экспериментальной деятельности по итогам 2-х лет работы приведены в следующих материалах:

  1. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по экономике за 2 года;
  2. Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по праву за 2 года;
  3. Сравнение показателей воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах.

Для диагностики уровня воспитанности учащихся проведено сравнительное микроисследование учеников экспериментального класса. В данной диагностике ведущими для меня являлись следующие параметры:

  1. Вежливость;
  2. Умение достойно вести себя в обществе;
  3. Выдержка, терпение;
  4. Целеустремленность;
  5. Умение контролировать и анализировать свою работу;
  6. Умение работать самостоятельно;
  7. Умение работать вместе с товарищем;
  8. Умение помогать и принимать помощь от других;
  9. Умение видеть и ценить прекрасное в человеке, в природе, в искусстве.